Реализация патриотического воспитания через организацию работы по знакомству с малой Родиной.
материал
Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда является одной из важнейших задач современного образования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Педагогическая находка | 19.07 КБ |
Предварительный просмотр:
Реализация патриотического воспитания через организацию работы по знакомству с малой Родиной
Организация: МАДОУ «Малиновский детский сад»
Населенный пункт: Красноярский край, Ачинский район, посёлок Малиновка
В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений в педагогической работе с детьми становится патриотическое воспитание. В период дошкольного детства у ребенка возникают первые представления об окружающем мире, формируется умение устанавливать простейшие взаимосвязи и закономерности о явлениях окружающей жизни, а также самостоятельно применять полученные знания в доступной практической деятельности.
Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда является одной из важнейших задач современного образования. ФГОС требует новый подход в формировании гражданско-патриотического и нравственного сознания подрастающего поколения.
Известно, что дошкольный возраст – важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, развиваются представления детей о человеке, обществе и культуре.
В.А.Сухомлинский утверждал, что «детство – каждодневное открытие мира и, поэтому надо делать так, чтобы оно стало, прежде всего, познанием человека и Отечества, их красоты и величия».
Патриотическое воспитание подрастающего поколения – одна из самых актуальных задач нашего времени. Выполнение программы по патриотическому воспитанию требует реализации путем нового подхода к обучению и воспитанию детей, организации всего образовательного процесса. Нравственно-патриотическое воспитание детей на современном этапе — одна из основных задач дошкольного образования, важной частью которого является знакомство с родным городом, его достопримечательностями, улицей, на которой проживает ребенок, с известными людьми, которые строили город. Задача педагогов и родителей как можно раньше пробудить в растущем человеке любовь к родной земле, развивать интерес к истории своего края.
Главной целью патриотического воспитания дошкольников выступает закладывание основ нравственной личности с активной жизненной позицией, и с творческим потенциалом, способной к самосовершенствованию, гармоничному взаимодействию с другими людьми. Система образования призвана обеспечить воспитание патриотов России, граждан правового демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость. Реализация такой системы невозможна без знания традиций своей Родины, своего края.
В процессе работы по патриотическому воспитанию дошкольников решаются следующие задачи:
1. Способствовать общему развитию детей на основе любви и интереса к настоящему и прошлому своего народа.
2. Воспитывать нравственно-патриотические качества: гуманизм, гордость, желание сохранить и приумножить богатство своего родного края и страны.
3. Приобщать детей к традициям и обычаям своего народа.
4. Ориентировать родителей воспитанников на патриотическое воспитание детей в семье.
Базовым этапом формирования у детей любви к Родине является накопление ими социального опыта жизни в своем городе, усвоение принятых в нем норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры. Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой Родине – месту, где родился человек.
Развитие представлений дошкольников о своей малой Родине, воспитание интереса к ней происходит под влиянием близкого окружения – не только педагогов, но и родителей.
Проблема воспитания подрастающего поколения во все времена была одной из самых важных и насущных проблем общества. Особую остроту эта проблема приобрела в наше время. Современная жизнь диктует необходимость возвращения к приоритетам любви к Отечеству. И этот процесс должен начинаться в дошкольном детстве.
Следует отметить, что чувство патриотизма многогранно по своему содержанию: это и любовь к родным местам и гордость за свой народ, ощущение неразрывности с окружающим и желание сохранить, приумножить богатство своей страны.
Мы, педагоги, воспитатели, те, кто работает с детьми, должны наполнить их сердца любовью и гордостью к тем местам, где они родились, а впоследствии к нашей Отчизне.
Знакомство с патриотическим материалом включается в нашем детском саду в разные виды деятельности, предусмотренные основной общеобразовательной программой дошкольного образования (речевую, музыкальную, физкультурную, изобразительную и т.д.). Работа вне образовательной деятельности включает различные методы и приемы: наблюдения, беседы, игры, труд, самостоятельная деятельность, экскурсии, походы. Работа с детьми по патриотическому воспитанию ведется систематически и последовательно, согласно комплексно-тематическому планированию на учебный год.
Подготовительная группа детского сада организует нравственно-патриотическую деятельность детей в соответствии с ФГОС ДО и образовательной программой ДОУ. Работа по нравственно-патриотическому воспитанию детей проводится систематически через организованную образовательную деятельность.
Планирование данной работы проводится по таким темам как:
«Моя семья»- через игры, беседы и рассматривание иллюстраций, знакомство детей с понятием семья, членами семьи, профессиями и т.д,;
«Знай и люби родную природу». Вызвать желание больше узнать об особенностях природы края, учить сопереживать вместе с природой ее радость и печаль. Прогулки. Разучивание стихов, загадывание загадок о родной природе;
«Моя родина Россия», «Космос», «День народного единства» , «День защитника Отечества» , «Международный женский день»;
«Народная культура и традиции» и т.д. Работа по каждой теме включает в себя занятия, игры, нерегламентированную деятельность детей, по некоторым темам — праздники.
