Нравственно-правовое воспитание дошкольников.
учебно-методический материал по окружающему миру
Воспитание сильной и живой правовой психологии процесс очень длительный и сложный, но уже с дошкольного возраста мы должны заботиться о внушении детям не только нравственности, но и права. При этом важно осознание двух сторон права: осознание собственных прав и прав других, их святости и уважения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nravstvenno-pravovoe_vospitanie.doc | 54.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Воспитание сильной и живой правовой психологии процесс очень длительный и сложный, но уже с дошкольного возраста мы должны заботиться о внушении детям не только нравственности, но и права. При этом важно осознание двух сторон права: осознание собственных прав и прав других, их святости и уважения.
Естественно, что решение такой сложной проблемы должно носить комплексный характер, но, тем не менее, нельзя не согласиться, что важную роль в нравственно-правовом воспитании, становлении гражданской позиции играет семья и дошкольное воспитание. Это именно тот период, когда ребенок как губка впитывает фундаментальные ценности, определяющие его мировоззрение, его дальнейшую жизненную траекторию. Правовое обучение необходимо начинать в дошкольном возрасте, так как уже с первых шагов юного гражданина должны формироваться нравственно-правовые качества личности, эмоции и поведение.
Говоря о правовом воспитании в дошкольном возрасте, нельзя упускать нравственную сторону вопроса. Фундаментом правовой культуры являются нравственные взгляды человека, которые являются элементами нравственной культуры. Это объясняется тем, что любые знания становятся неотъемлемой принадлежностью нашего внутреннего мира, когда обогащается чувствами и переживаниями. От того, на сколько человек нравственен, морально устойчив, во многом зависит его качества правовых знаний и умений ими пользоваться, характер отношений к закону и готовность исполнять правовые нормы, активно содействовать укреплению законности и правопорядка. Поэтому мы говорим о нравственно – правовом воспитании.
Если в дошкольном возрасте ребенок овладеет основами правовых знаний, то в дальнейшем необходимо будет только увеличивать объем этих знаний. Осознание своих прав и обязанностей в дошкольном возрасте поможет избежать многих противоправных ситуаций в школьном и подростковом возрасте.
Таким образом, фундамент нравственно-правовой культуры, заложенный в дошкольном возрасте, оказывает большое влияние на становление нравственно-правового сознания человека. Столкнувшись в жизни с жестокими реалиями современного общества, такой гражданин сумеет четко и ясно представить свои права и обязанности и сможет защитить их это во многом определяет успешность человека в жизни.
Права ребенка – неотъемлемая часть прав человека. Знакомя ребенка только с его правами, как ребенка, мы будем воспитывать потребительское отношение к жизни «Все должны мне». Права детей должны знать взрослые, чтобы их не нарушать. Оценивая свои права как права человека, ребенок постепенно приобретает свойства правовой культуры, у него происходит становление адекватной самооценки, формируется способность отстаивать свое достоинство, соизмерять свои желания с интересами других детей и всего общества. Поэтому за основу программы целесообразно положить «Всеобщую декларацию прав человека»
Суть нравственно-правового воспитания состоит:
- во-первых, в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена правовой культуры;
- во-вторых, в том, чтобы ребенок поверил в то, что он такой же равноправный гражданин своей страны, как и все люди, чтобы поверил в свои возможности, и был успешным во всех делах;
- в - третьих, в том, чтобы воспитать, высоконравственную, социально- активную личность.
Нравственно-правовое воспитание должно естественным образом «входить» в целостный образовательный процесс ДОУ.
Предлагаем схему педагогического взаимодействия направленную на воспитание правовой культуры ребенка:
Специально организованное обучение:
- Специальные занятия по правовому воспитанию дошкольников.
- Изобразительная деятельность правовой тематики.
- Интегрированные занятия по развитию речи и правовому воспитанию (работа с текстами сказок, рассказов, стихотворений, составление продолжений рассказов, рассказов из опыта, творческих)
- Работа с пословицами и поговорками.
-На чужой кусок не разевай роток.
-Не то забота, что много работы, а то забота, как ее нет.
