Проект Музей боевой славы как инновационная форма работы по нравственно-патриотическому воспитанию в ДОУ
проект
«Не забывай
Кровавые закаты,
Когда в руинах был родимый край,
И как на землю падали солдаты,
Убитыми…
Живой, не забывай!»
М.Михайлов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_4.docx | 737.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект
Музей боевой славы как инновационная форма работы по нравственно-патриотическому воспитанию в ДОУ
Информационная карта проекта
Наименование проекта | Музей боевой славы как инновационная форма работы по нравственно-патриотическому воспитанию в ДОУ |
Основания для разработки проекта |
|
Заказчик проекта | МАДОУ МАДОУ ДС №55 «Изумрудный город».», родители (законные представители) |
Тип проекта | Исследовательский, практико - ориентированный. |
Автор проекта | Воспитатель Петрова Е.С. |
Участники проекта | Педагоги, воспитанники, родители |
Направления проекта |
|
Введение
«Не забывай
Кровавые закаты,
Когда в руинах был родимый край,
И как на землю падали солдаты,
Убитыми…
Живой, не забывай!»
М.Михайлов.
Фундаментальной основой будущего нашей страны и наших детей является патриотизм. Во главу угла этого понятия лежат непреклонные ценности: любовь и уважение к своей Родине и ее традициям, духовному наследию наших предков и многонационального народа, ответственность за свою страну и ее будущее. Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем современного общества.
В национальной доктрине образования в Российской Федерации приоритетным направлением в вопросе воспитания гражданина выдвинута следующая задача: «Система образования призвана обеспечить… воспитание патриотов России, граждан правового, демократического, социального государства, уважающих права и свободу личности и обладающих высокой нравственностью…»
К сожалению, реальная ситуация сложившаяся в нашей стране в политике, экономике и культуре России с большей очевидностью подчеркивает об утрате нашим обществом российского патриотичного сознания. В связи с этим многократно повышается роль воспитания у подрастающего поколения чувства патриотизма и гражданственности. Возрастает необходимость преобразования всех сфер жизнедеятельности общества, как восстановления, так и обновления духовных начал, глубокого познания наших исторических ценностей, героического прошлого Отечества, высокой самодисциплины, воли и гражданского мужества народа.
Без патриотизма невозможно воспитать достойного человека-гражданина, выработать у него устойчивый иммунитет к негативным влияниям, когда в угоду моде усваивается всё зарубежное при забвении о национальном достоинстве. Все дальше уходят в глубь истории грозные годы Великой Отечественной войны. Все чаще и чаще находятся «умники», которые пытаются перекроить страницы грозных лет и уничтожить в сердцах людей память о подвиге наших дедов и отцов, которые ценою своих жизней отстояли для будущих потомков мирное небо над головой!
Война - это суровая трагедия. За ней скрываются кровь, боль, страх и потери. Мы не имеем права не знать своей истории, не гордиться своими предками, их мужеством и стойкостью. Сколько людей отдали жизнь на поле боя, сражаясь за Родину, за то, чтобы мы жили в этом огромном и прекрасном мире, отвоеванном солдатами Великой Отечественной войны. Миллионы жизней отданы в борьбе с фашистами и поэтому сейчас мы живём мирно и счастливо. Все они, несомненно, герои и сколько бы не прошло лет, мы всегда будем помнить тех, кто защищал нашу Родину.
В решении этой проблемы большая роль отводится дошкольному образованию, так как именно в дошкольном возрасте закладывается основы нравственных качеств ребенка. Таким образом, проект ориентирован в конечном итоге на формирование у детей гражданственности, чувства любви и гордости за свою Родину через построение оптимальной педагогической системы.
В настоящее время существует множество методов развития познавательных процессов у дошкольников, наряду с другими мной было использован метод музейной педагогики в виде мини-музея.
Мини-музей — результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей. В ходе работы весь материал систематизируется и дополняется. В итоге главная цель достигнута: отношения родителей и педагогов изменяются, больше сплачиваются, происходит сближение. Налаживаются партнерские отношения между дошкольными учреждениями и родителями.
Как научная дисциплина музейная педагогика, на стыке музееведения, педагогики и психологии, рассматривает музей как образовательную систему, то есть она способна решать образовательную, развивающую, просветительскую и воспитательную задачи. Музейная педагогика прочно входит в дошкольные образовательные учреждения.
