Консультация для родителей Особенности формирования взаимоотношений детей дошкольного возраста
консультация

Курносова Елена Витальевна

Консультация для родителей Особенности формирования взаимоотношений детей дошкольного возраста

Скачать:


Предварительный просмотр:

Особенности формирования взаимоотношений детей дошкольного воз-

раста

Дошкольное детство - короткий, но важный период становления личности. Богатство личности родителей, педагога - непременное условие эффективности его мироощущения.

Проблема формирования отношений к окружающему миру и другим людям в детском возрасте представляет одну из интересных и сложных проблем пси- хологии и педагогики. Как в традиционной, так и в современной науке особен- ности взаимоотношений детей принадлежат к числу наименее изученных. Лишь с 1980 г. в этой области наметился очевидный сдвиг, связанный, прежде всего с решением общеметодологических и теоретических вопросов деятельно- сти и общения.

Изучая взаимоотношения детей дошкольного возраста и помогая детям развивать чувство общности и привязанности между детьми, посредством игр упражнений можно создать здоровый эмоциональный климат общения.

Проблема формирования и развития детских взаимоотношений привле- кает внимание психологов, педагогов, социологов не только в нашей стране, но и за рубежом. Данную проблему изучили ученые разных стран: Р. Пфютце, И. Хоне, Д. В. Меджерицкая, Д. Б. Эльконим, Я. Л. Коламинский и др.

Р. Пфютце рассматривает детские взаимоотношения как цель и как процесс воспитания.

И. Хоте отмечает, что проблема организации жизни детей тесно связана с проблемой развития личности в целях. В центре воспитательно-образовательной работы должно быть ознакомление с явлениями общественной жизни, особенно с трудом взрослых, и воспроизведение воспринятого в различных творческих играх. Все это вырабатывает у детей необходимые нормы поведения.

Считая дошкольную группу генетически ранней степенью социальной орга- низации людей, Я. Л. Коламинский подчеркивает, что далеко не всем детям хо- рошо учится в среде сверстников, не все встречают благоприятный эмоциональ- ный климат. В каждой группе есть несколько чрезвычайно активных детей, ко- торых воспитатель нередко считает ядром группы, поддерживает их и опирается на них в воспитательной работе. С другой стороны есть дети, находящиеся в подчинении у первых. Это вредно отражается на развитии личности и тех, и дру- гих.

Потребность ребенка в общении со сверстниками возникает несколько позже, чем его потребность в общении с взрослыми. Но именно в дошколь- ный период она уже выражается очень ярко, и если она не находит своего удо-

влетворения, то это приводит к неизбежной задержки социального развития, со- здает наиболее благоприятные условия воспитания и развития, именно коллек- тив сверстников, в который ребенок попадает в детском саду.

Несмотря на то, что общий фон взаимоотношений детей эмоционально-по- ложительный, в группе возникает большое количество конфликтов.

Проблему формирования детских взаимоотношений невозможно рассмат- ривать вне организации содержательной деятельности, вне организации педаго- гического процесса в целом. Эффективному повышению уровня взаимоотно- шений способствует в первую очередь средства, обеспечивающие содержа- тельную игровую деятельность детей. Такая деятельность способствует росту и развитию социальных мотивов, коллективных интересов, являющихся основой детских взаимоотношений. На фоне разнообразной содержательной деятельно- сти можно сформировать положительные взаимоотношения.

Наиболее важное значение для развития личности имеет игра. Беря на себя роль взрослых, воспроизводя их деятельность и взаимоотношения, дети знако- мятся с доступными для них правами и мотивами поведения, которыми руко- водствуются взрослые в трудовой и общественной деятельности.

Те действия и взаимоотношения, которые дети развивают в соответствии с взятыми на себя ролями, позволяют им ближе познакомиться с определенными мотивами поведения, поступками. В процессе реальных взаимоотношений, развивающихся по поводу игры - при обсуждении содержания игры, распреде- лении ролей - дети учатся учитывать интересы товарища, сочувствовать ему, уступать, вносить свой вклад в общее дело.

