Духовно- нравственное воспитание дошкольников
рабочая программа
Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся является первостепенной задачей современной образовательной системы и представляет собой важный компонент социального заказа для образования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
duhovno-nravstvennoe_vospitanie.docx | 102.84 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа
«Духовно-нравственного развития и воспитания
личности гражданина России»
приложение к образовательной Программе
МБДОУ д/с № 33 «Буратино»
2022 год
Содержание
1. Целевой раздел
1.1.Пояснительная записка
1.2 Принципы и подходы реализации программы по духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России
1.3. Планируемые результаты освоения Программы
2. Содержательный раздел
2.1. Приемы, методы, формы реализации программы
2.2. Характеристика возраста детей
2.3.Содержание тематического планирования материала
2.4. Взаимодействие с семьями воспитанников
2.5 Традиции образовательного учреждения
2.6.Организация развивающей предметно-пространственной среды
3. Организационный раздел
3.1. Методическое, материально - техническое обеспечение программы
3.2 Методическая литература
1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.1. Пояснительная записка
Рабочая программа духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России новый документ, который МБДОУ д/с № 33 «Буратино» разработало на основании изменений Президента в Федеральном законе «Об образовании № 273-ФЗ в Российской Федерации» от 31.07.2020 № 304-ФЗ. Закон дает право, образовательному учреждению самостоятельно разрабатывать и утверждать программу духовно-нравственного развития и воспитания (п. 1 ст. 12.1 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ) и определять структуру и содержание данного документа. Рабочая программа духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России является частью образовательной программы ДОУ и разработана на основе:
- Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования (далее – Концепция) в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Законом Российской Федерации «Об образовании», на основе ежегодных посланий Президента России Федеральному собранию Российской Федерации. Концепция духовно-нравственного воспитания личности гражданина России – документ, разработанный как основа реализации ФГОС с целью определения методов, форм, содержания воспитания и выделение его, как приоритетное направление в образовании.
Концепция является методологической основой разработки и реализации федерального государственного образовательного стандарта общего образования. Она представляет собой ценностно-нормативную основу взаимодействия общеобразовательных учреждений с другими субъектами социализации – семьей, общественными организациями, религиозными объединениями, учреждениями дополнительного образования, культуры и спорта, средствами массовой информации..
Цель такого взаимодействия – обеспечение условий для духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения.
- Парциальной программы Зеленовой Н.Г., Осиповой Л.Е. «Мы живём в России» по гражданско-патриотическому воспитанию дошкольников Москва- 2016.
Содержание Программы определено на три года, но при необходимости корректируется в соответствии с реальными изменяющимися событиями жизни. Программа построена с учетом возрастных и психологических особенностей дошкольников, учитывает тенденции модернизации российского образования.
Таким образом, духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся является первостепенной задачей современной образовательной системы и представляет собой важный компонент социального заказа для образования.
Социальный заказ образованию устанавливается в следующей системе фундаментальных социальных и педагогических понятий, а также отношений между ними:
- нация ― государственно-территориальная и политико-правовая общность, существующая на основе общих политических, историко-культурных и духовно-ценностных характеристик и общего самосознания. Такой общностью является многонациональный народ Российской Федерации, который представляет собой многоэтничную гражданскую нацию, включающую этнические общности, которыми в России могут называться «нации» (в этнокультурном и социально-политическом смыслах), национальности и народы. Двойное использование категории нация (в общегражданском и этнокультурном значении) не противоречит конституционному положению «мы, многонациональный народ Российской Федерации», означая, что Россия есть национальное государство, а ее народ представляет собой нацию наций;
- национальное государство – государство с общей, контролируемой центральной властью, хозяйственно-экономической основой, с общей территорией, с общими историко-культурными ценностями жителей страны. Российская Федерация - национальное государство, имеющее разнообразный этнический и религиозный состав населения и отличающееся большой региональной спецификой;
- национальное самосознание (идентичность) – разделяемое всеми гражданами представление о своей стране, ее народе, чувство принадлежности к своей стране и народу. Основу национальной идентичности составляют базовые национальные ценности и общая историческая судьба;
- формирование национальной идентичности – формирование у личности представления о многонациональном народе Российской Федерации как о гражданской нации и воспитание патриотизма;
- патриотизм – чувство и сформировавшаяся позиция верности своей стране и солидарности с ее народом. Патриотизм включает чувство гордости за свое Отечество, малую Родину, т.е. город или сельскую местность, где гражданин родился и воспитывался. Патриотизм включает активную гражданскую позицию, готовность к служению Отечеству;
- гражданское общество – общество, способное к самоорганизации на всех уровнях, от местных сообществ до общенационального (государственного) уровня, активно выражающее свои запросы и интересы как через свободно и демократически избранные органы власти и самоуправления, так и через институты гражданского общества, к которым относятся, прежде всего, общественные группы, организации и коалиции, а также формы прямого волеизъявления. Гражданское общество обладает способностью защищать свои права и интересы как через власть и закон, так и путем контроля над властью и воздействия на власть и на правовые нормы. Гражданское общество обязательно предполагает наличие в нем ответственного гражданина, воспитание которого является главной целью образования;
- многообразие культур и народов – культурное многообразие, существующее в стране и в мире в целом. Для России это существование, диалог и взаимообогащение всех культурных потоков (или слоев): общенациональной, общероссийской культуры на основе русского языка, этнических культур многонационального народа Российской Федерации и глобальных или мировых культурных явлений и систем. Культурное многообразие и свобода культурного выбора являются условием развития, стабильности и гражданского согласия;
- межэтнический мир и согласие – единство в многообразии, признание и поддержка культур, традиций и самосознания всех представителей многонационального народа Российской Федерации, гарантированное равноправие граждан независимо от национальности, а также политика интеграции, предотвращения напряженности и разрешения конфликтов на этнической или религиозной основе. Межэтнический мир включает политику толерантности, т.е. признания и уважения культурных и других различий среди граждан страны и проживающих в ней граждан других стран;
- социализация – усвоение человеком социального опыта в процессе образования и жизнедеятельности посредством вхождения в социальную среду, установления социальных связей, принятия ценностей различных социальных групп и общества в целом, активного воспроизводства системы общественных отношений;
- развитие – процесс и результат перехода к новому, более совершенному качественному состоянию, от простого к сложному, от низшего к высшему, к некоей степени духовной, умственной зрелости, сознательности, культурности и пр.
- воспитание – педагогически организованный целенаправленный процесс развития обучающегося как личности, гражданина, освоения и принятия им ценностей, нравственных установок и моральных норм общества;
- национальный воспитательный идеал ― высшая цель образования, нравственное (идеальное) представление о человеке, на воспитание, обучение и развитие которого направлены усилия основных субъектов национальной жизни: государства, семьи, школы, политических партий, религиозных объединений и общественных организаций;
- базовые национальные ценности – основные моральные ценности, приоритетные нравственные установки, существующие в культурных, семейных, социально-исторических, религиозных традициях многонационального народа Российской Федерации, передаваемые от поколения к поколению и обеспечивающие успешное развитие страны в современных условиях;
- духовно-нравственное развитие личности – осуществляемое в процессе социализации последовательное расширение и укрепление ценностно-смысловой сферы личности, формирование способности человека оценивать и сознательно выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов отношения к себе, другим людям, обществу, государству, Отечеству, миру в целом;
- духовно-нравственное воспитание личности гражданина России – педагогически организованный процесс усвоения и принятия обучающимся базовых национальных ценностей, имеющих иерархическую структуру и сложную организацию. Носителями этих ценностей являются многонациональный народ Российской Федерации, государство, семья, культурно-территориальные сообщества, традиционные российские религиозные объединения (христианские, прежде всего в форме русского православия, исламские, иудаистские, буддистские), мировое сообщество.
Ценности личности формируются в семье, неформальных сообществах, трудовых, армейских и других коллективах, в сфере массовой информации, искусства, отдыха и т. д. Но наиболее системно, последовательно и глубоко духовно-нравственное развитие и воспитание личности происходит в сфере общего образования, где развитие и воспитание обеспечено всем укладом жизни образовательной организации. Образованию отводится ключевая роль в духовно-нравственной консолидации российского общества, его сплочении перед лицом внешних и внутренних вызовов, в укреплении социальной солидарности, в повышении уровня доверия человека к жизни в России, к согражданам, обществу, государству, настоящему и будущему своей страны.
Определяя цель и задачи, актуальные для нашей дошкольной организации педагоги опирались на – ФГОС ДО (ч. 5 и 6 п. 1.6 ФГОС ДО), положение Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России и Федеральный закона № 273-ФЗ.
Цель: Формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка.
Для достижения этой цели необходимо решение следующих задач:
- формирование преставлений о России как о родной стране, о Москве как о столице России;
- формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям:
- формировать духовно-нравственное отношение к природе родного края и чувства сопричастности к ней.
- развивать чувства ответственности и гордости за достижения своей страны;
- воспитание любви и уважения к истории своей семьи, к своему родному краю, своей малой родине на основе приобщения к культуре и традициям;
- воспитание патриотизма, уважения к культурному прошлому России средствами эстетического воспитания: музыка, изодеятельность, художественное слово;
- воспитание гражданско-патриотических чувств посредством изучения государственной символики России, области, города.
1.2 Принципы и подходы реализации программы по духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России
В основу реализации программы положены следующие принципы:
- принцип личностно-ориентированного общения - индивидуально-личностное формирование и развитие морального облика человека.
