социально-коммуникативное развитие дошкольников
консультация (старшая группа)

Салыева Наталья Николаевна

Есть несколько технологий социально-коммуникативного развития дошкольников. Предлагаю вниманию несколько игровых технологий для ознакомления.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sotsialno_-kommunikativnoe_razvitie.docx348.3 КБ

Предварительный просмотр:

Социально-игровая технология

https://mypresentation.ru/documents/6fda7c6e72dc25f49ace2c11878812fd/img3.jpg

Социально-игровая технология ориентирует воспитателя на поиск способов такого общения с детьми, при котором утомительная принудиловка уступает место увлеченности (они прежде всего воспитывают ребенка, а потом развивают). Правильный смысл социо - игровой педагогики – группо - игровая педагогика. Любую детскую игру следует осуществлять в атмосфере взаимопонимания, договоренности о “правах” на ошибку и “обязанностях” слышать и видеть окружающих. Педагог должен помнить, что взрослый и ребенок имеют одинаковое право на ошибку. Однако практика показывает, что деятельность многих педагогов весьма декларативна: взрослый всегда прав и ребенок не должен с ним спорить, отстаивая свою точку зрения.

Основа социально-игровой технологии заложена в словах : «Мы не учим, а налаживаем ситуации, когда их участникам хочется доверять друг другу и своему собственному опыту, в результате чего происходит эффект добровольного обучения, тренировки и научения» (В. М. Букатов).

Смысл основного вектора социально-игровой технологии в том, чтобы воспитателям научиться слушать детей. И в этом им могут помочь три социо-игровых постулата (принципа) педагогического мастерства .

1. «Не учить!»

Если большинство из привычных технологий ориентированы на то, как лучше воспитателю объяснять, рассказывать, учить, то в социально-игровой технологии воспитателям надо, прежде всего, учиться не столько объяснять, сколько… молчать! Потому что их задача в том, чтобы не учить, но создавать ситуации, когда дети начинают учиться, то есть учить себя сами.

2. «133 зайца!»

В народе как говорят«За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь». А вот, если по социально-игровомуто дело обстоит иначе: «Если гнаться, так уж сразу за 133-мя зайцами. Тогда, глядишь, с десяток и поймаешь, из которых пять будут науке неизвестны». Другими словами – нечаянная радость.

3. «Не бояться быть идиотом!»

Когда воспитатель, не кривя душой, признаётся детям, что про то или иное он и в самом деле не знает – это так окрыляет детей! Но для этого воспитателю надо уметь во время образовательной деятельности заходить в область неведомого.

Последовательность введения игр:

Игра для рабочего настроя – «Тень - потетень»«Встань по пальцам»«Стою, на кого-то смотрю»«Замри»«Волшебная палочка»«Летает - не летает» и др.

Игры социально - игрового характера – «Комплимент»«Составь слово»«Живой алфавит» и др.

Игры творческого самоутверждения – «Браво»«Сценки-истории»«Животные» и др.

Игры вольные, требующие передвижения – «Секрет»«Ловишки»«Колечко – колечко»«Где мы были, не скажем, а что делали - покажем»«День и ночь» и др.

Технология Рылеевой Е.В. «Мы вместе! 10 игр для социализации дошкольников»

http://berezka-book.ru/media/import_files/e4/e4816040-7d3a-11e5-b071-902b34ac56db_0ae51c6a-7d45-11e5-b071-902b34ac56db.jpeg

Технология, предлагаемая Е.Рылеевой для детей 4-7 лет, ориентированная на развитие навыков сотрудничества, адекватной самооценки и начал личностного развития. Технология получила название «Мы вместе!». Основу технологии составляет описание десяти дидактических игр, которые обеспечивают решение задач всех пяти образовательных областей – социально-коммуникативного, познавательного, речевого, физического, художественно-эстетического развития – через организацию различных видов деятельности ребенка. Данная технология помогает эффективно реализовать ФГОС

Игра № 1. «Волшебная палочка»

Игра № 2. «Найди свою группу»

Игра № 3. «Давай думать вместе»

Игра № 4. «Живые прыгалки»

Игра № 5. «Нарисуй то же своим цветом»

Игра № 6. «Найди свое место в ряду»

Игра № 7. «Зрительный зал»

Игра № 8. «Радиоэфир»

Игра № 9. «Покажите нам...»

