Проект "Музей победы" как инновационная форма работы по нравственно - патриотическому воспитанию.
проект (старшая группа)
Фундаментальной основой будущего нашей страны и наших детей является патриотизм. Во главу угла этого понятия лежат непреклонные ценности: любовь и уважение к своей Родине и ее традициям, духовному наследию наших предков и многонационального народа, ответственность за свою страну и ее будущее.
Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем современного общества. В национальной доктрине образования в Российской Федерации приоритетным направлением в вопросе воспитания гражданина выдвинута следующая задача: «Система образования призвана обеспечить… воспитание патриотов России, граждан правового, демократического, социального государства, уважающих права и свободу личности и обладающих высокой нравственностью…»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Проект "Музей победы" | 30.07 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №86» – город Курск.
Проект Музей Победы как инновационная форма работы по нравственно-патриотическому воспитанию в ДОУ г. Курск 2021
Информационная карта проекта : наименование проекта Музей боевой славы как инновационная форма работы по нравственно-патриотическому воспитанию в ДОУ
Основания для разработки проекта
¬ Конвенция о правах ребёнка;
¬ Конституция РФ статья 43; ¬ Семейный кодекс РФ;
¬ Закон РФ «Об образовании» от 29.12.2012 года № 273-ФЗ;
¬ Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования;
¬ Закон «О региональном компоненте государственных образовательных стандартов»;
¬ Программа развития МКДОУ №86 на 2021-2022г.г.;
¬ Устав МКДОУ № 86 Заказчик проекта
¬ МКДОУ № 86 на 2021-2022г.г.; родители (законные представители)
Тип проекта
¬ Исследовательский, практико - ориентированный.
Автор проекта :
воспитатели: Полянская Л.И. Ивлицкая Е.Н.
Участники проекта
¬ Педагоги, воспитанники, родители Направления проекта
¬ Совместная деятельность с детьми.
¬ Взаимодействие с педагогами и специалистами ДОУ
¬ Взаимодействие с родителями.
Введение «Не забывай Кровавые закаты, Когда в руинах был родимый край, И как на землю падали солдаты, Убитыми… Живой, не забывай!» М.Михайлов.
Фундаментальной основой будущего нашей страны и наших детей является патриотизм. Во главу угла этого понятия лежат непреклонные ценности: любовь и уважение к своей Родине и ее традициям, духовному наследию наших предков и многонационального народа, ответственность за свою страну и ее будущее.
Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем современного общества. В национальной доктрине образования в Российской Федерации приоритетным направлением в вопросе воспитания гражданина выдвинута следующая задача: «Система образования призвана обеспечить… воспитание патриотов России, граждан правового, демократического, социального государства, уважающих права и свободу личности и обладающих высокой нравственностью…»
К сожалению, реальная ситуация, сложившаяся в нашей стране в политике, экономике и культуре России с большей очевидностью подчеркивает об утрате нашим обществом российского патриотичного сознания. В связи с этим многократно повышается роль воспитания у подрастающего поколения чувства патриотизма и гражданственности.
Возрастает необходимость преобразования всех сфер жизнедеятельности общества, как восстановления, так и обновления духовных начал, глубокого познания наших исторических ценностей, героического прошлого Отечества, высокой самодисциплины, воли и гражданского мужества народа. Особенно это актуально в канон празднования 75 летнего юбилея Великой Победы. Без патриотизма невозможно воспитать достойного человекагражданина, выработать у него устойчивый иммунитет к негативным влияниям, когда в угоду моде усваивается всё зарубежное при забвении о национальном достоинстве.
Все дальше уходят в глубь истории грозные годы Великой Отечественной войны. Все чаще и чаще находятся «умники», которые пытаются перекроить страницы грозных лет и уничтожить в сердцах людей память о подвиге наших дедов и отцов, которые ценою своих жизней отстояли для будущих потомков мирное небо над головой!
Война - это суровая трагедия. За ней скрываются кровь, боль, страх и потери.
Мы не имеем права не знать своей истории, не гордиться своими предками, их мужеством и стойкостью. Сколько людей отдали жизнь на поле боя, сражаясь за Родину, за то, чтобы мы жили в этом огромном и прекрасном мире, отвоеванном солдатами Великой Отечественной войны. Миллионы жизней отданы в борьбе с фашистами и поэтому сейчас мы живём мирно и счастливо. Все они, несомненно, герои и сколько бы не прошло лет, мы всегда будем помнить тех, кто защищал нашу Родину.
