Консультация для педагогов «Приобщение детей дошкольного возраста к социокультурным нормам посредствам фольклора»
консультация

Иванова Нина Иннокентьевна

Консультация для педагогов на тему:

«Приобщение детей дошкольного возраста к социокультурным нормам посредствам фольклора»

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида № 11 «Яблонька»

Консультация для педагогов на тему:

«Приобщение детей дошкольного возраста к социокультурным нормам посредствам фольклора»

Подготовила:

Иванова Н.И., воспитатель

г. Канск

2017 г.

Приоритетным принципом ФГОС ДО является: приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства. Особенность в дошкольном образовании заключается в том, что образовательная деятельность не ограничивается временными рамками, а осуществляется в течение дня, во всех режимных моментах.

Слайд3-5.

Дошкольный возраст – период активного познания мира и человеческих отношений. То, что мы заложим в душу ребенка сейчас, проявится позднее, станет его и нашей жизнью. Чем младше ребенок, тем большее влияние можно оказать на его чувства и поведение.

И вот тут на помощь приходит фольклор. Погружение детей в традиционную фольклорную среду – один из факторов  воспитания. Причем всё это делается в яркой, эмоциональной форме, понятной и доступной малышу. Сколько сказок, пословиц, потешек, закличек, приговорок, песенок…в устном народном творчестве.

Фольклор легко воспринимается детьми с раннего возраста. Самые первые произведения, с которыми взрослый обращается к ребенку – колыбельные песенки, пестушки, потешки.

Слайд 6.

Использование колыбельных песен создает комфорт нахождения в д/саду, вызывает положительные эмоции, симпатию к воспитателю, напоминают им о теплоте маминых рук, голоса.

Люли, люли,люленьки ,

Прилетели гуленьки,

Они сели ворковать,

Стали деточек качать – убаюкивать.

Дети, напевая, и качая в этот момент куклу, вспоминают и одновременно проживают состояние мамы в момент напевания колыбельной, ведь в ней самое главное – дитя (он сам), колыбельная закладывает в малыше ощущение ценности собственной личности. Ребенка в этот момент окружает светлый, почти идеальный мир, в котором царят и побеждают любовь, добро, всеобщее согласие. Плавность и мягкость колыбельной песни просто не позволяют быть грубым. Путь будет крепка невидимая нить тепла и любви между малышом и вами. Пойте для души!

Слайд 7,8.

Прибаутки, потешки, пестушки приносят радость детям, развлекают их, создают веселое настроение.

Из-за леса, из-за гор

Едет дедушка Егор.

Сам на лошадке,

Жена на коровке,

Дети на телятках,

Внуки на козлятках.

Тра-та-та, тра-та-та

Вышла кошка за кота!

За кота – котовича,

За Петра – Петровича!

Кра-ка-ка, кра-ка-ка!

Попросил он молока!

Дла-ла-ла, дла-ла-ла,

Молока ему дала!

Слайд 9.

Они помогают установить контакт с ребенком, вызвать доверие к воспитателю, прививают любовь к близким. Ведь многие фольклорные произведения позволяют вставить любое имя, не изменяя содержания.

Кто у нас хороший?

Кто у нас пригожий?

Ванечка хороший!

Ванечка пригожий!

Чики-чики-чикалочки,

Едет Тима на палочке,

Лиза на тележке,

Щелкает орешки,

Аня на собачке,

А Андрей на тачке.

Имеются потешки, пестушки, которые наставляют, поучают.

Сорока – ворона, кашу варила

Деток кормила:

- Этому дала,

- Этому дала,

А тебе не дам,

Ты в лес не ходил,

Дров не рубил,

Воды не носил,

Печь не топил – Не дам тебе кашки!

Здесь дана не только, технология приготовления пищи, но и разделение трудовых нагрузок, показана обязательность труда  для всех, даже для самых маленьких.

Слайд 10,11,12.

В других пестушках:

- Ладушки, ладушки!

Где были у бабушки,

- Что ели?

- Кашку?

- Что пили?

- Молоко?

Кашка масленька,

Молоко сладенько.

Бабушка добренька.

Идет коза – во лбу рога,

Идет ворчит,

Клюкой стучит:

Кто каши не ест,

Кто молоко не пьет,

Тогда забодаю, забодаю,

А кто кашку кушает,

И маму слушает,

С тем – поиграю.

