Методическая разработка "Сказка. Её роль и значение для ХЛАМа"
методическая разработка
Единственная настоящая роскошь – это роскошь человеческого общения. Так считал Антуан Сент-Экзюпери, об этом рассуждали философы на протяжении веков и эта тема остаётся актуальной и в наши дни.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
skazka.docx | 17.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Сказка. Её роль и значение для ХЛАМа
Единственная настоящая роскошь – это роскошь человеческого общения. Так считал Антуан Сент-Экзюпери, об этом рассуждали философы на протяжении веков и эта тема остаётся актуальной и в наши дни.
Ребёнок, едва появившись на свет, уже вступает в контакт с окружающими людьми, и эти отношения со временем всё более усложняются и преобразуются. В период дошкольного детства он получает основные уроки взаимодействия с другими людьми, в результате чего формируются его представления о себе и собственных возможностях.
Огромную роль в этом призван сыграть родной русский язык, богатство и многообразие которого отражено в сказках.
Важными источниками развития коммуникативных навыков и речевого творчества являются художественная литература и фольклорные произведения, сказки. Корней Иванович Чуковский в книге «От двух до пяти» отмечал: «Детская речь на всех этапах своего развития питается неисчерпаемой жизненной силой народного русского языка». Поэтому в качестве средства для развития речи дошкольников мною были использованы русские сказки.
С детской сказки начинается знакомство ребёнка с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и со всем окружающим миром в целом. Сказка оказывает огромное влияние на развитие и обогащение речи детей, и чем чаще они их слышат, тем в большей степени впитывают гармонию слова, учатся употреблять в процессе взаимоотношений со взрослыми и сверстниками слова и выражения. Дети, повторяя образные слова и выражения из сказки, начинают задумываться над их прямым и переносным значением. Язык сказки ритмичен, слова зарифмованы, героям даны определения – это позволяет ребёнку обогатить словарь и лучше запомнить и понять содержание сказки.
Так возникла идея формирования речевой компетентности у дошкольников средствами сказки, которая представляет особую ценность тем, что сконцентрировала в себе всю совокупность выразительных средств русского языка. Ребёнок не просто любит сказки, для него сказки - это мир, в котором он живёт.
На современном этапе развития системы дошкольного образования осознана необходимость целенаправленного развития эффективных социально-коммуникативных и речевых навыков, обеспечения условий для продуктивного взаимодействия с окружающими, как важного фактора успешной социализации дошкольников.
Сказка способствует коммуникативному развитию детей. А речь и коммуникация понятия неразделимые. Сказка учит общаться, вселяет оптимизм в жизнь ребёнка, веру в торжество добра. За фантастикой и вымыслом скрываются реальные человеческие взаимоотношения.
Детская сказка предлагает ребёнку образы, которые ему очень интересны, а жизненно важная информация усваивается сама по себе, незаметно, так как сказки для детей просты по содержанию и носят цикличный характер, т. е. один и тот же эпизод повторяется многократно с небольшими изменениями.
Слушая сказку, дети вновь и вновь переживают события, которые в ней происходят. Для того чтобы сказка помогла сформировать образы героев, для детей дошкольного возраста, она должна быть зримой, наглядной. Именно зрительный образ служит основной опорой для прослеживания событий, которые происходят в сказке. Такими опорами могут быть хорошие иллюстрации в книжках, или действия, разыгранные воспитателем при помощи элементов настольного театра. Дети, усваивают знания при многократном повторении. В то же время они не любят однообразной деятельности, от которой быстро устают. Поэтому в работе используются различные приемы, которые, с одной стороны, помогли бы детям сформировать определенный образ героев сказки, и с другой стороны, не утомили бы их.
Перед педагогом стоит сложная задача - качественно изменить отношение к художественной литературе для формирования у детей дошкольного возраста интереса к устному творчеству. А также используются новые подходы при ознакомлении с художественной литературой в работе с детьми дошкольного возраста.
Основной целью является - использование сказки и применение её на практике для формирования у детей дошкольного возраста коммуникативно-речевой компетентности.
Ставятся такие задачи:
1. Проведение анализа методической и психолого-педагогической литературы по проблеме.
2.Формирование у детей правильной речи: работа над звукопроизношением, развитие звуковой культуры речи детей, обогащение словаря, развитие грамматического строя, связной, выразительной речи.
