КОНСПЕКТ НОД "ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ ЧАСОВ"
план-конспект занятия (старшая группа)

Маковская Евгения Михайловна

старшая группа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Путешествие в страну часов20.4 КБ

Предварительный просмотр:

 НОД  в старшей группе «Звездочки»

Тема: «Путешествие в страну часов»

Цель: Формирование представления детей о часах, истории создания часов.


Задачи: 

-Познакомить с историей часов;

-Закрепить знания о видах часов;

-Активизировать словарный запас: часы  солнечные, песочные, водяные, настольные, настенные, наручные, карманные, циферблат, изобретатель;

-Побуждать детей включаться в совместную деятельность;

-Воспитывать уважительное отношение к товарищу и умение работать группой;

-Развивать воображение, мышление, фантазию,  творческие способности и навыки работы на листе бумаги, занимая все пространство.


Материал:   Мультимедийный проектор, презентация с изображением часов,  часового механизма,  выставка  часов: песочные, механические, электронные, настольные, настенные, карманные и тп., карточки с изображением часов, альбомные листы,  цветные  мелки.


Подготовительная работа: Беседы «Что мы делаем в разное время?», «Часы у меня дома: настенные, настольные, напольные, наручные, карманные, электронные, будильник»; разучивание физкультминутки «А часы идут, идут…»; чтение художественной литературы О. Анофриев «Тик-так», В. Берестов «Без четверти шесть».

Интеграция образовательных областей: Познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие, речевое развитие.

Ход занятия:

Дети сидят на стульчиках полукругом

Воспитатель: Ребята, сегодня мы отправляемся в увлекательнейшее путешествие! Хотите совершить путешествие в прошлое? Тогда постарайтесь угадать загадки:


На стене висит тарелка,

 По тарелке ходит стрелка

. Стрелка та не для красы –

 Время скажут вам...

 (Часы)

Ежедневно в семь утра

Я трещу: «Вставать пора!»

(Будильник)

Две сестрицы друг за другом
Пробегают круг за кругом.
Коротышка — только раз,
Та, что выше, — каждый час.
(Стрелки часов)


Воспитатель: Сегодня мы отправляемся в прошлое часов. 
(Показывает картинку с петушком на проекторе). Говорить мы будем о часах, а при чем тут петушок? Кто - нибудь может объяснить? (ответы детей)
Ребята, в давние времена люди узнавали время по "живым часам". Петух – это и есть живые часы. Эти "часы" очень важно разгуливают по двору, а взлетев на забор, начинают кукарекать!

Можно ли по пению петуха определить точное время?
(ответ  детей)
Воспитатель: Хоть и пользовались люди "живыми часами", они были очень неточны и неудобны. Не у каждого в доме живёт петух. Он может проспать или заболеть, или во сне упасть с жёрдочки.  
Ребята, что это? (Показывает картинку с солнцем на проекторе) Если вдруг заболеет петушок или проспит, то солнышко будило людей. Послушайте удивительную историю:

Давным - давно человек заметил, что тень, которая падала от дерева на землю не стоит на месте, а бежит вслед за солнцем. Солнце за день сделало круг  и тень круг тоже пробежала. Наблюдал человек за этим чудом и вот что придумал: вбил в землю столбик, а вокруг столба начертил круг и поделил круг на несколько частей. Ребята, давайте посчитаем на сколько.  (12 частей), каждая часть обозначала 1 час. 

Солнце взошло, и тень медленно от столба двигалась по кругу, отмеряя каждый час. Вот такое настоящее изобретение! Такие часы очень долго были у людей на службе, хоть и работали они только в солнечные дни!

Воспитатель: А сейчас, ребятки, посмотрите на эти часы.
(иллюстрации с изображением песочных и водяных часов на проекторе).

Очень умный житель древнего города Рима изобрел водяные часы. в донышке сосуда он просверлил маленькую дырочку, налил в сосуд воды, и  через каждый час делал отметки, пока вода вытекала из сосуда. Так делал он пока отметок не стало 12, каждая из которых равнялась одному часу.

А вот  это что за часы?  (ответ детей)
 Песочные часы-  тоже без стрелок и чем - то похожи на водяные, только вместо воды в них песок,.
Как вы думаете, эти часы были удобными?  Нет,  песочные часы  все время нужно переворачивать, а в водяные часы постоянно нужно доливать воды.
Водяными часами сейчас никто не пользуется, а вот песочные можно встретить в больнице, в лабораториях у химиков, биологов.

Физкультминутка.

