Формирование основ безопасности жизнедеятельности у дошкольников
консультация (средняя группа)

Мацукова Наталья Николаевна

В современном мире вопрос безопасности детей  выступает на первый план среди множества социальных вопросов, волнующих нас сегодня.

Дошкольный возраст - важнейший период, когда формируется человеческая личность,  и закладываются прочные основы опыта жизнедеятельности, здорового образа жизни.

Детский сад - это целостный организм, где все, начиная от руководителя и заканчивая техническими работниками, должны осознавать и нести полную ответственность за сохранение жизни и здоровья, за безопасность доверенных им детей. Дети дошкольного возраста наиболее часто подвергаются несчастным случаям в силу своего психофизиологического развития. Это связано с особенностями их высшей, нервной деятельности; незрелостью, непостоянством, быстрым истощением нервной системы, преобладанием процессов возбуждения над процессом торможения. Поэтому на взрослого человека природой возложена миссия защиты ребенка. Детям нужно разумно помогать избегать повреждений, ведь не возможно все время водить их за руку, удерживать его возле себя. Необходимо воспитывать у детей привычку правильно пользоваться предметами быта, учить бережно,  обращаться с животными, кататься на велосипеде, объяснять, как надо вести себя во дворе, на улице, дома. Нужно прививать детям навыки поведения в ситуациях, где можно  получить травмы, формировать у них представление о наиболее типичных, часто встречающихся ситуациях.

В настоящее время, по мнению большинства, за безопасность детей «отвечает» дошкольные организации, где в программу включено обучение некоторым правилам личной безопасности. Но,  наибольшую значительность для ребёнка представляет родительская позиция и взгляды мамы и папы на правила безопасности. Можно  предположить, что родителям иногда мешают поговорить с ребёнком о безопасности собственные страхи, то есть действует принцип «не накликать бы беду», «с моим ребёнком ничего плохого не случится». К сожалению, этот подход не защищает от опасности. Выход есть: посмотреть в глаза собственным родительским страхам за жизнь и здоровье ребёнка и открыто и в доступной форме провести столь важную детско-родительскую беседу о личной безопасности (а возможно и не одну).

Современная жизнь доказала необходимость обеспечения безопасности жизнедеятельности, потребовала обучения сотрудников ДОУ, родителей и детей безопасному образу жизни в сложных условиях социального, техногенного, природного и экологического неблагополучия.

Задача педагогов и родителей состоит в том, чтобы подготовить детей к встрече с различными сложными, а порой опасными жизненными обстоятельствами, научить адекватно, осознанно действовать в той или иной обстановке, помочь овладеть элементарными навыками поведения в разных ситуациях.

Практически каждый день мы сталкиваемся с тем, что люди нарушают правила безопасности – кто-то из-за незнания, а кто-то из-за собственной беспечности. Поэтому, формирование основ безопасного поведения у детей – повседневная, трудная и необходимая работа.

Период дошкольного детства у детей характеризуется нарастанием двигательной активности и увеличения физических возможностей ребенка, которые, сочетаясь с повышенной любознательностью, стремлением к самостоятельности, нередко приводят к возникновению травмоопасных ситуаций.

Игра – основная деятельность детей, в которой воспитывается характер, расширяются представления об окружающем, формируются и совершенствуются двигательные навыки, точность движений, внимательность, сосредоточенность, те качества, которые так необходимы для предупреждения опасностей. Дети играют, не подозревая, что осваивают какие-то знания, овладевают навыками действий с определенными предметами, учатся культуре общения друг с другом.

Более эффективным и современным методом обучения навыкам безопасного поведения является метод моделирования, который содержит в своей структуре триаду компонентов, обуславливающих ценные педагогические свойства: игра, имитация и анализ конкретной ситуации.

Профилактические меры осуществляются с приходом детей в дошкольное учреждение и реализуются на протяжении всего пребывания дошкольников  в детском саду. Практика доказала необходимость формирования ОБЖ именно с младшего дошкольного возраста, так как в дальнейшем полученный детский опыт определяет взрослую жизнь каждой личности.

