проект «Вода – источник жизни»
проект (подготовительная группа)

Исмаилова Анна Рудольфовна

проект «Вода – источник жизни»долгосрочный (1 учебный год). Для воспитанников подготовительной группы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_-_voda_-_istochnik_zhizni.docx35.41 КБ

Предварительный просмотр:

Тема проекта: «Вода – источник жизни».

Введение:

О воде надо помнить с большой буквы,

так как она не только необходима для жизни,

она сама жизнь. (Экзюпери)

   Вода – одно из главных богатств на Земле. Вода - это слово известно нам с самого рождения. Подчас мы даже не задумываемся о том, что оно обозначает и что для нас значит. А ведь вода - это главная составляющая всего живого нашей планеты. Без воды никто и ничто на земле не сможет существовать. Наши предки пили только чистую, живую воду, и складывали о ней легенды и сказки. Невозможно представить, что стало бы с нашей планетой, если бы исчезла пресная вода. А такая угроза существует. Пресной воды в мире всего 3 %. Эти запасы истощаются, пресной воды становится всё меньше и меньше. От загрязненной воды страдает все живое вокруг. Поэтому вода – наше главное богатство. Мы решили узнать, как бережно её расходовать. Для исследования мы выбрали тему: «Вода – источник жизни».

Тип проекта: Познавательно-исследовательский, групповой. 

 Участники проекта: дети подготовительной группы, родители, воспитатели.

Продолжительность: долгосрочный (1 учебный год).

Актуальность темы: По результатам бесед с детьми мы выяснили, что дети мало знают о том, что происходит с водой в природе; какие у неё свойства; сможет ли человек и всё живое прожить без воды; сколько воды на земле; как вода попадает в наши квартиры.

Цель проекта: Формирование у детей знания о значении воды в жизни всего живого на земле: вода-источник жизни, а также осознанного, бережного отношения к воде, как к важному природному ресурсу, то есть воспитание экологического сознания.

Исходя из цели, были поставлены задачи: 

1. Закреплять и систематизировать знания детей о воде и её свойствах.

2. Познакомить с круговоротом воды в природе. 3. Развивать познавательные способности детей, учить проявлять самостоятельность при получении знаний во время опытов, экспериментов. 4. Дать представление о роли воды в жизни человека и живых организмов. 5. Развивать любознательность детей, умение наблюдать, анализировать, делать выводы. 6. Продолжать знакомить детей с основными правилами гигиены и поведения на воде. 7. Воспитывать бережное отношение к воде.

Аннотация проекта: Проект направлен на закрепление и углубление знаний детей о свойствах воды. В ходе проекта дети узнают о том, что вода находится вокруг нас независимо от времени года в разном состоянии (снег, град, туман, дождь, лед). Дети узнают, что вода необходима для всего живого мира (человека, животных, птиц, рыб, растений). Научатся анализировать имеющиеся факты, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы. Узнают, что вода – это бесценный дар природы, который нужно бережно сохранять.

Постановка проблемы: Жизнь на земле без воды невозможна. Сможем ли мы прожить без воды? Кому нужна вода? Где мы встречаем воду в природе? В каком состоянии бывает вода? Нужно ли беречь воду и почему?

Гипотеза: если бы не было воды, то не было бы жизни на Земле.

Предполагаемый результат:

• У детей сформируются начальные представления о воде, как источнике жизни живых организмов. • Дети приобретут экологически ценный опыт поведения и деятельности в природе. • У детей появятся исследовательские умения, соответствующие возрасту. • Повысится воспитательная компетентность родителей в экологическом образовании дошкольников.

Объект исследования: вода и её различные состояния.

 Формы работы:

  • Занятия
  • Экскурсии
  • Продуктивная деятельность – экспериментирование, рисование, видение дневников наблюдений
  • Чтение художественной литературы, театрализованная деятельность
  • Наблюдения в уголке природы, на прогулке.
  • Целевые прогулки на природе
  • Игры: подвижные, дидактические, настольные
  • Разные формы бесед: по иллюстрациям, по вопросам, о прочитанном и т.д.
  • Организация труда в уголке природы, на участке детского сада.
  • Экспериментирование, поисковая деятельность на интересующие вопросы
  • Работа с календарем природы, дневники наблюдения.
  • Наблюдения:
  •  За  «огородом» на подоконнике, уход за комнатными цветами.
  • Наблюдения на прогулках за  тающим снегом, капелью.
  • Заучивание стихотворений, отгадывание загадок
  • Физ.минутки, дидактические и подвижные игры, пальчиковые игры
  • Информационные листы для родителей

Этапы реализации проекта

1.Подготовительный

- подбор дидактического и учебного материала для проведения исследовательской работы с детьми

- Подбор подвижных и речевых игр.

