Рождественские образовательные чтения регионального этапа научно-практической конференции «Нравственные ценности и будущее человечества» г.Ханты –Мансийск.
учебно-методический материал по теме
«Использование проектной деятельности с детьми и родителями
в рамках реализации программы
«Социокультурные истоки» - «Славна богатырями земля русская»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
polezhaeva_yu.a._statya.docx | 26.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Полежаева Юлия Александровна
МБДОУ ДС №8 «Снеговичок»
«Использование проектной деятельности с детьми и родителями
в рамках реализации программы
«Социокультурные истоки» - «Славна богатырями земля русская»
«Гордиться славою предков не только можно, но и должно».
А. С. Пушкин
Одно из основных направлений отечественной педагогики сегодня обращено к духовно-нравственным ценностям российского образования и воспитания. Это направление в настоящее время наиболее перспективно, поскольку связано с восстановлением традиций, уклада жизни, исторической преемственности поколений, сохранением, распространением и развитием национальной культуры и воспитанием бережного отношения к историческому наследию российского народа. Именно этого так не достаёт в настоящее время в нашем современном обществе.
Основная цель программы «Социокультурные истоки» в дошкольный период – заложить формирование духовно-нравственной основы личности, а также присоединить ребёнка и его родителей к базовым духовным, нравственным и социокультурным ценностям России.
Проект нового ФЗ «Об образовании в РФ», ст. 19 «Общие требования к содержанию образования», часть 2 говорит, что «содержание образования должно обеспечивать:
- формирование воспитанника соответствующей современному уровню развития науки системы представлений о картине мира;
- духовно-нравственное развитие личности на основе общечеловеческих социокультурных ценностей, ее интеграцию в национальную, российскую и мировую культуру;
- формирование человека и гражданина, являющегося сознательным членом современного общества, ориентированным на поступательное развитие и совершенствование этого общества»…
Содержание книг для развития детей 3 -7 лет по программе «Социокультурные истоки» носит интегрированный характер. Книги для развития актуализируют знания детей по игровой деятельности, развитию речи, познавательному развитию, изобразительной и музыкальной деятельности, художественно – ручному труду. Вместе с тем содержание книг для развития выводит эти знания на новый мировоззренческий уровень. Важно, чтобы с дошкольного возраста ребенок активно осваивал духовно - нравственный опыт предшествующих поколений.
Таким образом, интеграция программы «Социокультурные истоки» в различные образовательные области позволяет:
- познавать окружающий мир в многообразии и единстве, содействует становлению духовно – нравственной культуры в процессе формирования целостного миропонимания;
- формировать нравственные понятия добра, справедливости, сострадания, любви, совести не только на уровне теоретических знаний, но и на уровне собственного чувственно – духовного опыта;
- активно познавать окружающую действительность, находить причинно-следственные связи, развивает мышление, речь и творческие способности ребёнка, побуждает его мыслить самостоятельно, рефлексивно в межкультурном пространстве (поле знаний);
- воспитывать потребность к свободному самоопределению и ответственность за свой выбор;
- способствовать познанию истоков своей культурной традиции, нравственных и духовных основ общечеловеческих ценностей;
Таким образом, интегративный подход в образовании позволяет за период дошкольного детства заложить основы личности, стремящейся к целостному восприятию мира, способной самостоятельно принимать решение, понимающей, в чём заключается служение Отечеству, способной сохранить и передать следующему поколению отечественные традиции.
Работа с родителями является важным ключевым элементом в реализации программы «Социокультурные истоки» для дошкольного образования. Осознавая тот факт, что решающую роль в духовно-нравственном развитии ребенка играет его семья, говорит о том, что недостаточно формировать систему ценностей у детей в детском саду. Необходимо формировать единую систему ценностей, как в семье, так и в дошкольном учреждении.
Существенной особенностью является непосредственное участие родителей в подготовке и проведении занятий. Активное взаимодействие с ребенком в условиях ДОУ, возможность наблюдать опыт общения с детьми, имеющийся у других родителей, позволяют взрослым приобретать новые способы взаимодействия с ребенком и корректировать собственное поведение.
Для работы с родителями поставлены следующие задачи:
- Объединить усилия детского сада и семьи с целью формирования у взрослых и детей единой системы ценностей.
- Осуществлять руководство взаимодействием взрослых и детей.
- Обеспечивать воспитателя социокультурным инструментарием, способствующим формированию духовно – нравственной основы личности, начиная с дошкольного возраста.
- Повышать педагогическую культуру родителей.
Особое место в рамках программы отводится активным формам развития, таким как ресурсный круг и работа в паре, способствующим приобретению всеми участниками воспитательного процессе коммуникативных и управленческих навыков.
Использование образовательных возможностей социокультурного пространства детского сада в развитии, воспитании и образовании детей
Метод проектов как педагогическая технология — это совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по своей сути, то есть в его основе лежит развитие познавательных навыков детей, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.
Работа над проектом имеет большое значение для развития познавательных интересов ребенка. В этот период происходит интеграция между общими способами решения учебных и творческих задач, общими способами мыслительной, речевой, художественной и другими видами деятельности. Через объединение различных областей знаний формируется целостное видение картины окружающего мира.
В своей работе я использую метод проектной деятельности.
