Конспект НОД в старшей группе «Прощание с Осенью. Составление интеллектуальной карты»
план-конспект занятия (старшая группа)
Конспект НОД в старшей группе «Прощание с Осенью. Составление интеллектуальной карты»
Цель: Обобщить и систематизировать представления детей о характерных признаках осени.
Задачи:
- Познакомить детей с методом интеллект- карты.
- Закрепить умения устанавливать связь между признаками в природе и изменениями в жизни животных и птиц.
- Продолжать развивать умение называть приметы осени, изменения в природе, используя образные слова и выражения.
- Продолжать развивать внимание, мышление через отгадывание загадок.
- Воспитывать любовь к природе ,заботливое отношение к животным.
Словарная работа:
пасмурная, ясная, дождливая, хмурая, волшебная, ранняя, поздняя, зимующие, перелетные.
Ход НОД.
1.Вводная часть
Воспитатель: -Здравствуйте ребята! Я рада всех вас видеть. Меня зовут Оксана Андреевна. Я работаю в другом детском саду и у меня есть малыши. Недавно мы решили составить рассказ об осени, но рассказ у них не получился, оказалось, они знают о ней очень мало. Как вы думаете почему?
Дети: Они еще маленькие, забыли…
Воспитатель: Правильно. Какие вы внимательные. Ребята, а вы знаете, что такое осень? Сможете о ней рассказать?
Воспитатель:-Здорово.А как мы сможем передать эту информацию другим детям?
Дети: Написать, нарисовать, записать на видео.
Воспитатель: Отлично.Хорошая идея. Но перед этим нужно составить план, чтобы получился красивый рассказ и ничего не забыть. Вы когда -нибудь составляли план? Ну, а я предлагаю вам составить план-карту «помощник».Пройдемте к нашей карте.(Психогимнастика.)
(Дети проходят и садятся на стульчики)
2.Основная часть.
Воспитатель:Я предлагаю вам составить умную карту об осени, все о чем мы будем говорить, разместим на этой карте.Так как мы будем говорить об осени,то в центр карты поместим саму осень.
Воспитатель: Назовите месяцы осени!
Дети: Сентябрь, октябрь, ноябрь.
(поместила месяцы в середину доски)
Воспитатель: Молодцы, вы правильно назвали месяцы. А в сентябре какая осень? (Ранняя)А в октябре? (Золотая)И в ноябре?(Поздняя)
Воспитатель:Я предлагаю вам поиграть в игру «Закончи предложение». Я называю начало предложения, а вы по смыслу его заканчиваете.
На смену лету пришла…..
Осенью опадают …
Дует холодный….
В лесу выросли….
Моросит мелкий….
Солнышко все реже и реже выглядывает из-за …..
Птицы собираются в стаи и ….
Воспитатель: Молодцы ребята! Вы правильно закончили предложения.
С давних времен люди складывали стихи, песни об Осени. Послушайте стихотворение о приметах осени.
Белая береза в золото одета,
Вот и появилась осени примета.
Стелется туман, что не видно света
И туман здесь тоже осени примета.
Сеет капли дождик с ночи до рассвета,
Эти капли тоже осени примета!
О каких приметах осени говорилось в стихотворении?
Дети: Листья пожелтели, стелется туман, часто идут дожди!
(поместить на доску картинки с явлениями природы)
Воспитатель: Отлично ребята. Наша карта пополнилась вашими ответами.
Воспитатель: А что вы можете сказать о жизни людей осенью?
Дети: Одевают теплую одежду, собирают урожай, собирают грибы, листья.( Если не отвечают, показываю карточки с изображениями.)
(поместить картинки на доску)
Игра «Соберите съедобные грибы»
(Дети собирают в одну корзину грибы боровики, а мухоморы оставляют)
Воспитатель: Молодцы ребята. А теперь возьмите по 2 листочка и встанем в круг. (Проводится физминутка)
Воспитатель: Молодцы ребята.Давайте вернемся к нашей карте. С приходом осени в лесу становится холодно. Что птицы сделали?
Дети: Улетели на юг!
Воспитатель:Как они называются?
Дети: Перелетными.
Воспитатель: Почему они улетели?
Дети: Нет корма, холодно.
Воспитатель: Посмотрите как птицы улетели на юг. Картинки улетающих птиц помещаю на карте.( скворцы улетают тучей, утки прямым фронтом или шеренгой, журавли клином.)
Воспитатель: А все птицы улетели на юг? Отгадайте загадки и вы узнаете какие птицы остались .
1.Кто красуется на ветке
В желтой праздничной жилетке?
Эта маленькая птичка.
А зовут ее….(синичка)
2.Чик-чирик!
К зернышкам прыг!
Клюй, не робей!
Кто это? (воробей)
3.Шапка красная на нем
Издали горит огнем.
Он устроился на сук,
Барабанит «тук» да «тук». (дятел)
Воспитатель: Как мы их назовем?
Дети: Зимующие.
(повесить картинки зимующих птиц)
Воспитатель: Ребята, посмотрите, кого я поместила на карту?
Дети: Заяц.
