"Использование в свободной деятельности дидактических игр с развивающим материалом Блоки Дьенеша"
методическая разработка (старшая группа)

Тарасова Марина Касемовна

Блоки Дьенеша, не объемные фигуры, а плоские.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Развитие у старших дошкольников инициативы и самостоятельности через использование дидактических игр с развивающим материалом  Блоки Дьенеша».

Цель:

воспитание самостоятельности, инициативности, настойчивости в достижении цели через решение логических задач с блоками Дьенеша.

Задачи:

1. Формирование основных приемов логического мышления: сравнение, обобщение, анализ, синтез, классификация, сериация, аналогия, систематизация, абстрагирование.

2. Развитие умения выявлять свойства в объектах, называть их, адекватно обозначать их отсутствие, обобщать объекты по их свойствам, обосновывать свои суждения

3. Развитие знаний, умений и навыков, необходимых для самостоятельного решения учебных задач.

Актуальность.

В ФГОС указывается, что одним из основных принципов дошкольного образования является поддержка детей в различных видах деятельности. Поддержка инициативы является также условием, необходимым для создания социальной ситуации развития детей.

Самостоятельная работа не самоцель. Она является средством борьбы за глубокие и прочные знания дошкольников, средством формирования у них активности и самостоятельности как черт личности, развития их умственных способностей.

На этапе завершения дошкольного образования целевыми ориентирами, определёнными ФГОС, предусматриваются следующие возрастные характеристики возможности детей:

ребёнок овладевает основными культурными способами деятельности;

проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др. ;

способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности.

Самостоятельность (из словаря Ожегова) – независимость, свобода от внешних влияний, принуждений, от посторонней поддержки и помощи.

Инициатива (из словаря Ожегова) – внутреннее побуждение к новым формам деятельности, руководящая роль в каких-нибудь действиях.

Инициативность показывает развитие деятельности личности, проявляется во всех видах деятельности, но ярче всего – в общении, предметной деятельности, игре, экспериментировании. Это важнейший показатель детского интеллекта, его развития. Инициативность является непременным условием совершенствования всей познавательной деятельности ребенка. Инициативный ребенок стремится к организации игр, продуктивных видов деятельности, содержательного общения, он умеет найти занятие, соответствующее собственному желанию, включиться в разговор, предложить интересное дело другим детям.

В дошкольном возрасте инициативность связана с проявлением любознательности, пытливости ума, изобретательностью. Инициативного ребенка отличает содержательность интересов.

С переходом к школьному обучению характер самостоятельности меняется: ребенок должен самостоятельно ориентироваться в ситуации, мыслить самостоятельно, высказывать свою точку зрения.

Сформироваться такая самостоятельность не может за 1-2 месяца адаптации к школе. Вот почему такое важное значение формированию этого качества должно уделяться в старшем дошкольном возрасте.

Наш детский сад работает по программе «Детство», в которой предусматривается работа с учебно-игровым пособием «Логические блоки Дьенеша».

Блоки Золтана Дьенеша - это уникальный игровой дидактический материал, через который решается ряд воспитательных и образовательных задач. Одна из которых воспитание самостоятельности и инициативности, настойчивости в достижении цели.

Система работы с дошкольниками по использованию блоков Дьенеша включает в себя следующие направления:

• Составление перспективного планирования.

• Создание развивающей среды.

• Использование дидактических игр и упражнений с блоками Дьенеша в НОД.

• Использование блоков Дьенеша в самостоятельной деятельности.

• Взаимодействие с родителями.

В своей работе я придерживаюсь концепции Л. С. Выготского:

сначала деятельность детей осуществляется совместно со взрослыми, затем – в совместной деятельности со сверстниками и, наконец, становится самостоятельной деятельностью ребёнка.

Задачу формирования активной, самостоятельной, творческой личности необходимо решать, начиная с младшего дошкольного возраста.

Развивающая предметно-пространственная среда нашей группы организована таким образом, чтобы дать возможность действовать индивидуально или вместе со сверстниками, не навязывая обязательной совместной деятельности. Она обеспечивает моим воспитанникам познавательную активность, соответствует их интересам и имеет развивающий характер.

В игротеке выделено специальное место, где в свободном доступе находятся комплекты игр, цветные альбомы, разнообразные схемы, алгоритмы.

В работе использую различные методы и приемы, которые позволят обеспечить мотивацию занятий.

Для поддержания интереса к обучению, необходимо использовать игровые методы и приемы.

