Взаимодействие с коллегами 2022
консультация

Золотарева Светлана Валерьевна

Консультации

Мастер-классы

Публикации

Скачать:


Предварительный просмотр:

ИГРИМСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА ИМЕНИ
ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА СОБЯНИНА ГАВРИИЛА ЕПИФАНОВИЧА
СТРУКТУРНОЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЕ

ДЕТСКИЙ САД «БЕРЕЗКА»

Мастер-класс для педагогов

«Современные нетрадиционные техники рисования» C:\Users\User\Desktop\2022-11-12-19-17-43.png

                         

Подготовила: воспитатель

Золотарева С.В.

Игрим 2020г.

Цель: Познакомить педагогов с использованием нетрадиционных техник рисования на занятиях по изобразительной деятельности для детей дошкольного возраста.

Задачи:

1. Познакомить с разными техниками рисования; способствовать формированию умения у педагогов ДОУ выполнять на практике несколько нетрадиционных методов рисования;

2. Повысить уровень мастерства педагогов.

Методы и приёмы: репродуктивный, практический.

Оборудование: столы, стулья для педагогов, влажные салфетки, коробочка для использованных салфеток, материал для практической деятельности – гуашь разного цвета, листы бумаги формата А4, плоские кисточки, зубочистки, тарелочки для краски, баночки с водой.

Ход мастер – класса:

Здравствуйте дорогие коллеги, я рада приветствовать вас на нашей встрече. Сегодняшний мастер-класс я хотела бы начать с высказывания «Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок»

Рисование с использованием нетрадиционных техник завораживает и увлекает детей. Это свободный творческий процесс, когда не присутствует слово нельзя, а существует возможность нарушать правила использования некоторых материалов и инструментов. Оригинальное, нетрадиционное рисование привлекает своей простотой и доступностью.

Термин «нетрадиционный» подразумевает использование материалов, инструментов, способов рисования, которые не являются общепринятыми, традиционными, широко известными.

Человечество не стоит на месте, мы постоянно развиваемся и придумываем что – то новое. Так и в области изодеятельности появилось много новых нетрадиционных техник рисования с дошкольниками, которыми сегодня я хочу поделиться с вами.

 Рисование на фольге.

Рисование на фольге очень отличается от бумаги. Во-первых, хорошо видно как смешиваются цвета, во-вторых, краска отлично скользит. Подходит для развития сенсорных ощущений у малышей. Рисовать можно пальчиками, кисточками, ватными палочками.

Клей ПВА для создания 3D эффекта.

Очень интересные рисунки другого плана получаются с клеем ПВА. Клей ПВА или горячий клей можно использовать для придания рисунку объема и рельефности. Для работы понадобиться (плотная бумага, клей во флаконе с заостренным кончиком, простой карандаш, резинку, гуашь.

Эскиз картинки нужно приготовить заранее.   Рисуем с помощью клея все контуры. Следим, чтобы все линии получились ровными и одинаковыми. Даем рисунку с клеем высохнуть. Затем разрисовать цветной гуашью. Можно использовать один цвет или несколько.

Рисование пеной для бритья или воздушные краски

Рисование пеной для бритья — процесс увлекательный и интересный. Пена приятна на ощупь, дарит новые тактильные ощущения и приятный запах. Легко смывается с рук, одежды и любой поверхности.

 Это объёмная краска для создания пухлых рисунков. Делается такая краска быстро и просто – в мисочке смешиваем 1 часть клея ПВА с гуашью и добавляем 2 части пены для бритья. Тщательно всё перемешать. Краски готовы, их можно наносить на готовый контур или  проявить фантазию - придумать рисунок самостоятельно.

 Краски поместить в тюбик или наносить кистью. Отрезать ножницами кончик пакета, получился своего рода кондитерский шприц, создаём рисунок.

Самые разные идеи можно воплотить в этой технике рисования для детей.

Объемные краски

Готовый вариант красок есть в продаже – pyffy paint. Однако их можно сделать самим: нужна 3 ст. л. воды,1 ст. л. муки, краситель, 1 ст. л. соды или разрыхлитель или соли.  Краску можно поместить в бутылёк из под клея ПВА. Рисуем по бумаге или обычному картону. Готовый рисунок помещаем на 10-30 секунд в микроволновку на максимальный режим.

Пуантилизм для детей. Точечный рисунок

Название течения в живописи пуантилизм произошло от французского слова pointiller, что означает «писать точками». Художники, которые работали в стиле пуантилизм, наносили на холст чистые, не смешанные предварительно на палитре краски. Оптическое смешение красок происходило уже на этапе восприятия картины зрителем.

Рисование точками относится к необычным, в данном случае, приемам. Это такая манера письма картин раздельными мазками. Для реализации можно взять обыкновенную ватную палочку. Лучше всего получаются точечные рисунки гуашевыми красками.

Для каждого цвета  понадобится отдельная палочка, а нужные детали можно дорисовать с помощью фломастера или карандашей.

Зентангл и дудлинг

Сочетание (зендудлинг) – техники рисования, в последнее время приобретающие большую популярность. Интерес к ним связан с тем, что они являются хорошим способом расслабиться, получить удовольствие, проявить свои творческие способности, даже в том случае, если вы совершенно не умеете рисовать в классическом понимании этого слова.

Дудлинг (от английского – бессознательный рисунок) – это рисование с помощью простых элементов (кружочков, закорючек, ромбиков, точечек, палочек и пр.). В этом и состоит лёгкость. Однако из этих простых элементов могут складываться сложнейшие композиции, поражающие воображение. Но в основном это бессознательный рисунок, позволяющий «отключить мозг», что открывает дорогу чистому творчеству, не скованному правилами. Такому рисованию многие из нас предавались на скучных школьных уроках. О том, что получится в итоге, мы не знаем и не задумываемся, рука рисует сама по себе. Будут ли это разнообразные растения, несуществующие миры или просто геометрические фигуры – не важно. Главное – получить удовольствие от процесса рисования

Зентангл является сочетанием медитации и рисования. Традиционно для рисования зентангла используются квадраты 9х9 см. В квадрат помещается какой-либо рисунок, либо он произвольным образом делится на сегменты, которые, в свою очередь, заполняются различными однотипными элементами (точечками, кружочками, ромбиками, на что хватит фантазии).

Смесь этих двух техник – ЗЕНДУДЛИНГ  – идеально подходит для занятий с детьми. Самый простой вариант – воспользоваться раскраской или контуром животного, цветка, птички (чего угодно, нарисованного по трафарету, и предложить ребёнку заполнить его простыми элементами, а потом их раскрасить. Можно усложнить задачу – разбить рисунок на части и заполнить получившиеся сегменты разными узорами. Еще вариант – предложить ребенку по- разному заполнить одинаковые изображения животных, предметов и др.

Рисование цветными опилками или песком

Рисование цветными опилками – это необыкновенно красивое и очень полезное творчество. И сам материал необыкновенно приятен. Он притягивает не только детей, но и взрослых.

Как приготовить цветные опилки

• Подготовить опилки, чем мельче, тем выразительнее и эстетичнее  получится работа.

• В миску поместить гуашь или пищевой краситель нужного цвета и немного развести водой до достаточно яркой концентрации.

• Поместить опилки в раствор, перемешать до полной пропитки.

• Выложить на бумагу или поднос и поставить сушиться в сухое место.

• После окончательного высыхания, поместить творческий материал в прозрачные баночки.

Как рисовать цветными опилками

Для детей младшего возраста лучше использовать готовый контурный рисунок. Посыпать опилками нужно так: пальчики держим щепоткой, высыпаем струйкой, как соль. Обязательно нужно показать детям захват четырьмя пальцами, а не двумя. После того, как рисунок засыпан опилками нужного цвета, излишки нужно стряхнуть на тарелочку. А на листе остаются четкие и ровные «закрашенные детали». То же проделываем с остальными фрагментами рисунка поэтапно, меняя цвет.

Рисование солью или манкой

Эскиз картинки нужно приготовить заранее.   Наносим  на поверхность рисунка  кисточкой клей ПВА. Сверху посыпаем  аккуратно солью или манкой. Лишнюю соль или манку убираем с помощью сухой кисточки. Даем время, чтобы  работа подсохла.  Готовый рисунок раскрашиваем гуашью.

Нетрадиционное рисование «В технике ОТПЕЧАТКА»

В детском саду удобнее всего организовывать именно технику отпечатка. Давайте, посмотрим какие материалы подойдут для реализации этой технике при рисовании с детьми.

Комочек мятой бумаги

Мятая бумага дает красивую рваную структуру отпечатка. Это подходит для рисования, например, кроны деревьев. Материалы: блюдце либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанная гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, смятая бумага. Способ получения изображения: ребенок прижимает смятую бумагу к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Чтобы получить другой цвет, меняются и блюдце, и смятая бумага.

