Консультация для педагогов. «Влияние сказок на психику ребенка».
консультация (подготовительная группа)

Иллус Людмила Евгеньевна

В мире нет ничего, что не может быть поучительным, — нет и сказок,

которые не заключали бы в себе материал «дидактики», поучения. В сказках прежде всего поучительна «выдумка» — изумительная способность нашей мысли      заглядывать далеко вперед факта.
                              Максим Горький

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vliyanie_skazok_na_psihiku_rebenka.docx20.35 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов.

«Влияние сказок на психику ребенка».
                                             подготовила воспитатель: Иллус Л.Е.

В мире нет ничего, что не может быть поучительным, — нет и сказок,

которые не заключали бы в себе материал «дидактики», поучения. В сказках прежде всего поучительна «выдумка» — изумительная способность нашей мысли      заглядывать далеко вперед факта.
                             Максим Горький

Важное значение для развития ребенка, особенно в дошкольном и младшем школьном возрасте, имеет сказка. Сказка вбирает и хранит в себе народную мудрость, особенности национального характера, общечеловеческие    ценности и      идеалы.            

Сказка — повествовательное, обычно народно-поэтическое произведение о вымышленных лицах и событиях, преимущественно с участием волшебных, фантастических сил, – говорится в словаре С.И. Ожегова.

В настоящее время сказка стала всё чаще использоваться в качестве терапевтического средства, которое призвано решать ряд разносторонних задач: обогащение внутреннего мира ребёнка, определение модели поведения и нахождения выхода из проблемной ситуации (отношения между сверстниками, родителями и детьми и т.д.), коррекция психической и эмоциональной сферы, развитие речи и т.д.

В каких случаях сказку используют в качестве материалов для терапии?

Развивающие и обучающие сказки, позволяющие ребёнку накапливать опыт об окружающих объектах и явлениях, правилах поведения в различных ситуациях (общественных местах и по отношению к людям разного возраста).

Народные художественные сказки, способствующие воспитанию нравственных и эстетических чувств: взаимопомощи, поддержки, сопереживания, сочувствия, долга, ответственности и др. Так, в сказке «Репка» ярко отражается то, что помощь и поддержка других людей позволяют достигнуть цели, которая не по силам одному человеку.

Диагностические сказки, позволяющие определить характер ребёнка и его отношения к тому, что его окружает. Например, если девочка отдаёт предпочтение сказкам, где главным героем является зайка-трусишка, то можно предположить, что она достаточно застенчивая, спокойная и возможно, боязливая.

Психологические сказки создают специфические условия для ребёнка, которые способствуют преодолению вместе с героем общих страхов, адекватному переживанию чувства неудачи и победы, обретению уверенности в себе и так далее.

Отсутствие злых героев, конфликтных ситуаций, борьбы добра со злом позволяет ещё одной группе сказок – медитативным сказкам, создать атмосферу позитива, спокойствия, комфорта, расслабления, снятия напряжения и возбуждения.

Все сталкивались с явлением, когда ребенок просит много раз почитать «любимую сказку», даже зная ее наизусть. Или рассказать сказку, и именно теми же словами, что и ранее. Или играть в одни и те же игры. Повторение слов, информации, действий ребенку необходимо в этот период для нормального развития. И чем труднее эмоционально у малыша был день, нужнее ему «любимая сказка», тем настойчивее просьбы. Сказка необходима, чтобы с помощью повторения привычного, знакомого, приятного ее воздействия привести психику в равновесие, Это происходит на втором году жизни ребенка. Здесь включается психологический механизм навязчивостей. Они являются очень важной защитой от эмоционального состояния ранней тревожности, а так же вины. Позднее навязчивости меняют процессы вытеснения, лидирующие среди защит. Поэтому взрослые часто не помнят событий своего детства, особенно, если события эмоционально тяжелы. Но на уровне бессознательного весь этот грустный или страшный эмоциональный груз сохраняется, давая знать о себе только симптомами.