Тоже заложен глубокий смысл: вызывая радостный эмоциональный отклик ребенка, они приучают его вовремя принимать пищу, съедать до конца, с уважением относиться к еде и людям, которые её приготовили. В потешках, в которых имеются звукоподражание голоса животных и конкретно описываются их повадки, малыши улавливают доброе, гуманное отношение ко всему живому:

Ранним – рано поутру

Пастушок: Ту-ру-ру-ру!

А коровки в лад ему

Затянули: му-му-му!

Ты Буренушка, ступай!

В чистом поле погуляй!

А вернешься вечерком,

Нас напоишь молочком.

Слайд 13.

При помощи песенок, потешек у детей воспитывается положительное отношение к режимным моментам, формируются навыки самообслуживания и гигиены (мыть руки, расчесывать волосы, пользоваться носовым платком, одеваться).

Во время умывания:

Надо, надо нам помыться

Где тут чистая водица?

Кран откроем,

Руки моем,

Щечки, шейку

Мы потрем

И водичкой обольем.

Чистая водичка,

Умоет Кате личико,

А Мариночке- ладошки,

А пальчики- Тимошке.

Ай, лады, лады, лады,

Не боимся мы воды.

Будет мыло пениться,

Грязь куда-то денется,

Чисто умываемся,

Друг другу улыбаемся.

Слайд 14.

При расчесывании:

Расти, коса, до пояса,

Не вырони ни волоса.

Расти косонька до пят,

Все волосики в ряд.

Расти коса не путайся

Маму, дочка слушайся.

Слайд 15.

Во время кормления:

Тары- тыры- тарарешки,

Суп хвалили поварешки.

Разливали по тарелкам,

По глубоким и мелким.

Няня чашку молока

Оле налила.

«Мяу» - киска говорит, -

Вот и я пришла»

Киске в миску отольем,

Веселее пить вдвоем.

Слайд 16.

Создавать положительный фон во время приема пищи помогают приговорки:

Умница, Катенька,

Ешь кашу сладеньку.

Вкусную, пушистую,

Мягкую, душистую.

На плите сварилась каша,

Где большая ложка наша?

На того, кто ест опрятно

И смотреть всегда приятно.

Слайд 17.

Во время одевания:

Валенки, валенки,

Невелички, маленьки,

А как раз по ноженьке,

Нашему Сереженьке.

Вот они сапожки:

Этот – с левой ножки,

Этот – с правой ножки.

Если дождичек пойдет,

Наденем сапожки.

Этот – с правой ножки,

Этот – с левой ножки,

Вот так хорошо!

Слайд 18.

Пользование носовым платком:

Если носик твой сопит,

Значит он совсем забит.

Свой платочек доставай,

Нос получше вытирай.

Эти малые формы фольклора так же способствуют формированию у детей культуры поведения в быту.

Слайд 19.

Известно, дети, знающие потешку «Водичка-водичка, умой моё личико» с раннего возраста с удовольствием повторяют её в более старшем возрасте, когда умываются сами или помогают умыться малышам, а так же играя с куклами. Положительные эмоции дети испытывают слыша слова.

Чтобы глазоньки блестели,

Чтобы щечки краснели,

Чтоб смеялся роток.

Они четко выполняют последовательность действий: моют глазки, щечки…и громко смеются, при этом усваивают правила аккуратности и чистоплотности.

Слайд 20.

Заклички,  приговорные  напевы знакомят детей с миром живой природы, с её законами, учат бережно и уважительно относиться к ней и человеческому труду, радоваться солнцу, дождю, радуге.

 Ах ты, радуга – дуга,

Ты высока и туга!

Дай нам солнышка –

Колоколышка!

Дождик, дождик пуще,

Дам тебе я гущи.

Выйду на крылечко,

Дам огуречка.

Дам и хлеба каравай –

Сколько хочешь поливай!

А я колышек тешу,

Огород горожу.

Да капустку сажу,

Сажу беленькую,

Развесёленькую.

Божья коровка,

Лети на небо.

Там твои детки –

На березовой ветке.

Божья коровушка,

Полети на облышко,

Принеси нам с неба,

Чтобы были летом

В огороде бобы,

В лесу ягоды, грибы,

В роднике водица,

Во поле пшеница.

Обычно в каждой группе есть конфликтные, жадные, капризные дети. С помощью малых жанров фольклора можно помочь детям преодолеть негативные стороны формирующейся личности, овладеть необходимыми нормами морального поведения в коллективе сверстников.