Гофрокартон

Упаковочный серый картон отлично подходит для рисования розы в технике отпечатка.  Нарезаем картонную коробку на полоски поперек линии гофрирования. Скручиваем полоски трубочкой, закрепляем резинкой или ниточкой. Также этот способ рулонного рисования подходит для изображения спирали улитки, завитки, барашка.

Отпечатки овощами и фруктами

Овощ или фрукт нужно разрезать пополам. Потом можно вырезать на нем какой-то узор или оставить как есть. Макаем в краску и делаем оттиски на бумаге.

Отпечаток пузырчатой пленкой

Рисование на пузырчатой пленке и последующий отпечаток нарисованного на лист бумаги или самой пленкой.

Отпечатки листьев

Для получения изображения ребенок покрывает листок дерева красками разных цветов, затем прикладывает его к бумаге окрашенной стороной для получения отпечатка. Каждый раз берется новый листок. Черешки у листьев можно дорисовать кистью.

Отпечатки ладошками

Во второй младшей группе дети плохо управляют кистью, им трудно заставить кисть провести линию, овал, круг…   Поэтому в этом возрасте интересны быстрые и красивые работы-рисунки в технике рисования ладошками.

Вы можете детскими руками нарисовать вот такую милую семейку курочку и цыплята.

Зеленая краска даст вам отпечаток, который можно обыграть в виде лягушки. Глаза можно нарисовать отдельно на белых кружочках бумаги (сами воспитателем) и дети просто наклеят глаза на рисунок клеем ПВА.

Вот вам простая идея рисунка  воробья в детском саду. Просто и быстро нарисовать своими руками детям в средней группе.

Чтобы нарисовать ОБЕЗЬЯНКУ, нужно правильно расположить ладонь – так чтобы пальцы были повернуты в сторону лианы, на которой будет висеть обезьяна. Потом кисточкой нарисовать красивый завиток хвоста. И уже из бумажной аппликации выложить голову или дорисовать.

Необыкновенный жираф, также отпечаток дорисовывается нужными элементами и рисунок готов.

Отпечатки пальцев

Название говорит само за себя. Нужно тонким слоем покрасить палец и сделать отпечаток. Рисование пальчиковыми красками можно начинать с раннего возраста. Для этого сначала покажите своими руками, как интересно оставлять следы на бумаге, затем дайте попробовать ребенку. Здесь главное показать, что нужно рисовать указательным пальцем.

Пальчиковые краски можно изготовить самостоятельно. Для этого нужно смешать до консистенции густой сметаны:1 стакан муки, 1 чайная ложка растительного масла, 1 столовая ложка соли, примерно 0,5 стакана воды. Пищевые красители. Краски готовы, можно творить.

Отпечатки ступнями

Отпечаток детской ступни, как и ладошки, можно превратить в интересный рисунок. Самые разные персонажи могут прятаться в отпечатке ноги ребенка.

Сразу скажу, что в реалиях детского сада (где в группе 30 детей)  такое рисование ступнями трудно организовать.  В случае с рисунками ладошками все просто:  дети вытирают ладони мокрой тряпочкой (снимают основной слой краски), а потом идут к умывальнику и моют руки с мылом. При рисовании ногами, ребенок уже пойти и помыть ноги в умывальнике не может. Нежен человек с мылом и несколькими тазиками, чтобы мыть ноги. Такую работу не сделаешь с целой группой детского сада. Но…

Такое рисование можно сделать как специально организованное индивидуальное занятие, например: из группы четырех человек.

Пластилиновая живопись

На картонную основу нанести простой рисунок или взять готовый рисунок, а затем отщипывать маленькие кусочки пластилина и размазывать их пальчиками по рисунку, как будто закрашивая. Работа получается законченной и очень декоративной, если такими "красками" покрыта вся поверхность картинки – и рисунок, и фон. Пластилиновые кусочки неплохо смешиваются друг с другом и получаются новые, неожиданные цвета. Издалека такая работа выглядит, как написанная маслом.

Монотипия

Метод таит в себе немало заманчивого для детей. На ровную гладкую поверхность (например, стекло или целлофан) краской наносится рисунок с помощью кисточки, или ватной палочкой. И сразу же, прикладывается лист бумаги, и отпечаток готов. Чтобы он получился более размытым, лист бумаги нужно предварительно намочить. Когда всё высохнет, можно при желании добавить детали и очертания. 

Рисование вилками

Одноразовые пластиковые вилки – тот инструмент, который может создать для вас интересную технику нетрадиционного рисования. Все рисунки, где нужна характерный лохматый мазок, станет просто и быстро рисовать даже меленькому ребенку.

Например: На листе бумаги педагог рисует пенек.  От пенька идет вверх линия – это ОСЬ будущей елки. Вилкой зачерпываем густую краску и накладываем отпечатки по направлению от бока оси вниз. Сначала обрабатываем правую сторону от оси, потом левую от центрального стержня елки.

Для удобства краску наливать в мисочки – крышки от банок отлично подойдут.И чтобы расход краски был меньше, гуашь можно разводить с клеем ПВА – один к одному. В такой нетрадиционной техинке вы можете нарисовать любые КОЛЮЧИЕ эелементы рисунка – например, ЕЖИК или КАКТУС.

Также вилка поможет нарисовать лохматых персонажей. Например: желтого пушистого ЦЫПЛЕНКА, или котенка, или медвежонка.

Так как краска уже содержит клей-ПВА, то на мокрую еще не высохшую краску можно приклеить любые бумажные детали (клюв, глаза, уши, хвосты и прочее).

Также вилочный мазок похож на оперение птиц. Поэтому вы можете сделать рисунок любой птицы в этой технике. Вот как это происходит видно на фото поделки ниже — ПЕТУХ.

Рисование способом раздувания

Здесь на лист бумаги кладем разведенную водой акварель и дуем на нее из трубочки. Получаем водянистые разводы и красочные ручейки. Для такого рисования необязательно использовать акварель, тоже самое можно сделать гуашью, разбавленной водой. Или ребенку даем рисунок личика (мальчика или девочки) и задача ребенка выдуть ПРИЧЕСКУ этим персонажам.

Мыло – краска

Для такой техники нужно налить в стаканчики обычного жидкого мыла, или жидкость для мыльных пузырей —  в каждый стаканчик добавляем немного гуаши. Получаем разноцветную мыльную краску. Окунаем в нее трубочку от коктейля или круглую «выдувалку» и пускаем пузыри прямо на бумагу. Получаем нежные пузырчатые ОБЛАКА.  Их можно оформить в интересную картину.

Пузырчатые облака могут быть ПЫШНЫМИ ПИОНАМИ.  Пузырчатые области можно  гребешки на морских волнах, как кудрявые шкуру овечки и т.д.

Можно просто надуть соломинкой пузырей на поверхность листа бумаги, и потом из этого разноцветного листа вырезать аппликацию-поделку.

Рисование цветным льдом

Весьма забавный и познавательный процесс. В данном случае закрашенный лёд будет выступать инструментом для рисования. Для этого нужно подготовиться – разлить закрашенную воду в формочки для льда и заморозить. В каждый кусочек нужно вставить палочку для мороженного. Что касается красок, лучше отдать предпочтение акварели или красителям, она легче проникает в лед. Гуашь слишком плотная, хотя и ее можно развести до нужной консистенции и поливать ею ваше ледяное творение.

Чтобы лед был прозрачный, нужно замораживать кипяченую воду, иначе скульптура будет матовая.

Отличная идея — использовать вместе с красками соль, последняя разъедает лед и на его поверхности образуются причудливые бороздки и формируется иная шершавая текстура. Краска может проникнуть внутрь, создавая интересный узор.

Рисование зубочистками на клее ПВА.

Налейте на бумагу клей ПВА и рисуйте на нем разводы зубочистками или ватными палочками.

Если в качестве основы использовать прозрачную пластиковую крышку, например, из-под сметаны, то после того, как рисунок высохнет, из нее можно вырезать, например, сердечко и на веревочке повесить на елку.

 Рисование на молоке.

Для смелых творческих экспериментов понадобятся очень простые и безопасные ингредиенты:

• цельное молоко, важно, чтобы оно было не обезжиренное, лучше, если домашнее;

• разведенные в воде пищевые красители;

• плоская тарелка или неглубокий лоток;

• жидкое мыло или средство для мытья посуды.

Нужно налить немного молока в тарелку и даем ребенку баночки с красками, из которых он на молоко должен в произвольном порядке накапать по нескольку капель красок разных цветов. Получившийся рисунок уже будет весьма интересным. Но это еще не все. Для этого нужно взять обыкновенные ватные палочки, обмакнуть их в средство для мытья посуды. Когда ребенок опустит их в молоко, начнется процесс превращения, и малыш сможет участвовать в создании узоров.

И дальше только наблюдать за происходящим в тарелке чудесным превращением и движением.

