Содержательный раздел Программы воспитания ОП ДО
статья

Дерунова Елена Александровна

Основные положения содержательного раздела Программы воспитания ОП ДО:

Уклад ДОО, традиции, события и знаимые мероприятия в ДОО, основные характеристики уклада, принципы жизни и воспитания, ключевые правила ДОО, воспитывающая среда, общности ДОО, их цели и ценности. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл soderzhatelnyy_razdel_programmy_vospitaniya.docx40.17 КБ

Предварительный просмотр:

Содержательный раздел Программы воспитания ОП ДО

2.2.5.1. Уклад ДОО

Уклад – общественный договор участников образовательных отношений, опирающийся на базовые национальные ценности, содержащий традиции региона и ДО, задающий культуру поведения сообществ, описывающий предметно-пространственную среду деятельности и социокультурный контекст, задающий культуру поведения сообществ. Уклад способствует формированию ценностей воспитания, которые разделяются всеми участниками образовательных отношений (воспитанниками, родителями, педагогами и другими сотрудниками ДОО).

Уклад учитывает специфику и конкретные формы организации распорядка дневного, недельного, месячного, годового циклов жизни ДОО. Каждая дошкольная образовательная организация, несмотря на единую цель Программы–воспитания дошкольников, имеет свои отличительные особенности. В настоящее время они становятся все разнообразнее в связи с изменением к подходам организации воспитательного пространства и условий детского сада, разнообразием реализуемых технологий, проявлением современных тенденций взаимодействия с подрастающим поколением, введением ритуалов и традиций в жизнь детского сада и группы.

Уклад, в качестве установившегося порядка жизни ДОО, определяет мировосприятие, гармонизацию интересов и возможностей совместной деятельности детских, взрослых и детско-взрослых общностей в пространстве дошкольного образования.

Уклад ДОО - это её необходимый фундамент, основа и инструмент воспитания. Уклад ДОО отражает специфику работы детского сада, задает и удерживает ценности воспитания для всех участников образовательных отношений: руководителей ОО, воспитателей и специалистов, вспомогательного персонала, воспитанников, родителей (законных представителей), субъектов социокультурного окружения ОО. Уклад ДОО направлен на сохранение преемственности принципов воспитания с уровня дошкольного образования на уровень начального общего образования:

•        обеспечение личностно развивающей предметно-пространственной среды, в том числе современное материально-техническое обеспечение, методические материалы и средства обучения;

•        наличие профессиональных кадров и готовность педагогического коллектива к достижению целевых ориентиров Программы воспитания;

•        взаимодействие с родителями по вопросам воспитания;

•        учет индивидуальных особенностей детей дошкольного возраста, в интересах которых реализуется Программа воспитания (возрастных, физических, психологических, национальных и пр.).

Уклад, в первую очередь, направлен на сплочение коллектива детей, родителей и педагогов. Уклад сформировал определенные  традиции, помогающие ребенку освоить ценности коллектива, чувство сопричастности сообществу людей. Традиции и события наполняют ежедневную жизнь детей увлекательными и полезными делами, создают атмосферу радости общения, коллективного творчества, стремления к новым задача и перспективам:

- приобщение воспитанников к народной культуре – проведение Масленницы, знакомство с религиозными праздниками Рождество, Пасха;

- ежедневные традиции: «Утреннее приветствие» направлены на установления атмосферы доверия, общности в группе; «Сказка перед сном» для создания доброй, спокойной атмосферы дома, теплоты, взаимопонимания и любви; «Меню на сегодня» воспитывается культура поведения за столом, уважение к труду повара.