А часы идут, идут
Тик-так, тик-так,
В доме кто умеет так?
Это маятник в часах,
Отбивает каждый такт (Наклоны влево-вправо.)
А в часах сидит кукушка,
У неё своя избушка. (Дети садятся в глубокий присед.)
Прокукует птичка время,
Снова спрячется за дверью, (Приседания.)
Стрелки движутся по кругу.
Не касаются друг друга. (Вращение туловищем вправо.)
Повернёмся мы с тобой
Против стрелки часовой. (Вращение туловищем влево.)
А часы идут, идут, (Ходьба на месте.)
Иногда вдруг отстают. (Замедление темпа ходьбы.)
А бывает, что спешат,
Словно убежать хотят! (Бег на месте.)
Если их не заведут,
То они совсем встают. (Дети останавливаются.)

(На  проекторе изображения разных часов и механизм будильника в разобранном виде). 

Воспитатель:  Шло время, появлялись новые приборы для измерения времени. Изобретатель - умный человек придумал часы со стрелками и циферблатом. Циферблат-это круг с делениями и цифрами, а стрелки показывают часы и минуты. Короткая- часы, длинная -минуты. Правда часы были настолько большими, что дома они не помещались, их устанавливали на высоких башнях.

(слайд часов "ходики" и часов с кукушкой)
Потом появились в домах часы "ходики", их вешали на стену, под часами был маятник.

(слайд с механизмом)

Механизм таких часов состоял из множества шестеренок и пружинок. Такие часы называли механическими.

Также, в часах, изготовленных в виде узорной деревянной избушки, изобретатель придумал прятать кукушку. Каждый час дверка домика  открывается и кукушка появляется на его пороге. Она звонко распевает «ку-ку», напоминая нам о том, который сейчас час.

 (слайд: карманные часы)

Потом появились карманные часы, они были очень дорогими, могли себе позволить такие часы только очень богатые и знатные люди. Носили такие часы на цепочке в кармане, а заводили специальным ключиком.

К тому времени появились часовые мастера - часовщики. Они стали придумывать часы в виде шкатулок, башенок, беседок, научили часы играть музыку.  Одним из представителей часовщиков был мастер - изобретатель Кулибин Иван Петрович.

Вот так мы побывали в прошлом, а чтобы  вернуться  в наше время необходимо справиться с заданием. Подойдите к столу и соберите пазл.

Дети подходят  к столу и собирают пазл с изображением часов "Кремлевские куранты"

Воспитатель:  Молодцы, ребята. Что за часы вы собрали?

(ответ детей)

Воспитатель: Это главные часы нашей страны. Кремлевские куранты, установленные на Спасской башне Московского Кремля. 31 декабря, с первым ударом этих часов, вся страна встречает Новый год.

А в нашей группе сегодня появилась необычная выставка. Пойдемте, ребята.

Дети подходят к выставке часов, подготовленной воспитателями в группе

Воспитатель:  Посмотрите на эти часы. Они все одинаковые?

(ответ детей)

Воспитатель:  Послушайте стихотворение:

Говорят: часы стоят.

Говорят: часы спешат.

Говорят: часы идут,

Но немножко отстают.

Мы смотрели с Мишкой вместе, но часы висят на месте.

О каких часах идет речь?А еще какие часы есть на нашей выставке?

(ответ детей)

Воспитатель:  А сейчас мы проверим как вы знаете часы. У нас есть конверт с картинками часов, но они все перепутались. Ребята, помогите нам их разделить.

Игра-классификация:

Настольные, настенные, наручные.

Воспитатель:  Молодцы, ребята. Справились с заданием. А сейчас ребята, представим себя изобретателями и на бумаге изобразим необычные часы.

Дети садятся за столы и рисуют, на их взгляд, самые необычные и необыкновенные  часы.

Воспитатель:  Молодцы ребята. Время не идет на месте и может быть по вашим рисункам когда-нибудь изготовят часы.  Вам понравилось наше путешествие? Что вы сегодня узнали? Что такое циферблат? Кто такой изобретатель?

Ответы детей


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД в подготовительной группе на тему «Путешествие в страну часов»

Программные задачи: Формировать у детей представления о том, как изменяется предмет в процессе творческой мысли, познакомить с историей часов, подвести к  пониманию их назначения и функции. Дать ...

Конспект занятия "Путешествие в страну часов"

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром по теме «Путешествие в страну часов» для детей речевой подготовительной к школе группы. Цель занятия: познакомить детей с истори...

Конспект НОДПутешествие в страну правил дорожного движения. «Для чего нужны светоотражающие элементы»

Цель: выработать у детей привычку правильно вести себя на дорогах, воспитать из них грамотных пешеходов, использующих светоотражающие элементы (фликеры) при передвижении в тём...