Презентация "Детский фольклор"
презентация к уроку (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Власова Лариса Ивановна

Материал будет полезен для воспитателей, музыкальных руководителей, родителей.  Фольклор играет огромную роль в развитии духовности детей, важно использовать его в повседневной жизни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл detskiy_folklor.pptx2.88 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Детский музыкальный фольклор. Подготовила Власова Л.И. музыкальный руководитель МБДОУ № 14 « Рябинушка » г.Чебаркуля Челябинской области.

Слайд 2

«Мы должны не просто уверенно развиваться, но и сохранить свою национальную и духовную идентичность, не растерять себя как нация. Быть и оставаться Россией». В . В. Путин . Послание Федеральному собранию. 12.12.2012 года.

Слайд 3

Русский фольклор - одно из действенных и ярких средств, таящий огромные возможности. Знакомство с народными произведениями обогащает чувства и речь малышей, формирует знакомство с народными произведениями обогащает чувства и речь малышей, формирует отношение к окружающему миру, играет неоценимую роль во всестороннем развитии. Детский фольклор - это синтез поэтического народного слова и движения.

Слайд 4

Слово фольклор — это английское слово, сложенное из двух слов « фольк »—народ, «лор»- учение. Итак, фольклор — это народная мудрость. Фольклор не имеет автора. Это особое искусство — народные песни, танцы, легенды и сказки, обряды, поверья и т.д. Люди, создавшие их когда-то, передавали другим из уст в уста, так фольклор дошел до наших дней, не оставив имен своих создателей. Фольклор сопровождает человека с рождения, опекая в детстве, вплоть до перехода в юность. Детский фольклор дает нам возможность уже на ранних этапах жизни ребенка приобщать его к народной поэзии. Благодаря этому, еще задолго до ознакомления со сказками, былинами и другим крупными жанрами русского фольклора на материале детского фольклора у малышей формируется внутренняя готовность к восприятию наших истоков — русской народной культуры.

Слайд 5

Фольклор увлекает детей яркими поэтическими образами, вызывает у них положительные эмоции, укрепляет светлое, жизнерадостное восприятие жизни, помогает понять, что хорошо и доступно, что красиво и что некрасиво. Народная поэзия раскрывает самые существенные связи и закономерности жизни, оставляя в стороне индивидуальное, особенное. Фольклор дает детям самые главные и простые понятия о жизни и о людях. Он отражает общеинтересное и насущное, то, что затрагивает всех и каждого: труд человека, его взаимоотношения с природой, жизнь в коллективе . Фольклор воспитывает у детей эстетическое отношение к природе, к труду, ко всей окружающей действительности, учит видеть прекрасное в человеческих отношениях. Произведения фольклора дают богатейшие возможности для умственного развития, и в особенности для эстетического и нравственного воспитания детей. Из родника музыки начинает пить каждый ещё в младенчестве, слушая колыбельную песню.

Слайд 6

Задачи: - Воспитание устойчивого интереса и любви к народному искусству; - Развитие творческих способностей дошкольников; - Знакомство детей с разнообразными формами детского музыкального фольклора. - Знакомство детей с традициями и образами русского народа. - Освоение народного творчества через овладение навыками хорового народного пения, исполнительства народной хореографии. - Воспитание эстетических чувств.

Слайд 7

В воспоминаниях разных лиц переданы образы наставниц, рассказаны некоторые запомнившиеся истории, сказки, небылички , легенды. Собирание детского фольклора началось позднее других видов народной поэзии. Условия жизни и быта помещиков обуславливали их зависимость от крестьянской среды; дети помещиков и дворян находились на попечении мамушек, нянек и дворовых людей, которые знакомили своих питомцев с различными формами фольклора.

Слайд 8

Виды детского фольклора: « Поэзия пестования» («материнская поэзия») – колыбельные песни, пестушки , потешки , прибаутки . Календарный – заклички и приговорки . Игровой – игровые припевы и приговоры, жеребьевые сговорки , считалки, дразнилки, поддевки, скороговорки, перевертыши . Дидактический – скороговорки, загадки , пословицы и поговорки . Песенный.

Слайд 9

Колыбельные песни - самый древний жанр, песни - з а говоры. Поэтому их основные мотивы – пожелание сна, здоровья, хорошей и долгой жизни. Поются колыбельные песни непрерывно, без разделения текстов, в одной мелодии, в одном укачивающем ритме, пока дитя не уснёт. Первой колыбелью ребенка была люлька, качание в люльках — это своего рода обряд, успокаивание. В колыбельных песнях ритмика, интонация и звуковое оформление соответствует покачиванию и скрипу люльки. Над колыбелью звучали колыбельные песни, которые в народе называли байками. Это название произошло от глагола «баять», « баить » -говорить. У этого слова есть ещё более древнее значение: «шептать», «заговаривать». Колыбельные байки — это ещё и древние заговоры, «обереги», с помощью которых матери оберегали своих детей. Таково значение колыбельных песен про сон, дрёму, угомон.