В процессе обучения дети выступают как активные исследователи окружающего мира вместе с педагогом, а не просто пассивно перенимают его опыт. Партнерства, соучастие и взаимодействие – приоритетные формы общения воспитателя с детьми;
- принцип тематического планирования предполагает подачу изучаемого материала по тематическим блокам: родная семья, родной город, родная страна, родная природа, культура;
- принцип наглядности – широкое представление соответствующей изучаемому материалу наглядности: иллюстрации, фотографии памятников, пейзажей, достопримечательности;
- принцип последовательности – предполагает планирование изучаемого познавательного материала последовательно (от простого к сложному) чтобы дети усваивали знания постепенно, в определенной последовательности;
- принцип занимательности – изучаемый материал должен быть интересным, увлекательным для детей, этот принцип формирует у детей желание выполнять предлагаемые виды заданий, стремиться к достижению результата
Положением Федерального закона № 273-ФЗ, воспитание определено как деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде.
Пункт 2 ст. 2 Федерального закона № 273-ФЗ определил, что дошкольное образование направлено на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста.
Содержание Программы определяется на учебный год, с учетом возрастных особенностей детей от 4 до 7 лет, но при необходимости корректируется в соответствии с реальными изменяющимися условиями.
Программа строится с учетом возрастных и психологических особенностей дошкольников, учитывая тенденции модернизации российского образования. Воспитание патриотических чувств у детей в этом возрасте – одна из задач нравственного воспитания, включающая в себя воспитание любви к близким людям, к детскому саду, родному городу, краю. Приобщение детей к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми.
Чувство Родины начинается с восхищения тем, что он видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. Впечатления, пропущенные, через детское сердце играют огромную роль в становлении личности патриота.
С младенчества ребенок слышит родную речь. У каждого народа свои сказки, и все они передают от поколения к поколению основные нравственные ценности: дружбу, добро, трудолюбие. Сказки, загадки, пословицы формируют начало любви к своему народу, своей малой Родине. Каждый день в детском саду должен быть наполнен радостью, улыбками, добрыми друзьями, веселыми играми. Воспитание чувства привязанности к родному городу, детскому саду, родной улице, семье начинается с формирования фундамента, на котором будет расти – чувство любви к отечеству.
1.2. Планируемые результаты освоения программы
Результатом данной программы является обеспечение социально-воспитательного эффекта: воспитание будущего поколения, обладающего духовно – нравственными ценностями, гражданско - патриотическими чувствами, уважающими культурное, историческое прошлое своего города.
- Ребенок проявляет чувство привязанности к своему дому, детскому саду, друзьям в детском саду, своим близким;
- ребенок проявляет чувство любви к своему родному краю, к своему городу, культуре и традициям;
- ребенок имеет представление о своей малой родине;
- ребенок проявляет чувство уважения к культурному прошлому своего города средствами эстетического воспитания: музыка, изодеятельность, художественное слово;
-ребенок проявляет гражданско-патриотическое чувство через изучение государственной символики РФ.
Результаты программы духовно-нравственного развития и воспитания можно отследить по оценке знаний по трехбалльной шкале: 1 балл - низкий уровень знаний, 2 балла - средний уровень знаний, 3 балла - высокий уровень знаний.
Результаты отслеживаются по критериям оценки уровней знаний и навыков детей по программе духовно-нравственного развития и воспитания раз в год в конце учебного года по диагностике. Показатели развития дошкольников разделены на блоки : родная семья, родная природа, родной город, родная страна, культура.
2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1. Приемы, методы, формы реализации программы
Для реализации Программы используются разнообразные приёмы и методы:
- словесные: беседа, объяснение, познавательный рассказ, художественное слово, педагогическая драматизация, объяснение, пояснение;
- наглядные: картины, схемы, образцы, рисунки;
- метод наблюдения: онлайн экскурсии, прогулки, наблюдения, рассматривание, показ образца, показ способов выполнения и др.;
- игровые: дидактические, развивающие, подвижные;
- метод проблемного обучения (ситуация): самостоятельный поиск решения на поставленное задание;
- практические методы: упражнения, эксперименты и др.;
- создание эмоционального настроения: использование музыкальных произведений, применение атрибутов для украшения, сюрпризных моментов.
Реализация Программы предполагает использование разнообразных форм:
- осуществление организованной образовательной деятельности;
- проведение онлайн экскурсий;
- организация целевых прогулок;
- совместная деятельность педагога с детьми.
2.2. Характеристика детей дошкольного возраста
и их психологические особенности
Дошкольное детство - важнейший период становления личности человека, когда закладываются нравственные основы гражданских качеств, формируются первые представления детей об окружающем мире, обществе и культуре. В дошкольном возрасте чувства господствуют над всеми сторонами жизни: ребенок переживает то, что с ним происходит и им совершается, он определенным образом относится к тому, что его окружает, переживание этого отношения к окружающему составляет сферу чувств и эмоций ребенка. Чувства ребенка - это отношение его к миру, к тому, что он испытывает и делает в форме непосредственного переживания.
К концу дошкольного детства внешние чувства все чаще становятся мотивами поведения ребенка. Посредством чувств, происходит регуляция поступков, действий, желаний ребенка сообразно установленным этическим, эстетическим требованиям общества.
Эмоции играют важную роль в регуляции детской деятельности, в становлении ценностных ориентаций и отношений. Результаты деятельности детей и взаимоотношения между ними способствуют актуализации эмоций, сложившихся ранее в опыте ребенка, а также перестройке или возникновению новых социальных эмоций. Ребенок в дошкольном возрасте постигает значение этических эталонов через рассудочное эмоциональное общение со взрослым или другим ребенком. Этические эталоны выступают в качестве взаимосвязанных полярных категорий добра и зла. Нравственное развитие ребенка в большей мере зависит от того, насколько у него развита способность соотносить свои действия с этическими эталонами.
Дошкольный возраст, как возраст формирования основ личности, имеет свои потенциальные возможности для формирования высших социальных чувств, к которым относится и чувство патриотизма. Чтобы найти верный путь воспитания многогранного чувства любви к Родине, сначала следует представить, на базе каких чувств эта любовь может сформироваться или без какой эмоционально-познавательной основы она не сможет появиться. Если патриотизм рассматривать как привязанность, преданность, ответственность по отношению к своей Родине, то ребенка еще в дошкольном возрасте надо научить быть привязанным к чему-то, кому-то, быть ответственным уже в любом своем, пусть маленьком, деле. Прежде чем человек будет сопереживать бедам и проблемам Родины, он вообще должен приобрести опыт сопереживания как человеческого чувства. Восхищение просторами страны, ее красотой и богатством возникает, если научить ребенка видеть красоту вокруг себя. Прежде чем человек сможет трудиться на благо Родины, он должен уметь добросовестно и ответственно выполнять любое дело, за которое берется.
Базой патриотического воспитания является нравственное, эстетическое, трудовое, умственное воспитание маленького человека. В процессе такого разностороннего воспитания зарождаются первые ростки гражданско-патриотических чувств.
Дети 4- 5 лет социальные нормы и правила поведения все еще не осознают, однако у них уже начинают складываться обобщенные представления о том, как надо (не надо) себя вести. Поэтому дети обращаются к сверстнику, когда он не придерживается норм и правил, со словами «так не поступают», «так нельзя» и т.п. Как правило, к 5 годам дети без напоминания взрослого здороваются и прощаются, говорят «спасибо» и «пожалуйста», не перебивают взрослого, вежливо обращаются к нему. В этом возрасте у детей появляются представления о том, как положено себя вести девочкам, и как — мальчикам.
К 5 годам у детей возрастает интерес и потребность в общении, особенно со сверстниками, осознание своего положения среди них. Ребенок приобретает способы взаимодействия с другими людьми. Использует речь и другие средства общения для удовлетворения разнообразных потребностей. Лучше ориентируется в человеческих отношениях: способен заметить эмоциональное состояние близкого взрослого, сверстника, проявить внимание и сочувствие.
В игровой деятельности появляются ролевые взаимодействия. Они указывают на то, что дошкольники начинают отделять себя от принятой роли. В процессе игры роли могут меняться. В этом возрасте начинают появляться постоянные партнёры по игре. В общую игру может вовлекаться от двух до пяти детей, а продолжительность совместных игр составляет в среднем 15-20 мин.
Ребенок начитает регулировать свое поведение в соответствии с принятыми в обществе нормами; умеет довести начатое дело до конца (соорудить конструкцию, убрать игрушки, правила игры и т. п.) - проявление произвольности.
В познавательном развитии 4 летних детей характерна высокая мыслительная активность.
5- 6- ти летние «почемучки» интересуются причинно-следственными связями в разных сферах жизни (изменение в живой и не живой природе, происхождение человека), профессиональной деятельностью взрослых и др., то есть начинает формироваться представление о различных сторонах окружающего мира.
На пятом году жизни ребёнок осознаннее воспринимает произведения художественно-изобразительно-музыкального творчества, легко устанавливает простые причинные связи в сюжете, композиции и т.п., эмоционально откликается на отражённые в произведении искусства действия, поступки, события, соотносит увиденное со своими представлениями о красивом, радостном, печальном, злом и т.д. У ребёнка появляется желание делиться своими впечатлениями от встреч с искусством, с взрослыми и сверстниками. Продолжает развиваться воображение. Формируются такие его особенности, как оригинальность и произвольность. Дети могут самостоятельно придумать небольшую сказку на заданную тему.
