Занятие на тему " Права ребенка"
план-конспект занятия (средняя группа)

Цель: Упорядочить, систематизировать знания детей о гражданских правах и

обязанностях.

Задачи:

Образовательные:

1.Познакомить детей с «Конвенцией о правах ребенка» - документ, определяющий и закрепляющий права детей.

2. Закрепить знания детей о своём имени и своей семье.

Развивающие:

1.Развивать правовое мировоззрение и представления о нравственности;

2. Побуждать детей анализировать, рассуждать, сопоставлять, делать выводы;

Воспитательные:

1.Воспитывать чувство уважения к другим людям;

2.Корригировать речь, память, мышление воспитанников, расширять их кругозора, обогащать словарный запас.

Оборудование и материалы: шляпа, волшебный сундучок, свидетельство о

рождении, выставка книг по правам ребёнка, Конвенция о правах ребёнка,

Конституция РФ, сюжетный иллюстрации, детские фото, СD- проигрыватель.

Предварительная работа: чтение художественной литературы, русских

народных сказок, беседы по теме «Права ребёнка» рассматривание

иллюстраций к литературным произведениям, разучивание пословиц,

сюжетно-ролевые игры «Семья», игры «Я помогаю маме», «Назови имя» и

другие; индивидуальное заучивание стихов.

Ход ООД:

Воспитатель:

По извилистой дорожке 

Шли по миру чьи-то ножки. 

Вдаль смотря широкими глазами, 

Шел малыш знакомиться с правами. 

Знать должны и взрослые, и дети. 

О правах, что защищают всех на свете.

Воспитатель: Ребята, сегодня мы будем говорить о том, что является

важным для всех людей – о наших правах. Мы вспомним о том, для чего

нужны права. Ведь мы много знаем о наших правах и никому не позволим их

нарушать, и сами не будем нарушать права других людей. Наша задача

хорошо запомнить их и правильно пользоваться своими правами и соблюдать

права других людей.

- А что же такое право? (Ответы детей.)

Право - это охраняемая, обеспечиваемая государством естественная

возможность что-то делать, осуществлять, иметь.

Воспитатель: Ребята, у меня в руках волшебный сундучок. Давайте

посмотрим, что же в нем находится. (В сундучке - свидетельство о

рождении).

Что же это за документ «Свидетельство о рождении?» 

Дети: Первый документ каждого человека. Выдается после рождения.)

Воспитатель: О каком праве он напоминает? 

Дети: О праве на имя, фамилию, отчество.

Воспитатель: Зачем нам нужно имя? 

Дети: Чтоб нас не перепутали, различали.

Воспитатель: Скажите, какая обязанность есть у всех, связанная с этим

правом?

Дети: Называть друг друга по имени

Игра «Шляпа знакомств».

Воспитатель: Я буду каждому из вас примерять эту шляпу, а вы должны

представиться, назвав свою фамилию, имя, отчество. 

(Дети по очереди называют Ф.И.О.)

Воспитатель: Молодцы, я вижу у каждого из вас не нарушено право на имя.

Воспитатель: Ребята, сейчас я достану из волшебного сундучка

следующую картинку. (На иллюстрации семья)

О каком праве говорит нам иллюстрация?

Дети: о семье

Воспитатель: Верно, право на семью. Что вы знаете об этом праве?

Дети: У каждого человека должны быть папа, мама.

Воспитатель: Ребята, а ваша обязанность уважать взрослых людей, которые

заботятся о вас. Теперь я предлагаю вам поиграть в игу "Назови ласково".

Вот мы и посмотрим, как вы называете ласково своих членов семьи. Я буду

называть слово, а вы подберите к нему ласковые слова

БАБУШКА-

ДЕДУШКА-

СЫН-

МАМА-

ДОЧЬ-

БРАТ-

СЕСТРА-

Воспитатель: Молодцы! Семья самое дорогое, что есть у человека. Не

случайно в русском языке так много поговорок и пословиц о семье.

В семье дружат -живут, не тужат.

Семья сильна, когда над ней крыша одна.

Кто родителей почитает, тот счастлив бывает.

В хорошей семье хорошие дети растут

Птица рада весне, а дитя матери.

Вся семья вместе, так и душа на месте

Воспитатель: Молодцы! В каждой семье все должны любить и уважать друг друга, взрослые заботится о маленьких. А давайте сейчас мы с вами почувствуем, как это приятно о ком-то заботиться и как это ответственно. 