3. Закрепление и развитие у детей навыков речевого общения, речевой коммуникации.
4. Целенаправленное воздействие на активизацию ряда психических процессов (восприятия, памяти, воображения, мыслительных операций), тесно связанных с формированием устного речевого общения.
Вся работа с детьми строится на основе следующих положений:
- Опора на возрастные возможности детей.
- Поэтапность педагогической работы.
В работе выделяются два этапа формирования коммуникативных умений:
На первом подготовительном этапе изучается и анализируется состояние данной проблемы в практике формирования коммуникативных навыков дошкольников в условиях ДОУ; определяется уровень формирования коммуникативных навыков; выявляется имеющийся опыт общения у детей, дети мотивируются на овладение коммуникативными умениями с целью развития интереса и потребности в общении; составляются методические рекомендации для воспитателей по формированию коммуникативных навыков.
На втором основном этапе проводится специально организованная деятельность по формированию коммуникативных навыков: включение детей в выполнение совместных игровых заданий по овладению коммуникативными умениями; проведение творческих занятий и работ художественно-образного характера; совместное создание детьми сказок, задач сказочного содержания.
Перед педагогом стоит сложная задача – каждую русскую народную сказку донести до детей как произведение искусства, раскрыть её замысел, заразить слушателей эмоциональным отношением к сказочным персонажам, их чувствам, поступкам или к лирическим переживаниям автора. А для этого необходимо самому воспитателю, прежде чем знакомить детей со сказкой, понять и прочувствовать её, суметь проанализировать со стороны содержания и художественной формы. И, конечно, педагог должен владеть техникой чтения и рассказывания.
Успешный подход к работе со сказкой - не традиционный подход, т.к. развитие всех психических процессов у ребёнка происходит взаимосвязано. Дети должны мыслить и по-своему воспринимать содержание, и творчески преобразовывать ход повествования сказки, придумывать различные концовки, вводить непредвиденные ситуации, смешивать несколько сюжетов в один и т.д., и именно при такой работе будет оказываться непосредственное влияние на речевое развитие ребенка и помогают ему лучше адаптироваться в социуме.
Итак, подводя итог, можно отметить – сказка является универсальным развивающим и образовательным средством, выводя ребёнка за пределы непосредственно воспринимаемого, погружая его в возможные миры с широким спектром моделей человеческого поведения и ориентируя в них богатую языковую среду.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Эмоции.Роль и значение. Пути коррекции
1.Эмоции.Роль семьи в нарушении эмоциональной сферы ребенка.2. Эмоции как регулятор поведения.3.Программа по развитию эмоциональной сферы....
Родительское собрание: «Пальчиковые игры, их роль и значение в развитии речи детей» Младшая группа
Цельдать родителям знания о значении пальчиковых игр в развитии ребенка;заинтересовать проблемой;приобщить к пальчиковым играм ребенка в условиях семьи;выслушать суждения родителей по проб...
Консультация "Роль и значение подвижной игры в жизни дошкольников"
План консультации1. Значение подвижных игр в жизни дошкольника.2. Классификация подвижных игр.3. Реализация дифференцированного подхода при проведении подвижной игры.4. Двигательные предпочтения мальч...
Родительское собрание на тему "Роль и значение игрушки в жизни ребёнка"
Родители иногда не задумываются о важности и значении игрушки в жизни ребёнка. А ведь она может оказать большое влияние на становление ребёнка, как личности. Попробуем разобраться в данном вопро...
Роль и значение работы службы специалистов сопровождения в благополучной адаптации ребенка в дошкольном образовательном учреждении.
Четкая, профессионально слаженная и продуманная работа педагогов, психологов и медиков, благополучный микроклимат в дошкольном учреждении, взаимодействие с родителями - залог оптимального течения адап...
Конспект родительского собрания "Пальчиковые игры, их роль и значение в развитии речи детей"
Предлагается конспект родительского собрания в нетрадиционной форме с использованием пальчиковых игр и пальчикового театра....
"Сказка. Её роль и значение для ХЛАМа"
quot;Сказка. Её роль и значение для ХЛАМа". Одним из действенных средств развития речи является сказка, совершенно необходимый этап в развитии речи ребенка....