Тематическое планирование способствует эффективному и системному усвоению детьми знаний о своей стране, родном крае, той местности, где они живут. Например:
Воспитателями нашей группы было запланировано ряд мероприятий, который включают беседы: «Как вести себя в группе», «Учимся здороваться, прощаться, благодарить», «Что такое хорошо, что такое плохо», «О вежливости» , «Мы жители большой страны», «Человек славен трудом». Чтение и обсуждение рассказов известных детских писателей: Л.Н. Толстого, К.Д. Ушинского, Э. Успенского и др. Заучивание наизусть, продуктивная деятельность.
В группе создана предметно – развивающаю среда патриотической направленности:
Оборудован уголок по патриотическому воспитанию для родителей и детей «Край ты мой любимый», который пополняется и родителями, детьми, педагогами (фото, рисунки, книги, стихотворения о родном крае)
подобраны дидактические игры: «Защитники России», «Военная техника», «Найди флаг России», «Государственные праздники России » и др.;
- оформили папки для рассматривания :«Русская матрешка», «Государственная символика России», «Природа нашего края», «Сказки нашего края».
- оформили сюжетно-ролевые игры «Моя семья», «Армия», «Космос», «Моряки» и др.
- подобрали методическую, художественную литературу, через которую дети усовершенствуют знания о подвигах в годы ВОВ, о России, о Российской армии и др.
Логические игры на расширение знаний детей о профессиях нашего города и района: «Кто, где работает», «Логические пазлы», «Разрезные картинки», «Собери герб района», «Восстанови картинку».
Конспекты непосредственно-образовательной деятельности «Россия – Родина моя», «День защитников Отечества», «Дикие животные наших лесов», «Международный день родного языка», сценарий экологического развлечения «Земля наш общий дом».
Игры с использованием мультимедийных технологий: «Что лишнее», «Город вчера и сегодня», «Что принадлежит нашему району», целью которых является закрепление знаний детей о зданиях и улицах города, а также символике района. Игры с использованием мультимедийного оборудования и компьютерных игровых ситуаций вносит разнообразие в непосредственную образовательную деятельность и способствует качеству знаний, а педагог имеет возможность частого обновления материала, используя интернет ресурсы, авторские фото и видео ресурсы. Подобные задания тренируют внимание детей, способность сосредоточиться на задании.
Не менее важным условием нравственно-патриотического воспитания детей является тесная взаимосвязь с родителями.
В работе используются разнообразные формы взаимодействия - это наглядно- текстовая информация; рекомендации для родителей по данной проблеме; рубрика «Читаем детям», родительское собрание «Воспитание культуры поведения у дошкольников»; индивидуальные консультации, беседы. Совместно с родителями отмечаются общественные праздники: День матери, 23 февраля, Международный женский день и др.
С целью выявления заинтересованности родителей в воспитании гражданских чувств у детей по отношению к своему городу было проведено анкетирование родителей.
Результаты анкетирования дали возможность выявить настроенность, степень заинтересованности в сотрудничестве с педагогом и очертить круг проблем, в решении которых родителям нужна помощь.
По результатам анкетирования все родители признали тему патриотического воспитания дошкольников актуальной, кроме того, не считают необходимым нести основную ответственность за патриотическое воспитание детей.
В результате проведенной работы дети узнают и называют символику страны, края, района; могут дать ответы на вопросы о богатстве и достопримечательностях нашего края, города, о жизни и бытности жителей.
В дальнейшем будем продолжать работу по данной теме. Планируем разработать программу по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников; пополнять предметно-развивающую среду в группе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия для средней группы по нравственно - патриотическому воспитанию с учетом регионального компонента "Большая и малая Родина"
Цель: Развивать у детей чувство патриотизма и любви к своей Родине. Задачи:- Продолжить формировать у детей представление о России как о родной стране;- формировать уважительное отношение к госуд...
Конспект занятия для средней группы по нравственно - патриотическому воспитанию с учетом регионального компонента "Большая и малая Родина"
Цель: Развивать у детей чувство патриотизма и любви к своей Родине. Задачи:- Продолжить формировать у детей представление о России как о родной стране;- формировать уважительное отношение к госуд...
Конспект занятия для старшей группы по нравственно - патриотическому воспитанию с учетом регионального компонента "Большая и малая Родина
Конспект занятия для старшей группы по нравственно - патриотическому воспитанию с учетом регионального компонента "Большая и малая Родина" Цель: Развивать у детей чувство патриотизма и любви к св...
Электронное мультимедийное пособие по патриотическому воспитанию в старшей группе на тему «Моя малая Родина – поселок Восточный».
Электронное мультимедийное пособие по патриотическому воспитанию в старшей группе на тему «Моя малая Родина – поселок Восточный». Актуальность. Тема воспитания патриотических чувств у детей дошко...
Рабочая программа кружка по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста «Нижневартовск- моя малая Родина».
Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных. Принятая государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации»...
ПО НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ «МОЯ БОЛЬШАЯ И МАЛАЯ РОДИНА»
КОНСПЕКТ...
Применение наглядных, практических и игровых методов в работе с детьми старшего дошкольного возраста по теме: «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста посредствам ознакомления с малой Родиной».
Формирование нравственности и патриотизма в воспитании дошкольников по ФГОС - актуальная задача, которая стоит перед педагогическим сообществом. Ведь дошкольный возраст - время растить патриотов. ...