Слайд 10

Целый цикл колыбельных песен связан с житьём-бытьем домашнего кота: он и люльку качает, и мурлыкает . Первоначальная мысль таких песен связана с магией: считалось, что много спящий кот может передать свои привычки ребенку — обыкновением было класть кота в колыбель, прежде чем положить в неё ребёнка . «У кота- воркота колыбелька хороша. Я коту- воркоту тихо песенку спою».

Слайд 11

Героями других колыбельных песен являются волшебники. Такие как «Сон», «Дрема», «Угомон». «Ты, Катюша, умная, да очень разумная, Спи-усни, спи-усни , крепкий сон тебя возьми!» В полной мере все сказанное относится и к песням о гулях-голубях, которые прилетают к колыбели, воркуют . Ай, баюшки , баюшки , в огороде заюшки Травушку щипают, Катю забавляют. Лю -ли, лю -ли, люленьки , прилетели гуленьки. Сели гули на кровать, стали гули ворковать.

Слайд 12

Как только ребенок начинает понимать речь, узнавать близких, его начинают забавлять пестушками – пестуют. Цель их в том, чтобы не только развлечь ребенка, но и активизировать его физические способности. Пестушка – это короткая стихотворная приговорка нянюшек и матерей, которой сопровождают движения ребенка в первые месяцы жизни. Потягушечки , подрастушечки , поперек толстушечки ! А ручки-то хватушечки , а ножки-то бегушечки !

Слайд 13

Пестушки сопровождают игру с ребенком, когда взрослый выполняет движения «за него», играя его ручками и ножками, когда младенцу еще недоступны такие движения, как повороты тела, он не может целенаправленно действовать руками, не умеет самостоятельно садиться, ползать, вставать у опоры. Приподнимают ребенка, чтобы он перебирал ножками, приплясывал, и поют. Но главное, что дает пестушка — это налаживание контакта между взрослыми и ребенком. С самого рождения устанавливается прочная духовная и эмоциональная связь.

Слайд 14

Потешный фольклор - прибаутки, небылицы, дразнилки, имеющие самостоятельное значение, не связанное с играми. Назначение - развеселить, потешить, рассмешить сверстников. В них, как правило, отражено яркое событие или стремительное действие, передан один какой-либо эпизод . Потешки прекрасный помощник для родителей, они помогают во время игры, массажа , рассчитаны на активность Потешки акцентируют внимание на гласных звуках, и ребенок начинает повторять их вслед за взрослыми, таким образом развивается его речь. самого ребенка, когда он выполняет самостоятельно игровые движения и соотносит их с содержанием песенки- потешки . Потешка – песенка-приговорка, сопутствующая игре пальцами, ручками и ножками ребенка.

Слайд 15

Потешки и пестушки позволяют развлечь ребенка или отвлечь его, если ему не нравится то или иное обязательное действие, например, умывание или еда. Они помогают приучить ребенка к обязательным элементам режима и гигиены в игровой форме. Он развивают речевые центры мозга ребенка, мелкую моторику (знаменитые «Ладушки» и другие похожие потешки ) и способствуют эмоциональному развитию малыша, побуждают его к повторению действий, которые сопровождают. Многие из них кажутся взрослым бессмысленными, но ребенку они доставляют радость, формируют у него чувство юмора . Не плачь, не плачь, куплю калач . Не ной дорогой, куплю другой. Ой не плачь, не кричи - куплю тебе три . ---

Слайд 16

Просыпалочки : Хорошеньким — хорошок . пригоженьким — пригожок . Стройненьким — стройнячок . А родненьким — родняшок . Тяги-тяги- потягушеньки , на дочку порастушеньки . Ты расти здоровая во все времечко, Как пшенное тестечко . Тяги, тяги, потягушеньки , на детя порастушеньки , Расти, доченька, здоровая , как яблонька садовая. Расти, сынок , словно крепкий дубок. Расти, коса, до пояса , не вырони не волоса. Расти, косынька , до пят - все волосыньки в ряд. Расти, коса, не путайся - маму , дочка, слушайся

Слайд 17

Массаж с потешками : Потягунюшки , порастунюшки (поглаживаем от головы до пяточек) Поперек толстунюшки , А в ножки – ходунюшки , (двигаем ножками) А в ручки – хватунюшки , (сжимают и разжимают кулачки) А в ушки — слышунюшки , (мягко нажать на ушки) А в глазки — глядунюшки , (мягко нажать на глазки) А носику — сопунюшки , (мягко нажать на носик) А в роток — говорок, (мягко нажать на ротик) А в головку — разумок ! (мягко нажать на лобик) (легко постукивая по подошвам) Токи, токи, тошки , кую , кую ножки. Ножки у Дашуньки едут по дорожке. Дорожка кривая , ни конца, ни края, Грязь по колено , лошадь охромела. Топ, топ, топ, топ — Приехали ! ( покалачиваем по пяточке) Куй, куй, каблучок! Подай бабка башмачок. Не подашь башмачка — Не подкуем каблучка.

Слайд 18

Потешки для умывания, купания: Вода текучая , дитя растучее . С гуся вода , с Даши худоба. Водичка вниз , а Дашенька вверх! Ой лады-лады-лады, не боимся мы воды! Чисто умываемся , маме улыбаемся! Водичка, водичка ! Умой мое личико! Чтоб глазки блестели , чтоб щечки краснели, Чтоб смеялся роток , и кусался зубок! Топики, топики , по водичке хлопики , Хлопики ладошками, да босыми ножками!