Сюжетная подача математического содержания (использование сюжетов, сказочных персонажей).

Сенсорная привлекательность материала, с которым дети имеют дело (демонстрационный, раздаточный материал, схемы, игры).

Индивидуальная работа. Целесообразно отстающих детей с новым материалом знакомить раньше, чем детей с высоким уровнем развития

Предлагаемые игры-занятия предполагают совместный поиск решения, коллективное размышление, интеллектуальное сотрудничество, а не соревнование и поиск ошибок друг у друга.

Не травмирующая оценка. В младшем возрасте – только положительная. В среднем и старшем – сравнение результатов деятельности ребенка с его же собственными предшествующими достижениями, а не с работой других детей.

Логические блоки используют с 2-3 летнего возраста. С ними ребенок выполняет различные действия: выкладывает, меняет местами, убирает, прячет, ищет, делит между «поссорившимися» игрушками и т. д. Блоки Дьенеша – прекрасный материал для замещения любых предметов. Так маленький красный треугольник можно легко превратиться в маленькую красную треугольную рыбку, а большая синяя круглая фигура может стать прекрасным пирожным для медвежонка.

Работу с блоками я начала с младшего возраста. Придерживалась принципа от простого к сложному.

На данном возрастном этапе (младший и средний возраст, дети уже знают все свойства блоков и обозначение этих свойств на кодовых карточках. Но в самостоятельной деятельности пока просто манипулируют с блоками (фигурами, либо используют как конструктор. Здесь инициатива проявляется только как желание конструирования.

В младшем возрасте подойдут простые игры и упражнения на сортировку элементов по форме, цвету, размеру, толщине. На первом этапе знакомства с блоками ребенок изучает фигуры и знакомится с кодовыми карточками. К концу года малыши находят фигуры по 3-м свойствам.

В среднем возрасте игры и упражнения с блоками усложняются. Используются карточки, на которых изображается отсутствие признака (не красный, не маленький и т. п.). Игры становятся разнообразнее. В игре «Угадай, что лишнее», из трех фигур ребенок должен догадаться, какая из них лишняя и по какому принципу (по цвету, форме, размеру или толщине).

В игре «Расскажи про машину»

, ребенок закрепляет умение ориентироваться в пространстве (слева, справа, учится составлять описательные рассказы с использованием определений.

Игра "Наведи порядок"

, помогает детям самостоятельно придумывать различные варианты расположения карточек-символов.

Основное умение, необходимое для игры с блоками в старшем дошкольном возрасте – это умение выявлять в различных объектах разнообразные свойства, называть их, адекватно обозначать словом их наличие или отсутствие свойств (вводится понятие отрицания частица «не»). Необходимо удерживать в памяти одновременно до четырех свойств, обобщать объекты по этим свойствам с учётом наличия или отсутствия каждого. Дети получают умение строго следовать правилам при выполнении действий. Приближаются к пониманию того, что нарушение правил не позволяет получить верный результат.

Чаще всего в организованной или свободной деятельности воспитатели предлагают детям выложить две дорожки или цепочку, где каждая следующая фигура отличается от предыдущей каким-то свойством.

Следующий уровень сложности – это работа с обручами, где моделируется разбиение множества на 8 классов (попарно пересекающихся множеств) с помощью трёх свойств. Как альтернативу игр с обручами, можно использовать задания со шнурами.

В старшем возрасте в игре по типу

«Найди недостающую фигуру»

так же уместно использование блоков. Использование карточек со свободными клетками, позволяет детям проявляя свою инициативу самостоятельно ставить задачу перед играющими, договариваться о правилах.

Для игры «Магазин», необходимы карточки с изображением предметов. Дети приходят в магазин, где представлен большой выбор игрушек, изображенных на карточках. У каждого ребенка логические фигуры - «денежки». На одну «денежку» можно купить только одну игрушку, в которой есть хотя бы одно свойство логической фигуры.

«Наряди елочку». На елке должно быть 5 рядов бус. В каждом ряду три бусинки. Цифра на карточке указывает порядковый номер нитки бус (счет начинаем с верхушки елки). Повесим первый ряд бус (карточки с цифрой 1). Закрашенный кружок показывает нам место бусинки на ниточке. Наряжаем елочку в соответствии с указанными в карточке символами.

Из логических блоков Дьенеша можно составлять плоскостные изображения предметов, например, машинку, паровоз, трактор, дом, башню, волшебный ключик, различных животных и т. д.

