Опыт работы "Развитие коммуникативных навыков общения с помощью сюжетно - ролевых игр"
материал

Устинова Марина Георгиевна

"Развитие коммуникативных навыков общения с помощью сюжетно - ролевых игр"

Скачать:


Предварительный просмотр:

"Развитие коммуникативных навыков общения с помощью сюжетно - ролевых игр"

                                                                                         

 

Тема самообразования «Развитие коммуникативных навыков общения с помощью сюжетно - ролевых игр» выбрана мною не случайно. Так как, в последнее время педагоги и родители все чаще с тревогой отмечают, что многие дошкольники испытывают серьезные трудности в общении со сверстниками, то самообразование по этой теме для меня очень важно.  Игра – подлинная социальная практика ребенка, его реальная жизнь в обществе сверстников. Поэтому актуальной является проблема использования игры в целях всестороннего развития ребенка, формирования его положительных личностных качеств и социализации как члена общества.

Для того чтобы достичь мастерства в педагогической деятельности, нужно много учиться, познавать детскую психику, возрастные особенности развития детей.

За основу в своей работе беру «Программу воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М. А. Васильевой.

В соответствии с современными требованиями к дошкольному образованию и воспитанию, целью моей работы является: создание условий для активной и самостоятельной творческой деятельности, формирование у ребёнка межличностных отношений в процессе сюжетно - ролевых игр.

Для реализации данной цели предполагаю решение следующих задач:

  • Создать предметно-игровую среду, отвечающую современным требованиям и способствующую развитию самостоятельной игровой деятельности.
  • Освоить современные технологии и методы организации игры. Разработать перспективное планирование и проведение сюжетно - ролевых игр в средней  группе.

Работая по теме, разработала планирование сюжетно-ролевых игр с учётом возможностей детского сада и особенностями детей дошкольного возраста в средней группе.

Также я изготовила картотеку сюжетно - ролевых игр.

В процессе работы были оформлены центры для игр «Доктор Айболит», «Магазин», «Парикмахерская», «Библиотека», которые пополняются и расширяются с учётом возрастных особенностей, развития и становления этапов формирования игры.

В дошкольном возрасте сюжетно-ролевая игра является ведущей деятельностью, а общение становится ее частью и условием. Дети, конечно же, не всегда находят нужные способы установлений отношений. Нередко между ними возникают конфликты, когда каждый отстаивает свое желание, не считаясь с желаниями и правами сверстников. Но именно в этом возрасте ребенок открывает для себя ту истину, что без сопереживания другому и без уступки другому  он сам остается в проигрыше. В игре ребенок попадает в отношения зависимости от других детей.

В своей работе использую три принципа организации игры в детском саду:

  • Для того чтобы дети учились, овладели игровыми умениями, я сама играю с детьми.
  • В игре с детьми принимаю позицию играющего «партнёра», с которым ребёнок чувствовал бы себя свободным и равным в возможности включения в игру и выхода из неё, ощущая себя вне оценок: хорошо - плохо, правильно - неправильно, ибо к игре они не применимы.
  • В совместной игре с детьми, при создании условий для их самостоятельной деятельности, не допускаю принуждения, навязывания тем, игровых ролей, форм игры.

Организуя игры с детьми среднего  дошкольного возраста, развиваю у них самостоятельность и самоорганизацию, формирую умение договориться о теме игры, распределять роли, наметить основное развитие сюжета, подготовить игровую обстановку.

Как можно чаще хвалю и поощряю каждого ребёнка, чтобы никто из них не потерял интереса к игре. В своей работе стараюсь, чтобы каждый ребёнок самореализовался в игре, проявил своё неповторимое творчество.

Таким образом, сюжетно-ролевая игра может стать основой формирования положительных навыков общения ребенка со сверстниками. Важно подчеркнуть: ненавязчивое и непринужденное участие воспитателя в игре - непременное условие работы.

В заключении хочу сказать, что систематическая работа по развитию коммуникативных навыков через сюжетно - ролевые игры способствуют улучшению социального статуса ребёнка. От того, как сформированы навыки общения, умения управлять своими эмоциями во многом зависит характер будущих отношений дошкольников в социуме. Считаю, что выбранное мною направление работы поможет детям в будущем безболезненно адаптироваться в новых для них условиях школьной жизни.

Не обойтись без теоретической базы при изучении данного вопроса. Помощниками в изучении этой темы стала следующая литература:

  • Программа воспитания и обучения в детском саду,- ред. Васильевой М.А.,М 2004г.
  • Дошкольная педагогика - Журнал. - №4-5, 2004 г.
  • Дошкольная педагогика. - М., 2000. - Козлова С.А., Куликова Е.А.
  • Организация сюжетной игры в детском саду. - М., 2001. - Михайленко Н.Я., Короткова Н.А.
  • Н.В. Краснощёкова. Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста. - 20


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Отчет работы по самообразованию «Роль микросреды в формировании социально-нравственных качеств дошкольников. Развитие коммуникативных навыков общения с помощью сюжетно - ролевых игр»

ОТЧЕТ РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ По теме:«Роль микросреды в формировании социально-нравственных качеств дошкольников. Развитие коммуникативных навыков общения с помощью сюжетно - ролевых игр»в под...

Развитие коммуникативных навыков общения с помощью сюжетно - ролевых игр

Развитие коммуникативных навыков общения с помощью сюжетно - ролевых игрЦель: повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности по данной теме.Тема самообразов...

Развитие коммуникативных навыков общения с помощью сюжетно - ролевых игр

Cистематическая работа по развитию коммуникативных навыков через сюжетно - ролевые игры способствует улучшению социального статуса ребёнка....

Презентация опыта работы "Развитие коммуникативных навыков общения с помощью сюжетно - ролевых игр"

Презентация опыта работы "Развитие коммуникативных навыков общения с помощью сюжетно - ролевых игр"...

«Развитие коммуникативных навыков общения с помощью сюжетно - ролевых игр»

Игра – это обязательный спутник детства, ведущая деятельность, ведь именно в игре дети развиваются, учатся, познают мир....