Ребенку безумно понравится сам процесс и его неожиданные результаты.

Эбру — рисование на воде

Одна из самых фантастических техник изобразительного искусства. Вода проявляет себя с совершенно неожиданной стороны. Вся красота техники в том, что любой человек может создавать настоящие шедевры на водной глади. Эбру - также увлекательно для детей. Важная отличительная черта этого творчества, каждый рисунок всегда уникален!  Ведь его уже не повторить! Каждый раз краски по воде растекаются по разному.

Для ЭБРУ необходима специальная вода, настоянная на красных морских водорослях. В продаже есть белый порошок - это и есть "красные водоросли". А также потребуются специальные краски. Но можно, заменить желатином или крахмалом, краски для эбру можно заменить обычными красками: акварелью, гуашью или акрилом, кисти (отдельная для каждого цвета), палитра для смешивания красок (пластмассовая или керамическая), кисточки для эбру, бумага (не глянцевая),  невысокая прямоугольная емкость.

Процесс работы в технике рисования Эбру

• Подготовка специальной клейкой основы для эбру. Необходимо приготовить клейстер из крахмала и воды, его нужно немного остудить. После чего добавляем клея ПВА и перемешиваем основу.

• Подготавливаем акриловые краски, разбавив их водой до жидкого состояния.

• Наливаем заранее подготовленную жидкость в специальный лоток. В палитре готовим краски разного цвета. Берем  кисть, окунаем в краску и разбрызгиваем над водой. Это будет фон нашего рисунка. Фон может состоять из 2-3 цветов.

• Далее берем спицу или зубочистку  и размешиваем краску, как душе угодно. Это увлекательный, релаксирующий процесс.

• Фон готов. Приступаем к рисунку.

• Рисунок выполняется тонкой спицей. Окунаем в краску и ставим точку на поверхности воды. Вытираем спицу салфеткой, окунаем в другую краску, и снова окунаем в ранее отмеченную точку, которая уже расползлась в круг. Так можно делать несколько раз, используя разные оттенки. Затем спицей делаем рисунок. Либо спицей ведем из круга, или в круг.

Техника правополушарного рисования

Научиться рисовать за короткое время можно используя инновационную методику правополушарного рисования. Популярность этого метода возрастает с каждым днем. . Такой метод позволит любому человеку в короткие сроки научиться рисовать (уже после первого занятия).Основа метода правополушарного рисования заключается в активации правого полушария в режим творчества.         Изначально все малыши правополушарны.          Они воспринимают мир «как он есть». Увидел – исследовал, поиграл, получил опыт.

От чего такой быстрый результат? 

Дело в том, что в традиционных художественных школах делается упор на левополушарный режим человеческого мозга, вследствие чего и такой длительный период обучения. Но мало кто знает, что за творческую деятельность отвечает именно правое полушарие. Благодаря специальным техникам, которые были разработаны высококвалифицированным психологом, в такой методике правое полушарие включается в режим творчества практически у всех людей.

Основная суть таких занятий.

В основу обучения положен принцип – меньше теории, больше практики. На теорию уделяется не более пяти минут занятий, в остальное время ученики рисуют. Все рабочие места заранее подготавливаются, и выдается все необходимое для творчества – кисточки, краски, фартуки и т.д. Это делается для того, чтобы все занятие человек полностью занимался творческим рисованием.

Картины, нарисованные подобным образом, появляются моментально, в зависимости от размера от 5 до 30 минут.

Техника правополушарного рисования включает в себя набор различных упражнений, которые на первый взгляд кажутся очень необычными. Смысл правополушарного рисования состоит в том, чтобы с помощью определённых приёмов выключить критику левого полушария и растормозить работу правого. Не вообще выключить, а снизить контроль левого полушария на время рисования.        

Сегодня мы с вами попробуем нарисовать осеннюю картину в технике правополушарное рисование, рисование объемными красками, рисование пеной для бритья. (Показ техник рисования).

Уважаемые коллеги, мне бы хотелась вручить вам буклеты «Делаем краски своими руками», в этом буклете я собрала техники, которые помогут вам изготовить нужные краски своими руками. Отрабатываете различные техники рисования, учите детей смешивать цвета, различать оттенки и спокойно создавайте свои первые художественные шедевры.

Рефлексия «Клякса».

Предлагаю вам оценить мастер – класс, на столе лежат разного цвета кляксы, если мастер – класс прошёл плодотворно, вы получили новые знания, которые будете использовать в своей работе, это голубая клякса https://image.freepik.com/free-vector/blots-with-emotions_14567-137.jpg; Если тематика мастер – класса для вас знакома, вы давно используете данную технику в своей работе и готовы поделиться опытом, это желтая кляксаhttps://t3.ftcdn.net/jpg/00/52/26/02/500_F_52260206_70ZMMT3jWcQ6yUoPTKCppYPmmCRZxsPu.jpg; Если мастер-класс для вас был неинтересен, это красная кляксаhttps://t3.ftcdn.net/jpg/00/52/26/02/500_F_52260206_70ZMMT3jWcQ6yUoPTKCppYPmmCRZxsPu.jpg.



Предварительный просмотр:

ИГРИМСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА ИМЕНИ
ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА СОБЯНИНА ГАВРИИЛА ЕПИФАНОВИЧА
СТРУКТУРНОЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЕ

ДЕТСКИЙ САД «БЕРЕЗКА»

Мастер-класс для педагогов на тему:

 «Использование театрализованной деятельности в детском саду»

Выполнила:

воспитатель Золотарева С.В.

2021г.

Актуальность моего мастер-класса заключается в том, что театрализованная деятельность является одним из самых популярных и увлекательных направлений в дошкольном воспитании. С точки зрения педагогической привлекательности можно говорить об универсальности, игровой природе и социальной направленности, а также о коррекционных возможностях театра.

Практическая значимость моего мастер-класса состоит в том, что я представлю аудитории не только воспитательные возможности использования театральной деятельности в детском саду, но и предоставлю возможность изготавливать наглядный материал для театра из подручных материалов.

Инновационная направленность мастер-класса заключается в творческом подходе к театрализации. Я представлю вашему вниманию новые виды театров.

Цель мастер-класса: повышение компетентности педагогов в применении театрализованной деятельности в детском саду, развитие фантазии и творческих способностей.

Задачи: Познакомить воспитателей с разными видами театров.

Побудить к широкому использованию театральной деятельности в детском саду.

Дать возможность воспитателям и родителям самостоятельно изготавливать персонажей из подручного материала.

Презентация мастер-класса.

Цель, которую ставлю, занимаясь с детьми – сделать жизнь наших воспитанников интересной, содержательной, наполненной радостью творчества.

Как сделать каждое занятие с ребенком интересным и увлекательным, просто и ненавязчиво рассказать ему о самом главном – о красоте и многообразии этого мира, как интересно можно жить в нем?

Как научить ребенка всему, что ему пригодится в этой сложной современной жизни? Как воспитать и развить основные его способности: слышать, видеть, чувствовать, понимать, фантазировать и придумывать?

Большое и разнообразное влияние театрализованной деятельности на личность ребенка позволяет использовать их в качестве сильного, но ненавязчивого педагогического средства, так как сам ребенок испытывает при этом удовольствие, радость. Воспитательные возможности театрализованной деятельности усиливаются тем, что их тематика практически не ограничена. Она может удовлетворять разносторонние интересы и желания детей.

Участвуя в театрализованных играх, дети становятся участниками разных событий из жизни людей, животных, растений, что дает им возможность глубже познать окружающий мир. Одновременно театрализованная игра прививает ребенку устойчивый интерес к родной культуре, литературе, театру. Дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии – через образы, краски, звуки, музыку.

Театрализованная деятельность – неисчерпаемый источник развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий, способ приобщения к духовному богатству. В результате ребенок познает мир умом и сердцем, выражая свое отношение к добру и злу; познает радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе.

С театрализованной деятельностью тесно связано и совершенствование речи, так как в процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура его речи, её интонационный строй, улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй.

Наибольшая ценность детской театрализованной деятельности заключается в том, что драматизация непосредственно связана с игрой (Л. С. Выготский, Н. Я. Михайленко), поэтому наиболее синкретична, т. е. содержит в себе элементы самых различных видов творчества. Дети сами сочиняют, импровизируют роли, инсценируют потешки, стихотворения, песенки и сказки.

Под театрализованными играми ученые понимают «игры в театр», «сюжетами которых служат хорошо известные сказки или театральные представления по готовым сценариям» [Бочкарёва Л. П.].

Театрализованные игры отличаются от сюжетно-ролевых игр не только сюжетом, но и характером игровой деятельности. Театрализованные игры являются играми-представлениями, которые имеют фиксированное содержание в виде литературного произведения, разыгрываемого детьми в лицах. В них, как и в настоящем театральном искусстве, с помощью таких выразительных средств, как интонация, мимика, жест, поза и походка, создаются конкретные образы. Театрализованные игры дошкольников можно разделить на две основные группы: режиссерские игры и игры-драматизации.

