Картотека проблемных ситуаций для детей общеразвивающей направленности в возрасте 3-4 лет
методическая разработка (младшая группа)

Абайдуллина Люция Мазитовна
Картотека проблемных ситуаций для детей общеразвивающей направленности в возрасте 3-4 лет

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_problemnyh_situatsiy.docx624.86 КБ

Предварительный просмотр:

Картотека проблемных ситуаций

для детей общеразвивающей направленности

в возрасте 3-4 лет.

https://printonic.ru/uploads/images/2016/04/15/img_5710adaabb417.jpg

Цель: формировать умение решать проблемные ситуации, используя возможные варианты решения, развивать речь детей, логическое мышление, воображение, память, культуру общения.

Бытовые ситуации:

Ситуация 1. Представьте, что вы идете утром в детский сад, а на дороге большая лужа. Как быть?

Проблемный вопрос:  Как перейти через лужу?

Ситуация 2. В детском саду Саша и Ваня решили играть в гараж. Они взяли конструктор и построили большой, красивый гараж. У каждого мальчика было по 3 машины. Они очень весело играли, что это заметил Павел, и ему тоже захотелось с ними поиграть. Когда Павел подошел и спросил: «можно, пожалуйста, я тоже с вами поиграю», ребята ему ответили: «нет, сказав, что будут играть одни и никого в свою игру не возьмут». Павел расстроился и чуть не заплакал, ведь ему очень хотелось поиграть с мальчиками.

 Проблемный вопрос:   Как можно назвать поступок мальчиков? Как можно поступить еще? Как нужно было поступить, чтобы Павел не расстраивался?

Ситуация 3. Однажды один мальчик остался дома, а его мама и папа пошли в магазин.

Проблемный вопрос:   Как вы думаете, ему стало скучно и не весело? Чем можно заняться, пока не пришли родители, чтобы не было скучно?

Ситуация 4. Дети  вышли на прогулку, девочка споткнулась и упала.

Проблемный вопрос: Как нужно поступить?

Ситуация 5. Мальчик длительное время один прыгает на скакалке. Девочка хочет с ним поиграть, но не знает, что ему сказать.

Проблемный вопрос: Что нужно сказать мальчику? Помогите девочке

Ситуация 6. Мальчикам было интересно играть вместе, у каждого была своя машина. Но случилось так, что у одного мальчика машина потерялась. Собрались мальчики поиграть, а машина одна.

Проблемный вопрос:  Что делать? Что может быть?

Ситуация 7. По улице шла девочка и ела мороженое. Как вдруг ей навстречу ей проехал на велосипеде озорник и специально толкнул девочку. Она выронила мороженое. Оно упало прямо в лужу. От огорчения и обиды девочка заплакала. Но мороженое из лужи не вытащишь.

Проблемный вопрос: Какие чувства испытала эта девочка? Вы бы хотели ей помочь? Как?  Как можно поступить еще? Как можно назвать поступок мальчика?

Ситуация 8. Представьте, что мы с вами пошли в лес погулять. Пришли на полянку, видим – ягоды. Спелые, вкусные, ароматные. Попробуем? Покажите, как мы собираем и пробуем ягоды, нам вкусно (имитация действий). И домой ягод наберем, угостим маму с папой. Нам нужно набрать ягоды для мамы и папы, но нет корзинки.

Проблемный вопрос: Что делать?

Ситуация 9. Витя вынес во двор новую машинку, которую ему подарили на день рождения. Его сразу окружили дети и стали просить у него машину для игры: «Ну дай машинку! Не жадничай! Тебе жалко? Если не дашь, то мы не будем с тобой играть». Тут к Вите подошел Саша и что-то тихо сказал ему. Всего одно слово. Витя улыбнулся и дал Саше машинку.

Проблемный вопрос: Какое волшебное слово сказал Саша Вите? Почему Витя сразу отдал Саше машинку? Почему он не давал играть машинку другим детям? Можно ли Витю назвать жадиной? Правильно ли ребята говорили, что не возьмут Витю в свою игру, потому что он не дал им машинку? А вы как бы поступили?

Ситуация 10.  Представьте, что мы с вами играем в группе, дверь захлопнулась, а ключа нет.

Проблемный вопрос: Что делать, как открыть дверь?

Ситуация 11.  В группе детского сада играли три подружки: Оля, Надя и Света. Они принесли из дома своих любимых кукол и одежду для них. Оля и Света захотели пошутить над Надей и спрятали ее куклу. Надя очень расстроилась, вместе с подружками искала ее. У девочки так испортилось настроение, что она даже не смогла продолжать игру. Она села в уголок и заплакала. Оля и Света не сразу сказали, что они в шутку спрятали куклу. Не подошли и не пожалели подружку. Лишь вечером они пожалели Надю и вернули куклу, сказав, что они просто пошутили. От их слов Надя заплакала еще сильнее.

Проблемный вопрос: Красиво поступили Оля и Света со своей подружкой? Зачем они так сделали? Это оказалось смешным? Удачная ли это шутка? Как можно назвать поступок Оли и Светы? Почему Надя, когда узнала, что это Оля и Света спрятали ее куклу, расплакалась еще сильнее? Вам жалко Надю?