Дошкольник 6-7 лет отличаются высокой активностью. Это создаёт новые возможности для развития самостоятельности во всех сферах жизни. Развитию самостоятельности в познании способствует освоение детьми системы разнообразных «обследовательских» действий, приёмов простейшего анализа, сравнения.
Трудовая деятельность способствует формированию ценностно-значимых качеств личности: стремление помочь товарищу, радоваться его успехам; бережно и уважительно относиться к результатам чужого труда.
2.3.Содержание тематического планирования материала
Реализация работы по гражданско-патриотическому воспитанию строится на основе парциальной программы «Мы живем в России» Зеленова Н.Г., Осипова Л.Е. по изучаемым тематическим блокам. Программа рассчитана на три года и предназначена для работы с детьми средней, старшей и подготовительной школе группах дошкольного учреждения. Программа предполагает подачу изучаемого материала по тематическим блокам, что способствует эффективному усвоению детьми знаний о своей стране, родном крае, помогает им устанавливать взаимосвязь между событиями и явлениями. Все предлагаемые темы связаны между собой логически и вместе представляют собой целостную картину сведений о России.
Родная семья. Мир ребенка начинается с его семьи, впервые он осознает себя человеком - членом семейного сообщества. В рамках этого блока дети получают знания о своем ближайшем окружении, семье, у них воспитываются гуманные отношения к своим близким, уточняются представления детей о занятиях, именах близких людей, семейных историях, традициях.
Родной город. Дети получают краеведческие сведения о родном городе, об истории его возникновения, его достопримечательностях, промышленности, видах транспорта городских зданиях и учреждениях, трудовой деятельности людей, деятелях культуры, знаменитых земляках. Воспитывается гордость за свою малую родину, желание сделать ее лучше.
Родная страна. На занятиях этого блока дети получают географические сведения о территории России, в средней группе знакомятся с государственными символами России: герб, флаг, гимн. В старшей и подготовительной группах, расширяют представление о значении государственных символов России. Воспитывается уважительное отношение к гербу, флагу, гимну РФ. Дети знакомятся со столицей нашей Родины - Москвой и другими городами России, знаменитыми россиянами. Формируются представления о том, что Россия - многонациональная страна с самобытными, равноправными культурами, формируются основы гражданско-патриотических чувств: любовь, гордость и уважение к своей стране, ее культуре, осознание личной причастности к жизни Родины.
Родная природа. Любовь к родной природе - одно из проявлений патриотизма. При ознакомлении с родной природой дети средней группы получают сначала элементарные сведения о природе участка, детского сада, затем краеведческие сведения о природе и, наконец, э старшей и подготовительной группах - общие географические сведения о России, природе родного края, реках, растениях, лекарственных травах, животном мире. Воспитывается умение эстетически воспринимать красоту окружающего мира, относиться к природе поэтически, эмоционально, бережно, желание больше узнать о родной природе.
Родная культура, Очень важно привить детям чувство любви и уважения к культурным ценностям и традициям русского народа. На занятиях этого блока дети знакомятся с устным народным творчеством: сказками, былинами, потешками, праздниками и обрядами, народным декоративно-прикладным искусством. Педагоги формируют у детей общее представление о народной культуре, ее богатстве и красоте, учат детей любить и ценить народную мудрость, гармонию жизни.
Основное содержание парциальной программы дополнено разным практическим материалом, который поможет педагогу в работе с детьми : народные приметы, пословицы и поговорки, авторские дидактические и подвижные игры.
2.4. Взаимодействие с семьями воспитанников
Взаимодействие с родителями отражает содержание взаимодействия с семьями воспитанников по решению задач:
- налаживание конструктивного общения педагогов с родителями;
- привлечение родителей к организации интересной и полезной деятельности дошкольников;
- повышение педагогической грамотности по гражданско-патриотическому воспитанию.
Предполагаемые формы мероприятий с родителями в образовательном учреждении:
- родительские собрания/совещания/конференции;
- опрос родителей по заданной тематике или о предстоящей акции;
- вовлечение родителей в сотрудничество с педагогическим коллективом ОО (добровольные объединения), обоюдная демонстрация искренней заинтересованности и принятия согласия сторон;
- презентация результатов сотворчества детей и родителей;
- информирование законных представителей, актуальность, лаконичность, понятность представляемой информации;
- беседы, консультации, дистанционные консультации, онлайн -конференции, тактичность в общении с родителями в социальных сетях и мессенджерах;
- творческие соревнования способствуют художественно–эстетическому развитию ребенка, которое предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру;
- праздники благотворно влияют на развитие психических процессов ребенка: памяти, внимания; создают прекрасную атмосферу для развития речи ребенка, для закрепления знаний, полученных на различных занятиях; способствуют его нравственному воспитанию, развитию социально-коммуникативных навыков.
- фольклорные мероприятия могут пересекаться с праздниками, но существенно отличаются от остальных воспитательных мероприятий детского сада тем, что направлены на раскрытие социокультурных ценностей нашего народа, знакомство детей с отечественными традициями и праздниками, многообразием стран и народов мира, их обычаями.
2.5. Традиции образовательного учреждения
- проведение Дня именинника по группам;
- участие воспитанников в праздниках и развлечениях, проводящихся в детском саду (День шахтера, День рождение города, День освобождение города от фашистских захватчиков, День Победы, 23-февраля, Масленица)
- возложение цветов к мемориалу войнам павшим в ВОВ;
- участие в муниципальных и региональных акциях;
- участие во всероссийских конкурсах детского рисунка;
- участие в муниципальных творческих фестивалях;
- помощь при оформлении музыкального зала к проведению мероприятий;
- изготовление необходимых атрибутов для праздников;
- участие в онлайн акциях на патриотическую тематику
2.6.Организация развивающей предметно-пространственной среды
- В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования подчеркивается, что развивающая предметно-пространственная среда является важным фактором при реализации программы. Содержание развивающего пространства должно быть направлено на реализацию возрастных потребностей дошкольников.
- Для реализации рабочей программы в ДОУ созданы:
- - уголок по гражданско-патриотическому воспитанию «Моя Родина-Россия» (иллюстрации с символикой РФ, художественная литература, карта России, наглядные пособия);
- - шапочки медведя, лисы, волка и др. животных для проведения подвижных игр;
- - уголок «Мир книги» (произведения по гражданско-патриотическому воспитанию);
- - дидактические, подвижные игры по гражданско-патриотическому воспитанию.
3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
Для плодотворного творческого процесса большое значение имеют материально – технические условия, созданные на базе ДОУ и методическая литература. Непосредственно образовательная деятельность проходит в групповых комнатах, музыкальном зале, мини музее «Горница»
3.1. Материально-техническое обеспечение
В каждой группе есть:
- дидактические пособия и игры, способствующие гражданско-патриотическому развитию детей;
- наглядные пособия: детская художественная литература, портреты детских писателей, подборка иллюстраций для восприятия текста, карточки для занятий, плакаты с изображением государственной символики России, карта России и т.п.
Технические средства обучения:
- телевизоры;
- ноутбук и (CD и аудио материал);
- экран, музыкальный центр.
3.2 Методическая литература :
- Зеленова Н.Г., Осипова Л.Е. «Мы живем в России». Гражданско- патриотическое воспитание дошкольников. –М.: Скрипторий 2003, 2016 г.
- Петерсон Л.Г. «Мир открытий». Методические рекомендации к организации образовательного процесса ДОУ в соответствии с примерной основной общеобразовательной программой «Мир открытий».- М. : Цветной мир. 2012.
- Ю.А.Алексеев, М.Н.Зуев «Моя Родина- Россия». Пособие о Государственных символах России, - М.: «Триада- фарм», 2002.
- А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков проект «Концепция духовно- нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования» Рос. акад. образования. ― М.: Просвещении, 2009.
- Н.М. Сертакова, Н.В.Кулдашова «Патриотическое воспитание детей 4-7лет на основе проектно исследовательской деятельности» Волгоград: Учитель, 2016.
- А. Я. Данилюк А. М. Кондаков В. А. Тишков «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России», Москва «Просвещение» 2009.
