«Формирование у детей нравственных общечеловеческих качеств, таких как доброта, понимание, толерантность в ходе режимных моментов», выступление
консультация
Уровень обр. орг., Педагогический совет №4 «Нравственно -эстетическое воспитание в различных видах детской деятельности». МАДОУ д/с № 22, г. Долгопрудный, 14.01.2019г.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_na_pedsovet_-_formir._u_det._nravstv._obshchechel._kachestv.docx | 167.17 КБ |
Предварительный просмотр:
АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ г. ДОЛГОПРУДНОГО
ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА – ДЕТСКИЙ САД №22 «РОДНИЧОК»
(АОУ детский сад №22 «Родничок»)
Педагогический совет №3
«Нравственно -эстетическое воспитание в различных видах детской деятельности»
Выступление на педсовете для педагогов:
«Формирование у детей нравственных общечеловеческих качеств, таких как доброта, понимание, толерантность в ходе режимных моментов».
Подготовила
Воспитатель 1 категории:
Казьмина А.А.
от 18.01.2019г.
2019г.
Одной из приоритетных задач системы образования является обеспечение исторической преемственности поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России; воспитание молодого поколения в духе высокой нравственности и уважения к закону.
Современные концепции развития личности ребенка в дошкольных учреждениях предполагают включение отдельных элементов народной культуры в процесс развития ребенка. Наследие каждого народа содержит ценные идеи и опыт нравственного воспитания детей.
Программы дошкольного образования «Детство» Т.И.Бабаевой, А.Г.Гогоберидзе, 3.А.Михайловой, в которой четко сформулированы задачи по всем образовательным областям в соответствии с ФГТ, направленные на обеспечение равных стартовых возможностей воспитанников, достижение качественного дошкольного образования, предусматривает развитие и формирование социально-ценностных ориентаций детей, понятий о гуманном и негуманном поведении, умений замечать общность настроения природы и человека, сострадать человеку, животным, растениям, желаний участвовать в гуманистически направленной деятельности.
Содержание программы реализует принцип этнокультурной соотнесенности дошкольного образования. Акцент ставится на приобщении детей к добру, красоте, ненасилию, ибо важно, чтобы дошкольный возраст стал временем, когда у ребенка пробуждается чувство своей сопричастности к миру, желание совершать добрые поступки, участвовать в охране окружающей среды.
Проблема нравственно-этического воспитания детей с позиции кардинальных изменений в общественном сознании затрагивается не достаточно полно. Ведь дошкольное детство – это период усвоения норм морали и социальных норм поведения. Когда ребенок начинает активную жизнь в человеческом обществе, он сталкивается с множеством проблем и трудностей. Они связаны не только с тем, что он еще мало знает об этом мире, а должен и хочет его познать. Ему нужно научиться жить среди себе подобных. И не только физически жить, но хорошо, комфортно чувствовать себя среди людей и развиваться, совершенствоваться. А для этого важно понять, как люди общаются друг с другом, что они ценят, что порицают, за что хвалят, а за что ругают или даже наказывают. И вот в процессе этого сложного познания сам ребенок становиться личностью, со своим мировоззрением, со своим пониманием добра и зла, со своими реакциями на поступки других и собственным поведением. Таким образом, я считаю целесообразным более активно включать в образовательно-воспитательную работу с дошкольниками приемы и методы, направленные на воспитание нравственности. Это углубит содержание педагогической работы с дошкольниками в различных видах детской деятельности: игровой, познавательно-исследовательской, продуктивной, коммуникативной, трудовой, музыкально-эстетической. Все виды детской деятельности подчинены реализации образовательных областей: «Физическая культура», «Здоровье», «Безопасность», «Социализация», «Труд», «Чтение художественной литературы», «Коммуникация», «Познание», «Музыка», «Художественное творчество».
В современном мире остро стоит проблема проявления толерантности, поскольку мы живем в многонациональном обществе, в век глобализации, интеграции, масштабных миграций. Толерантность является не только важным принципом, но и необходимым условием мира и социально-экономического развития всех народов.
Огромную роль в утверждении принципов толерантности отводится педагогике.
В раннем дошкольном возрасте закладываются исходные моральные ценности, нормы поведения, происходит формирование представлений о значимости человеческого достоинства, понимание ценности своей личности и других людей, воспитывается уважение к ним, чувство солидарности и стремление к сотрудничеству, умение ненасильственного разрешения конфликтов. В дошкольном возрасте происходит активное усвоение ребенком знаний о мире, о взаимоотношениях между людьми, знакомство с социальными ролями и ценностями общества
Мы живем в многонациональном государстве, поэтому уже с раннего возраста нужно приобщать детей не только к культуре своего народа, но и к уважительному, доброму отношению к представителям других культур, национальностей. Сегодня необходимо с пониманием относиться к детям, воспитывающимся в разных этнических и социально-экономических условиях. Не различия сами по себе порождают проблемы, а отношение к ним отдельных людей и общества в целом.
