Консультация. Классификация как форма развития мыслительной деятельности дошкольников на занятиях по ФЭМП
консультация
Классификация является одной из наиболее сложных мыслительных операций. Умелое выполнение классификации по заданным свойствам характеризует высокий уровень логического мышления дошкольника. Классификация множеств как самостоятельная тема в традиционной программе не выделяется. Однако учитывая большое значение этой темы для развития логического мышления на занятиях по математике, мы предлагаем дошкольникам ряд игровых упражнений, заданий, дидактических игр с различными видами классификации, которые учат детей находить общий признак предметов или геометрических фигур и по нему объединять предметы или геометрические фигуры в однородные группы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
klassifikatsiya.docx | 21.78 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Успенская средняя общеобразовательная школа
дошкольное отделение – детский сад № 25
Консультация для воспитателей:
Классификация как форма развития мыслительной деятельности дошкольников на занятиях по ФЭМП
Составила: Т.Д.Минаева
30.11.2022
с.Успенское
Классификация является одной из наиболее сложных мыслительных операций. Умелое выполнение классификации по заданным свойствам характеризует высокий уровень логического мышления дошкольника. Классификация множеств как самостоятельная тема в традиционной программе не выделяется. Однако учитывая большое значение этой темы для развития логического мышления на занятиях по математике, мы предлагаем дошкольникам ряд игровых упражнений, заданий, дидактических игр с различными видами классификации, которые учат детей находить общий признак предметов или геометрических фигур и по нему объединять предметы или геометрические фигуры в однородные группы.
В средней группе формируются первоначальные представления о классификации предметов или геометрических фигур по качественным признакам. С детьми этого возраста уместны простые игры и упражнения, цель которых – закрепление представлений о свойствах предметов и геометрических фигур, тренировка в сравнении предметы по цвету, форме, размеру.
Сначала дошкольникам предлагаются самые простые игры на выделение того или иного качественного свойства:
– упражнения на обследование геометрических фигур по контуру («Чудесный мешочек»);
– упражнения «Найди все фигуры, такие же по цвету (размеру, форме)»;
– упражнения «Найди фигуру, не такую по цвету, как эта (по форме, размеру)»;
– упражнения «Найди фигуру, такую же по цвету, но другой формы (или такой же формы, или другого размера, или такого же размера, но другого цвета и т.п.)».
Вариант 1. На столах у детей плоские геометрические фигуры разного цвета, формы и размера, на которых схематично нарисованы лица, и плоские домики различной геометрической формы. Детям предлагается подобрать домики для геометрических фигур-человечков. Выбор домиков малыш должен аргументировать. Раскладывая фигурки разного цвета и разной величины по своим домикам, дети группируют геометрические фигуры, учитывая только одно свойство – форму
Вариант 2. У детей плоские геометрические фигуры разного цвета, формы и размера, и домики разного цвета. Дети расселяют фигуры-человечков по домикам, учитывая только одно свойство – цвет. В результате, в одном домике могут поселиться и круги, и треугольники, и квадраты, лишь бы они все были одного цвета.
Упражнение «Раскрась правильно»
У детей листочки бумаги с изображением разных геометрических фигур. Детям предлагается раскрасить фигуры определенным цветом: все квадраты – красным; все круги – синим и т. д.
Упражнение «Собери все предметы»
На магнитной – доске картинки с изображением предметов разной формы и цвета: пирамидка, елка, шарик, яблоко, картина, мяч и т. п. Детям предлагается собрать все изображения предметов: или треугольной формы, или красного цвета, и т. п.
Подвижная игра «Найди свой домик»
На полу в разных местах группы или зала лежат геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник. На столе геометрические фигуры более мелкие по размеру – раздаточный материал. Каждый ребенок подходит к столу, выбирает себе одну геометрическую фигуру и говорит: «Я – треугольник», «Я - квадрат», «Я – круг». По сигналу воспитателя ребята начинают двигаться по групповой комнате. По второму сигналу все игроки находят свои домики: те, у кого треугольники, бегут к треугольнику, лежащему на полу; у кого круги – к кругу и т. д. Детям предлагается обосновать свой выбор домика.
