КОНСПЕКТ НОД "ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ ЧАСОВ"
план-конспект занятия (старшая группа)
Предварительный просмотр:
НОД в старшей группе «Звездочки»
Тема: «Путешествие в страну часов»
Цель: Формирование представления детей о часах, истории создания часов.
Задачи:
-Познакомить с историей часов;
-Закрепить знания о видах часов;
-Активизировать словарный запас: часы солнечные, песочные, водяные, настольные, настенные, наручные, карманные, циферблат, изобретатель;
-Побуждать детей включаться в совместную деятельность;
-Воспитывать уважительное отношение к товарищу и умение работать группой;
-Развивать воображение, мышление, фантазию, творческие способности и навыки работы на листе бумаги, занимая все пространство.
Материал: Мультимедийный проектор, презентация с изображением часов, часового механизма, выставка часов: песочные, механические, электронные, настольные, настенные, карманные и тп., карточки с изображением часов, альбомные листы, цветные мелки.
Подготовительная работа: Беседы «Что мы делаем в разное время?», «Часы у меня дома: настенные, настольные, напольные, наручные, карманные, электронные, будильник»; разучивание физкультминутки «А часы идут, идут…»; чтение художественной литературы О. Анофриев «Тик-так», В. Берестов «Без четверти шесть».
Интеграция образовательных областей: Познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие, речевое развитие.
Ход занятия:
Дети сидят на стульчиках полукругом
Воспитатель: Ребята, сегодня мы отправляемся в увлекательнейшее путешествие! Хотите совершить путешествие в прошлое? Тогда постарайтесь угадать загадки:
На стене висит тарелка,
По тарелке ходит стрелка
. Стрелка та не для красы –
Время скажут вам...
(Часы)
Ежедневно в семь утра
Я трещу: «Вставать пора!»
(Будильник)
Две сестрицы друг за другом
Пробегают круг за кругом.
Коротышка — только раз,
Та, что выше, — каждый час.
(Стрелки часов)
Воспитатель: Сегодня мы отправляемся в прошлое часов.
(Показывает картинку с петушком на проекторе). Говорить мы будем о часах, а при чем тут петушок? Кто - нибудь может объяснить? (ответы детей)
Ребята, в давние времена люди узнавали время по "живым часам". Петух – это и есть живые часы. Эти "часы" очень важно разгуливают по двору, а взлетев на забор, начинают кукарекать!
Можно ли по пению петуха определить точное время?
(ответ детей)
Воспитатель: Хоть и пользовались люди "живыми часами", они были очень неточны и неудобны. Не у каждого в доме живёт петух. Он может проспать или заболеть, или во сне упасть с жёрдочки.
Ребята, что это? (Показывает картинку с солнцем на проекторе) Если вдруг заболеет петушок или проспит, то солнышко будило людей. Послушайте удивительную историю:
Давным - давно человек заметил, что тень, которая падала от дерева на землю не стоит на месте, а бежит вслед за солнцем. Солнце за день сделало круг и тень круг тоже пробежала. Наблюдал человек за этим чудом и вот что придумал: вбил в землю столбик, а вокруг столба начертил круг и поделил круг на несколько частей. Ребята, давайте посчитаем на сколько. (12 частей), каждая часть обозначала 1 час.
Солнце взошло, и тень медленно от столба двигалась по кругу, отмеряя каждый час. Вот такое настоящее изобретение! Такие часы очень долго были у людей на службе, хоть и работали они только в солнечные дни!
Воспитатель: А сейчас, ребятки, посмотрите на эти часы.
(иллюстрации с изображением песочных и водяных часов на проекторе).
Очень умный житель древнего города Рима изобрел водяные часы. в донышке сосуда он просверлил маленькую дырочку, налил в сосуд воды, и через каждый час делал отметки, пока вода вытекала из сосуда. Так делал он пока отметок не стало 12, каждая из которых равнялась одному часу.
А вот это что за часы? (ответ детей)
Песочные часы- тоже без стрелок и чем - то похожи на водяные, только вместо воды в них песок,.
Как вы думаете, эти часы были удобными? Нет, песочные часы все время нужно переворачивать, а в водяные часы постоянно нужно доливать воды.
Водяными часами сейчас никто не пользуется, а вот песочные можно встретить в больнице, в лабораториях у химиков, биологов.
Физкультминутка.
А часы идут, идут
Тик-так, тик-так,
В доме кто умеет так?
Это маятник в часах,
Отбивает каждый такт (Наклоны влево-вправо.)
А в часах сидит кукушка,
У неё своя избушка. (Дети садятся в глубокий присед.)
Прокукует птичка время,
Снова спрячется за дверью, (Приседания.)
Стрелки движутся по кругу.
Не касаются друг друга. (Вращение туловищем вправо.)
Повернёмся мы с тобой
Против стрелки часовой. (Вращение туловищем влево.)