-Делу время – потехе час.
-Болен - лечись, а здоров – берегись.
-Мой дом – моя крепость.
- Где дом, тут и хозяин и т. д.
Совместная деятельность воспитателя с детьми.
- Диагностика воспитания правовой культуры детей
( первичная, контрольная)
- Наблюдение за поведением детей в различных ситуациях, анализ его с точки зрения правового поведения (Саша отнял у Иры ее игрушку. Он нарушил ее право на собственность).
- Игры:
-дидактические («Логическая цепочка» - чередование труда и отдыха, « Кому, что нужно для работы», «Чья игрушка» и др.);
-дидактические упражнения на развитие эмоциональной сферы
(«Назови ласково», «Пожалей игрушку», «Что хотел бы сказать зайке» и др.);
-игры драматизации («Медвежья семья», «Таня заболела», «Вызов врача» и др.):
-подвижные игры («К своей игрушке беги», «Найди свой домик», «Дружные ребята» и др.);
-сюжетно-ролевые («Семья», «Школа», «Больница»).
- Рассказ воспитателя («Кто может служить в Армии», «Какие бывают дома», «Что такое собственность» и др.)
- Чтение художественной литературы (сказки: «Колосок», «Кукушка», «Бычок – смоляной бочок».и др); рассказы:Е. Пермяк «Смородинка», Л Кассиль «Твои защитники»и др.); стихотворения: Е. Благинина «Посидим в тишине», А. Барто «Игрушки», И. Пивоварова «Тайна» и др.)
- Беседы и разговоры с детьми на правовые темы, по их интересам.
- Рассматривание дидактических картинок, иллюстраций ( иллюстрации «Дети Африки», «Дети Китая», «дети России», иллюстрации к «Сказке о Попе и его работнике Балде», к сказке «Чипполино» и др.).
- Проблемно-поисковая деятельность по разрешению ситуаций (Чернокожий мальчик пришел в группу…, Отняли игрушку…, Таня заболела…)
- Трудовая деятельность.
- Работа с моделями.
- Изобразительная деятельность.
- Правовые досуги.
Самостоятельная деятельность детей
- Самостоятельная активность детей:
-работа с литературой, энциклопедиями;
-работа с моделями,
-самостоятельные игры детей,
-общение детей друг с другом.
-самостоятельная изобразительная деятельность.
НОД во всех группах строятся на хорошо знакомом материале (чтение художественных произведений, игры, игровые и проблемные ситуации , инсценировки, беседы, рассказы), эмоционально насыщены: игровые и сюрпризные моменты, проблемно-поисковые ситуации (пожалеть, приласкать, осудить, порадоваться, объяснить, доказать и т.д.)
В младших группах мы формируем только предпосылки к усвоению основ правовых знаний
В средних группах занятия усложняются , мы вводим понятия»имеет право», «не имеет права», но только в пассивный словарный запас детей.
В старших и подготовительных группах работа по нравственно-правовому воспитанию детей еще более усложняются: вводятся понятия право на образование, на медицинскую помощь, жизнь и личную неприкосновенность, труд и отдых, собственность и жилище, тайны и свободы, равенство всех людей.
В старших группах мы знакомим с документами: Конституцией РФ, Всеобщей декларацией прав человека, Конвенцией о правах ребенка в игровой увлекательной форме, представляя эти документы, как «Умная книга», «Волшебная книга», «Главная книга».
Все пройденное на занятиях закрепляем в совместной деятельности педагогов с детьми: чтение художественной литературы беседы, рассматривание иллюстраций, в играх, игровых упражнениях и т..п.
При организации игровой деятельности (особенно сюжетно-ролевых игр)особое внимание уделяем задаче нравственно-правового воспитания
При организации любых игр во всех возрастных группах ( и при свободном общении детей) обращать внимание на то, что:
- Все равны в выборе роли, выбирать роль можно с помощью жребия.
- Все равны в ролевом поведении (продавец и покупатель, врач и больной и т.п.)
- Личные игрушки, предметы нельзя брать без разрешения.
