Региональный компонент
статья
У каждого человека есть Родина- это место, где он родился, провел свое детство, рос,учился. И для нас Родина начинается с нашего родного дома, с деревьев в нашем дворе, саду; с нашей улицы, по которой мы каждый день ходим в детский сад.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nravstvennoe_vospitanie.doc | 144.5 КБ |
konspekt_ood_pedagoga_s_detmi_starshey_gruppy.docx | 17.14 КБ |
Предварительный просмотр:
Нравственно-патриотическое воспитание в детском саду.
«Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи – задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать. Но как воспитать эту любовь? Она начинается с малого – с любви к своей семье, к своему дому. Постоянно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своему государству, к его истории, его прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству», академик Д.С.Лихачёв.
О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков.
С трудом можно себе представить весь объем информации, то множество знаний и навыков, которые обретает ребенок, чтобы ориентироваться в мире - жить в нем. Взрослые помогают детям. Народная педагогика выработала свои традиционные правила. Удивительно, что они точно соответствуют законам физического и интеллектуального развития ребенка и составляют своего рода систему. В них столько же рациональности, такта, сколько и стремления удовлетворить рано возникшую у ребенка потребность в художественном слове. Бытовое искусство, фольклор опекает ребенка с рождения, сопровождает в детстве, отрочестве, вплоть до перехода в юность.
Знакомство с фольклором в детском саду начинается с самого раннего возраста через сказки, пословицы, поговорки, потешки, частушки. Мой многолетний опыт показывает, что под звуки ласковых напевных слов песенок и потешек малыш легче проснётся, даст себя умыть («Водичка, водичка»), накормить («Травка – муравка»), и не всегда приятные для ребёнка моменты ухода за ним под звучание песенок превращаются в тот эмоциональный контакт, в те формы речевого общения, которые так необходимы для его развития.
У каждого народа свои сказки, и все они передают от поколения к поколению основные нравственные ценности: добро, дружбу, взаимопомощь, трудолюбие. "Это — первые и блестящие попытки русской народной педагогики, — писал К.Д. Ушинский, — и я не думаю, чтобы кто-нибудь был в состоянии состязаться в этом случае с педагогическим гением народа". Не случайно К.Д. Ушинский подчеркивал, что "... воспитание, если оно не хочет быть бессильным, должно быть народным". Он ввел в русскую педагогическую литературу термин "народная педагогика", видя в фольклорных произведениях национальную самобытность народа, богатый материал для воспитания любви к Родине.
Таким образом, произведение устного народного творчества не только формируют любовь к традициям своего народа, но и способствуют развитию личности в духе патриотизма.
Моя задача как педагога — отобрать из массы впечатлений, получаемых ребенком, наиболее доступные ему: природа и мир животных дома (детского сада, родного края); труд людей, традиции, общественные события и т.д. Причем эпизоды, к которым привлекается внимание детей, должны быть яркими, образными, конкретными, вызывающими интерес. Поэтому, начиная работу по воспитанию любви к родному краю, педагог обязан сам его хорошо знать. Он должен продумать, что целесообразнее показать и рассказать детям, особо выделив наиболее характерное для данной местности или данного края.
На занятии «Моя малая родина» дети поняли, что любой край, область, даже небольшая деревня неповторимы. В каждом месте своя природа, свои традиции и свой быт.
Отбор соответствующего материала позволяет формировать у дошкольников представление о том, чем славен родной край, родной город... Надо показать ребенку, что родной город славен своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, лучшими людьми.
Мы с детьми ходили на экскурсию в городской парк, на железнодорожный вокзал, в краеведческий музей, в библиотеку.
Большое место в приобщении детей к народной культуре занимают народные праздники и традиции. Ежегодно мы отмечаем праздник «День Республики», где дети с удовольствием читают стихи, поют песни на башкирском языке, играют народные игры («Юрта», «Липкие пеньки» и др.). Также провели праздник «День птиц», где дети совместно с родителями сделали скворечники.
Очень важно ознакомить детей с народной декоративной росписью. Она пленяет душу гармонией и ритмом, способна увлечь ребят национальным изобразительным искусством.
Я ознакомила детей с городецкой росписью. Дети своими руками лепили дымковскую игрушку (птицу) и расписали ее. Изготовили чашки и блюдца по технике «папье-маше» и расписали по мотивам росписи «гжель».