Игра № 10. «Волшебные картинки»

Игра №1 «Волшебная палочка»

Задачи, ориентированные на социальное развитие детей

Формирование навыков речевого этикета:

заинтересованно выслушивать всех участников игры

быстро включаться в групповую работу

самостоятельно оценивать ответы и высказывания других детей

выражать свое мнение публично

сдерживать свое желание подсказывать

придерживаться правила очередности в высказывании своего мнения

Детям демонстрируется заменитель «волшебной палочки» и объясняется его назначение в игре: «Это волшебная палочка. Волшебная она потому, что знает все правильные ответы на все вопросы в мире. Сейчас волшебная палочка у меня. Значит я – водящий. Выбираю себе партнера в кругу (педагог подходит к любому из детей), задаю ему вопрос.

Если ответ будет правильным, палочка перейдет к отвечающему, если нет – останется у водящего. Все остальные участники игры будут следить за ответами детей и помогают волшебной палочке. Но делать это надо по правилам: если вы согласны с ответом – сообщить об этом палочке аплодисментами, если нет - вы должны сообщить об этом палочке топаньем.

Дополнительные правила в игру может вносить воспитатель: ответы не должны повторяться, на повторы – сигнал: хлопаем, топаем, если ответы закончились, можно предложить другую тему для разговора, чтобы не было пауз и т.п.

Эта игра поможет воспитать у детей выдержку, терпение, потому что говорит только тот, у кого «волшебная палочка».

Программа-технология Светланы Васильевны Кривцовой «Жизненные навыки».

https://www.ya-roditel.ru/upload/iblock/0d9/0d94da05b10a8437602b51d26d978e84.jpg

Исходные утверждения программы:

  • Невозможно формировать социальное поведение детей посредством отдельных занятий-уроков
  • Только когда все в детском саду: и воспитатели, и педагоги на своих занятиях, и нянечки, и охранник дядя Петя, начнут систематически уделять внимание тому, что обращаться с другими и самим собой можно правильно или неправильно, и наконец, станут примером для подражания, только тогда поведение детей начнет меняться
  • При этом детям дошкольного возраста не нужно осознавать и рефлексировать собственный стиль неконструктивного поведения, тем более специально учиться рассуждать об этом, а вот взрослым это делать необходимо.

Это - занятия-путешествия, занятия-игры. Путешествие — это не столько идея приключения, сколько наиболее полная форма, отражающая содержание переживаний ребенка во время занятий. Мы путешествуем к себе и к другим, узнаем про себя и открываем мир. И так каждый раз. Это ритмическое проживание «туда и обратно», «вдох и выдох» заключено в самом действии. Т. В. Бабушкина называла это «воспитывающим путешествием, которое через внешнее движение развивает внутренний мир» Данная программа состоит из диагностической и развивающей частей.

В диагностической методике выделены 45 социальных умений, которые разбиты на пять блоков.

  • Навыки адаптации (умения слушать, обращаться за помощью, выражать благодарность, следовать полученной инструкции, доводить работу до конца, вступать в обсуждение, предлагать помощь взрослому, задавать вопросы, заявлять о своих потребностях, сосредотачиваться на своем занятии, исправить недостатки в работе)
  • Навыки общения со сверстниками - «Навыки дружелюбия» (умения знакомиться, присоединиться к играющим детям, играть по правилам игры, просить об одолжении, предлагать помощь сверстнику, выражать симпатию, принимать комплименты, проявлять инициативу, делиться, извиняться)
  • Навыки обхождения с чувствами (умения воспроизводить основные чувства, выражать чувства, распознавать чувства другого, сочувствовать, обращаться с собственным гневом, реагировать на гнев другого человека, справляться со страхами, переживать печаль)
  • Навыки альтернативы агрессии (умения мирно отстаивать свои интересы, выражать недовольство, спрашивать разрешения, спокойно реагировать в ситуации, когда не принимают в общую деятельность группы, адекватно реагировать в ситуации, когда дразнят, проявлять толерантность, принять последствия собственного выбора (отношение к своей ошибке), реагировать на незаслуженные обвинения, реагировать в ситуации, когда виноват)
  • Навыки преодоления стресса (умения проигрывать, обходиться с чужой собственностью, говорить «нет», адекватно реагировать на отказ, справляться с ситуацией игнорирования, справляться со смущением, справиться с накопившимся стрессом с помощью двигательной активности)

Реализация технологии предполагает достижение следующих результатов:

Для детей: - повышение показателей социального развития и комфортности детей в образовательном пространстве ДОУ; - высокий показатель сформированности социально-личностных качеств выпускника ДОУ (самостоятельность, ответственность, произвольность) и внутренней позиции школьника; - повышение готовности проявлять инициативу, планировать свои действия и оценивать результаты; - сформированность навыков ориентации в пространстве; - сформированность дружеских отношений, проявление уважительного отношения к окружающим; Реализация программы будет иметь позитивный воспитательный результат, способствовать включению детей в общественную жизнь, повысит уровень готовности ребенка к школе.