Цель музейной педагогики — создание условий для развития личности путём включения её в многообразную деятельность музея.
Актуальность использования элементов музейной педагогики в ДОУ заключается в том, что ее средства позволяют эффективно реализовывать ФГОС, в части формирования целевых ориентиров, способствует овладению основными культурными способами деятельности, проявления инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности, учит ребенка проявлять любознательность, задавать вопросы взрослым и сверстникам, интересоваться причинно-следственными связями, формирует умение самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать.
Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста является одной из важнейших задач современного образования. Именно дошкольный возраст один из самых благоприятных периодов воспитания любви к малой Родине, воспитания таких нравственных качеств, которые позволяют вырасти дошкольнику человеком — гражданином своей страны, патриотом, умеющим ценить и беречь историческое и культурное наследие русского народа.
В мировой и отечественной истории есть события, имеющие непреходящее значение. Время с возрастающей силой подчеркивает их величие, выдающуюся роль в развитии цивилизации.
Цель проекта: Использование потенциала музея в образовательной и воспитательной деятельности детского сада по формированию современного национального воспитательного идеала — высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны.
Задачи проекта:
Внедрять музейную педагогику, создающую условия для развития свободной, творческой, инициативной личности, путем включения воспитанников в многообразную деятельность музея детского сада.
Совершенствовать экспозиционно-выставочное пространство с использованием современных музейных технологий и эстетики, способствующих повышению привлекательности музея.
Координировать и объединять деятельность участников образовательного процесса и социальных партнеров по духовно-нравственному воспитанию подрастающего поколения.
Основные направления деятельности
- Поисковая, научно-исследовательская работа:
- Сбор материала о земляках- участниках Великой Отечественной войны, история освобождения населенных пунктов России (города-Герои)
- Работа с музейным фондом
- Формирование фондов подлинных памятников истории Великой Отечественной войны; Формирование фондов копий.
- Экскурсионно- просветительская работа
- Проведение занятий в музее, проведение тематических занятий мужества, занятий по ознакомлению с героизмом медицинских сестер, бойцов, солдат, о тяготах детства во время войны, о городах- героях, о великих сражениях войны, знакомство с наградами войны и.т.д.
- Развитие сетевого взаимодействия
- Связь музея с государственными учреждениями, общеобразовательными организациями.
- Организационная работа
- Обеспечение учета и условий сохранности фонда музея; оформление экспозиций музея, досуговая деятельность.
Принципы и подходы с учетом ФГОС ДО
Проект строится на основании следующих принципов в соответствие с ФГОС дошкольного образования:
- уважение личности ребенка;
- реализация Проекта в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности; содержание развивающих игр и упражнений должно быть ориентировано на ребенка и его взаимодействие с другими детьми.
- содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
- поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
- соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития;
При реализации проекта используется комплекс взаимодополняющих методов:
- Теоретические: анализ психолого–педагогической литературы, существующего педагогического опыта и методических подходов по теме исследования; изучение документов, прогнозирование и проектирование.
- Информационные: информационные стенды, памятки, собрания, беседы, информация на сайте.
- Активные: моделирование игровых и проблемных ситуаций.
Необходимые условия реализации проекта:
- интерес детей и родителей;
- методические разработки,
- интеграция со специалистами детского сада.
Ожидаемые результаты:
У детей будут сформированы представления:
- о значении победы нашего народа в Великой Отечественной войне;
- интерес к военно-патриотической музыке;
- чувство единения и гордости за старшее поколение;
- изменение приоритетов родителей в вопросе нравственно-патриотического воспитания детей.
- совершенствование системы взаимодействия между детьми, родителями и педагогами;
Средства патриотического воспитания:
- Встречи с ветеранами ВОВ и локальных войн;
- Экскурсии по музейным выставкам для всех возрастных групп
- Музейные уроки (на базе музея);
- Экскурсионная деятельность;
- Познавательные занятия в старших группах;
- Диспуты, круглые столы с детьми и родителями
- Оформление тематических выставок;
- Проведение викторин
Этапы реализации проекта:
I этап – Информационно – накопительный :
Изучить контингент участников проекта (дети, родители, педагоги).
- Поиск инновационных форм, методов и способов по работе с вышеуказанным контингентом.