В своих работах американский психолог Т. Шибутани, развивая эту мысль, говорит о том, что дети, которых родители удерживают от игр со сверстниками часто в жизни испытывают трудности во взаимоотношениях. Он писал, что только «группа равных приучает ребенка к взаимным поступкам и сурово ис- правляет ошибки». Т. Шибатани высказывал предположение о том, что отсут- ствие того акта общения ребенка со сверстниками, притупляет способность по- нимать людей.

А по определению известного педагога А. П. Усовой, дошкольная группа - это первое своеобразное детское общество, возникающее в совместных играх, где они о возможность самостоятельно объединиться друг с другом и действо- вать как маленькими, так большими группами. Именно в этих совместных играх ребенок приобретает социальный опыт, необходимый для развития у него каче- ства общественности.

Возрастная группа детского сада не есть аморфное объединение детей со случайно складывающимися отношениями и связями. Эти отношения и связи уже представляют относительно устойчивую систему, в которой каждый ребе-

нок в силу тех или иных причин занимает определенное место. Среди них нема- ловажную роль играют как личностные качества ребенка, различные его навыки и умения, уровень общения и взаимоотношений в группе, что во многом опре- деляется характером.

При исследовании системы взаимоотношений в группе детского сада они выделяли в них три вида, каждый из которых изучали отдельно с помощью спе- циально разработанных методик. Большое внимание в исследованиях лаборато- рии было уделено изучению особенностей общения в условиях игровой дея- тельности, сфере, где наиболее ярко выявляются межличностные отношения де- тей - дошкольников (работы Т. В. Антоновой, Т. А. Репиной).

Специальные методики дали возможность получить богатый материал, ха- рактеризующий целый ряд особенностей общения и межличностных отноше- ний, дошкольного возраста. Т. А. Ренина особое внимание уделила изучению общения мальчиков и девочек в разных возрастных группах детского сада. Т. В. Антонова исследовала возрастные тенденции проявления некоторых осо- бенностей общения.

В зарубежной науке имеет место субъективно идеалистическая теория, счи- тающая, что отношения между людьми, в частности, отношения симпатии - ан- типатии, определяются их врожденными качествами. Соответственно этим своим неизменным качеством тот или иной ребенок якобы будет обречен на «не- популярность» и   попадает   в    разряд «изалированных» или    будет «звез- дой» среди детей. Представители этой теории пытаются найти в ней оправдания классовой структуры общества, утверждая, что разделение на классы - это от природы. Исследования российских психологов доказали обратное. Выясни- лось, что положительные взаимоотношения у детей также возникают, когда они выполняют какое-либо задание не для себя лично, а для других.

Образ жизни детей в детском саду и особенности их деятельности наклады- вают определенный отпечаток на взаимоотношения детей. Массовое обследо- вание, проведенное лабораторией формирования личности ребенка НИИ до- школьного воспитания, показала, что в сельских детских домах, где дети встречаются и после возвращаются из детского сада, а также в группах с интер- натами пребыванием детей, дружеские привязанности приобретали для них осо- бое значение, общий уровень взаимоотношений. Общения были выше. Изби- рательность отношения между детьми была ярче выражена: было больше вза- имного выбора, взаимные симпатии более устойчивы, а популярность ребенка в группе в большей степени определялась его нравственными качествами.

А. А. Бодолев считает, что общение между детьми невозможно без взаим- ного воспитания друг друга, а высокий уровень общения - без наличия взаимо- понимания. Во взаимопонимании автор включает не только понимание дру- гого человека, но и понимание его отношения к себе как партнеру по общению.

На характер общения, как отмечает А. А. Бодалев, влияет общение партнеров друг к другу и существующее взаиморасположение.

Детские психологи и педагоги употребляют понятия взаимоотношения и взаимодействие как тождественные. Е. Субботский (1976) предмет своего сравнительного исследования взаимодействия маленького ребенка с взрос- лыми и со сверстниками обозначает как «отношения партнерства». Близкое этому пониманию взаимоотношений встречается у С. Г. Якобсон при изуче- нии его совместной деятельности детей школьного и дошкольного возраста. Она понимает под взаимоотношениями»… такое взаимодействие индиви- дов, когда один из них оказывает на другого то или иное непосредственное со- циальное воздействие, направленное на то, чтобы побудить этого другого совер- шить какое-то действие, и ответ другого на это воздействие» [12].