К режиссерским играм можно отнести настольный, теневой театр и театр на фланелеграфе: ребенок или взрослый не является действующим лицом, а создает сцены, ведет роль игрушечного персонажа, действует за него, изображает его интонацией, мимикой.

Драматизации основаны на собственных действиях исполнителя роли, который использует куклы или персонажи, надетые на пальцы. Ребенок в этом случае играет сам, используя свои средства выразительности — интонацию, мимику, пантомимику.

Настольный театр игрушек. Используются самые разнообразные игрушки и поделки. Главное, чтобы они устойчиво стояли на столе и не создавали помех при передвижении.

Настольный театр картинок. Персонажи и декорации — картинки. Их действия ограничены. Состояние персонажа, его настроение передается интонацией играющего. Персонажи появляются по ходу действия, что создает элемент сюрпризности, вызывает интерес детей.

Стенд-книжка. Динамику, последовательность событий изображают при помощи сменяющих друг друга иллюстраций. Переворачивая листы стенда книжки, ведущий демонстрирует личные сюжеты, изображающие события, встречи.

Фланелеграф. Картинки или персонажи выставляются на экран. Удерживает их фланель, которой затянуты экран и оборотная сторона картинки. Вместо фланели на картинки можно приклеивать кусочки бархатной или наждачной бумаги. Рисунки подбираются вместе детьми из старых книг, журналов создаются самостоятельно. Можно использовать коврограф Воскобовича

Теневой театр. Для него необходимо экран из полупрозрачной бумаги, черные плоскостные персонажи и яркий источник света за ними, благодаря которому персонажи отбрасывают на экран. Изображение можно получить и при помощи пальцев рук. Показ сопровождается соответствующим звучанием.

Л. В. Артемова также выделяет сколько видов игр-драматизаций дошкольников.

Игры-драматизации с пальчиками. Атрибуты ребенок надевает пальцы. Он «играет» за персонажа, изображение которого находится на руке. По ходу разворачивания сюжета действует одним или несколькими пальцами проговаривая текст. Можно изображать действия, находясь за ширмой или свободно передвигаясь по комнате.

Игры-драматизации с куклами бибабо. В этих играх на пальцы надевают куклы бибабо. Они обычно действуют на ширме, за которой стоит водящий. Таких кукол можно изготовить самостоятельно, используя старые игрушки.

Импровизация. Это разыгрывание сюжета без предварительной подготовки.

Также к драматизации относятся игры-имитации образов животных, людей, литературных персонажей; ролевые диалоги на основе текста; инсценировки произведений; постановки спектаклей по одному или нескольким произведениям.

Основные требования к организации театрализованных игр

• Содержательность и разнообразие тематики.

• Постоянное, ежедневное включение театрализованных игр во все формы педагогического процесса, что делает их такими же необходимыми для детей, как и сюжетно-ролевые игры.

• Максимальная активность детей на этапах и подготовки, и проведения игр.

• Сотрудничество детей друг с другом и с взрослыми на всех этапах организации театрализованной игры.

Последовательность и усложнение содержания тем и сюжетов, избранных для игр, соответствуют возрасту и умениям детей.

Театрализованная игра универсальна – ее можно использовать в совместной деятельности с детьми, в любых режимных моментах и на занятиях.

На своих занятиях я использую театрализованную игру как игровой прием и форму обучения детей. В занятие вводятся персонажи, которые помогают детям усвоить те или иные знания, умения и навыки. Игровая форма проведения занятия способствует раскрепощению ребенка, созданию атмосферы свободы и игры. В руках взрослых кукла – помощник в решении многих педагогических задач. С помощью куклы можно создать игровую мотивацию продуктивной деятельности детей, давать от лица куклы адекватную оценку продукта деятельности ребенка без риска вызвать обиду или сопротивление.

Уважаемые коллеги, вы прослушали теоретическую часть моего мастер-класса. А теперь мы преступим к практической.

Несомненно, элементы театрализованной деятельности могут быть эффективно использованы на занятиях с детьми. Но, обязательно, в комплексе с другими дидактическими средствами.

Картотека театральных этюдов, упражнений по ритмопластике, игр на выражение различных эмоций, игр - превращений, игр для развития мимики и пантомимики, коммуникативных игр-упражнений.

Игра «Измени голос»

Цель. Развивать внимание, наблюдательность, воображение детей.

Дети приветствуют друг друга от имени любого, придуманного ими сказочного персонажа (лисы, зайца, волка), надевают (по желанию) костюмы и рассказывают, на кого они стали похожи. Педагог помогает им изобразить выбранных героев через выразительные движения, мимику, голос.

Игра «Где мы были, мы не скажем»

Цель. Развивать внимание, память, образное мышление детей.

Водящий, которого выбирают дети, уходит за дверь, а оставшиеся ребята вместе с педагогом договариваются, кого или что они будут изображать. Затем входит водящий и говорит: «Расскажите, где вы были, что вы делали?» Дети отвечают: «Где мы были, мы не скажем, а что делали — покажем» (если они договорились изображать действие) или «Кого видели, покажем» (если они изображают животное) т.д. В процессе игры педагог помогает детям найти наиболее характерные особенности животных или предметов и

выразительно их передать.

Игра «Воображаемое путешествие»

Цель. Развивать воображение, фантазию, память детей; умение общаться в предлагаемых обстоятельствах.

Педагог. Сейчас мы отправимся в путешествие. Я буду описывать место, где мы окажемся, а вы должны представить, увидеть его мысленно и делать то, что вам подскажет воображение. Итак, возьмите со стульчиков воображаемые рюкзаки, наденьте их, выйдите на середину комнаты. Перед вами поляна, полная полевых цветов и ягод. Рвите цветы для букетов. Собирайте ягоды. Но сначала определите для себя, какой это цветок или ягода, потому что я могу спросить у вас: «Что это?» Учтите, все ягоды растут в траве, а значит, их, не сразу можно увидеть — траву нужно осторожно раздвигать руками. Теперь мы идем дальше по дороге к лесу. Здесь течет ручей, через который перекинута доска. Идите по доске. Мы вошли в лес, где много грибов и ягод,— осмотритесь. Теперь мы

отдохнем и перекусим. Достаньте из рюкзаков завтраки, которые вам дала в дорогу мама, и перекусите. А я буду угадывать, что вы «едите».

Игра «Дедушка Молчок»

Цель. Развивать выразительность жестов, мимики, голоса.

Дети сидят в творческом полукруге. Проводится игра «Дедушка Молчок».

Педагог. Сегодня к нам в гости придет дедушка Молчок. Когда он появляется, становится тихо.

Дедушка очень добрый, он любит детей и знает много интересных игр.

Чики-чики-чики-чок,

Здравствуй, дедушка Молчок!

Где ты? Мы хотим играть,

Много нового узнать.

Где ты, добрый старичок? Тишина... Пришел Молчок. Не спугни его смотри,

Тс-с-с, ничего не говори.

Педагог просит детей очень тихо, на цыпочках, поискать дедушку, жестом призывая к соблюдению тишины. Далее педагог «находит» дедушку (надевает бороду и шапку) и действует от его имени: здоровается,

говорит, что очень спешил к ребятам, потому что любит играть. Предлагает детям поиграть в игру «Узнай, кто говорит от другого имени». С помощью считалки выбирают водящего. Педагог от имени дедушки читает текст. Ребенок, на которого указывает Молчок, отвечает на вопрос, изменив голос. Водящий угадывает, кто из детей говорит от другого имени.

Сидит кукушка на суку,

И слышится в ответ...

«Ку-ку», — отвечает ребенок, на которого указывает дедушка Молчок.

А вот котеночек в углу, Мяукает он так... (Мяу! Мяу!)

Щенок прогавкает в ответ,

Услышим вот что мы вослед... (Гав! Гав!)

Корова тоже не смолчит,

А вслед нам громко замычит... (Му-у!)

А петушок, встретив зарю, Нам пропоет... (Ку-ка-ре-ку!)

Паровоз, набравши ход, Тоже весело поет... (У-у-у!)

Если праздник, детвора Весело кричит... (Ура! Ура!)

Игра «Тень»

Цель. Учить детей согласовывать свои действия с другими детьми.

Дети разбиваются на пары. Один ребенок в паре — это человек, он «ходит по лесу»: собирает грибы, ягоды, ловит бабочек и т. д. Другой ребенок — его тень. Повторяя движения человека, тень должна действовать в том же ритме и выражать то же самочувствие. Педагог объясняет детям значения слов «темп» и «ритм»:! «Темп —это скорость: быстро, медленно, совсем медленно. Ритм — это равномерное повторение определенных звуков: раз-два, тук-тук». Затем условия игры меняются. Один ребенок в паре — мышка, лягушка, зайчик,

медведь, лиса, петушок, ежик (по вы-1-бору педагога), другой ребенок —его тень. Во время игры дети меняются ролями, а педагог подсказывает им, показывает! походку зверей.

