«Формирование у детей дошкольного возраста представлений о Кольском Заполярье»
статья
Опыт работы по патриотическому воспитанию. Материал может быть полезен воспитателям дошкольных учреждений, которые формируют у дошкольников гражданско - патриотические чувства.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 39.84 КБ |
Предварительный просмотр:
«Формирование у детей дошкольного возраста представлений
о Кольском Заполярье»
Из опыта работы
Дворникова Валентина Леонидовна
воспитатель
МБДОУ № 5 Терского района
Мурманской области
пгт. Умба
Любовь к родине рождается из чувства любви к своему родному дому, а
основывается оно на чувстве привязанности и ощущении защищенности.
И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности. Свою любовь к родным местам, представление о том, чем они знамениты, какова природа родного края, каким трудом заняты люди в регионе, где живёт ребёнок и его семья – все это взрослые передают детям. Это важно для воспитания нравственных и патриотических чувств, и активную позицию в этом вопросе занимают педагоги дошкольных учреждений.
Любой уголок нашей страны неповторим. Это можно сказать и о Кольском Заполярье. В городах Мурманске, Мончегорске, Апатитах, Кировске есть заводы, высокие дома, широкие проспекты. Многие города, посёлки и сёла славны своим прошлым, имеют памятники старины (Варзуга, Кашкаранцы). Одно село стоит на берегу большой реки (Варзуга), в северной пустыне (Кузомень), а другое затерялось в глухой тайге или на берегу моря (Териберка).
В нашем регионе есть свои артисты, спортсмены, художники, поэты, передовые рабочие. Дошкольники должны иметь представление о героях Великой Отечественной войны, защищавших их родной край.
В Мурманской области неповторимая природа: горы, реки, озёра, моря, тайга, широкие светлые поляны, речные плёсы, обилие водных биоресурсов, диких животных, много «краснокнижных» растений и многое другое.
Из бесед и анкетирования выяснилось, что родители воспитанников имеют лишь поверхностные представления о крае, в котором живут. Эти представления чаще всего лежат в области развлекательных мероприятий, таких как ледовые мероприятия, посещение океанариума, «Снежной деревни», «Саамской деревни» и других. Познавательный аспект таких посещений взрослыми не считается главным, а это обедняет впечатления детей, информационную подачу о достопримечательностях и знаковых событиях Кольского Заполярья. Следовательно, я считаю данную проблему актуальной не только для нашего детского сада, но и для общества в целом.
В этом аспекте педагоги детского сада ставят определённую цель, так как своей деятельностью они формируют будущего гражданина, патриота, воспитывая в нём нравственные качества личности.
Решая задачи по формированию представлений о Кольском Заполярье выделила несколько блоков, а именно:
Блоки группы | Исторические события | Города и сёла Мурманской области | Природа севера | Достопримеч. |
Средняя | Народные промыслы поморов. История своей семьи (начальный этап) | Кандалакша Умба | Лес и реки Кольского Заполярья, обитатели леса и рек | Природные явления – северное сияние, полярный день - ночь |
Старшая | История своей семьи (продолжение) Поморы и саамы. Великая Отечественная война | Апатиты Кировск Варзуга История Умбы | Моря (Белое и Баренцево), Кандалакшский заповедник | Памятник старины в Варзуге, горы Хибины |
Подгот. гр | Боевая Слава Кольского Заполярья. Промысел сереброрудный. | Мурманск Мончегорск Мой родной посёлок - Умба | Лапландский заповедник, геологические памятники | Полезные ископаемые, музеи, флот. |
Каждое направление стало содержанием работы с детьми дошкольного возраста. Конкретное содержание работы с детьми выбирала в зависимости от непосредственного опыта и интересов детей.
Важно не упустить момент, когда потребность в получении информации, географическом, историческом или культурологическом исследовании исходит от самих детей, когда она превращается в мотив коллективно-распределенной деятельности. Например, читая поморские сказки Д.М. Балашова, вместе с детьми обсуждала и выясняла, как выглядели раньше дома, а затем сооружали и украшали макет деревенской (поморской) избы.
В результате появилась настольная дидактическая игра «Быт. Прошлое и настоящее». Через поморские сказки познакомила детей с понятием «поморы» и рассказала о древних промыслах отважных людей – ловлей рыбы и солеварением.
Наибольшую трудность с детьми среднего возраста вызывала работа по ознакомлению с историей города Кандалакша и посёлка Умба, его достопримечательностями. Привлекла родителей к решению данной проблемы. На заседании родительского клуба объяснила им, что при поездке в ближайший город Кандалакшу (110 км) необходимо по возможности провести с детьми небольшую экскурсию по улицам города с тем, чтобы дети увидели отличие городского уклада от сельского. Просила делать фотографии, чтобы впоследствии оформить фотомонтаж «Поездка в Кандалакшу».
