Презентация : "Детский фольклор"
презентация к уроку (старшая группа)
Детский фольклор дает нам возможность уже на ранних этапах жизни ребенка приобщать его к народной поэзии. Благодаря этому, еще задолго до ознакомления со сказками, былинами и другим крупными жанрами русского фольклора на материале детского фольклора у малышей формируется внутренняя готовность к восприятию наших истоков — русской народной культуры.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Презентация : "Детский фольклор" | 674.16 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Слово фольклор — это английское слово, сложенное из двух слов « фольк »—народ, «лор»- учение. Итак, фольклор — это народная мудрость. Фольклор не имеет автора. Это особое искусство — народные песни, танцы, легенды и сказки, обряды, поверья и т.д. Люди, создавшие их когда-то, передавали другим из уст в уста, так фольклор дошел до наших дней, не оставив имен своих создателей. Фольклор сопровождает человека с рождения, опекая в детстве, вплоть до перехода в юность. Детский фольклор дает нам возможность уже на ранних этапах жизни ребенка приобщать его к народной поэзии. Благодаря этому, еще задолго до ознакомления со сказками, былинами и другим крупными жанрами русского фольклора на материале детского фольклора у малышей формируется внутренняя готовность к восприятию наших истоков — русской народной культуры.
Задачи: - Воспитание устойчивого интереса и любви к народному искусству; - Развитие творческих способностей дошкольников; - Знакомство детей с разнообразными формами детского музыкального фольклора. - Знакомство детей с традициями и образами русского народа. - Освоение народного творчества через овладение навыками хорового народного пения, исполнительства народной хореографии. - Воспитание эстетических чувств.
Виды детского фольклора: « Поэзия пестования» («материнская поэзия») – колыбельные песни, пестушки , потешки , прибаутки . Календарный – заклички и приговорки . Игровой – игровые припевы и приговоры, жеребьевые сговорки , считалки, дразнилки, поддевки, скороговорки, перевертыши . Дидактический – скороговорки, загадки , пословицы и поговорки . Песенный.
Колыбельные песни - самый древний жанр, песни - з а говоры. Поэтому их основные мотивы – пожелание сна, здоровья, хорошей и долгой жизни. Поются колыбельные песни непрерывно, без разделения текстов, в одной мелодии, в одном укачивающем ритме, пока дитя не уснёт. Первой колыбелью ребенка была люлька, качание в люльках — это своего рода обряд, успокаивание. В колыбельных песнях ритмика, интонация и звуковое оформление соответствует покачиванию и скрипу люльки. Над колыбелью звучали колыбельные песни, которые в народе называли байками. Это название произошло от глагола «баять», « баить » -говорить. У этого слова есть ещё более древнее значение: «шептать», «заговаривать». Колыбельные байки — это ещё и древние заговоры, «обереги», с помощью которых матери оберегали своих детей. Таково значение колыбельных песен про сон, дрёму, угомон.
Пестушки сопровождают игру с ребенком, когда взрослый выполняет движения «за него», играя его ручками и ножками, когда младенцу еще недоступны такие движения, как повороты тела, он не может целенаправленно действовать руками, не умеет самостоятельно садиться, ползать, вставать у опоры. Приподнимают ребенка, чтобы он перебирал ножками, приплясывал, и поют. Но главное, что дает пестушка — это налаживание контакта между взрослыми и ребенком. С самого рождения устанавливается прочная духовная и эмоциональная связь.
Потешный фольклор - прибаутки, небылицы, дразнилки, имеющие самостоятельное значение, не связанное с играми. Назначение - развеселить, потешить, рассмешить сверстников. В них, как правило, отражено яркое событие или стремительное действие, передан один какой-либо эпизод . Потешки прекрасный помощник для родителей, они помогают во время игры, массажа , рассчитаны на активность Потешки акцентируют внимание на гласных звуках, и ребенок начинает повторять их вслед за взрослыми, таким образом развивается его речь. самого ребенка, когда он выполняет самостоятельно игровые движения и соотносит их с содержанием песенки- потешки . Потешка – песенка-приговорка, сопутствующая игре пальцами, ручками и ножками ребенка.