Для родителей: - повышение психолого-педагогической компетентности родителей в вопросах воспитания и развития детей; - формирование социальных навыков по эффективному взаимодействию с ребенком на разных этапах его развития; - увеличение числа родителей, принимающих активное участие в мероприятиях ДОУ, занимающих активную позицию в воспитании и развитии ребенка, в общественно-государственном управлении дошкольным учреждением; - оптимизация детско-родительских отношений; - сохранение семейных ценностей и традиций; - возрастание интереса родителей к работе ДОУ, воспитанию детей, улучшению детско-родительских отношений; - рост удовлетворенности родителей педагогами, специалистами и ДОУ в целом.

Детский совет.

https://fs02.rchuv.ru/rchuv19/ds93/activities/2021/fd67d2d1-f82a-4f6a-907b-d9603dae914e/8acc427d1127dc6a4159f6d8e5b47.jpg

Что такое «детский совет»? *Это технология обучения, которая объединяет детей и взрослых вокруг событий и совместных дел, то есть предусматривает полноправное участие ребенка в образовательном процессе,  основанном  на «субъект-субъектном» подходе, именно детям принадлежит роль инициаторов, активных участников, а не исполнителей указаний взрослых.

Цель: создание условий для эмоционального настроя детей на весь день, включение детей в управление событиями и временем, тренинг коммуникативных умений.

Задачи детского совета

  • Создать эмоциональный настрой на весь день – «задать тон».
  • Создать условия для межличностного и познавательно - делового общения детей и взрослых.
  • Развивать эмпатию.
  • Учить выбирать из личного опыта наиболее значимые, интересные события, рассказывать о них кратко, но последовательно и логично.
  • Учить формулировать суждения, аргументировать высказывания, отстаивать свою точку зрения.
  • Развивать умения выбрать тему нового проекта / подвести итоги проекта, разработать план действий.
  • Учить детей делать осознанный ответственный выбор.
  • Развивать умение договариваться о совместной деятельности, распределять роли и обязанности и др.

С чего же начать подготовку к проведению детского совета?

  1. С выбора удобного места, такого, где вы можете поместиться всей группой, где достаточно места для размещения  демонстрационных материалов.  Перенесите туда ковер, или попросите родителей сшить для каждого персональный коврик: тогда сидеть будет и удобно, и не холодно.
  2. Определить   правила, которые помогают осуществлять образовательный процесс  без многочисленных замечаний. Эти правила должны стать  законом  группы, приниматься  и соблюдаться всеми детьми.   Правила поведения в группе независимо от их содержания должны формулироваться  позитивно: *«Внимательно слушай других», а не «Не перебивай других, «Кричать и бегать можно на улице, а не «Не кричи», «Бегать нельзя», «Положи материалы так, чтобы их можно было найти, а не раскидывайте игрушки и т. п.

Как работает «детский совет»? «Детский совет» проходит утром - в начале образовательной деятельности и вечером - в завершении.

На утреннем сборе:

  • Дети собираются все вместе, радуются встрече, началу нового дня.
  • Играют в разнообразные игры, не требующие крупных движений.
  • Обмениваются новостями, задают вопросы.
  • Определяют тему работы.
  • Планируют содержание и формы работы по теме, если тема новая и/или планируют свою работу в центрах, если тема продолжается.

Вопросы, которые могут быть заданы в начале детского совета:

  • Какое у вас настроение?
  • У кого утро доброе?
  • Кто хочет поделиться новостями (впечатлениями, идеями, сомнениями)?
  • Чтобы ты хотел уточнить у…?
  • Что бы вы могли посоветовать…?
  • Чем нам может помочь эта новость?
  • Что нового мы узнали о …?
  • Что вас порадовало (удивило, огорчило)?

Длительность проведения детского совета.