Воспитатель: А как зайчик готовится к зиме?
Дети: Меняет серую шубку на белую. Чтобы не видно его было на белом снегу.
Воспитатель: А это кто?
Дети: Белочка.
Воспитатель: А как белочка готовится к зиме?
Дети: Запасает орехи, грибы. Тоже меняет рыжую шубку на серую .
Воспитатель: А это кто?
Дети: Волк.
Воспитатель: А волк готовится к зиме?
Дети: Нет.
Воспитатель: А как его жилище называется?
Дети: логово.
Воспитатель: А это кто?
Дети: Лиса.
Воспитатель: А как ее жилище называется?
Дети: Нора.
Воспитатель: Ребята, а кто из диких животных всю зиму спит?
Дети: Ёж и медведь.
Воспитатель: А где еж спит? А где медведь?
Дети: В норке из листьев. А медведь в берлоге.
Воспитатель: Молодцы ребята. У всех диких животных к зиме отрастает длинная и густая шерсть. Чтобы зимой им было тепло.
Итог НОД:
Воспитатель: Дети, посмотрите, какая красивая у нас получилась карта. С ее помощью я смогу рассказать своим детям гораздо интереснее. Скажите, о чем мы сегодня говорили с вами?
Дети: Листья облетели, птицы улетели, люди урожай собрали, звери к зиме подготовились.
Воспитатель: Я рада, что вы много знаете об осени .Но пора с нею простится, потому что завтра наступит первый день зимы.
Упражнение «Листочек в руку я возьму и ласковое слово ей скажу»
Воспитатель:Я предлагаю вам сказать ласковое прощальное слово об Осени. Я начну , а вы продолжите. Беру листочек в руку и говорю «Осень самая красивая.»(Добрая, красивая, волшебная, прекрасная и т.д.)Молодцы ребята, а Осень тоже передала вам прощальные подарки .(Раздаю листочки). А я благодарю вас за помощь. Спасибо.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie_na_konkurs.docx | 21.41 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект НОД в старшей группе «Прощание с Осенью. Составление интеллектуальной карты»
Цель: Обобщить и систематизировать представления детей о характерных признаках осени.
Задачи:
- Познакомить детей с методом интеллект- карты.
- Закрепить умения устанавливать связь между признаками в природе и изменениями в жизни животных и птиц.
- Продолжать развивать умение называть приметы осени, изменения в природе, используя образные слова и выражения.
- Продолжать развивать внимание, мышление через отгадывание загадок.
- Воспитывать любовь к природе ,заботливое отношение к животным.
Словарная работа:
пасмурная, ясная, дождливая, хмурая, волшебная, ранняя, поздняя, зимующие, перелетные.
Ход НОД.
1.Вводная часть
Воспитатель: -Здравствуйте ребята! Я рада всех вас видеть. Меня зовут Оксана Андреевна. Я работаю в другом детском саду и у меня есть малыши. Недавно мы решили составить рассказ об осени, но рассказ у них не получился, оказалось, они знают о ней очень мало. Как вы думаете почему?
Дети: Они еще маленькие, забыли…
Воспитатель: Правильно. Какие вы внимательные. Ребята, а вы знаете, что такое осень? Сможете о ней рассказать?
Воспитатель:-Здорово.А как мы сможем передать эту информацию другим детям?
Дети: Написать, нарисовать, записать на видео.
Воспитатель: Отлично.Хорошая идея. Но перед этим нужно составить план, чтобы получился красивый рассказ и ничего не забыть. Вы когда -нибудь составляли план? Ну, а я предлагаю вам составить план-карту «помощник».Пройдемте к нашей карте.(Психогимнастика.)
(Дети проходят и садятся на стульчики)
2.Основная часть.
Воспитатель:Я предлагаю вам составить умную карту об осени, все о чем мы будем говорить, разместим на этой карте.Так как мы будем говорить об осени,то в центр карты поместим саму осень.
Воспитатель: Назовите месяцы осени!
Дети: Сентябрь, октябрь, ноябрь.
(поместила месяцы в середину доски)
Воспитатель: Молодцы, вы правильно назвали месяцы. А в сентябре какая осень? (Ранняя)А в октябре? (Золотая)И в ноябре?(Поздняя)
Воспитатель:Я предлагаю вам поиграть в игру «Закончи предложение». Я называю начало предложения, а вы по смыслу его заканчиваете.
На смену лету пришла…..
Осенью опадают …
Дует холодный….
В лесу выросли….
Моросит мелкий….
Солнышко все реже и реже выглядывает из-за …..
Птицы собираются в стаи и ….
Воспитатель: Молодцы ребята! Вы правильно закончили предложения.
С давних времен люди складывали стихи, песни об Осени. Послушайте стихотворение о приметах осени.
Белая береза в золото одета,
Вот и появилась осени примета.
Стелется туман, что не видно света
И туман здесь тоже осени примета.
Сеет капли дождик с ночи до рассвета,
Эти капли тоже осени примета!
О каких приметах осени говорилось в стихотворении?
Дети: Листья пожелтели, стелется туман, часто идут дожди!