- Пополнить предметно-развивающую среду для реализации участников проекта.
- Подобрать консультативный и наглядный материал для родителей, педагогов.
- Организовать выставку методической литературы для родителей и педагогов по теме проекта.
- Провести анкетирование родителей с целью определения их отношения к нравственно-патриотическому воспитанию детей.
- этап – Аналитический :
После того, как были определены тема и цель проекта, мною подбирался наглядный материал, фото, аудио и видео материалы, книги; разрабатывались конспекты НОД по заданным темам. Были проведены обсуждения со специалистами, педагогами и родителями ДОУ о материальных и технических возможностях реализации проекта. Одновременно шло накопление и подбор материала по всем направлениям деятельности. Результатом проделанной работы явилось составление перспективного плана развития музея и работы с родителями и воспитанниками дошкольного учреждения.
№ | Содержание | 2019-2020 | 2020-2021 | 2021-2022 |
1. | Работа с музейным фондом Инвентаризация имеющихся музейных предметов | + | + | + |
Поиск и пополнение музейного фонда музейными предметами | + | + | + | |
Создание инвентарных книг (основного фонда, научно-вспомогательного фонда) | + | + | ||
Создание нормативно-правовых актов и документации по деятельности музея (программа, положение) | + | + | + | |
2. | Поисковая, научно-исследовательская работа
| + | + | + |
| + | + | + | |
| + | + | + | |
| + | + | + | |
| + | + | ||
Подготовка материалов о Ветеранах ВОВ года. | + |
| + | |
Выпуск сборника детских стихов о ВОВ | + | |||
Выпуск сборника сценариев, посвященных Дню Победы | + | + | ||
Подготовка поделок военной техники, оружия и т.п | + | + | + | |
3. | Экскурсионно- просветительская Организация экскурсий в музей воспитанников по графику | + | + | + |
Проведение тематических занятий по теме: «Мужество и подвиг» | + | + | + | |
4 | Развитие сетевого взаимодействия Сотрудничество с МБУДО «ЦД и ЮТТ «Патриот» на договорной основе | + | + | + |
Организация работы с семьями воспитанников
Семья - первый социальный институт ребёнка, где он усваивает моральные принципы и нормы, семья - транслятор нравственного, духовного опыта, имеющий огромный воспитательный потенциал. В народе говорят: «хороший пример - лучше, чем сто слов», воплощая этот мудрый педагогический прием в жизни, мы вовлекаем семью в жизнедеятельность ДОУ, в систему работы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников.
Действующие формы работы с детьми и родителями:
1. Целевые прогулки в Парк Победы в сочетании с работой в Музее боевой Славы детского сада. Содержанием таких экскурсий являются: наблюдения ритуальных моментов: возложение цветов к памятнику, минута молчания, встреча с участниками войны. Такую же экскурсию проводят и с участием родителей. Им предлагается «маршрут выходного дня» с подробным описанием посещаемого объекта и рекомендациями по доступному ознакомлению ребёнка с памятником.
2. Чтение художественной литературы, соответствующей возрастной категории детей – о защитниках родной земли, Отечества, например, чтение произведений из серии «Дедушкины медали». Родителям даются рекомендации к посещению вместе с детьми городской библиотеки.
4. Использование ИКТ-технологий: показ видеоматериалов о родной земле, о героизме русского народа, о Великой Отечественной войне, о знаменитых битвах и сражениях («Курская дуга», «Битва под Сталинградом»).
5. Рассматривание иллюстраций, картин, разнообразных репродукций и вырезок из газет, содержащих необходимые исторические факты и события из окружающей жизни.
6. Встречи с ветеранами труда, представителями Казачества, участие в праздничных днях: «День города», «День матери», «Папин праздник», «День Победы»
7. Подготовка тематических выставок, посвящённых памятным датам, изготовление сувениров для ветеранов войны. Родители принимают активное участие в их подготовке и организации: создание коллажей, подарков, альбомов .
8. Сбор наглядного материала с помощью детей и родителей групп старшего дошкольного возраста (значки, открытки и т. д.) для использования в беседах с детьми.
9. Проведение традиционных конкурсов семейного творчества: «Моя Родина-место, где я родился», «Моя родословная», «Рисую вместе с папой»
10. Организация выставки картин на военно-патриотическую тему отечественных художников.
