«КРЕЩЕНИЕ ДЕТЕЙ У ЧУВАШЕЙ: ОБЫЧАИ, ОБРЯДЫ, ТРАДИЦИИ»
статья
«КРЕЩЕНИЕ ДЕТЕЙ У ЧУВАШЕЙ:
ОБЫЧАИ, ОБРЯДЫ, ТРАДИЦИИ»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mihaylova_n.g.-statya.docx | 25.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Михайлова Наталья Геннадьевна
воспитатели МБДОУ «Кугесьский детский сад «Крепыш»
Чебоксарского района Чувашской Республики
e-mail: natysik.kir-2000@mail.ru
«КРЕЩЕНИЕ ДЕТЕЙ У ЧУВАШЕЙ:
ОБЫЧАИ, ОБРЯДЫ, ТРАДИЦИИ»
Ключевые слова: крещение, кумовство, обряд, традиция, религия, восприемник.
Крещение являлось обрядом, с помощью которого новорожденный включался в этноконфессиональную общность. Данные действия означали объединение ребенка со своей семьей и общиной, приобщение ко всему многообразию народной жизни с ее трудом, радостями и заботами. Церковный обряд крещения и связанные с ним народные семейные обряды и обычаи представляют собой сложный культурно-культовый комплекс. Этот обряд имеет ярко выраженный религиозный смысл, но вместе с тем содержит и древние, дохристианские элементы, такие, как совместная трапеза родственников; хлеб как подарок куму от матери ребенка и др. У чувашей, в связи с постепенным вхождением христианских обрядов в быт, вместо ача ч\к. – жертвоприношения в честь рождения ребенка начали проводить обряд крещения – ача тыттарни?
Одной из первых и самых важных родительских обязанностей было крещение новорожденного младенца. Сроки, в которые происходило крещение, зависели от различных причин. Если ситуация была чрезвычайная – ребенок серьезно болел или же в семье или среди близких родственников кто-либо умирал, то ребенка крестили сразу же. В особых случаях разрешалось повитухе крестить новорожденного. В 1888 г. в д. Кульгеевой Цивильского уезда родились тройня. В день своего рождения Иван был крещен священником, а Василий и Иоанн – акушеркой Юрьевой.
С крещением старались не затягивать потому, что некрещеному ребенку, по народным представлениям, могли повредить нечистые силы, особенно в вечернее время; считалось, что младенцем может завладеть «злой дух». Чуваши считали, что до крещения около ребенка находятся разных видов злые духи, которые «змеем завиваются вокруг шеи», поэтому около некрещеного ребенка «крепко засыпать не велели». Покровителем младенцев после крещения считали ангела хранителя – Пулех. Поэтому до крещения дитя старались не выносить вечером во двор, не брали с собой, когда шли в гости.
Время устройства крещения зависело также и от материальных возможностей семьи, поскольку это требовало немалых средств. Особенно затягивалось крещение ребенка в отдаленных от храмов деревнях, где родители предпочитали ждать, когда священник сам посетит деревню, совершая очередной обход своего прихода. В таких случаях детей крестили дома, так как нести или везти ребенка в село было обременительно и к тому же считалось рискованным лишний раз подвергать его опасностям порчи. Поэтому священника приглашали на дом во время его посещений деревень.
Обряд крещения относится к числу одного из семи таинств, т.е. таких священнодействий, во время которых благодать Духа Святого нисходит на верующих. Оно происходит обязательно в церкви или в специальной крещальне при церкви. Согласно канону русской православной церкви крещение нужно было совершать на 40-й день после рождения. Однако если до истечения этого срока младенец умирал некрещеным, то на родителей налагалась епитимья. Для некрещеного закрыты двери рая, за него нельзя молиться в церкви, нельзя отпевать, поминать после смерти.
Крестили чаще по воскресеньям или в праздничные дни, собирая для совершения обряда иногда более 100 детей. По христианским нормам, крещение, совершенное в праздничные дни, было более благоприятно для ребенка, кроме того, запрещалось работать.
С церковным обрядом крещения связаны появление и исключительно широкое бытование в семейном быту чувашей института крестных родителей. Крестную маму чуваши называли – пысёк анне, пысёк апай, отца называли – пысёк ати, пусёкатти, хресна атте.
