Консультирование неполных семей в ДОУ
методическая разработка
Консультирование по поводу детско-родительских отношений может проводиться как в рамках семейного консультирования, так и в рамках возрастно-психологического консультирования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultirovanie_nepolnyh_semey_v_dou.docx | 32.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультирование неполных семей в ДОУ
Проблема: нарушение детско-родительских отношений в неполных семьях ДОУ.
Для выявления особенностей обратившихся на консультацию семей использую диагностические методики:
- Интервью для исследования взаимоотношений между родителями и детьми (Алексеева Е.Е.).
- Методика исследования родительских установок и реакций PARI.
- Опросник для родителей «Типы воспитания детей».
- Диагностика родительского отношения к ребенку А.Я. Варга, В.В. Столина.
- Опросник АСВ для родителей детей в возрасте 3-10 лет. Эйдемиллер Э.Г.
- Методика «Рисунок семьи»
- Тест для родителей «Две фигуры» изучения из взаимоотношений с ребенком.
- Проективная игра «Почта» (модификация теста Е. Антони и Е. Бине).
- Социометрическая методика «Два домика» (по Т.Д. Марцинковской).
- Методика «Цветик-восьмицветик» (Велиева С.В.)
Консультирование по поводу детско-родительских отношений может проводиться как в рамках семейного консультирования, так и в рамках возрастно-психологического консультирования.
В самом общем виде весь процесс психологического консультирования по проблемам в детско-родительских отношениях, а также каждая сессия этого процесса включает те же этапы, что и любой вид консультирования:
1) построение отношений – установление контакта на первой сессии и поддержание его на последующих;
2) основная часть – работа с проблемой, которая включает:
– расспрос клиента (ов) (сбор информации, определение проблемы, формулирование конструктивного запроса);
– проведение, если это целесообразно, диагностики причин неблагополучия;
– формулирование консультативных гипотез и их проверка;
– выработка, оценка, сравнение гипотетических решений проблемы;
– подробное планирование действий на основе выбранного решения;
– в случае необходимости обучение родителя конструктивным приемам взаимодействия с ребенком;
3) завершение, включающее обобщение результатов, получение обратной связи от клиентов и выход из контакта.
Рекомендации родителям по оптимизации детско-родительских отношений.
Доверие – основные составляющие доверительных отношений между родителями и ребенком
Принятие ребенка – это когда ребенка принимают полностью – и его сильные стороны, и его слабости. Ребенок на подсознательном уровне, «всеми фибрами своей души» должен чувствовать: «Меня любят не за то, каким я должен быть, а за то, каков я есть». Психологи отмечают, что при таком подходе ребенок получает необходимую эмоциональную поддержку для изменения себя и своего поведения. В ситуации принятия очень важен физический контакт. Специалисты говорят о четырех обязательных объятиях в день (это минимум, который нужно нарушать в сторону увеличения)!
Уважение детской личности – уважительное отношение включает в себя следующие компоненты:
1. Возможность быть услышанным взрослым.
Естественно, это не означает, что мы постоянно должны соглашаться с ребенком, отдавать ему пальму первенства в разговоре. Желательно выстроить ваши диалоги таким образом, чтобы ребенок чувствовал, что с его мыслями и мнением считаются, что его позиция принимается наравне с другими. Он может ошибаться, но может и услышать извинения взрослого, когда тот неправ. Кстати, ваши точные и простые извинения (если в них, конечно, есть необходимость) покажут ребенку, что вы уважаете его чувства и сожалеете о своем поведении.
2. Уважение к ребенку проявляется в честном отношении взрослого к личному пространству ребенка
Ребенку необходимо знать, что есть кто-то, кому он может доверять, кто-то, кто сохранит его тайну. Искренность, неподдельность в общении с ребенком
3. Третья составляющая доверительных отношений – это: в отношениях с ребенком не нужно «казаться», нужно «быть». Надо продолжать жить своей жизнью, в которой роль «воспитателя» является одной из нескольких, а не единственной. Если взрослый искренен с самим собой, искренность и откровенность в отношениях с детьми для него будет естественной, он будет отдавать себя, выражать свои истинные чувства. Что бы ни произошло, ребенок должен чувствовать по отношению к себе и к своим проблемам искренний интерес и заботу. Однако все это должно исходить от живых людей, а не от манекенов, надевших заданные маски.
