Лексическая тема "Весна"
статья (старшая группа)

Поленова Анастасия Александровна

пальчиковая гимнастика, дыхательная гимнастика, артикуляционная гимнастика и т.д.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lexicheskaya_tema_-_vesna.docx24.55 КБ

Предварительный просмотр:

Лексическая тема:  «Весна»

Физминутка

  "Капля".

Капля раз, капля два,  (пальцы собраны в щепотку)

Очень медленно сперва,  (раскрываем пальцы медленно)

А потом, а потом все бегом все бегом. (руки вверх - вниз, пальчики бегут)

Мы зонты свои откроем,

От дождя себя укроем.  ( руки в стороны, вверх, пальцы сцепить над головой).

Пальчиковая гимнастика

«Весна»

Снова солнце в небе улыбается, (Соединять пальцы правой руки с большим.)

Снег растаял, ручейки звенят. (Соединять пальцы левой руки с большим.)

И подснежник первый распускается, (Ладони вверх, пальцы сложены лодочкой, запястья рук прижаты друг к другу; разъединять пальцы, постепенно отводя их друг от друга)

С юга птицы с песнями летят. (Ладони повернуты к себе, большие пальцы переплетены, остальными пальцами совершать колебательные движения – «птичка»).    

Дыхательная гимнастика

«Цветы» На вдохе поднять расслабленные руки вверх, постепенно растягивая всё тело, задержать дыхание. На выдохе, постепенно расслабляя тело, опустить руки и согнуться в пояснице, задержать дыхание. Повторить 2-3 раза.

 «Собираем цветы» На вдохе присесть, «сорвать цветок», понюхать. На выдохе произносить: «Аааах!»

«Одуванчики» Игра проводится на улице. Ребёнок делает вдох носом и дует на одуванчик так, чтобы слетели все пушинки. Сдуть все пушинки с цветка нужно с 1 – 3 раз.

 «Цветы распускаются» Ребёнок стоит, руки согнуты в локтях, пальцы сжаты в кулачки. Затем разгибает пальцы по очереди, при этом выполняет вдох через нос. После пальцы сжимаются в кулачок в обратном порядке, выполняется выдох («цветок закрылся»). Повторить 4 – 6 раз.

Артикуляционная гимнастика

Ветерок качает подснежник. Наклоны головы влево - вправо (шея расслаблена).

Дети радуются солнышку и поют ему песенку, состоящую из гласных: «А-э-и-о-у».

Медведь проснулся после зимней спячки. Открывать рот с глубоким вдохом. (Имитация зевания.)

На реке трескается лед, плывут льдины. Двигать нижней челюстью вправо-влево.

Исхудавшие за зиму зверята. Втянуть щеки, затем вернуться в исходное положение.

Сосулька тает. Открыть рот, вытянуть «острый» язык, затем опустить «широкий» язык на нижнюю губу. Чередовать положения «острого» и «широкого» языка.

Капель стучит по крыше. Поднять кончик языка за верхние] зубы к альвеолам и произносить: «Тдд-тдд-тдд».

Задания для мелкой моторики.

 «Следы от капели» -на манке пальчиком ставим точки.

«Солнце светит» - выложить из спичек солнечные лучи вокруг жёлтого кружка.

«Кто скорее проснётся после зимней спячки?» - разглаживание бумажных комочков с контурными изображениями.

«Дерево» - выкладывание дерева из палочек разной длины и толщины.

«Потекли ручейки» - рисование пальцами ручейка на песке.

-Коллективная работа «Весенняя роща» - приклеивание зелёных листочков каждым ребёнком на рисунок голого дерева.

Понедельник

Беседа по теме: Весенние месяцы – март, апрель, май.

Весной солнце всё выше, светит ярче в голубом безоблачном небе. С крыш свисают сосульки, в полдень, когда солнышко пригревает сильнее, сосульки начинают таять, звенит весенняя капель, бегут, журчат ручейки. На полянках и пригорках появляются проталины.

Реки, озёра и пруды очищаются ото льда. Горячее весеннее солнце растапливает лёд и снег.

На деревьях и кустарниках набухают почки и проклёвываются первые листочки. В лесах, на полях и лугах раскрываются весенние цветы: мать-мачеха, подснежник, медуница.

Просыпаются после долгой зимы насекомые. Возвращаются после долгой зимы перелётные птицы. Первыми прилетают грачи, затем скворцы, трясогузки, жаворонки.

Заканчивается зимняя спячка зверей. Из берлоги выходит медведица с медвежатами и бродит по лесу в поисках пищи. У остальных животных тоже появляются детёныши.

Взрослые звери линяют.

Весной у людей много работы. В поле готовят почву для посевов и сеют рожь, ячмень, просо. в огородах – укроп, морковь, лук.    

  • «Хлопни в ладоши».

 Воспитатель произносит слов. Если слово о весне, дети хлопают в ладоши.

Слова: пригревает, листопад, тает, вьюга, журчит, теплое, ярче, холодно, набухают, прилетают, проталина, ледоход, застыл, метель, снегопад, солнышко.

  • «Про что (кого) можно сказать?»

Тает, лопаются, прилетают , оседает, вьют , темнеет , зеленеет, журчит, сходит, пригревает, бежит , растет ,припекает, кричат , греет, звенит, бурлит, набухают,  пробивается, раскрываются…

Вторник

Беседа по теме:

  • Что происходит, когда тает снег?
  • Что появляется на проталинах?
  • Какой становится погода?
  • Где набухают почки?
  • Кто прилетает весной?
  • Что делают грачи, когда прилетают?
  • Расширение словаря прилагательных.

