Реализация воспитательных задач по формированию навыков безопасного поведения у детей дошкольного возраста через проектную деятельность.
статья по обж

Ясницкая Наталья Владимировна

Обобщение опыта работы по формированию основ безопасности у детей старшего дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_na_mo.docx15.98 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад из опыта работы по теме «Реализация воспитательных задач по формированию навыков безопасного поведения у детей дошкольного возраста через проектную деятельность».

                                                                          Воспитатель: Ясницкая Н.В.

 Дошкольный возраст-важнейший период, когда формируется личность и закладываются прочные основы опыта жизнедеятельности, здорового образа жизни.

  Задача нас, педагогов и родителей, состоит  не только в том, чтобы оберегать , защищать ребенка, но и в том, чтобы подготовить его к встрече с различными сложными, а порой опасными жизненными ситуациями. Опыт работы показывает, что помочь себе в трудной ситуации может лишь тот, кто получит необходимые знания о существующих опасностях, научится их своевременно распознавать, обходить стороной, сдерживать и уменьшать.

  Самые первые шаги в обучении детей вопросам безопасности мы осуществляем в дошкольном образовательном учреждении. Выбрав разные виды деятельности, учитываем то, что они будут в разной степени воздействовать на развитие разных сторон личности ребенка, а так же облегчит восприятие излагаемых проблем и знаний. Вооружая детей определенными знаниями, навыками, умениями, воспитывая определенные полезные привычки, среди которых определяющее значение имеет воспитание привычки к здоровому образу жизни, мы –педагоги делаем первые шаги в воспитании здорового ребенка.

  Основная цель в воспитании безопасного поведения у детей дошкольного возраста- это дать каждому ребенку основные понятия об опасных ситуациях, особенностях поведения в них и умение правильно вести себя в различных ситуациях, уметь применить эти знания в жизни.

  Самое ценное-здоровье и жизнь ребенка. Поэтому в нашем детском саду вопросу безопасности детей в быту, на улицах и дорогах города уделяется большое внимание. Самым эффективным методом работы в данном направлении является проектная деятельность. Спецификой метода является сотворчество взрослого и ребенка в решении проблемы, лично значимой для детей.

  Главное в проектной деятельности то, что проект не «привязан» к программе. Дети свободны в своем творчестве, при реализации проекта возникают новые идеи, рождаются новые замыслы. Кроме того, проект позволяет организовывать целенаправленную деятельность детей, в процессе которой актуализируются полученные на традиционных занятиях или каким-либо другим знания, приобретается личный опыт их практического применения. Это способствует более глубокому усвоению знаний, а опыт самостоятельного применения знаний составляет неотъемлимую часть любой компетенции.

Выбранный мной метод проекта и приемы по формированию у детей основ безопасности воспитывают у детей потребность научиться находить правильные решения в опасных ситуациях. Бережно относиться к своему здоровью и здоровью окружающих людей.

Сейчас мне хочется остановиться подробнее на реализации проекта в подготовительной группе «Осторожен будь всегда!»

С ранних лет ребенок вступает во взаимодействие с окружающим миром. Он познает его. Но не все в окружающем мире ребенку понятно и безопасно. Наша задача-обезопасить жизнь детей, вооружив их элементарными знаниями и умениями, помогающими найти выход при встрече с незнакомыми явлениями в окружающем мире, выжить в нем.

Для того, чтобы научить детей жить безопасно, в группе создана предметно-развивающая среда. В нее входят : «зона безопасности», настольно-печатные игры, атрибуты для сюжетно-ролевых игр, дидактические игры, библиотека в которой имеются познавательная и художественная литература, иллюстрации для рассматривания и обсуждения различных ситуаций.

Воспитывающее воздействие на детей по формированию основ безопасного поведения я осуществляю в таких видах деятельности, как тематические занятия, беседы, сюжетно-ролевые,  дидактические и подвижные игры, в ходе которых дети знакомятся также с правилами безопасного поведения.

