Программа кружковой работы
рабочая программа (младшая группа)
Изобразительное творчество является одним из древнейших направлений искусства. Каждый ребенок рождается художником. Нужно только помочь ему разбудить в себе творческие способности, открыть его сердце добру и красоте, помочь осознать свое место и назначение в этом прекрасном мире.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_.volshebnye_ladoshki_._3-4_goda_.doc | 177 КБ |
Предварительный просмотр:
ФГБДОУ «Детский сад комбинированного вида №53»
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
«Волшебные ладошки»
(нетрадиционное рисование, лепка, аппликация)
Руководитель кружка:
воспитатель Залялиева Е.М.
Улан-Удэ , 2020-2021 учебный год
Содержание
1. Пояснительная записка……………………………………………………………
2. Содержание программы………………………………………………………….
3. Методическое обеспечение…………………………………………………...
4. Список литературы………………………………………………………………
1. Пояснительная записка
Направленность программы.
Изобразительное творчество является одним из древнейших направлений искусства. Каждый ребенок рождается художником. Нужно только помочь ему разбудить в себе творческие способности, открыть его сердце добру и красоте, помочь осознать свое место и назначение в этом прекрасном мире.
Основной целью современной системы дополнительного образования является воспитание и развитие личности ребенка. Достижение этой цели невозможно без реализации задач, стоящих перед образовательной областью «Художественное творчество», составляющая часть которого – изобразительное искусство. Изобразительное искусство располагает многообразием материалов и техник. Зачастую ребенку недостаточно привычных, традиционных способов и средств, чтобы выразить свои фантазии. Проанализировав авторские разработки, различные материалы, а также передовой опыт работы с детьми, накопленный на современном этапе отечественными и зарубежными педагогами-практиками, я заинтересовалась возможностью применения нетрадиционных приемов изодеятельности в работе с дошкольниками для развития воображения, творческого мышления и творческой активности. Нетрадиционные техники рисования демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов. Становление художественного образа у дошкольников происходит на основе практического интереса в развивающей деятельности. Занятия по программе «Развивай-ка» направлены на реализацию базисных задач художественно-творческого развития детей. Рисование необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает новые возможности использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью. Оригинальное рисование без кисточки и карандаша расковывает ребенка, позволяет почувствовать краски, их характер, настроение. Незаметно для себя дети учатся наблюдать, думать, фантазировать.
Педагог должен пробудить в каждом ребенке веру в его творческие способности, индивидуальность, неповторимость, веру в то , что он пришел в этот мир творить добро и красоту, приносить людям радость.
Актуальность программы.
Актуальность программы обусловлена тем, что происходит сближение содержания программы с требованиями жизни. В настоящее время возникает необходимость в новых подходах к преподаванию эстетических искусств, способных решать современные задачи творческого восприятия и развития личности в целом. В системе эстетического, творческого воспитания подрастающего поколения особая роль принадлежит изобразительному искусству. Умение видеть и понимать красоту окружающего мира, способствует воспитанию культуры чувств, развитию художественно-эстетического вкуса, трудовой и творческой активности, воспитывает целеустремленность, усидчивость, чувство взаимопомощи, дает возможность творческой самореализации личности. Программа направлена на то, чтобы через искусство приобщить детей к творчеству. Дети знакомятся с разнообразием нетрадиционных способов рисования, их особенностями, многообразием материалов, используемых в рисовании, учатся на основе полученных знаний создавать свои рисунки. Таким образом, развивается творческая личность, способная применять свои знания и умения в различных ситуациях.
Цель программы:
Развивать у детей творческие способности, средствами нетрадиционного рисования, аппликации, лепки.
Задачи:
-Познакомить с различными способами и приемами нетрадиционных техник рисования, аппликации, лепки с использованием различных изобразительных материалов.
-Прививать интерес и любовь к изобразительному искусству как средству выражения чувств, отношений, приобщения к миру прекрасного.
- Отслеживать динамику развития творческих способностей и развитие изобразительных навыков ребенка.
- Создавать все необходимые условия для реализации поставленной цели.
Возраст детей
Возраст воспитанников, участвующих в реализации данной программы – от 3 до 4 лет
Сроки реализации программы
Срок реализации программы «Волшебные ладошки» рассчитан на 1 учебный год обучения.
Режим занятий
Количество воспитанников, занимающихся в кружке «Волшебные ладошки»
Для успешной реализации программы целесообразно разделение детей по подгруппам. Занятия проводятся 2 раза в неделю, во второй половине дня.
Занятия начинаются в октябре и заканчиваются в апреле.
Занятия проводятся – 2 раза в неделю.