Игра «Узнай по носу»

Цель. Развивать внимание, наблюдательность.

Водящий уходит за занавес. Участники игры поочередно, чуть приоткрывая занавес, показывают ему руку, ногу, волосы, нос и т. д. Если водящий узнает товарища сразу, то получает фант. Игра повторяется несколько раз, водящие меняются.

Игра «Зеркало»

Цель. Учить детей распознавать эмоциональные состояния (радость, грусть, злость, страх) по мимике.

Педагог. Представьте, что вы готовитесь к спектаклю и гримируетесь перед зеркалом. Что такое грим? Это подкрашивание лица, искусство придания лицу (с помощью специальных красок, наклеивания усов, бороды и т. п.) внешности, необходимой актеру для данной роли. Встаньте парами лицом друг к другу. Один из вас артист, а другой — зеркало. «Зеркало» внимательно следит за движениями артиста и повторяет их зеркально. Старайтесь предугадать любой жест, любую мимику. Что может делать артист? (Надевать парик, маску; укладывать волосы, класть на лицо тон, подводить брови, красить ресницы и губы; улыбаться, смеяться, плакать, грустить и т. д.) Движения должны быть плавными и неторопливыми. Не смейтесь при этом! Когда у вас бывает радостное настроение? Какие настроения вы знаете?

Игра «Испорченный телефон»

Цель. Учить детей распознавать эмоциональные состояния (радость, грусть, злость, страх) по мимике.

Все участники игры, кроме водящего и одного из ребят, закрывают глаза —«спят». Водящий показывает ребенку, не закрывшему глаза, какую-либо эмоцию. Ребенок, «разбудив» другого участника игры, передает увиденную эмоцию так, как он ее понял, без слов. Второй участник передает свою версию увиденного третьему игроку и так до последнего игрока.

После игры педагог беседует с детьми о том, какие эмоции они изображали; по каким признакам они узнали именно эмоции.

Игра «Сам себе режиссер»

Цель. Дать детям возможность самостоятельно сочинить сценку про животных.

Педагог объясняет детям: «Режиссер — это руководитель, организатор номера или спектакля, или циркового выступления артистов». Один ребенок (по желанию) берет на себя роль режиссера. Он набирает артистов, придумывает сценку, использует реквизиты, костюмы. Остальные ребята, не занятые в сценке, придумывают свои сценки.

Игра «Угадай, кто я»

Цель. Развивать внимание, наблюдательность, память.

Игра проходит веселее, когда в ней принимает участие много ребят. С помощью считалки выбирают водящего. Ему завязывают глаза. Дети берутся за руки и встают в круг вокруг водящего. Водящий хлопает в ладоши, а дети двигаются по кругу. Водящий хлопает еще раз — и круг замирает. Теперь водящий должен указать на какого-либо игрока и попытаться угадать, кто он. Если ему удается сделать это с первой попытки, то игрок, угаданный им, становится водящим. Если же водящий с первой попытки не угадал, кто перед ним, он имеет право дотронуться до этого игрока и попробовать угадать второй раз. В случае правильной догадки водящим становится ребенок, которого опознали. Если же водящий так и не смог правильно догадаться, он водит по второму кругу.

Вариант игры. Можно ввести правило, по которому водящий может попросить игрока что-либо произнести, например, изобразить животное: прогавкать или мяукнуть. Если водящий не узнал игрока, он водит еще раз.

Игра «Горячий картофель»

Цель. Развивать быстроту реакции, координацию движений.

Традиционно в игре используется настоящий картофель, но его можно заменить теннисным мячиком или волейбольным мячом.

Дети садятся в круг, водящий находится в центре. Он бросает «картошку» кому-нибудь из игроков и тут же закрывает глаза. Дети перебрасывают «картошку» друг другу, желая как можно быстрее от нее

избавиться (как будто это настоящая горячая картошка). Вдруг ведущий произносит: «Горячий картофель!» Игрок, у которого оказалась в руках «горячая картошка», выбывает из игры. Когда в кругу остается один ребенок, игра прекращается, и этот игрок считается победившим.

Игра «Кто из нас самый наблюдательный?»

Цель. Развивать наблюдательность, память.

Эту игру любят все дети и охотно играют в нее. Выбирают водящего, который внимательно осматривает играющих: их одежду, обувь, кто где сидит или стоит, запоминает позы игроков. Водящий выходит из комнаты. Ребята меняются местами; изменяют позы, переобуваются; обмениваются кофточками, сумочками, ленточками, платочками, шарфиками. Входит водящий и ищет изменения. Чем больше изменений он находит, тем лучше, тем он наблюдательнее.

Игра «Представьте себе»

Цель. Развивать имитационные способности.

-Солнце нужно всем! Цветам, бабочкам, муравьям, лягушкам. А кому еще нужно солнце? (Дети перечисляют.) Сейчас вы придумаете, в кого

превратитесь, и под музыку изобразите того или то, что загадали, а я попытаюсь отгадать.

Включается грамзапись, дети имитируют движения задуманного персонажа. Это могут быть цветы, насекомые, животные, птицы, деревья и т.д. Педагог отгадывает, уточняет.

— Солнышко скрылось за тучку, пошел дождь. Скорее под зонт!

Игра «Ласковое слово»

Цель. Формировать у детей доброжелательное отношение друг к другу.

Педагог собирает детей в хоровод со словами:

В хоровод, в хоровод

Здесь собрался народ!

Раз, два, три — начинаешь ты!

Вслед за этим педагог надевает на себя колпачок и ласково обращаем к рядом стоящему ребенку. Например: — Сашенька, доброе утро!

Педагог уточняет, какие добрые и ласковые слова мы можем произносить, обращаясь к своим друзьям (Здравствуйте, как я рад(а) тебя видеть; какой красивый у тебя бантик; у тебя красивое платье и т.д.).

После этого дети снова идут по кругу с песенкой. Педагог передает колпачок следующему ребенку, который должен, в свою очередь, ласково обратиться к стоящему с ним рядом малышу, и т.д.

Игра «Продолжи фразу и покажи»

Цель. Развивать логику, творческие способности; развивать имитационные навыки.

-Если холодно на улице, что вы надеваете? (Шубу, шапку, варежки...)

-Если вам подарят маленького котенка, что вы сделаете? (Погладим его, приласкаем).

-Если вы останетесь в лесу одни, что вы будете делать? (Громко кричать «Ау!».)

-Если мама отдыхает, как вы будете себя вести? (Ходить на цыпочках, не шуметь...)

-Если плачет ваш друг, что делать? (Утешить, погладить, заглянуть в глаза...).

-Если вам на глаза попались спички? (Ответы детей, которые педагог обобщает выводом: спички

детям не игрушка!)

Игра «Доктор Айболит» (К. Чуковский)

Цель. Развивать логику, творческие способности; воспитывать доброжелательное отношение к

окружающим; развивать имитационные навыки, артикуляционный аппарат

Добрый доктор Айболит! И жучок, и паучок,

Он под деревом сидит. И медведица!

Приходи к нему лечиться, Всех излечит, исцелит

И корова, и волчица, Добрый доктор Айболит!

Роль доктора берет на себя педагог. На нем белый халат, шапочка, в кармане трубка. Дети выбирают куклы пальчикового театра и подходят к доктору Айболиту. Голосом выбранного персонажа просят полечить лапку, носик, животик...

По ходу игры педагог (Айболит) задает вопросы, побуждая детей живо и эмоционально включаться в игру.

В конце дети устраивают концерт для доктора Айболита (игра «Оркестр»)

Игра «Бродячий цирк»

Цель. Развивать фантазию и способность к импровизации; побуждать детей к участию в театрализованной игре, поощрять творческую инициативу;

расширять знания детей о цирке, обогащать словарный запас; воспитывать доброжелательные партнерские отношения.

Под ритмичную музыку (цирковой туш) педагог читает стихотворение, дети идут по кругу и приветственно машут рукой:

Для радости ребячьей приехал цирк бродячий.

В поющем и звенящем, в нем всё как в настоящем:

Гимнаст летит, и скачет конь, лисица прыгает в огонь,

Собачки учатся считать, выходят пони их катать.

Мартышка к зеркалу спешит, и клоун публику смешит.

Педагог объявляет номера:

— Первый номер нашей программы «Канатоходцы»!

Воспитатель кладет на пол ленту. Под музыкальное сопровождение дети, подняв руки в стороны, проходят по ленте, представляя, что это канат, натянутый в воздухе.

— Второй номер нашей программы — «Знаменитые силачи».

