Проект "Музей победы" как инновационная форма работы по нравственно - патриотическому воспитанию.
проект (старшая группа)

Полянская Лилия Ивановна

Фундаментальной основой будущего нашей страны и наших детей является патриотизм. Во главу угла этого понятия лежат непреклонные ценности: любовь и уважение к своей Родине и ее традициям, духовному наследию наших предков и многонационального народа, ответственность за свою страну и ее будущее.

 Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем современного общества. В национальной доктрине образования в Российской Федерации приоритетным направлением в вопросе воспитания гражданина выдвинута следующая задача: «Система образования призвана обеспечить… воспитание патриотов России, граждан правового, демократического, социального государства, уважающих права и свободу личности и обладающих высокой нравственностью…»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Проект "Музей победы"30.07 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное  дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №86»  –  город Курск.

Проект Музей Победы как инновационная форма работы по нравственно-патриотическому воспитанию в ДОУ г. Курск  2021

 Информационная карта проекта : наименование проекта Музей боевой славы как инновационная форма работы по нравственно-патриотическому воспитанию в ДОУ

Основания для разработки проекта

¬ Конвенция о правах ребёнка;

¬ Конституция РФ статья 43; ¬ Семейный кодекс РФ;

¬ Закон РФ «Об образовании» от 29.12.2012 года № 273-ФЗ;

 ¬ Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования;

¬ Закон «О региональном компоненте государственных образовательных стандартов»;

 ¬ Программа развития МКДОУ  №86 на 2021-2022г.г.;

¬ Устав МКДОУ № 86 Заказчик проекта

 ¬ МКДОУ № 86 на 2021-2022г.г.; родители (законные представители)

 Тип проекта

¬ Исследовательский, практико - ориентированный.

Автор проекта :

 воспитатели: Полянская Л.И. Ивлицкая Е.Н.

Участники проекта

 ¬ Педагоги, воспитанники, родители Направления проекта

¬ Совместная деятельность с детьми.

 ¬ Взаимодействие с педагогами и специалистами ДОУ

¬ Взаимодействие с родителями.

 Введение «Не забывай Кровавые закаты, Когда в руинах был родимый край, И как на землю падали солдаты, Убитыми… Живой, не забывай!» М.Михайлов.

Фундаментальной основой будущего нашей страны и наших детей является патриотизм. Во главу угла этого понятия лежат непреклонные ценности: любовь и уважение к своей Родине и ее традициям, духовному наследию наших предков и многонационального народа, ответственность за свою страну и ее будущее.

 Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем современного общества. В национальной доктрине образования в Российской Федерации приоритетным направлением в вопросе воспитания гражданина выдвинута следующая задача: «Система образования призвана обеспечить… воспитание патриотов России, граждан правового, демократического, социального государства, уважающих права и свободу личности и обладающих высокой нравственностью…»

 К сожалению, реальная ситуация, сложившаяся в нашей стране в политике, экономике и культуре России с большей очевидностью подчеркивает об утрате нашим обществом российского патриотичного сознания. В связи с этим многократно повышается роль воспитания у подрастающего поколения чувства патриотизма и гражданственности.

Возрастает необходимость преобразования всех сфер жизнедеятельности общества, как восстановления, так и обновления духовных начал, глубокого познания наших исторических ценностей, героического прошлого Отечества, высокой самодисциплины, воли и гражданского мужества народа. Особенно это актуально в канон празднования 75 летнего юбилея Великой Победы. Без патриотизма невозможно воспитать достойного человекагражданина, выработать у него устойчивый иммунитет к негативным влияниям, когда в угоду моде усваивается всё зарубежное при забвении о национальном достоинстве.

Все дальше уходят в глубь истории грозные годы Великой Отечественной войны. Все чаще и чаще находятся «умники», которые пытаются перекроить страницы грозных лет и уничтожить в сердцах людей память о подвиге наших дедов и отцов, которые ценою своих жизней отстояли для будущих потомков мирное небо над головой!

Война - это суровая трагедия. За ней скрываются кровь, боль, страх и потери.

 Мы не имеем права не знать своей истории, не гордиться своими предками, их мужеством и стойкостью. Сколько людей отдали жизнь на поле боя, сражаясь за Родину, за то, чтобы мы жили в этом огромном и прекрасном мире, отвоеванном солдатами Великой Отечественной войны. Миллионы жизней отданы в борьбе с фашистами и поэтому сейчас мы живём мирно и счастливо. Все они, несомненно, герои и сколько бы не прошло лет, мы всегда будем помнить тех, кто защищал нашу Родину.