2.3. Календарно-тематический план для детей 4-5 лет
Дата | Тема | Содержание | Работа с детьми |
Сентябрь | |||
1-я неделя | Адаптация детей в группе, обследование | Определение первичного уровня знаний детей о Родине | Анкетирование родителей с целью определения отношения к детскому саду; беседы с детьми ( о доме, родителях, любимых занятиях). Дидактическая игра «Что есть в нашей группе» Н.Г.Зеленова, Л.Е.Осипова «Мы живем в России» стр.88 |
2-я неделя | Что такое детский сад? | Воспитывать в детях дружелюбное отношение друг к другу, желание играть вместе, общаться, дружить, развивать коммуникативные навыки, способствовать благополучной адаптации детей в группе | Занятие «Что такое детский сад» Н.Г.Зеленова, Л.Е.Осипова «Мы живем в России» стр.19 Дидактические игры «Давайте познакомимся», «Клубочек».стр.87 |
3-я неделя | Труд взрослых в детском саду | Воспитывать уважительное, дружелюбное отношение детей друг к другу, к сотрудникам детского сада, развивать коммуникативные способности, желание помогать взрослым, закреплять знания названий профессий сотрудников детского сада | Беседы: «Лучший друг»; экскурсии по детскому саду. Занятие «Труд взрослых в детском саду» Н.Г.Зеленова, Л.Е.Осипова «Мы живем в России стр.22 |
4-я неделя | Мой дом | Воспитывать в детях гуманные чувства по отношению к своему дому, желание рассказать о нем своим друзьям, закреплять понимание духовной ценности домашнего очага для каждого человека | Беседа «Мой дом» Выставка рисунков на тему: «Мой дом» Чтение сказок: «Теремок», «Заюшкина избушка» Занятие «Мой дом» Н.Г.Зеленова, Л.Е.Осипова «Мы живем в России» стр.25 |
Октябрь | |||
1-я неделя | «Моя семья» | Воспитывать в детях, нежные чувства к членам своей семьи, формировать эстетические эталоны поведения в семье, закреплять умение называть имена членов своей семьи, коротко рассказывать о своей семье | Беседа «Моя семья» Выставка рисунков « Моя семья» Занятие «Моя семья» Н.Г.Зеленова, Л.Е.Осипова «Мы живем в России» стр.27 Дидактическая игра «Какая моя мама» Н.Г.Зеленова, Л.Е.Осипова «Мы живем в России» стр.89 |
2-я неделя | «Осенние приметы» | Развивать у детей интерес и любовь к родной природе, ее красоте, пробуждать эстетические чувства, воспитывать умение наблюдать явления природы и устанавливать простейшие связи между ними, передавать в высказываниях свое отношение к природе. Уточнить первые представления об осени как времени года | Беседа «Вот и осень наступила» Выставка рисунков «Что растет на грядке» Занятие (целевая прогулка) «Осенние приметы» Н.Г.Зеленова, Л.Е.Осипова «Мы живем в России» стр.28 Дидактическая игра «Когда это бывает» Н.Г.Зеленова, Л.Е.Осипова «Мы живем в России» стр.91 |
3-я неделя | «Осень на участке» | Сформировать у детей родной природы представление об осени как времени года, о приметах осени, сделать акцент на красоте и разнообразии родной природы, учить любоваться красотой природы, формировать умение рассказать об изменениях на участке детского сада | Чтение стихотворения А.Плещеева «Дети и птичка» Занятие (целевая прогулка) «Осень на участке детского сада» Н.Г.Зеленова, Л.Е.Осипова «Мы живем в России» стр.31 Подвижная игра «Ворон и зайчата» Н.Г.Зеленова, Л.Е.Осипова «Мы живем в России» стр.30 |
4-я неделя | «Осень в русском лесу» | Развивать у детей интерес к родной природе, сделать акцент на красоте и богатстве русского леса, его жителях, пробуждать эстетические чувства , воспитывать умение передавать в высказываниях свое отношение к животным | Беседа «Как красиво в осеннем лесу» Выставка рисунков «Осень в лесу» Лепка «Грибы» Занятие «Осень в лесу» Н.Г.Зеленова, Л.Е.Осипова «Мы живем в России» стр.33 Дидактическая игра «У кого какой домик» |
Ноябрь | |||
1-я неделя | «Как дикие животные готовятся к зиме?» | Развивать у детей интерес к родной природе, закрепить названия жилищ диких животных, познакомить детей с тем, как дикие животные и птицы готовятся к зиме, воспитывать умение наблюдать явления природы и устанавливать простейшие связи между ними, передавать в высказываниях свое отношение к природе | Беседа «Как дикие животные готовятся к зиме?» Рисование на тему: «Дикие животные зимой» Занятие «Как дикие животные готовятся к зиме?» » Подвижная игра «Медвежья берлога» Н.Г.Зеленова, Л.Е.Осипова «Мы живем в России» стр.36, 38 Дидактические игры: «Чьи припасы », «Чей хвост, чья голова» Н.Г.Зеленова, Л.Е.Осипова «Мы живем в России» стр.93 |
2-я неделя | «Зимующие птицы нашей области» | Познакомить детей с зимующими птицами средней полосы: ворона, воробей, синица, снегирь, голубь, закреплять и расширять знания о способности птиц приспосабливаться к суровым зимним условиям, воспитывать гуманные чувства к зимующим птицам | Беседа об «Зимующих птицах» Занятие «Зимующие птицы нашей области» Н.Г.Зеленова, Л.Е.Осипова «Мы живем в России» стр.39 Дидактическая игра «Назови птицу», «Чей хвост» Н.Г.Зеленова, Л.Е.Осипова «Мы живем в России» стр.93 |
3-я неделя | «Поможем птицам» | Воспитывать в детях гуманные чувства, умение сопереживать зимующим птицам, развивать у детей представления о способностях животных приспосабливаться к сезонным изменениям в природе | Беседа «О тяжелых зимних временах для птиц» Занятие «Поможем птицам» Н.Г.Зеленова, Л.Е.Осипова «Мы живем в России» стр.40 Игра «Ловлю птиц на лету» Н.Г.Зеленова, Л.Е.Осипова «Мы живем в России» стр.42 |
4-я | «Осень, осень в гости просим» | Средствами эстетического воспитания учить детей восхищаться красотой русской природы осенью, дарами природы человеку | Занятие-развлечение «Осень, осень в гости просим» Н.Г.Зеленова, Л.Е.Осипова «Мы живем в России» |
Декабрь | |||
1-я неделя | «Зима на участке детского сада» | Познакомить детей с первыми признаками зимы в России, закреплять умение наблюдать явления природы и устанавливать простейшие связи между ними, формировать умение восхищаться красотой родной природы зимой | Беседа «Приметы зимы» Чтение стихотворений о зиме Выставка рисунков «Зимние забавы» Занятие (целевая прогулка) Н.Г.Зеленова, Л.Е.Осипова «Мы живем в России» стр.47 Дидактическая игра «Зимние забавы» Н.Г.Зеленова, Л.Е.Осипова «Мы живем в России» стр.94 |
2-я неделя | «Приметы зимы, зима в родном городе» | Расширять представления о зимних природных явлениях, приспособленности человека к жизни зимой, пробуждать эстетические чувства, связанные с красотой русской зимы. Познакомить детей с названием родного города. | Беседа «Зимушка зима» Занятие «Приметы зимы, зима в родном селе» Н.Г.Зеленова, Л.Е.Осипова «Мы живем в России» стр.49 Дидактическая игра: «Что надеть зимой» Н.Г.Зеленова, Л.Е.Осипова «Мы живем в России» стр.94 |
3-я неделя | «Зимние забавы» | Уточнить представления детей о сезонных изменениях в природе, закрепить умение рассказывать о приметах зимы, называть зимние игры, закрепить название родного города. | Беседа «Что я знаю о зиме» Загадки про зимние игры Занятие «Зимние забавы» Н.Г.Зеленова, Л.Е.Осипова «Мы живем в России» стр.52 Рисование «Снеговик» Подвижная игра «Два Мороза» Дидактическая игра: «Зимние забавы» Н.Г.Зеленова, Л.Е.Осипова «Мы живем в России» стр.94 |
4-я неделя | «Новогодний праздник» | Средствами эстетического воспитания побуждать детей радоваться новогодним праздникам, восхищаться нарядной елкой, воспитывать желание дарить подарки своим близким. | Беседа «Что такое Новый год» Изготовление атрибутов для украшения группы и подарков для родных. Разучивание стихов, песен о Новом годе. «Новогодний утренник» |
Январь | |||
1-ая неделя | Каникулы | Каникулы | Каникулы |
3-я неделя | «Зима в лесу» | Уточнить представления детей о сезонных изменениях в природе, закрепить приметы русской зимы, развивать чувство восхищения красотой русской природы, углублять знания о зимовке зверей, птиц. | Беседа «Зимние приметы» Занятие «Зима в лесу» Н.Г.Зеленова, Л.Е.Осипова «Мы живем в России» стр.53 Подвижная игра «Зайцы в лесу» стр.55 Рисование: «Зимнее дерево» Аппликация «Украсим елочку» Труд на участке детского сада: расчистка дорожек. |
4-я неделя | «Родной город» | Закрепить название родного города, домашний адрес, формировать у детей чувство любви к своему родному городу. | Беседа «Моя малая Родина» Занятие «День рождение города» Н.Г.Зеленова, Л.Е.Осипова «Мы живем в России» стр.55 Дидактические игры: « Я живу на…этаже», «Радиоэфир» Н.Г.Зеленова, Л.Е.Осипова «Мы живем в России» стр.56-57 Чтение стихов о родине. |
Февраль | |||
1-я неделя | «Достопримечательности родного города» | Закрепить у детей название родного города, формировать патриотические чувства, познакомить детей с достопримечательностями родного города. Рассказать об освобождении города от фашистских захватчиков. | Беседа «Где я родился»Занятие «Достопримечательности родного села» Н.Г.Зеленова, Л.Е.Осипова «Мы живем в России» стр.57 Составление рассказов «Мое село» |
2-я неделя | «Труд взрослых в родном городе» | Познакомить детей с названиями профессий и содержанием труда взрослых жителей родного города: учитель, врач, строитель, водитель, полицейский, швея. Формировать уважение к труду людей, направленному на благо города, формировать первичное понимание слова «Родина». | Беседа «Труд взрослых в родном городе» Занятие «Труд взрослых в родном городе» Н.Г.Зеленова, Л.Е.Осипова «Мы живем в России» стр.60 Заучивание стихов и пословиц о «Родине». Рисование: «Кем я хочу стать», «Мамы и папы на работе». |