- Солнышко весной какое? — Яркое, теплое, большое, ласковое...
- Снег весной какой? — Рыхлый, темный, мокрый, липкий, грязный...
- Небо весной какое? — Голубое, чистое, высокое...

- Погода весной какая?

  • Игра «Весной бывает – не бывает»

Воробьи возвращаются из жарких стран.

Птицы вьют гнезда.

На деревьях распускаются почки.

Птицы улетают в теплые края.

Листья желтеют и опадают.

Листья распускаются.

Расцветают цветы.

На реке тает лед

Солнышко светит все ярче.

Сильный мороз.

Среда

  • Игра «Почемучки».

 Воспитатель бросает ребенку мяч, обращаясь к нему с вопросом: «Почему стало мало снега? Почему он потемнел? Почему мы сняли шубы и валенки? Почему уже нельзя кататься на коньках и лыжах? Почему тает снег? Почему бегут ручьи? Почему набухли почки? Почему все это происходит?»

  • Игра с мячом. Дети стоят напротив воспитателя. «Назови весеннее слово.»— Сосулька, ручеек, капель, первоцветы, март, апрель, май...».

  • «Подбери слово».

 Подбор прилагательных к слову весна:

  • Если весна наступает рано, то она…(ранняя)
  • Если поздно… (поздняя),
  • Если вокруг красиво…(красивая),
  • Если ёё долго ждали…(долгожданная),
  • Если часто идут дожди…(дождливая),
  • Если, наоборот, нет дождей и очень сухо… (сухая),
  • Если ярко светит солнце… (солнечная), шумн
  • Если всё вокруг цветёт… (цветущая),
  • Если очень холодно… (холодная),
  • Если очень тепло… (теплая).
  • Подбор слов-антонимов . Скажи наоборот.

Холод — тепло; солнечный —... (пасмурный); ветреный — ... (тихий, безветренный); радостный — ... (печальный, грустный); глубокий —... (мелкий); быстрый —... (медленный).

Четверг

  • Игра «Думай, отвечай»

Ручеек весной (что делает?) — бежит, журчит.

Снег весной (что делает?) — чернеет, тает.

Солнце весной (что делает?) — пригревает, светит.

Просыпаются весной (кто?) — медведи, ежи, насекомые.

Ежик и медведь весной (какие?) — сонные, взъерошенные, голодные.

Набухают на деревьях (что?) — почки.

Распускаются (что?) — цветы.

Появляются на деревьях (что?) — листья.

  • «Скажи наоборот»: 

тепло – холодно

светло — …

сыро – …

грязно — …

день — …

утро — …

  • Прочитать детям рассказ «Три весны» по опорным предметным картинкам (поле, река, лес):

«У природы три весны. Первая весна наступает в поле. Там быстро тает снег, потому что солнышку ничто не мешает. Вторая весна наступает на реке. Лед тает, трещит и раскалывается на части. Третья весна наступает в лесу. Там снег тает медленно, потому что солнышку мешают деревья. Когда снег растает, лес оденется листвою».

Задать вопросы:

- Почему говорят, что первая весна наступает в поле?

- Вторая на реке?

- Третья в лесу?

Пятница

  • Изменить слова по образцу.

Длинный — ещё длиннее        Радостный — ещё... (радостнее)

Теплый — ... (теплее)        Светлый — ... (светлее)

Яркий — ... (ярче)        Темный — ... (темнее)

Громкий — ... (громче)        Рыхлый — ... (рыхлее)

Высокий — ... (выше)        Свежий — ... (свежее)

Чистый — ... (чище)        Прозрачный — ... (прозрачнее)

Сильный — ... (сильнее)        Быстрый — ... (быстрее)

  • Чистоговорки
  • НА – НА – НА - наступила вновь весна
  • НЕ – НЕ – НЕ - очень рады мы весне
  • НЕ – НЕ – НЕ - много песен о весне
  • ХИ – ХИ – ХИ - о весне стихи
  • ЛО – ЛО – ЛО - на улице тепло
  • НУ – НУ – НУ - очень ждали мы весну
  • КО – КО – КО - солнце светит высоко
  • ЧЬИ – ЧЬИ – ЧЬИ - звонкие ручьи
  • ГА – ГА – ГА - растаяли снега
  • УЛЬКИ – УЛЬКИ – УЛЬКИ - растаяли сосульки
  • ЧИ – ЧИ – ЧИ - солнца теплые лучи
  • КА – КА – КА - в небе облака
  • ДИ – ДИ – ДИ - весенние дожди


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Картотека пальчиковых игр по лексической теме «Времена года». Лексическая тема «Осень»

Пальчиковые игры по теме "Времена года". Разбиты по разделам: Осень, Зима, Весна, Лето...

НОД по развитию речи для детей 5-6 лет. Лексическая тема «Транспорт» (конспект занятия) НОД по развитию речи для детей 5-6 лет. Лексическая тема «Транспорт» (конспект занятия)

НОД  по развитию речи для детей 5 – 6  лет.Лексическая тема «Транспорт» Цель: расширение  и активизация словарного запаса.Задачи:Коррекционно-образовательные:1.Закреплять сло...

Тематическое планирование лексических тем. Логопедические пятиминутки. Материалы по лексическим темам для сайта.

        В этом учебном году, 2015-2016, мы решили в разновозрастной  логопедической группе взять за основу программу Н.Нищевой.  Программа хорошо проработана, по н...

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ ТЕМА:ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ ЛЕКСИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ ПО СЕРИИ СЮЖЕТНЫХ КАРТИН «КАК ПОМОЧЬ ПТИЦАМ ЗИМОЙ» ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА: ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ

Коррекционно-образовательные цели: формирование лексико-семантической готовности к составлению рассказа по серии сюжетных картин. Уточнение, расширение и активизация словаря по лексической теме «Зимую...