 В решении этой проблемы большая роль отводится дошкольному образованию, так как именно в дошкольном возрасте закладывается основы нравственных качеств ребенка. Таким образом, проект ориентирован в конечном итоге на формирование у детей гражданственности, чувства любви и гордости за свою Родину через построение оптимальной педагогической системы. В настоящее время существует множество методов развития познавательных процессов у дошкольников, наряду с другими мной будет использован метод музейной педагогики в виде мини-музея.

 Мини-музей — результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей. В ходе работы весь материал систематизируется и дополняется. В итоге главная цель будет достигнута: отношения родителей и педагогов изменяются, больше сплачиваются, происходит сближение. Налаживаются партнерские отношения между дошкольными учреждениями и родителями. Как научная дисциплина музейная педагогика, на стыке музееведения, педагогики и психологии, рассматривает музей как образовательную систему, то есть она способна решать образовательную, развивающую, просветительскую и воспитательную задачи.

 Музейная педагогика прочно входит в дошкольные образовательные учреждения. Цель музейной педагогики — создание условий для развития личности путём включения её в многообразную деятельность музея.

 Актуальность использования элементов музейной педагогики в ДОУ заключается в том, что ее средства позволяют эффективно реализовывать ФГОС, в части формирования целевых ориентиров, способствует овладению основными культурными способами деятельности, проявления инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности, учит ребенка проявлять любознательность, задавать вопросы взрослым и сверстникам, интересоваться причинно-следственными связями, формирует умение самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать.

Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста является одной из важнейших задач современного образования. Именно дошкольный возраст один из самых благоприятных периодов воспитания любви к малой Родине, воспитания таких нравственных качеств, которые позволяют вырасти дошкольнику человеком — гражданином своей страны, патриотом, умеющим ценить и беречь историческое и культурное наследие русского народа.

 В мировой и отечественной истории есть события, имеющие непреходящее значение. Время с возрастающей силой подчеркивает их величие, выдающуюся роль в развитии цивилизации.

Цель проекта: Использование потенциала музея в образовательной и воспитательной деятельности детского сада по формированию современного национального воспитательного идеала — высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны.

Задачи проекта: Внедрять музейную педагогику, создающую условия для развития свободной, творческой, инициативной личности, путем включения воспитанников в многообразную деятельность музея детского сада. Совершенствовать экспозиционно-выставочное пространство с использованием современных музейных технологий и эстетики, способствующих повышению привлекательности музея. Координировать и объединять деятельность участников образовательного процесса и социальных партнеров по духовно-нравственному воспитанию подрастающего поколения.

 Основные направления деятельности ∙ Поисковая, научно-исследовательская работа:

 ∙ Сбор материала о земляках- участниках Великой Отечественной войны, история освобождения населенных пунктов России (городаГерои)

∙ Работа с музейным фондом

 ∙ Формирование фондов подлинных памятников истории Великой Отечественной войны; Формирование фондов копий.

∙ Экскурсионно- просветительская работа

 ∙ Проведение занятий в музее «ЮЗР», проведение тематических занятий мужества, занятий по ознакомлению с героизмом медицинских сестер, бойцов, солдат, о тяготах детства во время войны, о городах- героях, о великих сражениях войны, знакомство с наградами войны и.т.д.

 ∙ Развитие сетевого взаимодействия

 ∙ Связь музея с государственными учреждениями, общеобразовательными организациями.

 ∙ Организационная работа

 ∙ Обеспечение учета и условий сохранности фонда музея; оформление экспозиций музея, досуговая деятельность. Принципы и подходы с учетом ФГОС ДО  Проект строится на основании следующих принципов в соответствие с ФГОС дошкольного образования:

∙ уважение личности ребенка;

∙ реализация Проекта в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности; содержание развивающих игр и упражнений должно быть ориентировано на ребенка и его взаимодействие с другими детьми.

 ∙ содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;

 ∙ поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;

∙ соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития; При реализации проекта используется комплекс взаимодополняющих методов:

Теоретические: анализ психолого – педагогической литературы, существующего педагогического опыта и методических подходов по теме исследования; изучение документов, прогнозирование и проектирование.

