Иновационный педагогический прорект "Умная теплица"
проект (старшая группа)
Данный проект направлен на выявление условий формирования и развития у воспитанников старшего дошкольного возраста , любознательности , стремления к самостоятельному познанию в процессе поисково - исследовательской деятельности через использование детской лаборатории "Умная теплица"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
inovatsionnyy_pedagogicheskiy_proekt_umnaya_teplitsa.docx | 71.03 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД «ЖУРАВЛЁНОК» г. НАДЫМА»
Принят на заседании педагогического совета МДОУ «Детский сад «Журавлёнок» г. Надыма»
протокол педсовета № 1
от 30.04.2021 г.
Педагогический проект
«Умная теплица»
По типу деятельности: развивающий
По количеству участников: групповой
По продолжительности: долгосрочный
(октябрь 2021г. – март 2022г.)
Участники проекта: дети
старшей группы «В»,
родители воспитанников, воспитатель
Автор проекта: воспитатель Лыкова Н. А.
Редактор: методист: Жигалова А. Л.
Надым
2021
Цель проекта: Выявление условий формирования и развития у воспитанников старшего дошкольного возраста познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию в процессе поисково-исследовательской деятельности через использование детской лаборатории «Умная теплица».
Нормативно-правовая база: Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г., Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.
Проблема. Тема развития исследовательской деятельности привлекала внимание педагогов и психологов различных направлений на протяжении многих столетий. «Результаты современных психологических и педагогических исследований (Ю.К. Бабанский, Л.А. Венгер, Н.А. Ветлугина, И.Д. Зверева, В.В. Запорожец, И.П. Лернер, Н.Н. Поддяков, Н.Н. Савенков) показывают, что умственное развитие старших дошкольников значительно выше, чем это предлагалось ранее. Практический опыт ребенка, его речевое общение с окружающими требует формирования все более усложняющихся знаний. Это дает основание утверждать, что, несмотря на наглядно-образный характер своего мышления, дети могут осознавать не только внешнюю сторону предмета, но и некоторые несложные связи и закономерности.
Современное общество, быстрые темпы его развития предъявляют все более высокие требования к уровню знаний, умений и навыков выпускников ДОУ. Одной из причин кризиса дошкольного образования считаются устаревшие формы, технологии воспитания, обучения и развития. Стало очевидным, что выполнение федеральных государственных стандартов к качеству образования невозможно без освоения современных образовательных технологий.
Это свидетельствует, с одной стороны, об актуальности проблемы развития исследовательской деятельности у старших дошкольников, а с другой стороны, о недостаточной ее разработанности в плане развития личности ребенка.
Актуальность проекта.
Сегодня развитое исследовательское поведение следует рассматривать как стиль жизни современного человека. Актуальностью проекта является развитие личности ребенка через развитие навыков исследовательского поведения. Формирование умения вести исследовательскую деятельность – это сложный, комплексный процесс. Уже в дошкольном возрасте можно начинать обучение исследовательской деятельности, опираясь на такие психолого-физиологические особенности этого возраста, как врожденная любознательность, эмоциональная чуткость, подражательность.
Детская лаборатория «Умная теплица» современным учебным оборудованием, помогающим детям расширить, обогатить и закрепить знания о растениях и особенностях их выращивания.
ФГОС дошкольного образования ставит перед педагогами задачу достижения у воспитанников целевых показателей дошкольного образования. В ходе реализации проекта педагоги создают условия для развития целевых показателей дошкольного образования: проявления инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности, общении, взаимодействия со сверстниками и взрослыми, способности договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других; достаточно хорошо владеть устной речью, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний; построения речевого высказывания в ситуации общения; проявлять любознательность, задавать вопросы взрослым и сверстникам; интересоваться причинно-следственными связями, пытаться самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать.
На социально-педагогическом уровне актуальность проекта заключается в организации нового для детей вида деятельности – экспериментально-исследовательской деятельности в условиях детской лаборатории «Умная теплица». На методико-технологическом уровне актуальность заключается в использовании методики Савенкова И.В.