Воспитатель: Ребята, расскажите, какие обязанности есть у вас в семье?

(Я обязан убирать за собой игрушки после игры; заправляю постель и тд)

Воспитатель: Сейчас я достану из волшебного сундучка следующую

картинку. О каком праве нам может она рассказать? (Право на отдых)

Воспитатель: Как можно отдохнуть детям?

(Предположительные ответы детей: играть в игры, смотреть телевизор,

купаться, гулять, спать)

Воспитатель: Я вам предлагаю использовать право на отдых - поиграть в

народную игру «Что мы делаем – не скажем»

(Дети загадывают движения, затем к ним подходит воспитатель в роли

Человека Рассеянного с улицы Бассейной)

Дети: Человек Рассеянный с улицы Бассейной, прими нас на работу!

Воспитатель: А что вы умеете делать?

Дети: Что умеем, мы не скажем, а что делаем – покажем!

Дети имитируют мытье посуды, стирка белья, уборка по дому и т.д.

Воспитатель: Ребята, у каждого ребенка есть право выражать свое мнение,

собираться вместе с целью выражения своих взглядов. Вы можете сообща:

петь, играть и веселиться, бегать, прыгать и резвиться!

Воспитатель: Ребята, следующая картинка из волшебного сундучка. О

каком праве она нам расскажет? (Право на образование)

Воспитатель: Вы скоро пойдете в школу, и самой главной вашей

обязанностью будет посещение всех уроков и выполнение домашнего

задания.

Воспитатель: Где можно получить образование?

Дети: В школе, в детском саду, в училище, в институте.

Воспитатель: Для чего надо учиться? 

Дети: Чтоб получить профессию, диплом.

Воспитатель: Да, вы правы, учиться нужно для того, чтоб получить

профессию, чтоб быть умным и образованным человеком.

Воспитатель: Следующая картинка из волшебного сундучка. О каком праве

она напоминает? (О праве на жилье)

Воспитатель: Как люди обязаны относиться к своему дому? 

Дети: предположительные ответы детей

Воспитатель: Никто не может без разрешения заходить в дом и брать что-

либо.) Это право на имущество, оно неприкосновенно.

Воспитатель: Ребята, следующая картинка из волшебного сундучка

говорится о Праве на медицинский уход 

Вопросы детям: 

- Кто изображен на рисунке?

- Что он делает?

- О каком праве он тебе напоминает? (О праве на медицинский уход.)

Ваша обязанность стараться бережно относиться к своему здоровью:

одеваться по погоде, заниматься спортом, не курить, не употреблять

спиртные напитки, больше есть овощей и фруктов.

Воспитатель: А сейчас давайте немного с вами отдохнем.

Физкультурная минутка.

Игра «Все будет хорошо».

Дети встают в круг, делают 2-3 глубоких вдоха. Все вместе произносят

стихотворные строки и выполняют движения: 

В небе солнышко взошло (поднимают руки – вдох)

И всем улыбнулось, (опускают руки – выдох) 

Нам вдруг стало хорошо (поднимают руки – вдох) 

И больше не взгрустнулось (опускают руки – выдох).

Воспитатель:

Лишь появится ребенок, и дышать начнет едва

У него уже с пеленок веские права!

Он имеет право жить, развиваться и дружить;

Иметь просторный, добрый дом

Видеть тихий мирный сон.

Врачей помощь получать,

Обучаться, отдыхать,

Быть веселым и здоровым,

Восхищаться чем-то новым

И любить, и быть любим

Он на свете не один!

 

Итог: Что нового вы узнали? у нас есть и права и обязанности. Права детей защищены Законом РФ

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия "Права ребенка", Сборник загадок о правах ребенка, Викторина для детей на тему: "Права ребенка"

Данный конспект занятия помогает:упорядочить, систематизировать знания детей о гражданских правах и обязанностях;развивать правовое мировоззрение и представления о нравственности;учить анализировать, ...

Конспект занятия на тему "Права ребенка" ( на осетинском языке)

Конспект занятия на тему "Права ребенка" ( на осетинском языке)...

Конспект занятия на тему "Права ребенка"

Конспект занятия на тему "Права ребенка"...

Конспект открытого конкурсного занятия по теме "Права ребенка в стране детства"

Занятие направлено на формирование правового сознания у детей и развитие навыков применения общественных норм в повседневной жизни. Основное внимание уделяется приобщению к здоровому образу жизни и ст...