Любознательность и интерес ребенка к окружающей среде может быть для него небезопасный. Поэтому необходимо сформировать у ребенка сознательное и ответственное отношение к личной безопасности и безопасности окружающих, следует воспитать готовность к эффективным и обоснованным действиям в возможных неадекватных ситуациях. Для этого существует целая система последовательной и целенаправленной деятельности - «от простого к сложному», которая берет свое начало с постановки целей и задач каждого запланированного мероприятия, с учетом возрастных особенностей детей.

Формирования основ безопасности жизнедеятельности является актуальным. Это, прежде всего, связано с потребностью общества в социально адаптированной личности. Неопределенность современной окружающей среды требует не только высокую активность человека, но и его умения, способности адекватного поведения. Дошкольный возраст - период впитывания, накопления знаний. Важно не только оберегать ребенка от опасности, но и готовить его встрече с возможными трудностями, формировать представление о наиболее опасных ситуациях, о необходимости соблюдения мер предосторожности, прививать ему навыки безопасного поведения в быту совместно с родителями, которые выступают для ребенка примером для подражания.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование основ безопасности жизнедеятельности у дошкольников.

В современном мире вопрос безопасности детей  выступает на первый план среди множества социальных вопросов, волнующих нас сегодня.

Дошкольный возраст - важнейший период, когда формируется человеческая личность,  и закладываются прочные основы опыта жизнедеятельности, здорового образа жизни.

Детский сад - это целостный организм, где все, начиная от руководителя и заканчивая техническими работниками, должны осознавать и нести полную ответственность за сохранение жизни и здоровья, за безопасность доверенных им детей. Дети дошкольного возраста наиболее часто подвергаются несчастным случаям в силу своего психофизиологического развития. Это связано с особенностями их высшей, нервной деятельности; незрелостью, непостоянством, быстрым истощением нервной системы, преобладанием процессов возбуждения над процессом торможения. Поэтому на взрослого человека природой возложена миссия защиты ребенка. Детям нужно разумно помогать избегать повреждений, ведь не возможно все время водить их за руку, удерживать его возле себя. Необходимо воспитывать у детей привычку правильно пользоваться предметами быта, учить бережно,  обращаться с животными, кататься на велосипеде, объяснять, как надо вести себя во дворе, на улице, дома. Нужно прививать детям навыки поведения в ситуациях, где можно  получить травмы, формировать у них представление о наиболее типичных, часто встречающихся ситуациях.

В настоящее время, по мнению большинства, за безопасность детей «отвечает» дошкольные организации, где в программу включено обучение некоторым правилам личной безопасности. Но,  наибольшую значительность для ребёнка представляет родительская позиция и взгляды мамы и папы на правила безопасности. Можно  предположить, что родителям иногда мешают поговорить с ребёнком о безопасности собственные страхи, то есть действует принцип «не накликать бы беду», «с моим ребёнком ничего плохого не случится». К сожалению, этот подход не защищает от опасности. Выход есть: посмотреть в глаза собственным родительским страхам за жизнь и здоровье ребёнка и открыто и в доступной форме провести столь важную детско-родительскую беседу о личной безопасности (а возможно и не одну).

Современная жизнь доказала необходимость обеспечения безопасности жизнедеятельности, потребовала обучения сотрудников ДОУ, родителей и детей безопасному образу жизни в сложных условиях социального, техногенного, природного и экологического неблагополучия.

Задача педагогов и родителей состоит в том, чтобы подготовить детей к встрече с различными сложными, а порой опасными жизненными обстоятельствами, научить адекватно, осознанно действовать в той или иной обстановке, помочь овладеть элементарными навыками поведения в разных ситуациях.

Практически каждый день мы сталкиваемся с тем, что люди нарушают правила безопасности – кто-то из-за незнания, а кто-то из-за собственной беспечности. Поэтому, формирование основ безопасного поведения у детей – повседневная, трудная и необходимая работа.

Период дошкольного детства у детей характеризуется нарастанием двигательной активности и увеличения физических возможностей ребенка, которые, сочетаясь с повышенной любознательностью, стремлением к самостоятельности, нередко приводят к возникновению травмоопасных ситуаций.