Длительность одного занятия:
первый год обучения – 15-20 минут.
Содержание программы
Вторая младшая группа
ОКТЯБРЬ
Nп/п | Тема занятия | Техника | Программное содержание | ||
1. | Рисование пальчиками «Веселые мухоморы» | Продолжать знакомить с нетрадиционной изобразительной техникой рисования пальчиками. | Вырезанные из белой бумаги шаблоны мухоморов различной формы. | ||
2 | Лепка с техникой налипа «За грибами в лес пойдем» | Познакомить детей с техникой лепки налипа. | Плоскостные фигурки грибов из картона. | ||
3 | Оттиск пробкой, печаткой из картофеля (круги разной величины «Ягоды и яблочки» | Познакомить с техникой печатания пробкой, поролоновым тампоном, печаткой из картофеля. | Круг из тонированной бумаги, гуашь в мисочках желтого, красного, фиолетового, зеленого цветов | ||
4 | Декоративная аппликация с использованием фантиков «Лоскутное одеяло» | Вызвать интерес к созданию лоскутного одеяла из красивых фантиков и составление коллективной композиции из них. | Лист формата А-4,разноцветные фантики, клей, кисточки, салфетки. | ||
5 | Лепка с техникой налипа «Встреча с колобком»
| Развивать эстетические чувства передачей художественного сказочного образа в технике налипа. | Вырезанные из картона круги пластилин желтого цвета,дощечки. |
6 | «Ёжик» | Учить детей рисовать поролоновыми тампонами линии. Развивать мелкую моторику рук. | Игрушка ёж, альбомный лист, на котором нарисован ёж, гуашь, поролоновые тампоны |
7 | Аппликация «Кто к нам в гости пришёл» | Учить создавать образ при помощи отрывной аппликации, обогащать интеллектуальную сферу. | Цветная бумага, трафареты животных. |
8 | Рисование с использованием манки «Яблоко и груша» | Упражнять в смешивании и разведении гуаши с манкой, расширять представления о форме, размере и цвете предметов. Развивать изобразительные навыки и умения. | Манка + гуашь. |
9 | «Чашка» | Учить самостоятельно подбирать подходящие цвета, обводить точками нарисованный карандашом контур ватными палочками с гуашью | Чашка, тарелка, мяч, альбомный лист, простой карандаш, ватные палочки, гуашь, баночки с водой. |
НОЯБРЬ
Nп/п | Тема занятия | Техника | Программное содержание |
1 | Рисование пальчиками «Мои рукавички» | Продолжать знакомить с нетрадиционной изобразительной техникой рисования пальчиками. | Вырезанные из бумаги рукавички ,пальчиковые краски,салфетки. |
2 | Аппликация по технике накладывания ваты на бархатную бумагу «Облака» | Познакомить с техникой накладывания ваты на бархатную бумагу. | Лист бархатной бумаги синего или голубого цвета. Вата |
3 | «Первый снег» | Закреплять умение рисовать деревья большие и маленькие, изображать снежок с помощью техники печатания. | Листы бумаги, цветные краски, салфетки. |
4 | «Узоры на окнах» | Воспитывать желание создавать интересные оригинальные рисунки. | Тонированная бумага, белая бумага, гуашь, коктейльное трубочки. |
5 | «Черепашка» | Учить равномерно, распределять различные виды крупы по форме черепашки. | Картон, изображение черепахи, крупа, клей ПВА. |
6 | «Два петушка» | Совершенствовать умение делать отпечатки ладони и дорисовывать их. | Цветные карандаши, листы бумаги. |
7 | «Золотая рыбка» | Учить детей гуашь смешивается с шампунем. | Альбомный лист, моющее средство, гуашь. |
8 | «Снегири на ветке» | Формировать у детей обобщённое представление о птицах. | Лист, гуашь, две кисточки, маленький листочек для проверки цвета и все принадлежности для рисования. |
ДЕКАБРЬ
N п/п | Тема занятия | Техника | Программное содержание |
1 | Рисование ватными палочками «Снежинка» | Закреплять технику ,навык рисования ватными палочками. | Белый лист круглой формы с контурным изображением снежинки. Ватные палочки. |
2 | Лепка с техникой налипа «Украсим елочку» | Закрепить технику налипа, налипа с размазыванием. | Плоскостные фигурка елки из картона. Пластилин разного цвета. Дощечки для лепки. Салфетки. |
3 | Аппликация по технике мятой бумаги(салфетки) «Елочка пушистая, нарядная» | Закреплять навыки работы в технике мятой бумаги. | Вырезанные из зеленого картона елочки, салфетки разных цветов, клей, кисть для клея. |
4 | Рисование ватными палочками «Свитер для моих друзей» | Закреплять технику ,навык рисования ватными палочками. | Две куклы – мальчик и девочка, гуашь, силуэты свитеров разного цвета, эскизы свитеров с различными узорами. |
