"Особенности взаимоотношений детей дошкольного возраста с родителями при различных стилях воспитания"
консультация
Каждый из стилей воспитания имеет свои особенности и по-разному отражается на личностном развитии ребёнка. Какие же плюсы и минусы имеют стили воспитания? Какие советы и рекомендации можно дать родителям, придерживающимся им? Об этом можно узнать в консультации " Особенности взаимоотношений детей дошкольного возраста с родителями при различных стилях воспитания".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razlichnye_stili_vospitaniya.docx | 24.34 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида № 20»
Консультация для родителей:
«Особенности взаимоотношений детей дошкольного возраста
с родителями при различных стилях воспитания»
Составил: педагог-психолог Тененёва И. А.
Курск-2022
Дети дошкольного возраста выстраивают своё поведение, отталкиваясь от одобрения родителей. В дошкольном возрасте дети еще не могут соотнести правильность навязываемых моделей поведения с объективной реальностью. Строгость отца или матери, если она последовательна и чувствительна для малыша, способна подавить агрессивные импульсы в присутствии родителей, но вне дома он будет вести себя более агрессивно. Активной стороной в построении детско-родительского взаимодействия является взрослый человек - родитель. Он целенаправленно организует взаимодействие, направляет его, подчиняя конкретной цели.
В каждой семье под влиянием различных факторов складывается определенная, далеко не всегда осознанная ею, система воспитания. В настоящее время имеется множество классификаций стилей общения родителей и детей. Наиболее распространенной классификацией стилей общения родителей и детей является их деление на следующие стили:
- авторитарный(диктатура);
- попустительский (невмешательство);
- демократический (сотрудничество);
- гиперопека.
Каждый из этих стилей имеет свои особенности и по-разному отражается на личностном развитии ребенка. Разберёмся в них более подробно.
Авторитарный стиль воспитания.
Родители, придерживающиеся этого стиля, требуют от ребенка высоких достижений, наказывают за неудачи, жестко контролируют, вторгаются в личное пространство ребенка, подавляют силой, решают за ребенка, что ему лучше, не интересуются личным мнением ребенка, не признают его права. При этом стиле воспитания ребенок не имеет возможности проявлять инициативу. Все вопросы, касающиеся его жизни, решаются родителем единолично, без его участия. Авторитарный стиль воспитания подразумевает решение конфликтов методом «кнута и пряника», запретами и угрозами, а не нахождением компромиссного решения. Авторитарные родители - раздражительные, склонные к конфликтам дети. Авторитарные родители считают, что ребенку не следует предоставлять слишком много свободы и прав, что он должен во всем подчиняться их воле, авторитету. Не случайно эти родители в своей воспитательной практике, стремясь выработать у ребенка дисциплинированность, как правило, не оставляют ему возможность для выбора вариантов поведения, ограничивают его самостоятельность лишают права возражать старшим, даже если ребенок прав. Авторитарные родители чаще всего не дают себе труда хоть как-то обосновывать свои требования. Жесткий контроль над поведением ребенка - основа их воспитания, которое не идет дальше суровых запретов, выговоров и нередко - физических наказаний. Наиболее часто встречающийся способ дисциплинарного воздействия — запугивание, угрозы. Такие родители исключают душевную близость с детьми, они скупы на похвалы, поэтому между ними и детьми редко возникает чувство привязанности.
Вопреки ожиданиям авторитарных родителей жесткий контроль редко дает положительный результат. У детей при таком воспитании формируется лишь механизм внешнего контроля, развиваются чувства вины или страха перед наказанием и, как правило, слишком слабый самоконтроль, если он вообще появляется. Дети авторитарных родителей с трудом устанавливают контакты со сверстниками из-за своей постоянной настороженности, и даже враждебности к окружающим. Они подозрительны, угрюмы, тревожны и вследствие этого - несчастны. Ситуация взаимодействия обостряется в подростковом возрасте. Чаще всего родительский авторитет теряет свою силу и страх перед родителями, характерный для авторитарного стиля воспитания, исчезает. Поэтому в таких семьях в этом возрасте часто возникает большое количество конфликтов, дети становятся «неуправляемыми», так как все прежние средства воздействия родителей теряют свою силу.
Характерными чертами личности ребенка, воспитанного в авторитарном стиле, могут быть следующие варианты:
1 вариант - развитие слабой жизненной позиции:
- потеря чувства собственного достоинства;
- потеря способности принимать решения, отвечать за выбор;
- потеря собственных желаний («чего же Я хочу?»).
2 вариант - развитие деспотической личности:
- ненависть к родителям;
- решение вопросов только силой (кто сильнее, тот и прав);
- грубое, циничное, деспотичное и хамское поведение и отношение к окружающим;
- повышенная агрессивность и конфликтность.
Если Вы узнаете в описании свой стиль воспитания попробуйте изменить его, чтобы сохранить здоровые отношения со своим ребёнком. Для этого:
- учитывайте позицию ребенка, его побуждения, желания и переживания. Попробуйте ненадолго поставить себя на его место!