Один из самых важных вопросов воспитания – это помощь детям в формировании здорового характера. Ребенок приходит в мир с большим потенциалом талантов. В нем также заложены некие черты характера, которые ему предстоит развить. Очень часто бывают ситуации, когда взрослые хотят помочь ребенку, но не знают, как это сделать. Не всегда взрослые могут найти подходящие слова и помочь ребенку выразить свои чувства. Ребенку может казаться, что в целом мире его никто не понимает, и он оставлен один на один со своей проблемой. И тогда на помощь взрослому приходит сказка. В мире сказок ребенок чувствует себя «как рыба в воде», ведь фантазия является для детей наилучшим способом анализа окружающего мира. В сказке ребенок может увидеть похожую на свою проблемную ситуацию и встретить возможности её решения. Таким образом, добрые и правильные сказки не только способствуют гармоничному развитию психики ребенка, но и заметно помогают улучшить взаимопонимание взрослого и ребенка.

Психологические механизмы влияния сказки на развитие ребенка

1. Освоение морально-этических норм поведения. В русских народных сказках женский образ наполняется такими качествами, как трудолюбие, домовитость, скромность, терпение («Рукодельница», «Марья-искусница»). Сказки наполнены ситуациями морального выбора. Благодаря сказке ребенок понимает, что есть добро и что есть зло. Плохой герой совершает отрицательные поступки, хороший – добрые.

2. Решение эмоционально-личностных проблем ребенка через снятие их уникальности. Персонажи сказок подвергаются испытаниям, они не всегда успешны в своих действиях, что позволяет ребенку прожить эти ситуации вместе с ними.

3. Получение нового опыта через сказку. Сказка предлагает ребенку различные модели поведения. В результате прослушивания, прочтения или драматизации сказки ребенок строит внутренние модели внешнего мира. Через сказку он приобретает качества, необходимые для решения трудных ситуаций. В каждой сказке заложено противоречие, столкновение доброго и злого начала. Выход из ситуации зависит от использования различных ресурс.

4. Катарсис (возвышение, очищение, оздоровление) и снятие психоэмоционального напряжения. Сказочные сюжеты представляют метафоры (сто такое метафора, кто то помнит) (слово или выражение, употребляемое в переносном значении, в основе которого лежит неназванное сравнение предмета с каким-либо другим на основании их общего признака) смутных чувств, живущих в душе ребенка, которые не поддаются эмоциональному выражению. Снятие эмоционального напряжения происходит в следующей последовательности: нарастание напряжения, его пик, расслабление. Сюжет многих сказок построен в этой же логике: встреча с противником, борьба, победа героя. Примерами таких сказок являются «Лягушка-царевна», «Кощей Бессмертный», «Змей-Горыныч».

5. Решение задач возраста посредством сказки. Каждый возраст имеет свою психологическую задачу. Именно поэтому для каждого возраста существуют свои сказки. В 2-3 года («Колобок»). В возрасте 4-5 лет («Маша и Медведь»), («Гуси-лебеди»), («Волк и семеро козлят»). Эти сказки формируют у ребенка чувство уверенности в себе, доверие к родителям, умение разрешать трудные жизненные ситуации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Влияние музыки на психику ребенка"

Музыка обладает сильным психологическим воздействием на человека. Она влияет на состояние нервной системы (успокаивает, расслабляет или, наоборот, будоражит, возбуждает), вызывает различные эмоциональ...

Консультация для педагогов "Влияние музыки на психику человека"

Многие из нас любят слушать музыку, не понимая до конца ее воздействия. Иногда она излишне стимулирует - становится навязчивой. Какой бы ни была наша реакция, музыка оказывает умственный и физический ...

Консультация для родителей «Влияние музыки на психику ребенка»

Музыка обладает сильным психологическим воздействием на человека. Она влияет на состояние нервной системы (успокаивает, расслабляет или, наоборот, будоражит, возбуждает), вызывает различные эмоциональ...

Подбор консультаций для родителей и педагогов "Влияние музыки на психику ребенка"

Подбор консультаций для родителей и педагогов "Влияние музыки на психику ребенка"...

Консультация для родителей Консультация для родителей «Влияние гаджетов на психику ребенка»

Консультация для родителей «Влияние гаджетов на психику ребенка»...