Проект разработан на основании книги «Верность родной земле». Передо мной была поставлена цель: как в доступной и интересной форме дать представление детям о героическом прошлом русского народа Древней Руси, великих русских богатырях – защитниках земли русской; воспитывать чувство гордости за богатырскую силу России, уважение к русским воинам, желание им подражать; пробуждает интерес к физическому самосовершенствованию. А также подключить родителей для совместного обучения. Проект рассматривает былины в широком культурологическом пространстве: связях жанра устного народного творчества с мифами, историей, воплощением былинных мотивов в музыке, изобразительном искусстве. Занятия в рамках данного проекта проходят в микро группах, в парах, в ресурсном круге и носят интегрированный характер.
В группе оформлена предметно-пространственная среда в соответствии с темой проекта:
- создан центр «Богатыри земли Русской»,
в нем размещены иллюстрации русских богатырей, атрибуты (доспехи, кольчуга, шлем, лук и стрелы и т.д.)
- Создан альбом «Богатыри земли Русской»: оформлены страницы иллюстрациями с кратким описанием .
Методическая разработка включает в себя серию интегрированных занятий.
Для работы с родителями и их активного участия был создан интерактивный журнал «Верность родной земле»
Вся работа выстроена в виде интерактивного диалога, что бы пробудить интерес родителей к взаимодействию с педагогам в вопросах духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста. В журнале представлен материал для совместной работы детей и родителей, где родители могут самостоятельно познакомиться с книгой из серии «Социокультурные истоки» «Верность родной земле» для совместного ознакомления детей и родителей с былинами о русских богатырях их одеждой, оружием и т.д. Прослушать и просмотреть в кругу семьи аудио- и видео сказки о богатырях. В журнале представлены игры на закрепление знаний пройденного материала, совместное раскрашивание страниц альбома о защитниках земли русской , а также вопросы к прочтенным былинам что позволяет укрепить детско-родительские отношения. (Ресурсный круг. «За что люди благодарны защитникам Земли Русской?». Диалог детей и родителей. Дети обсуждают с родителями свои варианты ответа на предлагаемый вопрос)
Работа в паре. «Прощенице–благословение»- (Родители и дети показывают обряд благословения).
Прохождение интерактивного диалогового тренажера-игры «Три богатыря» созданного с помощью интернет-ресурсов
Представлен фото- видеоотчет о мероприятиях проходящих в рамках данного проекта.
В результате реализации проекта:
1.Расширился кругозор детей, они узнали много нового и интересного об истории жизни богатырей, вместе с родителями постарались привить уважение и любовь к былинам, вызвать желание быть похожими на смелых и отважных воинов своей страны
2.Познакомились с элементами костюма русского богатыря (кольчуга, рубаха, шлем, сапоги), оружием русского воина.
3. Повысилась психолого-педагогическая компетентность родителей в вопросах духовно-нравственного воспитания дошкольников. Освоили новые интерактивные формы работы
В результате такой целенаправленной работы педагога с родителями, родителей с детьми, педагога с родителями и детьми знания о нравственности становятся осмысленными, прочувствованными, создаются условия для единого контекста воспитания детей, развития социокультурного пространства в дошкольном образовательном учреждении.
Литература:
- Кузьмин И.А. Рекомендации и комментарии по применению программы «Социокультурные истоки» в соответствии с федеральными государственными требованиями к основной общеобразовательной программе дошкольного образования в качестве основы программы духовно-нравственного воспитания образовательного учреждения: Издательский дом «Истоки»-
- Кузьмин И.А., Сильвестрова Л.П. «Духовно-нравственное воспитание дошкольников в контексте Истоковедения»: «Истоковедение», том 11, Издательский дом «Истоки», г. Москва, 2009.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на "I Муниципальных рождественских образовательных чтениях «Школа, семья, Церковь: духовно – нравственные основы и пути развития».
Доклад по теме: «Опыт работы МКДОУ №1 «Улыбка» по духовно-нравственному воспитанию детей через сетевое взаимодействие с социальными партнерами»....
Круглый стол «Нравственные ценности и будущее человечества». Выступление «Формирование духовно-нравственных ценностей у дошкольников на основе программы Л. Л. Шевченко "Добрый мир"».
Круглый стол "Нравственные ценности и будущее человечества". Выступление "Формирование духовно-нравственных ценностей у дошкольников на основе программы Л.Л.Шевченко "Добрый мир&qu...
Рождественские педагогические чтения по теме: "Нравственные ценности и будущее человечества".
Цель: Создание условий для взаимодействия ДОУ и семьи в вопросе духовно-нравственного воспитания детей посредством театрализованной деятельности....
Доклад областной научной - практической конференции VII Сахалинские Рождественские образовательные чтения: «Нравственные ценности и будущее человечества»
laquo;Духовно – нравственное воспитание детей дошкольного возраста посредством народных подвижных игр»...
Программа VII Рождественских образовательных чтений: Нравственные ценности и будущее человечества
Нравственные ценности и будущее человечества...
Программа IX Рождественских Педагогических чтений "Нравственные ценности и будущее человечества"
Тема работы...
Публикация в сборнике "Нравственные ценности и будущее человечества" ( Материалы ежегодных Митрофановских церковно- исторических чтение) Статья "Духовно-нравственное воспитание дошкольников через чтение художественной литературы".
Проблематика деформации духовно-нравственных представлений детей дошкольного возраста. Методы воспитания через мир художественной литературы. Применение эффективных форм воспитания духовно-нравственны...