Консультация для родителей «Влияние сказок на речь ребенка»
консультация
Консультация для родителей
«Влияние сказок на речь ребенка»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_roditeley_skazki.doc | 47 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБДОУ детский сад №39 Красносельского района Санкт-Петербурга
Консультация для родителей
«Влияние сказок на речь ребенка»
Выполнила:
Калинина Е.Н
Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает на протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь. Самое главное - сказки нужны не только для развлечения, но и для развития и обучения ребенка. Именно со сказки начинается его знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и с окружающим миром в целом. Через сказку малыш получает свои первые представления о добре и зле, дружбе и предательстве, отваге и трусости. Именно сказки в доступной форме объясняют малышу, что такое хорошо и плохо.
Сказка учит жить. А иначе, зачем бы наши предки тратили драгоценное время на них? Зачем бы посвящали вечерние часы сказкам да отнимали детское внимание? И разве только дети были слушателями бабушки-сказительницы в семье? С не меньшим удовольствием и волнением погружались в мир волшебства и чудес взрослые члены семьи! Да и где еще можно почувствовать себя вдали от житейской суеты и трудностей, как не в хорошей сказке?
Сказки позволяют ненавязчиво и с интересом для детей проводить нравственные беседы, используя сюжеты сказок. Педагоги получают возможность заниматься коррекционной работой с конфликтными, тревожными детьми, с детьми с завышенной или, наоборот, заниженной самооценкой, эгоцентричными, а также неуверенными в себе.
Работа со сказками позволяет ребенку на вербальном и эмоциональном уровне осознать что такое «хорошо», и что такое «плохо», примерить на себя роль обидчика и обиженного, сильного и слабого, заботливого и равнодушного, примерить роль родителя, оценить свой поступок со стороны, а также позволяет ребенку иными глазами взглянуть на окружающий мир, близких людей. Черствость и невнимание ребенка к чувствам и переживаниям родителей, сверстников, воспитателей часто связаны не с особой черствостью в характере самого ребенка, а с отсутствием опыта сопереживания, с неумением вслушиваться в слова тех, кто его окружает.
Перевоплощаясь в сказочных героев, дети с большим энтузиазмом выполняют задания. Через сказки ребенок получает знания о мире, о взаимоотношениях людей, о проблемах и препятствиях, возникающих у человека в жизни. Через сказки ребенок учится преодолевать барьеры, находить выход из трудных ситуаций, верить в силу добра, любви и справедливости.
Велика роль сказки и в коррекции речевых нарушений у детей. В «сказочных» занятиях мало видимой работы над словом. Но есть работа невидимая, незаметная на первый взгляд. И именно она готовит почву для последующей коррекции речевых расстройств.
Большинство детей с нарушениями речи не умеют слушать и слышать, как звуки окружающего мира, так и тонкие различия в произношении тех или иных речевых звуков. Недостаточное чувство ритма и неумение согласовывать свои действия с действиями других, проблемы с дыханием, когда оно не свободное и плавное, а зажатое или прерывистое, - вот характерные особенности детей с нарушениями речи.
Речь не является отдельной обособленной функцией. Ее правильность и выразительность зависят от многих факторов. И улучшая что-то одно, мы совершенствуем работу всего организма в целом. Если мы добиваемся заметных результатов в работе над дыханием, слуховым или зрительным вниманием, в способности детей чувствовать и понимать других, то это неминуемо благотворно скажется и на речи. Если ослабленный, заторможенный ребенок приобретет уверенность в себе, то в более короткие сроки будет происходить и постановка, и автоматизация звуков; ребенок станет меньше уставать на занятиях, заметно активизируется его мышление, и он будет способен к усвоению большего объема информации, чем раньше. Если у «сверхспокойного» ребенка проснулся живой интерес, развилась чувствительность, то это означает, что у педагогов станет меньше проблем при введении автоматизируемых звуков в спонтанную речь.
Если ребенок приучается осознавать то, что он видит, слышит, ощущает, если он пытается определить характер того, что он чувствует, то его возросшая чувствительность очень помогает логопеду в такой, например, области, как развитие фонематического слуха.
Эмоционально разряжаясь, сбрасывая зажимы, беспокойство, агрессию, чувство вины, дети становятся мягче, добрее, увереннее в себе, восприимчивее к людям и окружающему миру. У них формируется положительный образ своего тела, принятие себя таким, какой ты есть.