Главным действующим лицом обряда крещения был восприемник, выполнявший двоякую роль: религиозно-магическую и социальную (приобщение крестника к социальной общности, в данном случае к православной общине). Функция крестных, скрепленная народной традицией, была гораздо шире той, которую им приписывала церковь. Это духовное родство, которое приравнивалось к родству по крови и скрепляло большую часть ее членов искусственными родственными связями. Крестные как свидетели крещения сохраняли тесные отношения со своими подопечными на протяжении всей жизни, принимая самое живое участие в их воспитании, в свадебном торжестве, похоронах и т.д. На крестных падали многие финансовые расходы, а в случае смерти родителей крестные должны были полностью их заменить.
Кумовство имело много вариантов, формы обряда были разными, принцип выбора крестных, их число и взаимоотношения зависели от местных традиций. Этнограф Т.А. Листова указывает, что, согласно церковным правилам, восприемниками могли быть лица, достигшие гражданского или хотя бы церковного совершеннолетия: 15 лет для мальчиков и 13 лет для девочек, но иногда брали детей младше указанных лет – «лишь бы мог держать ребенка». На практике возраст крестных колебался обычно от 20 до 40 лет.
При выборе восприемников большое значение имели чувства личной симпатии, дружеские связи. В крестные не следовало выбирать бездетных женщин, считалось, что ребенок не будет жить. Исключение составляли тяжело больные дети. Также не выбирали восприемницей беременную женщину, иначе с ней случатся неблагоприятные роды. Суеверные представления объясняли этот запрет возможной порчей одного из детей во время обряда крещения. Из числа возможных восприемников исключались женщины в период месячных очищений. И по народным, и по церковным представлениям, женщина в такие дни считалась нечистой и не должна была участвовать ни в каких религиозных обрядах.
Церковное учение о крестных как вторых родственниках, развившись в народной среде, привело к появлению ряда суеверных представлений о воздействии на крестника или же прямом наследовании им тех или иных качеств крестных родителей. Охотно звали наиболее состоятельных соседей. В таком случае эквивалент во взаимоотношениях между соседями не соблюдался. Богатые кумовья в случае необходимости помогали бедным. Все породненные кумовья совместно праздновали главные календарные праздники, семейные торжества, кроме того, участвовали в коллективных работах в поле, на строительстве дома. Это был большой родственный коллектив, живший в близком соседстве, образуя сельскую патронимию. Духовное родство признавалось равным кровному, что еще более укрепляло родственные связи. Ввиду признания кумовства равным родственным отношениям брака между крестными родителями или кумовьями и крестником или крестницей были запрещены. Дети крестных также не имели права вступать в брак, так как считались духовными родственниками. Некоторые чуваши считали, что религиозное родство ценится выше, чем кровное.
С представлениями о возможности повлиять на судьбу ребенка, выбрав определенного крестного (крестную), связаны и некоторые обычаи выбора кумовьев в тех семьях, где дети часто умирали. Большое значение придавалось имени крестного. По церковным канонам выбирали имя какого-нибудь православного святого. В этих обычаях сказывается и древняя вера в магическую силу имени, и трансформировавшееся учение о защите окрещенного человека ангелом, именем которого он назван. Взгляд на кумовьев как на лиц, через которых осуществлялось приобщение ребенка к Богу, привел к распространению обычая в случае неоднократной смерти детей в семье приглашать в восприемники первых встретившихся, независимо от их возраста и родственного отношения к семье.
На восприемниках лежала обязанность приготовить ко дню крещения белую рубашку и купить крестик для ребенка, иначе на том свете они будут ходить голым. В других случаях крестный отец покупал для младенца крестик и ленточку на гайтан – голубую для мальчика, а розовую для девочки. Крестная мать готовила рубашечку с пояском из ленточки такого же цвета, что и гайтан. На протяжении всей жизни крестные должны были дарить платье, считалось, иначе ребенок будет часто падать и травмировать себя. Нагрудный крестик дети должны были носить на протяжении всей жизни. Было представление, что если человек ходит без креста дольше шести недель, то он делается наравне с некрещеным. Ребенка в церковь в основном несла восприемница, какого бы пола не был ребенок. Запись делалась псаломщиком в караулке. На вопрос «когда родился ребенок», не все могли сразу и точно ответить. Плату за крещение обычно давали родители младенца. Законодательство регламентировало порядок взимания платы за крещение и молитвы матери.