11. Организации выставки детских работ военно-патриотической тематики.
12. Привлечение родительской общественности к оказанию посильной помощи в изготовлении атрибутики (макетов военной техники, стендовое моделирование).
13.Общее родительское собрание, посвящённое влиянию семьи и социальных факторов на формирование нравственно-патриотических чувств дошкольников. Наш детский сад - открытое образовательное пространство, координируя систему работы по данному направлению, ДОУ создает условия для активного вовлечения родителей в воспитательный процесс:
• Групповые родительские собрания по темам: «Что могут и должны сделать родители по нравственно-патриотическому воспитанию ребёнка», «Человек начинается с детства».
• Психолого-педагогическое консультирование родителей
Для реализации названных целей и задач музей обладает достаточными ресурсами
экспозиций музея Боевой Славы МАДОУ ДС №55 «Изумрудный город»
Экспозиция памятника «Воину освободителю»
Беседы, экскурсии, тематические занятия на тему» Памятники ВОВ»
Экспозиция – стенд «Сражения войны»
коллекция значков по военной тематике,
подборка детской литературы.
Тематические занятия, чтение е детской
художественной литературы
Экспозиция – галерея Славы «Портреты ветеранов ВОВ» родные и близкие сотрудников и воспитанников нашего дошкольного учреждения
Экспозиция – стенд «Сражения войны»
Оригинал письма с фронта
Портреты ветеранов, участников ВОВ
Демонстрационный материал «Награды войны»
Экспозиция – панорама военного сражения ,
выставка игрушек «Военная техника»
Семейные реликвии.
Боевые награды, подлинные фотографии военных лет, наградные документы.
Основной фонд музея – 1 (письмо с фронта) \ 98 экспонатов (временная экспозиция, боевые награды)
Научно-вспомогательный фонд : 150
В музее оформлены:
- галерея портретов
«Наши ветераны»
- памятные даты ВОВ
- стенды сражения войны
- города Герои
- баннер «Панорама сражения»
- объемное изображение памятника «Воину-освободителю»
- демонстрационные картинки и беседы (дети-герои, города герои, оружие войны, награды войны, сражения войны)
Важная особенность организации Музея— возможность его посещения каждый день и участие в его создании детей и родителей. В обычном музее ребенок — лишь пассивный созерцатель, а здесь он — соавтор, творец экспозиции. Причем не только он сам, но и его родители. Каждый Музей — результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей, что даёт плодотворный результат работы во многих областях воспитательно – образовательного процесса как в рамках дошкольного учреждения, так и за его пределами. Создавая Музей боевой Славы, мы предположили, что это даст возможность практического претворения тех педагогических идей и методик, которые реализуются в системе нравственно-патриотического воспитания.
План работы музея на 2019-2022 учебный год
Месяц | мероприятие | Ответственный за проведение |
ноябрь | - Фотовыставка «Архив семьи» Тематические беседы «Семейные реликвии» - Обзорная экскурсия в музей (дети от 4 до 5лет) | Петрова Е.С. воспитатели |
декабрь | - Пополнение мини-музея экспонатами, символикой и атрибутами; - тематическое занятие с воспитанниками 6-7 лет «Города герои» | Петрова Е.С. Совместная работа с воспитателями старших групп |
январь | - создание летописи «От первого лица» истории о жизни простого народа в военные и послевоенные годы. -Экскурсии для воспитанников 4-5 лет в музей боевой славы «Вечер песен советских композиторов «О войне» | Петрова Е.С. Совместная работа с активом музея |
февраль | -Выставка армейских фотоальбомов пап детей -Выставка поделок «Оружие войны» (конкурс для воспитанников и их родителей) -Экскурсии для воспитанников 5-7лет в музей боевой славы «Оружие войны» | Петрова Е.С. Совместная работа с воспитателями старших групп |
март | -Экскурсии для воспитанников 5-7лет в музей боевой славы «Дети - герои» | Петрова Е.С. |
апрель | - Фотоконкурс для дошкольников и их родителей «Стараемся быть похожими на вас» - Создание стенда «Бессмертный полк» -Экскурсии для воспитанников 5-7лет в музей боевой славы «Сражения войны» | Петрова Е.С. Совместная работа с воспитателями старших групп |
май | - Конкурс чтецов (тематика: о героизме) - Экскурсии для воспитанников 5-7лет в музей боевой славы «Награды войны» | Петрова Е.С. Совместная работа с активом музея |
Заключение
К.Д.Ушинский писал: «Как нет человека без самолюбия, так и нет человека без любви к отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека…»
Патриотическое воспитание – основа формирования будущего гражданина. Патриотическое чувство не возникает само по себе. Это результат длительного целенаправленного воспитательного воздействия на человека, начиная с самого дошкольного детства. Здесь немаловажную роль играет влияние семьи и образования. Ребенок не рождается злым или добрым, нравственным или безнравственным. То, какие нравственные качества разовьются у ребенка, зависит, прежде всего, от родителей и окружающих его взрослых, как они его воспитают, какими впечатлениями обогатят. Любовь к Родине, привязанность к родной земле, языку, культуре, традициям входят в понятие «патриотизм». Оно проявляется в чувстве гордости за достижения родной страны, в горечи за ее неудачи и беды, бережном отношении к народной памяти, национально-культурным традициям. Патриотизм в современных условиях – это, с одной стороны, преданность своему Отечеству, а с другой, - сохранение культурной самобытности каждого народа, входящего в состав России.