Суть всех этих рассуждений одна: без сказки нет у ребенка ни мечты, ни волшебной страны, где сбываются все желания. Видеоиграми сыт не будешь, особенно если созданы они в чужой стране, где люди живут иными проблемами. И, побывав вместе с ребенком в сказочном мире, вступаем с ним в чудесный заговор, где смыкаются наши с ним миры – взрослый и детский. Мы возвращаемся из сказки с добычей, одухотворяющей будничную жизнь.
Привлекательность сказок в процессе развития личности ребенка можно объяснить следующими достоинствами:
- в сказках нет обучения и нравоучений;
- главный герой сказки не имеет определенного места действия, а значит, может быть везде;
- дети чувствуют себя защищенными, так как всегда добро побеждает зло;
- тайна и волшебство сказки расширяют границы возможного.
Любая сказка выполняет в развитии ребенка ряд функций:
- ознакомительную;
- коррекционно-развивающую (развивается мышление, воображение, память, внимание ребенка, мелкая моторика и координация движений рук; развивается речь, фонематический слух, артикуляционная моторика);
- интеграционную (ребенок включается в социальную среду)
Например, при чтении сказки можно спросить у ребенка: Как дует ветерок? (вью-вью). Как дует ветер? (у-у-у). Как дрожат от холода? (в-в-в). Как жужжит шмель? (ж-ж-ж). Как рычит собака? (р-р-р).
С помощью сказки родители смогут развить у ребенка:
- умение слушать;
- умение познавать;
- умение сравнивать, сопоставлять;
- умение мыслить словами;
- связную речь;
- интерес к занятиям;
- внимание;
- память;
- воображение;
- эстетические чувства;
- чувство юмора
Но такой эффект возможен лишь в случае, когда малыш заинтересован и увлечен, поэтому выбирайте сказочные темы, подходящие для определенного возраста.
Детям 3-5 лет наиболее понятны и близки сказки о животных, о взаимодействии людей и животных. В данном возрасте дети идентифицируют себя с животными и могут легко перевоплощаться в них, копируя их манеру поведения. С 5 лет, ребенок начинает идентифицировать себя с человеческими персонажами – принцами, царевнами, богатырями, солдатами и т.д. С 5-6 лет дети предпочитают слушать и читать волшебные сказки.
Читающий или рассказывающий родитель, должен помнить некоторые правила:
- При рассказывании стараться использовать слова и жесты, которые вы должны запомнить и повторять при каждом новом пересказе. У детей хорошо развита непроизвольная память, и они часто требуют создать ту же обстановку, что в и первый раз.
- Разными интонациями и жестами «окрашивайте» положительные и отрицательные поступки участников рассказа, сказки.
- Рассказывая историю, делайте вид, что сами верите в неё.
- Один и тот же герой в разных рассказах и сказках должен иметь одни и те же качества. Так, кот не может быть сегодня храбрецом, а завтра – трусом. Лиса в сказках всегда хитрая.
- В сказках и рассказах должен быть смешной персонаж.
- Дети обожают победу слабого, но хорошего человека, животного над плохими силачами.
Сказка – это замечательное средство семейного общения и развития ребенка.
Она помогает установить доверительные отношения, развить речь ребенка и его
фантазию, познакомить с окружающим миром и научить общаться.
Читайте с детьми как можно больше, а главное поговорите, о чем прочитали!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
консультация для родителей "Влияние сказок на развитие ребенка"
Многих родителей, выбирающих очередную Книгу сказок для своего малыша, интересуют следующие вопросы:...
Консультация для родителей «Влияние сказок на развитие ребенка»
Сказки являются важным воспитательным средством, выработанным и проверенным народом в течение столетий. Жизнь, народная практика воспитания убедительно доказали педагогическую ценность сказо...
Консультация для родителей "Влияние сказок на развитие речи дошкольников".
Советы родителям, как знакомить детей с миром сказки....
Консультация для родителей. Влияние сказок на развитие речи дошкольников.
Развитие речи дошкольников...
Консультация для родителей "Влияние сказок на развитие речи дошкольников"
Человек не обладает речью при рождении, она формируется и развивается вместе с его ростом и развитием, то есть, практически, всю жизнь. Но это не означает, что речь развивается сама по себе, без участ...
Консультация для педагогов. «Влияние сказок на психику ребенка».
В мире нет ничего, что не может быть поучительным, — нет и сказок,которые не заключали бы в себе материал «дидактики», поучения. В сказках прежде всего поучительна «выдумка&raq...
Консультация для родителей «Влияние сказок на нравственное и эмоциональное развитие ребенка»
Для полноценного психического развития дошколёнка важнее всего питание его эмоциональной сферы, развитие чувств, нравственного начала личности. Детская сказка - одно из самых доступных средств для раз...