В решении этой проблемы большая роль отводится дошкольному образованию, так как именно в дошкольном возрасте закладывается основы нравственных качеств ребенка. Таким образом, проект ориентирован в конечном итоге на формирование у детей гражданственности, чувства любви и гордости за свою Родину через построение оптимальной педагогической системы. В настоящее время существует множество методов развития познавательных процессов у дошкольников, наряду с другими мной будет использован метод музейной педагогики в виде мини-музея.
Мини-музей — результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей. В ходе работы весь материал систематизируется и дополняется. В итоге главная цель будет достигнута: отношения родителей и педагогов изменяются, больше сплачиваются, происходит сближение. Налаживаются партнерские отношения между дошкольными учреждениями и родителями. Как научная дисциплина музейная педагогика, на стыке музееведения, педагогики и психологии, рассматривает музей как образовательную систему, то есть она способна решать образовательную, развивающую, просветительскую и воспитательную задачи.
Музейная педагогика прочно входит в дошкольные образовательные учреждения. Цель музейной педагогики — создание условий для развития личности путём включения её в многообразную деятельность музея.
Актуальность использования элементов музейной педагогики в ДОУ заключается в том, что ее средства позволяют эффективно реализовывать ФГОС, в части формирования целевых ориентиров, способствует овладению основными культурными способами деятельности, проявления инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности, учит ребенка проявлять любознательность, задавать вопросы взрослым и сверстникам, интересоваться причинно-следственными связями, формирует умение самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать.
Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста является одной из важнейших задач современного образования. Именно дошкольный возраст один из самых благоприятных периодов воспитания любви к малой Родине, воспитания таких нравственных качеств, которые позволяют вырасти дошкольнику человеком — гражданином своей страны, патриотом, умеющим ценить и беречь историческое и культурное наследие русского народа.
В мировой и отечественной истории есть события, имеющие непреходящее значение. Время с возрастающей силой подчеркивает их величие, выдающуюся роль в развитии цивилизации.
Цель проекта: Использование потенциала музея в образовательной и воспитательной деятельности детского сада по формированию современного национального воспитательного идеала — высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны.
Задачи проекта: Внедрять музейную педагогику, создающую условия для развития свободной, творческой, инициативной личности, путем включения воспитанников в многообразную деятельность музея детского сада. Совершенствовать экспозиционно-выставочное пространство с использованием современных музейных технологий и эстетики, способствующих повышению привлекательности музея. Координировать и объединять деятельность участников образовательного процесса и социальных партнеров по духовно-нравственному воспитанию подрастающего поколения.
Основные направления деятельности ∙ Поисковая, научно-исследовательская работа:
∙ Сбор материала о земляках- участниках Великой Отечественной войны, история освобождения населенных пунктов России (городаГерои)
∙ Работа с музейным фондом
∙ Формирование фондов подлинных памятников истории Великой Отечественной войны; Формирование фондов копий.
∙ Экскурсионно- просветительская работа
∙ Проведение занятий в музее «ЮЗР», проведение тематических занятий мужества, занятий по ознакомлению с героизмом медицинских сестер, бойцов, солдат, о тяготах детства во время войны, о городах- героях, о великих сражениях войны, знакомство с наградами войны и.т.д.
∙ Развитие сетевого взаимодействия
∙ Связь музея с государственными учреждениями, общеобразовательными организациями.
∙ Организационная работа
∙ Обеспечение учета и условий сохранности фонда музея; оформление экспозиций музея, досуговая деятельность. Принципы и подходы с учетом ФГОС ДО Проект строится на основании следующих принципов в соответствие с ФГОС дошкольного образования:
∙ уважение личности ребенка;
∙ реализация Проекта в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности; содержание развивающих игр и упражнений должно быть ориентировано на ребенка и его взаимодействие с другими детьми.
∙ содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
∙ поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
∙ соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития; При реализации проекта используется комплекс взаимодополняющих методов:
∙ Теоретические: анализ психолого – педагогической литературы, существующего педагогического опыта и методических подходов по теме исследования; изучение документов, прогнозирование и проектирование.
∙ Информационные: информационные стенды, памятки, собрания, беседы, информация на сайте. ∙ Активные: моделирование игровых и проблемных ситуаций. Необходимые условия реализации проекта:
-интерес детей и родителей;
- методические разработки,
- интеграция со специалистами детского сада.
