Консультация для родителей "Роль игрушки в развитии ребенка"
консультация (младшая, средняя группа)
Роль игрушки в жизни ребёнка очень разнообразна. Игрушка есть неисчерпаемым источник радости, с помощью игрушки можно наиболее интересней организовать игру и устроить весёлое развлечение. Большую роль она играет и в воспитании детей. Игрушка помогает формировать у детей понятия об окружающих предметах, умение разнопланово с ними действовать, способствует обучению детей правилам поведения, взаимодействия с близкими людьми.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_rol_igrushki_v_razvitii_rebenka.doc | 117 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей
Роль игрушки в жизни ребёнка очень разнообразна. Игрушка есть неисчерпаемым источник радости, с помощью игрушки можно наиболее интересней организовать игру и устроить весёлое развлечение. Большую роль она играет и в воспитании детей. Игрушка помогает формировать у детей понятия об окружающих предметах, умение разнопланово с ними действовать, способствует обучению детей правилам поведения, взаимодействия с близкими людьми.
На каждом возрастном этапе развития детей игрушка играет свою основную роль. Так, на первом месяце жизни ребёнка игрушка является внешним раздражителем, стимулирует деятельность анализаторов – слуха, зрения, прикосновения - и влияет развитию и усовершенствованию этих функций.
С возрастом роль игрушки возрастает. Она влияет на развитие движений ребёнка – сначала головы, а затем и более сложных – движение рук, движений, связанных с перемещением ребёнка в пространстве (переворачиванием, лазанием, хождением с опорой, самостоятельное хождение)
На втором и третьем году жизни ребёнка игрушка в ещё большей мере влияет на всестороннее его развитие. Игры с игрушками положительно влияют не только на развитие движения, а и внимания, памяти, помогают формировать у детей положительные черты – умение доводить начатое дело до конца. Например, ребёнок прилагает большие усилия, чтобы построить из кубиков башенку, которая была бы устойчивой, не падала, или нанизать кольца на стержень пирамидки или попасть мячом в цель и др.
Для того чтобы игрушка играла значительную роль в том или ином периоде развития ребёнка, нужно тщательно подбирать их. А правильно подобрать игрушки воспитатель может только тогда, когда знает не только программные задачи, а и то, как происходит развитие игры у детей первого, второго и третьего года жизни.
Развитие умений действовать с предметами тесно связано с развитием органов чувств и осуществляется поэтапно. Так, на первом месяце жизни под влиянием внешних раздражителей (лицо и голос взрослого, яркая игрушка, которые вызывают деятельность анализаторов, у ребёнка возникает активное бодрствование. Оно выявляется в коротком осторожном её взгляде.
На втором году жизни происходит дальнейшее развитие игровых действий, постепенно развивается игра. Основным видом самостоятельной детской деятельности этого периода есть действия с предметами. Зависимо от возраста ребёнка эти действия имеют разный характер.
В начале второго года жизни ребёнок совершенствует простые манипуляции с предметами. Эти манипуляции были усвоены им в предыдущем возрастном этапе: он открывает и закрывает коробочку, вкладывает в неё и достаёт предметы, накладывает кубик на кубик и ставит их в ряд, снимает кольца со стержня и нанизывает их, конструирует из кубиков башенку. Эти действия дают детям возможность практически знакомиться с особенностями разных предметов.
Дети второго года жизни, как и дети возрастом 11-12 месяцев, играют уже и с сюжетными игрушками. Содержание игр детей вначале второго года жизни очень примитивные. Играют, они ещё не используя специальные действия, а постукивают одной игрушкой об другую, просто носят её, кидают, прижимают и т. д.
В возрасте 1 год 3-5 месяцев дети могут выполнять 2-3 специфических действия, «Кормят» куклу или игрушечных животных, укладывают их «спать», «водят» куклу, «едят» из пустой чашки и т. д. В этих играх дети ещё не отображают моменты из своей жизни, а повторяют те действия, которые выполняют взрослые, когда «кормят» куклу или «укладывают» её «спать».
У детей в возрасте до 1 года 5-6 месяцев происходит усложнение игры, которое проявляется в том, что ребёнок переносит усвоенные раньше действия на другие предметы, то есть начинает обобщать действия («кормит» не только куклу, а и котика, собачку).
Усложнение игры состоит ещё и в том, что теперь в играх отображаются не только действия взрослых, которые специально и неоднократно показывали в повседневной жизни. Воспроизведение того, что ребёнок сам видит, есть начало сюжетной игры.
После 1года 5-6 месяцев действия с предметами начинают приобретать целостность характера – ребёнок пытается нанизать все кольца на стержень, сложить все кубики в ящик.
Обогащается содержание и тех игр, в которых действующим лицом есть сам ребёнок: кроме представления того, как она «ест», она ещё может и «писать», «носить воду» в ведре, «поливать» с леечки, «варить кашу» и др.
В этом возрасте новую за содержанием игру можно вызвать советом, однако это при условии, когда ответные действия известны ребёнку из опыта (например, «покажи кукле картинку» или «покатай куклу» и др.). В игре ребёнок много раз повторяет одно и то же действие, использует несколько предметов, в тои числе и игрушки, используемые предметы в употреблении (мебель, посуда). Это есть результат того, что ребёнок начинает отображать в игре эпизоды своей жизни. Как и в повседневной жизни, игра ребёнка практически овладевает действиями с предметами с их предназначением, учится пользоваться ими («пьёт» из чашки, хотя она и пустая, садится на кукольный стульчик, хоть он и маленький).
