Доклад на педсовет: «Содержательный раздел программы воспитания»
рабочая программа

Устинова Марина Георгиевна

Тема доклада: «Содержательный раздел программы воспитания»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема доклада: «Содержательный раздел программы воспитания»

Содержание рабочей программы воспитания МБДОУ Детский сад №___ «_____» обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности:

  • игровая;
  • коммуникативная;
  • познавательно-исследовательская;
  • восприятие художественной литературы и фольклора;
  • самообслуживание и элементарный бытовой труд;
  • конструирование из разного материала;
  • изобразительная;
  • музыкальная;
  • двигательная.

и охватывает следующие образовательные области:

  1. социально-коммуникативное развитие;
  2. познавательное развитие;
  3. речевое развитие;
  4. художественно-эстетическое развитие;
  5. физическое развитие.

Дошкольное образование – процесс непрерывный (ежеминутный) и реализуемый во всех режимных моментах (повседневная бытовая деятельность, игры, занятия, прогулки и т.д.). В соответствии со спецификой работы ДОУ, воспитанники пребывают в учреждении на протяжении 10,5 часов. Именно поэтому воспитательный процесс должен осуществляться постоянно, выполняя поставленные задачи рабочей программы воспитания ДОУ. Процесс воспитания – это процесс формирования морального сознания, нравственных чувств и привычек, нравственного поведения с первых лет жизни ребенка.

Дошкольный возраст – это период начального становления личности. К семи годам уже четко прослеживается направленность личности ребенка, как показатель уровня его нравственного развития.

Следует помнить, что воспитание – это процесс двусторонний. С одной стороны, он предполагает активное педагогическое воздействие на детей со стороны взрослых, с другой – активность детей, которая проявляется в их поступках, чувствах и отношениях. Поэтому, реализуя определённое содержание, используя различные методы нравственного воздействия, педагог должен внимательно анализировать результаты проделанной работы, достижения своих воспитанников.

Ядро нравственности составляют нормы и правила поведения. Любовь к Родине, добросовестный труд – это неотъемлемые элементы сознания, чувств, поведения и взаимоотношений.

Содержательный раздел программы воспитания в дошкольном учреждении описывает материал, который призван обеспечить гармоничное развитие личности воспитанников. Он должен состоять из:

  • описания образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития детей в вашем дошкольном учреждении, опирающиеся на примеры основных образовательных программ дошкольного образования и методические пособия
  • описание различных форм, способов, методов и средств реализации вашей образовательной программы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей, своеобразии их образовательных потребностей и интересов;
  • описание деятельности по исправлению нарушений развития детей, если данная работа установлена вашей образовательной программой.

В содержательном разделе программы ценности воспитания должны быть соотнесены с направлениями воспитательной работы. Основными направлениями воспитательной работы являются:

Ценности Родины и природы лежат в основе патриотического направления

воспитания.

Ценности человека, семьи, дружбы, сотрудничества лежат в основе социального

направления воспитания.

Ценность знания лежит в основе познавательного направления воспитания. Ценность здоровья лежит в основе физического и оздоровительного направления воспитания.

Ценность труда лежит в основе трудового направления воспитания.

Ценности культуры и красоты лежат в основе этико-эстетического направления

воспитания.

В этом разделе должны быть учтены:

  • особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик;
  • способы и направления поддержки детской инициативы;
  • особенности взаимодействия педагогического коллектива с родителями и опекунами детей;

В этой части программы необходимо прописать, каким образом будут учитываться потребности, интересы и мотивы детей. Не стоит забывать о необходимости опираться на особенности менталитета различных национальностей и социокультурных групп, а также необходимо учесть все возможные факторы, которые могут повлиять на реализацию программы воспитания.

2.1. Содержание воспитательной работы по направлениям воспитания

Содержание Программы воспитания реализуется в ходе освоения детьми дошкольного возраста всех образовательных областей, обозначенных во ФГОС ДО, одной из задач которого является объединение воспитания и обучения в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей, принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества:

 социально-коммуникативное развитие;

 познавательное развитие;

 речевое развитие;

 художественно-эстетическое развитие;

 физическое развитие.

Реализация цели и задач данной Программы осуществляется в рамках нескольких направлений (модулях) воспитательной работы, определённых на основе базовых ценностей воспитания в России, которые не заменяют и не дополняют собой деятельность по пяти образовательным областям, а фокусируют процесс усвоения ребенком базовых ценностей в целостном образовательном процессе.