- еженедельные традиции: «Кружок комплементов», поздравление ребенка с днем его рождения -  внушает ребенку веру в себя, укрепляет в нем понимание, что он нужен и значим в своем коллективе;  

- ежегодные традиции: для семьи, общества и государства праздничные события «День Победы», «23 февраля», «8 марта», «День Матери», «Новый год», «Пасха», «Рождество», «День города», «День России», «Осенний праздник», «День защиты детей», «День семьи, любви и верности», «День народного единства», «Неделя безопасности»; выставки совместных семейных поделок на разные темы – проектов, сезонные, праздничные;

- мероприятия к дню Великой победы и блокады Ленинграда - акция «Блокадный хлеб» и мероприятия к дню снятия блокады -  как символ блокады города-героя Ленинграда, акция «Бессмертный полк» - вечная память героям, спасшим нашу страну от врагов, изучение истории России, художественной литературы, произведений искусства, фильмов и мультфильмов исторической направленности;

- социально-значимые мероприятия: акция «Засветись!», «Скорость – не главное!», «За безопасный мир!», «Операция СИМ!», «Умный Светофорчик», акция «Сдай макулатуру, спаси дерево», «Посади цветок – укрась планету», «Соблюдай чистоту родной Земли», «Покормите птиц зимой!», «Семейные старты», «Зимние забавы», «Новогоднее настроение», «Бабушка рядышком с дедушкой», «Осенний калейдоскоп»; проект «Лучики доброты», «Здоровым быть модно!»

- детско-родительские праздники и соревнования.

Основные характеристики уклада ДОО

Цель и смысл деятельности ДОО, её миссия - разностороннее развитие ребёнка в период дошкольного детства с учётом возрастных и индивидуальных особенностей на основе духовно-нравственных ценностей российского народа, исторических и национально-культурных традиций.

Принципы жизни и воспитания в ДОО

Принципы жизни и воспитания в ДОО соответствуют основным принципам дошкольного образования в соответствии с ФГОС ДО:

1) полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащение (амплификация) детского развития;

2) построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (далее - индивидуализация дошкольного образования);

3) содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;

4) поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;

5) сотрудничество ДОО с семьей;

6) приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;

7) формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;

8) возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);

9) учет этнокультурной ситуации развития детей.

 Отношения к воспитанникам, их родителям (законным представителям), сотрудникам и партнерам ДОО

Отношение к воспитанникам строятся по следующим правилам:

1) уважение взрослых к человеческому достоинству детей, формирование и поддержка их положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях;

2) использование в образовательной деятельности форм и методов работы с детьми, соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям (недопустимость как искусственного ускорения, так и искусственного замедления развития детей);

3) построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребенка и учитывающего социальную ситуацию его развития;

4) поддержка взрослыми положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу и взаимодействия детей друг с другом в разных видах деятельности;

5) поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности;

6) возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения;

7) защита детей от всех форм физического и психического насилия*(7);

8) поддержка родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья, вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность.

Взаимодействие с родителями (законными представителями) по вопросам образования ребенка, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьей на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи.

Взаимоотношения с родителями строятся на принципе партнерства в интересах создания максимально благоприятных условий для развития обучающихся.

Взаимоотношения с родителями строятся на принципе сотрудничества для объединения усилий семьи и ДОО в воспитании ребенка.

Ключевые правила ДОО

Программа предполагает определение и создание ценностно-смыслового наполнения жизнедеятельности ДОО,  устанавливающей нормы и традиции, особую психологическую атмосферу детского сада, обеспечивающую определенный характер воспитательных процессов и способов взаимодействия между детьми и педагогами, педагогами и родителями, детьми друг с другом, и проектируется в следующих шагах:

  1. Личностно-ориентированное взаимодействие взрослых с детьми, предполагающее создание таких воспитательных ситуаций в течение дня, в которых каждому ребенку предоставляется возможность выбора деятельности, партнера, средств и пр., обеспечивается опора на его личный опыт и чувства при освоении базовых ценностей воспитания и жизненных навыков поведения.
  2. Ориентированностьпедагогическойоценкинаотносительныепоказателидетскойуспешности, то есть сравнение нынешних и предыдущих достижений ребенка, стимулирование самооценки.
  3. Формирование игры как важнейшего фактора воспитательного влияния на поведение, чувства, поступки и отношения ребенка.

4. Созданиесоциокультурнойокружающейатмосферыипредметно-пространственнойсреды, способствующей патриотическому, социальному, коммуникативному, познавательному, трудовому, этико-эстетическому и оздоровительному направлению воспитания ребенка и сохранению его субъектности  и индивидуальности.