Прибаутки – произведения шуточного характера - могут представлять собой шуточный диалог, обращение, смешной эпизод, построенный на алогизме . Петя-Петя-Петушок, Петя - красный гребешок, По дорожке он пошел и копеечку нашел, Купил себе сапожки, а курочке - сережки ! --- Сорока-белобока жила одиноко, Скакала, скакала, гостей поджидала, Кашку сварила, гостей угостила! Ты, Марья, пеки блины. Рада бы пекчи — да нет муки. Так и так пеки . --- - Иван, скажи моей лошади: «Тпру-у!» - А сам что? - Губы замерзли!
Заклички – это песенки, в которых ребята обращаются к силам природы с какой-нибудь просьбой. Серьезная, хозяйственная основа заклинаний забылась, осталась забава. разновидность обрядового фольклора: обращения к явлениям природы, стихиям с приветствиями и призывами, имеющими заклинательно-магический смысл. Призывами весны служили специальные короткие песни — веснянки, приуроченные к равноденствию. Обращаясь к солнцу, радуге, дождю и ветру - дети , как правило, не проговаривают, а напевают свои заклички . - Весна-красна ! Что принесла? - Теплое летечко , Грибы в берестечко , Ягоды в лукошко, Открывай окошко! Солнышко, солнышко, Выгляни в окошечко! Твои детки плачут, По камушкам скачут!
Приговорка - это обращение к живым существам: жаворонкам , куликам, божьим коровкам и др . Развешивали на деревьях птиц и животных из теста, картона, глины, устраивали свистопляски (плясали под игру свистулек ). Улитка, улитка , высуни рога, дам тебе к чаю кусок пирога. Свет-светлячок , посвети в кулачок! Посвети немножко , дам тебе горошка, Кувшин творога и кусок пирога!
Считалка – это древнее заклинание, позволяющее распределять трудную и опасную работу между людьми. Теперь это веселые стихи с четким ритмом, они предназначены для расчета играющих, чтобы знать – кто водит при игре. Считалки учат: - Придерживаться правил игры; - Быть дружными; - Быть честными и справедливыми; Считать (малышей). С раннего детства (3-5 лет) и до вступления в юность считалка является любимым произведением ребенка. Она способствует выработке таких качеств, как честность, непреклонность, благородство, чувство товарищества, доставляет наслаждение, вырабатывает чувство ритма, необходимое в песне, в танце, в работе, способствует физическому развитию детей. Как в старинных, так и в современных считалках господствует единый принцип рифмовки стихов — напевно интонированное скандирование. Игровыми припевами или считалками в большинстве своем сопровождаются игры с веревкой и мячом .
Скороговорки . Ребенок уже умеет говорить. Но еще не все звуки у него получаются. Тут на помощь приходят скороговорки. Скороговорка – народно – поэтическое произведение, построенное на сочетании звуков, затрудняющих быстрое и четкое произнесение слов. Пекарь пек пироги в печи. Перепелка перепелят прятала от ребят . На траве тропка, травка на тропке . Пётр Петров, по прозванию Перов, поймал птицу-перепелицу . --- Собирала Маргарита маргаритки на горе, Растеряла Маргарита маргаритки на траве .
Загадка – небольшое произведение народно-поэтического творчества , иносказатеньное поэтическое описаниев какого-либо предметы или явления, испытывающее сообразительность отгадывающего, которому нужно отгадать предмет или явление по их признакам. Загадк и подразделяются на: - загадки-сравнения ; - загадки-вопросы ; - загадки-противопоставления ; - загадки-описания. Красная девица в зеркало глядится . ( Заря) --- Что в хлебе родится, а есть не годится ? ( Василек ) --- Мягок , а не пух, Зелен , а не трава . ( Мох ) --- Белым цветёт, зелёным висит, красным падает . (Яблоко) --- Не прядёт и не ткёт, а людей одевает . ( Овца ) --- Кто больше всех кричит, а меньше всех делает ? ( Петух )
Сказка – один из основных видов устной народной прозы, ее типическим свойством считается установка на вымысел. Дети проявляют особый интерес к сказке, их привлекают динамично развивающийся сюжет, характерные образы. Поэтому и в детском фольклоре сказка занимает одно из основных мест. К детским сказкам относятся несколько групп произведений: сказки, перешедшие из фольклора взрослых и специально обработанные для детей; сказки, специально создаваемые для детей ( докучные сказки и кумулятивные сказки ), и собственно детский фольклор ( сказки, сочиняемые самими детьми ). Как и колыбельные песни, сказки используются в развлекательных и поучительных целях. Обычно сказки рассказывают те лица, которые занимаются воспитанием детей (бабушки, матери, няни, пестуньи ). Обычно выделяют сказки о животных, волшебные и бытовые. Они различаются между собой по характеру вымысла, по героям и по используемым мотивам.