3-я неделя | «Транспорт родного города» | Закрепить названия разных видов транспорта, формировать представления о правилах дорожного движения, формировать патриотические чувства, представление о том, что такое малая родина. | Беседа «Транспорт родного города» Занятие «Транспорт родного села» Н.Г.Зеленова, Л.Е.Осипова «Мы живем в России» стр.62 Рассматривание картинок с изображением разных видов транспорта «Светофор» Дидактические игры «На чем едем, летим, плывем». стр. 95, «Светофор» стр.64 (из занятия) Рисование : «Корабль», «Грузовая машина». |
4-я неделя | «День защитников Отечества» | Формировать чувство уважения к защитникам Родины, развивать патриотические чувства. | Разучивание стихов, песен. Изготовление подарков для пап и дедушек. Занятие-развлечение «День защитников Отечества» Н.Г.Зеленова, Л.Е.Осипова «Мы живем в России» стр.66 Чтение художественной литературы о подвигах наших соотечественников во время Великой Отечественной войны. |
Март | |||
1-я неделя | «Моя Родина-Россия» | Формировать у детей представление о России как о родной стране, чувство любви к своей Родине, закрепить название «Россия», познакомить с государственным флагом. | Чтение стихотворений, пословиц о Родине. Занятие «Наша Родина-Россия» Н.Г.Зеленова, Л.Е.Осипова «Мы живем в России» стр.69 Выставка рисунков «Моя Родина» |
2-я неделя | «Государственные символы России - флаг» | Закрепить и обобщить знания детей о государственном символе России-флаге, познакомить с цветами государственного флага РФ, их символическим значением, формировать уважительное отношение к флагу РФ, формировать умение называть «Флаг России», знать назначение государственного флага. | Рассматривание иллюстраций государственного флага. Занятие «Государственные символы России. Флаг» Н.Г.Зеленова, Л.Е.Осипова «Мы живем в России» стр.71 Аппликация «Флаг России» Наблюдение в ходе экскурсии, на каких зданиях можно увидеть флаг России. Дидактическая игра «Узнай наш флаг» Н.Г.Зеленова, Л.Е.Осипова «Мы живем в России стр.96 |
3-я неделя | «Государствен-ные символы России - герб» | Закрепить и обобщить знания детей о государственном символе России – гербе, сформировать уважительное отношение к гербу РФ, познакомить детей с символическим значением герба РФ, показать тесную связь современной государственной символики с фольклором и народным декоративно-прикладным искусством. | Рассматривание изображения государственного герба РФ (на монетах, плакатах). Занятие «Государственные символы. Герб» Н.Г.Зеленова, Л.Е.Осипова «Мы живем в России стр.72 Дидактическая игра «Узнай наш герб» Н.Г.Зеленова, Л.Е.Осипова «Мы живем в России стр.96 Рисование герба нашей группы (коллективная работа). |
4-я неделя | «Государствен-ные символы России – гимн» | Познакомить детей с государственным гимном, воспитывать уважительное отношение к гимну как к официальному музыкальному символу, формировать представления о правилах поведения при прослушивании государственного гимна РФ, объяснить, в каких случаях исполняется государственный гимн РФ. | Занятие «Государственные символы России. Гимн» Н.Г.Зеленова, Л.Е.Осипова «Мы живем в России стр.73 Прослушивание государственного гимна РФ. |
Апрель | |||
1-я неделя | «Русская матрешка» | Воспитывать интерес к народному быту и изделиям декоративно-прикладного искусства, фольклору России, познакомить детей с русской матрешкой, формировать представление о матрешке как о самом знаменитом русском сувенире. | Занятие «Русская матрешка» Н.Г.Зеленова, Л.Е.Осипова «Мы живем в России стр.74 Рисование «Русская матрешка». |
2-я неделя | «Дымковские игрушки» | Закреплять интерес к народному быту и изделиям декоративно-прикладного искусства, фольклору России, познакомить детей с дымковской игрушкой, побуждать детей восхищаться красками, красотой дымковских игрушек, развивать чувства национальной гордости при изучении народных промыслов. | Рассматривание иллюстрации с дымковскими игрушками. Занятие «Дымковские игрушки» Н.Г.Зеленова, Л.Е.Осипова «Мы живем в России стр.76 Загадки про дымковские игрушки. Рисование «Козлик» |
3-я неделя | «Весна» | Развивать у детей интерес и любовь к родной природе, познакомить детей с признаками ранней весны, закреплять умение наблюдать явления природы и устанавливать связи между ними. | Занятие «Весна» Н.Г.Зеленова, Л.Е.Осипова «Мы живем в России стр.78 Чтение стихов и художественной литературы о весне. Дидактические игры «Когда это бывает», «Весной прилетают». Рисование: «Весна пришла». |
4-я неделя | «Весна на участке детского сада» | Систематизировать знания детей об изменениях в природе весной, закрепить признаки ранней весны, названия перелетных птиц, обогащать и активизировать словарь детей по теме «Весна». | Целевая прогулка «Весна на участке детского сада» Н.Г.Зеленова, Л.Е.Осипова «Мы живем в России стр.79 Подвижная игра «Горелки» стр.81 Разучивание стихов о весне. Наблюдение за птицами. Развлечение ко дню Земли (22 апреля). |
Май |
1-я неделя | «Весна в лесу» | Познакомить детей с изменениями в лесу весной, обобщить и систематизировать знания о существенных признаках весны, об основных весенних явлениях в лесу, учить устанавливать связь между живой и неживой природой, обогащать и активизировать словарь детей по теме «Весна». | Беседа «Весенние приметы» Занятие «Весна в лесу» Н.Г.Зеленова, Л.Е.Осипова «Мы живем в России стр.82 Чтение рассказа Ю.Коваль «Зяблик» стр.83 Рисование «Весеннее дерево». Дидактические игры: «Что в лесу растет», «Когда это бывает», «Кто в лесу живет». |
2-я неделя | «Времена года» | Закрепить и обобщить знания детей о временах года, сезонных изменениях в России, воспитывать любовь к родной природе, чувство восхищения ее красотой и многообразием. | Итоговое занятие «Времена года» Н.Г.Зеленова, Л.Е.Осипова «Мы живем в России стр.84 Дидактические игры: «Когда это бывает» стр.91, «Что надеть зимой (весной, осенью, летом)» стр.94 Н.Г.Зеленова, Л.Е.Осипова «Мы живем в России Выставка рисунков: «Любимое время года». Загадки про времена года. |
3-4-я недели | «Итоговая диагностика уровня знаний детей по программе» | Обследование детей на определение итоговых занятий по программе. | Беседы с детьми. Дидактические игры: «Когда это бывает» стр.91, «Что растет на грядке»стр.90, «Какая моя мама»стр.89, «Кто где живет»стр.95, «На чем едем, летим, плывем»стр.96, «Узнай наш флаг, герб» стр.96 Н.Г.Зеленова, Л.Е.Осипова «Мы живем в России». |
2.3. Календарно-тематический план для детей 5 - 6 лет
Сентябрь | |||||||
Дата | Тема недели | Программное содержание | Работа с детьми | ||||
1-я неделя | Наблюдение за общением детей в группе, выявление первичных знаний по программе | Определение первичного уровня знаний детей о Родине. | Адаптация детей с целью определения отношения к НОД, беседа с детьми, игры, наблюдение за взаимоотношениями детей в группе. | ||||
2-я неделя | Моя улица | Формировать у детей интерес к своей малой родине, улицам, жилым домам, закрепить знание домашнего адреса, учить детей правилам безопасного перехода через дорогу, обогащать словарь детей словами: газон, тротуары, пешеходный переход, пешеходы, проезжая часть. Воспитывать в детях дружелюбное отношение друг к другу, желание играть вместе, общаться, дружить, развивать коммуникативные навыки | Занятие, беседа о родной улице, целевая прогулка. Пословицы и поговорки о дружбе, загадки о правилах дорожного движения. Рисование: «Моя родная улица». Составление схемы с родителями «Моя дорога в детский сад». Подвижные и дидактические игры «Ручеек», «Клубочек», «Мой домашний адрес», «Я живу на улице»». Сюжетно – ролевые игры на дорожной разметке на участке детского сада. Н.Г.Зеленова, Л.Е.Осипова «Мы живем в России | ||||
3-я неделя | Дома бывает разные | Формировать у детей интерес к родному городу, улицам, жилым домам. Закрепить знание домашнего адреса. Познакомить детей с тем, какие в городе бывают дома: этажность, номера, из чего построены. Закреплять навык безопасного перехода проезжей части дорога. Обогащать словарь: многоэтажный дом | Занятие, беседа о доме, целевая прогула. Чтение стихотворений, художественной литературы. Рисование: «Мой дом». Дидактические игры «Мой этаж», «Из чего построен дом», игры на дорожной разметке на участке детского сада. Н.Г.Зеленова, Л.Е.Осипова «Мы живем в России | ||||
4-я неделя | Городские здания | Познакомить детей с разными видами городских зданий, их назначением, объясни», что дома бывают жилые и нежилые, пополнить словарь : школа, библиотека, парикмахерская, аптека, больница, аэропорт, банк, магазин. | Занятие, беседы о городской архитектуре, рассматривание иллюстраций и фотографий городских зданий, пословицы и поговорки о доме, загадки про городские здания. Дидактические игры «Жилое -нежилое», «Из чего построен дом» Н.Г.Зеленова, Л.Е.Осипова «Мы живем в России» | ||||
Октябрь | |||||||
1-я неделя | Городские здания | Закрепить знания разных видов городских зданий, их назначение, познакомить детей с сооружениями культуры и досуга, их назначением. Пополнять словарь детей бассейн, театр, художественная школа, музыкальная школа | Занятие, беседа о городских зданиях, рассматривание открыток с видами города. Дидактическая игра «Жилое- нежилое». Фотовыставка «Как мы отдыхаем», экскурсии. Рисование: «Мое любимое место в городе» Н.Г.Зеленова, Л.Е.Осипова «Мы живем в России | ||||