5 | «Зимний лес» | Упражнять в печати по трафарету. Закрепить умение рисовать пальчиками. Развивать чувство композиции. Воспитать у ребенка художественный вкус. | Печать по трафарету, рисование пальчиками. |
6 | Декоративная аппликация «Варежка для Деда Мороза» | Учить раскладывать узор из геометр. фигур по замыслу детей, пользоваться клеем и салфеткой. Развивать замысел . | Вырезанные из картона варежки, разноцветные геометрические фигуры :треугольники, овалы, квадраты, клей, салфетки. |
7 | Рисование « Дерево в инее» | Учить изображать иней кончиком кисти на ветках дерева, используя «манную» краску. | «Манная» краска (клей ПВА, манка), гуашь коричневая, кисть, ватная палочка, салфетка, альбомный лист в синих тонах, образец, картины деревьев в инее, |
8 | Аппликация по технике мятой бумаги(салфетки) «Снеговичок» | Закреплять навыки работы в технике мятой бумаги. | Вырезанный из картона силуэт снеговика ,салфетки белого цвета, клей,салфетки. |
ЯНВАРЬ
N п/п | Тема занятия | Техника | Программное содержание |
1 | «Зимний пейзаж» | учить регулировать силу выдуваемого воздуха, дополнять изображение. | Черная и цветная гуашь, лист, пластмассовая ложка, простой карандаш, гуашь, восковые мелки, принадлежности для рисования. |
2 | «Мышка» | Познакомить детей с техникой выполнения аппликации из ниток. | Изображение мыши на картоне, ткать, клей ПВА. |
3 | Рисование солью «Снежинка» | Научить новому приему оформления изображения: присыпание солью по мокрой краске для создания объемности изображения. | Гуашь + соль, шаблон снежинки. |
4 | Рисование ватной палочкой «Перчатки» | Знакомить детей со способом рисования ватной палочкой с помощью метода тычка, развивать изобразительные навыки и умения. | Рисование ватной палочкой. |
5 | Аппликация из рваной бумаги «Снегири и синички» | Упражнять в обрывании бумаги по контуру, составлении изображений на плоскости. | Обрывание бумаги. |
6 | Рисование «Веселые человечки» | Познакомить детей с новым методом рисования с помощью разноцветных веревочек. Передать силуэт человека в движении. | Волшебные веревочки. |
ФЕВРАЛЬ
N п/п | Тема занятия | Техника | Программное содержание |
1 |
Лепка с техникой налипа «Рыбка» | Закрепить технику налипа, налипа с размазыванием | Шаблон рыбки из картона, разноцветный пластилин. |
2 | «Белые лебеди» | Рисование способом тычка. | Лист, гуашь, две кисточки, маленький листочек для проверки цвета и все принадлежности для рисования. |
3 | «Хмурый день» | Учить детей наносить тонкий слой пластилина на основу. | Картон, доска, пластилин, стеки, губка, смоченная водой. |
4 | «Звездное небо»
| Учить создавать образ звездного неба, используя смешение красок, набрызг и печать по трафарету. | Листы бумаги для рисования, гуашь синего цвета, кисточки, подставки под кисточки, баночки с водой, паралон. |
5 | «Ледоход» | Показать разнообразные приемы работы с клеем для создания выразительного образа. | . Клей, бумага, кисть, гуашь голубого цвета. |
6 | Рисование «Необычные машины» | Упражнять в комбинировании различных техник; развивать чувство композиции, ритма, творчество, воображение. | Оттиск пробкой и печатками, черный маркер + акварель, «знакомая форма – новый образ». |
7 | Рисование «Галстук для папы» | Закрепить умение украшать галстук простым узором, используя крупные и мелкие элементы. | Оттиск пробкой, печатками из ластика, печать по трафарету, «знакомая форма – новый образ». |
8 | «Чашка» | Упражнять в технике рисования тычком, печатание печатками. Развивать чувство композиции. Учить дорисовывать предмет. Воспитывать у детей умение работать индивидуально. | Оттиск печатками, печать по трафарету, ватные палочки. |
Март
N п/п | Тема занятия | Техника | Программное содержание |
1 | Аппликация по технике мятой бумаги(салфетки) «Мимоза для мамы» | Упражнять в скатывании шариков из салфеток. | Открытки из цветной бумаги с нарисованной веточкой, вырезанные листья мимозы, салфетки (4на4), гуашь желтого цвета в мисочках, клей, кисти, салфетки целые, мимоза |
2 | «Цветочная поляна» | Продолжать учить детей рисовать красками, используя ватные палочки. | Тонированные в зелёный цвет листы бумаги для рисования; готовый рисунок – образец. |