Игра повторяется 2-3 раза. Каждый раз воспитатель меняет фигуры на полу местами.
Аналогично проводятся подвижные игры «Автомобили и гаражи», «Самолеты, на аэродром».
Играя, дети выполняют группировку геометрических фигур по одному свойству – форме.
Упражнение «Осенние бусы»
Перед детьми кукла, одетая в костюм Осени. Воспитатель приносит корзинку с осенними листочками разного цвета и разной формы. (Листочки дети могли собрать на прогулке или вырезать из картона.) Детям предлагается приготовить украшение для Осени. Осенние «бусы» разного цвета: красные, желтые, зеленые. Каждый ребенок достает из корзиночки листочек и говорит: «У меня желтый листик. Я положу его к желтым «бусам».
Аналогично можно предложить детям собрать «бусы», отличающиеся друг от друга формой «бусин»: березовые, кленовые, дубовые, то есть дети выполняют классификацию осенних листочков по форме (форма листьев зависит от того, с какого дерева листочек).
Упражнение «Волшебные яблони»
На магнитной доске – три яблони и набор картинок с изображением яблок разного цвета: красные, желтые, зеленые. Детям предлагается вернуть яблоки на свои яблони, то есть выполнить классификацию по цвету.
Упражнение «Кораблики»
Перед детьми тазы разного цвета с водой и бумажные кораблики разного цвета. Детям предлагается выбрать себе кораблик и запустить его в таз соответствующего цвета.
Упражнение «Помоги ежику»
На полу лежит обруч. В обруче – игрушка-ежик. На колючках ежика – круг. Вокруг обруча геометрические фигуры разного цвета, формы, размера. Детям предлагается сложить к ежику в норку (домик) все круги. Вне обруча остаются геометрические фигуры, не обладающие выделенным признаком, то есть не круглые.
В старшей группе работа по классификации предметов или геометрических фигур усложняется. Детям предлагается группировать предметы или геометрические фигуры по двум или нескольким свойствам.
Игры, в которых используются геометрические фигуры, способствуют развитию у дошкольников навыков образования двух множеств, характеризующихся двумя различными признаками.
В целях внешнего выделения множеств можно использовать веревочки, кольца, обручи, подносы, коробки, корзины и другие емкости. При подготовке дошкольников к подобным играм надо формировать у детей четкое представление о внутренней и внешней области по отношению к некоторой замкнутой линии.
Воспитатель кладет на пол обруч, обводит указкой то место, которое находится внутри обруча и рассказывает, что вся остальная часть пола находится вне обруча. Можно предложить ребенку стать внутри обруча. Спросить у него, где он стоит? Где сидят остальные дети? Аналогичные игры можно повторить с веревочкой, положив ее на пол так, чтобы она образовала замкнутую линию.
Упражнения с одним обручем
На полу лежит обруч. У каждого ребенка в руке одна геометрическая фигура. Дети по очереди располагают фигуру в соответствии с заданием воспитателя. Например, внутри обруча – все синие фигуры, а вне обруча – все остальные.
Затем проводится беседа с детьми по следующим вопросам:
какие фигуры лежат внутри обруча? (Синие.)
какие фигуры оказались вне обруча? (Не синие.)
Важно то, что внутри обруча лежат синие фигуры, и никаких других фигур там нет. Свойство фигур, лежащих вне обруча, определяется через свойство тех фигур, которые лежат внутри обруча.
Эту игру можно повторять много раз. Важно все время называть новое свойство фигур, которые будут лежать внутри обруча. Это может быть другой цвет, размер или форма фигур.
Упражнение «Непересекающиеся множества»
У каждого ребенка – два кольца разного цвета и набор геометрических фигур разного цвета, формы, размера. Детям предлагается:
в желтое кольцо собрать все желтые фигуры;
в зеленое – все красные.