(поместить на доску картинки с явлениями природы)
Воспитатель: Отлично ребята. Наша карта пополнилась вашими ответами.
Воспитатель: А что вы можете сказать о жизни людей осенью?
Дети: Одевают теплую одежду, собирают урожай, собирают грибы, листья.( Если не отвечают, показываю карточки с изображениями.)
(поместить картинки на доску)
Игра «Соберите съедобные грибы»
(Дети собирают в одну корзину грибы боровики, а мухоморы оставляют)
Воспитатель: Молодцы ребята. А теперь возьмите по 2 листочка и встанем в круг. (Проводится физминутка)
Воспитатель: Молодцы ребята.Давайте вернемся к нашей карте. С приходом осени в лесу становится холодно. Что птицы сделали?
Дети: Улетели на юг!
Воспитатель:Как они называются?
Дети: Перелетными.
Воспитатель: Почему они улетели?
Дети: Нет корма, холодно.
Воспитатель: Посмотрите как птицы улетели на юг. Картинки улетающих птиц помещаю на карте.( скворцы улетают тучей, утки прямым фронтом или шеренгой, журавли клином.)
Воспитатель: А все птицы улетели на юг? Отгадайте загадки и вы узнаете какие птицы остались .
1.Кто красуется на ветке
В желтой праздничной жилетке?
Эта маленькая птичка.
А зовут ее….(синичка)
2.Чик-чирик!
К зернышкам прыг!
Клюй, не робей!
Кто это? (воробей)
3.Шапка красная на нем
Издали горит огнем.
Он устроился на сук,
Барабанит «тук» да «тук». (дятел)
Воспитатель: Как мы их назовем?
Дети: Зимующие.
(повесить картинки зимующих птиц)
Воспитатель: Ребята, посмотрите, кого я поместила на карту?
Дети: Заяц.
Воспитатель: А как зайчик готовится к зиме?
Дети: Меняет серую шубку на белую. Чтобы не видно его было на белом снегу.
Воспитатель: А это кто?
Дети: Белочка.
Воспитатель: А как белочка готовится к зиме?
Дети: Запасает орехи, грибы. Тоже меняет рыжую шубку на серую .
Воспитатель: А это кто?
Дети: Волк.
Воспитатель: А волк готовится к зиме?
Дети: Нет.
Воспитатель: А как его жилище называется?
Дети: логово.
Воспитатель: А это кто?
Дети: Лиса.
Воспитатель: А как ее жилище называется?
Дети: Нора.
Воспитатель: Ребята, а кто из диких животных всю зиму спит?
Дети: Ёж и медведь.
Воспитатель: А где еж спит? А где медведь?
Дети: В норке из листьев. А медведь в берлоге.
Воспитатель: Молодцы ребята. У всех диких животных к зиме отрастает длинная и густая шерсть. Чтобы зимой им было тепло.
Итог НОД:
Воспитатель: Дети, посмотрите, какая красивая у нас получилась карта. С ее помощью я смогу рассказать своим детям гораздо интереснее. Скажите, о чем мы сегодня говорили с вами?
Дети: Листья облетели, птицы улетели, люди урожай собрали, звери к зиме подготовились.
Воспитатель: Я рада, что вы много знаете об осени .Но пора с нею простится, потому что завтра наступит первый день зимы.
Упражнение «Листочек в руку я возьму и ласковое слово ей скажу»
Воспитатель:Я предлагаю вам сказать ласковое прощальное слово об Осени. Я начну , а вы продолжите. Беру листочек в руку и говорю «Осень самая красивая.»(Добрая, красивая, волшебная, прекрасная и т.д.)Молодцы ребята, а Осень тоже передала вам прощальные подарки .(Раздаю листочки). А я благодарю вас за помощь. Спасибо.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект ООД в старшей группе "Составление рассказа по серии сюжетных картинок"
продолжать формировать умение составлять рассказ по серии сюжетных картинок...
Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе «Прощание с осенью»
Описание материала: конспект занятия для детей старшей группы (5-6 лет.) по теме Прощание с осенью »...
Конспект НОД в старшей группе "Пересказ текста с использованием опорных картинок."
"Пересказ текста с использованием опорных картинок."...
Конспект ООД «Речевое развитие» по теме: «Поздняя осень. Составление описательного рассказа о поздней осени с опорой на картинки – символы».
Представле на публичный отчет детского сада 15 ноября 2016г....
Конспект открытого занятия в старшей группе «Прощание с осенью»
НОД " Прощание с осенью"...
Конспект развлечения в старшей группе Тема: «ЗИМНИЕ ЗАБАВЫ!» «Прощание с зимой».
Конспект развлечения в старшей группеТема: «ЗИМНИЕ ЗАБАВЫ!» «Прощание с зимой». Цель: создание у детей праздничного настроения.Задачи: 1. Развивать психофизические ка...
Конспект НОД по развитию речи в подготовительной к школе группе Тема: «Составление рассказа по интеллектуальной карте «Осень».
Интеллект карта – это техника представления любого процесса или события, мысли или идеи в комплексной, систематизированной, визуальной (графической) форме.Целью создания карт могут быть са...