В группе имеются готовые карточки-схемы с 3-4 символами, которые дети самостоятельно используют в играх.

«Домино»

. Первый ребенок кладет фигуру, второй берет карточку, в соответствии с которой выбирается следующая фигура.

«Лото».

Ведущий по очереди вынимает из мешочка карточки с символами, кодирующими 3 – 4 свойства предмета. Если у играющего, он закрывает эту квартиру чистым листом, тот, кто первым закрывает «все квартиры в этом доме», становится ведущим.

Кроме использования карточек, можно использовать альбом с символами. Для этого подойдет любой старый перекидной календарь на спирали. Этот альбом ручного изготовления привлекает детей своей мобильностью – задания ребёнок на ходу придумывает и меняет.

Дети этого возраста любят игры с кубиками. Мы изготовили 4 кубика, на гранях которых изображены символы свойств блоков (размер, форма, цвет, толщина) и символы отрицания свойств. Своеобразие логических кубиков - возможность «случайного» выбора свойств (подбрасыванием кубика, а это всегда нравится детям. Самостоятельно изготовленные кубики со свойствами, можно использовать в игре «Домино». Дети могут придумать игры самостоятельно.

Дошкольники применяют блоки в сюжетных играх в качестве заместителей. В игре “Магазин” – деньги обозначаются блоками, цены на товар обозначаются кодовыми карточками. «Почта» – адрес на посылке, письме, открытке обозначаются блоками, адрес на домике обозначается кодовыми карточками. «Поезд», «Театр» – билеты, места.

В старшем возрасте дети учатся не только кодировать, но и декодировать информацию о свойствах предметов. Для этого используются игры с различными таблицами. Особый интерес у детей вызывает применение в игре таблица с меняющимися символами. Сложность работы с этой таблицей заключается в выборе правильных контуров таблицы.

"Дешифровка". Предлагаю детям ключ к расшифровке. Используя ключ, дети находят зашифрованные фигуры.

Чтобы игра была более интересной, используются различные игровые ситуации.

Освоив эту таблицу с воспитателем, дети используют её самостоятельно в игре «Школа», «Какая фигура спряталась?»

В особую группу можно выделить игры, которые требуют хороших навыков вычислительной деятельности, умения решать примеры на сложение и вычитание. Когда дошкольники освоили состав числа в пределах 10, игровую среду пополнили таблицей, в которой каждый символ соответствует определенной цифре.

Детям предлагается таблица, в которой каждый символ соответствует определенной цифре.

Интересных игр много! Ребятишки всегда с удовольствием решают логические загадки и всегда испытывают радость от представленной выше игровой деятельности, которая раскрывает перед детьми новые возможности, дает рост их достижениям и связывает растущую самостоятельность и инициативность с успешной перспективой обучения в школе.

Игра, являясь ведущим видом деятельности дошкольников, позволяет организовать предматематическую подготовку благодаря использованию специальных дидактических пособий. Одним из таких пособий являются набор логические блоки Дьенеша. В методической и научно-популярной литературе этот материал можно встретить под разными названиями: «логические фигуры» (Фидлер М.), «логические кубики» (Копылов Г.), «логические блоки» (Столяр А.). Но в каждом из названий подчеркивается направленность на развитие логического мышления. Дидактический набор логические блоки Дьенеша состоит из 48 объемных геометрических фигур, различающихся по форме, цвету, размеру и толщине. Таким образом, каждая фигура характеризуется четырьмя свойствами: цветом, формой, размером и толщиной. В наборе нет даже двух фигур, одинаковых по всем свойствам. Конкретные варианты свойств (красный, синий, желтый, прямоугольный, круглый, треугольный, квадратный) и различия по величине и толщине фигур такие, которые дети легко распознают и называют.

В процессе разнообразных действий с логическими блоками (разбиение, выкладывание по определенным правилам, перестроение),  дети овладевают различными мыслительными умениями интеллектуального развития: анализа, абстрагирования, сравнения, классификации, обобщения, кодирования декодирования, а также логические операции «не», «И», «ИЛИ».

Используя блоки, можно закладывать в сознание малышей начала элементарной алгоритмической культуры мышления, развивать у них способность действовать в уме, осваивать представления о числах и геометрических фигурах, пространственную ориентировку.

Логические блоки представляют собой эталоны форм — геометрические фигуры (круг, квадрат, равносторонний треугольник, прямоугольник) и являются прекрасным средством ознакомления маленьких детей с формами предметов и геометрическими фигурами.