Докучные сказки: Жили-были два павлина, вот и сказки половина. Жили-были два гуся, вот и сказка вся . --- Встал медведь на колоду – бултых в воду! Уж он в воде мок, мок , уж он в воде кис, кис, Вымок, выкис , вылез , высох . Встал медведь на колоду … --- Жили-были два брата журавля. Скосили стожок сенца; Положили середи кольца... Не начать ли опять с конца? Кумулятивные сказки строятся на многократном повторении какого-то звена. Они отличаются богатством языка, зачастую тяготеют к рифме и ритму. Как правило, кумулятивные сказки рассказывали маленьким детям, для того чтобы они быстрее научились говорить – слушая повторения, ребенку проще запомнить отдельные слова или выражения . Кумулятивные сказки - «Колобок», «Теремок», «Репка» .
Небылицы - это красочные яркие словесные картинки-перевёртыши , чепуха, которых в жизни не бывает, которые составляют мир повседневных впечатлений ребенка. Небылицы способствуют развитию чувства юмора. Лиса по лесу бежала, лиса хвост потеряла. Ваня в лес пошёл, лисий хвост нашёл. Лиса рано приходила, Ване ягод приносила, Её хвост отдать просила . --- Сел комарик под кусточек, на еловый на пенёчек, Свесил ноги на песочек, сунул носик под листочек – спрятался ! На болоте стоит пень, шевелиться ему лень. Шея не ворочается, а посмеяться хочется . ---
Сатиричекие жанры детского фольклора: Дразнилка – короткие насмешливые стишки, высмеивающие то или иное качество. Отражают негативные моменты в восприятии детьми окружающего мира. Дразнилки бывают одновременно и смешными, и обидными. Высмеивают лень, трусость, жадность и другие плохие привычки. Иногда просто привязаны к имени. Федя- медя -требуха, Съел медведя и быка, Съел три короба блинов, Три лукошка пирогов, Две кадушки щей, Полну печь калачей . --- Как у Петьки на носу Свиньи ели колбасу, Ели целых 3 недели, Ели, ели, не доели!
Мирилка – небольшой забавный рифмованный стишок,, который дети обычно произносят после ссоры или обиды, для того, чтобы мириться.. Это песенка-просьба о примирении . Дети сцепляют мизинцы друг друга в знак примирения и ритмично вместе говорят слова мирилки . Мирилка произносится подряд 5-10 раз и действительно примиряет. Это ведь очень весело – вместе произносить текст, в ритм делая движения сцепленными мизинчиками. И обиды быстро проходят, а на смену им появляется улыбка. Раз поссорился - мирись, больше с другом не дерись! --- Дай мне руку, дай мне пять – Будем вместе мы опять !