  5. Сбалансированность репродуктивной (воспроизводящей готовый образец) и продуктивной(производящей субъективноновый продукт творческого, интеллектуального, трудового, партнерского, культурного проявления) деятельности, то есть  деятельности по освоению нравственно-культурных норм и образцов деятельности, поступков совместных и самостоятельных, в различных формах активности.

 6.Участие семьи как необходимое условие для гармоничного воспитания ребенка дошкольного возраста.

  1. Профессиональное развитие педагогов, направленное на формирование профессиональных компетентностей по закладке базовых ценностей воспитания в детском сообществе, в том числе коммуникативной компетентности и мастерства мотивирования ребенка.
  2. Владение современными технологиями сотрудничества, организация проектного партнерства, предполагающие создание сетевого взаимодействия педагогов, работающих по Программе воспитания с социальными институтами города.

Основой годового цикла воспитательной работы являются общие для всего детского сада событийные мероприятия, в которых участвуют дети всех возрастных групп. Межвозрастное взаимодействие дошкольников способствует их взаимообучению и взаимовоспитанию. Общение младших по возрасту ребят с более старшими создает благоприятные условия для формирования дружеских отношений, положительных эмоций, проявления уважения, самостоятельности. Это дает большой воспитательный результат, чем прямое влияние педагога.

  • Детская художественная литература и народное творчество традиционно рассматриваются педагогами ДОО в качестве наиболее доступных и действенных в воспитательном отношении видов искусства, обеспечивающих развитие личности дошкольника в соответствии с общечеловеческими и национальными ценностными установками.
  • Педагогический коллектив ориентирован на организацию разнообразных форм детских сообществ. Это творческие объединения, исследовательские лаборатории, детско-взрослые мероприятия (совместные творческие проекты, флешмобы, досуги, праздники). Данные сообщества обеспечивают полноценный опыт социализации детей.
  • Коллективное планирование, разработка и проведение общих мероприятий, система наставничества.
  • Организуется единое с родителями образовательное пространство для обмена опытом, знаниями, идеями, для обсуждения и решения конкретных воспитательных задач. Именно педагогическая инициатива родителей должна стать новым этапом сотрудничества с ними, показателем качества воспитательной работы.

Социокультурный контекст, внешняя социальная и культурная среда ДОО (учи  тывает этнокультурные, конфессиональные и региональные особенности)

Социокультурный контекст – это социальная и культурная среда, в которой человек растет и живет. Он также включает в себя влияние, которое среда оказывает на идеи и поведение человека.

Социокультурные ценности являются определяющими в структурно-содержательной основе Программы воспитания.

Социокультурный контекст воспитания является вариативной составляющей воспитательной программы. Он учитывает этнокультурные, конфессиональные и региональные особенности и направлен на формирование ресурсов воспитательной программы.

Реализация социокультурного контекста опирается на построение социального партнерства образовательной организации.

В ДОО разработаны планы взаимодействия с социальными партнёрами с учётом доступности и соответствия возрастным возможностям детей: ГБОУ №510, Дом Спорта, Дом Детского Творчества и Дом Технического творчества, районная библиотека «Спутник», Дворец Молодежи.

В рамках социокультурного контекста повышается роль родительской общественности как субъекта образовательных отношений в Программе воспитания.

В помещениях детского сада организуются тематические выставки детских творческих работ, выполненных самостоятельно и совместно с родителями, приуроченные к сезонным праздникам и мероприятиям. Успешное взаимодействие возможно лишь в том случае, если семья имеет представление о дошкольном учреждении, которому доверяет воспитание ребенка, владеет информацией о ценностных ориентирах в современной воспитательной стратегии развития детей в стенах детского сада. Это позволяет наладить сотрудничество и оказывать друг другу необходимую поддержку в воспитании ребенка, привлекать имеющиеся педагогические ресурсы для решения общих задач воспитания и активно вовлекать в проведение праздничных, театрализованных мероприятий в рамках художественно-эстетического развития и взаимодействия с семьей.

Освоение ребенком культурного наследия человечества, социальных ролей, правил, морально-этических норм, формирование навыка быть готовым к поиску решений в неопределенных условиях эффективнее происходят во взаимодействии взрослых и детей при подготовке и во время проведения значимых событий и традиционных мероприятий. Также в ДОО создана система методического сопровождения педагогических инициатив семьи. Организовано единое с родителями образовательное пространство для обмена опытом, знаниями, идеями, для обсуждения и решения конкретных воспитательных задач. Именно педагогическая инициатива родителей стала новым этапом сотрудничества с ними, показателем качества воспитательной работы.