- Старайтесь давать инструкции в форме предложения, а не распоряжения, приказа.
- Старайтесь говорить не сухо и отстраненно, а доверительным тоном, эмоционально.
- Запреты и меры наказания должны быть понятны ребенку, заранее с ним обсуждены и приняты обоими сторонами (родителями и ребенком).
- Любые порицания должны быть адресованы не к личности ребенка, а к конкретным его действиям. Нельзя говорить: «Ты обманщик!», лучше сформулировать фразу следующим образом: «Мне было очень неприятно, когда я узнала, что в этой ситуации ты сказал неправду».
- Искренне объясняйте, что вы чувствуете, когда расстроены, но не вспоминайте старых, давнишних грехов, а говорите о сегодняшнем положении. Однако при этом никогда не давите, не наказывайте физически, не унижайте.
- Станьте терпимее к недостаткам ребенка. Замечайте, как можно чаще в вашем ребенке те достоинства, которые свойственны их натуре.
Попустительский стиль воспитания
При этом стиле воспитания родитель формирует у ребенка «свободу», самостоятельность и раскованность, позволяет ему делать абсолютно всё, что он хочет, не накладывает никаких ограничений. Родитель не помогает ребенку и не мешает, не принимает никакого участия в становлении личности.
Попустительский стиль общения предполагает тактику невмешательства, основу которой, по сути, составляют равнодушие и незаинтересованность проблемами ребенка. Общими особенностями попустительского и авторитарного стилей общения, несмотря на кажущуюся их противоположность, являются дистантные отношения, отсутствие доверия, явная обособленность, отчужденность, демонстративное подчеркивание своего доминирующего положения.
При попустительском стиле воспитания возможны следующие варианты развития личности:
1 вариант - свободный, но безучастный:
- самостоятельность;
- неспособность к близости и привязанности;
- безучастность в отношении близких («это не мои проблемы, мне все равно»);
- отсутствие желания позаботится о ком-то, помочь, поддержать;
- мало «душевного тепла».
2 вариант - личность «без тормозов» и «без запретов»:
- хамство и вседозволенность;
- воровство, враньё, распущенность;
- безответственность, не умение «держать слова».
Рекомендации:
- Поменяйте тактику общения и отношение к своему ребенку. Постарайтесь восстановить взаимное доверие и уважение.
- Установите систему запретов и включитесь сами в жизнь ребенка.
- Помогите ему участвовать в жизни семьи, четко обозначьте функциональные обязанности ребенка в семье, свои требования и ожидания.
- Проявляйте «душевную теплоту» к ребенку, подчеркивайте его важность для вас и исключительность, беседуйте с ним и интересуйтесь его мнением.
- Помните, что ребенку необходимо ваше искреннее участие в его жизни!
Гиперопека
В ситуации гиперопеки родители стараются полностью оградить ребенка от всех трудностей, выполнять все его желания. Они очень берегут силы ребенка, так чтобы он не перенапрягался, поэтому делают все домашние дела за него, а иногда и не только.
В отличие от авторитарного и попустительского стилей воспитания здесь присутствует эмоциональная близость с ребенком. Однако, именно эта близость в данном случае мешает родителям предоставить ребенку свободу для полноценного развития, становления личности.
При гиперопеке возможны следующие варианты развития личности:
1 вариант - «домашний деспот»:
- требовательность и нетерпимость к желаниям других;
- избалованность и капризность, эгоизм;
- манипулирование окружающими;
- высокомерие и надменность;
- своенравность.
2 вариант - зависимая личность:
- безынициативность, беспомощность;
- пасует перед трудностями;
- зависит от мнения родителей, не в состоянии принять собственное решение;
- с трудом контактируют со сверстниками.
Рекомендации:
- Не отказывайтесь от контроля, без которого невозможно воспитание человека, но сведите опеку к минимуму.
- Не требуйте от ребенка только правильных, с вашей точки зрения, поступков, примите его таким, какой он есть.
- Помогайте, но не старайтесь решать за него все проблемы.
- Дозируйте опеку, дозируйте свободу, дозируйте похвалу и порицание — это один из выходов в данной ситуации.
- Предоставляйте вашему ребенку самостоятельность и свободу выбора. Он имеет право совершать ошибки и учиться на них.
Демократический стиль
При таком стиле общения родители ориентированы на личность ребенка, его активной роли в семье, собственной жизни. Ребенок воспитывается как самостоятельная, самобытная личность. В отличие от попустительского стиля воспитания этот процесс не пущен на самотек, а проходит под бережным и чутким контролем родителей.
Для родителей, придерживающихся этого стиля, характерны:
- активно-положительное отношение к ребенку;
- адекватная оценка его возможностей, успехов и неудач;
- им свойственны глубокое понимание ребенка, целей и мотивов его поведения;
- умение прогнозировать развитие личности ребенка.
При демократическом стиле воспитания происходит наиболее гармоничное и разностороннее развитие личности ребенка. Для детей, воспитанных в подобных семьях, характерны:
Умение самостоятельно принимать решения и отвечать за свои поступки.