Формирование позитивных ожиданий в отношении ребенка
Следующий важный момент в создании доверительных отношений: ребенок учится настолько хуже или лучше, насколько взрослый верит в него. Нужно сказать, что в жизни (а не только в учебе) поведение ребенка во многом определяется тем, чего от него ожидают.
Эффективная похвала
Вы когда-нибудь задумывались над тем, как часто вы хвалите своего ребенка, как вы это делаете, сколько хороших слов у вас есть в запасе? У американцев есть специальные буклеты, где учителям и родителям предлагается 101 способ похвалы! Похвала может быть заслуженная, искренняя, немедленная, конкретная, направленная на внутреннюю мотивацию, индивидуальная, повторяющаяся, спонтанная и прочее. Всегда действуйте по ситуации и руководствуйтесь своими эмоциями, тогда ваша похвала будет искренней и эффективной.
Руководство по развитию доверительных отношений
- Делитесь вашими чувствами с детьми.
- Не скрывайте от них своих радостей и огорчений.
- Дайте детям возможность быть услышанными. Ребенку, как и взрослому, необходимо понимание того, что его слушают, когда он говорит. Вы можете выбрать в течение дня определенный период – час или даже несколько минут, когда вы отложите все свои дела и ваше внимание будет полностью принадлежать ему.
- Принимайте активное участие во всех занятиях ребенка. Этим вы, с одной стороны, как бы «делитесь собой», с другой – выступаете образцом увлеченного выполнения заданий.
- Сделайте ящик «Личные письма». Поощряйте детей писать вам письма личного характера, где они описывают свои чувства, переживания.
- Оставляйте ребенку специальные записочки с признанием тех или иных его заслуг.
Три способа открыть ребенку свою любовь:
- Слово
Называйте ребенка ласковыми именами, придумывайте домашние прозвища, рассказывайте сказки, различные поучительные истории. И пусть в вашем голосе звучит нежность, нежность и только нежность.
2. Прикосновение
Иногда достаточно взять ребенка за руку, погладить по волосам, поцеловать, чтобы он перестал плакать, капризничать и расстраиваться. А потому как можно больше ласкайте своего ребенка, не обращая внимание на советы многоопытных родителей. Психологи пришли к выводу, что физический контакт с матерью стимулирует физиологическое и эмоциональное развитие ребенка. Переласкать ребенка, считают психологи, невозможно.
3. Взгляд
Не разговаривайте с ребенком, стоя к нему спиной или вполоборота, не кричите ему из соседней комнаты. Подойдите, посмотрите ему в глаза и скажите то, что хотите.
Все это может помочь оптимизировать (улучшить) отношения с собственным ребенком, снизить уровень конфликтности, агрессии, повысить уровень доверия, что в свою очередь приводит к миру и благополучию в семье.
Рекомендации для родителей:
1. Изменение поведения взрослого и его отношения к ребёнку:
– стройте взаимоотношения с ребёнком на взаимопонимании и доверии;
– контролируйте поведение ребёнка, не навязывая ему жёстких правил;
– избегайте, с одной стороны, чрезмерной мягкости, а с другой – завышенных требований к ребёнку;
– не давайте ребёнку категорических указаний, избегайте слов «нет» и «нельзя»;
– повторяйте свою просьбу одними и теми же словами много раз;
– для подкрепления устных инструкций используйте зрительную стимуляцию;
– помните, что чрезмерная болтливость, подвижность и недисциплинированность ребенка не являются умышленными;
– выслушайте то, что хочет сказать ребёнок;
– не настаивайте на том, чтобы ребёнок обязательно принёс извинения за поступок.