Согласно общепринятому обычаю, ни отец ребенка, ни тем более его мать не принимали непосредственного участия в обряде крещения. При входе в церковь мать оставалась на паперти и наказывала восприемникам, чтобы они наблюдали, что произойдет со скатанными в шарик воска волосами ребенка, когда его бросают в воду.
После возвращения домой из церкви родители угощали восприемников. Крещение отмечали застольем практически все, но богатые приглашали много родственников и знакомых. Менее состоятельные крестьяне устраивали скромный стол, но и они старались как можно торжественнее отпраздновать крестины первенца. В этот день происходило окончательное «вещественное оформление» перехода новорожденного в новый статус, а одним из символов этого периода становилась рубашечка с пояском, подносившаяся крестными родителями, которая была практически единственной одеждой вплоть до совершеннолетия.
На крестины обычно приглашалась вся родня; по более поздним сведениям, собирали только близких родственников. Гости приходили с подарками, как и при посещениях роженицы в первые дни после родов, только это делалось более основательно и организованно. На крестных, таким образом, лежала потенциальная обязанность содержать и воспитывать крестника, поэтому выбор крестных являлся очень важным шагом. У чувашей было поверье о том, будто бы грехи ребенка до достижения им совершеннолетия (т.е. до брака) записываются на крестных: мальчика – на крестного отца, девочки – на крестную мать. Во время страшного суда восприемники якобы будут отвечать перед Богом за согрешения своих крестников.
Как свидетельствуют представленные материалы, с крещением, помимо церковного ритуала, было связано множество народных поверий, представлений, обрядовых действий, что, видимо, говорит о тесном и длительном взаимодействии этого таинства, внесенного в чувашскую культуру с принятием христианства, с древнейшими обрядами местного населения, сопровождавшими и ритуально оформлявшими период младенчества и раннего детства. Несмотря на единую христианскую основу, крестильная обрядность вплоть до начала ХХ в. отличалась некоторыми особенностями. По всей вероятности, это связано с тем, что христианское крещение вобрало в себя местные обряды детского цикла, имевшего ту или иную локальную специфику.
Литература:
- Ашмарин Н.И. Словарь чувашского языка. Чебоксары: Чуваш. кн. изд-во, 2000. Т. I-XVII.
- Бернштам Т.А. Молодость в символизме переходных обрядов восточных славян Учение и опыт Церкви в народном христианстве. СПб.: «Петербургское Востоковедение», 2000.
- Егорова О.В. Этнография детства чувашей: историография темы / О.В. Егорова // Вестник
Чувашского университета. 2006. № 7. С. 17-23.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Приобщение детей к национальной культуре, обычаям, традициям ногайского народа.
Чтобы у ребенка формировалось чувство к своему Отечеству, необходимо воспитать у него эмоционально-положительное отношение к тем местам, где он родился и живет, развивать умение видеть и понимат...
Педагогический совет на тему: "Ознакомление детей с родным городом,народными традициями, парково-архитектурным ансамблем, как средство воспитания у детей патриотических чувств"
Педсовет на тему: "Ознакомление детей с родным городом, народными традициями, парково-архитектурным ансамблем, как средство воспитания у детей патриотических чувств"....
Роль детей и подростков в обряде закликания весны
О роли детей и подростков в обряде закликания весны....
Игровая образовательная ситуация для детей средней группы "Забытые обряды встречи весны"
Познакомить детей с народными обрядами, обычаеми связанными со встречей весны....
Детско-взрослый образовательный проект по расширению представлений детей о быте, культуре и традициях русского народа: «Знакомство детей старшего дошкольного возраста с народными календарно-обрядовыми праздниками»
Одной из задач ФГОС ДО, является объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм по...
Выступление с докладом на методическом объединении музыкальных руководителей «Приобщение дошкольников к донской культуре в процессе знакомства с обрядами, традициями и фольклорными праздниками»
Приобщая детей к Донской музыкальной культуре, мы развиваем у них уважение к своему народу, его традициям, обычаям, прививаем любовь к родной природе, уважение к людям труда, воспитываем добрые отноше...
Доклад из опыта работы «Приобщение дошкольников к Донской культуре, в процессе знакомства с обрядами, традициями и фольклорными праздниками, как условие реализации ФГОС ДО".
Доклад из опыта работы «Приобщение дошкольников к Донской культуре, в процессе знакомства с обрядами, традициями и фольклорными праздниками, как условие реализации ФГОС ДО".Проведение...