2-я неделя | Золотая осень | Развивать у детей интереса любовь к родной природе, ее красоте, пробуждать эстетические чувства, воспитывать умение наблюдать явления природы и устанавливать простейшие связи между ними, передавать в высказываниях свое отношение к природе. Побуждать детей любоваться красотой осенних деревьев. Обогащать словарь детей относительными прилагательными: рябиновый, березовый, липовый, кленовый. Познакомить детей с поэтическими представлениями русского народа об осени | Занятие, беседа об осенних приметах в родном городе, целевая прогулка, рисование осенних листочков, рассматривание осенних пейзажей, чтение стихотворений русских поэтов об осени. Народные приметы об осенних месяцах, пословицы о приметах погоды. Составление осеннего букета в группе. Дидактические игры: «Когда это бывает», «С какого дерева листок», «Что нам осень принесла» Н.Г.Зеленова, Л.Е.Осипова «Мы живем в России» | ||||
3-я неделя | Зачем нужна деревня? | Познакомить детей с особенностями жизни людей в деревне, характером их занятий, формировать у детей интерес и любовь к своей малой родине | Занятие, беседы о жизни людей в деревне, рассматривают иллюстраций, чтение стихотворений, художественной литературы о жизни в деревне, красоте русской природы. Дидактические игры: «Город- деревне», «Деревня - городу», «Кто живет в деревне». Рисование: «Деревенский дом» Н.Г.Зеленова, Л.Е.Осипова «Мы живем в России | ||||
4-я неделя | Осенины | Средствами эстетического воспитания побуждать детей восхищаться красотой русской природы осенью, дарами природы человеку | Утренник для детей в фольклорном стиле. Изготовление украшений для музыкального зала, разучивание стихов, песен, танцев Н.Г.Зеленова, Л.Е.Осипова «Мы живем в России» | ||||
Ноябрь | |||||||
1-я неделя | Путешествие на почту | Развивать у детей интерес к родному городу, познакомить с особенностями работы людей на почте, средствами связи людей друг с другом. Пополнять словарь детей: почтальон,бандероль, письма, конверты, посылки. Повторить домашний адрес. | Занятие, беседа о средствах связи людей в разных городах, рассматривание иллюстраций, экскурсии на почту, чтение произведений Н. Носова «Телефон», С. Маршака «почта», загадки. Сюжетно- ролевые игры: «На почте», «Отправим письмо», «Телефон». Н.Г.Зеленова, Л.Е.Осипова «Мы живем в России» | ||||
2-я неделя | Книжкин дом | Познакомить детей с историей возникновения книги, особенностями работы людей в библиотеке, воспитывать бережное отношение к книге, уважение к труду работников библиотек, формировать трудовые навыки. Пополнять словарь детей: библиотека, библиотекарь, абонент, читатели, перелет, страницы, обложка, иллюстрация. | Занятие, беседа о книге, рассматривание иллюстраций, экскурсия в библиотеку, ремонт книг в груше, загадки, пословицы про книги «День любимой книжки», составление рассказов о любимых книгах, рисование иллюстраций к любимой книге. Н.Г.Зеленова, Л.Е.Осипова «Мы живем в России | ||||
3-я неделя | Наземный пассажирский транспорт родного города | Познакомить детей с разными видами транспорта родного города, особенностями труда людей разных профессий, раскрывать общественную значимость труда взрослых, воспитывать уважение к труду людей транспортных профессий. Пополнить словарь детей названиями профессий, названиями городского транспорта: троллейбус, автобус, трамвай, метро, маршрутное такси . | Занятие, беседы о городском транспорте, рассматривание иллюстраций, чтение стихотворений о профессиях, загадки про пассажирский транспорт. Рисование: «Транспорт». Аппликация «Автобус». Сюжетно – ролевые игры: «Поезд», «Автобус» и т.д. Дидактические игры: «Кто чем управляет», «Пассажирский транспорт». Н.Г.Зеленова, Л.Е.Осипова «Мы живем в России | ||||
4-я неделя | Воздушный транспорт родного города | Поддерживать у детей интерес к разным профессиям, познакомить с профессиями людей, работающих в авиации, воспитывать чувство гордости за свой родной город. Пополнять словарь: воздушный транспорт, аэропорт, летчик, бортпроводник, иллюминатор, пропеллер | Занятие, беседы о разных профессиях, рассматривание иллюстраций, чтение художественной литературы о труде летчиков. Рисование: «Кем я стану, когда вырасту». Сюжетно – ролевая игра «Самолет» Н.Г.Зеленова, Л.Е.Осипова «Мы живем в России | ||||
Декабрь | |||||||
1-я неделя | Водный транспорт родного города | Закреплять у детей представление о том, что такое профессия, поддерживать интерес к разным профессиям, познакомить детей с профессиями людей, работающих на водном транспорте. Пополнять словарь: водный транспорт, речной вокзал, судоходство, капитан, команда, капитанский мостик, корма, палуба, штурвал. Воспитывать чувство гордости за свой родной город | Занятие , беседы о профессиях на транспорте, экскурсия, рассматривание иллюстраций, загадки про водный транспорт. Рисование: «Теплоход на реке» Сюжетно- ролевая игра «На корабле» Дидактическая игра «Закончи строчку» Н.Г.Зеленова, Л.Е.Осипова «Мы живем в России" | ||||
2-я неделя | Железнодорожный транспорт родного города | Закреплять у детей представления о разных профессии, познакомить детей с профессиями людей, работающих на железнодорожном транспорте. Пополнять словарь: железнодорожный транспорт, машинист, вагоны, проводник, пассажиры,станции. Воспитывать чувство гордости за свой родной город. | Занятие, беседы о железнодорожном транспорте, рассматривание иллюстраций, загадки про железнодорожный транспорт, чтение стихотворений, художественной литературы. Сюжетно – ролевая игра «Поезд». Дидактическая игра «На чем едем, летим, плывем» Н.Г.Зеленова, Л.Е.Осипова «Мы живем в России» | ||||
3-я неделя | Новый год у ворот | Формировать первоначальные представления об обычаях и традициях разных народов, познакомить с новогодними традициями России и других стран, формировать гражданско-патриотические чувства. Пополнять словарь названиями стран: Япония, Болгария, Китай…. | Занятие, беседы о людях разных национальностей, рассматривание иллюстраций, чтение стихотворений про Новый год, о зиме, прослушивание фольклорных песен по теме. Рисование: «Новогодний подарок» Н.Г.Зеленова, Л.Е.Осипова «Мы живем в России» | ||||
4-я неделя | Новогодний праздник | Средствами эстетического воспитания побуждать детей радоваться новогодним праздникам, восхищаться нарядной елкой, воспитывать желание дарить подарки своим близким. | Утренник для детей и родителей «Здравствуй, здравствуй, Новый год». Изготовление атрибутов для украшения группы, новогодних игрушек, подарков для родных. Разучивание стихов, песен, танцев. Н.Г.Зеленова, Л.Е.Осипова «Мы живем в России» | ||||
Январь | |||||||
3-я неделя | «Зимние забавы» | Уточнить представления детей о сезонных подвижных спортивных играх. Поддерживать интерес к физической культуре | Занятие, беседы о зимних спортивных играх, рассматривание открыток со спортивными видами, чтение художественной литературы. Дидактические игры «Когда это бывает», «Спортивный атрибут», Н.Г.Зеленова, Л.Е.Осипова «Мы живем в России» | ||||
3-я неделя | Родной город (День рождение г. Новошахтинска) | Расширять и закреплять знания детей о родном городе, познакомить детей с историей возникновения родного города, воспитывать патриотические чувства к малой родине. | Занятие, беседы о родном городе, рассматривание открыток с видами города, чтение художественной литературы. Дидактические игры «Когда это бывает», «На чем поедем», «Поселки нашего города», «Родная улица», «Какие бывают здания», «Домашний адрес». Н.Г.Зеленова, Л.Е.Осипова «Мы живем в России» | ||||
4-я неделя | Дон- Батюшка | Закрепить название реки, формировать чувство любви к своему городу, расширить представления детей о природных богатствах России, побуждать детей восхищаться красотой реки Дон. Познакомить детей с историей возникновения названия «Дон» | Занятие, беседа о малой родине, рассматривание иллюстраций, фотографий с видами Дона, фотовыставка «Мы на Дону», чтение стихов о Доне, решение экологических задачек Н.Г.Зеленова, Л.Е.Осипова «Мы живем в России» | ||||
Февраль | |||||||
1-я неделя | Растительный мир родного края | Расширять представления детей о природе родного края, воспитывать патриотические чувства, побуждать детей восхищаться красотой родной природы | Занятие, беседа о растениях родного края, рассматривание альбомов, фотографий, открыток с видами родной природы. Загадки про растения, деревья, решение экологических задач. Дидактические игры: «Какие растут деревья», «Какие бывает кустарники», «С какого дерева листок» Н.Г.Зеленова, Л.Е.Осипова «Мы живем в России» | ||||
2-я неделя | Лекарственные растения родного края | Расширять представления детей о природе родного фая, воспитывать патриотические чувства. Побуждать детей восхищаться красотой родной природы. Познакомить с лекарственными растениями родного края, их использования в лечебных целях. | Занятие, беседы о природе родного края, рассматривания альбомов с иллюстрациями лекарственных растений, загадки про растения. Дидактическая игра «Зеленая аптека». Н.Г.Зеленова, Л.Е.Осипова «Мы живем в России» | ||||
3-я неделя | Животный мир родного края | Расширять представления детей о животном мире родного края, побуждать детей восхищаться красотой родной природы, формировать основы экологического мировоззрения. | Занятие, беседы о животных родного края, рассматривание открыток, иллюстраций с изображением животных, птиц, насекомых, загадки про животных, Дидактические игры: «У кого какой домик», «Узнай по описанию» Н.Г.Зеленова, Л.Е.Осипова «Мы живем в России | ||||