Слайд 19

Ай, ту-ту, ай, ту-ту , вари кашку круту , Подливай молочка , накорми казачка. Кормилочки : Пошел котик на торжок , купил котик пирожок, Пошел котик на улочку , купил котик булочку. Самому ли есть - либо деточке снесть ? Я и сам укушу , да и деточке снесу. Пышка, лепёшка в печи сидела, На нас глядела , в рот захотела. Ой, качи , качи , качи , в головах-то калачи, В ручках пряники, в ножках яблочки, По бокам конфеточки, золотые веточки.

Слайд 20

Потешки для знакомства с телом : Где же наши ручки? А вот наши ручки! Где же наши ножки? А вот наши ножки! А вот это Мишин нос весь козюльками зарос. А вот это глазки, а вот это ушки, А вот это щёчки толстые подушки, Ну а это что? Живот! А вот это Мишин рот! Покажи-ка язычок, пощекочу тебе бочок. Паучок, паучок , Олю хвать за бочок. Лягушка, лягушка , Олю хвать за ушко. Олени, олени , Олю хвать за колени. Пёсик, пёсик , Олю хвать за носик. Бегемот, бегемот , Олю хвать за живот. Оса, оса , Олю хвать за волоса. Кузнечики, кузнечики , Олю хвать за плечики.

Слайд 21

Заживляем ранки: У киски боли, у собачки боли, А у моего малыша заживи-заживи-заживи . У лисы боли , у волка боли, У моего сыночка боль на берёзку в лес улети. Игры на подушке с потешкой : (катая малыша по подушке, приговаривайте) Три — та — туш — ки ! Три — та — туш — ки ! Едет Катя на подушке! На подушечке верхом! Бух с подушки кувырком! Тушки ! Тутушки ! Сели на подушки. Пришли подружки , столкнули с подушки.

Слайд 22

Прибаутки – произведения шуточного характера - могут представлять собой шуточный диалог, обращение, смешной эпизод, построенный на алогизме . Петя-Петя-Петушок, Петя - красный гребешок, По дорожке он пошел и копеечку нашел, Купил себе сапожки, а курочке - сережки ! --- Сорока-белобока жила одиноко, Скакала, скакала, гостей поджидала, Кашку сварила, гостей угостила! Ты, Марья, пеки блины. Рада бы пекчи — да нет муки. Так и так пеки . --- - Иван, скажи моей лошади: «Тпру-у!» - А сам что? - Губы замерзли!

Слайд 23

«Сказка ложь, да в ней намек -Добрым молодцам урок!» - А. С. Пушкин Признаки сказки: - Зачин. - Волшебные предметы. - Сказочные слова и выражения. - Троекратный повтор. - Борьба добра и зла. - Добро побеждает зло. - Концовка.

Слайд 24

Сказка – один из основных видов устной народной прозы, ее типическим свойством считается установка на вымысел. Дети проявляют особый интерес к сказке, их привлекают динамично развивающийся сюжет, характерные образы. Поэтому и в детском фольклоре сказка занимает одно из основных мест. К детским сказкам относятся несколько групп произведений: сказки, перешедшие из фольклора взрослых и специально обработанные для детей; сказки, специально создаваемые для детей ( докучные сказки и кумулятивные сказки ), и собственно детский фольклор ( сказки, сочиняемые самими детьми ). Как и колыбельные песни, сказки используются в развлекательных и поучительных целях. Обычно сказки рассказывают те лица, которые занимаются воспитанием детей (бабушки, матери, няни, пестуньи ). Обычно выделяют сказки о животных, волшебные и бытовые. Они различаются между собой по характеру вымысла, по героям и по используемым мотивам.

Слайд 25

Докучные сказки: Жили-были два павлина, вот и сказки половина. Жили-были два гуся, вот и сказка вся . --- Встал медведь на колоду – бултых в воду! Уж он в воде мок, мок , уж он в воде кис, кис, Вымок, выкис , вылез , высох . Встал медведь на колоду … --- Жили-были два брата журавля. Скосили стожок сенца; Положили середи кольца... Не начать ли опять с конца? Кумулятивные сказки строятся на многократном повторении какого-то звена. Они отличаются богатством языка, зачастую тяготеют к рифме и ритму. Как правило, кумулятивные сказки рассказывали маленьким детям, для того чтобы они быстрее научились говорить – слушая повторения, ребенку проще запомнить отдельные слова или выражения . Кумулятивные сказки - «Колобок», «Теремок», «Репка» .

