Консультация для родителей «Воспитание доброты у детей дошкольного возраста»
консультация (подготовительная группа) на тему
"Доброта - это солнце, которое согревает душу человека. Все хорошее в природе - от солнца, а все лучшее в жизни - от человека" М. Пришвин
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vospitanie_dobroty_u_detey_doshkolnogo_vozrasta.docx | 23.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей
«Воспитание доброты у детей дошкольного возраста»
«Доброта - это солнце, которое согревает душу человека. Все хорошее в природе –
от солнца, а все лучшее в жизни –от человека». М. Пришвин.
Актуальность темы не вызывает сомнения, так как формирование этих исключительно важных качеств (доброты и отзывчивости) лежит в основе нравственного воспитания дошкольника. Основой нравственности человека являются те качества, которые определяют его моральный облик, делают внутренне свободным и социально ценным во всех сферах общественной и личной жизни. Фундамент этого процесса должен быть заложен в детстве, в дошкольном возрасте.
Каждый ребенок рождается добрым. И для доброй жизни. В том, что он постепенно теряет запас доброты виноваты мы, взрослые. Наша задача не дать иссякнуть этому маленькому источнику тепла, мягкости, терпения и любви. Дети рано начинают чувствовать любовь и справедливость взрослых, а также сверстников, они чутко реагируют на малейшие проявления недоброжелательности и пренебрежения.
Очень важно, чтобы гуманные чувства дети распространяли не только на себя, а еще и умели бы сострадать взрослым, своим сверстникам, а «братьям нашим меньшим»- животным. Что такое милосердие? Само слово говорит само за себя – иметь доброе, милое сердце. Быть готовым всегда помочь кому-нибудь, не посмеяться над чьей-то бедой, а суметь пожалеть, помочь, простить, просто из чувства сострадания и человеколюбия.
Мы, должны уметь воспитать у детей эту готовность, а также желание заботиться о других. В беседах с детьми, больше уделять внимания и делать акцент на развитии добрых поступков. Заучивать стихи на темы доброты и заботы о ближних. Обогащать словарный запас детей такими словами, как: «добрый», «чуткий», «отзывчивый», «ласковый», «милосердный» и т. д. Учить детей уметь постигать смысл пословиц и поговорок о добрых поступках. Пословицы и поговорки это наша «золотая» кладезь мудрости, изложенная в цитатах.
Вот, например:
1. «Даешь другому – приобретаешь себе».
2. «Верная указка – не кулак, а ласка».
3. «Добрые слова, лучше мягкости пирога».
4. «Доброе братство – лучше богатства».
5. «Доброе слово доходит до сердца».
6. «Доброе дело питает и душу, и тело».
7. «Не суди по силе рук, а суди по силе сердца».
8. «Жизнь дана на добрые дела».
Культура общения детей между собой и взрослыми предполагает умение не только действовать нужным образом, но и воздерживаться от неуместных в данной обстановке действий, слов, жестикуляций. Ребенка необходимо учить замечать состояние других людей, своих сверстников. Руководствоваться чувством уважения к окружающим. В связи с этим можно оформить уголок настроения. С помощью его можно определять эмоциональное состояние ребенка, которому необходима эмоциональная поддержка, выделять причины положительного или отрицательного эмоционального состояния и спланировать работу по устранению отрицательных воздействий, как в семье, так и в ДОУ. Мероприятия, которые можно проводить с детьми, по воспитанию доброты:
1. ЗАНЯТИЯ.
На протяжении всего занятия делается акцент на нравственной стороне вопроса или темы, следить за ответами детей и их правильной реакцией на ответы других детей, чтобы избежать иронии и усмешек по отношению друг к другу.
2. ЭТИЧЕСКИЕ БЕСЕДЫ.
Этические беседы основываются на чтении литературных произведений или стихов, с последующим их обсуждения.
Положительные персонажи и герои сказок вызывают у детей симпатии, желание подражать им. Отрицательные герои, как правило, высмеиваются и лишаются того, к чему стремились. И постепенно дети начинают понимать, что такое совесть, стыд, в чем выражается зло, и к чему может привести зависть.
3. КОЛЛЕКТИВНЫЙ ТРУД.