Комплект логических блоков дает возможность вести детей в их развитии от оперирования одним свойством предметов к оперированию двумя, тремя и четырьмя свойствами. В процессе различных действий с блоками дети сначала осваивают умения выявлять и абстрагировать в предметах (цвет, форму, размер, толщину), сравнивать, классифицировать и обобщать предметы по каждому из этих свойств.

Затем они овладевают умениями анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать предметы сразу по двум свойствам (цвету и форме, форме и размеру, размеру и толщине и т. д.),  несколько позже — по трем (цвету, форме и размеру; форме, размеру и толщине; цвету, размеру и толщине) и по четырем свойствам (цвету, форме, размеру и толщине). При этом в одном и том же упражнении легко можно менять степень сложности задания с учетом возможностей детей. Например, несколько детей строят дорожки от избушки медведя, чтобы помочь Машеньке убежать к дедушке и бабушке. Но один ребенок строит дорожку так, чтобы в ней не было рядом блоков одинаковой формы (оперирование одним свойством), другой — чтобы не было рядом блоков, одинаковых по форме и цвету (оперирование сразу двумя свойствами), третий — чтобы рядом не было одинаковых по форме, цвету и размеру блоков (оперирование одновременно тремя свойствами).

Наряду с логическими блоками в работе применяются кодовые карточки (5×5 см, на которых условно обозначены свойства блоков (цвет, форма, размер, толщина) – всего 11 карточек. И 11 карточек с отрицанием свойств.

  • цвет обозначается пятном;
  • форма-контур фигур (круглый, прямоугольный,);
  • величина — силуэт домика (большой, маленький);
  • толщина — условное изображение человеческой фигуры (толстый и тонкий).

Использование карточек позволяет развивать у детей способность к замещению и моделированию свойств, умение кодировать и декодировать информацию о них. Эти способности и умения развиваются в процессе выполнения разнообразных предметно-игровых действий. Так, подбирая карточки, которые «рассказывают» о цвете, форме, величине или толщине блоков, дети упражняются в замещении и кодировании свойств. В процессе поиска блоков со свойствами, указанными на карточках, дети овладевают умением декодировать информацию о них

Карточки-свойства помогают детям перейти от наглядно — образного к наглядно-схематическому мышлению, а карточки с отрицанием свойств становятся мостиком к словесно-логическому мышлению.

Поскольку логические блоки представляют собой эталоны форм — геометрических фигур (круг, квадрат, равносторонний треугольник, прямоугольник), они могут широко использоваться при ознакомлении детей, начиная с раннего возраста, с формами предметов и геометрическими фигурами при решении многих других развивающих задач.

В пособии Е.А. Носовой и Р.Л. Непомнящей  «Логика и математика для дошкольников»  [3] представлены 4 группы постепенно усложняющихся игр и упражнений с логическими блоками:

  1. Для развития умений выявлять и абстрагировать свойства (развивают у детей умения оперировать одним свойством: выявлять и абстрагировать одно свойство от других, сравнивать, классифицировать и обобщать предметы на его основе. С их помощью дети получат первые представления о замещении свойств знаками-символами, освоят умение строго следовать правилам при выполнении действий, приблизятся к пониманию того, нарушение правил не позволяет достичь верного результата. Можно отнести такие игры и упражнения, как «Найди клад», «Помоги муравьишкам», «Необычные фигуры» и другие);
  2. Для развития умений сравнивать предметы по их свойствам (развивают у детей умения оперировать сразу двумя свойствами: выявлять и абстрагировать два свойства; сравнивать, классифицировать и обобщать предметы сразу по двум свойствам. Они даются в такой последовательности, что обеспечивают овладение ребенком умениями сначала сравнивать, затем классифицировать и обобщать предметы. При этом сначала ребенок осваивает сравнение предметов по заданным свойствам, затем – по самостоятельно выделенным, постепенно переходит от сравнения двух предметов к сравнению трех. Можно предложить такие игры и упражнения, как «Дорожки», «Домино» и др.);
  3. Для развития действий классификации и обобщения (формируют умения оперировать сразу тремя свойствами);
  4. Для развития способности к логическим действиям и операциям.