- Патриотическое направление воспитания - (модуль «Я и моя Родина»)

- Социальное направление воспитания - (модуль «Я, моя семья и друзья»)

- Познавательное направление воспитания - (модуль «Хочу всё знать»)

- Физическое и оздоровительное направления воспитания- (модуль «Я и моё здоровье»)

- Трудовое направление воспитания - (модуль «Я люблю трудиться»)

- Этико-эстетическое направление воспитания - ( модуль «Я в мире прекрасного)

Все перечисленные направления воспитания тесно взаимосвязаны между собой и обеспечивают интеграцию воспитательной деятельности во все образовательные области и во все виды детской деятельности в образовательном процессе.

Приоритеты воспитательного

процесса

 Приоритетным в воспитательном процессе ДОУ является нравственно-патриотическое, физическое,

экологическое и трудовое воспитание.

 Нравственно-этическое воспитание – это усвоение детьми норма и ценностей, принятых в обществе, воспитание моральных и нравственных качеств ребенка, формирование умения правильно оценивать свои

поступки и поступки сверстников.

 Воспитательно - образовательная работа по патриотическому воспитанию направлена на формирование у детей образа героя, защитника своего государства, на привитие любви к Отечеству, родному краю, родному городу, своему детскому саду, своей семье, на воспитание чувства гордости за историю становления

страны и потребности защищать Родину.

 Значительное внимание в воспитании детей уделяется труду, как части нравственного становления. Воспитательная деятельность направлена на формирование эмоциональной готовности к труду, элементарных умений и навыков в различных видах труда, интереса к миру труда взрослых людей

 Экологическое воспитание в детском саду подразумевает воспитание осознанно-правильного отношения к явлениям, к объектам живой и неживой природы. Такое отношение к природе формируется у ребенка в ходе систематических занятий с использованием различных методов и приемов, а также современных

педагогических технологий, таких как технология проектной деятельности, технология проблемного обучения, технология сотрудничества, социоигровая, ИКТ.

 В перечне особенностей организации воспитательного процесса отображаются:

 - проекты и программы, в которых уже участвует ДОО;

 - взаимодействие с социальными партнерами ДОУ;

 - особенности ДОО, связанные с работой с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

2.1.1. Патриотическое направление воспитания

Ценности Родина и природа лежат в основе патриотического направления воспитания. Патриотизм – это воспитание в ребенке нравственных качеств, чувства любви, интереса к своей стране – России, своему краю, малой родине, своему народу и народу России в целом (гражданский патриотизм), ответственности, трудолюбия; ощущения принадлежности к своему народу.

Патриотическое направление воспитания строится на идее патриотизма как нравственного чувства, которое вырастает из культуры человеческого бытия, особенностей образа жизни и ее уклада, народных и семейных традиций.

Воспитательная работа в данном направлении связана со структурой самого понятия «патриотизм» и определяется через следующие взаимосвязанные компоненты:

 когнитивно-смысловой, связанный со знаниями об истории России, своего края, духовных и культурных традиций и достижений многонационального народа России;

 эмоционально-ценностный, характеризующийся любовью к Родине – России, уважением к своему народу, народу России в целом;

 регуляторно-волевой, обеспечивающий укоренение знаний в духовных и культурных традициях своего народа, деятельность на основе понимания ответственности за настоящее и будущее своего народа, России.

Задачи патриотического воспитания:

1) формирование любви к родному краю, родной природе, родному языку, культурному наследию своего народа;

2) воспитание любви, уважения к своим национальным особенностям и чувства собственного достоинства как представителя своего народа;

3) воспитание уважительного отношения к гражданам России в целом, своим соотечественникам и согражданам, представителям всех народов России, к ровесникам, родителям, соседям, старшим, другим людям вне зависимости от их этнической принадлежности;

4) воспитание любви к родной природе, природе своего края, России, понимания единства природы и людей и бережного ответственного отношения к природе.

При реализации указанных задач воспитатель ДОО должен сосредоточить свое внимание на нескольких основных направлениях воспитательной работы:

 ознакомлении детей с историей, героями, культурой, традициями России и своего народа;

 организации коллективных творческих проектов, направленных на приобщение детей к российским общенациональным традициям;

 формировании правильного и безопасного поведения в природе, осознанного отношения к растениям, животным, к последствиям хозяйственной деятельности человека.

 

2.1.2. Социальное направление воспитания

Ценности: семья, дружба, человек и сотрудничество лежат в основе социального направления воспитания.