 В целом детский совет может длиться, в зависимости от возрастной группы и ситуации, от 5 до 20 минут. Жесткой рамки нет. Все будет зависеть от того, насколько всем хорошо вместе, насколько детский совет идет живо и весело, насколько обсуждаемая тема интересна и важна и что составляет главную задачу: выбор темы,  планирование или текущее самоопределение детей в делах и действиях дня.

Единственно верной структуры НЕТ.

  • Детский совет НЕ занятие.
  • Участие в нем НЕ может быть принуждением.

Навык приходит только с практикой, но есть несколько  советов, которым можно следовать в его развитии.

  • Не игнорируйте, но и не оставайтесь на новостях и высказываниях, связанных с покупкой вещей. Если вы будете их поддерживать, то возникнет риск того, что дети будут считать новостью, когда им что-то купили.
  • Не морализируйте. Если новость или идея, высказанная ребёнком, затрагивает отрицательные, на ваш взгляд, события или действия, постарайтесь понять, какие чувства испытывает тот, кто об этом говорит. И реагируйте на чувства.
  • Не оценивайте. Нельзя оценивать других, особенно родителей, со слов ребёнка. Например: «Моя мама сделала красивую вышивку», вы - «Я вижу, ты гордишься своей мамой».
  • Не стесняйтесь, если проблема,  которую затронул ребёнок, выходит, в вашем понимании, за рамки приличия. Например: «Я вчера видел, откуда кошка рожала котят», вы – «Ты узнал, как появляются на свет котята».
  • Не расспрашивайте, если эта новость не составляет непосредственной важности для всех детей. Универсальная форма прекращения обсуждения какой-либо «опасной» темы – спокойно, уверенно сказать: «Так бывает».
  • Учитесь управлять своим взглядом. Если вы хотите показать ребёнку, что не склонны поддерживать его дальнейшие высказывания, коротко ответьте и переведите внимательный взгляд дальше.
  • И наконец, *позволяйте детям играть роль воспитателя и самим решать, кто сегодня будет рассказывать о новостях.

Роль взрослых.

  • При ведении детского совета взрослый – модератор. 
  • Взрослые основывают свою деятельность на *понимании и признании потенциальных способностей, возможностей и прав ребенка на свободу, самостоятельное познание окружающего мира во всем его многообразии; предоставляют детям достаточную свободу для реализации их собственных замыслов, очерчивая ее рамками принятой культуры и формируя у воспитанников понимание ответственности за свой выбор, действия и результаты. 
  • Как ресурсная личность, воспитатель вместе с другими участниками образовательного процесса *создает в группе необходимые условия, помогает детям найти и использовать разнообразные источники информации. 

Вне зависимости от названия, детский совет – это место  и время делового и духовного общения взрослых с детьми, задающего смысл и стиль всей жизни группы – маленького уникального сообщества со своей историей, культурой, интересами, потребностями и возможностями.

Технология социально-коммуникативного развития Н.П. Гришаевой.

https://fsd.multiurok.ru/html/2018/10/25/s_5bd1e8adbe14c/img0.jpg

Н. П. Гришаева указывая важность социализации дошкольников. Она считает, что предложенные ею технологии позволят изменить образовательный процесс. Так н. П. Гришаева предлагает систему по социализации, которая включает 10 технологий, которые могут быть использованы как все вместе, так и отдельно: клубный час, рефлексивный круг, ситуация месяца, «заключительные праздники по «ситуациям месяца», «проблемные педагогические ситуации», дети – волонтеры, социальная акция, волшебный телефон, развивающее обуче.

Авторская технология эффективной социализации ребенка в детском саду позволяет системно реализовать ФГОС, в том числе развить у детей саморегуляцию поведения, инициативность, ответственность и многие другие важные качества.

Утренний круг важен тем. что дети самостоятельно выбирают направление деятельности, на весь день.

Вхождение в работу начинается с звукового сигнала, у каждого педагога он свой: звонок, хлопок, звучание музыкального инструмента, мелодия, стихотворение и многое другое. Дети быстро ориентируются и понимают, что педагог их ждет. Для обсуждения воспитатель создает и поддерживает эмоциональный настрой, включается легкая, запоминающаяся музыка. Дети садятся в круг, педагог рядом с детьми, для понимания детьми, что его очередь говорить, передается по кругу предмет, например: мячик, колокольчик, игрушка. Дети передавая предмет отвечают на поставленный педагогом вопрос. Дошкольники быстро запоминают правила утреннего и вечернего круга.