Ожидаемые результаты: У детей будут сформированы представления:
∙ о значении победы нашего народа в Великой Отечественной войне;
∙ интерес к военно-патриотической музыке;
∙ чувство единения и гордости за старшее поколение;
∙ изменение приоритетов родителей в вопросе нравственнопатриотического воспитания детей.
∙ совершенствование системы взаимодействия между детьми, родителями и педагогами; Средства патриотического воспитания:
¬ Встречи с ветеранами ВОВ и локальных войн;
¬ Экскурсии по музейным выставкам для всех возрастных групп
¬ Музейные уроки (на базе музея);
¬ Экскурсионная деятельность;
¬ Познавательные занятия в старших группах;
¬ Диспуты, круглые столы с детьми и родителями
¬ Оформление тематических выставок;
¬ Проведение викторин
Этапы реализации проекта:
I этап – Информационно – накопительный: Изучить контингент участников проекта (дети, родители, педагоги). ⎫ Поиск инновационных форм, методов и способов по работе с вышеуказанным контингентом. ⎫ Пополнить предметно-развивающую среду для реализации участников проекта. ⎫ Подобрать консультативный и наглядный материал для родителей, педагогов. ⎫ Организовать выставку методической литературы для родителей и педагогов по теме проекта. ⎫ Провести анкетирование родителей с целью определения их отношения к нравственно-патриотическому воспитанию детей.
II этап – Аналитический: После того, как были определены тема и цель проекта, мною подбирался наглядный материал, фото, аудио и видео материалы, книги; разрабатывались конспекты НОД по заданным темам. Были проведены обсуждения со специалистами, педагогами и родителями ДОУ о материальных и технических возможностях реализации проекта. Одновременно шло накопление и подбор материала по всем направлениям деятельности. Результатом проделанной работы явилось составление перспективного плана развития музея и работы с родителями и воспитанниками дошкольного учреждения.
Содержание 2021- 2022
1. Работа с музейным фондом Инвентаризация имеющихся музейных предметов + + +
Поиск и пополнение музейного фонда музейными предметами + + +
Создание инвентарных книг (основного фонда, научно-вспомогательного фонда) + +
Создание нормативно-правовых актов и документации по деятельности музея (программа, положение) + + +
2. Поисковая, научно-исследовательская работа ¬Документы военных лет + + +
¬Боевые трофеи + + +
¬Обмундирование + + +
¬Награды + + + ¬Переписка + +
Подготовка материалов о Ветеранах ВОВ . + +
Выпуск сборника детских стихов о ВОВ +
Выпуск сборника сценариев, посвященных Дню Победы + +
Подготовка поделок военной техники, оружия и т.п + + +
3. Экскурсионно - просветительская Организация экскурсий в музей воспитанников по графику + +
Проведение тематических занятий по теме: «Мужество и подвиг» + + +
Организация работы с семьями воспитанников Семья - первый социальный институт ребёнка, где он усваивает моральные принципы и нормы, семья - транслятор нравственного, духовного опыта, имеющий огромный воспитательный потенциал. В народе говорят: «хороший пример - лучше, чем сто слов», воплощая этот мудрый педагогический прием в жизни, мы вовлекаем семью в жизнедеятельность ДОУ, в систему работы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников. Действующие формы работы с детьми и родителями:
1. Целевые прогулки к монументу Победы в сочетании с работой в Музее Победы детского сада. Содержанием таких экскурсий являются: наблюдения ритуальных моментов: возложение цветов к памятнику, минута молчания, встреча с участниками войны. Такую же экскурсию проводят и с участием родителей. Им предлагается «маршрут выходного дня» с подробным описанием посещаемого объекта и рекомендациями по доступному ознакомлению ребёнка с памятником.
2. Чтение художественной литературы, соответствующей возрастной категории детей – о защитниках родной земли, Отечества, например, чтение произведений из серии «Дедушкины медали».
Родителям даются рекомендации к посещению вместе с детьми городской библиотеки.
4. Использование ИКТ-технологий: показ видеоматериалов о родной земле, о героизме русского народа, о Великой Отечественной войне, о знаменитых битвах и сражениях («Курская дуга», «Битва под Сталинградом»).
5. Рассматривание иллюстраций, картин, разнообразных репродукций и вырезок из газет, содержащих необходимые исторические факты и события из окружающей жизни.
