Консультация для педагогов «Приобщение детей дошкольного возраста к социокультурным нормам посредствам фольклора»
консультация
Консультация для педагогов на тему:
«Приобщение детей дошкольного возраста к социокультурным нормам посредствам фольклора»
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида № 11 «Яблонька»
Консультация для педагогов на тему:
«Приобщение детей дошкольного возраста к социокультурным нормам посредствам фольклора»
Подготовила:
Иванова Н.И., воспитатель
г. Канск
2017 г.
Приоритетным принципом ФГОС ДО является: приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства. Особенность в дошкольном образовании заключается в том, что образовательная деятельность не ограничивается временными рамками, а осуществляется в течение дня, во всех режимных моментах.
Слайд3-5.
Дошкольный возраст – период активного познания мира и человеческих отношений. То, что мы заложим в душу ребенка сейчас, проявится позднее, станет его и нашей жизнью. Чем младше ребенок, тем большее влияние можно оказать на его чувства и поведение.
И вот тут на помощь приходит фольклор. Погружение детей в традиционную фольклорную среду – один из факторов воспитания. Причем всё это делается в яркой, эмоциональной форме, понятной и доступной малышу. Сколько сказок, пословиц, потешек, закличек, приговорок, песенок…в устном народном творчестве.
Фольклор легко воспринимается детьми с раннего возраста. Самые первые произведения, с которыми взрослый обращается к ребенку – колыбельные песенки, пестушки, потешки.
Слайд 6.
Использование колыбельных песен создает комфорт нахождения в д/саду, вызывает положительные эмоции, симпатию к воспитателю, напоминают им о теплоте маминых рук, голоса.
Люли, люли,люленьки ,
Прилетели гуленьки,
Они сели ворковать,
Стали деточек качать – убаюкивать.
Дети, напевая, и качая в этот момент куклу, вспоминают и одновременно проживают состояние мамы в момент напевания колыбельной, ведь в ней самое главное – дитя (он сам), колыбельная закладывает в малыше ощущение ценности собственной личности. Ребенка в этот момент окружает светлый, почти идеальный мир, в котором царят и побеждают любовь, добро, всеобщее согласие. Плавность и мягкость колыбельной песни просто не позволяют быть грубым. Путь будет крепка невидимая нить тепла и любви между малышом и вами. Пойте для души!
Слайд 7,8.
Прибаутки, потешки, пестушки приносят радость детям, развлекают их, создают веселое настроение.
Из-за леса, из-за гор
Едет дедушка Егор.
Сам на лошадке,
Жена на коровке,
Дети на телятках,
Внуки на козлятках.
Тра-та-та, тра-та-та
Вышла кошка за кота!
За кота – котовича,
За Петра – Петровича!
Кра-ка-ка, кра-ка-ка!
Попросил он молока!
Дла-ла-ла, дла-ла-ла,
Молока ему дала!
Слайд 9.
Они помогают установить контакт с ребенком, вызвать доверие к воспитателю, прививают любовь к близким. Ведь многие фольклорные произведения позволяют вставить любое имя, не изменяя содержания.
Кто у нас хороший?
Кто у нас пригожий?
Ванечка хороший!
Ванечка пригожий!
Чики-чики-чикалочки,
Едет Тима на палочке,
Лиза на тележке,
Щелкает орешки,
Аня на собачке,
А Андрей на тачке.
Имеются потешки, пестушки, которые наставляют, поучают.
Сорока – ворона, кашу варила
Деток кормила:
- Этому дала,
- Этому дала,
А тебе не дам,
Ты в лес не ходил,
Дров не рубил,
Воды не носил,
Печь не топил – Не дам тебе кашки!
Здесь дана не только, технология приготовления пищи, но и разделение трудовых нагрузок, показана обязательность труда для всех, даже для самых маленьких.
Слайд 10,11,12.
В других пестушках:
- Ладушки, ладушки!
Где были у бабушки,
- Что ели?
- Кашку?
- Что пили?
- Молоко?
Кашка масленька,
Молоко сладенько.
Бабушка добренька.
Идет коза – во лбу рога,
Идет ворчит,
Клюкой стучит:
Кто каши не ест,
Кто молоко не пьет,
Тогда забодаю, забодаю,
А кто кашку кушает,
И маму слушает,
С тем – поиграю.