Игры с логическими блоками позволяют: познакомить с формой, цветом, размером, толщиной объектов; развивать пространственные представления; развивать логическое мышление, представление о множестве, операции над множествами (сравнение, разбиение, классификация, абстрагирование, кодирование и декодирование информации); усвоить элементарные навыки алгоритмической культуры мышления, развивать умения выявлять свойства в объектах, называть их, обобщать объекты по их свойствам, объяснять сходства и различия объектов, обосновывать свои рассуждения; развивать познавательные процессы, мыслительные операции, воспитывать самостоятельность, инициативу, настойчивость в достижении цели.

В целях более эффективного ознакомления детей со свойствами логических блоков можно предложить им следующие задания:

  • найди такие же фигуры, как эта, по цвету (по форме, по размеру, по толщине);
  • найди не такие фигуры, как эта, по форме (по размеру, по толщине, по цвету);
  • найди синие фигуры (треугольные, красные, квадратные, большие, желтые, тонкие, толстые, маленькие, круглые, прямоугольные);
  • назови, какая эта фигура по цвету (по форме, по размеру, по толщине).

Логические блоки Дьенеша однозначно оказывают положительное влияние на всестороннее развитие детей:

  1. Блоки Дьенеша знакомят детей с основными геометрическими фигурами, учат различать их по цвету, форме, величине;
  2. Блоки Дьенеша способствуют развитию у детей логического мышления, комбинаторики, аналитических способностей, формируют начальные навыки, необходимые детям в дальнейшем для умения решать логические задачи;
  3. Блоки Дьенеша помогают развить у дошкольников умение выявлять в объектах разнообразные свойства, называть их, адекватно обозначать словами их отсутствие, абстрагировать и удерживать в памяти одновременно два или три свойства объекта, обобщать рассматриваемые объекты по одному или нескольким свойствам;
  4. Блоки Дьенеша дают детям первое представление о таких сложнейших понятиях как алгоритмы, кодирование информации, логические операции;
  5. Блоки Дьенеша способствуют развитию речи: дети строят фразы с союзами «и», «или», частицей «не» и т.д.;
  6. Блоки Дьенеша помогают развивать психические процессы дошкольников: восприятие, внимание, память, воображение и интеллект.
  7. Блоки Дьенеша развивают творческое воображение и учат детей креативно мыслить [4, c. 16].

Блоки Дьенеша  универсальный дидактический материал, позволяющий успешно реализовывать задачи умственного, познавательного развития детей.

Логические Блоки Дьенеша можно использовать в любой возрастной группе (усложняя или упрощая задания), тем самым предоставляется огромное поле деятельности для творчества педагога. 

Для того чтобы поддержать интерес детей к занятиям, к обучению, необходимо разнообразить их игровыми задачами, сюжетами, персонажами. 

Весь комплекс игр и упражнений с логическими блоками Дьенеша – это длинная интеллектуальная лестница, а сами игры и упражнения ее ступеньки. На каждую из этих ступенек ребенок должен встать. Особенности структуры игр и упражнений позволяют по-разному варьировать возможность их использования на различных этапах обучения. Каждую игру можно использовать в любой возрастной группе (усложняя или упрощая задания), тем самым предоставляется огромное поле деятельности для творчества педагога. Для того чтобы поддержать интерес детей к занятиям, к обучению, необходимо разнообразить их игровыми задачами, сюжетами, персонажами.

Свою работу с Блоками Дьенеша, мы начали со среднего возраста. В среднем дошкольном возрасте происходят некоторые качественные изменения в развитии восприятия, чему способствует освоение детьми 4—5 лет некоторых сенсорных эталонов (формы, цвета, размерных проявлений). Материалы и пособия «Логические Блоки Денеша», позволили организовать разнообразную практическую деятельность детей: пересчитать, соотнести, сгруппировать, упорядочить.

Характерной особенностью старших дошкольников является появление интереса к проблемам, выходящим за рамки личного опыта. Для детей постарше предлагались игры на разбиение на группы по свойствам, выкладывание по определенным правилам, перестроение и др. Логические блоки помогали ребенку овладеть мыслительными операциями и действиями, важными для общего интеллектуального развития. К таким действиям относятся: выявление свойств, их абстрагирование, сравнение, классификация, обобщение, кодирование и декодирование, а также логические операции «не», «и», «или».

Используя блоки, можно закладывать в сознание малышей начала элементарной алгоритмической культуры мышления, развивать у них способность действовать в уме, осваивать представления о числах и геометрических фигурах, пространственную ориентировку.

Формы организации работы с логическими Блоками Дьенеша. 