3 | Рисование «Образы неба» | учить изображать небо в технике по мокрому «фону» | Дедушка – Лесовичёк, гуашь (белая, синяя, желтая, красная, оранжевая), лист А3 с закрашенной землей, салфетки вода. |
4 | Аппликация «Встречаем Весну» | знакомство с новыми техниками исполнения. | Цветная бумага |
5 |
Лепка – эксперименти-рование | учить детей моделировать образ ежика: вставлять иголки в туловище. | материал на выбор бисер, пуговицы, полянкам из цветного картона, клеенки, стеки, салфетки, пластилин. |
6 | «Цветущая веточка»
| Рисование зелени методом тычка, изображение цветов ватными палочками. | Листы бумаги с изображением веток с листочками. |
7 | «Солнышко» | Познакомить с техникой печатания ладошками. | Ватманский лист с нарисованным посередине желтым кругом, гуашь алого, желтого, оранжевого, малинового цветов. |
8 | «Плюшевый медвежонок» | Помочь детям освоить новый способ изображения - рисования поролоновой губкой. | Поролон (2шт.), тонкая кисть, гуашь. |
АПРЕЛЬ
N п/п | Тема занятия | Техника | Программное содержание |
1 | Коллективная аппликация «Пасхальные яички» | закреплять знания детей о народном творчестве, его истории. | Нарисованное на картоне пасхальное яйцо, разноцветный пластилин,семена,бусины, блестки. |
2 | «Одуванчик (аппликация + торцевание) | знакомство с новой техникой; обогащение интеллектуальной сферы. | Цветная бумага, гофрированная бумага. |
3 | «Совушка - сова» | Учить наносить тонкий слой пластилина на основу. | Картон, доска, пластилин, стеки, губка, смоченная водой, печатки. |
4 | Рисование ватной палочкой «Мячик» | Продолжать знакомить детей со способом рисования ватной палочкой методом тычка; развивать изобразительные навыки и умения. | Шаблоны мячиков, гуашь, ватные палочки. |
5 | «Бабусины гуси» | Продолжать учить использовать ладонь как изобразительное средство: окрашивать краской и делать отпечаток (большой пальчик смотрит вверх, остальные в сторону). Учить дополнять изображение деталями. | Рисование ладошкой |
6 | «Как я люблю одуванчики» | Совершенствовать эстетическое восприятие природных явлений и техник их изображения – обрывания и тычкования и других; развивать чувство композиции и колорита в процессе использования разных материалов для создания выразительного образа одуванчика в пейзаже. | Обрывание, восковые мелки, тычкование. |
7 | «Расцвели одуванчики» | Закреплять умение самостоятельно рисовать методом тычка цветы. | Тонкая кисточка, листы бумаги, гуашь. |
8 | Лепка с техникой налипа «Салют» | Закрепить технику налипа, налипа с размазыванием | Лист формата А-3,разноцветный пластелин,салфетки. |
Приемы и методы организации образовательного процесса
Методы обучения, используемые на занятиях:
1. Словесные: объяснение, диалог (диалог педагога и воспитанника, диалог дошкольников друг с другом), рассказ, беседа, консультация.
2. Наглядные:
- наглядные материалы: картины, рисунки, плакаты;
- демонстрационные материалы (образцы изделий).
- проведение занятий с использованием средств искусства:
- изобразительное искусство: знакомство, изучение, обсуждение;
- литература (проза, поэзия, устное народное творчество): чтение, прослушивание, обсуждение.
3. Практические:
- упражнения;
- выполнение задания (репродуктивный метод);
- творческая работа воспитанников.
Большая роль на занятиях отводится приемам игровой технологии, так как свободная деятельность детей во время игры располагает к более доступному восприятию информации. Задание «На что это похоже» способствует развитию творческого воображения и вместе с тем позволяет отрабатывать основные приемы лепки. Дети учатся фантазировать выполняя упражнение-игру «Что произойдет». Например: - Что произойдет, если оживут все сказочные герои?
В процессе игры воспитанники учатся общаться, анализировать, выделять главное, излагать свои мысли. Творческие мини-спектакли используются на занятиях по воплощению образов героев сказки в поделку.
Материально-техническое обеспечение программы:
1. Наличие наглядно-иллюстративного и дидактического материала:
– методические разработки занятий;
– учебные и методические пособия;
– технологические карты по изготовлению изделий;
– фотографии;
– образцы изделий.