После выполнения практической части проводится беседа с детьми по следующим вопросам:
какие фигуры лежат в желтом кольце? (Все желтые.)
какие фигуры – в зеленом кольце? (Все красные.)
почему у вас оказались фигуры, которые не попали ни в одно кольцо? (Они не желтые и не красные.)
По аналогии можно повторить упражнение, раскладывая фигуры в кольца по форме или по размеру.
В ходе упражнения дети выполнили классификацию и создали два непересекающихся множества. Классификация на непересекающиеся множества выполняется, если для классификации называются свойства, взаимно исключающие друг друга. Так множество желтых фигур и множество красных фигур взаимно исключают друг друга, множество кругов и множество треугольников взаимно исключают друг друга и т. д.
Подвижная игра «Листочки и ветер»
У каждого ребенка в руках один осенний листочек. Листочки отличаются по цвету, форме, размеру. (Форма листочка зависит от того, с какого дерева этот листочек.)
Воспитатель говорит: «Подул ветер». Дети с листочками произвольно двигаются по групповой комнате. Далее воспитатель дает второй сигнал: «Ветер стих. Листочки разделились по цвету». Дети собираются в группы, образуя множества, отличающиеся по цвету. Если кто-то из детей выбрал не то множество, воспитатель спрашивает: «Вы какие листочки?» Дети: «Зеленые» Воспитатель: «Есть ли среди вас лишний листочек?» Дети: «Да. Желтый».
Игра повторяется 2–3 раза. При повторении изменяется второй сигнал воспитателя: «Ветер стих. Листочки разделились по форме (по размеру)» .
Упражнение «Собери фигуры»
На полу разбросаны геометрические фигуры разного цвета, формы и размера и три ведерка разного цвета. Детям предлагается разделиться на группы и выбрать себе ведерко. Каждая группа по сигналу собирает в ведерко фигуры, соответствующие цвету ведерка: зеленые – в зеленое, красные – в красное, синие – в синее.
Побеждает та группа, которая быстрее соберет все свои фигуры и не сделает ошибок.
– Остались ли фигуры на полу? Если остались, то потому, что они не зеленые, не красные, не синие.
Аналогично проводится игра, если на ведерках одного цвета поместить символы формы геометрической фигуры.
В подготовительной группе работа направлена на освоение детьми умений оперировать одновременно двумя свойствами. У детей формируется умение обобщать геометрические фигуры одновременно по двум свойствам с учетом наличия или отсутствие каждого:
по наличию обоих заданных свойств;
по их отсутствию;
по наличию одного и отсутствию второго свойства.
Такие игры проводятся с двумя пересекающимися обручами. Воспитатель показывает детям два обруча разного цвета, например, синий и красный. Эти обручи укладываются на полу так, чтобы получилось пересечение обручей. Далее воспитатель предлагает одному ребенку встать так, чтобы он находился внутри красного обруча, но вне синего; второму – чтобы он находился внутри синего, но вне красного; третьему – чтобы он находился и внутри красного, и внутри синего, а четвертому – вне красного и вне синего. Эти игры учат детей ориентироваться в областях, полученных на плоскости в результате пересечения обручей.
Упражнение с двумя кольцами
Вариант 1. У каждого ребенка два кольца разного цвета и набор геометрических фигур, отличающихся цветом, размером и формой. Детям предлагается разложить фигуры следующим образом: в желтое кольцо собрать все красные фигуры, а в белое кольцо собрать все треугольники.
На первых порах у ребят вызывает затруднение вопрос, куда положить красные треугольники? Красные треугольники должны попасть в пересечение колец, так как эти фигуры обладают сразу двумя свойствами: они и красные, и треугольные.
После выполнения практической задачи проводится беседа по следующим вопросам:
какие фигуры в желтом кольце?
какие фигуры в белом кольце?
почему есть фигура, которая попала в пересечение колец?