4-я неделя | День защитников Отечеств | Формировать чувство уважения к защитникам Родины, развивать патриотические чувства. | Утренник для детей и родителей «День защитников Отечества», разучивание стихов, песен, инсценировок, изготовление подарков для пап и дедушек, Чтение художественной литературы о подвиге наших соотечественников во время Великой Отечественной войны. Н.Г.Зеленова, Л.Е.Осипова «Мы живем в России» | ||||
Март | |||||||
1-я неделя | Мама-первое слово | Средствами эстетического воспитания формировать в сознании детей образ мамы как самого дорогого человека. Побуждать детей восхищаться красотой, добротой,ценить ежеднев ную заботу мамы о своей семье. Воспитывать духовно-нравственные чувства | Утренник для мам и бабушек. Разучивание стихотворений о маме, инсценировок. Изготовление подарков для мам и бабушек, атрибут для украшения музыкального зала к утреннику, фотовыставка «Вот какие мамы». Дидактические игры: «Какая моя мама» Н.Г.Зеленова, Л.Е.Осипова «Мы живем в России» | ||||
2-я неделя | Мы - россияне | Сформировать в воображении детей образ Родины, формировать у детей представление о России как о родной стране, чувство любви к своей Родине, закрепить название родной страны «Россия» | Занятие, чтение стихотворений о Родине, пословицы и поговорки о Родене, рассматривание иллюстраций с разными климатическими зонами России, выставка рисунков «Моя Редана» Н.Г.Зеленова, Л.Е.Осипова «Мы живем в России» | ||||
3-я неделя | Россия -наша Родина | Расширять знания детей о Родине, вызвать интерес к прошлому, настоящему и будущему России. Познакомить детей с понятиями большая и малая Родина | Занятие, чтение стихотворений о Родине, пословицы и поговорки о Родине, рассматривание иллюстраций, открыток с видами разных городов России Н.Г.Зеленова, Л.Е.Осипова «Мы живем в России» | ||||
4-я неделя | Государственные символы России: герб, флаг и гимн | Закрепить и обобщить знания детей о государственных символах России - гербе, флаге, сформировать уважительное отношение к государственным символам, познакомить детей с символическим значением герба РФ, цветов флага. | Занятие, рассматривание изображения государственного герба и флага РФ, рассматривание герба на монетах, документах, аппликация «Наш флаг». Дидактические игры: «Узнай наш герб», «Узнай наш флаг» Н.Г.Зеленова, Л.Е.Осипова «Мы живем в России» | ||||
Апрель | |||||||
1-я неделя | «Жаворонки» | Средствами эстетического воспитания побуждать детей восхищаться красотой русской природы весной, познакомить с фольклорными образцами народного творчества: песнями, танцами, народными традициями встречи весны | Занятие – развлечение для детей и родителей. Изготовление атрибутов для украшения музыкального зала. Разучивание фольклорных песен, танцев. Выставка детских рисунков «В окно повеяло весною» | ||||
2-я неделя | О творчестве А.П.Чехова : | Познакомить детей со знаменитым соотечественником - А.П. Чеховым. Побуждать детей восхищаться его творчеством. Воспитывать интерес к его произведениям | Занятие, рассматривание репродукций портретов А.П. Чехова, прослушивание рассказов, рассматривание иллюстраций к ним. Рисование: «Герои А.П. Чехова» Н.Г.Зеленова, Л.Е.Осипова «Мы живем в России» | ||||
3-я неделя | Москва-столица нашей Родины | Познакомить детей с главным городом России - Москвой. Формировать представление о Москве как о столице нашей Родины, самом большом и красивом городе России, городе, в котором работает правительство РФ. Побуждать детей восхищаться красотой Москвы, интересоваться ее истерическим прошлым, современными достижениями. Воспитывать патриотические чувства | Занятие, рассматривание фотографий с видами Москвы, просмотр видеофильма о достопримечательности столицы, прослушивание стихов, литературных произведений о Москве, рассказы детей, побывавших в Москве, о столице, фотовыставка «Моя Москва» Н.Г.Зеленова, Л.Е.Осипова «Мы живем в России» | ||||
4-я неделя | День Победы | Формировать чувство уважения к защитникам Родины, развивать патриотические чувства | Занятие для детей и родителей «День Победы», разучивание стихов, песен, инсценировок, изготовление подарков для ветеранов. Чтение художественной литературы о подвиге наших соотечественников во время Великой Отечественной войны Н.Г.Зеленова, Л.Е.Осипова «Мы живем в России» | ||||
Май | |||||||
1-я неделя | Каникулы | Каникулы | Каникулы | ||||
2- | Занятие викторина «Что мы знаем о России». | Обобщить и систематизировать знания детей о России, формировать уважительное отношение к государственным символам, закрепить названия крупных российских городов и рек, названия народных промыслов. Знать имена деятелей науки и искусства, воспитывать любовь к Родине, гражданско – патриотические чувства. | Занятие - викторина, чтение стихотворений, литературных произведений о Родине. Чтение пословиц о Родине, загадки про народные декоративно- прикладные промыслы. Дидактические игры «Узнай наш герб», «Узнай наш флаг» Н.Г.Зеленова, Л.Е.Осипова «Мы живем в России» | ||||
3- 4-я недели | Итоговая диагностика уровня знаний детей по программе | Обследование детей на определение итогов знаний по программе | Беседы с детьми, дидактические тактические игры Н.Г.Зеленова, Л.Е.Осипова «Мы живем в России» |
2.3. Календарно-тематический план для детей 6 - 7 лет
Сентябрь | |||
Дата | Тема недели | Программное содержание | Работа с детьми |
Сентябрь | |||
2-я неделя | Мир вокруг нас | Формировать у детей представление о мире, разных странах мира, России, себе, как о полноценных граждан России. Воспитывать в детях гражданско-патриотических чувств | Занятие, беседы о разных странах и их жителях. Чтение стихов, скок авторов разных стран. Знакомство с глобусом. Дидактические игры «Иностранец», «Кто в какой стране живет». Подвижные игры разных стран |
3-я неделя | Разноцветные люди | Воспитывать уважительное, дружелюбное отношение детей к людям разных национальностей. Развивать коммуникативные способности. Продолжать формировать у детей представление о мире и разных странах, о жителях их общности и различиях. Доказать сходство все детей в мире независимо от их нации. | Занятие, беседы, чтение литературы о разных национальностях. Фотовыставка «Разные люди». Рисование «Разные люди». Дидактические игры «Иностранец», Подвижные игры разных стран |
4- неделя | Наша страна Россия | Формировать в воображении детей представление о России, как о родной стране, воспитывать чувство любви к своей Родине, закрепить название родной страны «России» | Занятие, беседы о Родине, чтение пословиц и поговорок. Рассматривание иллюстраций с разными климатическими зонами России. Выставка рисунков « Моя Родина» |
Октябрь | |||
1-я неделя | Как жили славяне | Познакомить детей с историей возникновения Руси, с жизнью наших предков, с условиями быта и культурой | Занятие, беседы об историческом прошлом России, чтение русских былин, пословиц поговорок о Родине. Знакомство с русским народным костюмом и предметами русского народного быта. Выставка поделок из природного материала. |
2-я неделя | Богатыри земли русской | Обобщить знания детей об истории возникновении Руси, познакомить с русскими былинными богатырями, кто из предков защищал нашу землю. Воспитывать чувство восхищения подвигами русских богатырей. | Занятие, беседы о русских богатырях, чтение былин и легенд, русские народные подвижные игры. Театрализованная деятельность и изобразительная деятельность. |
3-я неделя | Русские народные промыслы | Закрепить и обобщить знания детей о русских народных промыслах, средствами эстетического воспитания, формировать чувство восхищения творения народных мастеров. | Занятие, беседы о о русских народных промыслах, русские народные подвижные игры. Игры с дымковскими, богородскими, филимоновскими, калининскими, каргопольскими, игрушками. Изодеятельность. Рассматривание образцов народных предметов промысла украшение росписью семикаракорская керамика. |
4-я неделя | Климатические зоны | Обобщать знания детей о климатических зонах РФ, чувство гордости за необъятные просторы нашей Родины. Побуждать детей восхищаться красотой родной природы. | Знакомство с географической картой России. Дидактическая игра «Узнай по описанию», «Чьи припасы», «У кого какой дом», «Чей хвост, чья голова» |
Ноябрь | |||
1-я неделя | Какие народы живут в России | Познакомить детей с разными народами, населяющими РФ. Воспитывать уважительное, доброжелательное отношение к многонациональной культуре нашей Родины. Закрепить и обобщить знания детей о народах, населяющих Россию: русские, татары, чуваши, чукчи, мордва. Побуждать уважительно относиться к культуре разных народов, любоваться образцом народно-прикладного творчества. | Занятия, беседы о многонациональной России, рассматривание иллюстраций, фотографий. Чтение художественной литературы. Прослушивание фольклорных музыкальных произведений. Подвижные игры разных народов РФ. |
2-я неделя | Русский лес – чудесный лес | Уточнить и систематизировать знания детей с растительным и животным мире русского леса. Побуждать детей восхищаться красотой родной природы. Воспитывать патриотические чувства. | Занятия, беседы о жизни животных в степи, рассматривание иллюстраций. Дидактические игры: «С какого дерева листок», «Узнай какой домик», «Чей хвост, чья голова». «Зеленая аптека» |
3-я неделя | Что такое заповедник? | Познакомить детей с назначением природных заповедников, «Красной книги», воспитывать бережное отношение к природе, патриотические чувства | Занятия, беседы о заповедниках России, рассматривание иллюстраций с изображением редких животных. Рисование на тему «Красная книга России» |