Ресурсный потенциал:
Кадровый: воспитатели подготовительной к школе группы «А».
Научно-методический:
- Г.Н. Ужегов, «Основные лекарственные растения», ООО «Издательство АСТ» 2001;
- Л. С. Выготский, «Психология развития ребенка» М: Изд - во Смысл, Изд – во «Эксмо», 2004г ;
- О. В. Дыбина. Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. Москва. Творческий центр Сфера. 2007
- А. Н. Леонтьев Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975.
- Н.Н. Поддьяков, Ф.С. Сохин., «Умственное воспитание детей дошкольного возраста.» - М.; Просвещение.
- А. И. Савенков. Маленький исследователь. Как научить дошкольника приобретать знания. - Ярославль: Академия развития, 2002г.
- «Естественнонаучные наблюдения и эксперименты в детском саду». Растения. детская энциклопедия А. И. Иванова – М.: ТЦ «Сфера», 2004.
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации».
- А. И. Иванова «Естественнонаучные наблюдения и эксперименты в детском саду». Растения. детская энциклопедия – М.: ТЦ «Сфера», 2004.
- А. И. Поддьяков «Комбинаторное экспериментирование дошкольников с многосвязным обектом- «черным ящиком» Вопросы психологии, 1990 №5.
- Рыжова Н. А. «Волшебница – вода». – М.: Линка-Пресс, 1997.
Посылкина Р.Ю., Николаева Л.И. Использование метода моделирования в системе экологического образования детей старшего дошкольного возраста. Н.Н, 2002.
Материально-технический:
- Детская лаборатория «Умная теплица»
- Ноутбук
- Интерактивная доска.
Средства обучения:
- Учебно-наглядные пособия
- Иллюстрации
- Наглядно-дидактические материалы
- Игровые атрибуты
Демонстрационный материал:
- Схемы
- Плакаты
- Подборка стихотворений, загадок
- Открытки для рассматривания.
Оборудование и материалы:
- для опытнической деятельности с водой
- для опытнической деятельности с растениями
- для опытнической деятельности со светом
- для опытнической деятельности воздухом
Ожидаемые эффекты от реализации проекта:
Для воспитанников: Воспитанники научатся делать выводы по результатам проведённой работы, находить свои пути решения проблемы.
Тип инновационного проекта: долгосрочный – 1 год.
Цель проекта: Выявление условий формирования и развития у воспитанников старшего дошкольного возраста познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию в процессе поисково-исследовательской деятельности через использование детской лаборатории «Умная теплица».
Задачи проекта:
- формировать у детей навыки самостоятельной познавательной деятельности, проведения исследовательских работ и наблюдений;
- формировать умения прогнозировать будущие изменения;
- способствовать развитию умения анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы и применять знания.
Методы, используемые в проекте при организации образовательного процесса:
- словесные (беседа, рассказ, инструктаж, объяснение);
- наглядные (показ, видео просмотр, работа по схеме-инструкции);
- практические (посев семян);
- репродуктивный метод (восприятие и усвоение готовой информации);
- частично-поисковый (выполнение вариативных заданий);
- исследовательский метод;
- метод стимулирования и мотивации деятельности (игровые эмоциональные ситуации, похвала, поощрение);
- конструирование по условию, по инструкции, по замыслу.
Принципы реализации проекта
1. Принцип развивающего образования — деятельность каждого ребенка в зоне его ближайшего развития;
2. Принцип проблемности – активизация мыслительных функций, стимулирование работы познавательных процессов, развитие творческих способностей.
3. Принцип доступности – учёт реальных умственных возможностей детей дошкольного возраста, уровня их подготовленности и развития.
4. Принцип сотрудничества – ориентация на приоритет личности, создание благоприятных условий для её развития.
5. Принцип индивидуализации – раскрытие личного потенциала каждого ребёнка.
6. Принцип системности – решение комплекса задач образовательной и воспитательной направленности, что позволяет получить прогнозируемый результат.
