«По дорогам в старину».
план-конспект занятия (старшая группа)

Конспект занятия для воспитанников старшего возраста. 

Цель: Формирование  основ духовно-нравственного развития  воспитанников старшего дошкольного возраста, через погружение их в культуру русской старины.

Задачи:  

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ

Дать детям представление об особенностях русского старинного быта;

2) Расширить  словарь по теме;

РАЗВИВАЮЩИЕ

1)  Развивать  умение вступать в диалоговое общение со сверстниками и взрослыми;

2)  Совершенствование мелкой  моторики рук.

 ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ

1)  Воспитывать любовь и уважение к народным традициям, истокам русской культуры.

2)Формировать уважительное отношение к труду человека.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_po_dorogam_v_starinu.docx824.67 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение

«Детский сад №14», города Урай.

«По дорогам в старину».

Составила воспитатель

  1 квалификационной категории:

Сабирова Елена Викторовна

г. Урай, 2021 год

Цель: Формирование  основ духовно-нравственного развития  воспитанников старшего дошкольного возраста, через погружение их в культуру русской старины.

Задачи:  

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ

Дать детям представление об особенностях русского старинного быта;

2) Расширить  словарь по теме;

РАЗВИВАЮЩИЕ

1)  Развивать  умение вступать в диалоговое общение со сверстниками и взрослыми;

2)  Совершенствование мелкой  моторики рук.

 ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ

1)  Воспитывать любовь и уважение к народным традициям, истокам русской культуры.

2)Формировать уважительное отношение к труду человека.

Ход занятия:

В группу входит матрешка.

Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Я русская матрешка. Пришла я к вам из старины. А вы знаете, что такое старина?

Дети: Это старички. Это давно было.

Воспитатель: Верно. Старина – это очень давние времена. Ребята, сегодня я хочу пригласить вас в старину. Хотите посмотреть, как жили люди в давние времена? А поможет нам в этом  наш волшебный колокольчик .

В колокольчик зазвенели,

В старину перелетели.

Раз, два, три, четыре, пять,

Хотим в прошлом побывать!

Ну вот, мы и в давних временах. Перед нами старинная русская изба! Проходите, рассаживайтесь на лавочки.

Воспитатель: Ребята, мы с вами находимся в горнице – это самая большая и нарядная комната в доме, здесь принимали гостей.

Посмотрите вокруг, как вы думаете, что было самым   главным в русской избе?

Дети: Печка!!!  А почему? Она избу обогревала, в ней готовили обед, пекли пироги, сушили одежду, лечились от разных болезней.

Воспитатель: Верно ребята!

Воспитатель: Посмотрите, чего только нет в старинной избе. И знаете, ребята, раньше всё в избе делалось своими руками. Давайте с вами посмотрим, что раньше делали люди,  долгими зимними вечерами. Показ презентации. Они резали миски и ложки, вязали, вышивали. Даже сами шили одежду, на прежде чем ее сшить, изготавливали ткань, красили её различными  натуральными красками даже из свёклы, моркови, луковой шелухи.  А чтобы овощи, которые летом выросли в огороде, хранились всю зиму, их засаливали в кадушки.

(Все показываю на иллюстрациях).

Люди в давние времена были очень трудолюбивые, никогда без дела не сидели, а каждое дело выполняли с радостью и любовью. Я думаю, что и вы у нас трудолюбивые ребята, и я вам предлагаю окунуться в старину  и попробовать потрудиться как люди в давние времена.  

Воспитатель: - Вот как раз у меня для вас и работа нашлась. Ребята, а я ткани наткала, чтобы сшить новые сарафаны, а покрасить не успела.  Поможете мне покрасить ткань?

1.Индивидуальная работа

Приглашаю вас   в мою маленькую мастерскую (проходим в спальню.) Проходите, здесь я крашу свои ткани для новых сарафанов и рубашек.  Мне мои подруженьки матрешки прислали разные красители для тканей из сока свёклы, моркови, отвара луковой шелухи, а также яблочного сока и молока. Помогите мне узнать, какие красители окрасят ткань мою, а какие не окрасят. Вот они и инструкцию мне прислали, как нужно красить. Положить влажные салфетки на стол, поставить мусорное ведро.

 Ребята рассказывают по схеме, как нужно сделать и приступают к работе. Окрашенную ткань развешивают на веревку.

Воспитатель:  Ребята, теперь объясните мне, какие ингредиенты окрашивают ткань, а какие не окрашивают.

 Ответы детей:_____________

Воспитатель: спасибо вам, ребята за помощь, как высохнут ткани, я обязательно сошью из них наряды.

2.Работа в  группах.

Воспитатель: Ребята,  я смотрю, вы такие работники хорошие, помогите мне еще капусту засолить.

 -Прежде чем капусту посолить нужно ручки нам помыть! (Моют руки).

-Ребята, у меня четыре рецепта, как солить капусту. Тоже матрешки подружки прислали. Я прошу вас посолить капусту по обоим рецептам на красном столе у меня рецепт со свеклой, а на синем с морковью. Выберете сами кто, какой рецепт будет солить, и подойдите к этому столу. Вот у нас группа, которая будет солить со свеклой, а вы с морковкой. Работайте в группе дружно, договаривайтесь, кто, что будет делать. Вот схема, как нужно посолить. Приступайте к работе.