Информационные: информационные стенды, памятки, собрания, беседы, информация на сайте. ∙ Активные: моделирование игровых и проблемных ситуаций. Необходимые условия реализации проекта:

-интерес детей и родителей;

- методические разработки,

- интеграция со специалистами детского сада.

 Ожидаемые результаты: У детей будут сформированы представления:

∙ о значении победы нашего народа в Великой Отечественной войне;

 ∙ интерес к военно-патриотической музыке;

 ∙ чувство единения и гордости за старшее поколение;

 ∙ изменение приоритетов родителей в вопросе нравственнопатриотического воспитания детей.

 ∙ совершенствование системы взаимодействия между детьми, родителями и педагогами; Средства патриотического воспитания:

 ¬ Встречи с ветеранами ВОВ и локальных войн;

¬ Экскурсии по музейным выставкам для всех возрастных групп

 ¬ Музейные уроки (на базе музея);

¬ Экскурсионная деятельность;

¬ Познавательные занятия в старших группах;

 ¬ Диспуты, круглые столы с детьми и родителями

 ¬ Оформление тематических выставок;

¬ Проведение викторин

 Этапы реализации проекта:

 I этап – Информационно – накопительный: Изучить контингент участников проекта (дети, родители, педагоги). ⎫ Поиск инновационных форм, методов и способов по работе с вышеуказанным контингентом. ⎫ Пополнить предметно-развивающую среду для реализации участников проекта. ⎫ Подобрать консультативный и наглядный материал для родителей, педагогов. ⎫ Организовать выставку методической литературы для родителей и педагогов по теме проекта. ⎫ Провести анкетирование родителей с целью определения их отношения к нравственно-патриотическому воспитанию детей.

 II этап – Аналитический: После того, как были определены тема и цель проекта, мною подбирался наглядный материал, фото, аудио и видео материалы, книги; разрабатывались конспекты НОД по заданным темам. Были проведены обсуждения со специалистами, педагогами и родителями ДОУ о материальных и технических возможностях реализации проекта. Одновременно шло накопление и подбор материала по всем направлениям деятельности. Результатом проделанной работы явилось составление перспективного плана развития музея и работы с родителями и воспитанниками дошкольного учреждения.

 Содержание 2021- 2022

 1. Работа с музейным фондом Инвентаризация имеющихся музейных предметов + + +

 Поиск и пополнение музейного фонда музейными предметами + + +

 Создание инвентарных книг (основного фонда, научно-вспомогательного фонда) + +

Создание нормативно-правовых актов и документации по деятельности музея (программа, положение) + + +

2. Поисковая, научно-исследовательская работа ¬Документы военных лет + + +

¬Боевые трофеи + + +

¬Обмундирование + + +

 ¬Награды + + + ¬Переписка + +

Подготовка материалов о Ветеранах ВОВ . + +

Выпуск сборника детских стихов о ВОВ +

 Выпуск сборника сценариев, посвященных Дню Победы + +

 Подготовка поделок военной техники, оружия и т.п + + +

3. Экскурсионно - просветительская Организация экскурсий в музей воспитанников по графику + +

Проведение тематических занятий по теме: «Мужество и подвиг» + + +

Организация работы с семьями воспитанников Семья - первый социальный институт ребёнка, где он усваивает моральные принципы и нормы, семья - транслятор нравственного, духовного опыта, имеющий огромный воспитательный потенциал. В народе говорят: «хороший пример - лучше, чем сто слов», воплощая этот мудрый педагогический прием в жизни, мы вовлекаем семью в жизнедеятельность ДОУ, в систему работы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников. Действующие формы работы с детьми и родителями:

 1. Целевые прогулки к монументу Победы в сочетании с работой в Музее Победы детского сада. Содержанием таких экскурсий являются: наблюдения ритуальных моментов: возложение цветов к памятнику, минута молчания, встреча с участниками войны. Такую же экскурсию проводят и с участием родителей. Им предлагается «маршрут выходного дня» с подробным описанием посещаемого объекта и рекомендациями по доступному ознакомлению ребёнка с памятником.

 2. Чтение художественной литературы, соответствующей возрастной категории детей – о защитниках родной земли, Отечества, например, чтение произведений из серии «Дедушкины медали».

Родителям даются рекомендации к посещению вместе с детьми городской библиотеки.

4. Использование ИКТ-технологий: показ видеоматериалов о родной земле, о героизме русского народа, о Великой Отечественной войне, о знаменитых битвах и сражениях («Курская дуга», «Битва под Сталинградом»).