Для реализации проекта используются такие эффективные формы работы по поисково-экспериментальной деятельности как:
- экскурсия;
- наблюдение;
- исследовательская и экспериментальная деятельности;
- игры-путешествия;
- работа с энциклопедической и природоведческой литературой.
Программа реализации проекта
Подготовительный этап | ||||
1. | Педагогический мониторинг выявление уровня познавательной активности детей | сентябрь 2021г. | воспитатель | |
2. | Составление плана реализации проекта | сентябрь 2021г. | воспитатель | |
3. | Подбор наглядно-дидактических пособий, демонстрационного материала природного материала, художественной и научной литературы, приобретение необходимого оборудования | сентябрь – октябрь 2021г. | воспитатель | |
4. | Подбор стихов, загадок, пословиц, потешек. Видеофильм «Что такое воздух» Видеофильм «Жизнь растений» | сентябрь – октябрь 2021г. | воспитатель | |
5. | Презентация проекта для родителей на родительском собрании группы | октябрь 2021г. | воспитатель | |
6. | Консультация для родителей по теме «Роль семьи в развитии поисково- исследовательской активности ребенка». Приобщение родителей для приобретения семян для рассады (луковицы, семена цветов, укропа, салата, редиса, помидоры). Изготовление табличек-указателей с картинками растений | октябрь 2021г. сентябрь- октябрь 2021г. | воспитатель воспитатель | |
Блок « Влажность» | ||||
1. | Беседы «Вода вокруг нас», «Зачем растениям вода?», «Какое значение имеют растения для человека» | ноябрь 2021г | воспитатель | |
2 . | Наблюдения за семенами томата в разных условиях, за влажностью почвы растениями с разным поливом | ноябрь – декабрь 2021г. | воспитатель | |
3. | Экспериментально-исследовательская деятельность. Опыт № 1 «Сухая и влажная почва». Опыт № 2 «Как увидеть движение воды через корешки». Опыт № 3 «Много ли воды впитывают семена?» Моделирование «Функция корня» | декабрь 2021г. | воспитатель | |
4. | Чтение художественной литературы: М. Константиновский «Почему вода мокрая», сказка «Капитошка. Путешествие воды», «Волшебница-вода» Н. А. Рыжова | ноябрь- декабрь 2021г. | воспитатель | |
5. | Дидактические игры «Где живет вода», «Разрезные картинки» | ноябрь – декабрь 2021г. | воспитатель | |
Блок «Воздух» | ||||
1 | Беседы «Значение воздуха для жизни и роста живых организмов», «Как люди используют воздух?», «Где используют свойства воздуха?» | январь – февраль 2022г. | воспитатель | |
2. | Наблюдения «Свойства воздуха зимой», «Здравствуй, ветер», «Ветер и облака» | январь 2022г. | воспитатель | |
3. | Экспериментально-исследовательская деятельность: Опыт № 1 «Может ли растение дышать?» Опыт № 2 «Нужен ли корням воздух?» Опыт № 3 «Без воздуха нет жизни» | январь – февраль 2022г. | воспитатель | |
4. | Чтение художественной литературы: В. Шикунова «Чудо из чудес», В. Афиногенова Сказка «Как воздух заболел», С. Эльм «Сказка о ветре и цветке», «Солнце, мороз и ветер» (латышская сказка), мультфильм «Золотые колосья» | январь – февраль 2022г. | воспитатель | |
5. | Дидактические игры, «Кто лишний?», «Земля, воздух, вода» | февраль 2022г. | воспитатель | |
6. | Экскурсия в парк им. Козлова «Как увидеть воздух?» | февраль 2022г. | воспитатель | |
Блок «Освещение» | ||||
1. | Беседы «Значение света в жизни человека», «Полезный свет: красный и синий». Просмотр мульфильма «Уроки тетушки Совы» | март 2022г. | воспитатель | |