6. Участие в праздничных днях: «День города», «День матери», «Папин праздник», «День Победы»
7. Подготовка тематических выставок, посвящённых памятным датам, изготовление сувениров для ветеранов войны. Родители принимают активное участие в их подготовке и организации: создание коллажей, подарков, альбомов.
8. Сбор наглядного материала с помощью детей и родителей группы (значки, открытки и т. д.) для использования в беседах с детьми.
9. Проведение традиционных конкурсов семейного творчества: «Моя Родинаместо, где я родился», «Моя родословная», «Рисую вместе с папой»
10. Организация выставки картин на военно-патриотическую тему отечественных художников. 11. Организации выставки детских работ военно-патриотической тематики.
12. Привлечение родительской общественности к оказанию посильной помощи в изготовлении атрибутики (макетов военной техники, стендовое моделирование).
13.Общее родительское собрание, посвящённое влиянию семьи и социальных факторов на формирование нравственно-патриотических чувств дошкольников.
Наш детский сад - открытое образовательное пространство, координируя систему работы по данному направлению, ДОУ создает условия для активного вовлечения родителей в воспитательный процесс:
• Групповые родительские собрания по темам: «Что могут и должны сделать родители по нравственно-патриотическому воспитанию ребёнка», «Человек начинается с детства».
• Психолого-педагогическое консультирование родителей Для реализации названных целей и задач музей обладает достаточными ресурсами ¬ экспозиций музея Победы МКДОУ №86 Экспозиция «Герои-Куряне»
Беседы, экскурсии, тематические занятия на тему «Памятники ВОВ героям -Курянам».
Экспозиция – галерея Славы «Портреты ветеранов ВОв» родные и близкие сотрудников и воспитанников нашего дошкольного учреждения Города .
Герои Боевые награды, подлинные фотографии военных лет, наградные документы.
Оригинал письма с фронта Экспозиция – панорама военного сражения.
Выставка игрушек «Военная техника».
Семейные реликвии.
Подборка детской литературы.
Основной фонд музея – 1 (письмо с фронта) \ 98 экспонатов (временная экспозиция, боевые награды) Научно-вспомогательный фонд :
150 В музее оформлены: - галерея портретов «Наши ветераны» - памятные даты ВОВ - стенды сражения войны - города Герои - баннер «Панорама сражения» - объемное изображение памятника «Воину-освободителю» - демонстрационные картинки и беседы (дети-герои, города герои, оружие войны, награды войны, сражения войны)
Важная особенность организации Музея— возможность его посещения каждый день и участие в его создании детей и родителей. В обычном музее ребенок — лишь пассивный созерцатель, а здесь он — соавтор, творец экспозиции.
Причем не только он сам, но и его родители. Каждый Музей — результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей, что даёт плодотворный результат работы во многих областях воспитательно – образовательного процесса как в рамках дошкольного учреждения, так и за его пределами.
Создавая Музей Победы, мы предположили, что это даст возможность практического претворения тех педагогических идей и методик, которые реализуются в системе нравственно-патриотического воспитания.
План работы музея на 2019-2020 учебный год
Месяц мероприятие
Ответственный за проведение
Ноябрь
- Фотовыставка «Архив семьи» Тематические беседы «Семейные реликвии»
- Обзорная экскурсия в музей.
Декабрь
- Пополнение мини-музея экспонатами, символикой и атрибутами;
- тематическое занятие с воспитанниками 6-7 лет «Города герои» Егорова М.Л. Совместная работа с воспитателями старших групп
Январь
- создание летописи «От первого лица» истории о жизни простого народа в военные и послевоенные годы.
-Экскурсии для воспитанников в музей боевой славы «Вечер песен советских композиторов «О войне» Егорова М.Л. Совместная работа с активом музея
Февраль
-Рассматривание армейских фотоальбомов пап детей
-Выставка поделок «Оружие войны» (конкурс для воспитанников и их родителей)
-Экскурсии для воспитанников 7-8 лет в музей боевой славы «Оружие войны»
Совместная работа с воспитателями старших групп
Март
-Экскурсии для воспитанников 7 -8 лет в музей боевой славы «Дети - герои»,
Апрель
- Фотоконкурс для дошкольников и их родителей «Стараемся быть похожими на вас»
- Создание стенда «Бессмертный полк»
-Экскурсии для воспитанников 5-7лет в музей боевой славы «Сражения войны»
Совместная работа с воспитателями старших групп
Май
- Конкурс чтецов (тематика: о героизме)
- Экскурсии для воспитанников 5-7лет в музей боевой славы «Награды войны»
Совместная работа с активом музея
Заключение «Как нет человека без самолюбия, так и нет человека без любви к отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека» К.Д. Ушинский Патриотическое воспитание – основа формирования будущего гражданина.