- разработка плана реализации проекта.

2. Основной

- образовательная, исследовательская деятельность с детьми по перспективному плану проекта;

- взаимодействие с родителями по реализации плана проекта.

3. Заключительный

1. Выставки продуктивной деятельности детей и родителей:

- рисование «Зачем нужно беречь воду?».

2.Сочинение сказки «Путешествие звонкой капельки».

3. Интеллектуальная игра на тему: «Знатоки воды».

Перспективно-тематическое планирование экологического проекта

Основной этап.                                                                                                 Цель: закрепление и углубление знаний о воде.

СЕНТЯБРЬ

Тема: «Роль воды в появлении жизни на Земле».

Задачи: Дать детям представление о том, что планета Земля - это огромный мир. Большая часть земли  покрыта водой, (океанами и морями). Вода - источник жизни. Воспитывать бережное отношение к природе.

Беседа:  Просмотр документального фильма ВВС «Планета земля», «Великая тайна воды».

Рассматривания с детьми воды на глобусе, географической карте.  

Опыты:  Экспериментальная деятельность на прогулки «Ручеёк, река, озеро, море».

Чтение художественной литературы: «Океаны и моря».

Художественное творчество:   Лепка «Морское дно».

Рассматривание картин: И. Айвазовский «9 Вал», «Черное море»

В. Васнецов «Аленушка». И. Левитан «Озеро»

Игры: « Море волнуется раз».

ОКТЯБРЬ

Тема: «Где мы встречаем воду и какая она».

Задачи:  Дать представление о некоторых видах природных водоёмов, рек, морей, озер. Уточнить знания детей о местонахождении воды в природе и быту. Понятие, что в водоемах вода бывает разной температуры, в зависимости от температуры воды в водоёмах живут разные растения и животные.

Беседа:  Просмотр документального фильма ВВС «Великие озера». «Какие водоёмы на нашей планете ты знаешь?», «Чем отличается вода в морях и океанах от речной, озерной?», «Какие свойства воды ты знаешь?».

Опыты:  «Фонтан»

Чтение художественной литературы: «Сказки и были о морях и океанах», «Живая вода» (сказки народов Сибири).

Художественное творчество:  «Морское царство» (лепка). Рисование «Море».  Аппликация «Корабли в море».

Игры: «Круги на воде».

Музыка:  Слушанье: шум прибоя, шуршание ручья, шум дождя.  «Все мы моряки» М. Л. Лядовой, Сл. М. Садовского Диск  «Добро пожаловать в экологию», библиотека программы «Детство».

НОЯБРЬ

Тема: «Свойства и формы воды».

Задачи:   Ознакомить детей со свойствами: не имеет запаха и цвета, почему течет. Учить детей последовательно излагать свой мысли, правильно строить свою речь, обогатить словарный запас.

Совершенствовать представления о жидком, твёрдом, газообразном состоянии воды.

Беседа:  Вода прозрачная и не имеет собственной формы. В состав воды входит  кислород.

Опыты: «У воды нет вкуса и запаха», «Прозрачная вода», «Пар тоже вода», «Вода без формы», « Вода бывает холодной, теплой, горячей», «Как убедиться что вода прозрачная».

Чтение художественной литературы:   р.н. сказка «Снегурочка». Заучивание стихотворения Н. В. Нуркеновой «Туман».

Художественное творчество:  «Кувшин с водой».   

Игры: «Тонет, не тонет».  

ДЕКАБРЬ

Тема: «Свойства воды - вода растворитель».

Задачи: Выявить вещества, которые растворяются в воде. Познакомить со способами очистки воды - фильтрованием. Развивать наблюдательность, умение сравнивать.

Беседа: Познакомить с процессом растворения краски, сахара в воде. Фильтрования воды с разными веществами.

Опыты: «Очищение воды», «Растворяется, не растворяется», «Где вода быстрее замерзает?», «Получим талую воду».