С детьми средней группы организовала автоэкскурсию по улицам Умбы. Детям было очень интересно из окон автобуса видеть знакомые улицы. Во время всей поездки комментировала увиденное, знакомила с названием улиц родного посёлка с достопримечательностями улиц, если они имелись. Старалась преподнести материал доходчиво, понятно, эмоционально, начиная, с того что, детей окружает, что они могут непосредственно наблюдать, постепенно расширяя круг их знаний, и, прежде всего с учетом их возраста.
Такая форма работы позволила вызвать у детей чувство восхищения красотой родного посёлка (благо Умба сияла жёлто-оранжевым убранством осенних деревьев), подчеркнуть, что все вокруг создано людьми. Помогали провести такую экскурсию родители воспитанников. Во время её они вспоминали своё детство, и рассказывали детям некоторые эпизоды своего детства, которые происходили на этих улицах. Мне удалось удивить прошлым одной из улиц и взрослых людей, так как ранее продумала включение в экскурсию исторического факта «История одной улицы».
Организовывала встречи клубов «Мамина гостиная», «Папы - защитники». На таких встречах мамы и папы детей рассказывали в каких городах Кольского Заполярья они учились, получая профессию и служили в Армии. Свои рассказы родители сопровождали отметками на карте Мурманской области городов и посёлков. Так незаметно к старшей группе дети расширяли географию Кольского полуострова.
Начиная со старшей группы, уже целенаправленно знакомила детей c историей родного посёлка: почему возникло село на этом месте, объяснила название села Умба и самых древних улиц, рассказала об основателях поселения.
Одно из занятий посвятила знакомству с гербом посёлка, рассказала о создании герба, предложила детям обосновать (выдвинуть гипотезы) имеющиеся на нём символы.
На материале родного посёлка была создана база для ознакомления детей с другими городами Кольского Заполярья, которые они посещали в поездках с родителями. Рассматривали гербы городов, строили предположения о том, люди каких профессий живут в этих городах, какие блага создают они для России: Мончегорск – город металлургов, Апатиты – комбинат минеральных удобрений, Кировск – столица горнолыжного спорта в Заполярье и город шахтёров.
В старшей и подготовительной группе строила работу, чтобы каждый воспитанник проникся славой родного края, почувствовав свою причастность к местным общественным событиям, к культуре малых народностей (саамы).
Обязательно подчеркивала, что каким бы особенным ни был родной край, в нем непременно находит свое отражение то, что типично, характерно для всей страны:
- люди работают на заводах, фабриках, стройках, в разных учреждениях, в магазинах, на фермах, в полях и т.д., они всегда готовы помочь друг другу;
- в родном городе, районе, селе, как и в других местах соблюдаются народные традиции: отмечают общенародные и знаменательные даты, чтят память погибших героев, провожают новобранцев на службу в армию, чествуют знаменитых людей, ветеранов труда и т.д.;
- здесь, как и по всей стране, проявляют заботу о детях;
- в родном краю могут жить люди разных национальностей, они вместе трудятся, отдыхают;
- здесь, как и по всей стране, люди должны беречь и охранять природу;
- каждый человек, любящий Родину, должен проявлять уважение к труду, интерес к культуре родного народа.
Для каждой возрастной группы разработала комплексно-тематическое планирование.
Построение всего образовательного процесса вокруг одного центрального направления дает большие возможности для развития детей. Темы помогают организовать информацию оптимальным способом.
Введение похожих тем в различных возрастных группах обеспечивает достижение единства образовательных целей и преемственности в детском развитии на протяжении всего дошкольного возраста, органичное развитие детей в соответствии с их индивидуальными возможностями.
В соответствии с темой были выбраны следующие формы работы с детьми по ознакомлению с Кольским Заполярьем:
Средства, формы и методы | Результативность | |
Экскурсии в музеи: | ||
Школьный музей Боевой Славы | Посещение музея к годовщинам разгрома фашистов в Заполярье, к Дню Победы. Рассматривание экспонатов военных лет. Мини-лекция экскурсовода по темам. | |
Музей камня в детской библиотеке (основатель : Фришман) | Коллекция минералов и горных пород Кольского полуострова – рассматривание полезных ископаемых региона. Мини-лекции «Аметист», «Амазонит», «Горный хрусталь», «Кварцы», «Астрофилит» | |
Музей поморского быта | Экскурсии тематические (быт поморов, краеведение, флора и фауна Мурманской области) Мастер-класс «Козули» Мастер-класс «Куклы-обереги» Народные праздники: «Рождественские посиделки», «Колядки», «Поморские хороводы» Встречи с мастерами прикладного художественного творчества. | |
Музей наскального искусства «Петроглифы Канозера» | Знакомство с памятником ЮНЭСКО через фотовыставку и презентации. Мастер-класс «Рисунок на камне» | |
Мини-музей детского сада «Латырь» | Экспозиции «Изба»; «Глендониты»; «Аметисты»; «Деревянная игрушка», «Поморское кружево», «Тканевые игрушки». «Полотенце». Выставка книг о Заполярье (авторские презентации) Рассматривание и пополнение гербария Оформление экскурсионных материалов: «Берег Белого моря», «Говорливая Умба река», «Достопримечательности Терского берега», «История куклы», «Поморские промыслы», «История поморской прялки». Книга поморских рецептов Рукописные книги детей и педагогов о Северном крае. Материалы и реальные фронтовые предметы . Коллекция военной техники в игрушках. | |