В дошкольном детстве ребенок открывает Личность другого человека и его значение в собственной жизни и жизни людей. Он начинает осваивать все многообразие социальных отношений и социальных ролей. Он учится действовать сообща, подчиняться правилам, нести ответственность за свои поступки, действовать в интересах семьи, группы. Формирование правильного ценностно-смыслового отношения ребенка к социальному окружению невозможно без грамотно выстроенного воспитательного процесса, в котором обязательно должна быть личная социальная инициатива ребенка в детско-взрослых и детских общностях. Важным аспектом является формирование у дошкольника представления о мире профессий взрослых, появление к моменту подготовки к школе положительной установки к обучению в школе как важному шагу взросления.

Основная цель социального направления воспитания дошкольника заключается в формировании ценностного отношения детей к семье, другому человеку, развитии дружелюбия, создания условий для реализации в обществе.

Выделяются основные задачи социального направления воспитания.

1) Формирование у ребенка представлений о добре и зле, позитивного образа семьи с детьми, ознакомление с распределением ролей в семье, образами дружбы в фольклоре и детской литературе, примерами сотрудничества и взаимопомощи людей в различных видах деятельности (на материале истории России, ее героев), милосердия и заботы. Анализ поступков самих детей в группе в различных ситуациях.

2) Формирование навыков, необходимых для полноценного существования в обществе: эмпатии (сопереживания), коммуникабельности, заботы, ответственности, сотрудничества, умения договариваться, умения соблюдать правила.

3) Развитие способности поставить себя на место другого как проявление личностной зрелости и преодоление детского эгоизма.

При реализации данных задач воспитатель ДОО должен сосредоточить свое внимание на нескольких основных направлениях воспитательной работы:

 организовывать сюжетно-ролевые игры (в семью, в команду и т. п.), игры с правилами, традиционные народные игры и пр.;

 воспитывать у детей навыки поведения в обществе;

 учить детей сотрудничать, организуя групповые формы в продуктивных видах деятельности;

 учить детей анализировать поступки и чувства – свои и других людей;

 организовывать коллективные проекты заботы и помощи;

 создавать доброжелательный психологический климат в группе.

 

2.1.3. Познавательное направление воспитания

Ценность – знания.

Цель познавательного направления воспитания – формирование ценности познания.

Значимым для воспитания ребенка является формирование целостной картины мира, в которой интегрировано ценностное, эмоционально окрашенное отношение к миру, людям, природе, деятельности человека.

Задачи познавательного направления воспитания:

1) развитие любознательности, формирование опыта познавательной инициативы;

2) формирование ценностного отношения к взрослому как источнику знаний;

3) приобщение ребенка к культурным способам познания (книги, интернет-источники, дискуссии и др.).

Направления деятельности воспитателя:

 совместная деятельность воспитателя с детьми на основе наблюдения, сравнения, проведения опытов (экспериментирования), организации походов и экскурсий, просмотра доступных для восприятия ребенка познавательных фильмов, чтения и просмотра книг;

 организация конструкторской и продуктивной творческой деятельности, проектной и исследовательской деятельности детей совместно со взрослыми;

 организация насыщенной и структурированной образовательной среды, включающей иллюстрации, видеоматериалы, ориентированные на детскую аудиторию; различного типа конструкторы и наборы для экспериментирования.

2.1.4. Физическое и оздоровительное направление воспитания

Ценность – здоровье.

Цель данного направления – формирование навыка здорового образа жизни, где безопасность жизнедеятельности лежит в основе всего. Физическое развитие и освоение ребенком своего тела происходит в виде любой двигательной активности: выполнение бытовых обязанностей, игр, ритмики и танцев, творческой деятельности, спорта, прогулок.

Задачи по формированию здорового образа жизни:

 обеспечить построение образовательного процесса физического воспитания детей (совместной и самостоятельной деятельности) на основе здоровье формирующих и здоровье сберегающих технологий, и условий для гармоничного физического и эстетического развития ребенка;

 повышать сопротивляемости к воздействию условий внешней среды (закаливание);

 укреплять опорно-двигательный аппарат; развивать двигательные способности, обучать двигательным навыкам и умениям;

 формировать элементарные представления в области физической культуры, здоровья и безопасного образа жизни;

 организация сна, здорового питания, выстраивание правильного режима дня;

 воспитывать экологическую культуру, обучать безопасности жизнедеятельности.

