Консультация для родителей «Влияние сказок на нравственное и эмоциональное развитие ребенка»
консультация (младшая группа)
Для полноценного психического развития дошколёнка важнее всего питание его эмоциональной сферы, развитие чувств, нравственного начала личности. Детская сказка - одно из самых доступных средств для развития нравственного начала и эмоциональности ребенка, которое во все времена использовали педагоги и родители. Через сказку легче всего объяснить ребёнку первые и главные понятия нравственности: что такое «хорошо» и что такое «плохо». Сказочные герои всегда либо хорошие, либо плохие. Это очень важно для определения симпатий ребенка, для разграничения добра и зла. Ребенок стремится отождествлять себя с положительным героем. Нравственные понятия, ярко представленные в образах героев, закрепляются в реальной жизни и взаимоотношениях с близкими людьми. Ведь если злодеи в сказках всегда бывают наказаны, то единственный способ избежать наказания - не быть злодеем.
Роль сказки в жизни ребенка
- С детской сказки начинается знакомство ребенка с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и со всем окружающим миром в целом.
- Язык сказок понятен даже малышу.
- Ребенок только учится мыслить логически, а сказка не утруждает его серьёзными логическими рассуждениями.
- Ребенок не любит наставлений, и сказка не учит его напрямую.
- Детская сказка предлагает ребенку образы, которые ему интересны, и жизненно важная информация усваивается незаметно.
- Приобщаясь к сказке, малыш осваивает абсолютно новый для себя вид психической активности - умение мысленно действовать в воображаемых обстоятельствах, а это умение - основа для любой творческой деятельности.
- Сказки предлагают детям готовую фантастическую историю, но оставляют при этом простор воображению.
- Понятие о добре предстает в сказке не в виде законов и правил, а в виде образов сильных и храбрых богатырей, рыцарей, принцев, в виде доброй волшебницы или феи, всегда готовой прийти на помощь.
Какую сказку выбрать?
Между пятью и семью годами детям можно читать любые сказки, сюжет которых интересен ребенку. Конечно, это произведение должно развивать все стороны личности ребенка: мышление, воображение, эмоции, поведение. Теперь он может сам придумать то, чего нет на самом деле, уносясь в своих фантазиях в желаемую реальность. Будет хорошо, если чтение и рассказывание сказок станет доброй семейной традицией. В любое время семейные чтения сказок дают очень много и маленькому, и взрослому человеку, помогают им сблизиться душой. Известно, что дети взрослеют незаметно, поэтому так важна сказка, рассказанная именно малышу. В простой детской сказке содержится всё самое нужное, самое главное в жизни, живое, как сама жизнь.
Подрастающего ребёнка часто одолевают всевозможные страхи, печаль, гнев и раздражение. Что является причиной этого беспокойства, порой не понимают ни сами дети, ни их родители. Что же делать в таком случае? Сегодня на вооружении психологов есть множество методов, помогающих решить проблемы ребёнка самым приятным для него способом. Один из главных таких способов сказкотерапия - метод, позволяющий работать с детьми и взрослыми через сказку.
Сказкотерапия - пожалуй, самый детский метод психологии, и, конечно, один из самых древних. Ведь ещё наши предки, занимаясь воспитанием детей, не спешили наказать провинившегося ребенка, а рассказывали ему сказку, из которой становился ясным смысл поступка. Сказки служили моральным и нравственным законом, предохраняли детей от напастей, учили их жизни. Зная, как сказка влияет на жизнь человека, можно очень многим помочь своему ребёнку. У него есть любимая сказка, которую он просит почитать вновь и вновь? Значит, эта сказка затрагивает очень важные для ребёнка вопросы.
Для мягкого влияния на поведение ребенка психолог подбирает специальные сказки. Сказки для сказкотерапии подбираются разные: русские народные и авторские, специально разработанные психокоррекционные и медитативные сказки, и многие другие. Часто психолог предлагает малышу сочинить сказку самостоятельно. Сочинение сказок ребёнком и для ребёнка - основа сказкотерапии. Через сказку можно узнать о таких переживаниях детей, которые они сами толком не осознают, или стесняются обсуждать их со взрослыми. Через сказку можно, например, узнать об отношении ребенка-дошкольника к разводу родителей.