Любая коллективная работа, коллективный труд обязывает ребенка к повышенной ответственности за свой участок работы, стимулирует к большому вниманию по отношению к соседу, помощи товарищу: при регулярном наведении порядка в группе ребенок выполняет не только порученную ему работу, но и помогает своему товарищу, проявляя при этом максимум усердия и старания.
4. РАССМАТРИВАНИЕ КАРТИН И ИЛЛЮСТРАЦИЙ.
Рассматривание иллюстративного и наглядного материала вызывает у детей эмоциональное переживание: они по внешнему виду учатся определять внутреннее состояние человека, чтобы в дальнейшем быть тактичным и корректным в общении. При рассматривании одинаковых по форме, виду, но противоположных по нравственному содержанию дети на наглядном примере могут сделать правильный вывод – «Что такое хорошо и что такое - плохо».
5. ИГРЫ.
Настольно - печатные игры. Это – игры, развивающие словарный запас детей: игры по карточкам - «Когда мы так говорим?», «Как еще можно сказать?», «Составь предложение». Используем ребусы, кроссворды, игру «Хорошо - плохо». Подвижные игры: «Вежливые прятки», «Вежливые жмурки». Игры с мячом: «Назови ласково», «Чем я помогу маме» и т. д. Речевые игры. Сюжетно - ролевые: «Парикмахерская», «Семья», «Дочки - матери».
6. ЛЕТУЧКИ.
Проводить с детьми итоги по «Добрым делам». Подсчитываем количество фишек, собранных в коробочки за «добрые дела и хорошие поступки» каждого ребенка и объявить победителя недели. Победитель получает приз! Также проводить мини - беседы и этюды, на которых приводить примеры различных неожиданных и порой затруднительных для детей ситуаций, и внушать, что нужно быть собранным, смелым, чтобы уметь оказать посильную помощь словом или действием, чтобы не оказаться безразличным и равнодушным в необычной ситуации.
7. РЕЖИМНЫЕ МОМЕНТЫ.
Через режимные моменты детей можно приучить к культуре поведения, вежливости, заботе друг о друге и о взрослых.
Поступки детей не всегда бывают справедливыми и добрыми. И наша задача каждодневно, целенаправленно вкладывать в детские головки, что смеяться над чужой бедой некрасиво.
Вот, например. Однажды, во время обеда, Дима случайно задел чашку с компотом и залил весь стол, чашка упала на пол и разбилась. Дима заплакал. Никто из детей не помог расстроенному мальчику, никто не успокоил, хотя все дети знают, что наказание всегда плохо, горько и неприятно. Надо объяснить детям, что Дима сделал это нечаянно. Ему и так стыдно и что злорадствовать это плохо, а лучше надо помочь товарищу, ведь такое может случиться с каждым человеком. Еще пояснить, что смеяться над чужим проступком это глупо и жестоко. Они должны понять, что: «Смеются над чужими проступками только глупые дети».
В воспитании доброты можно применять чтение художественной литературы. Часто герои сказок, рассказов, повестей переживают от того, что причиняли другим боль и вред, а потому мучаются, пока не искупят свою вину.
Очень поучительны рассказы Н. Носова «Живая шляпа», «На горке», «Карасик», «Огурцы». Рассказы В. Осеевой – писательницы, которая воспитывала их нравственность своими произведениями: «Просто старушка», «Отомстила», а что стоит рассказ «Волшебное слово» про мальчика, который был грубый, невежливый и неблагодарный, пока однажды не встретился с дедушкой, который научил его одному «волшебному» слову и все вмиг изменилось. Когда его желания исполнились, он вспомнил, что забыл сказать слова благодарности, вернулся, но дедушки не нашел.
Читать детям стихи Е. Благининой «Посидим в тишине», «Трудный вечер».
Н. Артюховой, «Вовка – добрая душа» А. Барто, В. Маяковский «Что такое хорошо и что такое плохо». Рассказ Э. Цюрупы «Олешек», в котором говорится, как летчик с мальчиком строят землянку, заготавливают дрова, сушат сухари. И это все для того, чтобы неизвестный друг, если попадет в буран, смог укрыться от непогоды. Чтобы подчеркнуть, как мальчик был счастлив, делая доброе дело, прочитать слова: «Утром, сияя от счастья с разгоревшимися щеками, Олешек мчался по знакомой тропинке к снежному замку, а в сердце его пели птицы». На вопрос: «Почему в сердце мальчика пели птицы?» все дети ответили правильно: «Потому что он сделал доброе дело и был рад».