Ситуация 12. Дети, представьте себе, что вы идете из детского сада домой одни и видите, как мальчик толкает маленькую Таню в лужу. Девочка вся мокрая и горько плачет.

Проблемный вопрос: Как можно назвать мальчика и его поступок?  Вы хотите помочь девочке?  Как? Что бы вы сделали?

Ситуация 13. За завтраком дети кушали кашу. Миша вертелся за столом, опрокинул Катин стакан с какао на стол и испачкал платье девочке. Вместо извинения он промолчал и принялся пить какао. Катя обиделась на Мишу за испорченное платье и не дала ему в песочнице свою лопатку, когда он просил. Миша рассердился и сказал, что никогда больше не даст ей свои игрушки.

Проблемный вопрос: Правильно поступили дети? Кто из них прав? Что должен был сделать Миша, пролив какао на платье Кати? Почему Катя не дала лопатку Мише? Она права? Почему рассердился Миша? Он прав? Как бы вы поступили на месте Миши? На месте Кати?

Ситуация 14. Валера перед самым своим днем рождения поссорился с лучшим другом Геной. Теперь Валера не знает: приглашать ли гену на празднование дня рождения или нет? И обида осталась, и хочется, чтобы друг пришел в этот день.

Проблемный вопрос: Приглашать ли Валере Гену на день рождения? Почему?

Ситуация 15. Юра забрал себе почти весь конструктор и начал сооружать дом. Для Игоря почти не осталось материала. Тогда он обратился за просьбой к Юре.

- Дай, пожалуйста, мне немного из конструктора материала. Ведь у тебя много.

- Отстань! Не дам! Я хочу построить большой дом!

- А ты построй маленький дом, тогда и мне конструктора хватит.

- Нет, - отвечает Юра. – А вдруг мне не хватит? Сначала я построю дом. А оставшийся конструктор отдам тебе.

Проблемный вопрос: Справедливо ли Юра поделил конструктор. Можно ли его назвать другом? Игорь предложил правильное решение? Как бы вы поступили на месте Юры? Как поделить конструктор по справедливости?

Ситуация 16. Вышли гулять дети в детском саду, а на участок не пройти - намело много снега.

Проблемный вопрос: Что делать, как пройти на участок?

Ситуация 17. Однажды дети захотели вылепить из снега снеговика, но снега на улице было мало.

Проблемный вопрос:  Как детям сделать снеговика?

Ситуация 18.  Скоро Новый год, есть елка, а игрушки купить забыли.

Проблемный вопрос:  Чем украсить елку?

Ситуация 19. Ира потеряла в школе варежки, искала, искала, но найти не смогла, а на улице очень холодно и до дома далеко. 

Проблемный вопрос:   Как дойти до него, не заморозив руки? Дети рисуют.

Ситуация 20.  В детском саду дети рисовали. У Оли сломался карандаш. Она выхватила из рук Риты карандаш. Рита встала и пересела на другое место. 


Проблемный вопрос:   Почему Рита ушла за другой стол? Как бы поступил ты?

                             

                             По стихотворению А. Барто

Ситуация 21. «Зайка». Зайка остался один на лавочке, под дождем. Он совсем промок и замерз. Покажите, как ему грустно и холодно.

Проблемный вопрос: Как помочь зайчику спрятаться от дождя и согреться?

Ситуация 22.  «Идет бычок, качается» (читают стихотворение)

Проблемный вопрос:  Нужно, чтобы бычок прошел по доске и не упал. Как быть?

Ситуация 23.  «Козленок» (читают стихотворение)

Проблемный вопрос:  Иногда козленок убегает очень далеко, и девочка долго не может найти его. Как быть девочке?

Ситуация 24. «Тише, Танечка, не плачь!» (читают стихотворение)

Проблемный вопрос: Как можно помощь Тане, достать мяч?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека проблемных ситуаций для детей старшего дошкольного возраста.

Проблемное обучение - такая организация деятельности, которая предполагает создание под руководством воспитателя прблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность детей по их разрешению. В ре...

КАРТОТЕКА ПРОБЛЕМНЫХ СИТУАЦИЙ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Учить решать проблемные ситуации, используя возможные варианты решения, развивать речь детей, логическое мышление, воображение, память, культуру общения....

КАРТОТЕКА ПРОБЛЕМНЫХ СИТУАЦИЙ (для детей старшего дошкольного возраста)

КАРТОТЕКА ПРОБЛЕМНЫХ СИТУАЦИЙ(для детей старшего дошкольного возраста)  Использование проблемных ситуаций в работе с дошкольниками положительно влияет на развитие у детей творческого мышлени...

Картотека проблемных ситуаций для детей старшего дошкольного возраста

В картотеке представлены проблемные ситуации для дошкольников на разные темы...

КАРТОТЕКА ПРОБЛЕМНЫХ СИТУАЦИЙ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

КАРТОТЕКА ПРОБЛЕМНЫХ СИТУАЦИЙ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА...

Картотека проблемных ситуаций для детей старшего дошкольного возраста.

Примеры ситуационных задач на развитие мышления у детей....