Например: Мальчики, не поделив игрушку «выясняют» отношения. Воспитатель начинает рекламировать потешку:

Петушки – распетушились,

Но подраться не решились.

Если очень петушиться,

Можно перышек лишиться.

Спокойный, немного ироничный тон взрослого, скорее всего, заставит забияк улыбнуться и исчерпать конфликт.

Успокоить расшалившихся детей помогут молчанки:

Чок, чок, чок,

Зубки на крючок.

Язычок на палочку,

И молчок!

Прилетели журавли,

И сказали нам «Замри!»

А кто первый отомрет,

Тот получит шишку в лоб.

Не смеяться, не болтать,

А солдатиком стоять.

Первенчики, червенчики,

Летели голубенчики.

По свежей росе,

По чужой полосе,

Там чашка, орешки,

Медок, сахарок –

Молчок!

Кто засмеется

Губа задерется.

Раз-два-три-четыре-пять

С этих пор молчать.

Кони-огони,

Сидели на балконе.

Чай пили, чашки били

По-турецки говорили

Чоби-ачоби, челяби, чоби,

Чоби.

Челяби-чоби, чоби

Вот кончилась игра

Мы набрали в рот воды

И сказали всем «Замри!»

Чок, чок и молчок.

Слайд 21,22.

У детей, как и у взрослых бывает плохое настроение, хочется поплакать и если в группе кто-то плачет, то остальные стараются успокоить, приговаривая:

Не плачь, не плачь,

Купим мы тебе калач.

Не плачь, не плачь детка,

Прискачет к тебе белка,

Принесет орешки.

Для Машиной потешки,

Если будешь плакать,

Дадим худой лапоть.

Горошинки, не-про-шенки!

Откуда, вы взялись?

Трамваем или поездом

До Саши (Степы) добрались

Не-ет портить настроение

Никто вас не просил!

А может, вы не плакали,

А дождик моросил.

Или при боли, подуем на больное место, приговаривая:

У сороки – боли,

У вороны – боли,

А у Олечки – заживи.

При возникновении проблемных ситуаций на помощь придут дразнилки. Они учат подмечать плохое, несправедливое, некрасивое, высказывать своё отношение к неприятным отклонениям в поведении, привычках, во внешнем виде.

Жадина – жадина,

Жадина – говядина.

Ябеда – беда,

Тараканья – беда!

Ябеда, корябида,

Соленый огурец,

На полу валяешься

Никто его не ест.

Плакса – вакса,

Плакса – клякса.

Федул, а Федул,

Чего губы надул?

Маша, Маша,

Маша – растеряша.

Нюша, Нюша,

Нюша – капуша.

Рёва – корова

Дай молока

Сколько стоит,

Три пяточка!

Слайд 23.

Установить доброжелательные отношения друг к другу, понимать и оценивать свои и чужие поступки способствуют мирилки:

Мирись, мирись,

Больше не дерись.

А лучше улыбнись.

Пряники, пряники,

Мы с тобой племянники.

Сушки, сушки,

Мы с тобой подружки.

Слайд 24,25.

Яркие, оригинальные, доступные по форме и содержанию заклички, приговорки, дразнилки, потешки легко запоминаются и могут широко использоваться в народных  играх.

п/и «Кот и мыши», «Гори, гори ясно», «Гуси-гуси», «Солнышко и дождик», «У медведя во бору», «Наседка и цыплята» и др.

х/и «Улиточка», «Каравай», «Карусель», «Барашеньки-крутороженьки», «Мыши водят хоровод», «Зайка беленький сидит» и др.

Народные игры вызывают у детей веселое, бодрое настроение, устанавливают эмоциональный контакт между сверстниками и взрослыми. В то же время они имеют строго определенные правила, и каждый играющий приучается к совместным и согласованным действиям, к уважению всеми принятых условий игры. В народных играх формируются нравственные качества и моральные нормы.

В это время дети знакомятся со считалками, жеребьевками. Открывая игру и раздавая всем её участникам определенной роли, зачины дают возможность организовать игроков, сам процесс игры и учат детей общаться друг с другом в заданной ситуации, подчиняться установленным правилам, воспитывают у детей честность, справедливость, сопереживание, чувство коллективизма.

Печь топить или коня кормить.

Наливное яблочко или золотое блюдечко.