почему есть фигуры, которые лежат вне колец? (Они не красные и не треугольные.)
Аналогично можно выполнять классификацию по цвету и размеру, по форме и размеру.
Вариант 2. Детям предлагается выполнить следующую классификацию: в желтое кольцо собрать все красные фигуры, а в белое – не треугольники. Беседа с детьми проводится по тем же вопросам, что и в варианте 1.Только на вопрос, почему эти фигуры лежат в пересечении колец, ответ такой: они красные и не треугольные. А на вопрос, почему эти фигуры лежат вне колец, ответ должен прозвучать так: они не красные и треугольные.
Вариант 3. У каждого ребенка два кольца разного цвета и набор геометрических фигур разного цвета, размера и формы. Детям предлагается выполнить такую классификацию: в желтое кольцо собрать не красные фигуры, а в белое – не треугольники.
И, наконец, детям предлагаются игры и упражнения с тремя обручами. В процессе игры с тремя обручами решается более сложная, чем в играх с двумя обручами, задача классификации геометрических фигур по трем свойствам.
Упражнение с тремя кольцами
У каждого ребенка три кольца разного цвета и набор геометрических фигур разного цвета, размера и формы. Детям предлагается выполнить классификацию следующим образом: в желтое кольцо собрать все красные фигуры, в белое – все треугольники, а в зеленое – все маленькие фигуры.
После выполнения практической задачи дети отвечают на вопросы:
какие фигуры в желтом кольце? (Все красные.)
какие фигуры в белом кольце? (Все треугольники.)
какие фигуры в зеленом кольце? (Все маленькие.)
какая фигура лежит внутри желтого, белого и зеленого колец? (Она красная, треугольная и маленькая.)
какие фигуры лежат внутри желтого и зеленого колец, но вне белого? (Красные, маленькие, но не треугольные.)
какие фигуры лежат внутри желтого и белого колец, но вне зеленого? (Красные, треугольные и не маленькие.)
какие фигуры лежат внутри белого и зеленого колец, но вне желтого? (Треугольные, маленькие, но не красные.)
какие фигуры лежат вне желтого, белого и зеленого колец? (Не красные, не треугольные и не маленькие.)
Игры с двумя и тремя кольцами можно повторять много раз, меняя правила.
Игры на классификацию способствуют ускорению процесса развития у дошкольников простейших логических структур мышления и математических представлений. С помощью этих игр дети успешно овладевают в дальнейшем основами математики и информатики.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование временных представлений у детей старшего дошкольного возраста как одной из формы развития мыслительной деятельности
В данной работе даны советы и рекомендации по работе с детьми старшего дошкольного возраста с временными представлениями. "Чувство времени» у детей старшего дошкольного возраста развивается и со...
О проектном методе как средстве развития мыслительной деятельности дошкольников.
Метод проектов становится все более популярным в ДОУ.Он позволяет активизировать познавательную активность и самостоятельность детей, творческое мышление и развивает личность дошкольников....
Формирование математических представлений и развитие мыслительной деятельности дошкольников в игре.
Консультация для воспитателей...
Методическое пособие на тему:"Подвижные игры как основная форма развития двигательной деятельности дошкольников"
Игра является одним из важнейших средств физического воспитания детей дошкольного возраста. Она способствует физическому, умственному, нравственному и эстетическому развитию ребенка. Разнообразные дви...
Консультация «Экспериментирование как средство развития познавательной деятельности дошкольника»
консультация...
Консультация для педагогов. Презентация "Развитие мыслительной деятельности у детей для успешного обучения в школе".
Начало обучения в школе — один из самых серьезных моментов в жизни ребенка, связанный с большим количеством разного рода нагрузок. Это в первую очередь социально-психологические перемены в жизни...
Консультация для родителей «Значение развития изобразительной деятельности дошкольников»
Изобразительная деятельность дошкольников играет ключевую роль в развитии детской личности, поскольку для ребенка это радость познания и творчества. Необходимым условием умения изображать является зри...