Использовать в воспитании детей тематически подобранные картинки на тему доброты. Каждую ситуацию всей семьей обсуждать. Задавать детям вопросы, как бы они поступили в данной ситуации. Ответы детей бывают разные, а цель бесед одна – показать детям, что ласковое, доброе слово действует быстрее и эффективнее, чем физическая сила.
Помогает в работе с детьми и сказка В. Катаева «Цветик-семицветик». Она учит детей заботе о людях, любви, состраданию и заботе. Ведь девочка, имея в руках волшебный цветок, тратит поначалу лепестки по пустякам и только когда у нее остается один последний лепесток, она использует его на помощь больному мальчику и получает огромную радость от того, что исцеляет безнадежно болеющего мальчика волшебством, а значит, она понимает, что, сделав доброе дело, становится сама счастливее.
Формировать гуманные представления у детей с помощью замечаний, наставлений и порицаний невозможно. Важно воспитывать у детей способность видеть, понимать и разделять огорчения и радости другого. В чем же должна проявляться эта способность? В умении относиться к другому как к самому себе, понимать, что другому может быть больно и неприятно, когда его обижают. В готовности прощать нечаянно причиненную боль, извиняться, если виноват. В умении считаться с желаниями и интересами друзей. В чуткости к настроению другого мы все стремимся к тому, чтобы наши дети выросли честными, добрыми, отзывчивыми. И очень хочется, чтобы воспитанное в детстве чутье к добру и злу навсегда осталось в человеке.
В результате проведения такой работы Дети должны стать более спокойными, более внимательными друг к взрослым и сверстникам. Словарный запас детей «обогатиться: такими словами и фразами как «Разрешите, пожалуйста», «Вы не могли бы мне помочь?», «Всего доброго», и т. д.
У детей должна появиться потребность быть аккуратными, внимательными друг к другу и проявлять эти качества не только на словах, но и на деле в детском саду, дома, на прогулке, в гостях.
Работа по данной теме является не только очень нужной, но и очень интересной, и требует от взрослого человека большого терпения, потому, что, воспитывая детей, человек воспитывает и себя самого. В дальнейшем продолжать закреплять работу по воспитанию доброты у своих детей.
Результатом работы должно стать, то, что дети научились обращать внимание на нравственную сторону поступков людей, задумываться над мотивами поведения. Благодаря литературным героям дети учатся оценивать свои поступки в различных ситуациях. Все дети владеют навыками драматизации, воспроизводят черты характера героя, используя мимику, жесты, речевую интонацию.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Индивидуальная консультация для родителей "Воспитание послушания у детей дошкольного возраста"
Цель консультации: познакомить родителей с причинами появления непослушания, показать важность и значимость этой проблемы, помочь родителям в воспитании послушания у своих детей, дать советы и рекомен...
Консультации для родителей. Воспитание бережливости у детей дошкольного возраста.
Воспитание бережливости-проблема огромной важности,как в нравственном , так и в социальном отношении......................
консультация для родителей "Воспитание толерантности у детей дошкольного возраста"
Воспитание толерантности у детей дошкольного возраста....
Консультация для родителей «Воспитание толерантности у детей дошкольного возраста»
16 ноября - День Толеррантности. Данный материал содержит консультацию для родителей по теме: «Воспитание толерантности у детей дошкольного возраста посредством ознакомления с разными национально...
Консультация для родителей «Воспитание и развитие детей дошкольного возраста с учетом гендерных особенностей»
Эта консультация для родителей направлена на повышение компетентности родителей дошкольников в вопросах гендерного воспитания...
Консультация для родителей." Воспитание доброты у детей младшего возраста".
«Если человека учат добру – учат умело, умно, настойчиво, требовательно, в результате будет добро. Учат злу, в результате будет зло. Не учат ни добру, ни злу – всё равно будет зло, потому что человек ...
Консультация для родителей. «Воспитание доброты у детей младшего возраста»
Хочется поговорить о самой главной душевной ценности человека – о доброте. Есть очень много определений и трактовок этого слова, но по сути, доброта – это душевное богатство. Именно доброт...