Статья на тему "Воспитание доброты у детей дошкольного возраста".
статья

Силина Анна Евгеньевна

Материал для родителей и педагогов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vospitanie_dobroty_u_doshkolnikov.docx15.98 КБ

Предварительный просмотр:

Воспитание доброты у детей дошкольного возраста.

 «Добрые чувства должны уходить своими корнями в детство. Если добрые чувства не воспитаны в детстве, их никогда не воспитаешь, потому что подлинно человеческое утверждается в душе одновременно с познанием первых и важнейших истин. В детстве человек должен пройти эмоциональную школу – школу воспитания добрых чувств»  В. А. Сухомлинский.

Формирование доброты лежит в основе нравственного воспитания дошкольника. Основой нравственности человека являются те качества, которые определяют его моральный облик, делают внутренне свободным и социально ценным во всех сферах общественной и личной жизни. Фундамент этого процесса должен быть заложен в детстве, в дошкольном возрасте. Очень важно, как можно раньше пробудить в ребенке чувства сострадания, сопереживания в горе, беде и умение радоваться и сопереживать успеху другого как своему собственному. Ребёнок должен приходить к этому не через порицание или боязнь наказания, а через укрепление по мере его взросления чувства собственного достоинства.

Самым важным в воспитании доброты является пример родителей, их отношение друг к другу. Задача родителей - создавать и постоянно поддерживать в своей семье атмосферу любви, доброты, милосердия и взаимопомощи. Хорошо, когда дети видят улыбку на лицах близких, слышат приветливый тон и добрые слова. Также необходимо упражнять детей в добрых поступках. Это и помощь старшим: открыть дверь. пропустить вперед, подать тапочки; учить присматриваться к физическому и духовному состоянию близких. Важно побуждать ребенка к размышлениям о добре, задавать наводящие вопросы и рассуждать вместе с ребенком, например:

- Кому ты сегодня помог? Тебе было приятно в этот момент?

- У тебя хорошее настроение? Почему?

- Какого человека называют добрым?

- Что тебя обрадует, а что расстроит? И т.д.

Основными условиями воспитания доброжелательных отношений у дошкольников являются:

- создание эмоционально-положительного климата дома и в группе;

- моделирование педагогических ситуаций, которые позволяют детям проявлять добрые чувства к окружающим.

Существует множество дидактических, подвижных, сюжетно-ролевых, театрализованных и народных игр, которые помогут ребенку сформировать оценочные суждения о добр и зле. Но весомая роль в этом отводится литературе. Важно читать детям сказки, потешки, стихотворения, басни и по прочтении обязательно анализировать. Можно вместе с ребенком придумать альтернативный вариант развития событий, конец, который поможет героям проявить гуманные чувства (например, в баснях: «Лиса и журавль», «Стрекоза и муравей» и др.). А русские народные пословицы о добре должны стать своего рода заповедями:

доброе слово лечит, а злое калечит.

не хвались серебром, а хвались добром;

доброе дело два века живет;

доброе дело в воде не тонет;

ласковое слово слаще меда.

Воспитание доброты в ребенке невозможно без любви к природе и всему живому. Задача родителей и педагогов – пробудить в ребенке любовь к родному краю, его природе, чувство ответственности за другую жизнь: цветок, деревце, животное или насекомое. Объяснить и своим примером показывать, что природа и человек тесно взаимосвязаны. Для этого необходимо:

- научить ребенка не рвать понапрасну цветы и не ломать ветки деревьев, объяснять, что все растения – живые;

- подкармливать бездомных животных и птиц, подвесить кормушку;

- не мусорить на улице и убирать мусор с полянки/пляжа/площадки, где гуляете;

- сортировать мусор дома;

- посадить дерево или цветы и ухаживать за ними, поливать. И т.д.

Формирование чувства доброты у дошкольников происходит постепенно. Маленькие дети стремятся к добрым поступкам сначала ради похвалы, одобрения взрослых. Постепенно привычка поступать хорошо, делать добро перерастает у них в чувство заботы о другом человеке, становится их естественной потребностью. А сочувствие, выражающееся в активной, бескорыстной помощи другому человеку, в заботе о нем, является одним из первых пробуждающихся у дошкольников гуманных чувств.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитание доброты у детей дошкольного возраста в условиях семьи

В детстве человек долженпройти эмоциональную школу – школу воспитания добрых чувств...

Выступление из опыта работы: "Воспитание доброты у детей дошкольного возраста"

Выступление из опыта работы на тему: "Воспитание доброты у детей дошкольного возраста"...

ФОРМИРОВАНИЕ ДОБРОТЫ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Статья о влиянии художественной литературы на формирование доброты у дошкольников. Для педагогов и родителей....

Консультация для родителей «Воспитание доброты у детей дошкольного возраста»

quot;Доброта - это солнце, которое согревает душу человека. Все хорошее в природе - от солнца, а все лучшее в жизни - от человека" М. Пришвин...

Воспитание чувства доброты у детей дошкольного возраста посредством книги

Тема: Воспитание чувства доброты у детей дошкольного возраста посредством книгиСодержаниеВведение1. Характеристика дошкольного возраста2. Осознание дошкольниками чувства доброты3. Методы и формы работ...

Воспитание доброты у детей дошкольного возраста

Цель : создание воспитывающей среды, формирование умения оценивать свои поступки и поступки сверстников , овладение детьми нормами поведения, принятыми  в обществе, включая моральные и нравс...

Развлечение на тему «Дарите детям доброту!» для детей дошкольного возраста 5-6 лет

Цель: создание условий, способствующих формированию нравственных качеств: доброты, гуманности....