Таким образом, среда ДОУ подчинена идее воспитания гражданственности как одной из ключевых компетенций, без которых невозможна жизнь в современном обществе.
Список литературы
1. Вишневская В.Н. Программа духовно-патриотического воспитания детей 5-7 лет «Свет Руси». – М.: АРКТИ.
2 Дудникова С.А. Музей в гражданском и патриотическом воспитании детей дошкольного возраста. //Детский сад от А до Я.
3. Евдокимова Е.С. Педагогическая поддержка семьи в воспитании дошкольника. – М.: ТЦ «Сфера»
4. Зацепина М.Б. Дни воинской славы: Патриотическое воспитание дошкольников: Для работы с детьми 5-7 лет. – М.: Мозаика-Синтез
5. Как научить детей любить Родину: руководство для воспитателей и учителей / авт. – сост. Ю.Е.Антонов, Л.В. Левина и др. – М.:АРКТИ,
6. Лебедева О.В. Этапы патриотического воспитания детей//Управление дошкольным образовательным учреждением. – 2005. - №1.
7.Маханева М.Д. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников//Управление дошкольным образовательным учреждением.
8.Патриотическое воспитание дошкольников средствами краеведотуристской деятельности / под ред. А.А. Остапца и др.
9.Усачёва Т.В. Программа патриотического воспитания дошкольников. //Воспитатель Дошкольного Образовательного Учреждения. – 2010. - №4.
10. Цветкова И.М. Любовь к Родине воспитывается с раннего возраста //Управление дошкольным образовательным учреждением. – 2010. - №1.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Инновационные формы работы по нравственно-патриотическому воспитанию с детьми старшего дошкольного возраста через организацию дополнительного образования»
Из опыта работы по программе дополнительного образования "Юный гид"...
"Инновационные формы работы по нравственно - патриотическому воспитанию дошкольников"
Консультация для воспитателей...
Проект Музей «Воинской славы», как инновационная форма работы по нравственно-патриотическому воспитанию в ДОУ
ПроектМузей «Воинской славы», как инновационнаяформа работы по нравственно-патриотическому воспитанию в ДОУ...
Проект Мини-музей «БОЕВОЙ СЛАВЫ», как инновационная форма работы по нравственно-патриотическому воспитанию в ДОУ
Центром реализации такой системы становится создание мини-музея, который поможет решить задачи в патриотическом воспитании детей....
«Инновационные формы работы по нравственно – патриотическому воспитанию»
Актуальность проблемы патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее важных. Дети, начиная с дошкольного возраста, страдают дефицитом знаний о родном ...
Проект "Музей победы" как инновационная форма работы по нравственно - патриотическому воспитанию.
Фундаментальной основой будущего нашей страны и наших детей является патриотизм. Во главу угла этого понятия лежат непреклонные ценности: любовь и уважение к своей Родине и ее традициям, духовному нас...
Инновационные формы работы по нравственно – патриотическому воспитанию старших дошкольников
Значение В дошкольном возрасте у детей стремительно развиваются общечеловеческие ценности: любовь к родителям и семье, близким людям, родному месту, где он вырос, и, безусловно, к Родине. При это...