  • Занятия (комплексные, интегрированные), обеспечивающие наглядность, системность и доступность, смену деятельности. 
  • Совместная и самостоятельная игровая деятельность (дидактические игры, настольно-печатные, подвижные, сюжетно-ролевые игры, экспериментирование, моделирование и др.). 
  • Вне занятий, в предметно-развивающей среде (ИЗО-деятельность, аппликация, режимные моменты, предметные ориентиры). 

Но эти действия появляются только в результате специально организованного обучения на занятиях и в повседневной жизни детей дошкольного возраста, в создании оптимальных условий для развития у них логического мышления через грамотное построение целостного педагогического процесса.

Можно использовать следующие формы организации работы с логическими блоками с дошкольниками:

1.ОД. Игры с логическими блоками используются в образовательной деятельности как часть занятия для закрепления знаний и представлений дошкольников; также можно использовать сюжетно-игровые занятия по ФЭМП, полностью основанные на играх с блоками Дьенеша.

2. Совместная и самостоятельная игровая деятельность (игры развивающие, подвижные, сюжетно – ролевые; экспериментирование, познавательно-исследовательская деятельность, моделирование сказок, развитие и усвоение навыков звукового анализа слова и т.п.)

Ведущая педагогическая идея состоит в том, что для того чтобы ребёнок начал мыслить, перед ним необходимо поставить новую задачу, в процессе решения которой он мог бы использовать приобретённые ранее знания и умения использования блоков Дьенеша и карточек-схем к ним применительно к новым обстоятельствам.

Большое значение в развитии логического мышления ребёнка-дошкольника приобретает в связи с этим организация разных видов детской активности, которые развивали бы у ребёнка познавательные интересы, ставили бы перед ним определённые познавательные задачи, заставляли бы самостоятельно производить определённые умственные операции для достижения нужного результата. Этому служат проблемные вопросы, задаваемые воспитателем во время занятий, прогулок и наблюдений, дидактические игры, носящие познавательный характер, всякого рода загадки и головоломки, специально предназначенные для стимуляции умственной активности ребёнка.

Отбирая методы и приёмы, мы, как воспитатели, всегда помним, что в основе образовательного процесса лежит проблемно-игровая технология. Поэтому при использовании блоков Дьенеша преимущество всегда отдаётся игре, как основному методу обучения дошкольников, а также экспериментированию, решению творческих и проблемных задач в практической деятельности.

Логические приемы как средство формирования логического мышления дошкольников в процессе действий с блоками Дьенеша – это сравнение, синтез, анализ, классификация, доказательство и другие – можно применять во всех видах деятельности в ДОУ.

едагогические возможности блоков Дьенеша очень велики. 

Использование логических блоков развивает все стороны личности ребёнка, активизирует скрытые интеллектуальные возможности детей дошкольного возраста, способствует развитию логического мышления детей 

Педагогические возможности блоков Дьенеша очень велики. Использование логических блоков развивает все стороны личности ребёнка, активизирует скрытые интеллектуальные возможности детей, формируя при этом логическое мышление.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование информационно – коммуникативных технологий для ознакомления родителей с дидактическим материалом «Блоки Дьенеша»

Консультация для родителей: "Технология использования дидактических игр с блоками Дьенеша" с использованием презентации MS Power Point....

Информация из опыта работы «Использование развивающей игры Блоки Дьенеша в работе с детьми по математическому развитию».

Эффективное развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста -одно из актуальных проблем современности. Дошкольники с развитым интеллектом быстрее запоминают материал, более уверены в...

Конспект совместной деятельности по познавательному развитию с использованием технологии развивающих игр (блоков Дьенеша) на тему «Город цветных человечков».

Конспект совместной деятельности по познавательному развитию с использованием технологии развивающих игр (блоков Дьенеша) на тему «Город цветных человечков»....

Информация из опыта работы «Использование развивающей игры Блоки Дьенеша в работе с детьми по математическому развитию».

Материал поможет воспитателям организовать работу с детьми с развивающей игрой "Блоки Дьенеша"...

«Организация познавательно-исследовательской деятельности с детьми старшего дошкольного возраста через использование развивающих игр блоков Дьенеша и палочек Кюизенера»

Данный обогащённый опыт даёт реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, обогащает память, активизирует  мыслительные процессы, учит рассуждать и аргументировать собственные у...

Конспект совместной деятельности по познавательному развитию с использованием технологии развивающих игр (блоков Дьенеша) на тему «Город цветных человечков».

Цель:           1)  закрепить знания детей о понятиях «цвет», «форма»;2)  развивать умение обобщать, классифиц...