Духовно- нравственное воспитание дошкольников
рабочая программа

Карташова Вероника Анатольевна

Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся является первостепенной задачей современной образовательной системы и представляет собой важный компонент социального заказа для образования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл duhovno-nravstvennoe_vospitanie.docx102.84 КБ

Предварительный просмотр:

  Рабочая программа

 «Духовно-нравственного развития и воспитания

личности гражданина России»

  приложение к образовательной Программе

 МБДОУ  д/с № 33 «Буратино»

2022 год

Содержание

                                                                                                                                                 

1. Целевой    раздел

1.1.Пояснительная записка

1.2 Принципы и подходы реализации программы по духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России

1.3. Планируемые результаты освоения Программы

2. Содержательный раздел

2.1. Приемы, методы, формы реализации программы

2.2. Характеристика возраста детей

2.3.Содержание тематического планирования материала

2.4. Взаимодействие с семьями воспитанников

2.5 Традиции образовательного учреждения

2.6.Организация развивающей предметно-пространственной среды

3. Организационный раздел

3.1. Методическое, материально - техническое обеспечение программы

3.2      Методическая литература  

                         

 

1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

1.1. Пояснительная записка

        Рабочая программа  духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России новый документ, который МБДОУ д/с № 33 «Буратино» разработало на основании изменений Президента в Федеральном законе «Об образовании № 273-ФЗ  в Российской Федерации»    от 31.07.2020 № 304-ФЗ. Закон дает право, образовательному учреждению самостоятельно разрабатывать и утверждать программу духовно-нравственного развития и воспитания  (п. 1 ст. 12.1 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ) и  определять структуру и содержание данного документа.  Рабочая программа духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России является частью образовательной программы ДОУ  и разработана на основе:

  • Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности  гражданина России в сфере общего образования (далее – Концепция) в соответствии с  Конституцией Российской Федерации,  Законом Российской Федерации «Об образовании», на основе ежегодных посланий Президента России Федеральному собранию Российской Федерации. Концепция духовно-нравственного воспитания личности гражданина России – документ, разработанный как основа реализации ФГОС с целью определения методов, форм, содержания воспитания и выделение его, как приоритетное направление в образовании.

Концепция является методологической основой разработки и реализации федерального государственного образовательного стандарта общего образования. Она представляет собой ценностно-нормативную основу взаимодействия общеобразовательных учреждений с другими  субъектами социализации – семьей, общественными организациями, религиозными объединениями, учреждениями дополнительного образования, культуры и спорта, средствами массовой информации..

Цель такого взаимодействия – обеспечение условий для духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения.

  • Парциальной программы Зеленовой Н.Г., Осиповой Л.Е. «Мы живём в России» по гражданско-патриотическому воспитанию дошкольников Москва- 2016.

Содержание Программы определено на три года, но при необходимости корректируется в соответствии с реальными изменяющимися событиями жизни. Программа  построена с учетом возрастных и психологических особенностей дошкольников, учитывает тенденции модернизации российского образования.

Таким образом, духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся является первостепенной задачей современной образовательной системы и представляет собой важный компонент социального заказа для образования.

Социальный заказ образованию устанавливается в следующей системе фундаментальных социальных и педагогических понятий, а также отношений между ними:

  •         нация ― государственно-территориальная и политико-правовая общность, существующая на основе общих политических, историко-культурных и духовно-ценностных  характеристик и общего самосознания. Такой общностью является многонациональный народ Российской Федерации, который представляет собой многоэтничную гражданскую нацию, включающую  этнические общности, которыми  в России могут называться «нации» (в этнокультурном и социально-политическом смыслах), национальности и народы. Двойное использование категории нация (в общегражданском и этнокультурном значении) не противоречит конституционному положению «мы,  многонациональный народ Российской Федерации», означая, что Россия есть национальное государство, а ее народ представляет собой нацию наций;
  • национальное государство – государство с общей, контролируемой центральной властью, хозяйственно-экономической основой, с общей территорией, с общими историко-культурными ценностями  жителей страны. Российская Федерация - национальное  государство, имеющее  разнообразный этнический и религиозный состав населения и отличающееся  большой региональной спецификой;
  • национальное самосознание (идентичность) – разделяемое всеми гражданами представление о своей стране, ее народе,  чувство принадлежности к своей стране и народу. Основу национальной идентичности составляют базовые национальные ценности и общая историческая судьба;
  • формирование национальной идентичности – формирование у личности представления о многонациональном народе Российской Федерации  как о гражданской нации и воспитание патриотизма;
  • патриотизм – чувство и сформировавшаяся позиция верности  своей стране и солидарности с ее народом. Патриотизм включает чувство гордости за свое Отечество, малую Родину, т.е. город или сельскую местность, где гражданин родился и воспитывался. Патриотизм включает активную гражданскую позицию, готовность к служению Отечеству;
  • гражданское общество –  общество, способное к самоорганизации на всех уровнях, от местных сообществ  до общенационального (государственного) уровня, активно выражающее свои запросы и интересы как через свободно и демократически избранные органы власти и самоуправления, так и через институты гражданского общества, к которым относятся, прежде всего, общественные группы, организации и коалиции, а также формы прямого волеизъявления. Гражданское общество обладает способностью защищать свои права и интересы как через власть и закон, так и путем контроля над властью и воздействия на власть и на правовые нормы. Гражданское общество обязательно предполагает наличие в нем ответственного гражданина, воспитание которого является главной целью  образования;
  • многообразие культур и народов – культурное многообразие, существующее в стране и в мире в целом. Для  России это  существование, диалог и взаимообогащение всех культурных потоков (или слоев): общенациональной, общероссийской культуры на основе русского языка, этнических культур многонационального народа Российской Федерации  и глобальных или мировых культурных явлений и систем. Культурное многообразие и свобода культурного выбора являются условием развития, стабильности и гражданского согласия;
  •         межэтнический мир и согласие – единство в многообразии, признание и поддержка культур, традиций и самосознания всех представителей многонационального народа Российской Федерации, гарантированное равноправие граждан независимо от национальности, а также политика интеграции, предотвращения напряженности и разрешения конфликтов на этнической или религиозной основе. Межэтнический мир включает политику толерантности, т.е. признания и уважения культурных и других различий среди граждан страны и проживающих в ней граждан других стран;
  •         социализация – усвоение человеком социального опыта в процессе образования и жизнедеятельности посредством вхождения в социальную среду, установления социальных связей, принятия ценностей различных социальных групп и общества в целом, активного воспроизводства системы общественных отношений;
  • развитие – процесс и результат перехода к новому, более совершенному качественному состоянию, от простого к сложному, от низшего к высшему, к некоей степени духовной, умственной зрелости, сознательности, культурности и пр.
  • воспитание – педагогически организованный целенаправленный процесс развития обучающегося как личности, гражданина, освоения и принятия им ценностей, нравственных установок и моральных норм общества;
  • национальный воспитательный идеал ― высшая цель образования, нравственное (идеальное) представление о человеке, на воспитание, обучение и развитие которого направлены усилия основных субъектов национальной жизни: государства, семьи, школы, политических партий, религиозных объединений и общественных организаций;
  •         базовые национальные ценности – основные моральные ценности, приоритетные нравственные установки, существующие в культурных, семейных, социально-исторических, религиозных традициях многонационального народа Российской Федерации, передаваемые от поколения к поколению и обеспечивающие успешное развитие страны в современных условиях;
  •         духовно-нравственное развитие личности – осуществляемое в процессе социализации последовательное расширение и укрепление ценностно-смысловой сферы личности, формирование способности человека оценивать и сознательно выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов отношения к себе, другим людям, обществу, государству, Отечеству, миру в целом;
  •         духовно-нравственное воспитание личности гражданина России – педагогически организованный процесс усвоения и принятия обучающимся базовых национальных ценностей, имеющих иерархическую структуру и сложную организацию. Носителями этих ценностей  являются многонациональный народ Российской Федерации, государство, семья, культурно-территориальные сообщества, традиционные российские религиозные объединения  (христианские, прежде всего в форме русского православия, исламские, иудаистские, буддистские), мировое сообщество.

                Ценности личности формируются в семье, неформальных сообществах, трудовых, армейских и других коллективах, в сфере массовой информации, искусства, отдыха и т. д. Но наиболее системно, последовательно и глубоко духовно-нравственное развитие и воспитание личности  происходит в сфере  общего  образования, где развитие и воспитание обеспечено всем укладом жизни образовательной организации. Образованию отводится ключевая роль в духовно-нравственной консолидации российского общества, его сплочении перед лицом внешних и внутренних вызовов, в укреплении социальной солидарности, в повышении уровня доверия человека к жизни в России, к согражданам, обществу, государству, настоящему и будущему своей страны.

                Определяя цель и задачи, актуальные для нашей дошкольной организации педагоги опирались на  – ФГОС ДО (ч. 5 и 6 п. 1.6 ФГОС ДО), положение Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России и Федеральный закона № 273-ФЗ. 

Цель: Формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка.

Для достижения этой цели необходимо решение следующих задач:

  •         формирование преставлений о России как о родной стране, о Москве как о столице России;
  •         формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям:
  •           формировать духовно-нравственное отношение к природе родного края и чувства сопричастности к ней.
  • развивать чувства ответственности и гордости за достижения своей страны;
  • воспитание любви и уважения к истории своей семьи,  к своему родному краю, своей малой родине на основе приобщения к  культуре и традициям;
  • воспитание патриотизма, уважения к культурному прошлому России средствами эстетического воспитания: музыка, изодеятельность, художественное слово;
  •  воспитание гражданско-патриотических чувств посредством изучения государственной символики России, области, города.