Итак, начало сюжетной игры – на втором году жизни ребёнка – характеризуется специфическим манипулированием предметами с воспроизведением движений взрослого, на основе чего развивается отображений в игре действий, знакомых ребёнку из личного опыта.
Содержание сюжетной игры на третьем году жизни изменяется, усложняется. Рядом с отображением отдельных действий, дети разворачивают в игре последовательные, взаимосвязанные между собой действия. Например, перед тем как «накормить» куклу, ей «моют» и «вытирают» руки, садят её за стол; перед тем, как «положить спать», её раздевают, готовят кровать и др.
Дальнейшее развитие игры основывается на том, что дети поэтапно учатся сложнее и разнообразнее действовать с игрушками, их игры становятся более разнообразными за сюжетом. Ребёнок играет не только реальными предметами, как раньше, а и дополняет их воображаемыми («яблочки» в пустом ведёрке, «конфетка» в руке). Иногда дети называют и мнимые качества предметов (яблоки «вкусные», кукла «больная», что свидетельствует о возникновении у детей представления.
Дети в этом возрасте начинают использовать в игре предметы-заменители, например, палочки, камешки, кубики, листочки, травку и др., что используют его как «градусник» для заболевшей куклы или «мыло», когда купают куклу, как «ягодки», «котлетки», «тарелочки» и др.
В конце 3-го года появляются ролевые игры, что свидетельствует о новой ступени в развитии детей – о наличии первого опыта, ориентировки в окружающей жизни, способность устанавливать связи между разными, отдельным, особенностями предметов, явлениями социального окружения, обобщение их, то есть формирование первых элементарных понятий.
В играх детей начинают отображаться и социальные отношения, например, ребята «ходят на работу», как папа, как мама; ласково, внимательно обходятся с куклой или сердятся на неё, делают ей замечание.
Перед возникновением ролевой игры у детей есть изображение действий конкретных взрослых, что их окружает: воспитатели, младшие воспитатели, у нас в доме ребёнка – это врачи, медицинская сестра, музыкальный руководитель, инструктор ЛФК, массажисты, повара, швея и т. д. Ребёнок, например, не просто показывает картинки кукле, а показывает их точно так, как показывает воспитатель детям. При этом ребёнок ещё не выступает в роли воспитателя. Ф. И. Фрадкина назвала такие действия детей «роль в действии». «Роль в действии» характеризуется тем, что дети изображают действия конкретных взрослых, но при этом ещё не берут на себя их роль.
Позднее, выполняя роль, ребёнок замечает сходство своих действий в игре с действиями взрослого, осознаёт свою роль после фактического выполнения её, то есть ребёнок сначала играет, а потом называет себе (Таня – «тётя Маруся»).
Однако не взятая на себя роль обозначает её действие, а действие напоминает ребёнку про подобные действия взрослого. Роль, как один из компонентов данной ситуации, возникает из действий, что их совершает малыш в игре.
Вместе с этим ролевая игра на третьем году жизни не основной вид игры, дети часто забывают про роль, которую они берут на себя.
В этом возрасте преобладают отображающие игры, остаются игры и без определённого сюжета, в которые играют дети на втором году жизни: расставляют мелкие игрушки, складывают их в коробки, катают шарики, складывают в коробку и вынимают из неё кубики, много раз заводят ключом заводные игрушки и др. Но делают это дети не ради самого процесса действий, их интересует и результат: пытаются поставить игрушки так, чтобы они стояли не далеко, чтобы все кубики поместились в ящик и др.
Для того, чтобы дети научились играть, чтоб их игра развивалась соответственно их возраста, следует обеспечить необходимые условия и правильное руководство со стороны взрослого. Одним из таких условий — это необходимый набор игрушек, который осуществляется на основании заданий, определённых программой.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей "Влияние игрушки на развитие ребенка"
Консультация для родителей детей 3-4 лет "Влияние игрушки на развитие ребенка"...
Консультация для родителей "Игрушки для развития речи ребенка"
Консультация предназначена для родителей детей младшего дошкольного возраста...
Статья.Консультация для родителей: «Влияние игры и игрушки на развитие ребенка.»
Консультация для родителей: «Влияние игры и игрушки на развитие ребенка.» Самое благоприятное и плодотворное время для развития ребенка- с момента его рождения до 6 лет.Именно в данный пром...
Консультация для родителей «Игры и игрушки в развитии ребенка старшего дошкольного возраст»
Игра в жизни каждого ребенка имеет особое значение. В игре ребенок приобретает новые знания и умения, пополняет и активизирует словарь, развивает познавательные способности, тренирует волю, смелость, ...
Консультация "Роль игрушки в развитии ребенка"
Роль игрушки в развитии ребенка...
консультация для родителей :"Игры и игрушки в развитии ребенка старшего дошкольного возраста"
Игра в жизни каждого ребенка имеет особое значение. В игре ребенок приобретает новые знания и умения, пополняет и активизирует словарь, развивает познавательные способности, тренирует волю, смелость, ...
Консультация для родителей « Игры и игрушки в развитии ребенка»
Выбирайте игрушки правильно!...