Коллектив детского сада придает важное значение организации физического воспитания, укреплению и сохранению здоровья наших воспитанников. Большое значение уделяется двигательному режиму, смене статичных поз в режимных моментах, использованию здоровьесберегающих технологий, корригирующей гимнастики и других профилактических мероприятий.

Подрастающее поколение нашего города должно знать и гордиться особенностями своей малой родины, родного края, любить его и осознавать себя частицей удивительной и прекрасной второй столицы нашего государства. Жители отличаются высокой культурой воспитания и поведения, сохраняющие богатым колоритом народной культуры. Поэтому юные воспитанники должны стать достойными их преемниками. Осуществить эту цель нам помогает включение в Программу региональной образовательной программы, посредством которой будет организована воспитательная деятельность по формированию духовно-нравственной культуры через разные виды деятельности в течение дня.

2.2.5.2. Воспитывающая среда ДОО

Воспитывающая среда ДОО это пространство, в рамках которого происходит процесс воспитания. Основными характеристиками воспитывающей среды являются её содержательная насыщенность и структурированность.

Состав воспитывающей среды ДОО:

Воспитывающая среда включает совокупность различных условий, предполагающих возможность встречи и взаимодействия детей и взрослых в процессе приобщения к традиционным ценностям российского общества.

Воспитывающая среда ДОО направлена на создание следующих групп условий:

- условия для формирования эмоционально-ценностного отношения ребёнка к окружающему миру, другим людям, себе;

- условия для обретения ребёнком первичного опыта деятельности и поступка в соответствии с традиционными ценностями российского общества;

- условия для становления самостоятельности, инициативности и творческого взаимодействия в разных детско-взрослых и детско-детских общностях, включая разновозрастное детское сообщество.

2.2.5.3. Общности образовательной организации

Общность - это системой связей и отношений между людьми, основанной на разделяемых всеми её участниками ценностных основаниях, определяющих цели совместной деятельности.

В ДОО существуют следующие общности:

педагог - дети,

родители (законные представители) - ребёнок (дети),

педагог - родители (законные представители).

Ценности и цели общностей ДОО

Ценности и цели профессиональной общности.

Профессиональная общность - это устойчивая система связей и отношений между педагогическими работниками, единство целей и задач воспитания, реализуемое всеми сотрудниками ДОО.

Участники профессиональной общности разделяют те ценности, которые заложены в основу Программы.

Основой эффективности профессиональной общности является рефлексия собственной профессиональной деятельности.

Педагогические работники и другие сотрудники ДОО ориентированы на то, чтобы:

- быть примером в формировании полноценных и сформированных ценностных ориентиров, норм общения и поведения;

- мотивировать детей к общению друг с другом, поощрять даже самые незначительные стремления к общению и взаимодействию;

- поощрять детскую дружбу, стараться, чтобы дружба между отдельными детьми внутри группы сверстников принимала общественную направленность;

- заботиться о том, чтобы дети непрерывно приобретали опыт общения на основе чувства доброжелательности;

- содействовать проявлению детьми заботы об окружающих, учить проявлять чуткость к сверстникам, побуждать детей сопереживать, беспокоиться, проявлять внимание к заболевшему товарищу;

- воспитывать в детях такие качества личности, которые помогают влиться в общество сверстников (организованность, общительность, отзывчивость, щедрость, доброжелательность и пр.);

- учить детей совместной деятельности, насыщать их жизнь событиями, которые сплачивали бы и объединяли ребят;

- воспитывать в детях чувство ответственности перед группой за свое поведение.

Ценности и цели профессионально-родительской общности

Профессионально-родительская общность включает сотрудников ДОО и всех взрослых членов семей воспитанников, которых связывают не только общие ценности, цели развития и воспитания детей, но и уважение друг к другу.

Основная задача профессионально-родительской общности - объединение усилий по воспитанию ребенка в семье и в ДОО, поскольку зачастую поведение ребенка дома и в ДОО сильно различается.