Чтение художественной литературы:  Загадки и стихи. Н.А. Некрасов «Дед Мазай и зайцы»

Художественное творчество: Х.К. Андерсен «Снежная королева».

Игры: «Сравнение льда и снега: что быстрее тает».


ЯНВАРЬ

Тема: «Круговорот воды в природе».

Задачи: Познакомить детей с круговоротом воды в природе, объяснить причину выпадения осадков в виде дождя и снега; расширить представления детей о значении воды для жизни человека, развивать социальные навыки у детей, умение работать в группе, договариваться, доказывать правильность своего мнения.

Беседа: Просмотр презентации «Путешествие капельки».

Опыты: «Снег - это вода», «Лёд легче воды», « Сосулька-лед».

Чтение художественной литературы:   Рассказ Н. Носова «Горка».

Художественное творчество:   коллективная работа – аппликация «Снежинки». Наблюдения за природными явлениями, связанными  с водой (изморозь, иней, сосульки, капель, ручейки и т.д.). «Сосульки на крыше» 

Заучивание стихотворения Ф.Тютчева.      

Игры: «Ходят капельки по кругу»,  «Зима, холод, снег», «Круговорот, как я его понимаю».


ФЕВРАЛЬ

Тема: «Жизнь в воде».

Задачи: Познакомить детей с представителями водных животных, показать их особенности, приспособленность к жизни именно в водной среде. Разъяснить необходимость охраны этих животных и среды их обитания.  

Беседа: Чтение энциклопедии «Обитатели моря», «Жизнь в соленой воде».

Опыты: «Живая вода».

Чтение художественной литературы:   А.С.Пушкин «Золотая рыбка», Х.Андерсен «Русалочка». Лиман Муур «Крошка Енот и тот, кто сидит в пруду».

Художественное творчество: «Рыбы – обитатели водоёмов», «Кто живет в реке» с элементами театрализации.

Конструирование:  Морские животные, водоплавающие птицы (из геометрических фигур на плоскости) Оригами: рыбка, лодочка, лебеди, лягушка, стаканчик для воды

Игры: «Караси и щука», «Разложи картинки».

МАРТ

Тема: «Вода в жизни животных».

Задачи: Показать значение воды в жизни живой природы. Используя модели закрепить знания детей о воде, как средство обитания некоторых животных.

Беседа: «Жизнь воды и жизнь в воде».  

Опыты: «Выращивание коралловых рифов, создание подводного царства». Серия обучающих проектов «Исследуй это».

Чтение художественной литературы:  Н.Н.Авдеева, Г.Б.Степанова «Кто живет воде», Ю.Школьник «Подводный мир».

Художественное творчество: «Берегите природу», «На пруду». «Рыбки в море» «Наш аквариум»

Музыка: Поем А. Верицева «Синяя вода».

Игры: «Мы -  водные животные».

АПРЕЛЬ

Тема: «Вода в жизни человека».

Задачи: Расширить знания, что вода необходима для поддерживания жизни и обеспечения человека. Рассказать об использовании воды, о том, что воду нужно беречь. Дать представление как «путешествует» вода, прежде чем попадет к нам в дом. Формировать привычку бережно и разумно использовать воду.

Беседа: «Вода у нас дома», «Сколько человеку нужно воды», «Кому нужна вода». «Зачем человеку нужна вода?», «А еще кому нужна вода?», «Что было бы, если бы с земли ушла вода?».

Опыты: «Соединяющиеся сосуды», «Вода нужна всем», «Растения пьют воду», «У растения внутри есть вода».

Чтение художественной литературы:   К.И.Чуковский «Мойдодыр», Д. Я. Фащук «Лекарство от болезней моря». Чтение произведений Н.А. Рыжовой «История одного пруда», «Как люди речку обидели».

 Художественное творчество: Конкурс рисунков по произведению К.И.Чуковский «Мойдодыр».

Игры: «Кто больше назовет съедобной жидкости».

Музыка: «Солнечная капель» м. С. Соснина, сл. И. Вахрушевой.


МАЙ

Тема: «Берегите воду»

Задачи: Помочь детям понять: как загрязнение водоёмов влияет на жизнь птиц, рыб и других обитателей. Прививать бережное отношение к воде.