2. Изменение психологического микроклимата в семье:
– уделяйте ребёнку достаточно внимания;
– проводите досуг всей семьёй;
– не допускайте ссор в присутствии ребёнка.
3. Организация режима дня и места для занятий:
– установите твёрдый распорядок дня для ребёнка и всех членов семьи;
– снижайте влияние отвлекающих факторов во время выполнения ребёнком задания;
– избегайте по возможности больших скоплений людей;
– помните, что переутомление способствует снижению самоконтроля и нарастанию гиперактивности.
4. Специальная поведенческая программа:
– не прибегайте к физическому наказанию! Если есть необходимость прибегнуть к наказанию, то целесообразно использовать сидение в определённом месте после совершения поступка;
– чаще хвалите ребёнка.
– постепенно расширяйте обязанности, предварительно обсудив их с ребёнком;
– не разрешайте откладывать выполнение задания на другое время;
– не давайте ребёнку поручений, не соответствующих его уровню развития, возрасту и способностям;
– помогайте ребёнку приступить к выполнению задания, так как это самый трудный этап;
– не давайте одновременно несколько указаний. Задание, которое даётся «особому» ребёнку, не должно иметь сложной инструкции и состоять из нескольких звеньев.
Советы педагогам:
Для того чтобы детско-родительские отношения были гармоничны необходимо:
- реализовывать программы социально-педагогической поддержки, сопровождения, коррекции, направленные на работу со всеми субъектами образовательного процесса, и в первую очередь, с родителями;
- осуществлять психолого-педагогическое обучение родителей – просвещение родителей.
- использовать современные формы работы с родителями в соответствии с характером существующей проблемы, такие как: участие в мастер-классах, направленных на помощь в организации детской деятельности в домашних условиях (нетрадиционным техникам рисования, работы с бумажными салфетками и лепке из соленого теста.), а также на организацию игр в вечерние часы и выходные или праздничные дни.
- совместно с родителями организация мини – музеев. Данная форма работы способствует формированию культуры поведения, систематизации
ранее полученных знаний у детей.
- открытые занятия с участием родителей, как носителей новой интересной информации о своей работе, или как сказочного персонажа для повышения интереса к изучаемому материалу, или как мастера для передачи своего опыта и умений;
- совместная проектная деятельность. Разработка и реализация совместных с родителями проектов позволяет заинтересовывать родителей перспективами нового направления развития детей и вовлекать их в жизнь нашего ДОУ;
- участие родителей в формировании предметно – пространственной среды. - организация и проведение дней открытых дверей;
- прогулки-экскурсии с родителями;
- в конце года с участием родителей проведение творческого отчета по итогам года.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рекомендации по работе с неполными семьями.
От структыры и состава семьи во многом зависят особенности воспитания детей....
Воспитание ребенка в неполной семье
Воспитание ребенка в неполной семье По данным демографа А.Г. Волкова, среди детей дошкольного возраста каждый десятый ребенок воспитывается одним родителем, а среди детей школьного возраста -...
Дети дошкольного возраста в полных и неполных семьях
Функция и их взаимосвязь с семьей...
Программа социально-педагогической помощи неполным семьям «Моя семья – мое богатство»
Настоящая программа предназначена для работы социального педагога с неполными семьями....
Неполная семья. Работа с детьми из неполных семей.
Неполная семья. Работа с детьми из неполных семей. Семья – важнейшая форма организации личного быта, основанная на супружеском союзе и родственных связях, т.е. отно...
Психологические подходы к ролевой структуре семьи и типологии семейных функций (выдержка из статьи "Образ матери" в представлениях дошкольников из неполных семей)
Современная семья выступает как объект пристального внимания со стороны разных отраслей науки. По мнению Т.Г.Поспеловой [38, с.89], многие проблемы лежат на стыке социально-психологического и психолог...
Выступление с презентацией "Неполные семьи. Сопровождение неполной семьи".
Каждый десятый ребенок среди детей дошкольного возраста воспитывается одним родителем. "Материнская" семья сегодня среди неполных семей по - прежнему наиболее распространена. Каждая неполная...