Статья "Зачем детям дошкольного возраста знать свои истоки"
статья
Мы живем в век развивающихся технологий, науки и компьютеризации, интерес к познанию своих истоков, народного языка, традиций стал потихоньку угасать.
Многие люди почти забыли о своих народных ценностях. Родители наших детей «делают» карьеру, заняты на работе, им некогда рассказать или прочитать сказку, спеть колыбельную перед сном. Дети растут на иностранных мультфильмах, компьютерных играх, tik-tokирах, блоггерах.
Каждому человеку и каждому народу, чтобы жить осмысленно и с достоинством, чтобы пользоваться уважением окружающих, надо знать себя, понимать свое место в мире природы, других людей, других народов. Такое значение и понимание возможны только тогда, когда органически освоена культура своего народа, когда понятно и осмысленно прошлое – далекое и близкое. Вот тогда можно самостоятельно и с успехом планировать свое будущее, выстраивая его фундамент в настоящем.
Необходимость приобщать поколение к национальной культуре трактуется народной мудростью: наше сегодня, как некогда наше прошлое, также творит традиции будущего. Что скажут о них наши потомки? Наши дети должны знать не только историю Российского государства, но и традиции национальной культуры, осознавать, понимать и активно участвовать в возрождение национальной культуры, самореализовывать себя как личность любящую свою Родину, свой народ и все что связано с народной культурой. Русские народные танцы, в которых дети черпают русские нравы, обычаи и русский дух свободы творчества в русской пляске, или устный народный фольклор: считалки, стихи, потешки, прибаутки, заклички, народные игры, в которые дети любят играть.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_zachem_detyam_doshkolnogo_vozrasta_znat_svoi_istoki_.docx | 201.62 КБ |
Предварительный просмотр:
Зачем детям дошкольного возраста знать свои истоки?
Народ, который не знает своей культуры и истории, - презрен и легкомыслен
Карамзин
Калашникова С.А. (Кемерово)
Мы живем в век развивающихся технологий, науки и компьютеризации, интерес к познанию своих истоков, народного языка, традиций стал потихоньку угасать.
Многие люди почти забыли о своих народных ценностях. Родители наших детей «делают» карьеру, заняты на работе, им некогда рассказать или прочитать сказку, спеть колыбельную перед сном. Дети растут на иностранных мультфильмах, компьютерных играх, tik-tokирах, блоггерах.
Каждому человеку и каждому народу, чтобы жить осмысленно и с достоинством, чтобы пользоваться уважением окружающих, надо знать себя, понимать свое место в мире природы, других людей, других народов. Такое значение и понимание возможны только тогда, когда органически освоена культура своего народа, когда понятно и осмысленно прошлое – далекое и близкое. Вот тогда можно самостоятельно и с успехом планировать свое будущее, выстраивая его фундамент в настоящем.
Необходимость приобщать поколение к национальной культуре трактуется народной мудростью: наше сегодня, как некогда наше прошлое, также творит традиции будущего. Что скажут о них наши потомки? Наши дети должны знать не только историю Российского государства, но и традиции национальной культуры, осознавать, понимать и активно участвовать в возрождение национальной культуры, самореализовывать себя как личность любящую свою Родину, свой народ и все что связано с народной культурой. Русские народные танцы, в которых дети черпают русские нравы, обычаи и русский дух свободы творчества в русской пляске, или устный народный фольклор: считалки, стихи, потешки, прибаутки, заклички, народные игры, в которые дети любят играть.
Сила воздействия на ребенка произведений народного творчества возрастает, если ознакомление с ними осуществляется на основе собственной деятельности дошкольника.
Мы в своей работе используем чтение народных сказок и рассматривание иллюстраций к ним. В них рассказывается о прежнем укладе, быте, хозяйстве. Сказки – самый органичный способ познакомить дошкольника с историей. Сказочные герои: Василиса Прекрасная, Илья Муромец, Иван Царевич волнуют, увлекают ребенка, заставляют его плакать и смеяться, показывают ему, что народ считает самым главным богатством – трудолюбие, дружбу и взаимопомощь. У каждого народа свои сказки, и все они по своему, со свойственным данному народу колориту, передаю от поколения к поколению эти нравственные ценности. Слушая сказку, ребенок начинает любить, то что любит его народ и ненавидит то, что ненавидит народ.
Загадки, пословицы и поговорки – это жемчужины народной мудрости, воспринимаются ребенком легко и естественно. В них и юмор, и грусть и глубокая любовь к человеку, к отечеству. Сказки, пословицы, поговорки формируют начало любви к своему народу, к своей стране.