1.2 Принципы и подходы реализации программы по духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России

В основу реализации программы положены следующие принципы:

  • принцип личностно-ориентированного общения - индивидуально-личностное формирование и развитие морального облика человека.

В процессе обучения дети выступают как активные исследователи окружающего мира вместе с педагогом, а не просто пассивно перенимают его опыт. Партнерства, соучастие и взаимодействие – приоритетные формы общения воспитателя с детьми;

  • принцип тематического планирования предполагает подачу изучаемого материала по тематическим блокам: родная семья, родной город, родная страна, родная природа, культура;
  • принцип наглядности – широкое представление соответствующей изучаемому материалу наглядности: иллюстрации, фотографии памятников, пейзажей, достопримечательности;
  • принцип последовательности – предполагает планирование изучаемого познавательного материала последовательно (от простого к сложному) чтобы дети усваивали знания постепенно, в определенной последовательности;
  • принцип занимательности – изучаемый материал должен быть интересным, увлекательным для детей, этот принцип формирует у детей желание выполнять предлагаемые виды заданий, стремиться к достижению результата

        Положением Федерального закона № 273-ФЗ, воспитание  определено как деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде.
        Пункт 2
 ст. 2 Федерального закона № 273-ФЗ определил, что дошкольное образование направлено на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста.

        Содержание Программы определяется на учебный год, с учетом возрастных особенностей детей от 4 до 7 лет, но при необходимости корректируется в соответствии с реальными изменяющимися условиями.

        Программа строится с учетом возрастных и психологических особенностей дошкольников, учитывая тенденции модернизации российского образования. Воспитание патриотических чувств у детей в этом возрасте – одна из задач нравственного воспитания, включающая в себя воспитание любви к близким людям, к детскому саду, родному городу, краю. Приобщение детей к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми.

        Чувство Родины начинается с восхищения тем, что он видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. Впечатления, пропущенные, через детское сердце играют огромную роль в становлении личности патриота.

        С младенчества ребенок слышит родную речь. У каждого народа свои сказки, и все они передают от поколения к поколению основные нравственные ценности: дружбу, добро, трудолюбие. Сказки, загадки, пословицы формируют начало любви к своему народу, своей  малой Родине. Каждый день в детском саду должен быть наполнен радостью, улыбками, добрыми друзьями, веселыми играми. Воспитание  чувства привязанности  к родному городу, детскому саду, родной улице, семье начинается с формирования фундамента, на котором будет расти – чувство любви к отечеству.  

1.2. Планируемые результаты освоения программы

        Результатом данной программы является обеспечение социально-воспитательного эффекта: воспитание будущего поколения, обладающего духовно – нравственными ценностями, гражданско - патриотическими чувствами, уважающими культурное, историческое прошлое своего города.

- Ребенок проявляет чувство привязанности к своему дому, детскому саду, друзьям в детском саду, своим близким;

- ребенок проявляет чувство любви к своему родному краю, к своему городу, культуре и традициям;

- ребенок имеет представление о своей  малой родине;

- ребенок проявляет чувство уважения к культурному прошлому своего города средствами эстетического воспитания: музыка, изодеятельность, художественное слово;

-ребенок проявляет гражданско-патриотическое чувство через изучение государственной символики РФ.

        Результаты программы духовно-нравственного развития и воспитания можно отследить по оценке знаний  по трехбалльной шкале: 1 балл - низкий уровень знаний, 2 балла - средний уровень знаний, 3 балла - высокий уровень знаний.

        Результаты отслеживаются по критериям оценки уровней знаний и навыков детей по программе духовно-нравственного развития и воспитания  раз в год в конце учебного года по диагностике. Показатели развития дошкольников разделены на блоки : родная семья, родная природа, родной город, родная страна, культура.

2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

2.1. Приемы, методы, формы реализации программы

Для реализации Программы используются  разнообразные  приёмы  и  методы:

  • словесные:  беседа, объяснение, познавательный рассказ, художественное слово, педагогическая драматизация, объяснение, пояснение;  
  • наглядные:  картины, схемы, образцы, рисунки;
  • метод наблюдения: онлайн экскурсии, прогулки,  наблюдения,  рассматривание,  показ образца,         показ способов выполнения и др.;                                                                                                                                        
  • игровые: дидактические,  развивающие,  подвижные;
  • метод проблемного обучения (ситуация): самостоятельный поиск решения на поставленное задание;  
  • практические методы: упражнения,  эксперименты и др.;
  • создание эмоционального настроения: использование музыкальных произведений, применение атрибутов для украшения, сюрпризных моментов.

Реализация Программы предполагает использование  разнообразных форм:

  • осуществление организованной образовательной деятельности;
  • проведение онлайн экскурсий;
  • организация целевых прогулок;
  •  совместная деятельность педагога с детьми.

             

                 2.2. Характеристика детей дошкольного возраста

и их психологические особенности

Дошкольное детство - важнейший период становления личности человека, когда закладываются нравственные основы гражданских качеств, формируются первые представления детей об окружающем мире, обществе и культуре. В дошкольном возрасте чувства господствуют над всеми сторонами жизни: ребенок переживает то, что с ним происходит и им совершается, он определенным образом относится к тому, что его окружает, переживание этого отношения к окружающему составляет сферу чувств и эмоций ребенка. Чувства ребенка - это отношение его к миру, к тому, что он испытывает и делает в форме непосредственного переживания.

К концу дошкольного детства внешние чувства все чаще становятся мотивами поведения ребенка. Посредством чувств, происходит регуляция поступков, действий, желаний ребенка сообразно установленным этическим, эстетическим требованиям общества.

Эмоции играют важную роль в регуляции детской деятельности, в становлении ценностных ориентаций и отношений. Результаты деятельности детей и взаимоотношения между ними способствуют актуализации эмоций, сложившихся ранее в опыте ребенка, а также перестройке или возникновению новых социальных эмоций. Ребенок в дошкольном возрасте постигает значение этических эталонов через рассудочное эмоциональное общение со взрослым или другим ребенком. Этические эталоны выступают в качестве взаимосвязанных полярных категорий добра и зла. Нравственное развитие ребенка в большей мере зависит от того, насколько у него развита способность соотносить свои действия с этическими эталонами.

Дошкольный возраст, как возраст формирования основ личности, имеет свои потенциальные возможности для формирования высших социальных чувств, к которым относится и чувство патриотизма. Чтобы найти верный путь воспитания многогранного чувства любви к Родине, сначала следует представить, на базе каких чувств эта любовь может сформироваться или без какой эмоционально-познавательной основы она не сможет появиться. Если патриотизм рассматривать как привязанность, преданность, ответственность по отношению к своей Родине, то ребенка еще в дошкольном возрасте надо научить быть привязанным к чему-то, кому-то, быть ответственным уже в любом своем, пусть маленьком, деле. Прежде чем человек будет сопереживать бедам и проблемам Родины, он вообще должен приобрести опыт сопереживания как человеческого чувства. Восхищение просторами страны, ее красотой и богатством возникает, если научить ребенка видеть красоту вокруг себя. Прежде чем человек сможет трудиться на благо Родины, он должен уметь добросовестно и ответственно выполнять любое дело, за которое берется.

Базой патриотического воспитания является нравственное, эстетическое, трудовое, умственное воспитание маленького человека. В процессе такого разностороннего воспитания зарождаются первые ростки гражданско-патриотических чувств.

        Дети 4- 5 лет социальные нормы и правила поведения все еще не осознают, однако у них уже начинают складываться обобщенные представления о том, как надо (не надо) себя вести. Поэтому дети обращаются к сверстнику, когда он не придерживается норм и правил, со словами «так не поступают», «так нельзя» и т.п. Как правило, к 5 годам дети без напоминания взрослого здороваются и прощаются, говорят «спасибо» и «пожалуйста», не перебивают взрослого, вежливо обращаются к нему. В этом возрасте у детей появляются представления о том, как положено себя вести девочкам, и как — мальчикам.

        К  5  годам  у  детей  возрастает интерес и потребность в общении, особенно со сверстниками, осознание своего положения среди них. Ребенок приобретает способы взаимодействия с другими людьми. Использует речь и другие средства общения для удовлетворения разнообразных потребностей. Лучше ориентируется в человеческих отношениях: способен заметить эмоциональное состояние близкого взрослого, сверстника, проявить внимание и сочувствие.

        В игровой деятельности появляются ролевые взаимодействия. Они указывают на то, что дошкольники начинают отделять себя от принятой роли. В процессе игры роли могут меняться. В этом возрасте начинают появляться постоянные партнёры по игре. В общую игру может вовлекаться от двух до пяти детей, а продолжительность совместных игр составляет в среднем 15-20 мин.

Ребенок начитает регулировать свое поведение в соответствии с принятыми в обществе нормами; умеет довести начатое дело до конца (соорудить конструкцию, убрать игрушки, правила игры и т. п.)  -  проявление  произвольности.

        В познавательном развитии 4 летних детей характерна высокая мыслительная активность.

        5- 6- ти летние «почемучки» интересуются причинно-следственными связями в разных сферах жизни (изменение в живой и не живой природе, происхождение человека), профессиональной деятельностью взрослых и др., то есть начинает формироваться представление о различных сторонах окружающего мира.