- Если у кого-то есть секрет, то его нельзя пытаться узнать. Все имеют право на личную тайну. Если тебе доверили секрет, то его надо хранить (и в ролевом поведении и вне роли)
- Никого нельзя обижать, бить. Все имеют право на личную неприкосновенность (и в ролевом поведении и вне роли).
Особое внимание обращать на сюжетно-ролевые игры «Семья», «Больница», «Школа», отмечая следующие моменты в играх:
- «Семья» - помочь детям понять, что в семье все заботятся друг о друге, родители обязаны заботиться о детях, дети должны помогать родителям.
- «Больница» – все люди имеют право на медицинскую помощь, если человек заболеет, то он может обратиться к врачу, который всегда поможет; врач всегда доброжелателен к больным, пациенты – вежливы с врачом.
- «Школа» – все имеют право учиться в школе, все должны учиться в школе; все обязаны ответственно относиться к учению, уважать учителя, бережно относиться к школьным принадлежностям.
Для того, чтобы прививать дух права, воспитывать правосознание, должно быть не только изучение основ права, но и уважение прав ребенка в детском саду. В нашем детском саду создан такой уклад, которые дает ребенку прожить свою жизнь в образовательном учреждении в правовой безопасности и уважения его детского достоинства. Для этого у нас созданы все условия
В процессе решения задач нравственно-правового воспитания самому воспитателю и педагогу быть живым примером устремления ко всему тому, что хотели бы воспитать и развить в детях, помня, что больше всего на ребенка влияет живой пример взрослого. Не только его поступки, но и его внутреннее состояние, то, что он сам чувствует, как мыслит.
Конечно, возникает вопрос о результативности нашей работы.
Мы разработали критерии оценки эффективности реализации программы «Дошкольник и право».
Правовая культура складывается из:
- правовых знаний;
- отношения к праву;
- поведения в ситуациях, имеющих нравственно-правовое содержание.
Критерии оценки эффективности программы «Дошкольник и право»
- Представления о нравственно-правовых нормах поведения.
Используется метод индивидуальной беседы.
- Отношения ребенка к выполнению нравственно-правовых норм поведения.
Используется метод проблемно-поисковой деятельности через разрешение сказочных ситуаций
- Выявить характер отношений ребенка к соблюдению собственных нравственно-правовых норм поведения в повседневной жизни, анализ поведения в соответствии с усвоенными нравственно-правовыми нормами поведения.
Используется метод наблюдение за детьми в совместной деятельности педагога с детьми, в свободной деятельности детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План реализации проектной деятельности по нравственно-правовому воспитанию дошкольников “Я и мои права”
Схема реализации проекта по теме: "Я и мои права" с детьми старшего дошкольного возраста....
Картотека игр по нравственно-правовому воспитанию
Подборка игр на развитие чувства индивидуальности, развитие умения общаться, основы правововых знаний, адаптацию в социальном мире....
Проект по нравственно - правовому воспитанию
Задача воспитания чувства патриотизма, любви к малой Родине и традиционно решалась в ДОУ, но результаты исследования показалинеобходимость усиления работы в данном направлении, наполнение ее нов...
Перспективное планирование по нравственно-правовому воспитанию дошкольников
Как считают исследователи, нужно формировать у ребенка представления о самом себе, о правах и обязанностях, формировать оценочное отношение к социальным явлениям, фактам, событиям и учить применять по...
Консультация для педагогов «Роль педагога в нравственно – правовом воспитании дошкольника»
Консультация для педагогов «Роль педагога в нравственно – правовом воспитании дошкольника»...
Проект «Я – ребенок, и я имею право…» (формирование нравственно - правовых представлений старших дошкольников посредством дидактической сказки)
В проекте научно обосновано и практически доказано, что в ходе реализации проекта у воспитанников проявляется наибольший интерес к сказкам, и, закладываются основы нравственно-правового воспитания.Кон...
Формы и методы взаимодействия детского сада и семьи в процессе нравственно-правового воспитания у дошкольников.
В воспитании ребенка многое строится на формировании положительных привычек, навыков поведения, рациональных способов деятельности. Все это возможно, если две стороны, близкие дошкольнику,...