Мальчики поднимают воображаемые гири, штанги.

— Третий номер нашей программы — «Ученые собачки» под рукводством знаменитой

дрессировщицы... (Педагог называет имя девочки.)

Дети-собачки садятся на корточки, дрессировщик дает задания: танцуют; решают задачки по картинкам; прыгают через кольцо; поют.

Антракт

В антракте всем зрителям и участникам представления «буфетчица» раздает воображаемое мороженое.

Игра «Угадай, чей голосок»

Цель. Учить детей интонационно и выразительно произносить предложенную фразу.

Дети встают в шеренгу. К ним спиной встает водящий. Педагог молча указывает на любого ребенка, тот произносит фразу: «Скок-скок-скок-скок, угадай, чей голосок!» Если водящий угадал, он встает в общую шеренгу. Водящим становится тот, голос которого угадали. Игра проводится несколько раз. Дети меняют интонации и тембр голоса.

Игра с воображаемыми предметами

Цель. Развивать воображение и фантазию; побуждать детей к участию в общем театральном действии.

1.Педагог вместе с детьми произносит слова знакомого стихотворения «Мой веселый звонкий мяч», и все ударяют воображаемым мячом об пол.

2.Педагог бросает воображаемый мяч каждому ребенку, ребенок «ловит» мяч и «бросает» его обратно педагогу.

3.Дети встают в круг и передают друг другу воображаемый предмет. Игру начинает и комментирует педагог.

-----Посмотрите, у меня в руках большой мяч. Возьми его, Саша (Педагог передает «мяч» рядом стоящему ребенку).

—Ой, у тебя он стал маленький. Передавай его Насте.

—Настя, в твоих руках маленький мячик превратился в ежика. Его колючки колкие, смотри, не уколись и не урони ежа. Передай ежика Пете.

-----Петя, твой ежик превратился в большой воздушный шар. Держи его крепче за ниточку, чтобы не улетел.

Дальше импровизировать можно в зависимости от количества детей (шарик превратился в горячий блин, блин- в клубок ниток, нитки – в маленького котенка, его можно осторожно погладить, котенок превратился в румяного колобка).

Игра с воображаемым объектом

Цель. Формировать навыки работы с воображаемыми предметами;

воспитывать гуманное отношение к животным.

Дети в кругу. Педагог складывает ладони перед собой: Ребята, посмотрите, у меня в руках маленький котенок. Он совсем слабый и беспомощный. Я каждому из вас дам его подержать, а вы его погладьте, приласкайте, только осторожно и скажите ему добрые слова.

Педагог передает воображаемого котенка. Наводящими вопросами помогает детям найти нужные слова и движения.

Игра «И я тоже!»

Цель. Совершенствовать внимание, наблюдательность.

Педагог говорит, что он делает, а дети по сигналу громко отвечают: «И я тоже!»: Утром я встаю... (И я тоже!) Умываюсь... Чищу зубы... Надеваю чистую одежду... Завтракаю... Выхожу на улицу... Сажусь в грязную лужу...»

Педагог. Кто это у нас поросенок, кто любит поваляться в лужах? Можно только пожалеть его мамочку. Давайте попробуем еще раз! Я люблю смотреть спектакль. (И я тоже!) Я в зале не разговариваю... Я самый аккуратный... Я на улице гуляю... Всех ребят я обижаю...

Педагог. Это кто же здесь у нас такой смелый — обижает ребят? Ребят обижать нехорошо! Но думаю, что сейчас никто не ошибется. Я люблю веселую музыку... (И я тоже!) Я танцую вместе с друзьями... (И я тоже!) А теперь покажите, как вы умеете танцевать. Звучит музыка. Дети танцуют.

Игра «Веселые обезьянки»

Цель. Развивать внимание, наблюдательность, быстроту реакции, память.

Педагог. Представьте, что вы все обезьянки и сидите в клетке в зоопарке. Одного из вас мы выбираем на роль посетителя зоопарка. Он будет стоять в центре, и делать различные движения и жесты. «Обезьянки» передразнивают посетителя, точно повторяют его жесты и движения. С помощью считалки выбирают «посетителя»:

Над лучами, над водой

Хлынул дождик проливной.

А потом повисло

В небе коромысло.

Ребятишек радует

Золотая радуга.

(М. Лопыгина. Радуга)

«Посетители» в течение игры меняются несколько раз.

Игра «Поварята»

Цель. Развивать внимание, наблюдательность, быстроту реакции, память.

Дети делятся на две команды (рассчитываются на первый-второй). Первая команда готовит первое блюдо, а вторая — салат. Каждый ребенок придумывает, каким продуктом он будет: луком, морковью, свеклой, капустой, петрушкой, перцем, солью и т. п. — для первого блюда; картофелем, огурцом, луком, горошком, яйцом, майонезом и т. п.—для салата. Затем все дети становятся в круг — получается «кастрюля» — и поют песню (импровизация):

Сварить можем быстро мы борщ или суп

И вкусную кашу из нескольких круп,

Нарезать салат и простой винегрет,

Компот приготовить —вот славный обед.

Дети останавливаются, а ведущий (педагог) по очереди называет, что он хочет положить в кастрюлю. Узнавший себя ребенок входит в круг. Когда все «компоненты» блюда окажутся в круге, ведущий предлагает приготовить другое блюдо.

Игра «Что мы делаем, не скажем, но зато покажем»

Цель. Способствовать развитию чувства правды и веры в вымысел; учить действовать на сцене согласованно. Комната делится пополам шнуром. С одной стороны, находятся 6 ребят, выбранных с помощью считалки, — «дедушка и пятеро внучат». С другой стороны — остальные дети и педагог; они будут загадывать загадки. Договорившись, о чем будет загадка, дети идут к «дедушке» и «внучатам».

Дети. Здравствуй, дедушка седой с длинной-длинной бородой!

Дедушка. Здравствуйте, внучата! Здравствуйте, ребята! Где вы побывали? Что вы повидали?

Дети. Побывали мы в лесу, там увидели лису. Что мы делали, не скажем, но зато мы вам покажем!

Дети показывают придуманную загадку. Если «дедушка» и «внучата» дают правильный ответ, дети возвращаются на свою половину и придумывают новую загадку. Если отгадка дана неправильно, дети называют верный ответ и после слов педагога: «Раз, два, три —догони!» бегут за шнур, в свою половину комнаты, а «дедушка» и «внуки» стараются догнать их, пока ребята не пересекли линию. После двух загадок выбираются новые «дедушка» и «внучата». В загадках дети показывают, как они, например, моют руки, стирают платочки, грызут орехи, собирают цветы, грибы или ягоды, играют в мяч, подметают веником пол, рубят топором дрова и т. п. Педагог хвалит детей за правильные действия с воображаемыми предметами, которые они! показывали в загадках.

Игра «День рождения»

Цель. Способствовать развитию чувства правды и веры в вымысел. Учить действовать на сцене согласованно.

С помощью считалки выбирается ребенок, который приглашает детей на «день рождения». Гости приходят по очереди и приносят воображаемые подарки. С помощью выразительных движений, условных игровых действий дети должны показать, что именно они дарят. Лучше, если гостей будет немного, а остальные ребята сначала побывают в роли зрителей, оценивающих достоверность показа. Потом дети могут поменяться ролями. Подарки могут быть самые разнообразные: коробка конфет, шоколад, шарфик, шапка, книжка, фломастеры и даже живой котенок.

Игра «Угадай, что я делаю?»

Цель. Развивать память, воображение детей.

Дети встают в круг. Каждый ребенок принимает определенную позу и оправдывает ее:

- стоит с поднятой рукой (кладу книгу на полку, достаю конфету из вазы в шкафчике, вешаю куртку,

украшаю елку и т. п.);

- стоит на коленях, руки и корпус устремлены вперед (ищу под столом ложку, наблюдаю за гусеницей,

кормлю котенка, натираю пол и т. п.);

- сидит на корточках (смотрю на разбитую чашку, рисую мелом и т. п.);

- наклонился вперед (завязываю шнурки, поднимаю платок, срываю цветок и т.п.).

Педагог предлагает ребятам повторить игру «Угадай, что я делаю?» в движении. Дети ходят свободно по залу под музыку. Как только музыка заканчивается, ребята останавливаются, принимают определенные позы, затем оправдывают их (собираю цветы, наклонился за грибом и т. д.).

Игра «Одно и то же по-разному»

Цель. Развивать воображение, фантазию детей.

Дети в творческом полукруге. Один ребенок придумывает свой вариант поведения, а дети должны догадаться, чем он занимается и где находится (человек идет, сидит, бежит, поднимает руку, слушает и т. д.).

Одно и то же действие в разных условиях выглядит по-разному. Дети делятся на творческие группы, и каждая получает определенное задание.

