Консультация для педагогов «Роль педагога в нравственно – правовом воспитании дошкольника»
учебно-методический материал

Коротун Ирина Александровна

Консультация для педагогов «Роль педагога в нравственно – правовом воспитании дошкольника»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konultatsiya_pravovoe_vospitanie.docx232.01 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов

«Роль педагога в нравственно – правовом воспитании дошкольника»

Право – это совокупность устанавливаемых и охраняемых государственной властью норм и правил, регулирующих отношения людей в обществе. Благодаря праву человек получает возможность не только что-либо делать, поступать каким-либо образом, но и требовать соблюдения своих прав.

Правовая воспитанность — комплексное качество личности, которое характеризуется наличием и степенью сформированности у дошкольника глубоких и устойчивых правовых знаний, и убеждений в правильном правовом поведении, которое отвечает требованиям общества.

Одним из важнейших условий развития общества является воспитание граждан правового, демократического государства, способных к социализации, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью, проявляющих национальную терпимость, уважительное отношение к языкам, традициям и культуре других народов.  Только сейчас, когда демократия набирает силу, когда права человека перестают быть фикцией, можно реально ставить как приоритетную задачу - формирование гражданственности: предоставление каждому ребенку не только условий для творческой самореализации, но и условий для свободного самоопределения: как гражданина новой общественной системы, при которой человек становится не только субъектом практического действия, выработки средств достижения целей, но и субъектом общественного целеполагания. Личность, уважающая себя, обладает гораздо больше потенциальной активностью, чем, лишенная достоинства. И дошкольному учреждению принадлежит особая роль в воспитании будущего гражданина своей страны.

Воспитание правовой культуры - обязательная составляющая политики государства, ратифицировавшего Конвенцию о правах ребенка.

Правовому воспитанию дошкольников стали уделять большое внимание, так как дошкольное детство - наиболее благоприятный период для становления личности ребенка.

Для формирования у детей элементарных представлений о своих правах и свободах, развития уважения и терпимости к другим людям и их правам, важно не только давать знания, но и создавать условия их практического применения. То есть эту работу нельзя сводить к простому заучиванию статей документа и отдельных прав человека.

Дошкольники только начинают осваивать азы нравственно-правовой культуры. Ознакомление с правами носит пропедевтический характер и готовит ребенка к усвоению демократических ценностей и прав человека в дальнейшем.

Детям-дошкольникам доступны лишь самые общие представления о своих правах и свободах, закрепленных в международных и государственных документах, а также способы их реализации в различных жизненных ситуациях.

Это ставит перед педагогами дошкольных учреждений такие задачи:

• помочь ребенку понять и осмыслить свои элементарные права;

• формировать чувство самоуважения, уважения к собственным правам и правам других людей;

• развивать стремление ребенка реализовывать свои права, не нарушая прав окружающих его людей.

Решению этих задач способствует правовое воспитание и обучение правам человека.

Прежде чем познакомить ребенка с правами, его надо подвести к осознанию себя как личности, полноценного члена общества, пониманию своей индивидуальности и человеческого достоинства.

Правовое образование дошкольников предполагает ознакомление юных граждан с конкретными и понятными им правами.

Детям доступны такие четыре группы прав:

1. Права на достойное существование, выживание, включающее право на жизнь и здоровье, жилище, пищу, имя, семью, заботу родителей, гражданство.

2. Права на развитие, образование, отдых и досуг.

3. Права на защиту от унижения, насилия и эксплуатации, а также особые права детей-инвалидов и сирот.

4. Права на свободу слова, мысли и деятельности.

Знакомство детей с их правами целесообразно осуществлять в двух направлениях: «Я мои права», «Я и права других людей». Это способствует пониманию таких простых и одновременно сложных истин, как: «Мои права – это мои возможности, мои свободы», «Мои права заканчиваются там, где начинаются права другого человека».

Формы работы с детьми:

1.   Специально организованные ООД "О правах"

2.   Занятия включают нравственные задачи, так как любая учебная ситуация должна нести в себе момент воспитания. Основной принцип в работе - дать детям возможность познавать окружающий мир на их собственном опыте в конкретных делах, поступках.