Очень рано в мир ребенка входит природа родного края. Река, лес, поле постепенно оживают для него, от первого общего восприятия ребенок переходит к конкретизации – у него появляются любимые уголки, любимое дерево, тропинки в лесу, место для рыбалки у реки. Это делает лес, речку своими, родными, остающимися в памяти дошкольника на всю жизнь.
В нашей группе совместно с родителями создали мини-музей «Истоки». Рассматривая старинные вещи, трогая их, узнавая историю этих вещей, ребенок получает яркие впечатления и эмоции. Чувства переживания от увиденного и услышанного с последующим их обсуждением – верный способ формировать у ребенка необходимые ему для развития навыки, умения и черты характера.
Мы знакомим детей с официальной и неофициальной символикой наши страны. Организовываем русские народные праздники с соблюдением традиций и обрядов (Святки, Рождество, Масленица, Пасха, Иван Купала, День Петра и Февронии, медовый спас, яблочный спас, Покров день, Новый год, Осенины). На Масленицу мы с детьми поем заклички, водим хороводы, играем в русские народные игры, устраиваем бои на подушках, перетягиваем канаты, узнаем о значении каждого дня масленой недели, собираем Масленицу.
А также мы с детьми отмечаем профессиональные праздники, знакомимся с их историей. Праздники урожая чтим память погибшим войнам, встречи с ветеранами, участниками войн. Ходи на экскурсии к памятникам города.
Необходимо дошкольникам знать свои истоки, любить свою историю, страну и чтить свои традиции. А самая главная наша задача, педагога, - это передать и прочувствовать это все вместе со своими детьми. Если сейчас каждый из нас хочу чуточку начнет ценить то, что мы имеем, передавать своим детям и прилагать все усилия, чтобы все это сохранить, то нас ждет светлое будущее!
Список используемой литературы:
- Аникин В. П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки, детский фольклор. - М. : Учпедгиз, 1957 -240с.
- Аполлонова Н. А. Приобщение дошкольников к русской национальной культуре // Дошк. воспитание. -1992. -№5-6. -С. 5-8.
- Генералова Н. Русские народные потешки в жизни малышей // Дошк. воспитание. -1985 - №11. -С. 21-24.
- Даль В. И. Пословицы и поговорки. Напутное // Русское народное поэтическое творчество. Хрестоматия по фольклористике /Сост.: Ю. Г. Круглов. - М.: Высшая школа, 1986 - С. 185-193.
- Детская психология /Под ред. Я. Л. Коломинского, Е. А. Панько. - Мн.: Университетское, 1988 - 399с.
- Программа «От рождения до школы» под ред. Н. Е Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, Мозаика-Синтез, 2011г.
- Приобщение детей к истокам русской народной культуры. Программа. Учебно-методическое пособие.-2-е изд., перераб. и доп. – СПб: Детство – Пресс, 2010.-304 с: ил.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Приобщение детей дошкольного возраста к к истокам русской народной культуры"
Сообщение из опыта работы....
Хозяйственно – бытовой труд как средство обучения детей дошкольного возраста планирования своей деятельности
Обучение дошкольников умению планировать свою деятельность через хозяйственно - бытовой труд...
План Воспитательно -образовательной работы по формирование патриотических чувств у детей дошкольного возраста к своему народу его обычаям и традициям
материалы для руководителей дошкольных отделений...
Дидактические игры по ФЭМП для детей дошкольного возраста, сделанные своими руками.
Дидактические игры по ФЭМП для детей дошкольного возраста.Занимательные игры вызывают у ребят большой интерес. Дети могут, не отвлекаясь, подолгу упражняться в преобразовании фигур. В дидактических иг...
Презентация «Паровозик здоровья по профилактике и коррекции плоскостопия у детей дошкольного возраста" (оборудование своими руками)
В процессе организации работы профилактической и коррекционной направленности в условиях ДОУ особое внимание необходимо уделять профилактике и коррекции нарушений со стороны опорно-двигательного аппар...
Проект по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста "Родной свой край люби и знай!"
В 2017-2018 учебном году одной из задач воспитания и обучения дошкольников в МАДОУ "Детский сад № 5" являлась задача воспитания гражданских чувств, чувства любви к Родине, родному краю, разв...
Хозяйственно – бытовой труд как средство обучения детей дошкольного возраста планирования своей деятельности
Труд - важнейшее средство воспитания, начиная с дошкольного возраста; в процессе формируется личность ребенка, складываются коллективные взаимоотношения....