4-я неделя | Голубые реки России | Познакомить детей с названиями крупных рек России: Волга, Лена, Обь, Енисей, Ангара, Дон, озеро Байкал. Формировать понимание значения воды дл жизни всего живого. Побуждать детей бережно относиться к природным богатствам России | Занятия, беседы о России, озерах и реках. Рассматривание карт и иллюстраций. Чтение стихотворений о жизни речных обитателей. Рисование карт с изображением рек и озер и речных обитателей. |
Декабрь | |||
1-я неделя | Жизнь людей на севере | Познакомить детей с особенностями жизни людей на Севере с природными условиями, погодой, животным и растительным миром, занятиями коренных жителей. Формировать чувство уважения к жизни и труду людей в тяжелых климатических условиях. | Занятия, беседы о жизни северных народов, рассматривание иллюстраций, фотографий. Чтение стихотворений, художественной литературы. Тематическое рисование. |
2-я неделя | Государственные символы (флаг, гимн)России. | Закрепить знания детей о государственных символах РФ: гимне, флаге. Формировать уважительное отношение к государственным символам, понимание того, что государственные символы призваны объединять людей, живущих в одной стране. | Занятия, беседы о государственных символах России, рассматривание изображений, прослушивание гимна, наблюдение на каких зданиях можно увидеть государственные символы. |
3-я неделя | Государственные символы (герб) | Закрепить и обобщить знания о символическом значении герба. Показать тесную связь современной государственной символики с фольклором и народным декоративно-прикладным искусством. | Занятия, беседы о символическом значении герба РФ, рассматривание изображений государственного герба. Дидактическая игра «Узнай наш герб» |
4-я неделя | Что значит быть гражданином? Права и обязанности гражданина РФ | Уточнить представления детей России, как о родной стране. Воспитывать гражданско -патриотические чувства, уважение к государственным символам России. Объяснить понятия «гражданство», «гражданин». | Занятия, беседы о правах и обязанностях гражданина РФ, знакомство с Конституцией России. Дидактическая игры «Узнай наш герб», «Узнай наш гимн» |
Январь | |||
2-я неделя | Знаменитые россияне | Познакомить детей со знаменитыми россиянами, своими делами и подвигами, прославившими страну. Сформировать понимание значимости их деятельности для страны. | Занятия, беседы о знаменитых россиянах, рассматривание фотографий знаменитых соотечественников, прослушивание литературных произведений, стихов |
3-я неделя | Знаменитые спортсмены Рое | Познакомить детей со знаменитыми спортсменами в разных видах спорта. Формировать уважительное отношение к их спортивным достижениям. Подчеркнуть, что такие люди- настоящие граждане своей страны. Объяснить детям, что значит слово патриот | Занятие, беседы о российском спорте, рассматривание иллюстраций из журналов и газет, просмотр презентаций. Спортивные подвижные игры на. |
4-я неделя | День рождение города Новошахтинска | Продолжать прививать любовь к родному городу: к людям труда, шахтерской славы. | Занятие, беседы о родном городе. Тематический праздник. |
Февраль | |||
1-я неделя | Главный город нашей страны | Уточнить значение детей о столице Р.Ф.Формировать представление о Москве как о главном городе России. Познакомить детей с историческими и современными достопримечательностями столицы России. Побуждать детей восхищаться ее красотой. Воспитывать гражданско-патриотические чувства | Занятие, рассматривание иллюстраций, видео с достопримечательностями, выставка детских рисунков |
2-я неделя | История Московского Кремля | Познакомить детей с историческим прошлым Москвы, с тем, как строилась Москва, кто ее основал, чем занимались ее жители. Подчеркнуть историческую значимость древнего русского города для России. Воспитывать патриотические чувства. Побуждать детей восхищаться красотой Кремля | Рассматривание иллюстраций, занятие. Чтение литературных произведений. Рисование на тему «Древняя Москва». Выставка детских рисунков на тему «Московский Кремль» |
3-я неделя | Города России | Познакомить детей с такими городами РФ, как Санкт-Петербург, Новгород и т.д.Формировать представление о том, что Россия- огромная страна. Воспитывать чувство гордости за свою родную страну | Занятие, рассматривание видео и презентаций с видео городов «Золотое Кольцо России», города – Герои. Чтение литературных произведений о городах. |
4-я неделя | День защитника Отечества | Формировать чувство уважения с Вооруженным силам России, к подвигу наших соотечественников по защите Родины | Праздник «День защитника Отечества», изготовление для пап и дедушек подарков, рассматривание иллюстраций с изображением разных видов войск. |
Март | |||
1-я неделя | Мамин праздник | Воспитывать добрые, нежные чувства к своим мамам, познакомить детей с женщинами, в разные годы, прославившими нашу страну в области искусства, науки, спорта, космоса. | Утренники. Изготовление подарков. Оформление фото выставки знаменитых россиянок. Фотовыставка или рисунки на тему»Моя мама» |
2-я неделя | Масленица | Средствами эстетического воспитания познакомить детей с народными традициями, встречи весны, познакомить с образцами русского народного поэтического фольклора | Развлечение, беседы о символическом значении блинов, чучела Масленицы. Ручной труд. |
3-я неделя | Малая родина. За что мы любим свой город | Уточнить представление детей о родном городе. Формировать понимание «малая родина». Воспитывать гражданско-патриотические чувства. Закрепить значение детей о достопримечательностях родного города. Формировать гражданско-патриотические чувства. | Тематическое рисование города. Оформление фотовыставки «Я в родном городе». Дидактическая игра «Что в родном городе есть» |
4-я неделя | История возникновения герба родного города | Закрепить и обобщить знания детей о символе родного города- гербе. Формировать уважительное отношение к гербу и его символическим значением. Воспитывать гражданско-патриотические чувства. | Видеоэкскурсии по родному городу. Викторина «Что, о чём». |
Апрель | |||
1-я неделя | Флора и фауна родного края | Уточнить представление детей о животном и растительном мире родного края | Рассматривание картин и иллюстраций, гербария, презентаций по содержанию темы. |
2-я неделя | Знаменитые земляки | Познакомить детей со знаменитыми земляками, людьми, которые своим трудом способствуют процветанию города, с участниками ВОВ. Воспитывать уважение к их труду и подвигам, желание быть на них похожими | Беседы и просмотры фильмов о знаменитых земляках. Посещение музея на поселке им. М.Горького |
3-я неделя | Многонациональная родина | Формировать представление о том, что в родном городе дружно живут люди разных национальностей. Формировать понимание того, что все люди одинаковы и равны | Беседы о многонациональной Родине, рассматривание костюмов. Чтение художественных произведений поэтов разных национальностей |
4-я неделя | День Победы | Обобщать и систематизировать знания детей о подвиге наших соотечественников в годы ВОВ. Воспитывать патриотические чувства | Возложение цветов к мемориалу воинов павшим в ВОВ. Участие на параде. Украшение окон. Рисование «День Победы». |
Май | |||
2-3 неделя | Диагностика | Обследование детей на определение знаний по программе | Беседы с детьми. Заполнение диагностических листов. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект Тема: «Формирование духовно-нравственных представлений о матери у детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет) По курсу «Технологии духовно-нравственного воспитания дошкольников и младших школьников на основе православных ценностей и традиций»
Цель проекта Формирование духо...
Доклад по духовно-нравственному воспитанию на тему: "Взаимодействие семьи и дошкольного учреждения как условие эффективности духовно-нравственного воспитания дошкольников".
Взаимодействие семьи и дошкольного учреждения как условие эффективности духовно-нравственного воспитания дошкольников"....
Консультация для родителей по духовно-нравственному воспитанию дошкольника на тему :"Нравственное воспитание детей младшего возраста"
Консультация для родителей по духовно-нравственному воспитанию дошкольника на тему :"Нравственное воспитание детей младшего возраста"...
Проект по духовно-нравственному воспитанию " Значение устного-народного творчества в духовно-нравственном воспитании дошкольников".
Проект по духовно-нравственному воспитанию дошкольниов...
Педагогический проект по духовно-нравственному воспитанию "Значение устного-народного творчества в духовно-нравственном воспитании дошкольников".
Проект по духовно-нравственному восптанию....
Педагогический проект по духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста 3 - 4 лет «Современные игры как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника»
ПроблемаКак помочь детям в процессе организовать сюжетно ролевую игру, повысить речевую активность, накопить эмоционально позитивный опыт, необходимость для развития социальной сферы...
Городской семинар "Формирование духовно-нравственного воспитания дошкольников через приобщение к отечественным духовно-нравственным ценностям и культурному наследию родного края"
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"29645530","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]][[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"29645641","attributes":{"alt":"","class"...