Статья "Создание предметно-развивающей среды в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников"
статья
Статья раскрывает, как грамотно создаавть предметно-развивающую среду в воспитании нравственно-патриотических чувств дошкольников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 21.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Статья «Создание предметно-развивающей среды в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников».
Огромные изменения произошли в нашей стране за последние годы. Это
касается нравственных ценностей, отношения к событиям нашей истории и к
отдельным личностям. Изменилось отношение людей к Родине. Если раньше
мы постоянно слышали и сами пели хвалебные гимны своей стране, то
сейчас о ней говорят в основном негативно. Однако трудности переходного
периода не являются причиной приостановки нравственно-патриотического
воспитания. Как бы не менялось общество, воспитание у подрастающего
поколения любви к своей стране, гордости за нее необходимо в любое время.
И если мы хотим, чтобы наши дети полюбили свою страну, свой город, нам
нужно показать их с привлекательной стороны. Тем более, что нам есть чем
гордиться. К.Д. Ушинский писал: «Ребенку нечего отрицать, ему нужна
положительная пища, кормить его ненавистью, отчаянием и презрением
может только человек, не понимающий потребностей детства».
Чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это и любовь к
родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности
с окружающим миром, и желание сохранять и приумножить богатство своей
страны. Поэтому нашей задачей, как педагогов является: воспитание у
ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице,
городу; формирование бережного отношения к природе и всему живому;
воспитание уважения к труду; развитие интереса к русским традициям и
промыслам; формирование элементарных знаний о правах человека;
расширение представлений о городах (смотря, где живет ребенок);
знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн); развитие
чувства ответственности и гордости за достижения страны; формирование
толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям. Данные
задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в
труде, в быту. Патриотическое воспитание ребенка – сложный
педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств.
Реализовать работу по нравственно-патриотическому воспитанию
помогает развивающая среда в группах, созданная педагогами детского
сада.
Правильно организованная развивающая среда в группах детского сада
позволяет каждому ребенку найти занятие по душе, поверить в свои силы и
способности, научится взаимодействовать с педагогами сверстниками,
понимать и оценивать их чувства и поступки.
Содержание предметно-развивающей среды должно соответствовать
интересам мальчиков и девочек, периодически изменяться, постоянно
обогащаться, обеспечивать «зоны ближайшего развития» детей.
Расположение предметов и организация развивающей среды в различных
возрастных группах имеют отличительные признаки. В группах среднего,
старшего и подготовительного к школе возраста могут быть созданы «уголки
уединения» и психологического отдыха. В каждой возрастной группе
продумана рациональная и целесообразная расстановка мебели с выделением
различных уголков.
Воспитателями могут быть изготовлены дидактические пособия по
нравственно-патриотическому воспитанию детей: план города, на котором
дети без труда узнают свой детский сад; представлены различные виды
театра по русским народным сказкам; созданы макеты климатических и
природных зон с представителями флоры и фауны. Традиционные уголки по
изобразительной деятельности превращены в настоящие творческие
мастерские. Интерьеры могут украшать куклы в национальных костюмах,
игрушки и атрибуты для сюжетно-ролевых игр, сделанные руками
воспитателей и родителей. Для развития познавательной активности детей
важно, чтобы «информация», заложенная в среде, не обнаруживала себя
сразу полностью, а побуждала ребенка к её поиску. С этой целью в старших
дошкольных группах должен иметься периодически меняющийся материал:
лабиринты, кроссворды на знание родного города, края, страны, её символов.
С целью пополнения развивающей среды приобретены настольные печатные
игры «Профессии», «Сказки», «Зоологическое лото» и другие.
Среда должна побуждать детей и к двигательной активности, давать им
возможность выполнять разнообразные движения, испытывать радость от
этого. А что может быть доступней народных игр, сопровождаемых
художественным словом? Поэтому физкультурные уголки кроме привычного
спортивного оборудования содержат атрибуты для подвижных народных игр.
Для нравственно-эстетического развития детей в каждой группе должны
быть организованы музыкально-театральные уголки, в которых подобраны
соответствующие пособия с использованием фланелеграфа, масок сказочных
персонажей, музыкально – дидактические игры, музыкальные инструменты,
в том числе и фольклорные. Музыкальным руководителем детского сада
собрана фонотека с записями шелеста листьев, плеска воды, пения птиц.
Музыкальные инструменты использоваться на вечерах досуга, ярмарках,
выпускных вечерах.
Для нравственно-патриотического воспитания должен быть создан уголок
патриотического воспитания, куда входят: символика страны, области,
родного города; альбомы с фотографиями родного города, столицы области,
страны; книги предприятий родного города; литература по патриотическому
воспитанию.