Слайд 26

Небылицы - это красочные яркие словесные картинки-перевёртыши , чепуха, которых в жизни не бывает, которые составляют мир повседневных впечатлений ребенка. Небылицы способствуют развитию чувства юмора. Лиса по лесу бежала, лиса хвост потеряла. Ваня в лес пошёл, лисий хвост нашёл. Лиса рано приходила, Ване ягод приносила, Её хвост отдать просила . --- Сел комарик под кусточек, на еловый на пенёчек, Свесил ноги на песочек, сунул носик под листочек – спрятался ! На болоте стоит пень, шевелиться ему лень. Шея не ворочается, а посмеяться хочется . ---

Слайд 27

Сатиричекие жанры детского фольклора: Дразнилка – короткие насмешливые стишки, высмеивающие то или иное качество. Отражают негативные моменты в восприятии детьми окружающего мира. Дразнилки бывают одновременно и смешными, и обидными. Высмеивают лень, трусость, жадность и другие плохие привычки. Иногда просто привязаны к имени. Федя- медя -требуха, Съел медведя и быка, Съел три короба блинов, Три лукошка пирогов, Две кадушки щей, Полну печь калачей . --- Как у Петьки на носу Свиньи ели колбасу, Ели целых 3 недели, Ели, ели, не доели!

Слайд 28

Поддевка – это умственная игра, кто кого перехитрит, кто более находчивый, у кого фантазии больше.. Учит детей умению подмечать плохое, несправедливое, некрасивое, постоять за себя. П оддевки , которые относятся к потешному фольклору и представляют собой забавы за счет другого, основанные на игре слов. Поддевки отличаются краткостью и четкостью. Строятся исключительно как диалоги, где следует ожидать быть пойманным («поддетым») на слове.

Слайд 29

- Скажи: двести. - Двести. - Сиди, дурак, на месте . - Скажи : «Овес»! - Овес. - Хвать тебя за нос ! - Скажи: «Ночь»! - Ночь. - Иди прочь! Поддевки: - Скажи: «Ой»! - Ой. - Твоя сестра с бородой! - Скажи: подушка! - Подушка. - Ты скользкая лягушка . « Скажи двести. Двести. Голова в тесте!» - Скажи: «Синица»! - Синица! - Тебе пора жениться! - Скажи: Лизавета. - Лизавета. Вот тебе за это! ( удар по спине). - Где был? - Где был – отсюда не видно .

Слайд 30

На всякую дразнилку- обзывалку найдется отговорка- отвечалка : - Обзывайся , обзывайся, сдачи дам – не сомневайся ! … - Обзывайся, обзывайся, без подружек оставайся! ... - Кто как обзовется – к тому так и вернется! … - Обзывайся , обзывайся, как лягушка раздувайся ! … - Ква-ква , ква-ква - вот и все твои слова!

Слайд 31

Мирилка – небольшой забавный рифмованный стишок,, который дети обычно произносят после ссоры или обиды, для того, чтобы мириться.. Это песенка-просьба о примирении . Дети сцепляют мизинцы друг друга в знак примирения и ритмично вместе говорят слова мирилки . Мирилка произносится подряд 5-10 раз и действительно примиряет. Это ведь очень весело – вместе произносить текст, в ритм делая движения сцепленными мизинчиками. И обиды быстро проходят, а на смену им появляется улыбка. Раз поссорился - мирись, больше с другом не дерись! --- Дай мне руку, дай мне пять – Будем вместе мы опять !

Слайд 32

Детки, помиритесь! Больше не дразнитесь, Не деритесь, не ругайтесь, на друзей не обзывайтесь ! --- Мирись, мирись! Улыбайся , не дерись ! --- Мирись, мирись! Не ругайся, не дерись ! Мизинчик , мизинчик, пойдем в магазинчик , Купим конфетки, чтоб не ругались детки ! Мирилки .

Слайд 33

Молчанки и голосянки связаны, вероятно, с одноименными святочными играми. На святки в голосянку играли и взрослые, и дети: кто-нибудь выходил на середину избы и начинал петь запевку. Участники игры должны были тянуть этот звук как можно дольше, а дети старались их рассмешить и заставить перестать «голосить». Первый замолчавший и считался проигравшим . Голосянки (от «голосить» — говорить, орать, петь громко, кричать нараспев) считались даже полезным физическим упражнением — развивали легкие. Ну-ка , девицы-красавицы, голосяночка вам нравится?! Тянем-тянем-голосим , а кто не дотянет, Того за косы-ы-ы-ы-ы-ы-ы !.. Голосянки , голосяночки , глосим за прянички , за бублички ! Тянем-тянем до черты , у того, кто не дотянет, Животы будут пусты-ы-ы-ы-ы-ы-ы !. Голосянки : Соберемся на полянке и затянем голосянки ! А кто не дотянет, тот безголосым станет! Эге-гей! Ве -се- ле -е-е-е-е-е-ей !.. ---

Слайд 34

Ехали бояре, кошку потеряли. Кошка сдохла, хвост облез, Кто слово скажет – тот ее и съест ! --- Венчики, венчики, летали бубенчики По траве, по росе, по чужой стороне, Собирали орешки, Медок , сахарок – молчок! --- Играя в молчанку, нужно было, наоборот, как можно дольше молчать, а первый рассмеявшийся или проговорившийся выполнял заранее условленное задание: валялся в снегу, обливался водой... Первый скажет и молчит , а второй - всё говорит! Кто нарушит наказ , съест лягушек целый таз! Мы бежим, бежим, бежим, Добежали и молчим! Кто начнет говорить, тому и водить!