I группа получает задание сидеть. Возможные варианты:

- сидеть у телевизора;

- сидеть в цирке;

- сидеть в кабинете врача;

- сидеть у шахматной доски;

- сидеть с удочкой на берегу реки и т. п.

II группа получает задание идти. Возможные варианты:

- идти по дороге;

- идти по горячему песку;

- идти по палубе корабля;

- идти по бревну или узкому мостику;

- идти по узкой горной тропинке и т. д.

III группа получает задание бежать. Возможные варианты:

- бежать, опаздывая в театр;

- бежать от злой собаки;

- бежать, попав под дождь;

- бежать, играя в жмурки, и т.д.

IV группа получает задание размахивать руками. Возможные варианты:

- отгонять комаров;

- подавать сигнал кораблю, чтобы заметили;

- сушить мокрые руки и т. д.

V группа получает задание ловить зверюшку. Возможные варианты:

—ловить кошку;

—ловить попугайчика;

—ловить кузнечиков и т.д.

Педагог и зрители отмечают, кто правильно выполнил задание.

Игра «Превращение предмета»

Цель. Развивать воображение, фантазию детей.

Сначала педагог объясняет детям: «В театре зритель верит в то, во что верит актер. Сценическое отношение — это умение с помощью веры, воображения и фантазии изменить свое отношение к предмету,

месту действия или партнерам, меняя соответствующим образом свое поведение, оправдывая условное превращение».

Педагог берет какой-либо предмет и кладет его на стол! или передает по кругу от одного ребенка к другому. Каждый ребенок должен действовать с предметом по-своему, оправдывая его новое предназначение, чтобы была понятна суть превращения. Варианты превращения разных предметов:

• карандаш или палочка: ключ, отвертка, вилка, ложка, градусник, зубная щетка, кисточка для

рисования, дудочка, I расческа и т.д.;

• маленький мячик: яблоко, ракушка, снежок, картошка, камень, ежик, колобок, цыпленок и т.д.;

• записная книжка: зеркальце, фонарик, мыло, шоколадка, обувная щетка, игра и т.д.

Можно превращать стул в пенек; в этом случае дети должны оправдывать условное название предмета. Например, большой стул может быть превращен в королевский трон, памяти ник и др.

Игра «Кругосветное путешествие»

Цель. Развивать фантазию, умение оправдывать свое поведение.

Дети в творческом полукруге. Педагог предлагает им отправиться в кругосветное путешествие:

«Ребята, перед вами стоит задача: придумать, где будет проходить ваш путь — по пустыне, по горной тропе, по болоту; через лес, джунгли, через океан на корабле». Дети предлагают маршрут кругосветного путешествия, используя декорации корабля, избушки. Итак, маршрут кругосветного путешествия составлен, и дети начинают играть. В игре используются

музыка народов мира, шумовые эффекты — гром, дождь, шум бури, шторм, костюмы и маски.

Игра «Король»

Цель. Уметь действовать с воображаемыми предметами, на память физических действий (вариант народной игры).

Исполнителя роли Короля выбирают с помощью считалки:

Наша Маша рано встала,

Кукол всех пересчитала:

Две Матрешки на окошках,

Две Аринки на перинке,

Две Танюшки на подушке,

А Петрушка в колпачке

На дубовом сундучке.

(Е. Благинина. Считалка)

Считать помогают все дети; педагог медленно, четко произносит слова считалки, чтобы ребята могли лучше запомнить их.

Король сидит на «троне» с короной на голове. Дети делятся на несколько групп. Каждая группа представляет Королю свою профессию, действуя с воображаемыми предметами (повара, прачки, швеи и т.д.).

Первая группа подходит к Королю.

Работники. Здравствуй, Король!

Король. Здравствуйте!

Работники. Нужны вам работники?

Король. А что вы умеете делать?

Работники. А ты отгадай!

Король должен отгадать профессии работников. Если он отгадал верно, то дети разбегаются, а он догоняет убегающих детей. Первый пойманный ребенок становится Королем. В процессе игры педагог усложняет характер Короля — то он жадный, то злой. Если роль Короля играет девочка (Королева), то она может быть доброй, легкомысленной, сварливой и т.д. Главное в этой игре—действие с воображаемыми предметами.

Игра «День рождения»

Цель. Игра учит детей быть доброжелательными, внимательными и добрыми, Уметь действовать с воображаемыми предметами.

Педагог назначает на роль именинника ребенка. Он будет принимать гостей в день рождения. Гости по очереди дарят ему воображаемые подарки (кукла, мяч, конструктор и т. д.). Педагог должен обращать внимание на верные действия детей с воображаемыми предметами

Игра «Загадки без слов»

Цель. Привлекать детей к проигрыванию мини-сценок.

Педагог созывает детей: Сяду рядышком на лавку,

С вами вместе посижу.

Загадаю вам загадки,

Кто смышленей — погляжу.

Педагог вместе с первой подгруппой детей садятся и рассматривают иллюстрации к загадкам без слов. Дети выбирают картинки, которые могут загадать, не произнося ни слова. Вторая подгруппа в это время располагается в другой части зала. Дети первой подгруппы без слов, с помощью мимики и жестов изображают, например: ветер, море, ручеек, чайник (если сложно, то: кошку, лающую собаку, мышь и т.д.). Дети второй подгруппы отгадывают.

Затем загадывает вторая подгруппа, а отгадывает — первая.



Предварительный просмотр:

ИГРИМСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА ИМЕНИ
ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА СОБЯНИНА ГАВРИИЛА ЕПИФАНОВИЧА
СТРУКТУРНОЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЕ

ДЕТСКИЙ САД «БЕРЕЗКА»

Консультация для воспитателей.

Тема: «От ИЗО - деятельности к творчеству»

C:\Users\User\Desktop\2022-11-12-19-18-48.jpg 

                                     

Подготовила: воспитатель:

Золотарева С.В.

2021г.

Зачем крохе рисовать? Разве нельзя полноценно жить сейчас и потом без рисования? Конечно можно. Но как много потеряет человек в своём развитии, пройдя мимо этой деятельности! Как много возможностей к развитию, которыми наделила его природа, не будет реализована.

Изобразительная деятельность – одна из самых интересных для детей дошкольного возраста.

Каждый ребёнок по своей природе – творец.

Занимаясь изобразительной деятельностью, дети имеют возможность выразить свои впечатления, своё понимание окружающей их жизни и эмоциональное отношение к ней в художественном творчестве: рисовании, лепке, аппликации.

Изобразительная деятельность дошкольников как вид художественной деятельности должна носить эмоциональный, творческий характер. Педагог должен создавать для этого все условия: он прежде всего должен обеспечить эмоциональное, образное восприятие действительности, формировать эстетические чувства и представления, развивать образное мышление и воображение, учить детей способам создания изображений, средствам их выразительного исполнения.

Процесс обучения должен быть направлен на развитие детского изобразительного творчества, на творческое отражение впечатлений от окружающего мира, произведений литературы и искусства.

Основная задача по художественному творчеству:

Пробуждать эмоциональную отзывчивость к эстетической стороне окружающей действительности.

Какие же задачи стоят перед педагогами по работе с детьми в разделе «художественное творчество» в разных возрастных группах?

гр. ран. возраста (2-3 года).

В продуктивных видах деятельности (рисовании, лепке, конструировании) помогать ребёнку формировать и реализовывать свою собственную цель, соответствующую его личным интересам и отражающую его эмоциональные впечатления.

Пути реализации:

1. Научить детей свободно действовать разными изобразительными материалами (фломастеры, цветные карандаши, гуашевые краски, мелки, угольки, шариковые ручки, тычки, штампики и печатки)

2. Работать над замыслом ребёнка, научить ставить цель в изо-деятельности. Обязательно спрашивать: «Что рисуешь? Что нарисовал?» На всех работах детей ставится число и что там нарисовано. Что бы заинтересовать детей воспитатель рисует в подарок ребёнку что-то. Все рисунки хранятся в папке.

мл.гр. (3-4 года).

Расширять поле знаемых и реализуемых в деятельности целей; способствовать осознанию ребёнком его собственных целей.

Пути реализации:

1.Учить детей формообразующим движениям (движения руки рисовать форму – везде, целый год)

2.Вычленять формы в различных предметах.

В конце года детские работы узнаваемы, нет похожих.

Средняя группа (4-5 лет).

Развивать способность в течение длительного периода времени овладевать способами достижения собственных целей.

Пути реализации:

1. Научить смешивать краску

2. Учить детей декорировать (украшать свою работу)

К концу года из предметного рисования ребёнок уходит в сюжетное рисование.

Старший возраст (ст.гр -5-6 лет, под.гр. – 6-7 лет).