Тоже заложен глубокий смысл: вызывая радостный эмоциональный отклик ребенка, они приучают его вовремя принимать пищу, съедать до конца, с уважением относиться к еде и людям, которые её приготовили. В потешках, в которых имеются звукоподражание голоса животных и конкретно описываются их повадки, малыши улавливают доброе, гуманное отношение ко всему живому:
Ранним – рано поутру
Пастушок: Ту-ру-ру-ру!
А коровки в лад ему
Затянули: му-му-му!
Ты Буренушка, ступай!
В чистом поле погуляй!
А вернешься вечерком,
Нас напоишь молочком.
Слайд 13.
При помощи песенок, потешек у детей воспитывается положительное отношение к режимным моментам, формируются навыки самообслуживания и гигиены (мыть руки, расчесывать волосы, пользоваться носовым платком, одеваться).
Во время умывания:
Надо, надо нам помыться
Где тут чистая водица?
Кран откроем,
Руки моем,
Щечки, шейку
Мы потрем
И водичкой обольем.
Чистая водичка,
Умоет Кате личико,
А Мариночке- ладошки,
А пальчики- Тимошке.
Ай, лады, лады, лады,
Не боимся мы воды.
Будет мыло пениться,
Грязь куда-то денется,
Чисто умываемся,
Друг другу улыбаемся.
Слайд 14.
При расчесывании:
Расти, коса, до пояса,
Не вырони ни волоса.
Расти косонька до пят,
Все волосики в ряд.
Расти коса не путайся
Маму, дочка слушайся.
Слайд 15.
Во время кормления:
Тары- тыры- тарарешки,
Суп хвалили поварешки.
Разливали по тарелкам,
По глубоким и мелким.
Няня чашку молока
Оле налила.
«Мяу» - киска говорит, -
Вот и я пришла»
Киске в миску отольем,
Веселее пить вдвоем.
Слайд 16.
Создавать положительный фон во время приема пищи помогают приговорки:
Умница, Катенька,
Ешь кашу сладеньку.
Вкусную, пушистую,
Мягкую, душистую.
На плите сварилась каша,
Где большая ложка наша?
На того, кто ест опрятно
И смотреть всегда приятно.
Слайд 17.
Во время одевания:
Валенки, валенки,
Невелички, маленьки,
А как раз по ноженьке,
Нашему Сереженьке.
Вот они сапожки:
Этот – с левой ножки,
Этот – с правой ножки.
Если дождичек пойдет,
Наденем сапожки.
Этот – с правой ножки,
Этот – с левой ножки,
Вот так хорошо!
Слайд 18.
Пользование носовым платком:
Если носик твой сопит,
Значит он совсем забит.
Свой платочек доставай,
Нос получше вытирай.
Эти малые формы фольклора так же способствуют формированию у детей культуры поведения в быту.
Слайд 19.
Известно, дети, знающие потешку «Водичка-водичка, умой моё личико» с раннего возраста с удовольствием повторяют её в более старшем возрасте, когда умываются сами или помогают умыться малышам, а так же играя с куклами. Положительные эмоции дети испытывают слыша слова.
Чтобы глазоньки блестели,
Чтобы щечки краснели,
Чтоб смеялся роток.
Они четко выполняют последовательность действий: моют глазки, щечки…и громко смеются, при этом усваивают правила аккуратности и чистоплотности.
Слайд 20.
Заклички, приговорные напевы знакомят детей с миром живой природы, с её законами, учат бережно и уважительно относиться к ней и человеческому труду, радоваться солнцу, дождю, радуге.
Ах ты, радуга – дуга,
Ты высока и туга!
Дай нам солнышка –
Колоколышка!
Дождик, дождик пуще,
Дам тебе я гущи.
Выйду на крылечко,
Дам огуречка.
Дам и хлеба каравай –
Сколько хочешь поливай!
А я колышек тешу,
Огород горожу.
Да капустку сажу,
Сажу беленькую,
Развесёленькую.
Божья коровка,
Лети на небо.
Там твои детки –
На березовой ветке.
Божья коровушка,
Полети на облышко,
Принеси нам с неба,
Чтобы были летом
В огороде бобы,
В лесу ягоды, грибы,
В роднике водица,
Во поле пшеница.
Обычно в каждой группе есть конфликтные, жадные, капризные дети. С помощью малых жанров фольклора можно помочь детям преодолеть негативные стороны формирующейся личности, овладеть необходимыми нормами морального поведения в коллективе сверстников.