Слайд 35

Страшилки - это небольшие истории с напряженным сюжетом и пугающим финалом. Как правило, для страшилок характерны устойчивые мотивы: «черная рука», «кровавое пятно», «зеленые глаза», «гроб на колесиках» и т. д. Такой рассказ состоит из нескольких предложений, по ходу развития действия напряжение нарастает, а в финальной фразе достигает своего пика. Рассказываются страшилки обычно в больших компаниях, желательно в темноте и устрашающим шепотом. По признанию самих слушателей, они боятся страшилок лишь до определенного возраста; возможно, появление этого жанра связано, с одной стороны, с тягой детей ко всему неизвестному и пугающему, а с другой — с попыткой преодолеть этот страх . Живет старуха : Три глаза, три уха, Страшна, горбата , платье в заплатах! Все слышит, все видит, каждого обидит! Не спрячешься - заберет ! Вот ! - Хочешь правду ты узнать? - Загляни- ка под кровать ! - Что ты видишь? - Там темно! - Это "Черное пятно"! - Загляни туда опять ... ХВАТЬ !

Слайд 36

Страшилки : Ночью страхи страшные по квартире шастают, Смотрят, смотрят, кто не спит , притворяется лежит! Вот на тех наводят страх , что мороз по коже... АХ! --- Барашеньки , крутороженьки По лесам ходили, по дворам бродили, В скрипочку играли, Ваню потешали. А совища из лесища глазищами хлоп – хлоп, А козлище из хлевища ножищами топ – топ! В черном доме черный кот В черной комнате живет! Ночью он по дому рыщет, Распустив свои когтищи! Ты его остерегись, Смело крикни: "Ну-ка, брысь!"

Слайд 37

Игровой фольклор. “ Ребенок, лишенный элементарных знаний, которые дает ему игра, не смог бы ничему научиться в школе и был бы безнадежно оторван от своего естественного и социального окружения”. Игровой фольклор занимает ведущее место в детском творчестве. Трудно представить себе детей, жизнь которых не была бы связана с определенным кругом игр. Науменко Г. разделил игры на III основные типологические группы: драматические, спортивные, хороводные. Основой драматических игр является воплощение художественного образа в драматическом действии, то есть в синтезе диалога, музыкального припева, движении. Они обычно воспроизводят какие-либо бытовые эпизоды, в них формируются зачатки театрализованного драматического действа .

Слайд 38

Игры бытовые разделили на две группы: общественные и семейные. Игры общественные - преимущественно игры в войну , сюжет которых воспроизводит определенные исторические военные события . Вторая группа бытовых игр включала цикл семейных: девичьи, любовные, женитьбу и семью (эпизод из семейной жизни: муж и жена, дети). Отличительной чертой их является хороводность , т.е. наличие песенного сопровождения . Основой драматических игр является воплощение художественного образа в драматическом действии, то есть в синтезе диалога, музыкального припева и движения. В них формируются зачатки театрализованного драматического действа.

Слайд 40

Спецификой спортивных игр является спортивное соревнование, их цель - победа в соревновании, усовершенствование тех или иных спортивных навыков. В них нередко исполняются игровые припевы . Н ародная подвижная игра – это школа воспитания, где удивительно совершенные и ценные произведения народного творчества, создавались и оттачивались десятками поколений, вбирая в себя опыт целого народа. В ней свои «учебные предметы». Н ародные подвижные игры вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире, совершенствованию всех психических и физических процессов, стимулирует переход детского организма к более высокой ступени развития . Игра формирует высокую нравственность. Народные подвижные игры издавна служили средством самопознания, здесь проявляли свои лучшие качества: доброту, благородство, взаимовыручку, самопожертвование ради других. Они учат премудростям жизни, добру и справедливости, чести и порядочности, любви и долгу. Народные игры разнообразны, развлекательны и эмоциональны .

Слайд 41

Сгруппировать детские игры можно на одиночные , групповые или совместные . Одиночные игры требуют объекта игры, то есть игрушки или какого-либо предмета, который является воплощением жизненного образа, помогают ребенку моделировать реальность, способствуют его самоутверждению. Для девочек, играющих в «семью», кукла изображает ребенка, которого они нянчат, воспитывают, которому поют различные песенки . В совместных или групповых играх объектами обычно являются сами участники . Игры включают в себя различные виды народного творчества: музыку, диалоги, ритмизованную речь, движения, они разнообразны по своему содержанию, игровому и хореографическому оформлению . Большое место в совместных играх детей занимают считалки, или, как их назвал Г. С. Виноградов, «игровые прелюдии».

Слайд 42

Считалка – это древнее заклинание, позволяющее распределять трудную и опасную работу между людьми. Теперь это веселые стихи с четким ритмом, они предназначены для расчета играющих, чтобы знать – кто водит при игре. Считалки учат: - Придерживаться правил игры; - Быть дружными; - Быть честными и справедливыми; Считать (малышей). С раннего детства (3-5 лет) и до вступления в юность считалка является любимым произведением ребенка. Она способствует выработке таких качеств, как честность, непреклонность, благородство, чувство товарищества, доставляет наслаждение, вырабатывает чувство ритма, необходимое в песне, в танце, в работе, способствует физическому развитию детей. Как в старинных, так и в современных считалках господствует единый принцип рифмовки стихов — напевно интонированное скандирование. Игровыми припевами или считалками в большинстве своем сопровождаются игры с веревкой и мячом .