В дошкольном возрасте идет интенсивный процесс становления самосозна- ния. Важнейший компонент развития - сознание сопредставителя определен- ного пола. Усвоение образцов поведения, соответствующих полу, неотъемлемой частью входит в общий процесс социализации дошкольника. Он осуществля- ется не только через семью, но и через сверстников.

Группа детского сада - это первое детское общество, возникающее на основе сложно ролевой игры, где имеются благоприятные условия для формирова- ния качеств общественности, начал коллективизма.

Воспитательное влияние группы на дошкольника обуславливается как ис- ключительной значимости общества сверстников, так и эмоциональной притя- гательностью.

Потребность всегда участвовать в совместной деятельности со сверстниками растет от младшего к старшему дошкольному возрасту.

Группа детского сада для ребенка - источник переживаний, как положитель- ных, так и отрицательных. В группе усваиваются навыки социального поведения и нравственные нормы во взаимодействии детей друг с другом в различных ви- дах совместной деятельности - игровой, трудовой, изобразительной.

Начальным этапом в формировании детских взаимоотношений является изучение их характера и содержания в конкретной группе. Для этого, прежде всего, необходимо четко выделить показатели (критерии) Р. А. Иванкова, В. Ф. Кушина за основу берут уровень взаимодействия ребенка со сверстниками Р. А. Иванкова выделяет шесть уровней:

Неорганизованное поведение, Одиночная игра,

Игра рядом,

Кратковременное взаимодействие,

Длительное взаимодействие на основе содержания игры, Постоянное взаимодействие.

Это вполне оправдано, так как взаимно действие между детьми является главным критерием, сущностью взаимоотношений.

Т. А. Владимирова выделяет 4 уровня взаимоотношений. К I уровню были отнесены дети общительные, умеющие дружно играть, проявлять симпатию и дружеские чувства к товарищам, подчиняться правилам, решать возникающие конфликты. Ко II уровню были отнесены общительные, инициативные дети, но несколько эластичные. К III уровню относились дети, не умеющие дружно иг- рать, самостоятельно распределять роли. К IV уровню относились дети, наруша- ющие правила поведения в играх.

При характеристики уровней Т. А. Владимирова в основном выделяет умение ребенка общаться, проявлять инициативу, самостоятельность.

На уровень взаимоотношений оказывает влияние целый комплекс нрав- ственно - волевой воспитанности ребенка, где особое внимание придается вос- питанию моральных чувств, общественных мотивов, навыков и привычек. При таком подходе основными показателями будут:

  1. взаимодействие со сверстниками в игре (умение не мешать товарищу, ор- ганизовать игру или принять участие в совместной игре).
  2. умение играть длительно, увлеченно, сосредоточенно

  1. знание норм поведения и использование «+» форм в общении со сверст- никами (разговаривать спокойно, вежливо, оказать помощь).
  2. проявление нравственных чувств (сочувствия, радость от общения со сверстниками, сопереживание).

Взаимоотношения охватывают широкий диапазон явлений. Но все они мо- гут быть классифицированы с учетом компонентов взаимодействия. Это вос- приятие и понимание модели друг друга, межличностная привлекатель- ность, взаимовлияния и поведения.

Изучение взаимоотношений дошкольников в коллективе показывают, что между детьми существуют сложные отношения, которые несут на себе отпеча- ток реальных социальных взаимоотношений, имеющих место во взрослом об- ществе. Наиболее важным и чертами, отличающими популярных детей от не- популярных, в дошкольном возрасте являются не интеллект, не творче- ские способности, не общительность, а те качества, которые обычно называют нравственными: доброта, отзывчивость, способность помочь и уступит, добро- желательность. В основе всех этих качеств лежит особое отношение к сверст- нику, которое можно охарактеризовать как личностное. При таком отношении

другой ребенок является не средством самоутверждения и не конкурентом, а са- моценной и уникальной личностью, в которой продолжается мое собственное я. Личность ребенка при этом открыта для других и внутренне связана с ними. По- этому такие дети легко уступают и помогают сверстникам, делятся с ними и не воспринимают чужие успехи как свое поражение.