2. | Наблюдения «Строение растений»; «Движение растений за солнцем в течении дня» | март – апрель 2022.г. | воспитатель | |
3. | Экспериментально-исследовательская деятельность Опыт № 1 «Как влияет солнце на растение». Опыт № 2 «Свет имеет много цветов». Опыт № 3 «Рассеивание света». | апрель 2022г. | воспитатель | |
4. | Чтение художественной литературы: «Сказка о радуге», «Сказка про лучик», «Сказка о фонарике и разноцветных Светиках» Н. Дронова | март – апрель 2022г. | воспитатель | |
5. | Дидактическая игра «Что дает свет» | апрель 2022г. | воспитатель | |
6. | Экскурсия на озеро Янтарное (сезонные изменения в жизни растений) | апрель 2022г. | воспитатель | |
Мониторинг | ||||
1. | Педагогическая диагностика | май 2022г. | воспитатель | |
Заключительный этап | ||||
2 | Портфолио проекта (фотоматериалы, творческие работы детей). Развлечение «Сказка «Репка» на новый лад». Оформление картотеки опытов с растениями. Создание сборника наблюдений в природе, включающего тематические наблюдения. художественное слово и загадки. Фотоколлаж «Что выросло из семян». | май 2022г. | воспитатель |
Диагностический инструментарий
по реализации проекта «Умная теплица»
При реализации проекта проводится оценка индивидуального развития детей в начале и в конце работы над проектом в форме педагогического мониторинга (диагностики). Диагностический мониторинг проводится в рамках образовательной деятельности проекта. Фиксация показателей освоения выражается в словесной (опосредованной) форме:
С – сформировано, ЧС – частично сформировано, НС – несформировано.
Инструментарием для педагогической диагностики являются карты наблюдений детского развития, позволяющие фиксировать индивидуальную динамику и перспективы развития каждого ребенка, констатируется факт, не придавая ему субъективную интерпретацию в плане достаточности или недостаточности. При анализе полученных данных результаты детей не сравниваются между собой. Педагог сопоставляет только индивидуальные достижения конкретного воспитанника, его отдельно взятую динамику.
Педагогический мониторинг индивидуального развития
воспитанников по реализации проекта «Умная теплица»
Сентябрь 2021г.
Фамилия, имя ребенка | Выделение проблемы | Выделение гипотезы | Формирование выводов и умозаключений | Уровни сформирова нности | ||||
Нахождение противоречия | Формирование проблемы | Выделение предположений | Нахождение решений | Формулирует в речи достижение результата | Сам – но делает выводы | С-сформир овано; ЧС-частично сформировано; НС- не сформировано | ||
Вова Г. | ч. с. | н .с. | ч .с | ч .с | н .с. | н .с | ч .с. | |
Вера Г. | ч .с | н .с | ч .с | н .с | н .с | ч .с | н .с | |
Фатима Д. | ч .с | н .с | ч .с | н .с | н .с | н .с | н .с | |
Таня Ж | н .с | н .с | н .с | н .с | н .с | н .с | н .с | |
Родион И. | ч .с | н .с | ч .с | ч .с | н .с | ч .с | ч .с | |
Вова К. | н .с | н .с | ч .с | н .с | н .с | н .с | н .с | |
Даша Н. | н .с | н .с | ч .с | ч .с | н .с | н .с | н .с | |
Ислам Р. | н .с | н .с | н .с | н .с | н .с | н .с | н .с | |
Ильназ С. | ч .с | н .с | ч .с | ч .с | н .с | ч .с | ч .с | |
Айназ С. | н .с | ч .с | ч .с | н .с | ч .с | н .с | ч .с | |
София С. | н .с | н .с | ч .с | н .с | н .с | н .с | н .с | |
Алиса У. | н .с | ч .с | н .с | ч .с | н .с | ч .с | ч .с | |
Мира Я. | н .с | н .с | ч .с | н .с | н .с | н .с | н .с |
Май 2022 г.