Слайд 43

Считалки имеют и различные местные названия: счетки , пересчет, сосчиталки , гадалки, ворожилки . Заря - Заряница , красная девица, По полю ходила, ключи обронила. Ключи золотые, ленты голубые. Раз, два – не воронь А беги, как огонь! Шел баран по крутым горам, Вырвал травку , положил на лавку. Кто ее возьмет, Тот и водить пойдет.

Слайд 44

С читалки можно разделить группы по признаку композиционного строения: 1) «заумные»; 2) сюжетные. Основу построения сюжетных считалок составляет повествовательное или драматическое развитие сюжета, нередко в этом качестве детьми используются и прибаутки. Следует отметить во многих считалках наличие счета, в некоторых встречающихся в них числовых обозначениях сказывается тенденция к заумным словообразованиям: перводан-другодан , анзи-дванзи и т. п . А ты -баты , шли солдаты, Аты –баты, на базар. Аты -Баты, что купили? Аты баты самовар. Аты -баты, сколько стоит? Аты -баты, три рубля. Аты баты, кто выходит? Аты -баты, ты да я. На златом крыльце сидели Царь, царевич, Король, королевич, Сапожник, портной. Кто ты будешь такой?

Слайд 45

С южетные считалки «с продолжением». Ехал мужик по дороге, Сломал колесо на пороге Сколько надо гвоздей? Не задумывайся, говори поскорей ! Тот, на кого пришелся последний слог, должен быстро назвать число. Можно оговорить, что число должно выть не больше 10 (20, 30 – как договоритесь). К примеру, названо число пять. Тогда считалка начинается сначала : Ехал мужик по дороге, Сломал колесо по дороге. Надо пять гвоздей: раз, два, три, четыре, пять! Тот на кого выпадет счет пять – «в о да».

Слайд 46

С читалки- числовки Раз, два, три, четыре, пять – Вышли мальчики играть, Стали мальчики считать, Да водилку выбирать. Им стал Родивон , Пусть отсель он выйдет вон! Перводан , другодан , На четвертый угодан ! Заумные детские считалки Эни , бени , рики , факи , тур-ба-ба , каляки , шмаки . --- Дэу, дэу , кранодэу.Бенц ! -- Эбит-бэбид , биткен баткен , Эбит-бэбид - Бу ! Сидел петух на лавочке, считал свои булавочки: Раз, два, три, это, верно , будешь ты!

Слайд 47

Сигналом начала игры служит приговор: «Солнце разгорается, игра начинается ». Более разнообразны эти приговоры при игре в жмурки. Иногда они в форме диалога. Часто применяется тот же приговор в форме обычного стихотворения с парной рифмой: Иди на порог, там есть творог . --- Повернись пять раз — лови мышей, а не нас. --- Водица , водица, студеная быстрица , Обеги вокруг, напои наш луг! --- Петушок, петушок! Покажи свой гребешок. Гребешок горит огнем. Ну-ка, Миша, выйди вон!

Слайд 48

- колядки; - веснянки; - масленичные; - летние песни; - осенние песни. Календарные обряды сопровождались специальными песнями, которые назывались колядками, масленичными песнями, веснянками, закличками и т. д. Обрядовый фольклор:

Слайд 49

Круг годовых (календарных) обрядов открывался новогодними святками. Во время святок проводились различные игры, ряжения , колядование (хождение по дворам) с пением новогодних песенок, которые назывались колядками. Колядки содержали в себе величания хозяев, пожелание урожая и благополучия в семье . Пришла Коляда накануне Рождества. Дай Бог тому, кто в этом дому . Всем людям добрым желаем: Золота, серебра, пышных пирогов, Мягоньких блинов, Доброго здоровья, маслица коровья! --- Воробушек летит, Хвостиком вертит, А вы, люди, знайте, Столы застилайте, Гостей принимайте, Рождество встречайте!

Слайд 50

Масленица - самый веселый, самый разгульный народный праздник, продолжавшийся целую неделю (с понедельника до воскресенья). Пекли блины, оладьи, пироги , ездили на лошадях, катались с гор на санках, играли в снежки, взятие снежной крепости, устраивали борьбу, кулачные бои, сжигали чучело Масленицы, распевали масленичные песни .

Слайд 51

Заклички – это песенки, в которых ребята обращаются к силам природы с какой-нибудь просьбой. Серьезная, хозяйственная основа заклинаний забылась, осталась забава. это песенки, в которых ребята обращаются к силам природы с какой-нибудь просьбой. Серьезная, хозяйственная основа заклинаний забылась, осталась забава. разновидность обрядового фольклора: обращения к явлениям природы, стихиям с приветствиями и призывами, имеющими заклинательно -магический смысл. Призывами весны служили специальные короткие песни — веснянки, приуроченные к равноденствию. Обращаясь к солнцу, радуге, дождю и ветру - дети , как правило, не проговаривают, а напевают свои заклички . - Весна-красна ! Что принесла? - Теплое летечко , Грибы в берестечко , Ягоды в лукошко, Открывай окошко! Солнышко, солнышко, Выгляни в окошечко! Твои детки плачут, По камушкам скачут!