Ребята выполняют задание по-  схеме.

 Воспитатель: Здорово работали ребята. А сейчас пусть капуста настаивается и засаливается. А вы сполосните руки в голубом тазике, вытирайте руки.

3.Работа в парах   Нужен мольберт!! Разложить листы с заданиями и фломастеры

Ребята, какие вы молодцы. Помогли мне по хозяйству, все дела переделали. Пришла пора возвращаться в детский сад. Но вот колокольчик мой что – то не звенит, не возвращает нас в детский сад. А для того, чтобы он зазвенел и вернул нас обратно нам нужно еще с одним заданием справиться.

Приглашаю в мастерскую знаний, проходите, рассаживайтесь на стулья.

В старину, люди не только трудились, но были еще и любознательны, многое знали. Я предлагаю вам тоже проверить свои знания. Работать вы будете парами.  Разделитесь на пары, кто с кем будет работать..

Перед вами карточка с иллюстрациями. Вам нужно отметить ту картинку, на   которой нарисован труд    в старинные времена.

На карточке много картинок с видами деятельности.

Воспитатель: Ребята, договоритесь, кто из вашей пары будет отмечать картинки, а кто будет отвечать. Но только времени у нас не много, скоро закроется временной портал, и мы можем не вернуться в детский сад. Кто начнет первым? Ребята, начинайте отвечать со слов «Мы отметили картинку первую или вторую  ».

На мольберте, на листе я фиксирую ответы детей, затем спрашиваю у ребят, согласны ли они.

Воспитатель: Молодцы ребята, все вы про старину то знаете! Закрываем в глаза. Звоню в колокольчик.  И колокольчик мой звенит, в детский сад спешить велит.

Вот мы ребята с вами и в детском саду.

Рефлексия:

1. Скажите, вам понравилось путешествие? Чем вам понравилось путешествие?

 2.Интересно ли  старину было трудиться?

3. Сложно ли было делать все своими руками?

4.Как вы считаете, когда было людям легче жить в давние времена или в наши времена?

5.Если бы у нас была настоящая волшебная палочка, хотели бы вы по -настоящему жить в давних временах?  

1https://i.pinimg.com/originals/1c/86/9f/1c869fba7b692a4c38686eef21e00cae.jpg                                  2  https://agroserver.by/images/blog/kombayn.jpg

1  https://www.takhochy.com/wp-content/uploads/2021/02/homepage-top-1.jpg                                  2  https://iknigi.net/books_files/online_html/75213/i_007.jpg

1https://ds05.infourok.ru/uploads/ex/0653/0009ddda-398ba937/img6.jpg                         2 https://static1.bigstockphoto.com/1/5/2/large1500/251628850.jpg     

  1https://fotovmire.ru/wp-content/uploads/2020/01/28194/rabotnica-zavoda-stavit-kruzhku-na-potochnuju-liniju.jpg                    2  https://avatars.mds.yandex.net/get-zen_doc/3628719/pub_5f592766254de31436a420b3_5f59277cefb9584a8281039d/scale_1200

 1https://i.pinimg.com/736x/98/20/25/982025933820939af33224c7d0934986--russia.jpg                        2  https://ovu.com.ua/img.php?ipt=http://s0.rbk.ru/v6_top_pics/media/img/0/13/755772667751130.jpeg         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Старину мы помним, старину мы чтим

мероприятие в форме игры КВН...

КОНСПЕКТ НОД «социализация», «здоровье» «Старину мы любим старину мы чтим» в подготовительной группе

Цель. Развитие физических качеств детей, через русские народные подвижные игры ЗадачиНародные игры способствуют развитию физических и умственных способностей, освоению нравственных норм, правил п...

Конспект досуга в старшей группе совместно с родителями «Старина, старина, до чего ж ты хороша!»

Цель: приобщать детей к русской национальной культуре на основе использования фольклора. Задачи: пробудить интерес к истории и культуре России; способствовать развитию познавательной активности и люб...

Конспект образовательной деятельности в подготовительной группе Тема: «Интерьер и предметный мир старинного дома-избы» (экскурсия в музей на свежем воздухе «Комната старины»)

Цель: Познакомить детей с традициями внутреннего обустройства и убранства дома-избы, с народным этикетом приёма гостей. Приобщать к истокам русской народной культуры, через малые формы фольклора. ...

Проект (познавательно – творческий) с детьми старшего дошкольного возраста «Из старины счастливая дорога до самого родимого порога»

В результате проектной деятельности дети проявляют устойчивый интерес к истории своего города, к народным промыслам, а также любовь и заботу о старшем поколении, не только правильно называют предметы ...

Воспитательная практика по формированию основ духовно-нравственного развития «По дорогам старины»

Воспитательная практика по формированию социокультурных ценностей «По дорогам старины» имеет хороший потенциал, способствующий возрождению многовековых традиций России. Благодаря развитию ...