На пятом году жизни ребёнок осознаннее воспринимает произведения художественно-изобразительно-музыкального творчества, легко устанавливает простые причинные связи в сюжете, композиции и т.п., эмоционально откликается на отражённые в произведении искусства действия, поступки, события, соотносит увиденное со своими представлениями о красивом, радостном, печальном, злом и т.д. У ребёнка появляется  желание делиться своими впечатлениями от встреч с искусством, с взрослыми и сверстниками. Продолжает развиваться воображение. Формируются такие его особенности, как оригинальность и произвольность. Дети могут самостоятельно придумать небольшую сказку на заданную тему.

        Дошкольник 6-7 лет  отличаются высокой активностью.  Это создаёт новые возможности для развития самостоятельности во всех сферах жизни. Развитию самостоятельности в познании способствует освоение детьми системы разнообразных «обследовательских» действий, приёмов простейшего анализа, сравнения. 

        Трудовая деятельность  способствует формированию ценностно-значимых качеств личности: стремление помочь товарищу, радоваться его успехам; бережно и уважительно относиться к результатам чужого труда.

2.3.Содержание тематического планирования материала

        Реализация работы по гражданско-патриотическому воспитанию строится на основе парциальной программы «Мы живем в России» Зеленова Н.Г., Осипова Л.Е. по изучаемым тематическим блокам. Программа рассчитана на три года и предназначена для работы с детьми средней, старшей и подготовительной школе группах  дошкольного учреждения. Программа предполагает подачу изучаемого материала по тематическим блокам, что способствует эффективному усвоению детьми знаний о своей стране, родном крае, помогает им устанавливать взаимосвязь между событиями и явлениями. Все предлагаемые темы связаны между собой логически и вместе представляют собой целостную картину сведений о России.

        Родная семья. Мир ребенка начинается с его семьи, впервые он осознает себя человеком - членом семейного сообщества. В рамках этого блока дети получают знания о своем ближайшем окружении, семье, у них воспитываются гуманные отношения к своим близким, уточняются представления детей о занятиях, именах близких людей, семейных историях, традициях.

Родной город. Дети получают краеведческие сведения о родном городе, об истории его возникновения, его достопримечательностях, промышленности, видах транспорта городских зданиях и учреждениях, трудовой деятельности людей, деятелях культуры, знаменитых земляках. Воспитывается гордость за свою малую родину, желание сделать ее лучше.

Родная страна. На занятиях этого блока дети получают географические сведения о территории России, в средней группе знакомятся с государственными символами России: герб, флаг, гимн. В старшей и подготовительной группах, расширяют представление о значении государственных символов России. Воспитывается уважительное отношение к гербу, флагу, гимну РФ. Дети знакомятся со столицей нашей Родины - Москвой и другими городами России, знаменитыми россиянами. Формируются представления о том, что Россия - многонациональная страна с самобытными, равноправными культурами, формируются основы гражданско-патриотических чувств: любовь, гордость и уважение к своей стране, ее культуре, осознание личной причастности к жизни Родины.

Родная природа. Любовь к родной природе - одно из проявлений патриотизма. При ознакомлении с родной природой дети средней группы получают сначала элементарные сведения о природе участка, детского сада, затем краеведческие сведения о природе и, наконец, э старшей и подготовительной группах - общие географические сведения о России, природе родного края, реках, растениях, лекарственных травах, животном мире. Воспитывается умение эстетически воспринимать красоту окружающего мира, относиться к природе поэтически, эмоционально, бережно, желание больше узнать о родной природе.

Родная культура, Очень важно привить детям чувство любви и уважения к культурным ценностям и традициям русского народа. На занятиях этого блока дети знакомятся с устным народным творчеством: сказками, былинами, потешками, праздниками и обрядами, народным декоративно-прикладным искусством. Педагоги формируют у детей общее представление о народной культуре, ее богатстве и красоте, учат детей любить и ценить народную мудрость, гармонию жизни.

        Основное содержание парциальной программы дополнено разным практическим материалом, который поможет педагогу в работе с детьми : народные приметы, пословицы и поговорки, авторские дидактические и подвижные игры.

2.4. Взаимодействие с семьями воспитанников

        Взаимодействие с родителями отражает содержание взаимодействия с семьями воспитанников по решению задач:

  • налаживание конструктивного общения педагогов с родителями;
  • привлечение родителей к организации интересной и полезной деятельности дошкольников;
  • повышение педагогической грамотности по гражданско-патриотическому воспитанию.

Предполагаемые формы мероприятий с родителями в образовательном учреждении:

  •  родительские собрания/совещания/конференции;
  •  опрос родителей по заданной тематике или о предстоящей акции;
  • вовлечение родителей в сотрудничество с педагогическим коллективом ОО (добровольные объединения), обоюдная демонстрация искренней заинтересованности и принятия согласия сторон;
  •  презентация результатов сотворчества детей и родителей;
  •  информирование законных представителей, актуальность, лаконичность, понятность представляемой информации;
  • беседы, консультации, дистанционные консультации, онлайн -конференции,  тактичность в общении с родителями в социальных сетях и мессенджерах;
  • творческие соревнования способствуют художественно–эстетическому развитию ребенка, которое предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру;
  • праздники благотворно влияют на развитие психических процессов ребенка: памяти, внимания; создают прекрасную атмосферу для развития речи ребенка, для закрепления знаний, полученных на различных занятиях; способствуют его нравственному воспитанию, развитию социально-коммуникативных навыков.
  • фольклорные мероприятия могут пересекаться с праздниками, но существенно отличаются от остальных воспитательных мероприятий детского сада тем, что направлены на раскрытие социокультурных ценностей нашего народа, знакомство детей с отечественными традициями и праздниками, многообразием стран и народов мира, их обычаями.

2.5. Традиции образовательного учреждения

  •  проведение Дня именинника по группам;
  •  участие воспитанников в  праздниках и развлечениях, проводящихся в детском саду (День шахтера,  День рождение города,  День освобождение города от фашистских захватчиков,  День Победы, 23-февраля, Масленица)
  • возложение цветов к мемориалу войнам павшим в ВОВ;
  •  участие в  муниципальных и региональных акциях;
  • участие во всероссийских конкурсах детского рисунка;
  • участие в муниципальных творческих фестивалях;  
  • помощь при оформлении музыкального зала к проведению мероприятий;
  • изготовление необходимых атрибутов для праздников;
  • участие в онлайн акциях на патриотическую тематику

 

2.6.Организация развивающей предметно-пространственной среды

  • В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования подчеркивается, что развивающая предметно-пространственная среда является важным фактором  при реализации программы.  Содержание развивающего пространства должно быть направлено на реализацию возрастных потребностей дошкольников.
  • Для реализации рабочей программы в ДОУ созданы:
  • - уголок по гражданско-патриотическому воспитанию  «Моя Родина-Россия» (иллюстрации с символикой РФ, художественная литература, карта России, наглядные пособия);
  • - шапочки медведя, лисы, волка и др. животных для  проведения подвижных игр;
  • - уголок «Мир книги» (произведения по гражданско-патриотическому воспитанию);
  • - дидактические, подвижные игры по гражданско-патриотическому воспитанию.

3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

        Для плодотворного творческого процесса  большое значение имеют  материально – технические условия, созданные на базе ДОУ и методическая литература.  Непосредственно образовательная деятельность проходит в групповых комнатах, музыкальном зале, мини музее «Горница»

3.1. Материально-техническое обеспечение

В каждой группе есть:

  • дидактические пособия и игры, способствующие гражданско-патриотическому развитию детей;
  • наглядные пособия: детская художественная литература, портреты детских писателей, подборка иллюстраций для восприятия текста, карточки для занятий, плакаты с изображением государственной символики России, карта России и т.п.

Технические средства обучения:

  •  телевизоры;
  •  ноутбук и (CD и аудио материал);
  • экран, музыкальный центр.

                         3.2      Методическая литература :  

  •          Зеленова Н.Г., Осипова Л.Е. «Мы живем в России». Гражданско-        патриотическое воспитание дошкольников. –М.: Скрипторий 2003, 2016 г. 
  •   Петерсон Л.Г. «Мир открытий». Методические рекомендации к           организации образовательного процесса ДОУ в соответствии с примерной         основной общеобразовательной программой «Мир открытий».- М. :         Цветной мир. 2012.
  •          Ю.А.Алексеев, М.Н.Зуев «Моя Родина- Россия». Пособие  о         Государственных символах России, - М.: «Триада- фарм», 2002.
  • А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков  проект «Концепция         духовно-        нравственного развития и воспитания личности гражданина         России в         сфере общего образования»  Рос. акад. образования. ― М.:         Просвещении, 2009.
  • Н.М. Сертакова, Н.В.Кулдашова «Патриотическое воспитание детей 4-7лет на основе проектно исследовательской деятельности»  Волгоград: Учитель, 2016.
  •  А. Я. Данилюк А. М. Кондаков В. А. Тишков «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России», Москва «Просвещение» 2009. 

2.3. Календарно-тематический план для детей 4-5 лет

Дата

Тема

Содержание

Работа с детьми

Сентябрь

1-я неделя

Адаптация детей в группе, обследование

Определение первичного уровня знаний детей о Родине

Анкетирование  родителей с целью определения отношения к детскому саду; беседы с детьми ( о доме, родителях, любимых  занятиях).

Дидактическая игра «Что есть в нашей группе» Н.Г.Зеленова, Л.Е.Осипова «Мы живем в России»

стр.88

2-я неделя

Что такое детский сад?