Например: Мальчики, не поделив игрушку «выясняют» отношения. Воспитатель начинает рекламировать потешку:
Петушки – распетушились,
Но подраться не решились.
Если очень петушиться,
Можно перышек лишиться.
Спокойный, немного ироничный тон взрослого, скорее всего, заставит забияк улыбнуться и исчерпать конфликт.
Успокоить расшалившихся детей помогут молчанки:
Чок, чок, чок,
Зубки на крючок.
Язычок на палочку,
И молчок!
Прилетели журавли,
И сказали нам «Замри!»
А кто первый отомрет,
Тот получит шишку в лоб.
Не смеяться, не болтать,
А солдатиком стоять.
Первенчики, червенчики,
Летели голубенчики.
По свежей росе,
По чужой полосе,
Там чашка, орешки,
Медок, сахарок –
Молчок!
Кто засмеется
Губа задерется.
Раз-два-три-четыре-пять
С этих пор молчать.
Кони-огони,
Сидели на балконе.
Чай пили, чашки били
По-турецки говорили
Чоби-ачоби, челяби, чоби,
Чоби.
Челяби-чоби, чоби
Вот кончилась игра
Мы набрали в рот воды
И сказали всем «Замри!»
Чок, чок и молчок.
Слайд 21,22.
У детей, как и у взрослых бывает плохое настроение, хочется поплакать и если в группе кто-то плачет, то остальные стараются успокоить, приговаривая:
Не плачь, не плачь,
Купим мы тебе калач.
Не плачь, не плачь детка,
Прискачет к тебе белка,
Принесет орешки.
Для Машиной потешки,
Если будешь плакать,
Дадим худой лапоть.
Горошинки, не-про-шенки!
Откуда, вы взялись?
Трамваем или поездом
До Саши (Степы) добрались
Не-ет портить настроение
Никто вас не просил!
А может, вы не плакали,
А дождик моросил.
Или при боли, подуем на больное место, приговаривая:
У сороки – боли,
У вороны – боли,
А у Олечки – заживи.
При возникновении проблемных ситуаций на помощь придут дразнилки. Они учат подмечать плохое, несправедливое, некрасивое, высказывать своё отношение к неприятным отклонениям в поведении, привычках, во внешнем виде.
Жадина – жадина,
Жадина – говядина.
Ябеда – беда,
Тараканья – беда!
Ябеда, корябида,
Соленый огурец,
На полу валяешься
Никто его не ест.
Плакса – вакса,
Плакса – клякса.
Федул, а Федул,
Чего губы надул?
Маша, Маша,
Маша – растеряша.
Нюша, Нюша,
Нюша – капуша.
Рёва – корова
Дай молока
Сколько стоит,
Три пяточка!
Слайд 23.
Установить доброжелательные отношения друг к другу, понимать и оценивать свои и чужие поступки способствуют мирилки:
Мирись, мирись,
Больше не дерись.
А лучше улыбнись.
Пряники, пряники,
Мы с тобой племянники.
Сушки, сушки,
Мы с тобой подружки.
Слайд 24,25.
Яркие, оригинальные, доступные по форме и содержанию заклички, приговорки, дразнилки, потешки легко запоминаются и могут широко использоваться в народных играх.
п/и «Кот и мыши», «Гори, гори ясно», «Гуси-гуси», «Солнышко и дождик», «У медведя во бору», «Наседка и цыплята» и др.
х/и «Улиточка», «Каравай», «Карусель», «Барашеньки-крутороженьки», «Мыши водят хоровод», «Зайка беленький сидит» и др.
Народные игры вызывают у детей веселое, бодрое настроение, устанавливают эмоциональный контакт между сверстниками и взрослыми. В то же время они имеют строго определенные правила, и каждый играющий приучается к совместным и согласованным действиям, к уважению всеми принятых условий игры. В народных играх формируются нравственные качества и моральные нормы.
В это время дети знакомятся со считалками, жеребьевками. Открывая игру и раздавая всем её участникам определенной роли, зачины дают возможность организовать игроков, сам процесс игры и учат детей общаться друг с другом в заданной ситуации, подчиняться установленным правилам, воспитывают у детей честность, справедливость, сопереживание, чувство коллективизма.
Печь топить или коня кормить.
Наливное яблочко или золотое блюдечко.
Мати, мати,
Что вам дети?
Дуб или березу?
Дядю Федю или белого медведя?