Направления деятельности воспитателя:

 организация подвижных, спортивных игр, в том числе традиционных народных игр, дворовых игр на территории детского сада;

 создание детско-взрослых проектов по здоровому образу жизни;

 введение оздоровительных традиций в ДОО.

Формирование у дошкольников культурно-гигиенических навыков является важной частью воспитания культуры здоровья. Воспитатель должен формировать у дошкольников понимание того, что чистота лица и тела, опрятность одежды отвечают не только гигиене и здоровью человека, но и социальным ожиданиям окружающих людей.  

Особенность культурно-гигиенических навыков заключается в том, что они должны формироваться на протяжении всего пребывания ребенка в ДОО.

В формировании культурно-гигиенических навыков режим дня играет одну из ключевых ролей. Привыкая выполнять серию гигиенических процедур с определенной периодичностью, ребенок вводит их в свое бытовое пространство, и постепенно они становятся для него привычкой.

Формируя у детей культурно-гигиенические навыки, воспитатель ДОО должен сосредоточить свое внимание на нескольких основных направлениях воспитательной работы:

 формировать у ребенка навыки поведения во время приема пищи;

 формировать у ребенка представления о ценности здоровья, красоте и чистоте тела;

 формировать у ребенка привычку следить за своим внешним видом;

 включать информацию о гигиене в повседневную жизнь ребенка, в игру.

Работа по формированию у ребенка культурно-гигиенических навыков должна вестись в тесном контакте с семьей.

2.1.5. Трудовое направление воспитания

Ценность – труд.

С дошкольного возраста каждый ребенок обязательно должен принимать участие в труде, и те несложные обязанности, которые он выполняет в детском саду и в семье, должны стать повседневными. Только при этом условии труд оказывает на детей определенное воспитательное воздействие и подготавливает их к осознанию его нравственной стороны.

Основная цель трудового воспитания дошкольника заключается в формировании ценностного отношения детей к труду, трудолюбия, а также в приобщении ребенка к труду. Можно выделить основные задачи трудового воспитания:

1) познакомить с доступными детям видами труда взрослых и воспитывать положительное отношение к их труду, познание явлений и свойств, связанных с преобразованием материалов и природной среды, которое является следствием трудовой деятельности взрослых и труда самих детей;

2) формировать навыки, необходимые для трудовой деятельности детей, воспитывать навыков организации своей работы, формировать элементарных навыков планирования;

3) формирование трудового усилия (привычки к доступному дошкольнику напряжению физических, умственных и нравственных сил для решения трудовой задачи);

При реализации данных задач воспитатель должен сосредоточить свое внимание на нескольких направлениях воспитательной работы:

 показать детям необходимость постоянного труда в повседневной жизни, использовать его возможности для нравственного воспитания дошкольников;

 воспитывать у ребенка бережливость (беречь игрушки, одежду, труд и старания родителей, воспитателя, сверстников), так как данная черта непременно сопряжена с трудолюбием;

 предоставлять детям самостоятельность в выполнении работы, чтобы они почувствовали ответственность за свои действия;

 собственным примером трудолюбия и занятости создавать у детей соответствующее настроение, формировать стремление к полезной деятельности;

 связывать развитие трудолюбия с формированием общественных мотивов труда, желанием приносить пользу людям.

2.1.6. Этико-эстетическое направление воспитания

Ценности – культура и красота.

Культура поведения в своей основе имеет глубоко социальное нравственное чувство – уважение к человеку, к законам человеческого общества. Культура отношений является делом не столько личным, сколько общественным. Конкретные представления о культуре поведения усваиваются ребенком вместе с опытом поведения, с накоплением нравственных представлений.

Можно выделить основные задачи этико-эстетического воспитания:

1) формирование культуры общения, поведения, этических представлений;

2) воспитание представлений о значении опрятности и красоты внешней, ее влиянии на внутренний мир человека;

3) развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства, явлений жизни, отношений между людьми;

4) воспитание любви к прекрасному, уважения к традициям и культуре родной страны и других народов;

5) развитие творческого отношения к миру, природе, быту и к окружающей ребенка действительности;

6) формирование у детей эстетического вкуса, стремления окружать себя прекрасным, создавать его.