Воспитывать в детях дружелюбное отношение друг к другу, желание играть вместе, общаться, дружить, развивать коммуникативные навыки, способствовать благополучной адаптации детей в группе

Занятие «Что такое детский сад» Н.Г.Зеленова, Л.Е.Осипова «Мы живем в России»

стр.19

Дидактические игры «Давайте познакомимся», «Клубочек».стр.87

3-я неделя

Труд взрослых в детском саду

Воспитывать уважительное, дружелюбное отношение детей друг к другу, к сотрудникам детского сада, развивать коммуникативные способности, желание помогать взрослым, закреплять знания названий  профессий сотрудников детского сада

Беседы: «Лучший друг»; экскурсии по детскому саду.

Занятие «Труд взрослых в детском саду»

Н.Г.Зеленова, Л.Е.Осипова «Мы живем в России

стр.22

4-я неделя

Мой дом

Воспитывать в детях гуманные чувства по отношению к своему дому, желание рассказать о нем своим друзьям, закреплять понимание духовной ценности домашнего очага для каждого человека

Беседа «Мой дом»

Выставка рисунков на тему: «Мой дом»

Чтение сказок: «Теремок», «Заюшкина избушка»

Занятие «Мой дом» Н.Г.Зеленова, Л.Е.Осипова «Мы живем в России» стр.25

                                             Октябрь

1-я неделя

«Моя семья»

Воспитывать в детях, нежные чувства к членам своей семьи, формировать эстетические эталоны поведения в семье, закреплять умение называть имена членов своей семьи, коротко рассказывать о своей семье

Беседа «Моя семья»

Выставка рисунков « Моя семья»

Занятие «Моя семья» Н.Г.Зеленова, Л.Е.Осипова «Мы живем в России» стр.27

Дидактическая игра «Какая моя мама»

Н.Г.Зеленова, Л.Е.Осипова «Мы живем в России» стр.89

2-я неделя

«Осенние приметы»

Развивать у детей интерес и любовь   к родной природе, ее красоте, пробуждать эстетические чувства, воспитывать умение наблюдать явления природы и устанавливать простейшие связи между ними, передавать в высказываниях свое отношение к природе. Уточнить первые представления об осени как времени года

Беседа «Вот и осень наступила»

Выставка рисунков «Что растет на грядке»

Занятие (целевая прогулка) «Осенние приметы» Н.Г.Зеленова, Л.Е.Осипова «Мы живем в России» стр.28

Дидактическая игра

«Когда это бывает» Н.Г.Зеленова, Л.Е.Осипова «Мы живем в России» стр.91

3-я неделя

«Осень на участке»

Сформировать у детей родной природы представление об осени как времени года, о приметах                        осени, сделать акцент на красоте и разнообразии  родной природы, учить любоваться красотой природы, формировать умение рассказать об изменениях на участке детского сада

Чтение стихотворения  А.Плещеева «Дети и птичка»

Занятие (целевая прогулка) «Осень на участке детского сада» Н.Г.Зеленова, Л.Е.Осипова «Мы живем в России» стр.31

Подвижная игра «Ворон и зайчата» Н.Г.Зеленова, Л.Е.Осипова «Мы живем в России» стр.30

4-я неделя

«Осень в русском лесу»

Развивать у детей интерес к родной природе, сделать акцент на красоте и богатстве русского леса, его жителях, пробуждать эстетические чувства , воспитывать умение передавать в высказываниях свое отношение к животным

Беседа «Как красиво в осеннем лесу»

Выставка рисунков «Осень в лесу»

Лепка «Грибы»

Занятие «Осень в лесу» Н.Г.Зеленова, Л.Е.Осипова «Мы живем в России» стр.33

Дидактическая игра «У кого какой домик»

Ноябрь

1-я неделя

«Как дикие животные готовятся к зиме?»

Развивать у детей интерес к родной природе, закрепить названия жилищ диких животных, познакомить детей с тем, как дикие животные и птицы готовятся к зиме, воспитывать умение наблюдать явления природы и устанавливать простейшие связи между ними, передавать в высказываниях свое отношение к природе

Беседа «Как дикие животные готовятся к зиме?»

Рисование на тему: «Дикие животные зимой»

Занятие «Как дикие животные готовятся к зиме?» »

Подвижная игра «Медвежья берлога» Н.Г.Зеленова, Л.Е.Осипова «Мы живем в России» стр.36, 38

Дидактические игры:  «Чьи припасы », «Чей  хвост, чья голова»

Н.Г.Зеленова, Л.Е.Осипова «Мы живем в России» стр.93

2-я неделя

«Зимующие птицы  нашей области»

Познакомить детей с зимующими птицами средней полосы: ворона, воробей, синица, снегирь, голубь, закреплять и расширять знания о способности птиц приспосабливаться к суровым зимним условиям, воспитывать гуманные чувства к зимующим птицам

Беседа об «Зимующих птицах»

Занятие «Зимующие птицы нашей области» Н.Г.Зеленова, Л.Е.Осипова «Мы живем в России» стр.39

Дидактическая игра «Назови птицу», «Чей хвост» Н.Г.Зеленова, Л.Е.Осипова «Мы живем в России» стр.93

3-я неделя

«Поможем птицам»

Воспитывать в детях гуманные чувства, умение сопереживать зимующим птицам, развивать у детей представления о способностях животных приспосабливаться к сезонным изменениям  в природе

Беседа «О тяжелых зимних временах для птиц»

Занятие «Поможем птицам» Н.Г.Зеленова, Л.Е.Осипова «Мы живем в России» стр.40

Игра «Ловлю птиц на лету» Н.Г.Зеленова, Л.Е.Осипова «Мы живем в России» стр.42

4-я

«Осень, осень в гости просим»

Средствами эстетического воспитания учить детей восхищаться красотой русской природы осенью, дарами природы человеку

Занятие-развлечение «Осень, осень в гости просим» Н.Г.Зеленова, Л.Е.Осипова «Мы живем в России»

Декабрь

1-я неделя

«Зима на участке детского сада»

Познакомить детей с первыми признаками зимы в России, закреплять умение наблюдать явления природы и устанавливать простейшие связи между ними, формировать умение восхищаться красотой родной природы зимой

Беседа «Приметы зимы»

Чтение стихотворений о зиме

Выставка рисунков «Зимние забавы»

Занятие (целевая прогулка) Н.Г.Зеленова, Л.Е.Осипова «Мы живем в России»

стр.47

Дидактическая игра «Зимние забавы» Н.Г.Зеленова, Л.Е.Осипова «Мы живем в России»

стр.94

2-я неделя

«Приметы зимы, зима в родном городе»

Расширять представления о зимних природных явлениях, приспособленности человека к жизни зимой, пробуждать эстетические чувства, связанные с красотой русской зимы. Познакомить детей с названием родного города.

Беседа «Зимушка зима»

Занятие «Приметы зимы, зима в родном селе» Н.Г.Зеленова, Л.Е.Осипова «Мы живем в России»

стр.49

Дидактическая игра: «Что надеть зимой» Н.Г.Зеленова, Л.Е.Осипова «Мы живем в России»

стр.94

3-я неделя

«Зимние забавы»

Уточнить представления детей о сезонных изменениях в природе, закрепить умение рассказывать о приметах зимы, называть зимние игры, закрепить название родного города.

Беседа «Что я знаю о зиме»

Загадки про зимние игры

Занятие «Зимние забавы» Н.Г.Зеленова, Л.Е.Осипова «Мы живем в России»

стр.52 Рисование «Снеговик»

Подвижная игра «Два Мороза»

Дидактическая игра: «Зимние забавы» Н.Г.Зеленова, Л.Е.Осипова «Мы живем в России»

стр.94

    4-я неделя

«Новогодний праздник»

Средствами эстетического воспитания побуждать детей радоваться новогодним праздникам, восхищаться нарядной елкой, воспитывать желание дарить подарки своим близким.

Беседа «Что такое Новый год»

Изготовление атрибутов для украшения группы и подарков для родных.

Разучивание стихов, песен о Новом годе.

«Новогодний утренник»

Январь

1-ая неделя

Каникулы

Каникулы

Каникулы 

3-я неделя

«Зима в лесу»

Уточнить представления детей о сезонных изменениях в природе, закрепить приметы русской зимы, развивать чувство восхищения красотой русской природы, углублять знания о зимовке зверей, птиц.

Беседа «Зимние приметы»

Занятие «Зима в лесу»

 Н.Г.Зеленова, Л.Е.Осипова «Мы живем в России»

стр.53

Подвижная игра «Зайцы в лесу»

стр.55

Рисование: «Зимнее дерево»

Аппликация «Украсим елочку»

Труд на участке детского сада: расчистка дорожек.

4-я неделя

«Родной город»

Закрепить название родного города, домашний адрес, формировать у детей чувство любви к своему родному городу.

Беседа «Моя малая Родина»

Занятие «День рождение города»

 Н.Г.Зеленова, Л.Е.Осипова «Мы живем в России»

стр.55

Дидактические игры: « Я живу на…этаже», «Радиоэфир» Н.Г.Зеленова, Л.Е.Осипова «Мы живем в России»

стр.56-57

Чтение стихов о родине.

Февраль

1-я неделя

«Достопримечательности родного города»

Закрепить у детей название родного города, формировать патриотические чувства, познакомить детей с достопримечательностями родного города. Рассказать об освобождении города от фашистских захватчиков.