Патриотическое чувство не возникает само по себе. Это результат длительного целенаправленного воспитательного воздействия на человека, начиная с самого дошкольного детства.
Здесь немаловажную роль играет влияние семьи и образования.
Ребенок не рождается злым или добрым, нравственным или безнравственным. То, какие нравственные качества разовьются у ребенка, зависит, прежде всего, от родителей и окружающих его взрослых, как они его воспитают, какими впечатлениями обогатят.
Любовь к Родине, привязанность к родной земле, языку, культуре, традициям входят в понятие «патриотизм». Оно проявляется в чувстве гордости за достижения родной страны, в горечи за ее неудачи и беды, бережном отношении к народной памяти, национально-культурным традициям.
Патриотизм в современных условиях – это, с одной стороны, преданность своему Отечеству, а с другой, - сохранение культурной самобытности каждого народа, входящего в состав России.
Таким образом, среда ДОУ подчинена идее воспитания гражданственности как одной из ключевых компетенций, без которых невозможна жизнь в современном обществе.
Список литературы
1. Вишневская В.Н. Программа духовно-патриотического воспитания детей 5-7 лет «Свет Руси». – М.: АРКТИ.
2. Дудникова С.А. Музей в гражданском и патриотическом воспитании детей дошкольного возраста. //Детский сад от А до Я.
3. Евдокимова Е.С. Педагогическая поддержка семьи в воспитании дошкольника. – М.: ТЦ «Сфера»
4. Зацепина М.Б. Дни воинской славы: Патриотическое воспитание дошкольников: Для работы с детьми 5-7 лет. – М.: Мозаика-Синтез
5. Как научить детей любить Родину: руководство для воспитателей и учителей / авт. – сост. Ю.Е.Антонов, Л.В. Левина и др. – М.: АРКТИ,
6. Лебедева О.В. Этапы патриотического воспитания детей//Управление дошкольным образовательным учреждением. – 2005. - №1.
7. Маханева М.Д. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников//Управление дошкольным образовательным учреждением.
8. Патриотическое воспитание дошкольников средствами краевед туристской деятельности / под ред. А.А. Остапца и др.
9. Усачёва Т.В. Программа патриотического воспитания дошкольников. //Воспитатель Дошкольного Образовательного Учреждения. – 2010. - №4.
10. Цветкова И.М. Любовь к Родине воспитывается с раннего возраста //Управление дошкольным образовательным учреждением. – 2010. - №1.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Инновационные формы работы по нравственно-патриотическому воспитанию с детьми старшего дошкольного возраста через организацию дополнительного образования»
Из опыта работы по программе дополнительного образования "Юный гид"...
"Инновационные формы работы по нравственно - патриотическому воспитанию дошкольников"
Консультация для воспитателей...
Проект Музей «Воинской славы», как инновационная форма работы по нравственно-патриотическому воспитанию в ДОУ
ПроектМузей «Воинской славы», как инновационнаяформа работы по нравственно-патриотическому воспитанию в ДОУ...
Проект Мини-музей «БОЕВОЙ СЛАВЫ», как инновационная форма работы по нравственно-патриотическому воспитанию в ДОУ
Центром реализации такой системы становится создание мини-музея, который поможет решить задачи в патриотическом воспитании детей....
«Инновационные формы работы по нравственно – патриотическому воспитанию»
Актуальность проблемы патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее важных. Дети, начиная с дошкольного возраста, страдают дефицитом знаний о родном ...
Проект Музей боевой славы как инновационная форма работы по нравственно-патриотическому воспитанию в ДОУ
laquo;Не забывай Кровавые закаты,Когда в руинах был родимый край,И как на землю падали солдаты,Убитыми…Живой, не забывай!»М.Михайлов....
Инновационные формы работы по нравственно – патриотическому воспитанию старших дошкольников
Значение В дошкольном возрасте у детей стремительно развиваются общечеловеческие ценности: любовь к родителям и семье, близким людям, родному месту, где он вырос, и, безусловно, к Родине. При это...
- Мне нравится (1)