Беседа: Просмотр мультфильма «Берегите воду»  и его обсуждение.

Опыты: «Мыльные пузыри».

Чтение художественной литературы:   В.Крупин «Живая вода». «Как люди речку обидели».

Художественное творчество:  Рассматривание иллюстраций с изображением реки, озера, моря, предметных картинок с сюжетами использования воды. Составление памятки «Правила поведения на воде». Коллективная работа «Озера, реки и моря».

Составление кроссвордов, ребусов.

Музыка:  Разучивание песни «Капитошка».

Игры: «Чей кораблик доплывет быстрее?», «Четвертый лишний».

Создание «Корзины идей»

Что нужно сделать, чтобы водоемы не загрязнялись?

Заключительный этап проекта.

 Интеллектуальная игра на тему: «Знатоки воды»

- совершенствование и закрепление знаний, умений и навыков, полученных ранее

- учить соблюдать правила и умение слушать ответы и дополнять их;

- совершенствовать монологическую, диалогическую речь. 

Взаимодействие с родителями:

1.Консультация для родителей «Закаливание водой».

2.«Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников».

3. «Развитие исследовательских навыков дошкольника».

4.Выставка детского творчества, рисунки детей совместно с родителями «Берегите воду».

Результат проекта:

1. У детей сформировались начальные представления о воде как источнике жизни живых организмов.

 2. Дети приобрели экологически ценный опыт поведения и деятельности в природе.

3. У детей появились исследовательские умения, соответствующие возрасту.

4. Знают свойства воды и умеют о них рассказать.

 5. Повысилась компетентность родителей в экологическом воспитании дошкольников.

Список литературы

1. Н. Е. Веракса, Т. С. Комарова, М. А. Васильева «Основная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы». Мозаика-Синтез. Москва, 2015.

2. «Юный эколог»,  С.Н. Николаева.
3. «Экологические занятия с детьми 6-7 лет».
4. «Беседы о природных явлениях и объектах» Т.А. Шорыгина.
5.  Коломина Н. В. «Воспитание основ экологической культуры в детском саду: Сценарии занятий. – М.: ТЦ Сфера, 2004.

6.   Шорыгина Т. А. «Беседы о воде в природе» Методические рекомендации. – М., ТЦ Сфера, 2013.

7. О. В. Дыбина «Ознакомление с предметным и социальным окружением. Подготовительная группа».  Мозаика-Синтез.  Москва, 2014.

подг. Группа.

8. О. А. Соломенникова «Занятия по формированию экологических представлений в подготовительной группе». Мозаика-Синтез.  Москва, 2017.

9. Хрестоматия для подготовительной группы. Составитель М. В. Юдаева. ООО «Самовар-книги». Москва, 2015.

10. Экологическое воспитание дошкольников. Учебно – методическое пособие. Казань: РИЦ «Школа», 2004.

11. С. Н. Николаева «Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве». Москва «Просвещение», 2005.

12. Журнал «Дошкольное воспитание» № 7 2004, №7 2005.

13. Использование ИКТ и интернет ресурсы: «Приборы метеоролога», «Природные явления», «Образование облаков и осадков», «На что похоже облако?», «Растения – синоптики».





По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация по проекту "Вода источник жизни"

В процессе непосредственно образовательной деятельности,мы проводили проект "Вода источник жизни", в ходе которо детям предлагалось самостоятель исследовать значение воды,провести  опытно-исследо...

Проект "Вода-источник жизни на Земле"

Всем известна особая любовь детей к играм с водой. В повседневной работе с детьми я часто сталкиваюсь с постоянными вопросами детей о воде:Почему вода мокрая?Почему мокрые вещи, если их положить на со...

Проект "Вода - источник жизни"

Краткосрочный познавательно-исследовательский проект. Старшая группа....

проект "Вода- источник жизни"

проект поможет начинающим воспитателям спланировать образовательный процесс по ознакомлению с окружающим миром....

Проект "Вода - источник жизни!"

Экологическое состояние нашей планеты и тенденции к его ухудшению требуют от людей бережного отношения к воде, электричеству, теплу, газу, природе в целом.Известным фактом является то, что отношение ч...

Проект "Вода источник жизни!"

Проект по экологическому воспитанию....

проект "Вода-источник жизни на земле"

Проектная деятельность в старшей группе тема: "Подводный мир"...