 5. Рассматривание иллюстраций, картин, разнообразных репродукций и вырезок из газет, содержащих необходимые исторические факты и события из окружающей жизни.

 6. Участие в праздничных днях: «День города», «День матери», «Папин праздник», «День Победы»

7. Подготовка тематических выставок, посвящённых памятным датам, изготовление сувениров для ветеранов войны. Родители принимают активное участие в их подготовке и организации: создание коллажей, подарков, альбомов.

 8. Сбор наглядного материала с помощью детей и родителей группы (значки, открытки и т. д.) для использования в беседах с детьми.

 9. Проведение традиционных конкурсов семейного творчества: «Моя Родинаместо, где я родился», «Моя родословная», «Рисую вместе с папой»

 10. Организация выставки картин на военно-патриотическую тему отечественных художников. 11. Организации выставки детских работ военно-патриотической тематики.

 12. Привлечение родительской общественности к оказанию посильной помощи в изготовлении атрибутики (макетов военной техники, стендовое моделирование).

13.Общее родительское собрание, посвящённое влиянию семьи и социальных факторов на формирование нравственно-патриотических чувств дошкольников.

Наш детский сад - открытое образовательное пространство, координируя систему работы по данному направлению, ДОУ создает условия для активного вовлечения родителей в воспитательный процесс:

• Групповые родительские собрания по темам: «Что могут и должны сделать родители по нравственно-патриотическому воспитанию ребёнка», «Человек начинается с детства».

 • Психолого-педагогическое консультирование родителей Для реализации названных целей и задач музей обладает достаточными ресурсами ¬ экспозиций музея Победы МКДОУ  №86 Экспозиция «Герои-Куряне»

 Беседы, экскурсии, тематические занятия на тему «Памятники ВОВ  героям -Курянам».

Экспозиция – галерея Славы «Портреты ветеранов ВОв» родные и близкие сотрудников и воспитанников нашего дошкольного учреждения Города .

Герои Боевые награды, подлинные фотографии военных лет, наградные документы.

Оригинал письма с фронта Экспозиция – панорама военного сражения.

 Выставка игрушек «Военная техника».

Семейные реликвии.

 Подборка детской литературы.

Основной фонд музея – 1 (письмо с фронта) \ 98 экспонатов (временная экспозиция, боевые награды) Научно-вспомогательный фонд :

 150 В музее оформлены: - галерея портретов «Наши ветераны» - памятные даты ВОВ - стенды сражения войны - города Герои - баннер «Панорама сражения» - объемное изображение памятника «Воину-освободителю» - демонстрационные картинки и беседы (дети-герои, города герои, оружие войны, награды войны, сражения войны)

Важная особенность организации Музея— возможность его посещения каждый день и участие в его создании детей и родителей. В обычном музее ребенок — лишь пассивный созерцатель, а здесь он — соавтор, творец экспозиции.

Причем не только он сам, но и его родители. Каждый Музей — результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей, что даёт плодотворный результат работы во многих областях воспитательно – образовательного процесса как в рамках дошкольного учреждения, так и за его пределами.

Создавая Музей Победы, мы предположили, что это даст возможность практического претворения тех педагогических идей и методик, которые реализуются в системе нравственно-патриотического воспитания.

 План работы музея на 2019-2020 учебный год

 Месяц мероприятие

Ответственный за проведение

Ноябрь

 - Фотовыставка «Архив семьи» Тематические беседы «Семейные реликвии»

 - Обзорная экскурсия в музей.

 Декабрь

 - Пополнение мини-музея экспонатами, символикой и атрибутами;

 - тематическое занятие с воспитанниками 6-7 лет «Города герои» Егорова М.Л. Совместная работа с воспитателями старших групп

 Январь

 - создание летописи «От первого лица» истории о жизни простого народа в военные и послевоенные годы.