Также может быть создана полочка красоты, где выставлены изделия
декоративно-прикладного искусства. Беседы о работах народных мастеров
помогает детям понять, как приятно делать красивые и нужные вещи для
людей, радовать своих близких, родных и друзей.
«Полочка красоты» не простая, а волшебная! На ней появляются очень
красивые предметы и вновь исчезают. Кто первый из детей заметит на
полочке новое, тот получает право первым рассмотреть этот предмет: взять
его в руки и, если это, возможно, поиграть с ним.
Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложный и
длительный, требующий от педагогов большой личной убежденности и
вдохновения. Эта достаточно кропотливая работа в детском саду должна
вестись систематически, планомерно во всех возрастных группах, в разных
видах деятельности по направлениям: «Семья», «Родной город», «Родной
край», «Знакомство с трудом взрослых», «Воспитание любви и уважения к
защитникам Отечества», «Москва – столица нашей Родины».
Патриотическое чувство по своей природе многогранно, оно объединяет
все стороны личности: нравственную, умственную, эстетическое и
физическое развитие. Предполагает воздействие на каждую из сторон для
получения единого результата. Этому способствуют специально
организованные занятия по развитию речи и ознакомлению с окружающим,
по изобразительной деятельности, музыкальные и физкультурные занятия,
праздники и развлечения. Педагоги могут продолжить работу по
патриотическому воспитанию на кружковых занятиях. В кружке по
физическому развитию разучивать подвижные народные игры, по
музыкальному развитию – русские народные песни и пляски. В кружке по
изобразительной деятельности познакомить детей с разными видами
народной росписи. В театральном кружке инсценировать русские народные
сказки.
Знакомство с историей Родины начинается с занятий, которые помогают
обратить внимание детей на самих себя, на основе познания себя
формировать умение видеть и понимать другого человека, проявлять
сопереживание и сочувствие к людям. Большое значение имеет закрепление
и развитие любви и привязанности ребенка к своей семье, формирование
представления о семье, родословной, воспитание гордости за
принадлежность к своему роду, желание стать продолжателем лучших
традиций своих предков. Для этого педагоги рассказывают детям, как и
почему появились у людей имена, проводят беседы «Происхождение
фамилий», «Мой дом, моя семья». Показывают иллюстрации, оформляют
семейные фотоальбомы, записывают детские рассказы об интересных
событиях в семье, проводят увлекательные вечера досуга «Отдыхаем всей
семьёй».
Чтобы воспитать любовь к родному краю, растениям и животным,
населяющим его, вызвать желание общаться с природой, оказывать
посильную помощь в ее охране, сформировать активную позицию – не
равнодушного созерцателя, а деятельного и культурного участника в
процессе решения экологических проблем могут проводится экскурсии,
целевые прогулки, наблюдения, исследования, опыты и мини-походы.
Формы организации различны: диспуты, маршрутные игры-путешествия,
турниры-викторины, инсценирование экологических сказок. Дети должны
посещать библиотеку, где проводятся или тематические мероприятия, или
выставки.
Родители должны знать, что изучают дети в детском саду, как идет
развитие познавательных интересов и социальных чувств детей, быть
помощниками педагогов в сложном деле воспитания патриотов. В рамках
этой деятельности особое значение приобретает информация для родителей в
родительском уголке, проведение консультаций и бесед с патриотической
тематикой, родительские собрания с предварительным анкетированием или в
нетрадиционной форме, посещения на дому, привлечение родителей к
участию в праздниках, развлечениях, походах, экскурсиях, приглашения на
комплексные занятия.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Предметно - развивающая среда как средство патриотического воспитание дошкольников.
Неоспоримо значение правильно организованной предметно – развивающей среды для жизни и развития ребенка дошкольного возраста.Понятие «среда», буквально означает «середина» - это то, что занимает проме...
Консультация для педагогов «Предметно-развивающая среда как средство экологического воспитания дошкольников»
Консультация для педагогов «Предметно-развивающая среда как средство экологического воспитания дошкольников»...
Предметно развивающая среда по нравственно патриотическому воспитанию дошкольников
предметно-развивающая среда для дошкольников по нравственно-патриотическому воспитанию...
"Создание предметно-пространственной среды по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников"
Обобщение опыта работы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников...
Предметно-развивающая среда по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников
Реализовать работу по нравственно-патриотическому воспитанию помогает развивающая среда в группе,созданная педагогами. Уголок патриотического воспитания может состоять из:- Центра краеведения;-Мини-му...
Презентация опыта работы по нравственно-патриотическому направлению воспитания дошкольников.
Презентация опыта работы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников...
Доклад с презентацией "Предметно-развивающая среда по нравственно-патриотическому воспитанию с учётом регионального компонента в группах ДОУ".
Социальный заказ государства на воспитание человека — образованного, нравственного, обладающего чувством ответственности за судьбу страны — нашел свое отражение в государственных документа...