Молчанки и голосянки связаны, вероятно, с одноименными святочными играми. На святки в голосянку играли и взрослые, и дети: кто-нибудь выходил на середину избы и начинал петь запевку. Участники игры должны были тянуть этот звук как можно дольше, а дети старались их рассмешить и заставить перестать «голосить». Первый замолчавший и считался проигравшим . Голосянки (от «голосить» — говорить, орать, петь громко, кричать нараспев) считались даже полезным физическим упражнением — развивали легкие. Ну-ка , девицы-красавицы, голосяночка вам нравится?! Тянем-тянем-голосим , а кто не дотянет, Того за косы-ы-ы-ы-ы-ы-ы !.. Голосянки , голосяночки , глосим за прянички , за бублички ! Тянем-тянем до черты , у того, кто не дотянет, Животы будут пусты-ы-ы-ы-ы-ы-ы !. Голосянки : Соберемся на полянке и затянем голосянки ! А кто не дотянет, тот безголосым станет! Эге-гей! Ве -се- ле -е-е-е-е-е-ей !.. ---
Пословица — это целое предложение или образное афористическое изречение с моралью и глубоким смыслом , содержащее народную мудрость . Пословица всегда несет в себе поучительный смысл и в большинстве случаев имеет ритмическую организацию. Пословицы: Родина краше солнца, дороже золота . --- Вся семья вместе, так и душа на месте . --- Дружба крепка не лестью, а правдой и честью . --- Не ищи красоты, ищи доброты . --- Не хвались серебром, а хвались добром . Дидактический фольклор. Цель дидактического детского фолькло ра – воспитание и развитие детей, передача им накопленного опыта, вооружение знаниями, необходимыми для взрослой жизни.
П оговорка — лишь красивая символичная фраза или словосочетание, не способная выступить в роли самостоятельного предложения. Поговорки : «свинью подложить» (напакостить) «медвежья услуга» (помощь, обращающаяся во вред) «остаться с носом» (быть обманутым) В отличие от поговорки – в пословице всегда есть законченный смысл.
Частушка – короткая, исполняющаяся в быстром темпе, рифмованная припевка. Это популярный жанр русского народного творчества словесно-музыкального творчества . Русские народные частушки часто исполнялись под балалайку или гармонь на одну мелодию, но могли звучать и без поддержки инструмента. Слушатели просто смеялись и хлопали в такт частушке. Заиграй-ка, балалайка, Балалайка - три струны! Подпевайте, не зевайте, Выходите, плясуны. На дворе да по лужку Бегают утята. А я с печки босиком Думала: ребята! Трень брень дребедень! Выступал бы целый день! Мне учиться неохота, А частушки петь не лень!
Вывод. Общество заинтересовано сохранить и передать будущим поколениям духовные ценности, в том числе музыкальную культуру. Дети должны развиваться через познания культурного наследия, воспитываться так, чтобы быть способными его приумножать. Фольклор - именно та, доступная всем, вариативная, импровизационная форма выражения своего мировоззрения, сочетающая в себе коллективное и индивидуальное начало . Исполнительство и детское творчество в музыкально – фольклорной деятельности превращается в единый творческий процесс с его неотъемлемой частью – фольклорной импровизации, включающей помимо поиска в области игровых и танцевальных движений, в первую очередь, создание вариантов исполнения мелодии и игры на доступных детям народных инструментах. Это практический этап освоения народной культуры. Музыкальный фольклор – явление синкретическое. В нем неразрывно связаны музыка, слово и движение. В соединении этих элементов большая сила педагогического воздействия, позволяющая комплексно подойти к проблеме комплексного освоения различных видов искусств ребенком.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Фольклор в детском чтении. Малые фольклорные жанры. Детский фольклор. РЕФЕРАТ
Воспитание ребенка словом начинается с фольклора, устной народной словесности. Использование разного жанра фольклора с первых же лет жизни ребенка помогает в его гармоничном интеллектуальном и эмоцион...
Презентация "Детский фольклор в развитии ребенка"
Презентация о детском фольклоре, в которую фходят описания пестушек, потешек, прибауток, колыбельных....
Игровой фольклор, как часть детского фольклора.
Консультация для воспитателей....
Презентация "Мир детского фольклора"
Через фольклор можно решать следующие воспитательные задачи: - Развитие творческих способностей дошкольников; - Знакомство детей с разнообразными формами детского муз...
Презентация "Детский фольклор"
Материал будет полезен для воспитателей, музыкальных руководителей, родителей. Фольклор играет огромную роль в развитии духовности детей, важно использовать его в повседневной жизни....
Презентация"Детский фольклор"
Материал для фольклора...
Презентация "Малые жанры детского фольклора"
Устное народное творчество неиссякаемая сокровищница мудрости и фантазии, опыта и наблюдательности. Вобрав в себя исторический опыт многих поколений, фольклор имеет колоссальное значение....