Фамилия, имя ребенка | Выделение проблемы | Выделение гипотезы | Формирование выводов и умозаключений | Уровни сформирова нности | |||||
Нахождение противоречия | Формирование проблемы | Выделение предположений | Нахождение решений | Формулирует в речи, достижение результата | Сам – но делает выводы | С-сформировано; ЧС–частично не сформировано; НС –не сформировано | |||
Вова Г. | с | ч .с | с | с | с | ч .с | с | ||
Вера Г. | ч .с | ч .с | ч .с | ч .с | ч .с | ч .с | ч .с | ||
Фатима Д. | с | ч .с | ч .с | ч .с | ч .с | ч .с | ч .с | ||
Таня Ж | ч .с | ч .с | ч .с | ч .с | ч .с | ч .с | ч .с | ||
Родион И. | ч .с | н .с | ч .с | ч .с | ч .с | ч .с | ч .с | ||
Вова К. | ч .с | ч .с | ч .с | ч .с | ч .с | ч .с | ч .с | ||
Саша К. | ч .с | н .с | ч .с | ч .с | ч .с | н .с | ч .с | ||
Даша Н. | ч .с | ч .с | ч .с | ч .с | ч .с | ч .с | ч .с | ||
Ильназ С. | с | ч .с | ч .с | ч .с | с | с | с | ||
Айназ С. | с | ч .с | с | с | с | ч .с | с | ||
София С. | ч .с | н .с | ч .с | н .с | ч .с | н .с | ч .с | ||
Виталик | н .с | ч .с | н .с | н .с | н .с | н .с | н .с | ||
Мира Я. | ч .с | н .с | ч .с | н .с | ч .с | ч .с | ч .с |
Выводы:
В результате системной педагогической работы у детей старшего дошкольного возраста формировались навыки самостоятельной познавательной деятельности, проведения исследовательских работ и наблюдений: умение делать выводы по результатам проведённой работы, находить свои пути решения проблемы; совершенствуются умения самостоятельно анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы и применять биологические знания.
Результаты показали, что на начало года сформированости самостоятельных умений находить противоречия, делать выводы, выделения проблемы, нахождения решения не было и составило 0 %, на конец года - 3 детей 23% имеют сформированные навыки. У этих детей наблюдается высокая познавательная активность, интерес к исследованиям.
На начало года частично сформированных умений в исследовательской деятельности составляло 6 детей – 46%, на конец года -9-70%. У этих детей повысился интерес к исследовательской деятельности, стали больше проявлять самостоятельности при нахождении решений, формулировании выводов и умозаключений, но при участии воспитателя.
На конец года у 1 ребёнка - 7 % – не сформированы навыки самостоятельности нахождения проблемы, решений, выводов. Ребёнок прибыл в конце года из другой страны, малоактивен, затрудняется в речевых формулировках, не видит ошибок, не умеет обсуждать результат.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект экскурсии в теплицу
Цель экскурсии:Познакомить детей с трудом людей, работающих в теплице. Обратить внимание как устроена теплица, какие овощи выращивают в ней, показать роль механизации, как слажено работают механ...
Единственному ребенку нужна не теплица, а свобода
Единственный ребенок растет не хуже других детей, если его понимают родители....
Иновационный опыт педагогической работы.
Иновационный педагогический опыт "Использование разнообразных техник нетрадиционного рисования в работе с дошкольниками"....
Педагогический проект "Теплица в детском саду"
Продолжительный, результативный проект для разных возрастных групп...
Консультация для педагогов "Иновационные педагогические технологии в ДОУ"
Консультация для педагогов "Иновационные педагогические технологии в ДОУ"...
Иновационные педагогические технологии Вид : ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Экологический проект «Берегите воду!»
Экологический проект " Берегите воду!"Актуальность темы. Вода - одна из главных богатств на Земле. Трудно представить , что стало бы с нашей планетой , если бы исчезла пресная вода. А такая ...
Отчёты реализации иновационных педагогических маршрутов 2016 - 2020
Отчёт ИПМ 2015-2016Отчёт ИПМ 2016-2017Отчёт ИПМ 2017-2018Отчёт ИПМ 2018-2019Отчёт ИПМ 2019-2020...