-Экскурсии для воспитанников   в музей боевой славы «Вечер песен советских композиторов «О войне» Егорова М.Л. Совместная работа с активом музея

 Февраль

 -Рассматривание армейских фотоальбомов пап детей

 -Выставка поделок «Оружие войны» (конкурс для воспитанников и их родителей)

 -Экскурсии для воспитанников 7-8 лет в музей боевой славы «Оружие войны»

 Совместная работа с воспитателями старших групп

Март

 -Экскурсии для воспитанников 7 -8 лет в музей боевой славы «Дети - герои»,

Апрель

 - Фотоконкурс для дошкольников и их родителей «Стараемся быть похожими на вас»

 - Создание стенда «Бессмертный полк»

 -Экскурсии для воспитанников 5-7лет в музей боевой славы «Сражения войны»

 Совместная работа с воспитателями старших групп

Май

 - Конкурс чтецов (тематика: о героизме)

- Экскурсии для воспитанников 5-7лет в музей боевой славы «Награды войны»

Совместная работа с активом музея

Заключение «Как нет человека без самолюбия, так и нет человека без любви к отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека» К.Д. Ушинский Патриотическое воспитание – основа формирования будущего гражданина.

Патриотическое чувство не возникает само по себе. Это результат длительного целенаправленного воспитательного воздействия на человека, начиная с самого дошкольного детства.

Здесь немаловажную роль играет влияние семьи и образования.

 Ребенок не рождается злым или добрым, нравственным или безнравственным. То, какие нравственные качества разовьются у ребенка, зависит, прежде всего, от родителей и окружающих его взрослых, как они его воспитают, какими впечатлениями обогатят.

 Любовь к Родине, привязанность к родной земле, языку, культуре, традициям входят в понятие «патриотизм». Оно проявляется в чувстве гордости за достижения родной страны, в горечи за ее неудачи и беды, бережном отношении к народной памяти, национально-культурным традициям.

Патриотизм в современных условиях – это, с одной стороны, преданность своему Отечеству, а с другой, - сохранение культурной самобытности каждого народа, входящего в состав России.

Таким образом, среда ДОУ подчинена идее воспитания гражданственности как одной из ключевых компетенций, без которых невозможна жизнь в современном обществе.

Список литературы

 1. Вишневская В.Н. Программа духовно-патриотического воспитания детей 5-7 лет «Свет Руси». – М.: АРКТИ.

 2. Дудникова С.А. Музей в гражданском и патриотическом воспитании детей дошкольного возраста. //Детский сад от А до Я.

 3. Евдокимова Е.С. Педагогическая поддержка семьи в воспитании дошкольника. – М.: ТЦ «Сфера»

 4. Зацепина М.Б. Дни воинской славы: Патриотическое воспитание дошкольников: Для работы с детьми 5-7 лет. – М.: Мозаика-Синтез

 5. Как научить детей любить Родину: руководство для воспитателей и учителей / авт. – сост. Ю.Е.Антонов, Л.В. Левина и др. – М.: АРКТИ,

 6. Лебедева О.В. Этапы патриотического воспитания детей//Управление дошкольным образовательным учреждением. – 2005. - №1.

7. Маханева М.Д. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников//Управление дошкольным образовательным учреждением.

8. Патриотическое воспитание дошкольников средствами краевед туристской деятельности / под ред. А.А. Остапца и др.

 9. Усачёва Т.В. Программа патриотического воспитания дошкольников. //Воспитатель Дошкольного Образовательного Учреждения. – 2010. - №4.

 10. Цветкова И.М. Любовь к Родине воспитывается с раннего возраста //Управление дошкольным образовательным учреждением. – 2010. - №1.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект Музей «Воинской славы», как инновационная форма работы по нравственно-патриотическому воспитанию в ДОУ

ПроектМузей «Воинской  славы», как инновационнаяформа работы по нравственно-патриотическому воспитанию в ДОУ...

Проект Мини-музей «БОЕВОЙ СЛАВЫ», как инновационная форма работы по нравственно-патриотическому воспитанию в ДОУ

Центром реализации такой системы становится создание мини-музея, который поможет решить задачи в патриотическом воспитании детей....

«Инновационные формы работы по нравственно – патриотическому воспитанию»

    Актуальность проблемы патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее важных. Дети, начиная с дошкольного возраста, страдают дефицитом знаний о родном ...

Проект Музей боевой славы как инновационная форма работы по нравственно-патриотическому воспитанию в ДОУ

laquo;Не забывай Кровавые закаты,Когда в руинах был родимый край,И как на землю падали солдаты,Убитыми…Живой, не забывай!»М.Михайлов....

Инновационные формы работы по нравственно – патриотическому воспитанию старших дошкольников

Значение В дошкольном возрасте у детей стремительно развиваются общечеловеческие ценности: любовь к родителям и семье, близким людям, родному месту, где он вырос, и, безусловно, к Родине. При это...