Статья на тему:"Русская тряпичная кукла"
статья (старшая группа)

Шидлова Марина Анатольевна

Русская тряпичная кукла

 

 

В наше неспокойное время, полное противоречий и тревог, когда привычными стали слова «безнравственность», «бездуховность», мы всерьез задумываемся о том, какими вырастут нынешние дошкольники. Не получим ли мы в их лице «потерянное поколение», не имеющее никаких нравственных ценностей?  Вопрос в том, как и какими методами воспитывать нравственность. По моему мнению, нет лучшего пути, чем знакомить детей с народным творчеством России. Русская кукла - один из самых загадочных символов России. Это не просто детская игрушка, это неотъемлемый атрибут древних обрядов. Ее главная ценность  в том, что она, являясь частью культуры, сохраняет в своём образе самобытность и характерные черты создающего её народа.  Она носитель народной культуры и родовой информации. Именно она позволит детям почувствовать себя частью русского народа, ощутить гордость за свою страну, богатую славными традициями.

Формирование у дошкольников интереса к истории и культуре русского народа с применением традиционной русской куклы – работа не только актуальная, но и интересная. В ней важно все – форма проведения совместной деятельности, содержание, обстановка, общение детей и педагога. Рукотворная народная  тряпичная кукла  выполняет новую коммуникативную функцию,  став живым средством общения и приобщения к народному культурному опыту.

Проблема «Приобщение дошкольников к народной культуре» актуальна на современном этапе. В ФГОС ДО говорится о необходимости приобщения детей к общечеловеческим ценностям.

Изменения в общественной и экономической сферах развития, произошедшие на современном этапе, неизменно затрагивают культурную жизнь общества и вносят коррективы в процесс образования. Сохранение, восстановление и приумножение богатств народного искусства является одной из наиболее важных задач на данном этапе. Народное искусство как отражение исторического и культурного наследия нашего народа активно влияет на формирование личности, вкуса, воспитывает любовь к Родине, является благодатной почвой для художественного творчества.

Народная игрушка является замечательным культурным наследием, она тысячелетиями воспитывала ребенка. Кукла – самая древняя и наиболее популярная до сих пор игрушка. Она обязательный и верный спутник детских игр, но и одновременно и самое доступное произведение искусства. Куклы имитируют взрослый мир, тем самым подготавливая ребенка к взрослым отношениям.

Игры в куклы, таким образом, играют серьёзную социальную и психологическую роль, воплощая и формируя определенный идеал, давая выход потаенным эмоциям.

В процессе  ознакомления детей с историей традиционной русской куклы  учитываются следующие принципы:

  • принцип доступности изучаемого материала;
  • принцип историзма, который реализуется путём сохранения хронологического порядка описываемых явлений и сводится к двум историческим понятиям: прошлое (давным-давно) и настоящие (в наши дни). Это обусловлено несформированностью у дошкольников исторического сознания;
  • принцип «единства эмоций, действия, интеллекта» -  предполагает, что все знания, которые ребёнок получает, должны быть пропущены им через сердце, руки и голову. В этой триаде эмоции стоят на первом месте, т.к. всё, что пропущено человеком через душу, в ней и остаётся. Порой что-то забывается, стираются из памяти какие-то факты, события, а вот чувства, испытанные в детстве, остаются с человеком надолго, порой на всю жизнь;
  • принцип интегративности – подразумевает, что ознакомление дошкольника с историей и культурой русского народа может быть стержнем, вокруг которого интегрируются различные виды детской деятельности, различные отрасли знания.

Народная игрушка является замечательным культурным наследием, она тысячелетиями воспитывала ребенка. Кукла – самая древняя и наиболее популярная до сих пор игрушка. Она обязательный и верный спутник детских игр, но и одновременно и самое доступное произведение искусства. Куклы имитируют взрослый мир, тем самым подготавливая ребенка к взрослым отношениям.

Игры в куклы, таким образом, играют серьёзную социальную и психологическую роль, воплощая и формируя определенный идеал, давая выход потаенным эмоциям.

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkaya_tryapichnaya_kukla_statya.docx15.72 КБ

Предварительный просмотр:

Русская тряпичная кукла

В наше неспокойное время, полное противоречий и тревог, когда привычными стали слова «безнравственность», «бездуховность», мы всерьез задумываемся о том, какими вырастут нынешние дошкольники. Не получим ли мы в их лице «потерянное поколение», не имеющее никаких нравственных ценностей?  Вопрос в том, как и какими методами воспитывать нравственность. По моему мнению, нет лучшего пути, чем знакомить детей с народным творчеством России. Русская кукла - один из самых загадочных символов России. Это не просто детская игрушка, это неотъемлемый атрибут древних обрядов. Ее главная ценность  в том, что она, являясь частью культуры, сохраняет в своём образе самобытность и характерные черты создающего её народа.  Она носитель народной культуры и родовой информации. Именно она позволит детям почувствовать себя частью русского народа, ощутить гордость за свою страну, богатую славными традициями.