Развивать способность к изобразительной деятельности (чувство цвета, формы, композиции)

Пути реализации:

1. Познакомить с колоритом (тёплые и холодные цвета), с законами цвета:

  • цвет снега, как цвет неба
  • когда на рисунке солнце рисуем красками яркими, сочными, когда на рисунке нет солнца – рисуем красками спокойными, приглушёнными.
  • ночью предметы как будто изменяют свой цвет

2. Совершенствовать декор, воспитывать чувство меры и чувство вкуса (на полочке красоты изящные вещи)

3. Учить детей композиционному построению рисунка (вывести детей с рисования на одной линии в пространство)

4. Учить детей разным техникам рисования (по сырому, графика и т.д.)

Изобразительная деятельность ребёнка нуждается в квалифицированном руководстве со стороны взрослого.

Но чтобы развить у каждого воспитанника творческие способности, заложенные природой, педагог должен сам разбираться

в необходимых способах художественной деятельности. Представление презентации «Из опыта работы творческой мастерской Цветные ладошки»

И закончить своё выступление мне хочется стихотворением В. Берестова:

И в 10 лет, и в 7, и в 5,

Все люди любят рисовать.

И каждый сразу нарисует

Всё, что его интересует,

Всё вызывает интерес:

Далёкий космос, ближний лес,

Цветы, машины, пляски, сказки.

Всё нарисуем, были б краски

Да лист бумаги на столе,

Да мир в семье и на Земле!



Предварительный просмотр:

ИГРИМСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА ИМЕНИ
ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА СОБЯНИНА ГАВРИИЛА ЕПИФАНОВИЧА
СТРУКТУРНОЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЕ

ДЕТСКИЙ САД «БЕРЕЗКА»

C:\Users\User\Desktop\Аттестация С.В.  на 2022г\2022-09-11-16-35-47.jpg

Консультация для педагогов:

«Нетрадиционные техники рисования

для детей дошкольного возраста»

Подготовила воспитатель:

 Золотарева С.В.

Игрим 2020г.

 «Нетрадиционные техники рисования для детей дошкольного возраста»

"В творчестве нет правильного пути, нет неправильного пути, есть только свой собственный путь"

Многолетний опыт исследования педагогической работы показывает, что отсутствие необходимых изобразительных умений у детей часто приводит к обыденности и невыразительности детских работ, так как не владея определенными способами изображения, дети исключают из своего рисунка те образы, нарисовать которые затрудняются. Чтобы ребенок рисовал с удовольствием и совершенствовался в своем творчестве, взрослый своевременно должен помогать ему.

Детям очень сложно изображать предметы, образы, сюжеты, используя традиционные способы рисования: кистью, карандашами, фломастерами. Использование лишь этих предметов не позволяет детям более широко раскрыть свои творческие способности. Они не способствую в должной мере развитию воображения, фантазии. А ведь рисовать можно чем угодно и как угодно!

Дети с самого раннего возраста пытаются отразить свои впечатления об окружающем мире в своём изобразительном творчестве.

Существует много техник нетрадиционного рисования, их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата. Например, какому ребёнку будет неинтересно рисовать пальчиками, делать рисунок собственной ладошкой, ставить на бумаге кляксы и получать забавный рисунок. Ребёнок любит быстро достигать результата в своей работе.

- Как вы думаете, что может обозначать слово нетрадиционно?

(Ответы)

Нетрадиционно – не основываясь на традиции, устраиваясь не по заведенному обычаю. Отличаясь оригинальностью, происходя не в силу установившейся традиции, не придерживаясь традиций.

(Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф.  Ефремова. 2000.)

Синонимы: индивидуально, на новый лад, неординарно, неповторимо, нестандартно, нетривиально, оригинально, по-новому, по-своему, самобытно, самостоятельно, своеобразно, своеобычно.

 (Словарь синонимов).

-Что подразумевается под словосочетанием «нетрадиционное рисование»?

(Ответы)

Нетрадиционное рисование – искусство изображать не основываясь на традиции.

Рисование нетрадиционными способами, увлекательная, завораживающая деятельность, которая удивляет и восхищает детей. Важную роль в развитии ребёнка играет развивающая среда. Поэтому при организации предметно - развивающей среды нужно учитывать, чтобы содержание носило развивающий характер, и было направлен на развитие творчества каждого ребёнка в соответствии с его индивидуальными возможностями, доступной и соответствующей возрастным особенностям детей.

Сколько дома ненужных интересных вещей (зубная щётка, расчески, поролон, пробки, пенопласт, катушка ниток, свечи и. т. д). Вышли погулять, присмотритесь, а сколько тут интересного: палочки, шишки, листочки, камушки, семена растений, пух одуванчика, чертополоха, тополя. Всеми этими предметами обогатили уголок продуктивной деятельности. Необычные материалы и оригинальные техники привлекают детей тем, что здесь не присутствует слово «Нельзя», можно рисовать чем хочешь и как хочешь и даже можно придумать свою необычную технику. Дети ощущают незабываемые, положительные эмоции, а по эмоциям можно судить о настроении ребёнка, о том, что его радует, что его огорчает.

Изобразительная деятельность с применением нетрадиционных материалов и техник способствует развитию у ребёнка:

• Мелкой моторики рук и тактильного восприятия;

• Пространственной ориентировки на листе бумаги, глазомера и зрительного восприятия;

• Внимания и усидчивости;

• Изобразительных навыков и умений, наблюдательности, эстетического восприятия, эмоциональной отзывчивости;

• Кроме того, в процессе этой деятельности у дошкольника формируются навыки контроля и самоконтроля.

• Способствует снятию детских страхов;

• Развивает уверенность в своих силах;

• Развивает пространственное мышление;

• Учит детей свободно выражать свой замысел;

• Побуждает детей к творческим поискам и решениям;

• Учит детей работать с разнообразным материалом;

• Развивает чувство композиции, ритма, колорита, цветовосприятия; чувство фактурности и объёмности;

• Развивает творческие способности, воображение и полёт фантазии.

• Во время работы дети получают эстетическое удовольствие.

Во многом результат работы ребёнка зависит от его заинтересованности, поэтому на занятии важно активизировать внимание дошкольника, побудить его к деятельности при помощи дополнительных стимулов. Такими стимулами могут быть:

• игра, которая является основным видом деятельности детей;

• сюрпризный момент - любимый герой сказки или мультфильма приходит в гости и приглашает ребенка отправиться в путешествие;

• просьба о помощи, ведь дети никогда не откажутся помочь слабому, им важно почувствовать себя значимыми;

• музыкальное сопровождение. И т. д.

Кроме того, желательно живо, эмоционально объяснять ребятам способы действий и показывать приемы изображения.

С детьми младшего дошкольного возраста рекомендуется использовать:

• рисование пальчиками;

• оттиск печатками из картофеля;

• рисование ладошками.

Детей среднего дошкольного возраста можно знакомить с более сложными техниками:

• тычок жесткой полусухой кистью.

• печать поролоном;

• печать пробками;

• восковые мелки + акварель

• свеча + акварель;

• отпечатки листьев;

• рисунки из ладошки;

• рисование ватными палочками;

• волшебные веревочки.

А в старшем дошкольном возрасте дети могут освоить еще более трудные методы и техники:

• рисование песком;

• рисование мыльными пузырями;

• рисование мятой бумагой;

• кляксография с трубочкой;

• монотипия пейзажная;

• печать по трафарет;

• монотипия предметная;

• кляксография обычная;

• пластилинография.

Успех обучения нетрадиционным техникам во многом зависит от того, какие методы и приемы использует педагог, чтобы донести до детей определенное содержание, сформировать у них знания, умения, навыки.

          Каждая из этих техник - это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения. Не бойтесь творить и экспериментировать со своими воспитанниками!


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Взаимодействие с коллегами

Выступления на педсоветах, семинары-практикумы, мастер-классы, открытые занятия для педагогов....

Взаимодействие с коллегами

Выписка из протокола педсоветаПриказ об организации деятельности ГКП (группы кратковременного пребывания)Приказ об организации работы по разработке мероприятий предусмотренных ИПРА (Индивидуальная про...

Значимые для организации инициативы, осуществленные во взаимодействии с коллегами.

Совместная с коллегами театрализованная деятельность;Проект творческой группы педагогов детского сада «Юный патриот»;"Веселый забор" социальный проект по благоустройству детского...

Взаимодействие с коллегами

Взаимодействие воспитателя  со специалистами  ДОУ является неотъемлемым звеном успешного обучения и воспитания детей....

Реализованные значимые для организации инициативы, осуществленные во взаимодействии с коллегами.

Совместная с коллегами театрализованная деятельность.Приказ об утверждении "Центра здоровья".Приказ о создании творческой группы по изучению "ТРИЗ-технологий".Социальный проект &qu...

Взаимодействие с коллегами

Мастер-класс для педагогов по нетрадиционным видам изодеятельности...

Взаимодействие с коллегами

Выступления на педсоветах, семинары-практикумы, мастер-классы, открытые занятия для педагогов 2018-2022 г....