Развитие речи детей дошкольного возраста
статья
Детский сад - первое звено в системе народного образования. Современная педагогика из дидактической постепенно становится развивающей. Педагоги начинают осознавать и видеть результаты своей воспитательной, образовательной работы в развитии личности каждого ребёнка, его творческого потенциала, способностей, интересов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_rechi.docx | 16.53 КБ |
Предварительный просмотр:
Г осударственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 27 Калининского района
Санкт- Петербурга
Развитие речи детей дошкольного возраста
Речь - величайшее богатство, данное человеку. И её, как и любое богатство, можно либо приумножить, либо незаметно растерять.
Детский сад - первое звено в системе народного образования. Современная педагогика из дидактической постепенно становится развивающей. Педагоги начинают осознавать и видеть результаты своей воспитательной, образовательной работы в развитии личности каждого ребёнка, его творческого потенциала, способностей, интересов.
К. Д. Ушинский отмечал, что центральная роль в формировании человека принадлежит родному языку. Он говорил: «Усваивая родной язык, ребёнок усваивает не одни только слова, их сложения, видоизменения, но и бесконечное множество понятий, воззрений на предметы, множество мыслей, чувств, художественных образов, логику и философию языка и усваивает легко и скоро, в 2-3 года столько, что и половины того не может усвоить в 20 лет прилежного и методического учения. Таков этот великий народный педагог- родное слово». Поэтому одной из важнейших задач детского сада является формирование у дошкольников связной речи.
Е. И. Тихеева указывала, что «родной язык, его беспрепятственное и всестороннее развитие должны быть поставлены в основу воспитания». Сообразно с этим наша задача, задача педагогов, - развивать речь ребёнка, передать каждому из них любовь к слову, воспитать у них умение и желание чувствовать его красоту, повести за собой ребёнка в интересное путешествие по прекрасной стране родного языка, помочь преодолеть ему все преграды.
Говорить - это значит владеть определённым запасом слов, активно пользоваться ими, уметь строить высказывание, формулировать свою мысль, понимать речь окружающих. Всему этому ребёнок учится с помощью взрослого в дошкольные годы. Человек всю жизнь совершенствует свою речь, овладевая богатствами языка.
Каждый возрастной этап вносит что-то новое в его речевое развитие. Наиболее важные ступени в овладении речью приходятся на детский возраст - его дошкольный период.
Ребёнок познаёт мир, сравнивая его с собой, как наиболее известным ему объектом. В процессе ознакомления с окружающим происходит развитие дошкольника в познавательной сфере; развивается способность видеть мир с точки зрения других, развивается речь.
Ознакомление с окружающим миром обогащает чувственный опыт ребёнка, учит быть внимательным к тому, что его окружает. Дети учатся видеть, слушать, ощупывать и осязать, тем самым создаётся чувственная основа для слова.
Вслушиваясь в речь детей, видно сколь скудны ещё познания детей о природе, событиях, явлениях, происходящих в окружающей жизни. Как трудно им ещё выразить словами то, что чувствуют, видят, слышат. Не хватает слов и для передачи смысла знакомой сказки, рассказа.
Можно обнаружить, что существительные ребёнок заменяет местоимениями, нарушает порядок слов в предложении и т.п. Типичны затруднения детей в употреблении склонений и спряжений (хотеть, хотят) и т. п.
Общение с окружающим миром способствует расширению словарного запаса у ребёнка, практическому овладению навыками словообразования, благотворно влияет на развитие связной, фразовой речи. При этом дети практически овладевают навыками словоизменения: согласованием слов в роде, числе, падеже.
Таким образом, в процессе систематического, целенаправленного наблюдения окружающего мира у ребёнка расширяется кругозор, развивается любознательность, зрительная, слуховая и вербальная память, совершенствуются мыслительные процессы. Дети учатся думать и отвечать на вопросы, аргументируя свои высказывания, что позитивно влияет на развитие связной речи, овладение сложноподчиненным предложением.
Наблюдательность рождает в ребёнке привычку делать выводы, развивает логику мысли, чёткость и красоту речи.
Ребёнок с помощью взрослых учится находить и правильно определять словом причинную и временную зависимость, последовательность, взаимосвязь предметов и явлений природы. Умение аргументировано, доказательно излагать мысли способствует формированию реалистического мировоззрения, совершенствуется умение сопоставлять, сравнивать, делать выводы. Создаются предпосылки для формирования таких ценных качеств связной речи, как достоверность, доказательность, последовательность, чёткость, выразительность. В процессе ознакомления с окружающим миром ребенок учится анализировать, рассуждать, рассказывать, описывать, что является одним из ведущих и решающих факторов развития речи.
С самых ранних этапов развития ребёнка нужно вводить его во всё многообразие окружающего мира. Непосредственное наблюдение окружающего способствует развитию логической речи, пониманию грамматических законов. Чтобы совершенствовать мысль и слово ребёнка, необходимо обогащать его душу полными, верными, яркими образами окружающего мира.
Умение наблюдать вырабатываемое в процессе познания окружающего мира, рождает привычку делать выводы, воспитывает логику мысли, чёткость и красоту речи – развитие мышления и речи идёт как единый процесс.
Воспитатель Мкртчян Лиана Гургеновна
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие речи детей дошкольного возраста в НОД - развитие речи. Программа педагога.
Развитие речи детей дошкольного возраста в непосредственной образовательной деятельности - развитие речи. Данна программа направлена на реализацию задач по образовательной области "Коммуникация" в соо...
Консультация по развитию речи на тему: "Развитие речи детей дошкольного возраста" (памятка для родителей).
Речь как исторически сложившая форма общения развивается в дошкольном возрасте. Семье принадлежит ведущая роль в развитии ребенка....
Памятки для родителей по развитию речи детей дошкольного возраста и приобщению детей старшего дошкольного возраста к чтению.
Советы родителям по развитию речи детей.1.Разговаривая с ребенком, постоянно обращайте внимание на собственную речь: она должна быть четкой ,правильной. Разговаривайте всегда спокойным то...
Консультация для воспитателей "Развитие речи детей дошкольного возраста на основе использования метода мнемотехники" (младший дошкольный возраст)
Консультация для воспитателей "Развитие речи детей дошкольного возраста на основе использования метода мнемотехники" (младший дошкольный возраст) с презентацией...
Консультация для родителей-законных представителей детей группы раннего возраста ДОУ "Театрализованная деятельность как средство развития речи детей дошкольного возраста "
Сегодня нам предстоит разговор о развитии одного из важнейших познавательных процессов человека – речи. Речь как исторически сложившаяся форма общения развивается в дошкольном возрасте по двум н...
Статья: «Развитие речи детей дошкольного возраста в игровой деятельности» (развитие речи, младшая группа)
Дошкольный возраст — это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи.В работе затронута проблема развития речи детей в игровой деятельности, та...
Конспект педагогического совета по развитию речи - «Особенности современных форм, методов работы ДОУ по развитию речи детей дошкольного возраста»
В последнее время все чаще поднимается вопрос о применении инновационных технологий в ДОУ, так как внедрение инноваций в работу детского сада, помогают нам реализовать личностно - ориентированный подх...