Слайд 52

Приговорка - это обращение к живым существам: жаворонкам , куликам, божьим коровкам и др . Развешивали на деревьях птиц и животных из теста, картона, глины, устраивали свистопляски (плясали под игру свистулек ). Улитка, улитка , высуни рога, дам тебе к чаю кусок пирога. Свет-светлячок , посвети в кулачок! Посвети немножко , дам тебе горошка, Кувшин творога и кусок пирога!

Слайд 53

Пословица — это целое предложение или образное афористическое изречение с моралью и глубоким смыслом , содержащее народную мудрость . Пословица всегда несет в себе поучительный смысл и в большинстве случаев имеет ритмическую организацию. Пословицы: Родина краше солнца, дороже золота . --- Вся семья вместе, так и душа на месте . --- Дружба крепка не лестью, а правдой и честью . --- Не ищи красоты, ищи доброты . --- Не хвались серебром, а хвались добром . Дидактический фольклор. Цель дидактического детского фолькло ра – воспитание и развитие детей, передача им накопленного опыта, вооружение знаниями, необходимыми для взрослой жизни.

Слайд 54

П оговорка — лишь красивая символичная фраза или словосочетание, не способная выступить в роли самостоятельного предложения. Поговорки : «свинью подложить» (напакостить) «медвежья услуга» (помощь, обращающаяся во вред) «остаться с носом» (быть обманутым) В отличие от поговорки – в пословице всегда есть законченный смысл.

Слайд 55

Скороговорки . Ребенок уже умеет говорить. Но еще не все звуки у него получаются. Тут на помощь приходят скороговорки. Скороговорка – народно – поэтическое произведение, построенное на сочетании звуков, затрудняющих быстрое и четкое произнесение слов. Пекарь пек пироги в печи. --- Перепелка перепелят прятала от ребят . --- На траве тропка, травка на тропке . --- Пётр Петров, по прозванию Перов, поймал птицу-перепелицу . --- Собирала Маргарита маргаритки на горе, Растеряла Маргарита маргаритки на траве .

Слайд 56

Загадка – небольшое произведение народно-поэтического творчества , иносказатеньное поэтическое описаниев какого-либо предметы или явления, испытывающее сообразительность отгадывающего, которому нужно отгадать предмет или явление по их признакам. Загадк и подразделяются на: - загадки-сравнения ; - загадки-вопросы ; - загадки-противопоставления ; - загадки-описания. Красная девица в зеркало глядится . ( Заря) --- Что в хлебе родится, а есть не годится ? ( Василек ) --- Мягок , а не пух, Зелен , а не трава . ( Мох ) --- Белым цветёт, зелёным висит, красным падает . (Яблоко) --- Не прядёт и не ткёт, а людей одевает . ( Овца ) --- Кто больше всех кричит, а меньше всех делает ? ( Петух )

Слайд 57

Песенный фольклор. Хороводные и игровые песни. Хоровод - народная игра, движение людей по кругу, с пением и пляской. «Словарь русского языка» С.И Ожегова. Хороводы, хороводно-игровые песни были важнейшим средством обучения подрастающего поколения поэтическому и танцевальному искусству: «А мы просо сеяли», «Бояре, а мы к вам пришли», «В хороводе были мы», «Как сеют мак», «Баба сеяла горох», «Как у бабки у Маланьи», «Сахаринка», «Веночек» и некоторые другие. Во время праздников совершались различные обряды, которые называются «календарными». Многие века хороводы были частью календарных обрядов. Широко распространена шуточная народная песня «Каравай».

Слайд 58

В хороводных играх разрабатываются хореографические, плясовые элементы. По характеру движения их можно разделить на три основные группы: - круговые хороводы сопровождаются драматизированным разыгрыванием сюжета в кругу одним или несколькими детьми. В одних случаях основу драматической инсценировки составляет прозаический речевой диалог, чередующийся с игровым припевом, в других — песенный диалог (как, например, в играх «Заинька», «Каравай», «Чижик»); - в некруговых хороводах происходит деление участников на две группы, которые хо­тят друг против друга или движутся поочередно «стенка на стенку», то приближаясь, то удаляясь друг от друга. Это игры «Просо», «Бояре», «В царя »; - хороводные шествия - это может быть ходьба рядами, «гуськом», «цепью», «змей­кой», прохождение «через воротца», как, например, в играх «Хмель», «Плетень», «Челнок ».

Слайд 59

Игры орнаментальные. В этой группе игр словесный материал песни не имеет никакого отношения к игровым дей­ствиям, но определяет основной рисунок передвижений. В этих играх поющаяся песня может быть сравнительно легко заменена музыкальным инструментальным сопровождением. Орнаментальные игры чётко обрисовывали движение детей.