У детей, которые отвергаются сверстниками, напротив, преобладает отчуж- денное тношение к другим детям. Их главная задача в общении заключается в доказательстве своего превосходства или в защите своего я. Такая защита может принимать разные поведенческие формы и вызывает разные трудности в обще- нии: от яркой агрессивности и враждебности до полного ухода в себя, что выра- жается в замкнутости и застенчивости. Одни дети стремятся продемонстриро- вать свои преимущества - в физической силе, в общении разными предметами. Поэтому они часто дерутся, отнимают игрушки у других, пытаются командовать сверстниками. Другие, напротив, не участвуют в общих играх, боятся проявлять себя, избегают общения со сверстниками. Но во всех случаях эти дети сосредо- точены на своем я, которое замкнуто на своих преимуществах (или недостат- ках) и обособлено от других.

Доминирование такого отчужденного отношения к сверстникам вызывает естественную тревогу, поскольку это не только затрудняет общение дошколь- ника со сверстниками, но и в дальнейшем может принести массу проблем - как самому ребенку, так и окружающим. В связи с этим перед воспитателем, рабо- тающим в детском саду, возникает важная и ответственная задача - помочь ре- бенку преодолеть эти опасные тенденции, которые порождают различные труд- ности в общении-либо демонстрированность и агрессивность, либо замкнутость и пассивность.

Во всех случаях главная цель работы воспитателя заключается в том, чтобы помочь ребенку преодолеть отчужденное отношение к сверстникам, увидеть в них не противников и конкурентов, не объекты самоутверждения, а близких и связанных с ним людей.

Сложность решения этой задачи заключается в том, что традиционные педа- гогические методы (объяснение, демонстрация положительных примеров, а тем более поощрения и наказания) здесь бессильны. Такая задача может решаться не в лаборатрных условиях и не через интерпретацию художественных произве- дений или проективных ситуаций, а реальной практике детских отношений, в конкретной группе детского сада.

Благоприятные взаимоотношения со сверстниками рождают у ребенка чув- ство общности с ними, привязанности к   группе. Взаимоотношения   де- тей углубляются и осложняются на протяжении всего дошкольного возраста.

Обогащается содержание дружеских взаимоотношений, изменяются и их мо- тивы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей «Особенности формирование у детей дошкольного возраста умения ориентироваться в пространстве»

Матереиал содержит некоторые особенности формирования у детей дошкольного возраста умения ориентироваться в пространстве....

Особенности формирования взаимоотношений детей дошкольного возраста

Особенности формирования взаимоотношений детей дошкольного возрастаАктуальность: Дошкольное детство является возрастом первоначального становления личности ребенка. В это время в общении ребенка со св...

Особенности формирования взаимоотношений детей дошкольного возраста.

Особенности формирования взаимоотношений детей дошкольного возрастаАктуальность: Дошкольное детство является возрастом первоначального становления личности ребенка. В это время в общении ребенка со св...

Особенности формирования взаимоотношений детей дошкольного возраста.

Взаимодействие семьи и ДОУ как основа успешной социализации личности ребенка-дошкольникаСоциализация – это развитие человека на протяжении всей его жизни во взаимодействии с окружающей средой. С...

Особенности формирования взаимоотношений детей дошкольного возраста

Особенности формирования взаимоотношений детей дошкольного возраста...

Статья: "Особенности формирования взаимоотношений детей дошкольного возраста".

Статья: "Особенности формирования взаимоотношений детей дошкольного возраста".Дошкольное детство является возрастом первоначального становления личности ребенка. В это время в общении ребенк...

"Особенности формирования взаимоотношений детей дошкольного возраста"

Дошкольное детство - короткий, но важный период становления личности. Богатство личности родителей, педагога - непременное условие эффективности его мироощущения.Проблема формирования отноше...