Тара – бара,
Домой пора.
Коров доить,
Тебе водить.
Катилася торба
С высокого горба.
Хлеб, соль, пшеница,
С кем ты хочешь поделиться?
Говори поскорей,
Не задерживай добрых
И честных людей.
Ахи, ахи, ахи, ох
Баба сеяла горох.
Уродился он густой,
Мы помчимся, ты постой!
В пословицах и поговорках оцениваются различные жизненные позиции, высмеиваются человеческие недостатки, восхваляются положительные качества. Значение метких и образных поучающих пословиц и поговорок раскрывается перед детьми постепенно, и глубина понимания их в значительной мере зависит от умения взрослых применить пословицы чаще, во всех подходящих случаях.
Произнесенное кстати краткое изречение, запоминается детьми и воздействует на воспитанников значительно сильнее, чем любые нравоучения и уговоры: ведь дети рано начинают реагировать на шутку, иронию, на смех окружающих.
Например: при виде кое-как брошенной одежды, можно сказать «на скорую ручку – ком, ком и в кучку». А если ребенок напрасно чего-либо боится, то подметьте «Трусливому зайке и пенёк волк».
С помощью пословиц, малыши усваивают положительный опыт отношений к людям, труду, вещам, учатся оценивать собственные поступки.
Например: воспитание бережного отношения к вещам «Каждой вещи – своё место», правила дружбы «Друзья познаются в беде», воспитание культуры еды и умение культурно принимать пищу «Хлеб всему голова. Когда я ем, я глух и нем», при завершении деятельности привести в порядок своё рабочее место, сложить игрушки, книги «Любишь кататься – люби и саночки возить», «Сделал дело – гуляй смело», поторопить в деле «Семеро одного не ждут».
Слайд 26,27.
Познание окружающего мира, правил жизни в большей степени даётся в сказках. Сказка не даёт прямых наставлений детям (типа «Не уходи из дома без разрешения», «Слушайся родителей», «Уважай старших», «Помогай друзьям» и т.д.), но в её содержание всегда заложены морально – этические нормы поведения в обществе.
Например: Сказка «Репка» учит детей быть дружными, трудолюбивыми. В сказке «Колобок» - веселый и задорный Колобок так уверен в себе, что и сам не заметил, как стал хвастуном и попался лисе. Страх и трусость высмеиваются в сказке «У страха глаза велики», хитрость в сказке «Лисичка-сестричка и серый волк». Сказка «Кот, лиса и петух» - учит взаимовыручке, дружбе. Сказка «Волк и семеро козлят» - о послушании.
Слайд 28.
Таким образом, заложенные в детстве основы нравственных и социокультурных ценностей, правил и норм поведения с помощью умелого использования педагогами народного фольклора, определяют формирование гармонически развитой личности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для педагогов "Приобщение детей дошкольного возраста к чтению"
Неплохая консультация, будет полезна для обей информации...
Доклад - педагогический квест "Приобщение детей дошкольного возраста к социокультурным нормам, традициям семьи, общества, государства."
Презентация к докладу - педагогическому квесту на методическом объединении "Приобщение детей дошкольного возраста к социокультурным нормам, традициям семьи, общества, государства."...
Консультация для педагогов «Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры через разные виды образовательной деятельности»
Разнообразные темы и формы увлекательных занятий, знакомящих детей с миром народной культуры, могут стать основой для глубокого её познания, преодоления стереотипов в восприятии представителей других ...
«Приобщение детей дошкольного возраста к социокультурным нормам, традициям семьи, государства»
laquo;Приобщение детей дошкольного возраста к социокультурным нормам,традициям семьи, государства»(Доклад заслушан на августовской конференции в рамках работы секции «Формирование но...
Консультация для родителей: «Приобщение детей дошкольного возраста к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства через игру»
Что такое общечеловеческие ценности и как они проявляются в повседневной жизни? Это - абсолютная ценность человеческой жизни, уважение жизни во всем ее многообразии, любовь, ответственно...
Консультация для педагогов «Приобщение детей дошкольного возраста к культуре здорового образа жизни»
Консультация для педагогов...
Консультации для педагогов «Приобщение детей дошкольного возраста к истокам книжной культуры»
В дошкольном возрасте маленький читатель делает первые шаги в мир большой литературы. Проводниками для детей становятся родители и воспитатели. Часто ли мы задаем себе вопрос: «Что принесе...