  Большое значение в воспитании у детей дошкольного возраста культуры безопасного поведения имеет просмотр мультфильмов и мультимедийных презентаций по данной теме, чтение художественной и энциклопедической литературы.

  Также использую такие виды деятельности как решение проблемных ситуаций, моделирование ситуаций, театрализованнуя деятельность.

   Поскольку ведущим видом деятельности ребенка в дошкольном возрасте является игра, то одним из основных методов здоровьесберегающего воспитания детей в данном возрасте выступает игровой метод.

Игра –это эффективное средство формирования разносторонней личности дошкольника, его физического , психического и духовного потенциала. Разнообразные по содержанию и форме игры вводят ребенка в круг реальных жизненных явлений, обеспечивая непреднамеренное освоение социального опыта взрослых: знаний, способов действия, моральных норм и правил поведения, оценок и суждений.

 Для формирования социальной  компетентности и коммуникативных навыков у детей были проведены викторина «Что ?Где? Когда?», игровые досуги  , развлечения «Незнайка на улицах города», «Юные пожарные» и др.

  Работа с родителями одно из важнейших направлений воспитательно-образовательной работы в ДОУ. Поэтому необходим тесный контакт с родителями, ведь они заинтересованные партнеры. активные помощники в работе с детьми по данному направлению. Ничто не воспитывает с такой убедительностью, как наглядный пример взрослых.

Таким образом, необходимо проводить просветительскую работу и с родителями воспитанников. Наряду с традиционными методами взаимодействия с родителями(собрания, консультации, беседы и т.п)., использую такие формы как оформление и раздача индивидуальных памяток, информационную страницу на сайте ДОУ, привлекаю родителей к участию в конкурсе семейных плакатов, рисунков, книжек-малышек на тему «Безопасность детей в наших руках»., проводился познавательно-игровой конкурс «Знатоки правил безопасного поведения», где дети и родители состязались в своих знаниях.

В результате реализации долгосрочного проекта «Осторожен будь всегда!» у детей вырос устойчивый интерес к занятиям по ОБЖ; пополнился опыт безопасного поведения; проявляется самостоятельность, ответственность и осознанное отношение к правилам и нормам безопасного поведения в различных ситуациях в быту, на улице, пополнился словарный запас, наладился  тесный контакт с родителями.

Таким образом, систематическая работа с детьми по обучению правилам безопасного поведения, использование эффективных, современных методов и приемов, учет возрастных особенностей дает положительные результаты. А самый главный результат- это жизнь и здоровье наших детей-ведь именно мы, взрослые, за них в ответе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Формирование навыков безопасного поведения у детей дошкольного возраста».

Тема: «Играя – изучаем!» Цель: Создание условий для формирования основ безопасного поведения детей на дороге:Задачи: - познакомить детей с профессиями – врач, полицейский и формировать у детей пе...

Проект. Система работы по формированию навыков безопасного поведения у детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО

Проект по теме: «Система работы по формированию навыков безопасного поведения у детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО»....

План по самообразованию на тему «Формирование навыков безопасного поведения у детей дошкольного возраста через ознакомление с правилами дорожного движения».

Проблема формирования основ безопасного поведения детей на дорогах является актуальной в  педагогической теории и практике дошкольных образовательных учреждений....

Дополнительная образовательная программа Формирование навыков безопасного поведения у детей дошкольного возраста. «Береги себя» для детей от 3 до 7 лет

Совершенствование дошкольного воспитания в области безопасности жизнедеятельности является весьма актуальным. Что подтверждается:-социальным заказом семьи и школы, государства на формирование личности...

«Формирование навыков безопасного поведения у детей дошкольного возраста»

Безопасность - это не просто сумма усвоенных знаний, а умение правильно вести себя в различных ситуациях. Это проблема для нас, воспитателей, представляется актуальной еще по тому, что каждый день, еж...