Совместное обсуждение воспитывающими взрослыми особенностей ребенка будет способствовать созданию условий, которые необходимы для его оптимального и полноценного развития и воспитания.

Ценности и цели детско-взрослой общности:

Детско-взрослая общность характеризуется содействием друг другу, сотворчеством и сопереживанием, взаимопониманием и взаимным уважением, отношением к ребенку как к полноправному человеку, наличием общих симпатий, ценностей и смыслов у всех участников общности.

Детско-взрослая общность является источником и механизмом воспитания ребенка. Находясь в общности, ребенок сначала приобщается к тем правилам и нормам, которые вносят взрослые в общность, а затем эти нормы усваиваются ребенком и становятся его собственными.

Общность строится и задается системой связей и отношений ее участников.

В каждом возрасте и каждом случае она обладать своей спецификой в зависимости от решаемых воспитательных задач.

Особенности организации всех общностей и их роль в процессе воспитания детей

Достижение общей цели воспитания - личностное развитие каждого ребёнка с учётом его индивидуальности и создание условий для позитивной социализации детей на основе традиционных ценностей российского общества - возможно только при условии эффективной деятельности всех общностей.

Особенности организации всех общностей определяются системой взаимосвязей их участников.

В центре воспитательного процесса находится ребенок, который по мере взросления занимает субъектную позицию.

Деятельность профессиональной общности обеспечивает создание необходимых психолого-педагогических условий реализации программы воспитания.

Деятельность профессионально-родительской общности способствует формированию единого подхода к воспитанию детей в семье и ДОО.

Особенности обеспечения возможности разновозрастного взаимодействия детей:

Организация деятельности детской общности – необходимое условие полноценного развития личности ребенка. В процессе общения ребенок приобретает способы общественного поведения, под руководством педагога учится умению дружно жить, сообща играть, трудиться, заниматься, достигать поставленной цели. Чувство приверженности к группе сверстников рождается тогда, когда ребенок впервые начинает понимать, что рядом с ним такие же, как он сам, что свои желания необходимо соотносить с желаниями других.

В процессе воспитания у детей формируются и развиваются навыки и привычки поведения, качества, определяющие характер взаимоотношений ребенка с другими людьми и его успешность в том или ином сообществе.

Педагогическое воздействие направляется на придание детским взаимоотношениям духа доброжелательности, развития у детей стремления и умения помогать как старшим, так и друг другу, оказывать сопротивление плохим поступкам, общими усилиями достигать поставленной цели.

Одним из видов детских общностей являются разновозрастные детские общности. В ДОО обеспечена возможность взаимодействия ребенка как со старшими, так и с младшими детьми.

Включенность ребенка в отношения со старшими, помимо подражания и приобретения нового, рождает опыт послушания, следования общим для всех правилам, нормам поведения и традициям.

Отношения с младшими – это возможность для ребенка стать авторитетом и образцом для подражания, а также пространство для воспитания заботы и ответственности.

Организация жизнедеятельности детей дошкольного возраста в разновозрастной группе обладает большим воспитательным потенциалом для инклюзивного образования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Содержательный раздел образовательной программы, образовательная область физическое развитие

Второй раздел:Содержательный раздел образовательной программы(Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования)Образовательные области.Образовательная область «Физическое р...

Рабочая программа старшей группы (содержательный раздел)

II. Содержательный раздел Пояснительная записка…………………………………….…….…..12 2.2  Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»…….…14 Образовательная область «Познавательно...

Содержательный раздел образовательной программы ДОУ

Содержательный раздел образовательной программы  ДОУ...

Реализация содержательного раздела адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования для детей с ОНР

При организации образовательной деятельности по направлениям, обозначенным образовательными областями, необходимо следовать общим и специфическим принципам и подходам к формированию АООП ДО, в частнос...

Содержательный раздел основной образовательной программы.

В данном материалы представлено описание содержательного раздела ПООП ДОУ...

Доклад на педсовет: «Содержательный раздел программы воспитания»

Тема доклада: «Содержательный раздел программы воспитания»...

Содержательный раздел Федеральной программы

Выборка из ФОП - задачи по образовательным областям для детей 3-4 лет...