Чувство родины…оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям – к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Наши дети нарисовали свою семью, вместе с родителями оформили герб своей семьи, генеалогическое древо.
Воспитать патриота своей родины – ответственная и сложная задача, решение которой в дошкольном детстве только начинается. Планомерно, систематическая работа, использование разнообразных средств воспитания, общие усилия детского сада и семьи, ответственность взрослых за свои слова и поступки могут дать положительные результаты и стать основой для дальнейшей работы по патриотическому воспитанию.
Предварительный просмотр:
Конспект ООД педагога с детьми старшей группы на тему:
«Наша малая Родина»
Цель:
Образовательная:
- ввести понятие Родина (малая, большая);
- упорядочить, закрепить информацию о России.
Воспитательная:
- формировать у детей чувство любви к России;
- воспитывать у детей ответственность за свои поступки.
- воспитывать гражданские – патриотические чувства: гордость за свою малую родину, желание сделать её лучше.
- воспитывать интерес к изобразительной деятельности
Развивающая:
- развивать у детей познавательный интерес, познавательные способности.
- развивать образное представление, воображение, чувство композиции.
Материал:
● Бумага А4
● Цветные карандаши
● Аудиозапись песни «С чего начинается Родина?» (музыка Вениамина Баснерана слова Михаила Матусовского исполнитель — Марк Бернес).
Ход НОД:
1.Организационный момент.
Ребята, посмотрите, у нас сегодня гости!
Давайте мы поздороваемся с нашими гостями и всем, что нас окружает.
Здравствуйте!
Здравствуй, небо (руки вверх)
Здравствуй, земля (приседают)
Здравствуйте, мои друзья (руки вперёд)
Воспитатель читает стихотворение:
На широком просторе,
Предрассветной порой,
Встали алые зори
Над родимой страной.
С каждым годом всё краше,
Дорогие края…
Лучше Родины нашей
Нет на свете, друзья.
Воспитатель: Ребята, о чём говорится в стихотворении? (О Родине.)
2.Основная часть.
А что же такое Родина? С чего она начинается? (Ответы детей.)
Ответы детей:
- Родина – это страна, в которой мы родились и живём.
- Родина, это земля, на которой жили, трудились наши предки.
- Родина – это место, где живут близкие и дорогие нам люди: мама, папа, бабушка, дедушка.
- Это место, где стоит наш детский сад.
- Это место, по которому люди скучают находясь в далёком краю, на чужой стороне.
У каждого человека есть Родина – это место, где он родился, провёл своё детство, рос, учился. И для нас Родина начинается с нашего родного дома, с деревьев в нашем дворе, саду; с нашей улицы, по которой мы каждый день ходим в детский сад.
- «Что мы Родиной зовем?
Дом, где мы с тобой живем,
И березки, вдоль которых
Рядом с мамой мы идем.
Что мы Родиной зовем?
Поле с тонким колоском,
Наши праздники и песни,
Теплый вечер за окном!»
Ребята, как называется республика, в которой мы живём?
А вы, наверное, знаете, как называется наш родной город? (город Янаул)
А вы любите свой город? (Ответы детей)
Сейчас мы поиграем в игру, где каждый из вас должен рассказать, какой наш город? Я вам задаю вопрос: наш Янаул, какой?
-Наш город …(красивый, чистый, зеленый, современный, любимый, удивительный, цветущий, великолепный, гостеприимный, прекрасный, замечательный).
А сейчас мы с вами совершим небольшую экскурсию по нашей фотовыставке.
А теперь внимательно посмотрите на фотографии нашего села и назовите те места, которые вам знакомы.
ИГРА: «Где это находится?»
- Молодцы ребята! Отлично справились с этим заданием.
А теперь давайте немного отдохнём и покажем, какими вы были маленькими и как теперь выросли.
Физ. минутка:
Сначала буду маленьким (присесть)
К коленочкам прижмусь (обнять колени руками)
Потом я вырасту большим (встать)
До неба дотянусь (поднять руки вверх, встать на носочки)
-Для нас г. Янаул – это малая Родина
Также у каждого человека кроме малой Родины есть большая Родина
А что значит большая Родина? Это определённое государство (или страна), в котором человек проживает.
Наша большая Родина – это страна, которая называется Россия.