Мати, мати,

Что вам дети?

Дуб или березу?

Дядю Федю или белого медведя?

Тара – бара,

Домой пора.

Коров доить,

Тебе водить.

Катилася торба

С высокого горба.

Хлеб, соль, пшеница,

С кем ты хочешь поделиться?

Говори поскорей,

Не задерживай добрых

И честных людей.

Ахи, ахи, ахи, ох

Баба сеяла горох.

Уродился он густой,

Мы помчимся, ты постой!

В пословицах и поговорках оцениваются различные жизненные позиции, высмеиваются человеческие недостатки, восхваляются положительные качества. Значение метких и образных поучающих пословиц и поговорок раскрывается перед детьми постепенно, и глубина понимания их в значительной мере зависит от умения взрослых применить пословицы чаще, во всех подходящих случаях.

Произнесенное кстати краткое изречение, запоминается детьми и воздействует на воспитанников значительно сильнее, чем любые нравоучения и уговоры: ведь дети рано начинают реагировать на шутку, иронию, на смех окружающих.

Например: при виде кое-как брошенной одежды, можно сказать «на скорую ручку – ком, ком и в кучку». А если ребенок напрасно чего-либо боится, то подметьте «Трусливому зайке и пенёк волк».

С помощью пословиц, малыши усваивают положительный опыт отношений к людям, труду, вещам, учатся оценивать собственные поступки.

Например: воспитание бережного отношения к вещам «Каждой вещи – своё место», правила дружбы «Друзья познаются в беде», воспитание культуры еды и умение культурно принимать пищу «Хлеб всему голова. Когда я ем, я глух и нем», при завершении деятельности привести в порядок своё рабочее место, сложить игрушки, книги «Любишь кататься – люби и саночки возить», «Сделал дело – гуляй смело», поторопить в деле «Семеро одного не ждут».

Слайд 26,27.

Познание окружающего мира, правил жизни в большей степени даётся в сказках. Сказка не даёт прямых наставлений детям (типа «Не уходи из дома без разрешения», «Слушайся родителей», «Уважай старших», «Помогай друзьям» и т.д.), но в её содержание всегда заложены морально – этические нормы поведения в обществе.

Например: Сказка «Репка» учит детей быть дружными, трудолюбивыми. В сказке «Колобок» - веселый и задорный Колобок так уверен в себе, что и сам не заметил, как стал хвастуном и попался лисе. Страх и трусость высмеиваются в сказке «У страха глаза велики», хитрость в сказке «Лисичка-сестричка и серый волк». Сказка «Кот, лиса и петух» - учит взаимовыручке, дружбе. Сказка «Волк и семеро козлят» - о послушании.

Слайд 28.

Таким образом, заложенные в детстве основы нравственных и социокультурных ценностей, правил и норм поведения с помощью умелого использования педагогами народного фольклора, определяют формирование гармонически развитой личности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов "Приобщение детей дошкольного возраста к чтению"

Неплохая консультация, будет полезна для обей информации...

Доклад - педагогический квест "Приобщение детей дошкольного возраста к социокультурным нормам, традициям семьи, общества, государства."

Презентация к докладу - педагогическому квесту на методическом объединении "Приобщение детей дошкольного возраста к социокультурным нормам, традициям семьи, общества, государства."...

Консультация для педагогов «Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры через разные виды образовательной деятельности»

Разнообразные темы и формы увлекательных занятий, знакомящих детей с миром народной культуры, могут стать основой для глубокого её познания, преодоления стереотипов в восприятии представителей других ...

«Приобщение детей дошкольного возраста к социокультурным нормам, традициям семьи, государства»

laquo;Приобщение детей дошкольного возраста к социокультурным нормам,традициям семьи, государства»(Доклад заслушан на августовской конференции в рамках работы секции «Формирование но...

Консультация для родителей: «Приобщение детей дошкольного возраста к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства через игру»

  Что такое общечеловеческие ценности и как они проявляются в повседневной жизни? Это - абсолютная ценность человеческой жизни, уважение жизни во всем ее многообразии, любовь, ответственно...

Консультации для педагогов «Приобщение детей дошкольного возраста к истокам книжной культуры»

В дошкольном возрасте маленький читатель делает первые шаги в мир большой литературы. Проводниками для детей становятся родители и воспитатели. Часто ли мы задаем себе вопрос: «Что принесе...