Но это же специалисты, а можно ли использовать такую методику в жизни. Конечно, если вы приложите чуточку терпения, любви и фантазии. Если вы заметили, что у вашего ребёнка есть какая-то эмоциональная проблема (например, он раздражителен, груб, капризен или агрессивен), нужно придумать сказку, где герои, их похождения и подвиги будут помогать вашему малышу эту проблему решить. Сначала, мы описываем героя, похожего на ребенка по возрасту и характеру (придуманная нами сказка может даже начинаться со слов: "Жил-был мальчик, очень похожий на тебя..."). Далее, показываем жизнь героя в сказке так, чтобы ребенок сам увидел сходство со своей жизнью. Затем, выдуманный нами герой попадает в проблемную ситуацию, похожую на реальную ситуацию ребенка (он тоже чего-то боится, чувствует себя одиноким и. т. п.) и приписываем герою все переживания малыша (конечно, по сюжету должно появиться много возможностей и способов для преодоления этих препятствий). Потом, сказочный герой (а с ним и ребёнок) начинает искать выход из создавшегося положения и, конечно, находит его.
Художественные сказки тоже очень полезны. Например, ребёнку, любящему приврать по пустякам, стоит почитать сказку «Заяц-хвастун», легкомысленному и шаловливому «Приключения Незнайки», эгоистичному и жадному малышу будет полезно послушать сказку «О рыбаке и рыбке», а робкому и пугливому – «О трусливом зайце». В этом случае не стоит явно указывать на сходство героя с ребёнком - малыш сделает выводы сам. Просто обсудите сказку вместе.
Результаты от использования сказкотерапии разнообразны:
- ребенок будет знать, что родителям небезразличны его проблемы.
- ребенок сможет усвоить такое жизненное правило: " нужно искать силы для преодоления трудностей в себе самом".
- сказки показывают, что безвыходных ситуаций не существует, выход всегда есть - надо только его поискать.
- «походы» в сказочный мир разовьют воображение ребёнка, научат свободно, не страшась опасностей, импровизировать, дадут ему чудесное умение использовать для решения проблем волшебную силу творчества!
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
shch.t.docx | 15.87 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей
«Влияние сказок на нравственное и эмоциональное развитие ребенка»
Для полноценного психического развития дошколёнка важнее всего питание его эмоциональной сферы, развитие чувств, нравственного начала личности. Детская сказка - одно из самых доступных средств для развития нравственного начала и эмоциональности ребенка, которое во все времена использовали педагоги и родители. Через сказку легче всего объяснить ребёнку первые и главные понятия нравственности: что такое «хорошо» и что такое «плохо». Сказочные герои всегда либо хорошие, либо плохие. Это очень важно для определения симпатий ребенка, для разграничения добра и зла. Ребенок стремится отождествлять себя с положительным героем. Нравственные понятия, ярко представленные в образах героев, закрепляются в реальной жизни и взаимоотношениях с близкими людьми. Ведь если злодеи в сказках всегда бывают наказаны, то единственный способ избежать наказания - не быть злодеем.
Роль сказки в жизни ребенка
- С детской сказки начинается знакомство ребенка с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и со всем окружающим миром в целом.
- Язык сказок понятен даже малышу.
- Ребенок только учится мыслить логически, а сказка не утруждает его серьёзными логическими рассуждениями.
- Ребенок не любит наставлений, и сказка не учит его напрямую.
- Детская сказка предлагает ребенку образы, которые ему интересны, и жизненно важная информация усваивается незаметно.
- Приобщаясь к сказке, малыш осваивает абсолютно новый для себя вид психической активности - умение мысленно действовать в воображаемых обстоятельствах, а это умение - основа для любой творческой деятельности.
- Сказки предлагают детям готовую фантастическую историю, но оставляют при этом простор воображению.
- Понятие о добре предстает в сказке не в виде законов и правил, а в виде образов сильных и храбрых богатырей, рыцарей, принцев, в виде доброй волшебницы или феи, всегда готовой прийти на помощь.
Какую сказку выбрать?
Между пятью и семью годами детям можно читать любые сказки, сюжет которых интересен ребенку. Конечно, это произведение должно развивать все стороны личности ребенка: мышление, воображение, эмоции, поведение. Теперь он может сам придумать то, чего нет на самом деле, уносясь в своих фантазиях в желаемую реальность. Будет хорошо, если чтение и рассказывание сказок станет доброй семейной традицией. В любое время семейные чтения сказок дают очень много и маленькому, и взрослому человеку, помогают им сблизиться душой. Известно, что дети взрослеют незаметно, поэтому так важна сказка, рассказанная именно малышу. В простой детской сказке содержится всё самое нужное, самое главное в жизни, живое, как сама жизнь.
Подрастающего ребёнка часто одолевают всевозможные страхи, печаль, гнев и раздражение. Что является причиной этого беспокойства, порой не понимают ни сами дети, ни их родители. Что же делать в таком случае? Сегодня на вооружении психологов есть множество методов, помогающих решить проблемы ребёнка самым приятным для него способом. Один из главных таких способов сказкотерапия - метод, позволяющий работать с детьми и взрослыми через сказку.