Приступать к работе по толерантному воспитанию необходимо одновременно с двух сторон:
— просвещение взрослых;
— приобщение малышей к освоению ненасильственных методов межличностной коммуникации.
Я планирую в средней группе работать по этому направлению более углубленно (тема самообразования).
Для того, чтобы работа по воспитанию толерантности у дошкольников была плодотворной, задействую большой спектр мероприятий и разных видов деятельности.
Способы воспитания толерантности в разных видах деятельности дошкольников:
1) проведение праздников, и других массовых форм, с целью знакомства детей с культурой и традициями своего народа и народов мира; театрализованную деятельность дошкольников по сценариям, в основе которых сказки народов мира;
2) сюжетно-ролевые игры дошкольников, основной целью которых является освоение и практическое применение детьми способов толерантного взаимодействия;
3) русские народные подвижные игры;
4) проведение русских народных праздников, например таких как “Масленица, в соответствии с народным календарем;
5) знакомство детей с традициями народов разных стран;
6) с традициями празднования Нового Года, 1 мая, 1 апреля в разных странах;
7) игры-занятия, созданных на материалах различных сказок, с целью решения проблем межличностного взаимодействия в сказочных ситуациях;
8) сочинение сказок и историй самими детьми; инсценировки сказок.
Конечно, формирование толерантности происходит постепенно, потому что все дети разные: одни доброжелательные, активные, другие застенчивые, третьи - замкнутые, у каждого свои индивидуальные способности и особенности.
В режимных моментах уже сейчас проводятся:
1. Игры и игровые упражнения, направленные на:
- развитие умений невербального общения: «Угадай-ка», «Любимый сказочный герой»;
- развитие чувства близости с другими детьми: «Ласковое имя», «Комплименты»;
- развитие умений, направленных на распознавание чувств других людей: «Море волнуется»:
- гармонизацию осознания своего имени, фамилии: «Как можно нас назвать по-разному», «Угадай, кто это?»;
- развитие умения соблюдать дистанцию в общении: «Стоящие и сидящие»;
- развитие умения понимать настроение окружающих: «Что можно сделать для друга»;
- проявление чувства милосердия, сострадания к другим людям: «Солнышко милосердия», «Добрый мальчик»,
2. Обсуждение и проигрывание ситуаций (проблемных ситуаций), направленных на практическое применение навыков культурного поведения в игре, на занятиях, в общественных местах, на умение выражать сопереживание и сочувствие взрослым и сверстникам.
Например: « Давай поиграем вместе», « Кто такой жадина?»
3. Упражнения направленные на:
- на воспитание гуманных и доброжелательных отношений между детьми: «Подарок для друга»; « Волшебное слово»
- воспитание уважения к людям различных национальностей и рас: «Спиной друг к другу», «Хоровод дружбы».
4. Использование художественного слова: стихотворений, дразнилок, пословиц и поговорок, рассказов зарубежных авторов и сказок народов мира.
5. Использование наглядных пособий: сюжетных картин, фотографий, иллюстраций к сказкам, рисунков, схем и карт.
6. Продуктивный вид деятельности– рисование, на темы: «Это я», «Я и моё настроение», «Подарок для мамы».
7. Вспомогательный приём – слушание музыки, детских песен.
Взаимодействие с родителями воспитанников.
Здесь я планирую расписать работу на год: консультации, буклеты, вопрос о толерантности на родительском собрании. Пока я использовала стендовый материал для родителей, чтобы ознакомить.
На современном этапе необходимо выстраивать цели и процесс воспитания дошкольников так, чтобы научить их регулировать свое поведение, приобщить их к общепринятым нормам поведения, помочь детям адаптироваться в окружающей среде так, чтобы в результате наших усилий они создали вокруг себя поле относительной безопасности, толерантности и счастья.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Развитие физических качеств дошкольников в ходе режимных моментов в ДОУ»
Дошкольное детство является важнейшим этапом в формировании здоровья ребенка и развития физических качеств. По - этому охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья детей являетс...
Развитие физических качеств дошкольников в ходе режимных моментов в ДОУ
Развитие физических качеств дошкольников в ходе режимных моментов в ДОУ...
Развитие физических качеств дошкольников в ходе режимных моментов в ДОУ
Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений...
Развитие физических качеств дошкольников в ходе режимных моментов в ДОУ
консультация для воспитателей...
Перспективный план работ по формированию основ безопасного поведения в совместной деятельности взрослого и детей, осуществляемой в ходе режимных моментов.
Перспективный план работ по формированию основ безопасного поведения в совместной деятельности взрослого и детей, осуществляемой в ходе режимных моментов....
Презентация на тему: "«Организация образовательной деятельности у детей младшего дошкольного возраста, осуществляемая в ходе режимных моментов, направленных на формирование у детей привычки к здоровому образу жизни в соответствии с ФГОС ДО»"
Фгос ДО направлен на охрану и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия, формирования общей культуры личности детей, ценностей здорового образа ж...