2. Материалы и инструменты
1.Листы бумаги.
2.Гуашь.
3.Трафареты.
4.Кисточка с коротким ворсом (тычок).
5.Бумажные салфетки.
6. Ватные палочки.
7.Пластелин.
8.Щётка и стека.
9.Крупа.
10.Подносы.
11.Восковые мелки.
12.Печатки, штампы (подручный материал, растения, листья).
13. Клей карандаш.
14. Простой карандаш.
15. Ватные палочки.
3. Помещение для занятий должно быть просторным, хорошо освещенным, проветриваемым.
Форма подведения итогов
Диагностическое обследование проводится два раза – в начале и в конце учебного периода.
Стартовый контроль – проводится перед началом обучения, его цель – определение уровня подготовки воспитанников в начале цикла обучения, прогнозирование возможности успешного обучения.
Итоговый контроль – проводится в конце учебного периода, чтобы выявить уровень полученных знаний и умений.
Знания, умения и навыки определяются по разработанным критериям:
Выполнение действий:
-по образцу;
-по словесной инструкции;
-по чертежу.
- Эмоционально – волевая сфера:
-самостоятельность выполнения;
-умение доводить начатое до конца;
-умение сотрудничать;
-знает и применяет правила безопасной работы.
1 балл – ребенок с заданием не справляется;
2 балла – справляется с помощью педагога, недостаточно четко понимает и выполняет задания;
3 балла – справляется самостоятельно, в полном объеме.
От 1 до 1,9 - низкий уровень
От 2 до 2,9- средний уровень
От 3 – высокий уровень
Результаты первичного диагностического обследования детей,
посещающих кружок «Волшебные ладошки»
Фамилия, имя ребенка | Владение приемами | Выполнение действий | Эмоционально – волевая сфера | Общ.балл | Общ.уров. | ||
5. Список использованной литературы
- Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду.
2. В Надеждина. «Поделки и фигурки из солѐного теста. Увлекательное рукоделие и моделирование» -Минск: Харвест, 2008. –192с.
3. И.А.Лыкова, Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки» -М.: КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА, 2007.
4. Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду.
5. И.А.Лыкова «Художественный труд в детском саду. Экопластика». М.: Издательский дом «КАРАПУЗ», 2009.
6. И.А.Лыкова «Мы за чаем не скучаем» М.: Издательский дом «Цветной мир», 2012.
7. И.А.Лыкова, Л.В.Грушина «Горячие картины» Издательский дом «КАРАПУЗ», 2010.
8. Рузанова Ю.В.
Развитие моторики рук в нетрадиционной изобразительной
9. Маслова Н.В. «Лепим из соленого теста». М.: Астрель; СПб, 2008.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа кружковой работы для детей старшего дошкольного возраста по ручному труду и экологии "Кладовая Республики Адыгея"
Многие дошкольники в наше время мало общаются с живой и неживой природой, природными материалами. И очень жаль, ведь знакомство с природой и изготовление поделок из природного материала развивает в до...
Программа кружковой работы: "С чего начинается Родина"
Методическая разработка содержит тематическое и перспективное планирование для работы кружка по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста. Занятия могут использоваться и самостоят...
Программа кружковой работы по развитию ручной умелости и подготовки руки к письму «Умные пальчики».
Раскрыта технология проведения кружковой работы по подготовке руки к письму....
Программа кружковой работы по художественно-эстетическому развитию детей дошкольного возраста "Волшебная бумага"
В настоящее время педагоги , занимающиеся проблемой развития художественно-эстетических способностей детей, отмечают, что именно различные виды продуктивной деятельности, в частности работа с...
Рабочая программа кружковой работы «Работа с бумагой « Квиллинг»
Cчитаю, что развитие мелкой моторики детей дошкольного возраста – это одна из актуальных проблем, потому что слабость движения пальцев и кистей рук, неловкость служит одной из причин, затрудняющих овл...
Программа кружковой работы по тестопластике: «Вот какое тесто». Выборочные конспекты и фото работ.
Обучать детей различным техникам лепки из солёного теста; обучать культуре речевого общения, выразительной речи, эмоциональному настрою; умению планировать свою деятельность, предвидеть результат, дов...
Рабочая программа кружковой работы по дополнительной общеразвивающей программе дошкольного образования по нетрадиционной технике рисования «Волшебные пальчики» для детей от 3 до 4 лет
Данная рабочая программа предназначена для работы с детьми младшего дошкольного возраста (3-х до 4-х лет) и является дополнительным видом образования в форме кружковой работы п...