Беседа «Где я родился»Занятие «Достопримечательности родного села»

 Н.Г.Зеленова, Л.Е.Осипова «Мы живем в России»

стр.57

Составление рассказов «Мое село»

2-я неделя

«Труд взрослых в родном городе»

Познакомить детей с названиями профессий и содержанием труда взрослых жителей родного города: учитель, врач, строитель, водитель, полицейский, швея. Формировать уважение к труду людей, направленному на благо города, формировать первичное понимание слова «Родина».

Беседа «Труд взрослых в родном городе»

Занятие «Труд взрослых в родном городе»

Н.Г.Зеленова, Л.Е.Осипова «Мы живем в России»

стр.60

Заучивание стихов и пословиц о «Родине».

Рисование: «Кем я хочу стать», «Мамы и папы на работе».

3-я неделя

«Транспорт родного города»

Закрепить названия разных видов транспорта, формировать представления о правилах дорожного движения, формировать патриотические чувства, представление о том, что такое малая родина.

Беседа «Транспорт родного города»

Занятие «Транспорт родного села» Н.Г.Зеленова, Л.Е.Осипова «Мы живем в России»

стр.62

Рассматривание картинок с изображением разных видов транспорта

«Светофор»

Дидактические игры «На чем едем, летим, плывем».

стр. 95, «Светофор» стр.64 (из занятия)

Рисование : «Корабль», «Грузовая машина».

4-я неделя

«День защитников Отечества»

Формировать чувство уважения к защитникам Родины, развивать патриотические чувства.

Разучивание стихов, песен.

Изготовление подарков для пап и дедушек.

Занятие-развлечение

 «День защитников Отечества» Н.Г.Зеленова, Л.Е.Осипова «Мы живем в России»

стр.66

Чтение художественной литературы о подвигах наших соотечественников во время Великой Отечественной войны.

Март

1-я неделя

«Моя Родина-Россия»

Формировать у детей представление о России как о родной стране, чувство любви к своей Родине, закрепить название «Россия», познакомить с государственным флагом.

Чтение стихотворений, пословиц о Родине.

Занятие «Наша Родина-Россия» Н.Г.Зеленова, Л.Е.Осипова «Мы живем в России»

стр.69

Выставка рисунков «Моя Родина»

2-я неделя

«Государственные символы России - флаг»

Закрепить и обобщить знания детей о государственном символе России-флаге, познакомить с цветами государственного флага РФ, их символическим значением, формировать уважительное отношение к флагу РФ, формировать умение называть «Флаг России», знать назначение государственного флага.

Рассматривание иллюстраций государственного флага.

Занятие «Государственные символы России. Флаг»

 Н.Г.Зеленова, Л.Е.Осипова «Мы живем в России»

стр.71

Аппликация «Флаг России»

Наблюдение в ходе экскурсии, на каких зданиях можно увидеть флаг России.

Дидактическая игра «Узнай наш флаг»

Н.Г.Зеленова, Л.Е.Осипова «Мы живем в России

стр.96

3-я неделя

«Государствен-ные символы России - герб»

Закрепить и обобщить знания детей о государственном символе России – гербе, сформировать уважительное отношение к гербу РФ, познакомить детей с символическим значением герба РФ, показать тесную связь современной государственной символики с фольклором и народным декоративно-прикладным искусством.

Рассматривание изображения государственного герба РФ (на монетах, плакатах).

Занятие «Государственные символы. Герб» Н.Г.Зеленова, Л.Е.Осипова «Мы живем в России

стр.72 Дидактическая игра «Узнай наш герб»

Н.Г.Зеленова, Л.Е.Осипова «Мы живем в России

стр.96

Рисование герба нашей группы (коллективная работа).

4-я неделя

«Государствен-ные символы  России – гимн»

Познакомить детей с государственным гимном, воспитывать уважительное отношение к гимну как к официальному музыкальному символу, формировать представления о правилах поведения при прослушивании государственного гимна РФ, объяснить, в каких случаях исполняется государственный гимн РФ.

Занятие «Государственные символы России. Гимн»

Н.Г.Зеленова, Л.Е.Осипова «Мы живем в России

стр.73

Прослушивание государственного гимна РФ.

                       Апрель

1-я неделя

«Русская матрешка»

Воспитывать интерес к народному быту и изделиям декоративно-прикладного искусства, фольклору России, познакомить детей с русской матрешкой, формировать представление о матрешке как о самом знаменитом русском сувенире.

Занятие «Русская матрешка» Н.Г.Зеленова, Л.Е.Осипова «Мы живем в России

стр.74

Рисование «Русская матрешка».

2-я неделя

«Дымковские игрушки»

Закреплять интерес к народному быту и изделиям декоративно-прикладного искусства, фольклору России, познакомить детей с дымковской игрушкой, побуждать детей восхищаться красками, красотой дымковских игрушек, развивать чувства национальной гордости при изучении народных промыслов.

Рассматривание иллюстрации с дымковскими игрушками.

Занятие «Дымковские игрушки» Н.Г.Зеленова, Л.Е.Осипова «Мы живем в России

стр.76

Загадки про  дымковские игрушки.

Рисование «Козлик»

3-я неделя

«Весна»

Развивать у детей интерес и любовь к родной природе, познакомить детей с признаками ранней весны, закреплять умение наблюдать явления природы и устанавливать связи между ними.

Занятие «Весна» Н.Г.Зеленова, Л.Е.Осипова «Мы живем в России

стр.78

Чтение стихов и художественной литературы о весне.

Дидактические игры «Когда это бывает», «Весной прилетают».

Рисование: «Весна пришла».

4-я неделя

«Весна на участке детского  сада»

Систематизировать знания детей об изменениях в природе весной, закрепить признаки ранней весны, названия перелетных птиц, обогащать и активизировать словарь детей по теме «Весна».

Целевая прогулка «Весна на участке детского сада» Н.Г.Зеленова, Л.Е.Осипова «Мы живем в России

стр.79

Подвижная игра «Горелки» стр.81

Разучивание стихов о весне.

Наблюдение за птицами. Развлечение ко дню Земли (22 апреля).

Май

1-я неделя

«Весна в лесу»

Познакомить детей с изменениями в лесу весной, обобщить и систематизировать знания о существенных признаках весны, об основных весенних явлениях в лесу, учить устанавливать связь между живой и неживой природой, обогащать и активизировать словарь детей по теме «Весна».

Беседа «Весенние приметы»

Занятие «Весна в лесу»

 Н.Г.Зеленова, Л.Е.Осипова «Мы живем в России

стр.82

Чтение рассказа Ю.Коваль «Зяблик»

стр.83

Рисование «Весеннее дерево».

Дидактические игры: «Что в лесу растет», «Когда это бывает»,

«Кто в лесу живет».

2-я неделя

«Времена года»

Закрепить и обобщить знания детей о временах года, сезонных изменениях в России, воспитывать любовь к родной природе, чувство восхищения ее красотой и многообразием.

Итоговое занятие «Времена года» Н.Г.Зеленова, Л.Е.Осипова «Мы живем в России

стр.84

Дидактические игры: «Когда это бывает» стр.91, «Что надеть зимой (весной, осенью, летом)» стр.94

Н.Г.Зеленова, Л.Е.Осипова «Мы живем в России

Выставка  рисунков: «Любимое время года».

Загадки про времена года.

3-4-я недели

«Итоговая диагностика уровня знаний детей по программе»

Обследование детей на определение итоговых занятий по программе.

Беседы с детьми.

Дидактические игры: «Когда это бывает» стр.91, «Что растет на грядке»стр.90, «Какая моя мама»стр.89, «Кто где живет»стр.95, «На чем  едем, летим, плывем»стр.96, «Узнай наш флаг, герб» стр.96 Н.Г.Зеленова, Л.Е.Осипова «Мы живем в России».

2.3. Календарно-тематический план для детей 5 - 6 лет

Сентябрь

Дата

Тема недели

Программное содержание

Работа с детьми

1-я неделя

Наблюдение за общением детей в группе, выявление первичных знаний по программе

Определение первичного уровня знаний детей о Родине.

Адаптация детей с целью определения отношения к НОД, беседа с детьми, игры, наблюдение за взаимоотношениями детей в группе.

2-я неделя

Моя улица

Формировать у детей интерес к своей малой родине, улицам, жилым домам, закрепить знание домашнего адреса, учить детей правилам безопасного перехода через дорогу, обогащать словарь детей словами: газон, тротуары,  пешеходный переход, пешеходы, проезжая часть. Воспитывать в детях дружелюбное отношение друг к другу, желание играть вместе, общаться, дружить, развивать коммуникативные навыки

Занятие, беседа о родной улице, целевая прогулка. Пословицы и поговорки о дружбе, загадки о правилах дорожного движения.

Рисование: «Моя родная улица». Составление схемы с родителями «Моя дорога в детский сад». Подвижные и дидактические игры «Ручеек», «Клубочек», «Мой домашний адрес»,  «Я живу на улице»». Сюжетно – ролевые игры на дорожной разметке на участке детского сада. Н.Г.Зеленова, Л.Е.Осипова «Мы живем в России

3-я неделя

Дома бывает разные

Формировать у детей интерес к родному городу, улицам, жилым домам. Закрепить знание домашнего адреса. Познакомить детей с тем, какие в городе бывают дома: этажность, номера, из чего построены. Закреплять навык безопасного перехода проезжей части дорога. Обогащать словарь: многоэтажный дом

Занятие, беседа о доме, целевая прогула. Чтение стихотворений, художественной литературы. Рисование: «Мой дом».