Для того чтобы формировать у детей культуру поведения, воспитатель ДОО должен сосредоточить свое внимание на нескольких основных направлениях воспитательной работы:

 учить детей уважительно относиться к окружающим людям, считаться с их делами, интересами, удобствами;

 воспитывать культуру общения ребенка, выражающуюся в общительности, этикет вежливости, предупредительности, сдержанности, умении вести себя в общественных местах;

 воспитывать культуру речи: называть взрослых на «вы» и по имени и отчеству;

 не перебивать говорящих и выслушивать других; говорить четко, разборчиво, владеть голосом;

 воспитывать культуру деятельности, что подразумевает умение обращаться

 с игрушками, книгами, личными вещами, имуществом ДОО; умение подготовиться

 к предстоящей деятельности, четко и последовательно выполнять и заканчивать ее,

 после завершения привести в порядок рабочее место, аккуратно убрать все за собой; привести порядок свою одежду.

Цель эстетического воспитания – становление у ребенка ценностного отношения

к красоте. Эстетическое воспитание через обогащение чувственного опыта и развитие эмоциональной сферы личности влияет на становление нравственной и духовной составляющей внутреннего мира ребенка.

Направления деятельности воспитателя по эстетическому воспитанию предполагают следующее:

 выстраивание взаимосвязи художественно-творческой деятельности самих детей с воспитательной работой через развитие восприятия, образных представлений, воображения и творчества;

 уважительное отношение к результатам творчества детей, широкое включение их произведений в жизнь ДОО;

 организацию выставок, концертов, создание эстетической развивающей среды и др.;

 формирование чувства прекрасного на основе восприятия художественного слова на русском и родном языке;

 реализация вариативности содержания, форм и методов работы с детьми по разным направлениям эстетического воспитания.

2.2. Особенности реализации воспитательного процесса в образовательной организации, осуществляющей образовательный процесс на уровне дошкольного образования

Этот раздел разрабатывается ДОО

• В этом разделе в соответствии с рекомендациями примерной программы целесообразно отобразить следующие особенности организации воспитательного процесса в ДОО:

- региональные и территориальные особенности социокультурного окружения ДОО;

- воспитательно значимые проекты и программы, в которых уже участвует ДОО,

дифференцируемые по признакам: федеральные, региональные, муниципальные,

тематические и т.д.;

- воспитательно значимые проекты и программы, в которых ДОО намерено принять участие, дифференцируемые по тем же признакам;

- ключевые элементы уклада ДОО в соответствие со сложившейся моделью

воспитательно значимой деятельности, накопленного опыта, достижений, следования традиции, ее уклада жизни;

- наличие оригинальных, опережающих, перспективных технологий воспитательно

значимой деятельности, потенциальных «точек роста»;

- существенные отличия ДОО от других ОО по признаку проблемных зон, дефицитов, барьеров, которые преодолеваются, благодаря решениям, отсутствующим или недостаточно выраженным в массовой практике;

- общие характеристики содержания и форм воспитания в общей структуре

воспитательной работы в ДОО; особенности воспитательно значимого

взаимодействия с социальными партнерами ДОО;

- степень включенности в процессы сопоставительного анализа по результатам

воспитательно значимых конкурсов лучших практик, мониторингов и т.д.;

- особенности ДОО, связанные с работой с детьми с ОВЗ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на педсовет по теме "Экологическое воспитание в детском саду.

В этом  докладе  изложен  мой  опыт  работы по экологическому  воспитанию , представлены формы и методы  работы с детьми и их родителями....

Содержательный раздел образовательной программы, образовательная область физическое развитие

Второй раздел:Содержательный раздел образовательной программы(Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования)Образовательные области.Образовательная область «Физическое р...

Рабочая программа старшей группы (содержательный раздел)

II. Содержательный раздел Пояснительная записка…………………………………….…….…..12 2.2  Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»…….…14 Образовательная область «Познавательно...

Доклад к педсовету Тема: «Нравственно – патриотическое воспитание детей дошкольного возраста» .

laquo;Все начинается с детства» - эта фраза как нельзя лучше ассоциируется с данной темой. Задумываясь об истоках нравственных чувств, мы всегда обращаемся к впечатлениям детства: это и д...

Доклад "Физическое и оздоровительное направление программы воспитания в ДОО"

В докладе представлена основная цель физического и оздоровительного направления программы воспитания дошкольника., средства развития двигательной активности, формы работы по физическому и оздоровитель...

Содержательный раздел Программы воспитания ОП ДО

Основные положения содержательного раздела Программы воспитания ОП ДО:Уклад ДОО, традиции, события и знаимые мероприятия в ДОО, основные характеристики уклада, принципы жизни и воспитания, ключевые пр...