Формирование у дошкольников интереса к истории и культуре русского народа с применением традиционной русской куклы – работа не только актуальная, но и интересная. В ней важно все – форма проведения совместной деятельности, содержание, обстановка, общение детей и педагога. Рукотворная народная  тряпичная кукла  выполняет новую коммуникативную функцию,  став живым средством общения и приобщения к народному культурному опыту.

Проблема «Приобщение дошкольников к народной культуре» актуальна на современном этапе. В ФГОС ДО говорится о необходимости приобщения детей к общечеловеческим ценностям.

Изменения в общественной и экономической сферах развития, произошедшие на современном этапе, неизменно затрагивают культурную жизнь общества и вносят коррективы в процесс образования. Сохранение, восстановление и приумножение богатств народного искусства является одной из наиболее важных задач на данном этапе. Народное искусство как отражение исторического и культурного наследия нашего народа активно влияет на формирование личности, вкуса, воспитывает любовь к Родине, является благодатной почвой для художественного творчества.

Народная игрушка является замечательным культурным наследием, она тысячелетиями воспитывала ребенка. Кукла – самая древняя и наиболее популярная до сих пор игрушка. Она обязательный и верный спутник детских игр, но и одновременно и самое доступное произведение искусства. Куклы имитируют взрослый мир, тем самым подготавливая ребенка к взрослым отношениям.

Игры в куклы, таким образом, играют серьёзную социальную и психологическую роль, воплощая и формируя определенный идеал, давая выход потаенным эмоциям.

В процессе  ознакомления детей с историей традиционной русской куклы  учитываются следующие принципы:

  • принцип доступности изучаемого материала;
  • принцип историзма, который реализуется путём сохранения хронологического порядка описываемых явлений и сводится к двум историческим понятиям: прошлое (давным-давно) и настоящие (в наши дни). Это обусловлено несформированностью у дошкольников исторического сознания;
  • принцип «единства эмоций, действия, интеллекта» -  предполагает, что все знания, которые ребёнок получает, должны быть пропущены им через сердце, руки и голову. В этой триаде эмоции стоят на первом месте, т.к. всё, что пропущено человеком через душу, в ней и остаётся. Порой что-то забывается, стираются из памяти какие-то факты, события, а вот чувства, испытанные в детстве, остаются с человеком надолго, порой на всю жизнь;
  • принцип интегративности – подразумевает, что ознакомление дошкольника с историей и культурой русского народа может быть стержнем, вокруг которого интегрируются различные виды детской деятельности, различные отрасли знания.

Народная игрушка является замечательным культурным наследием, она тысячелетиями воспитывала ребенка. Кукла – самая древняя и наиболее популярная до сих пор игрушка. Она обязательный и верный спутник детских игр, но и одновременно и самое доступное произведение искусства. Куклы имитируют взрослый мир, тем самым подготавливая ребенка к взрослым отношениям.

Игры в куклы, таким образом, играют серьёзную социальную и психологическую роль, воплощая и формируя определенный идеал, давая выход потаенным эмоциям.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия – на тему «Русские тряпичные куклы», для подготовительной группы.

Знакомство с видом декоративно-прикладного искусства – народной игрушкой – тряпичной куклой....

Статья на тему "Русская тряпичная кукла"

Консультация для родителей старшей группы....

Консультации "История возникновения русской тряпичной куклы" и «Роль куклы в воспитании дошкольников»

Кукла известна с глубокой древности, остается вечно юной. На неё не влияет время, она по-прежнему находит свой путь к сердцам детей и взрослых. Кукла не рождается сама, её создаёт человек. Являясь час...

Творческий отчёт на тему "Русские тряпичные куклы. Кукла Желанница"

Формировать представления о культурных традициях русской семьи, можно через образ народной куклы. Куклы, с незапамятных времён, были самой известной и любимой игрушкой русского народа. Они сохранили д...

Конспект Мастер-класса Изготовление тряпичной народной куклы-оберега «На счастье» Тема: «Изготовление тряпичной куклы-оберега Ангела».

НАЗНАЧЕНИЕ: Кукла АНГЕЛ предназначена для украшения новогодней ёлки,а также в качестве подарка на РОЖДЕСТВО....

Тема: "История возникновения русской тряпичной куклы"

С давних времен тряпичная кукла была традиционной игрушкой русского народа. Игра в куклы поощрялась взрослыми, т.к. играя в них, ребенок учился вести хозяйство, обретал образ семьи. Кукла была н...