Игра – основная деятельность детей, в которой воспитывается характер, расширяются представления об окружающем, формируются и совершенствуются двигательные навыки, точность движений, внимательность, сосредоточенность, те качества, которые так необходимы для предупреждения опасностей. Дети играют, не подозревая, что осваивают какие-то знания, овладевают навыками действий с определенными предметами, учатся культуре общения друг с другом.

Более эффективным и современным методом обучения навыкам безопасного поведения является метод моделирования, который содержит в своей структуре триаду компонентов, обуславливающих ценные педагогические свойства: игра, имитация и анализ конкретной ситуации.

Профилактические меры осуществляются с приходом детей в дошкольное учреждение и реализуются на протяжении всего пребывания дошкольников  в детском саду. Практика доказала необходимость формирования ОБЖ именно с младшего дошкольного возраста, так как в дальнейшем полученный детский опыт определяет взрослую жизнь каждой личности.

Любознательность и интерес ребенка к окружающей среде может быть для него небезопасный. Поэтому необходимо сформировать у ребенка сознательное и ответственное отношение к личной безопасности и безопасности окружающих, следует воспитать готовность к эффективным и обоснованным действиям в возможных неадекватных ситуациях. Для этого существует целая система последовательной и целенаправленной деятельности - «от простого к сложному», которая берет свое начало с постановки целей и задач каждого запланированного мероприятия, с учетом возрастных особенностей детей.

Формирования основ безопасности жизнедеятельности является актуальным. Это, прежде всего, связано с потребностью общества в социально адаптированной личности. Неопределенность современной окружающей среды требует не только высокую активность человека, но и его умения, способности адекватного поведения. Дошкольный возраст - период впитывания, накопления знаний. Важно не только оберегать ребенка от опасности, но и готовить его встрече с возможными трудностями, формировать представление о наиболее опасных ситуациях, о необходимости соблюдения мер предосторожности, прививать ему навыки безопасного поведения в быту совместно с родителями, которые выступают для ребенка примером для подражания.

Список литературы:

1.Гризик Т.И., Глушкова Г. В. Формирование основ безопасного поведения у детей 3-8 лет. М.: Просвещение, 2015. 96 с.

    2. Васюкова Н.Е., Родина Н. М. Комплексно-тематическое планирование образовательного процесса. 2012. С. 104.Основы безопасного поведения дошкольников: занятия, планирование, рекомендации / Чермашенцева О.В. Волгоград: Учитель, 2010. С. 64.

3. Худик В.А., Тельнюк И.В. Организация условий безопасности жизнедеятельности дошкольников // Детский сад. - 2012. - № 4. - С. 60- 62

:

1. Авдеева Н.Н., Князева О.Л., Стеркина Р.Б. Безопасность: Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста. - М., 1998.

2. Колодяжная Т.П. Управление современным дошкольным образовательным учреждением.- М., 2008.

3. Муравых А.И. Синергетический подход к управлению экологической безопасностью // Право и безопасность [Электронный ресурс]. Режим доступа http://dpr.ru/pravo/pravo_9_26.htm

4..


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

консультация для воспитателей "Формирование основ безопасной жизнедеятельности у дошкольников"

в консультации представлены игры и игровые упражнения для дошкольников....

Рабочая программа дополнительного образования для детей 5-7 лет "Формирование основ безопасности жизнедеятельности старшего дошкольника"

Основное содержание программы направлено на формирование у дошкольников 5-7 лет представлений о правилах безопасного поведения и воспитание культуры личной безопасности. В ней раскрываются организацио...

Приложение 3 к рабочей программе "Формирование основ безопасности жизнедеятельности старшего дошкольника"

Педагогический мониторинг уровня освоения программы "Формирование основ безопасности жизнедеятельности старшего дошкольника"...

Создание безопасных условий и формирование основ безопасной жизнедеятельности у дошкольников

Одно из важных условий  при организации образовательного процесса для меня является безопасность воспитанников. Также важной задачей образовательно-воспитательной работы считаю -  формирован...