Цель утреннего круга поделиться впечатлениями, узнать новости, обсудить планы, проблемы, договориться о правилах.

Основные направления взаимодействия с детьми:

• Планирование - обсуждение планов, реализация совместных дел

• Информационные – обсуждение новостей

• Проблемная ситуации - предлагаются темы для обсуждения

•Развивающий диалог – учит ребят вести дискуссию, направлять, не давать прямых объяснений, готовых ответов.

• Детское сообщество – учит дошкольников вниманию друг к другу, учит дружить, создавать положительный эмоциональный настрой.

• Навыки общения – учит детей культуре диалога со сверстниками и взрослыми.

• Равноправие и инициатива – поддержка взрослыми равных возможностей и тихим, и бойким, и лидерам.

Вечерний круг: проводиться в форме рефлексии- обсуждения с детьми наиболее важных моментов прошедшего дня.

Цель вечернего круга научить детей осознавать и анализировать свои поступки и поступки сверстников.

Если требуют обстоятельства, например, в группе произошло ЧП, то «вечерний круг» проводится еще раз, сразу после происшествия. Где проводится обсуждение поступка, и совместный поиск пути решения. Важно, что бы дети сами определили путь своего дальнейшего поведения.

Для плодотворного обсуждения создается благоприятный психологический настрой. Включается спокойная легкая музыка: на утренний и вечерний круг это две разные мелодии.

Коротко об одном дне….

Я предлагаю вам сесть в круг и поприветствовать друг друга доброй, открытой улыбкой. Ведь именно улыбка способствует позитивному настроению, развитию уверенности в себе, эмоциональной раскованности.

Пусть наша добрая улыбка,

Согреет всех своим теплом,

Напомнит нам, как важно в жизни,

Делиться счастьем и добром!

Улыбнулись? Значит, вы готовы к общению. Сегодня день солнечный, тёплый, давайте подышим этим теплом, наполнимся энергией солнца (дети берутся за руки, руки поднимают к солнцу, делают вдох, руки направляют в центр круга – выдох). Молодцы! Вы почувствовали это тепло. Каждый из нас сейчас чувствует волнение, и мне хотелось бы, чтобы у всех было хорошее настроение, гармония, а для этого нужно подарить комплимент друг другу. (Мы высказываемся). После высказываний предложить детям выбрать цветную ленточку, соответствующею его настроению.

Вечерний круг подводит итоги дня. Все дети становятся в круг педагог передает длинную ленточку. При передаче ленточки по кругу каждый должен сказать друг другу ласковое слово или комплимент. После этого, все дети садятся на ковер и к ним прилетает красивая птичка или приходит игрушка. Воспитатель задает вопросы по теме прошедшего дня, и птичка прилетает на ладошку к тому ребенку, который хочет высказаться. В конце нашего круга, ребята рассказывают о своих планах и желаниях на следующий день.

Результативность технологии

Инновационная технология «утренний и вечерний круг» позволяет на должном уровне преодолевать назревшие трудности у детей с заниженной самооценкой, робостью, застенчивостью в контактах со сверстниками и малознакомыми людьми.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие социально – коммуникативных навыков старших дошкольников с использованием игрового моделирования проблемной ситуации

Социально-коммуникативное развитие детей является наиболее важной проблемой в современной педагогике. Её актуальность возрастает в современных условиях в связи с особенностями социального окружения ре...

Игровое пособие "Радуга-MIX"и его образовательный потенциал в развитии социально-коммуникативных навыков у дошкольников

КОНЦЕПТУАЛЬНОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА «АВТОРСКАЯ ИДЕЯ В МОЕЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ»...

Техника ЛЕГО – конструирование как средство развития социально-коммуникативных навыков у дошкольников

Презентация по использованию техники лего- конструированиядля развития социально-коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста...

Выступление на районном методическом объединении. Тема: «Развитие социально-коммуникативных навыков младших дошкольников через сказку».

Проблема приобщения к социальному миру всегда была и остаётся одной из ведущих в процессе формирования личности дошкольника. В современных условиях актуальность данного вопроса возрастает в связи с ос...

Развитие социально-коммуникативной компетенции у дошкольников через социоигровые технологии в контексте ФГОС ДОО

Статья об использовании социоигровых технологий в развитии коммуникативных умений детей дошкольного воэраста....