Сказкотерапия - пожалуй, самый детский метод психологии, и, конечно, один из самых древних. Ведь ещё наши предки, занимаясь воспитанием детей, не спешили наказать провинившегося ребенка, а рассказывали ему сказку, из которой становился ясным смысл поступка. Сказки служили моральным и нравственным законом, предохраняли детей от напастей, учили их жизни. Зная, как сказка влияет на жизнь человека, можно очень многим помочь своему ребёнку. У него есть любимая сказка, которую он просит почитать вновь и вновь? Значит, эта сказка затрагивает очень важные для ребёнка вопросы.
Для мягкого влияния на поведение ребенка психолог подбирает специальные сказки. Сказки для сказкотерапии подбираются разные: русские народные и авторские, специально разработанные психокоррекционные и медитативные сказки, и многие другие. Часто психолог предлагает малышу сочинить сказку самостоятельно. Сочинение сказок ребёнком и для ребёнка - основа сказкотерапии. Через сказку можно узнать о таких переживаниях детей, которые они сами толком не осознают, или стесняются обсуждать их со взрослыми. Через сказку можно, например, узнать об отношении ребенка-дошкольника к разводу родителей.
Но это же специалисты, а можно ли использовать такую методику в жизни. Конечно, если вы приложите чуточку терпения, любви и фантазии. Если вы заметили, что у вашего ребёнка есть какая-то эмоциональная проблема (например, он раздражителен, груб, капризен или агрессивен), нужно придумать сказку, где герои, их похождения и подвиги будут помогать вашему малышу эту проблему решить. Сначала, мы описываем героя, похожего на ребенка по возрасту и характеру (придуманная нами сказка может даже начинаться со слов: "Жил-был мальчик, очень похожий на тебя..."). Далее, показываем жизнь героя в сказке так, чтобы ребенок сам увидел сходство со своей жизнью. Затем, выдуманный нами герой попадает в проблемную ситуацию, похожую на реальную ситуацию ребенка (он тоже чего-то боится, чувствует себя одиноким и. т. п.) и приписываем герою все переживания малыша (конечно, по сюжету должно появиться много возможностей и способов для преодоления этих препятствий). Потом, сказочный герой (а с ним и ребёнок) начинает искать выход из создавшегося положения и, конечно, находит его.
Художественные сказки тоже очень полезны. Например, ребёнку, любящему приврать по пустякам, стоит почитать сказку «Заяц-хвастун», легкомысленному и шаловливому «Приключения Незнайки», эгоистичному и жадному малышу будет полезно послушать сказку «О рыбаке и рыбке», а робкому и пугливому – «О трусливом зайце». В этом случае не стоит явно указывать на сходство героя с ребёнком - малыш сделает выводы сам. Просто обсудите сказку вместе.
Результаты от использования сказкотерапии разнообразны:
- ребенок будет знать, что родителям небезразличны его проблемы.
- ребенок сможет усвоить такое жизненное правило: " нужно искать силы для преодоления трудностей в себе самом".
- сказки показывают, что безвыходных ситуаций не существует, выход всегда есть - надо только его поискать.
- «походы» в сказочный мир разовьют воображение ребёнка, научат свободно, не страшась опасностей, импровизировать, дадут ему чудесное умение использовать для решения проблем волшебную силу творчества!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Влияние сказок на нравственное и эмоциональное развитие ребенка
Консультация для родителей дошкольников: «Влияние сказок на нравственное и эмоциональное развитие ребенка»...
Консультация для родителей дошкольников: «Влияние сказок на нравственное и эмоциональное развитие ребенка»
Консультация для родителей. Сказкотерапия в жизни дошкольникаКонсультация для родителей дошкольников: «Влияние сказок на нравственное и эмоциональное развитие ребенка»В наше время, когда в...
Консультация для родителей дошкольников: «Влияние сказок на нравственное и эмоциональное развитие ребенка»
Консультация для родителей дошкольников: «Влияние сказок на нравственное и эмоциональное развитие ребенка»...
Консультация для родителей дошкольников: «Влияние сказок на нравственное и эмоциональное развитие ребенка»
Детская сказка - одно из самых доступных средств для развития нравственного начала и эмоциональности ребёнка, которое во...
Консультация для родителей дошкольников: «Влияние сказок на нравственное и эмоциональное развитие ребенка»
В наше время, когда в престижные школы даже первокласснику надо сдавать экзамены, большее внимание уделяется интеллектуальному развитию ребенка. Из самых благих побуждений родители очень рано начинают...
Консультация для родителей дошкольников: «Влияние сказок на нравственное и эмоциональное развитие ребенка»
Консультация для родителей дошкольников....
Консультация для родителей дошкольников «Влияние сказок на нравственное и эмоциональное развитие ребенка»
Консультация для родителей дошкольников: «Влияние сказок на нравственное и эмоциональное развитие ребенка»...