3.   Занятия проводятся 1 раз в месяц. Предварительная работа и работа по закреплению материала ведется в повседневной самостоятельной или совместной деятельности, что позволяет избежать лишней заорганизованности детей.

4.   Ролевые, театрализованные и дидактические игры.

5.   Игры и упражнения на развитие эмоциональной сферы, эмпатии, коммуникативных умений и навыков.

Методы работы с детьми:

1.   Использование сюжетов хорошо известных сказок (иллюстрации, видео, аудиокассеты, диафильмы), беседа о прочитанном и просмотренном.

2.   Решение проблемных задач, поиск решений от своего имени или имени героя: если бы я был гадким утенком:, если бы я поймал золотую рыбку:, если бы я вдруг превратился в:

3.   Дидактические игры: "Я имею право:" (Приложение №1), "Чьи права нарушены?", "Назови права героев", "Выбери право".

4.   Наблюдение. Например, предлагаем детям понаблюдать, как относятся близкие люди друг к другу, прощают ли они обиды, как их друзья относятся к обидчикам, что радует и что огорчает друзей и близких. Этот прием способствует развитию эмпатии и эмоциональной отзывчивости у детей, а значит, и реализации права на дружбу, внимание, заботу.

5.   Прием визуализации. Позволяет научить детей тонко ощущать изменение окружающего мира. Так, закрыв глаза, дети представляют, что они уменьшились в размерах до муравья и ползут по камню. Ощущая себя маленьким беззащитным муравьишкой, ребенок пытается поделиться своими впечатлениями. Дошкольники тонко воспринимают, что все живое нуждается в защите, а значит и люди, окружающие тебя, тоже требуют сочувствия, тепла, помощи.

6.   Метод драматизации упражняет детей в умении "вчувствоваться" в другого, войти в его положение. Каждому ребенку присуще "театральный инстинкт" - стремление посредством игры побывать в роли другого, расширив тем самым границы своего бытия. Это помогает острее реагировать на поведение окружающих людей и животных.

7.   Проблемно-поисковые методы: отгадывание загадок, разгадывание ребусов, решение кроссвордов.

8.   Продуктивная деятельность: создание альбомов, символов, изготовление плакатов, эмблем.

В результате целенаправленного правового воспитания должны быть сформированы у детей такое усвоение прав и гражданское поведение, которое:  

- активизирует социальную позицию детей, обогащает их шкалу ценностей, нравственность;

- формирует высокие нравственные личностные качества: активность, инициативность, самостоятельность; способность свободно осуществлять выбор, принимать решения;  

- позволяет ребенку правильно вести себя в природе и обществе,   (ребенок учится разрешать конфликтные ситуации нормативными способами, учитывая позиции, желания, потребности других людей, а также приобретает навыки произвольного контролирования своего поведения и управления им;

- обеспечивает ответственное отношение к себе и окружающим, к природе;  

- пробуждает и совершенствует интерес к себе, своему внутреннему миру, системе потребностей, интересов, что служит одной из психологических основ самосовершенствования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План реализации проектной деятельности по нравственно-правовому воспитанию дошкольников “Я и мои права”

Схема реализации проекта по теме: "Я и мои права" с детьми старшего дошкольного возраста....

Повышение профессиональной компетентности педагогов в области правового воспитания дошкольников

опыт работы РТП воспитателей ДОУ по вопросам правового воспитания дошкольников...

Повышение профессиональной компетентности педагогов в области правового воспитания дошкольников

опыт работы РТП педагогов ДОУ по правовому воспитанию дошкольников...

Перспективное планирование по нравственно-правовому воспитанию дошкольников

Как считают исследователи, нужно формировать у ребенка представления о самом себе, о правах и обязанностях, формировать оценочное отношение к социальным явлениям, фактам, событиям и учить применять по...

Консультация на тему: «Роль музыки в нравственно-патриотическом воспитании дошкольника» для педагогов

Воспитание молодежи начинается в дошкольном возрасте. Ведь дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Сохранить человеческое в наши...

Нравственно-правовое воспитание дошкольников.

Воспитание сильной и живой правовой психологии процесс очень длительный и сложный, но уже с дошкольного возраста мы должны заботиться о внушении детям не только нравственности, но и права. При э...