Дидактические игры «Мой этаж», «Из чего построен дом», игры на дорожной разметке на участке детского сада. Н.Г.Зеленова, Л.Е.Осипова «Мы живем в России

4-я неделя

Городские здания

Познакомить детей с разными видами городских зданий, их назначением, объясни», что дома бывают жилые и нежилые, пополнить словарь : школа, библиотека, парикмахерская, аптека, больница, аэропорт, банк, магазин.

Занятие, беседы о городской архитектуре, рассматривание иллюстраций и фотографий городских зданий, пословицы и поговорки о доме, загадки про городские здания.

Дидактические игры «Жилое -нежилое», «Из чего построен дом» Н.Г.Зеленова, Л.Е.Осипова «Мы живем в России»

Октябрь

1-я неделя

Городские здания

Закрепить знания разных видов городских зданий, их назначение, познакомить детей с сооружениями культуры и досуга, их назначением. Пополнять словарь детей  бассейн,  театр, художественная школа, музыкальная школа

Занятие,  беседа о городских зданиях, рассматривание открыток с видами города. Дидактическая игра «Жилое- нежилое». Фотовыставка «Как мы отдыхаем», экскурсии. Рисование: «Мое любимое место в городе» Н.Г.Зеленова, Л.Е.Осипова «Мы живем в России

2-я неделя

Золотая осень

Развивать  у детей интереса любовь к родной природе, ее красоте, пробуждать эстетические чувства, воспитывать умение наблюдать явления природы и устанавливать простейшие связи между ними, передавать в высказываниях свое отношение к природе. Побуждать детей любоваться  красотой осенних деревьев. Обогащать словарь детей относительными прилагательными: рябиновый, березовый, липовый, кленовый. Познакомить детей с поэтическими представлениями русского народа об осени

Занятие, беседа об осенних приметах в родном городе, целевая прогулка, рисование осенних листочков, рассматривание осенних пейзажей, чтение стихотворений русских поэтов об осени.  Народные приметы об осенних месяцах, пословицы о приметах погоды. Составление осеннего букета в группе.

Дидактические игры: «Когда это бывает», «С какого дерева листок», «Что нам осень принесла» Н.Г.Зеленова, Л.Е.Осипова «Мы живем в России»

3-я неделя

Зачем нужна деревня?

Познакомить детей с особенностями жизни людей в деревне, характером их занятий, формировать у детей интерес и любовь к своей малой родине

Занятие, беседы о жизни людей в деревне, рассматривают иллюстраций, чтение стихотворений, художественной литературы о жизни в деревне, красоте русской природы.

Дидактические игры: «Город- деревне», «Деревня - городу», «Кто живет в деревне». Рисование: «Деревенский дом» Н.Г.Зеленова, Л.Е.Осипова «Мы живем в России

4-я неделя

Осенины

Средствами эстетического воспитания побуждать детей восхищаться красотой русской природы осенью, дарами природы человеку

Утренник для детей в фольклорном стиле. Изготовление украшений для музыкального зала, разучивание стихов, песен, танцев Н.Г.Зеленова, Л.Е.Осипова «Мы живем в России»

                                                                      Ноябрь

1-я неделя

Путешествие на почту

Развивать у детей интерес к родному городу, познакомить  с особенностями работы людей на почте, средствами связи людей друг с другом. Пополнять словарь детей: почтальон,бандероль, письма, конверты, посылки.

Повторить домашний адрес.

Занятие, беседа о средствах связи людей в разных  городах, рассматривание иллюстраций, экскурсии на почту, чтение произведений Н. Носова «Телефон», С. Маршака  «почта», загадки.

Сюжетно- ролевые игры: «На почте», «Отправим  письмо», «Телефон». Н.Г.Зеленова, Л.Е.Осипова «Мы живем в России»

2-я неделя

Книжкин дом

Познакомить детей с историей возникновения книги, особенностями работы людей в библиотеке, воспитывать бережное отношение к книге, уважение к труду работников библиотек, формировать трудовые навыки. Пополнять словарь детей: библиотека, библиотекарь,  абонент, читатели, перелет, страницы, обложка, иллюстрация.

Занятие, беседа о книге, рассматривание иллюстраций,  экскурсия в библиотеку, ремонт книг в груше, загадки, пословицы про книги «День любимой книжки», составление рассказов о любимых книгах, рисование иллюстраций к любимой книге. Н.Г.Зеленова, Л.Е.Осипова «Мы живем в России

3-я неделя

Наземный пассажирский транспорт родного города

Познакомить детей с разными видами транспорта родного города, особенностями труда людей разных профессий, раскрывать общественную значимость труда взрослых,  воспитывать уважение к труду людей транспортных профессий. Пополнить словарь детей названиями профессий, названиями  городского  транспорта: троллейбус, автобус, трамвай, метро, маршрутное такси .

Занятие, беседы о городском транспорте, рассматривание иллюстраций, чтение стихотворений о профессиях,  загадки про пассажирский транспорт.

Рисование: «Транспорт».  Аппликация «Автобус». Сюжетно – ролевые игры: «Поезд», «Автобус» и т.д.  Дидактические игры: «Кто чем управляет», «Пассажирский транспорт». Н.Г.Зеленова, Л.Е.Осипова «Мы живем в России

4-я неделя

Воздушный транспорт родного города

Поддерживать  у детей интерес к разным профессиям, познакомить с профессиями людей, работающих в авиации, воспитывать чувство гордости за свой родной город.

Пополнять словарь: воздушный транспорт, аэропорт, летчик, бортпроводник, иллюминатор, пропеллер

Занятие,  беседы о разных профессиях, рассматривание иллюстраций, чтение художественной литературы  о труде летчиков. Рисование: «Кем я стану, когда вырасту». Сюжетно – ролевая игра «Самолет» Н.Г.Зеленова, Л.Е.Осипова «Мы живем в России

Декабрь

1-я неделя

Водный транспорт родного города

Закреплять у детей представление о том, что такое профессия, поддерживать интерес к разным профессиям, познакомить детей с профессиями людей, работающих на водном транспорте. Пополнять словарь: водный транспорт, речной вокзал, судоходство, капитан, команда, капитанский мостик, корма, палуба, штурвал.

Воспитывать чувство гордости за свой родной город

Занятие , беседы о профессиях на транспорте, экскурсия, рассматривание  иллюстраций, загадки про водный транспорт.

Рисование: «Теплоход на реке»

 Сюжетно- ролевая игра «На корабле»

Дидактическая игра «Закончи строчку» Н.Г.Зеленова, Л.Е.Осипова «Мы живем в России"

2-я неделя

Железнодорожный транспорт родного города

Закреплять у детей представления о разных профессии, познакомить детей с профессиями людей, работающих на железнодорожном транспорте. Пополнять словарь: железнодорожный транспорт, машинист, вагоны, проводник, пассажиры,станции. Воспитывать чувство гордости за свой родной город.

Занятие, беседы о железнодорожном транспорте, рассматривание иллюстраций, загадки про железнодорожный транспорт, чтение стихотворений, художественной литературы. Сюжетно – ролевая игра «Поезд».

Дидактическая игра «На чем едем, летим, плывем» Н.Г.Зеленова, Л.Е.Осипова «Мы живем в России»

3-я неделя

Новый год у ворот

Формировать первоначальные представления об обычаях и традициях  разных народов, познакомить с новогодними традициями России и других стран, формировать гражданско-патриотические чувства. Пополнять словарь названиями стран: Япония, Болгария, Китай….

Занятие, беседы о людях разных национальностей, рассматривание иллюстраций, чтение стихотворений про Новый год, о зиме, прослушивание фольклорных

песен по теме.

Рисование: «Новогодний подарок» Н.Г.Зеленова, Л.Е.Осипова «Мы живем в России»

4-я неделя

Новогодний праздник

Средствами эстетического воспитания побуждать детей радоваться новогодним праздникам, восхищаться нарядной елкой, воспитывать желание дарить подарки своим близким.

Утренник для детей и родителей «Здравствуй, здравствуй, Новый год». Изготовление атрибутов для украшения группы, новогодних игрушек, подарков для родных. Разучивание стихов, песен, танцев. Н.Г.Зеленова, Л.Е.Осипова «Мы живем в России»

Январь

3-я неделя

«Зимние забавы»

Уточнить представления детей о сезонных подвижных спортивных играх. Поддерживать интерес к физической культуре

Занятие, беседы о зимних спортивных играх, рассматривание открыток со спортивными видами, чтение художественной литературы.

Дидактические игры «Когда это бывает»,

 «Спортивный атрибут», Н.Г.Зеленова, Л.Е.Осипова «Мы живем в России»

3-я неделя

Родной город

(День рождение г. Новошахтинска)

Расширять и закреплять знания детей о родном городе, познакомить детей с историей возникновения родного города, воспитывать патриотические чувства к малой родине.

Занятие, беседы о родном городе, рассматривание открыток с видами города, чтение художественной литературы.