Слайд 60

Русская песня — это то, что вдохновляет нас на работу с детьми по ознакомлению с русским народным искусством. Простота и доступность музыкальных фольклорных произведений, которые имеют ряд звуков, не превышающих пяти тонов, элементы звукоподражания, многократные повторения, способствуют первым успехам в развитии певческих интонаций детей. Обилие гласных, простой ритмический рисунок, интересное содержание делают русские народные песни незаменимыми в работе над протяжным пением, хорошей дикцией. Таким образом, русская народная песня обладает огромной художественно-воспитательной ценностью: формирует художественный вкус ребенка, обогащает речь типично народными выражениями, эпитетами, поэтическими оборотами (зимушка-зима, травушка-муравушка, весна–красна). Дети проявляют живой интерес к содержанию, быстро запоминают текст, с большим удовольствием поют попевки , прибаутки, песни «Сорока», «Зайка», «Бай, качи , качи », «Ладушки», «Петушок», «Колыбельные» и другие.

Слайд 61

Частушка – короткая, исполняющаяся в быстром темпе, рифмованная припевка. Это популярный жанр русского народного творчества словесно-музыкального творчества . Русские народные частушки часто исполнялись под балалайку или гармонь на одну мелодию, но могли звучать и без поддержки инструмента. Слушатели просто смеялись и хлопали в такт частушке. Заиграй-ка, балалайка, Балалайка - три струны! Подпевайте, не зевайте, Выходите, плясуны. На дворе да по лужку Бегают утята. А я с печки босиком Думала: ребята! Трень брень дребедень! Выступал бы целый день! Мне учиться неохота, А частушки петь не лень!

Слайд 62

Я сидела на печи, Сторожила калачи. А за печкой мышки Сторожили пышки. Ай да серенький коток Пошел к речке под мосток, В воду хвостик опустил, Кошкам рыбы наловил! Частушки:

Слайд 63

Вывод. Общество заинтересовано сохранить и передать будущим поколениям духовные ценности, в том числе музыкальную культуру. Дети должны развиваться через познания культурного наследия, воспитываться так, чтобы быть способными его приумножать. Фольклор - именно та, доступная всем, вариативная, импровизационная форма выражения своего мировоззрения, сочетающая в себе коллективное и индивидуальное начало . Исполнительство и детское творчество в музыкально – фольклорной деятельности превращается в единый творческий процесс с его неотъемлемой частью – фольклорной импровизации, включающей помимо поиска в области игровых и танцевальных движений, в первую очередь, создание вариантов исполнения мелодии и игры на доступных детям народных инструментах. Это практический этап освоения народной культуры. Музыкальный фольклор – явление синкретическое. В нем неразрывно связаны музыка, слово и движение. В соединении этих элементов большая сила педагогического воздействия, позволяющая комплексно подойти к проблеме комплексного освоения различных видов искусств ребенком.

Слайд 65

Целенаправленное и систематическое использование произведений фольклора в детском саду позволяет заложить фундамент психофизического благополучия ребенка, определяющий успешность его общего развития в дошкольный период детства . Список литературы: - Ветлугина Н.А. «Музыкальное развитие ребенка», М. Просвещение, 1988 - Мельников М.Н. «Детский фольклор и проблемы народной педагогики», Новосибирск, Просвещение 1987 - «Народные праздники в детском саду» - Методическое пособие для педагогов и музыкальных руководителей для работы с детьми 5-7 лет. М. Б. Зацепина ., Т. В. Антонова. Москва 2008год. - «Календарные и народные праздники в детском саду» выпуск 1 - Г. А. Лапшина. Волгоград 2005год. - «А у наших у ворот развеселый хоровод» - Народные праздники, игры и развлечения. М. А. Михайлова. Ярославль 2001год.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интеграция жанров русского фольклора и фольклора народов Севера как условие формирования бережного отношения к природе у детей.

Охрана природной среды является одной из актуальных задач современного общества. От ее правильного решения зависит успешное развитие экономики, благосостояние нынешних и будущих поколений людей планет...

Образовательная область "Чтение художественной литературы". Подготовительная группа. Русский фольклор. Фольклор народов мира.

Материал представляет собой сборник текстов художественных  произведений для детей подготовительной группы по разделам: "Русский фольклор", "Фольклор народов мира"....

Фольклор в детском чтении. Малые фольклорные жанры. Детский фольклор. РЕФЕРАТ

Воспитание ребенка словом начинается с фольклора, устной народной словесности. Использование разного жанра фольклора с первых же лет жизни ребенка помогает в его гармоничном интеллектуальном и эмоцион...

Дидактическая роль фольклора в формировании личности дошкольника. Классификация и терминология детского музыкального фольклора.

Познакомить родителей с  с русским народным фольклором, приобщить родителей к русскому народному фольклору, дать представление о терминологии детского музыкального фольклора....

ФОЛЬКЛОР КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА. КЛАССИФИКАЦИЯ И ТЕРМИНОЛОГИЯ ДЕТСКОГО МУЗЫКАЛЬНОГО ФОЛЬКЛОРА.

Фольклор как средство развития речи детей дошкольного возрастаФольклор как средство развития речи детей дошкольного возраста.Классификация и терминология детского музыкального фольклорСобирание и изу...

Проект «Нас учит говорить фольклор» Развитие речи детей раннего возраста средствами малого русского фольклора

Существенную роль в процессе развития речи детей дошкольного возраста выполняет художественное слово – детская литература и фольклор. Именно фольклорные произведения характеризуются богатством, наполн...