Экскурсии на предприятия и в частные владения | «Северная пекарня», «Дом с русской печью», «Северный сад», «Северный розарий», «Волонтёрский центр», Детская библиотека, «Центр ремёсел» | |
Экскурсия по памятным местам | «На берег Белого моря», «Стелла погибшим в годы ВОВ», | |
Картинная галерея детского сада | Выставки репродукций картин художника Марии Жервэ по теме «Терский берег» пленерные работы. Выставка картин Ларисы Терещук «Природа северного края. Заполярье» Выставка репродукций картин художников Мурманской области «Города Мурманской области». | |
Наблюдения | Организация наблюдений в природе . Поисковая деятельность Экспериментальная деятельность на экологической тропе детского сада | |
Чтение художественной литературы, разучивание стихотворений; | Прослушивание произведений о Кольском Заполярье, беседы по произведениям. Стихотворные марафоны. Конкурсы чтецов по тематике. Чтение детьми стихов местных поэтов на их творческих вечерах. | |
Рассматривание картин, книг и открыток о родном крае; | Знакомство с трудом шахтёров, рыбаков, металлургов, военных. Знакомство и закрепление знаний о городах и посёлках Кольского Заполярья. | |
Туристические походы, организация наблюдений за природой | «Белое море», «К заливу, где кричат чайки», «Одуванчиковая поляна», «Сосновый бор» | |
Просмотр слайдов и презентаций | «Чудеса - картинки», «Приезжай на север к нам» - презентации стихов педагогов Терещук Л.П и Дворниковой В.Л. «Северная сирень в Мурманске» и фотомонтаж о высадке сирени на участке детского сада. Набор презентаций о ВОВ в Заполярье. «Мончегорский музей камня», «Мурманский краеведческий музей» - виртуальная экскурсия. Презентации о Варзуге и Кузомени |
Эмоционально воспринимать окружающее детям помогают яркое, живое слово, музыка, изобразительное искусство. Слушая песни, стихи о родном крае, о подвигах и труде, о природе родной страны, ребята могут радоваться или печалиться, ощущать свою причастность к героическому и настоящему жителей Кольского Заполярья.
Среди наших педагогов есть музыкальные руководители, которые создали песни о Кольском крае. Это Лариса Терещук и Раиса Шиловская. Их песни звучат на детских и взрослых праздниках, принимаются с благодарностью слушателями: и взрослыми, и детьми.
Предлагаю детям рисовать рисунки на темы «Край родной», «Животные из Красной книги Мурманской области», «На рыбалке с папой». Это позволяет ребёнку отразить свои впечатления о пережитом событии в продуктивной деятельности.
Интересно, познавательно проходят мероприятия для детей краеведческого направления «Туристята». Дошкольники не только показывают свои знания о природе Кольского Заполярья, не только упражняются в ловкости, сноровке и находчивости, но и пробуют создать и оформить свою экологическую газету, которую затем с гордостью демонстрируют родителям, старшим сёстрам и братьям.
Многие перечисленные выше мероприятия были включены в проектную деятельность, которая является эффективной при формировании у детей представлений о Кольском Заполярье.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Средства формирования у детей дошкольного возраста уважительного и чувства принадлежности к сообществу и детей и взрослых образовательной организации»
1.Анализ недостатков в результатах, в основном процессе и в условиях профессиональной деятельности. 2.Формулировка профессиональной проблемы на основе проведенного анализа.3. Описание новых образ...
Консультация для воспитателей: «Формирование словаря детей дошкольного возраста с ОНР в группе компенсирующей направленности для детей с ЗПР через дидактические игры»
Консультация может быть полезна для воспитателей, так как представлен не только теоретический материал, но и практический....
«Формирование у детей дошкольного возраста предпосылок к учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования в соответствии с ФГОС ДО»
Круглый стол«Преемственность в речевом развитии детей дошкольного и младшего школьного возраста»...
Формирование у детей дошкольного возраста предпосылок к учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования в соответствии с ФГОС ДО
Сообщение«Формирование у детей дошкольного возраста предпосылок к учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования в соответствии с ФГОС ДО» Круглый ст...
Формирование у детей дошкольного возраста предпосылок учебной деятельности, на этапе завершения ими дошкольного образования.
Школьное обучение никогда не начинается с пустого места, а всегда опирается на определенную стадию развития, проделанную ребенком (Л. С. Выгодский)...
Консультация для воспитателей дошкольного образования «Формирование у детей дошкольного возраста представлений о математических характеристиках окружающего мира в развивающих играх»
Консультация для воспитателей дошкольного образования «Формирование у детей дошкольного возраста представлений о математических характеристиках окружающего мира в развивающих играх»...
Семинар практикум: "Формирование у детей дошкольного возраста предпосылок к учебной деятельности на этапе завершения дошкольного образования"
Протокол заседания Форсайт-центра "Модель выпускника"...