Выступление на Первых Региональных Балаковских образовательных чтениях
материал (старшая группа)
Предварительный просмотр:
«Как у маленького деревца, еле поднявшегося над землёй,
заботливый садовник укрепляет корень,
от мощности которого зависит жизнь растения
на протяжении нескольких десятилетий,
так и педагог должен заботиться о воспитании
у своих детей чувства безграничной любви к Родине» -
В.А.Сухомлинский
Первые чувства патриотизма. Доступны ли они малышам? Исходя из опыта работы в данном направлении, можно дать утвердительный ответ: дошкольникам доступно чувство любви к родному городу, родной природе, к своей Родине. Это и есть начало патриотизма, который рождается в познании, а формируется в процессе целенаправленного воспитания.
В дошкольном возрасте чувства господствуют над всеми сторонами жизни: ребенок переживает то, что с ним происходит и им совершается, он определенным образом относится к тому, что его окружает. Чувства ребенка – это отношение его к миру, к тому, что он испытывает и делает в форме непосредственного переживания. Эмоции играют важную роль в регуляции детской деятельности, в становлении ценностных ориентиров и отношений.
Чтобы найти верный путь воспитания многогранного чувства любви к Родине, сначала следует представить, на базе каких чувств эта любовь может сформироваться или без каких эмоционально-познавательных основ она не сможет появиться. Чтобы любить и восхищаться своей страной, ее красотой и богатством, надо научить ребенка видеть красоту вокруг себя. Базой патриотического воспитания, когдазарождаются первые ростки нравственно-патриотических чувств, является нравственное, трудовое, умственное воспитание маленького человека.
В соответствии с рабочей программой воспитания в нашем ДОУ традиционно проводятся тематические мероприятия «День матери», «Праздник пап», «Маму я свою люблю», «Любимый сердцу уголок», «Этот День Победы», а также мероприятия по ознакомлению с национальными традициями и культурой народов, проживающих в нашем городе. Важно, чтобы ребенок осознал себя гражданином своей страны и уважительно относился к государственному флагу, гербу и гимну. Для помощи в изучении государственной символики оформлены уголки юного патриота в каждой группе, учитывая возрастные особенности детей
Решая задачу патриотического воспитания -формирования у детей любви и уважения к своей семье , к истории нашего города был задуман долгосрочный проект «Я живу в Пугачеве» и реализован с сентября по май .
Чтобы определиться с этапами проведения проекта, была проделана предварительная работа по выявлению знаний детей о родном городе.
Для этого предложили посмотреть документальный фильм о Пугачеве – «Город трех имен», в котором рассказывалось об истории образования нашего города , об известных людях, которые жили здесь ,интересных местах города Пугачева и связанных с ними легендами.
После просмотра данного фильма было живое обсуждение ,где дети делились впечатлениями. В процессе просмотра было интересно наблюдать за детьми: их реакцией, как они выражали неподдельную заинтересованность и задавали пытливые вопросы.
Одним из известных имен, связанных с историей нашего города, является имя нашего земляка В.И. Чапаева. Естественно ,была организована экскурсия в Дом-музей им.В.И.Чапаева. Там дети узнали много нового - о детстве, юности , боевом пути легендарного командира. В том числе о том, что многие улицы нашего города названы в честь героев гражданской войны. Рассматривая старые фотографии , дети узнавали старинные здания нашего города.
Сравнивая здания старого города и их современный вид, появилось желание посетить краеведческий музей им. К.И Журавлева. Там дети узнали, что располагалось раньше в зданиях и увидели много старинных вещей, которыми пользовались их прабабушки и прадедушки.
Посмотрели выставку, посвященную советскому писателю Алексею Николаевичу Толстому, который родился в нашем городе в 1883 году . Тогда наш город еще назывался Николаевском. Дети знакомы с произведениями писателя : «Золотой ключик или приключения Буратино», «Детство Никиты», « Сорочьи сказки».
Особенно заинтересовала детей экспозиция о знаменитых земляках-героях ВОВ, так как в каждой семье живы воспоминания о родных, которые защищали нашу Родину во время Великой отечественной войны: кто - то из них погиб на местах сражений, кто-то вернулся домой с победой, кто-то обеспечивал победу в тылу.
Дети с родителями подготовили рассказы о родных и близких- участниках Великой отечественной войны.
Совместно с родителями, воспитанники подготовили рассказы о своих семьях- рисовали герб своей семьи , придумывали описание , сочиняли стихи, составляли генеалогическое древо.
Не обошли своим вниманием мы и мероприятия , посвященные годовщине снятия блокады Ленинградаи годовщине Сталинградской битвы.
Родители активно помогали в работе над этапами проекта. Так, например, они снимали видеоролики о старинных зданиях нашего города.
На каждом возрастном этапе проявления патриотизма и нравственно-патриотическое воспитание имеют свои особенности. Патриотизм применительно к ребенку дошкольного возраста определяется нами как его потребность участвовать во всех делах на благо окружающих людей, представителей живой природы, наличие у него таких качеств, как сострадание, сочувствие, чувство собственного достоинства; осознание себя частью окружающего мира.
Таким образом, заложив фундамент с детства, мы можем надеяться, что воспитаем настоящего патриота, любящего свою Родину.
Закончить свое выступление я хочу словами нашего земляка А.Н. Толстого. В своем творчестве он раскрыл чистоту и красоту человеческой души , когда добро побеждает зло.
«Патриотизм – это не значит только одна любовь к Родине. Это гораздо больше… Это сознание своей неотьемлемости от Родины и неотьемлемое переживание вместе с ней ее счастливых и ее несчастных дней.»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тезисы к выступлению в Пасхальных городских Православно-образовательных чтениях
Тезисы к выступлению на дискуссионной площадке для педагогов научно-практической конференции в рамках Пасхальных городских Православно-образовательных чтениях «Свет Христ...
Выступление на "I Муниципальных рождественских образовательных чтениях «Школа, семья, Церковь: духовно – нравственные основы и пути развития».
Доклад по теме: «Опыт работы МКДОУ №1 «Улыбка» по духовно-нравственному воспитанию детей через сетевое взаимодействие с социальными партнерами»....
Региональный этап XXV Международных Рождественских образовательных чтений Секция Духовно-нравственное воспитание в дошкольных учреждениях муниципального образования
Данный материал представлен в виде доклада из опыта работы детского сада по теме «Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста посредством ознакомления с историей и культурой родно...
Рождественские образовательные чтения регионального этапа научно-практической конференции «Нравственные ценности и будущее человечества» г.Ханты –Мансийск.
laquo;Использование проектной деятельности с детьми и родителями в рамках реализации программы«Социокультурные истоки» - «Славна богатырями земля русская»...
Презентация к выступлению на IV муниципальных Рождественских образовательных чтениях "Великая Победа: наследие и наследники"
Презентация "Реализация социально- значимого проекта "Папа военный! Что ж такого?"...
Региональные Рождественские Образовательные Чтения : «Использование игровых методов и приёмов по духовно-нравственному воспитанию старших дошкольников»
Воспитать гражданина - это значит подготовить человека к выполнению функции хозяина, труженика, защитника Родины, готового «болеть» за ее благосостояние. И важно правильно организовать вос...