Инициативность и целеустремленность. Умение строить близкие и доброжелательные отношения с окружающими. Способность договариваться, находить компромиссные решения. Наличие собственного мнения и способность считаться с мнением окружающих.
В старшем дошкольном возрасте происходит переход от эмоционального непосредственного отношения к окружающему миру к отношениям, которые строятся на основе усвоения нравственных оценок, правил и норм поведения. В общении с взрослыми ребенок часто усваивает нравственные понятия в категориальной форме, постепенно уточняя и наполняя их конкретным содержанием, что ускоряет процесс их формирования и вместе с тем создает опасность их формального усвоения. Поэтому важно, чтобы ребенок учился применять их в жизни по отношению к себе и другим. Это имеет существенное значение, прежде всего для формирования у него личностных свойств. При этом важны социально значимые эталоны поведения, которыми становятся литературные герои и непосредственно окружающие ребенка люди. Особое значение в качестве эталонов поведения для дошкольника имеют персонажи сказок, где в конкретной, образной, доступной ему форме акцентируются положительные и отрицательные черты характера, что облегчает первоначальную ориентацию ребенка в сложной структуре личностных свойств человека. Личность складывается в процессе реального взаимодействия ребенка с миром, включая социальное окружение, и путем усвоения им нравственных критериев, регулирующих его поведение. Этот процесс управляется взрослыми, которые способствуют отбору и тренировке социально значимых свойств. Самостоятельность ребенка начинает проявляться в том случае, когда он применяет к себе и другим нравственные оценки и на этой основе регулирует свое поведение. Это означает, что в этом возрасте складывается такое сложное свойство личности, как самосознание.
Адекватность оценочных суждений ребенка определяется постоянной оценочной деятельностью родителей, а также воспитателей в связи с выполнением правил поведения детей в группе, в различных видах деятельности (игры, дежурство, занятия). Следует заметить, что влияние оценок родителей на самооценку дошкольника зависит от понимания ребенком компетентности матери и отца и стиля воспитания, от характера взаимоотношений в семье. Дети принимают и усваивают оценки того родителя, который для них является значимым лицом и носителем эталонов поведения.
Старший дошкольник по-прежнему нуждается в поощрении и одобрении родителей, его уже гораздо больше волнует оценка не конкретных умений, а его личности в целом. В 6-7 лет ребёнку важно понять сущность требований взрослого и утвердиться в своей правоте. Поэтому дети старшего дошкольного возраста хотят разговаривать не только на познавательные темы, но и на личностные, касающиеся жизни людей. К 7 годам мнение окружающих взрослых непосредственно определяют самоотношение ребёнка. Знания о себе и своей состоятельности дошкольник получает через оценки окружающих в том же качеств.
Изучение внутрисемейных отношений показывает, что под влиянием эмоционального опыта общения с родителями и их оценочных воздействий переживания детей приобретают разную эмоциональную направленность. Так, например, в семьях, где ребенка за каждую провинность строго наказывают или родители ведут себя непоследовательно - то ругают, то не обращают внимания, то вступают в спор, заступаясь за ребенка, наблюдаются, ярко отрицательные проявления личности.
Родительская любовь и уверенность ребенка в родительской любви являются источником и гарантией его эмоционального благополучия, телесного и душевного здоровья: «Только любовь способна научить любви». Предоставление ребенку определенной меры самостоятельности зависит от его возраста и мотивов воспитания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности взаимоотношений детей дошкольного возраста с родителями.
Взаимоотношения дошкольников с родителями...
Статья на тему Особенности взаимоотношений детей дошкольного возраста
Проблема отношений занимает в педагогике и психологии большое место. Фиксация отношений означает реализацию более общего методологического принципа - изучения объектов природы в их связи с окружающей ...
Особенности формирования взаимоотношений детей дошкольного возраста
Особенности формирования взаимоотношений детей дошкольного возрастаАктуальность: Дошкольное детство является возрастом первоначального становления личности ребенка. В это время в общении ребенка со св...
Особенности формирования взаимоотношений детей дошкольного возраста.
Особенности формирования взаимоотношений детей дошкольного возрастаАктуальность: Дошкольное детство является возрастом первоначального становления личности ребенка. В это время в общении ребенка со св...
Особенности формирования взаимоотношений детей дошкольного возраста.
Взаимодействие семьи и ДОУ как основа успешной социализации личности ребенка-дошкольникаСоциализация – это развитие человека на протяжении всей его жизни во взаимодействии с окружающей средой. С...
"Особенности взаимоотношений детей дошкольного возраста с ОВЗ(ЗПР) с нормотипичными детьми."
Опыт работы с детьми с задержкой психического развития и формирования у них взаимоотношений с детьми с сохранным интелектом в саду, дома и общественных местах....
Консультация для родителей Особенности формирования взаимоотношений детей дошкольного возраста
Консультация для родителей Особенности формирования взаимоотношений детей дошкольного возраста...