Дидактические игры «Когда это бывает», «На чем поедем», «Поселки нашего города», «Родная улица», «Какие бывают здания», «Домашний адрес». Н.Г.Зеленова, Л.Е.Осипова «Мы живем в России»

4-я неделя

Дон- Батюшка

Закрепить название реки, формировать чувство любви к своему городу, расширить представления детей о природных богатствах России, побуждать детей восхищаться красотой реки Дон. Познакомить детей с историей возникновения названия «Дон»

Занятие, беседа о малой родине, рассматривание иллюстраций, фотографий с  видами Дона, фотовыставка «Мы на Дону», чтение стихов о Доне, решение экологических задачек Н.Г.Зеленова, Л.Е.Осипова «Мы живем в России»

Февраль

1-я неделя

Растительный мир родного края

Расширять представления детей о природе родного края, воспитывать патриотические чувства, побуждать детей восхищаться красотой родной природы

Занятие, беседа о растениях родного края, рассматривание альбомов, фотографий, открыток с видами родной природы. Загадки про растения, деревья, решение экологических задач. Дидактические игры: «Какие растут деревья», «Какие бывает кустарники», «С какого дерева листок» Н.Г.Зеленова, Л.Е.Осипова «Мы живем в России»

2-я неделя

Лекарственные растения родного края

Расширять представления детей о природе родного фая, воспитывать патриотические чувства. Побуждать детей восхищаться красотой родной природы. Познакомить с лекарственными растениями родного края, их использования в лечебных целях.

Занятие, беседы о природе родного края, рассматривания альбомов с иллюстрациями лекарственных растений, загадки про растения. Дидактическая игра «Зеленая аптека». Н.Г.Зеленова, Л.Е.Осипова «Мы живем в России»

3-я неделя

Животный мир родного края

Расширять представления детей о животном мире родного края, побуждать детей восхищаться красотой родной природы, формировать основы экологического мировоззрения.

Занятие, беседы о животных родного края, рассматривание открыток, иллюстраций с изображением животных, птиц, насекомых, загадки про животных, Дидактические игры: «У кого какой домик», «Узнай по описанию» Н.Г.Зеленова, Л.Е.Осипова «Мы живем в России

4-я неделя

День защитников Отечеств

Формировать чувство уважения к защитникам Родины, развивать патриотические чувства.

Утренник для детей и родителей  «День защитников Отечества», разучивание стихов, песен, инсценировок, изготовление подарков для пап  и дедушек, Чтение художественной литературы о подвиге наших соотечественников во время Великой Отечественной войны. Н.Г.Зеленова, Л.Е.Осипова «Мы живем в России»

Март

1-я неделя

Мама-первое слово

Средствами эстетического воспитания формировать в сознании детей образ мамы как самого дорогого человека. Побуждать детей восхищаться красотой, добротой,ценить ежеднев

ную заботу мамы о своей семье. Воспитывать духовно-нравственные чувства

Утренник для мам и бабушек. Разучивание стихотворений о маме, инсценировок. Изготовление подарков для мам и бабушек, атрибут для украшения  музыкального зала к утреннику, фотовыставка «Вот какие мамы».

Дидактические игры: «Какая моя мама» Н.Г.Зеленова, Л.Е.Осипова «Мы живем в России»

2-я неделя

Мы - россияне

Сформировать в воображении детей образ Родины, формировать у детей представление о России как о родной стране, чувство любви к своей Родине, закрепить название родной страны  «Россия»

Занятие, чтение стихотворений о Родине, пословицы и поговорки о Родене, рассматривание иллюстраций с разными климатическими зонами России, выставка рисунков «Моя Редана» Н.Г.Зеленова, Л.Е.Осипова «Мы живем в России»

3-я неделя

Россия -наша Родина

Расширять знания детей о Родине, вызвать интерес к прошлому, настоящему и будущему России. Познакомить детей с понятиями большая и малая Родина

Занятие, чтение стихотворений о Родине, пословицы и поговорки о Родине, рассматривание иллюстраций, открыток с видами разных городов России Н.Г.Зеленова, Л.Е.Осипова «Мы живем в России»

4-я неделя

Государственные символы России: герб, флаг и гимн

Закрепить и обобщить знания детей о государственных символах России - гербе, флаге, сформировать уважительное отношение к  государственным символам, познакомить  детей с символическим значением герба РФ, цветов флага.

Занятие, рассматривание изображения государственного герба и флага РФ, рассматривание герба на монетах, документах, аппликация «Наш флаг». Дидактические игры: «Узнай наш герб», «Узнай наш флаг» Н.Г.Зеленова, Л.Е.Осипова «Мы живем в России»

Апрель

1-я неделя

«Жаворонки»

Средствами эстетического воспитания побуждать детей восхищаться красотой русской природы весной, познакомить с фольклорными образцами народного творчества: песнями, танцами, народными традициями встречи весны

Занятие – развлечение для  детей и родителей. Изготовление атрибутов для украшения музыкального зала. Разучивание фольклорных песен, танцев. Выставка детских рисунков «В окно повеяло весною»

2-я неделя

О творчестве А.П.Чехова :

Познакомить детей со знаменитым соотечественником - А.П. Чеховым. Побуждать детей восхищаться его творчеством. Воспитывать интерес к его произведениям

Занятие, рассматривание репродукций портретов А.П. Чехова, прослушивание рассказов,  рассматривание иллюстраций к ним. Рисование: «Герои А.П. Чехова» Н.Г.Зеленова, Л.Е.Осипова «Мы живем в России»

3-я неделя

Москва-столица нашей Родины

Познакомить детей с главным городом России - Москвой. Формировать представление о Москве как о столице нашей  Родины, самом большом и красивом городе России, городе, в котором работает правительство РФ. Побуждать детей восхищаться красотой Москвы, интересоваться ее истерическим прошлым, современными достижениями. Воспитывать патриотические чувства

Занятие, рассматривание фотографий с видами Москвы, просмотр видеофильма о достопримечательности столицы, прослушивание стихов, литературных произведений о  Москве, рассказы детей, побывавших в Москве, о столице, фотовыставка «Моя Москва» Н.Г.Зеленова, Л.Е.Осипова «Мы живем в России»

4-я неделя

День Победы

Формировать чувство уважения к защитникам Родины, развивать патриотические чувства

Занятие для детей и родителей «День Победы», разучивание стихов, песен, инсценировок, изготовление подарков для ветеранов. Чтение художественной литературы о подвиге наших соотечественников  во время Великой Отечественной войны Н.Г.Зеленова, Л.Е.Осипова «Мы живем в России»

Май

1-я неделя

Каникулы

Каникулы

Каникулы

2-

Занятие викторина «Что мы знаем о России».

Обобщить и систематизировать знания детей о России, формировать уважительное отношение к государственным символам, закрепить названия крупных российских городов и рек, названия народных  промыслов. Знать имена деятелей науки и искусства, воспитывать любовь к Родине, гражданско – патриотические чувства.

Занятие - викторина, чтение стихотворений, литературных произведений о Родине.

Чтение пословиц о Родине, загадки про народные декоративно- прикладные промыслы. Дидактические игры «Узнай наш герб», «Узнай  наш флаг» Н.Г.Зеленова, Л.Е.Осипова «Мы живем в России»

3- 4-я         недели

Итоговая диагностика уровня знаний детей по программе

Обследование детей на определение итогов  знаний по программе

Беседы  с детьми, дидактические тактические игры Н.Г.Зеленова, Л.Е.Осипова «Мы живем в России»

2.3. Календарно-тематический план для детей 6 - 7 лет

Сентябрь

Дата

Тема недели

Программное содержание

Работа с детьми

Сентябрь

2-я неделя

Мир вокруг нас

Формировать у детей представление о мире, разных странах мира, России, себе, как о полноценных граждан России. Воспитывать в детях гражданско-патриотических чувств

Занятие, беседы о разных странах и их жителях. Чтение стихов, скок авторов разных стран. Знакомство с глобусом. Дидактические игры «Иностранец», «Кто в какой стране живет».

Подвижные игры разных стран  

3-я неделя

Разноцветные люди

Воспитывать уважительное, дружелюбное отношение детей к людям разных национальностей. Развивать коммуникативные способности. Продолжать формировать у детей представление о мире и разных странах, о жителях их общности и различиях. Доказать сходство все детей в мире независимо от их нации.

Занятие, беседы, чтение  литературы о разных национальностях. Фотовыставка «Разные люди». Рисование   «Разные люди».

Дидактические игры «Иностранец»,  Подвижные игры разных стран  

4- неделя

Наша страна Россия

Формировать в воображении детей представление о России, как о родной стране, воспитывать чувство любви к своей Родине, закрепить название родной страны «России»

Занятие, беседы о Родине, чтение пословиц и поговорок. Рассматривание иллюстраций с разными климатическими зонами России. Выставка рисунков « Моя Родина»

Октябрь

1-я неделя

Как жили славяне

Познакомить детей с историей возникновения Руси, с жизнью наших предков, с условиями быта и культурой

Занятие, беседы об историческом прошлом России, чтение русских былин, пословиц  поговорок о Родине. Знакомство с русским народным костюмом и предметами русского народного быта. Выставка поделок из природного материала.

2-я неделя

Богатыри земли русской

Обобщить знания детей об истории возникновении Руси, познакомить с русскими былинными богатырями, кто из предков защищал нашу землю. Воспитывать чувство восхищения подвигами русских  богатырей.

Занятие, беседы о русских богатырях, чтение былин и легенд, русские народные подвижные игры. Театрализованная деятельность и изобразительная деятельность.

3-я неделя

Русские народные промыслы

Закрепить и обобщить знания детей о русских народных промыслах, средствами эстетического воспитания, формировать чувство восхищения творения народных мастеров.

Занятие, беседы о о русских народных промыслах, русские народные  подвижные игры. Игры с дымковскими, богородскими, филимоновскими, калининскими, каргопольскими, игрушками. Изодеятельность. Рассматривание образцов народных предметов промысла  украшение росписью семикаракорская керамика.