Далее воспитатель читает «Наше Отечество» К. Д. Ушинского: «Наше Отечество, наша Родина – матушка-Россия. Отечеством мы зовём Россию потому, что в ней жили испокон веку отцы и деды наши. Родиной мы зовём её потому, что в ней родились, в ней говорят родным нам языком и всё в ней для нас родное; матерью потому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, выучила своему языку; как мать защищает и бережёт от врагов… Много есть на свете, кроме России, всяких хороших государств и земель, но одна у человека родная мать – одна у него, и Родина».
Воспитатель: У русского народа есть даже такая пословица: «Родина любимая, что мать, родимая». И, как наши мамы, Родина делает нам много подарков. Ребята, давайте с вами попробуем назвать всё самое хорошее, что нам подарила Родина. А я на доске нарисую «солнце Родины», лучами которого будут её дары.
Педагог рисует солнце, дети называют «дары» Родины:
Наш город, лес, семья, детский сад, друзья, книги, мой дом, речка, поле, школа и другое, с каждым ответом детей воспитатель рисует луч.
Воспитатель: Вот сколько хорошего, нам подарила Родина. А теперь, ребята, я хочу предложить вам поиграть.
Игра «Думаем о Родине».
Дети встают в круг. Воспитатель по очереди бросает мяч каждому ребёнку и спрашивает, в каких ситуациях человек любит свою Родину, а в каких - нет.
Ситуации:
Человек вернулся из леса с букетом ландышей.
Человек сажает возле своего дома деревья.
Человек подъехал к озеру на своей машине.
Человек отвёз свою старую машину на специальную свалку для машин.
Человек выбросил мусор в канаву возле дома.
После отдыха в лесу человек закопал весь мусор.
Человек уступил место в транспорте пожилой женщине.
Врач опоздал на работу.
(Если ребёнок считает, что человек любит Родину, он ловит мяч, а если нет – не ловит. Сложные ситуации разбираются совместно).
Воспитатель: А сейчас, я вам предлагаю пройти за столы и нарисовать наш город, то, что находится в нашем Янауле (школа, магазин, речка, свой дом, детский сад, деревья, детская площадка и т.д.) Из ваших рисунков мы оформим выставку «Наша малая Родина - Янаул» и посмотрим, как выглядит наш город.
По окончанию работы дети приклеивают свои рисунки на мольберт и рассматривают вместе с воспитателем.
3 .Итог:
Ребята, о чём мы с вами сегодня беседовали, с чем познакомились? (о малой и большой Родине) Сегодня мы узнали о родине много нового.
- А именно: ваша семья, ваш дом находится в городе Янаул.
(красный маленький круг)
- Город Янаул находится в республике Башкортостан.
(желтый круг среднего размера)
- А республика Башкортостан – в России.
(зеленый большой круг) .
Как вы думаете, ребята, что надо делать, чтобы и дальше наша малая и большая Родина оставалась такой же прекрасной и только хорошела год от года?
- Любить свой город, заботиться о нём, не мусорить, не ломать деревья, благоустраивать его, сажать цветы, деревья, ухаживать за ними.
-Дорогие ребята! Любите свою Родину – большую и малую. Старайтесь больше узнать о её истории, берегите природу, храните её обычаи и традиции, живите и трудитесь ради её блага.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Формирование экологической культуры дошкольников в условиях интеграции исследовательской, игровой и театрализованной деятельности на основе регионального компонента»
Решение задач активного приобритения детьми навыков экологической культуры-главное направление эксперимента...
из опыта работы по использованию регионального компонента
данный материал предназначен для воспитателей детских садов по примению в работе регионального компонента...
из опыта работы по практическому применению регионального компонента
данная разработка содержит теоритический и практический материал (2 конспекта занятия) по применению регионального компонента (ознакомление с Кубанью)...
Выступление на августовском секционном заседании воспитателей и музыкальных руководителей на тему: " Развитие творческой личности ребенка средствами музыкально- театральной деятельности с использованием национально-регионального компонента"
Выступление на секционном заседании...
значение регионального компонента в ознакомлении детей с историей родного края
Одной из основных задач воспитания дошкольников является воспитание у них любви к Родине,родному краю....
Региональный компонент в дошкольном образовании республики Татарстан
региональный компонент в дошкольном образовании республики Татарстан...
Перспективный план по региональному компоненту и компоненту ДОУ
Перспективный план по региональному компоненту и компоненту ДОУ.Внедрние национального компонента в музыкальном воспитании в соотвествии с требованиями ФГОС....