А часы идут, идут, (Ходьба на месте.)
Иногда вдруг отстают. (Замедление темпа ходьбы.)
А бывает, что спешат,
Словно убежать хотят! (Бег на месте.)
Если их не заведут,
То они совсем встают. (Дети останавливаются.)
(На проекторе изображения разных часов и механизм будильника в разобранном виде).
Воспитатель: Шло время, появлялись новые приборы для измерения времени. Изобретатель - умный человек придумал часы со стрелками и циферблатом. Циферблат-это круг с делениями и цифрами, а стрелки показывают часы и минуты. Короткая- часы, длинная -минуты. Правда часы были настолько большими, что дома они не помещались, их устанавливали на высоких башнях.
(слайд часов "ходики" и часов с кукушкой)
Потом появились в домах часы "ходики", их вешали на стену, под часами был маятник.
(слайд с механизмом)
Механизм таких часов состоял из множества шестеренок и пружинок. Такие часы называли механическими.
Также, в часах, изготовленных в виде узорной деревянной избушки, изобретатель придумал прятать кукушку. Каждый час дверка домика открывается и кукушка появляется на его пороге. Она звонко распевает «ку-ку», напоминая нам о том, который сейчас час.
(слайд: карманные часы)
Потом появились карманные часы, они были очень дорогими, могли себе позволить такие часы только очень богатые и знатные люди. Носили такие часы на цепочке в кармане, а заводили специальным ключиком.
К тому времени появились часовые мастера - часовщики. Они стали придумывать часы в виде шкатулок, башенок, беседок, научили часы играть музыку. Одним из представителей часовщиков был мастер - изобретатель Кулибин Иван Петрович.
Вот так мы побывали в прошлом, а чтобы вернуться в наше время необходимо справиться с заданием. Подойдите к столу и соберите пазл.
Дети подходят к столу и собирают пазл с изображением часов "Кремлевские куранты"
Воспитатель: Молодцы, ребята. Что за часы вы собрали?
(ответ детей)
Воспитатель: Это главные часы нашей страны. Кремлевские куранты, установленные на Спасской башне Московского Кремля. 31 декабря, с первым ударом этих часов, вся страна встречает Новый год.
А в нашей группе сегодня появилась необычная выставка. Пойдемте, ребята.
Дети подходят к выставке часов, подготовленной воспитателями в группе
Воспитатель: Посмотрите на эти часы. Они все одинаковые?
(ответ детей)
Воспитатель: Послушайте стихотворение:
Говорят: часы стоят.
Говорят: часы спешат.
Говорят: часы идут,
Но немножко отстают.
Мы смотрели с Мишкой вместе, но часы висят на месте.
О каких часах идет речь?А еще какие часы есть на нашей выставке?
(ответ детей)
Воспитатель: А сейчас мы проверим как вы знаете часы. У нас есть конверт с картинками часов, но они все перепутались. Ребята, помогите нам их разделить.
Игра-классификация:
Настольные, настенные, наручные.
Воспитатель: Молодцы, ребята. Справились с заданием. А сейчас ребята, представим себя изобретателями и на бумаге изобразим необычные часы.
Дети садятся за столы и рисуют, на их взгляд, самые необычные и необыкновенные часы.
Воспитатель: Молодцы ребята. Время не идет на месте и может быть по вашим рисункам когда-нибудь изготовят часы. Вам понравилось наше путешествие? Что вы сегодня узнали? Что такое циферблат? Кто такой изобретатель?
Ответы детей
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственно – образовательной деятельности детей в подготовительной речевой группе.Тема: «Путешествие в Страну часов»
Цель:Познакомить детей с истроией возникновения часов , с разными видами часов....
Конспект непосредственно – образовательной деятельности детей в подготовительной речевой группе.Тема: «Путешествие в Страну часов»
Цель:Познакомить детей с истроией возникновения часов , с разными видами часов....
Конспект непосредственно – образовательной деятельности детей в подготовительной речевой группе.Тема: «Путешествие в Страну часов»
Цель:Познакомить детей с истроией возникновения часов , с разными видами часов....
Конспект НОД в подготовительной группе на тему «Путешествие в страну часов»
Программные задачи: Формировать у детей представления о том, как изменяется предмет в процессе творческой мысли, познакомить с историей часов, подвести к пониманию их назначения и функции. Дать ...
Конспект занятия "Путешествие в страну часов"
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром по теме «Путешествие в страну часов» для детей речевой подготовительной к школе группы. Цель занятия: познакомить детей с истори...
Конспект занятия в подготовительной группе "Путешествие в страну часов" с использование ИКТ
Для детей подготовительной группы...
Конспект НОДПутешествие в страну правил дорожного движения. «Для чего нужны светоотражающие элементы»
Цель: выработать у детей привычку правильно вести себя на дорогах, воспитать из них грамотных пешеходов, использующих светоотражающие элементы (фликеры) при передвижении в тём...