4-я неделя

Климатические зоны

Обобщать знания детей о климатических зонах РФ, чувство гордости за необъятные просторы нашей Родины. Побуждать детей восхищаться красотой родной природы.

Знакомство с географической картой России. Дидактическая игра

«Узнай по описанию», «Чьи припасы», «У кого какой дом», «Чей хвост, чья голова»

Ноябрь

1-я неделя

Какие народы живут в России

Познакомить детей с разными народами, населяющими РФ. Воспитывать уважительное, доброжелательное отношение к многонациональной культуре нашей Родины. Закрепить и обобщить знания детей о народах, населяющих Россию: русские, татары, чуваши, чукчи, мордва. Побуждать уважительно относиться к культуре разных народов, любоваться образцом народно-прикладного творчества.

Занятия, беседы о многонациональной России, рассматривание иллюстраций, фотографий. Чтение художественной литературы. Прослушивание фольклорных музыкальных произведений. Подвижные игры разных народов РФ.

2-я неделя

Русский лес – чудесный лес

Уточнить и систематизировать знания детей с растительным и животным мире русского леса. Побуждать детей восхищаться красотой родной природы. Воспитывать патриотические чувства.

Занятия, беседы о жизни животных в степи, рассматривание иллюстраций.  Дидактические игры: «С какого дерева листок», «Узнай какой домик», «Чей хвост, чья голова». «Зеленая аптека»

3-я неделя

Что такое заповедник?

Познакомить детей с назначением природных заповедников, «Красной книги», воспитывать бережное отношение к природе, патриотические чувства

Занятия, беседы о заповедниках России, рассматривание иллюстраций с изображением редких животных. Рисование на тему «Красная книга России»

4-я неделя

Голубые реки России

Познакомить детей с названиями крупных рек России: Волга, Лена, Обь, Енисей, Ангара, Дон, озеро Байкал. Формировать понимание значения воды дл жизни всего живого. Побуждать детей бережно относиться к природным богатствам России

Занятия, беседы о России, озерах и реках. Рассматривание карт и иллюстраций. Чтение стихотворений о жизни речных обитателей. Рисование карт с изображением рек и озер и речных обитателей.

Декабрь

1-я неделя

Жизнь людей на севере

Познакомить детей с особенностями жизни людей на Севере с природными условиями, погодой, животным и растительным миром, занятиями коренных жителей. Формировать чувство уважения к жизни и труду людей в тяжелых климатических условиях.

Занятия, беседы о жизни северных народов, рассматривание иллюстраций, фотографий. Чтение стихотворений, художественной литературы. Тематическое рисование.

2-я неделя

Государственные символы (флаг, гимн)России.

Закрепить знания детей о государственных символах РФ: гимне, флаге.  Формировать уважительное отношение к государственным символам, понимание того, что государственные символы призваны объединять людей, живущих в одной стране.

Занятия, беседы о государственных символах России, рассматривание изображений, прослушивание гимна, наблюдение на каких зданиях можно увидеть государственные символы.

3-я неделя

Государственные символы (герб)

Закрепить и обобщить знания о символическом значении герба. Показать тесную связь современной государственной символики с фольклором и народным декоративно-прикладным искусством.

Занятия, беседы о символическом значении герба РФ, рассматривание изображений государственного герба. Дидактическая игра «Узнай наш герб»

4-я неделя

Что значит быть гражданином? Права и обязанности гражданина РФ

Уточнить представления детей  России, как о родной стране. Воспитывать гражданско -патриотические чувства, уважение к государственным символам России. Объяснить понятия «гражданство», «гражданин».

Занятия, беседы о правах и обязанностях гражданина РФ, знакомство с Конституцией России. Дидактическая игры «Узнай наш герб», «Узнай наш гимн»

Январь

2-я неделя

Знаменитые россияне

Познакомить детей со знаменитыми россиянами,  своими делами и подвигами, прославившими страну. Сформировать понимание значимости их деятельности для страны.

Занятия, беседы о знаменитых россиянах,   рассматривание фотографий знаменитых соотечественников, прослушивание литературных произведений, стихов

3-я неделя

Знаменитые спортсмены Рое

Познакомить детей со знаменитыми спортсменами в разных видах спорта. Формировать уважительное отношение к их спортивным достижениям. Подчеркнуть, что такие люди- настоящие граждане своей страны. Объяснить детям, что значит слово патриот

Занятие, беседы о российском спорте, рассматривание иллюстраций из журналов и газет, просмотр презентаций.

Спортивные подвижные игры на.

4-я неделя

День рождение города Новошахтинска

Продолжать прививать любовь к родному городу: к людям труда, шахтерской славы.

Занятие, беседы о родном городе. Тематический праздник.

Февраль

1-я неделя

Главный город нашей страны

Уточнить значение детей о столице Р.Ф.Формировать представление о Москве как о главном городе России. Познакомить детей с историческими и современными достопримечательностями столицы России. Побуждать детей восхищаться ее красотой. Воспитывать гражданско-патриотические чувства

Занятие, рассматривание иллюстраций, видео с достопримечательностями, выставка детских рисунков

2-я неделя

История Московского Кремля

Познакомить детей с историческим прошлым Москвы, с тем, как строилась Москва, кто ее основал, чем занимались ее жители. Подчеркнуть историческую значимость древнего русского города для России. Воспитывать патриотические чувства. Побуждать детей восхищаться красотой Кремля

 Рассматривание иллюстраций, занятие. Чтение литературных произведений. Рисование на тему «Древняя Москва». Выставка детских рисунков на тему «Московский Кремль»

3-я неделя

Города России

Познакомить детей с такими городами РФ, как Санкт-Петербург, Новгород и т.д.Формировать представление о том, что Россия- огромная страна. Воспитывать чувство гордости за свою родную страну

Занятие, рассматривание видео и презентаций с видео городов «Золотое Кольцо России», города – Герои. Чтение литературных произведений о городах.

4-я неделя

День защитника Отечества

Формировать чувство уважения с Вооруженным силам России, к подвигу наших соотечественников по защите Родины

Праздник «День защитника Отечества», изготовление для пап и дедушек подарков, рассматривание иллюстраций с изображением разных видов войск.

Март

1-я неделя

Мамин праздник

Воспитывать добрые, нежные чувства к своим мамам, познакомить детей с женщинами, в разные годы, прославившими нашу страну в области искусства, науки, спорта, космоса.

Утренники. Изготовление подарков. Оформление фото выставки знаменитых россиянок. Фотовыставка или рисунки на тему»Моя мама»

2-я неделя

Масленица

Средствами эстетического воспитания познакомить детей с народными традициями, встречи весны, познакомить с образцами русского народного поэтического фольклора

Развлечение, беседы о символическом значении блинов, чучела Масленицы. Ручной труд.

3-я неделя

Малая родина. За что мы любим свой город

Уточнить представление детей о родном городе. Формировать понимание «малая родина». Воспитывать гражданско-патриотические чувства. Закрепить значение детей о достопримечательностях родного города. Формировать гражданско-патриотические чувства.

Тематическое рисование города. Оформление фотовыставки «Я в родном городе». Дидактическая игра «Что в родном городе есть»

4-я неделя

История возникновения герба родного города

Закрепить и обобщить знания детей о символе родного города- гербе. Формировать уважительное отношение к гербу и его символическим значением. Воспитывать гражданско-патриотические чувства.

Видеоэкскурсии по родному городу. Викторина «Что, о чём».

Апрель

1-я неделя

Флора и фауна родного края

Уточнить представление детей о животном и растительном мире родного края

Рассматривание картин и иллюстраций, гербария, презентаций по содержанию темы.

2-я неделя

Знаменитые земляки

Познакомить детей со знаменитыми земляками, людьми, которые своим трудом способствуют процветанию города, с участниками ВОВ. Воспитывать уважение к их труду и подвигам, желание быть на них похожими

Беседы и просмотры фильмов о знаменитых земляках. Посещение музея на поселке им. М.Горького

3-я неделя

Многонациональная родина

Формировать представление о том, что в родном городе дружно живут люди разных национальностей. Формировать понимание того, что все люди одинаковы и равны

Беседы о многонациональной Родине, рассматривание костюмов. Чтение художественных произведений поэтов разных национальностей

4-я неделя

День Победы

Обобщать и систематизировать знания детей о подвиге наших соотечественников в годы ВОВ. Воспитывать патриотические чувства

Возложение цветов к мемориалу воинов павшим в ВОВ. Участие на параде. Украшение окон. Рисование «День Победы».

Май

2-3 неделя

Диагностика

Обследование детей на определение знаний по программе

Беседы с детьми. Заполнение диагностических листов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад по духовно-нравственному воспитанию на тему: "Взаимодействие семьи и дошкольного учреждения как условие эффективности духовно-нравственного воспитания дошкольников".

Взаимодействие семьи и дошкольного учреждения как условие эффективности духовно-нравственного воспитания дошкольников"....

Консультация для родителей по духовно-нравственному воспитанию дошкольника на тему :"Нравственное воспитание детей младшего возраста"

Консультация для родителей  по духовно-нравственному воспитанию дошкольника на тему :"Нравственное воспитание детей младшего возраста"...

Педагогический проект по духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста 3 - 4 лет «Современные игры как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника»

ПроблемаКак помочь детям в процессе организовать сюжетно ролевую игру, повысить речевую активность, накопить эмоционально позитивный опыт, необходимость для развития социальной сферы...