Методическая разработка для педагогов
методическая разработка по коррекционной педагогике

Кочарян Ольга Александровна

В этот мир ребенок приходит маленьким «несмышленышем», не способным еще видеть и замечать всю красоту вокруг себя. И нам, педагогам, дана возможность помочь ребёнку увидеть как можно больше удивительного и прекрасного в мире изобразительного искусства.

Приобщая ребенка  к искусству, на занятиях изобразительной деятельностью использую нетрадиционных техники рисования, что очень способствует  не только общему духовному  развитию ребёнка, но и способствует развитию творческих его способностей.  Работа с необычными материалами дает возможность ему  ощутить незабываемые эмоции, свободу действий  и вселяет уверенность в собственные  силы, что в конечном результате помогает общему психическому и личностному развитию каждого ребенка.

Изобразительная деятельность - одно из самых доступных средств самовыражения ребёнка, в котором проявляется своеобразие многих сторон детской психики. Рисунок является мощным средством познания и отображения действительности, в рисунке раскрываются особенности мышления, воображения, у ребёнка активизируются все психические процессы: память, внимание, восприятие. А также мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение, обобщение.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методические рекомендации по созданию условий для художественно-эстетического развития ребёнка-дошкольника с ОВЗ в процессе

ознакомления его с многообразием и возможностями нетрадиционных

техник рисования»

Именно творческая деятельность человека

 делает его существом, обращенным к будущему,

созидающим его и видоизменяющим свое настоящее.

Л. С. Выготский

                                                               Кочарян Ольга Александровна,

                                                                         воспитатель, МБДОУ детский сад №3,

                                Каневской район

Цель: повышение профессионального педагогического мастерства в процессе активного педагогического общения по освоению опыта работы по применению нетрадиционных техник рисования в работе с дошкольниками с ОВЗ. Построение эффективного командного взаимодействия.

Задачи:

- сформировать представление у педагогов о возможностях  нетрадиционных техник рисования при организации образовательного процесса с детьми с ОВЗ в соответствии с  требованиями ФГОС;

- вызвать у участников мастер-класса интерес к нетрадиционной  технике рисования и желание развивать свой творческий потенциал.

- развивать творческую активность педагогического коллектива.

Аннотация. В статье рассматривается вопрос воспитания творчески активного молодого поколения с особенностями развития, влияние нетрадиционных техник на развитие познавательных процессов ребенка.

Ключевые слова: инновационный характер, успешная социализация детей с ОВЗ, необходимость в пересмотре  идей, создание эмоционально положительного настроя к дальнейшей творческой деятельности.

       В этот мир ребенок приходит маленьким «несмышленышем», не способным еще видеть и замечать всю красоту вокруг себя. И нам, педагогам, дана возможность помочь ребёнку увидеть как можно больше удивительного и прекрасного в мире изобразительного искусства.

Приобщая ребенка  к искусству, на занятиях изобразительной деятельностью использую нетрадиционных техники рисования, что очень способствует  не только общему духовному  развитию ребёнка, но и способствует развитию творческих его способностей.  Работа с необычными материалами дает возможность ему  ощутить незабываемые эмоции, свободу действий  и вселяет уверенность в собственные  силы, что в конечном результате помогает общему психическому и личностному развитию каждого ребенка.

Изобразительная деятельность - одно из самых доступных средств самовыражения ребёнка, в котором проявляется своеобразие многих сторон детской психики. Рисунок является мощным средством познания и отображения действительности, в рисунке раскрываются особенности мышления, воображения, у ребёнка активизируются все психические процессы: память, внимание, восприятие. А также мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение, обобщение.

При непосредственном контакте пальцев рук с краской дети познают ее свойства: густоту, твердость, вязкость. В изображении сказочных образов появляется умение передавать признаки необычности, сказочности. Обучение с помощью нетрадиционных техник рисованию  реализую в следующих направлениях:

- от рисования отдельных предметов к рисованию сюжетному;

- от изображения простых видов нетрадиционной техники к более сложным;

- от использования готового оборудования, к оборудованиям, которые необходимо самим изготовить;

- от использования метода подражания к самостоятельному выполнению замысла;

- от применения в рисунке одного вида техники к использованию смешанных техник изображения;

- от индивидуальной работы к коллективному изображению предметов.

Многие техники  нетрадиционного рисования способствуют повышению уровня развития зрительно – моторной координации и устранению речевых нарушений у детей – логопатов. 

Именно необычные материалы и оригинальные техники привлекают особенных детей тем, что здесь не присутствует слово «нельзя», можно рисовать, чем  хочешь, на чем хочешь, и даже можно придумать свою технику. Дети увлекаются работой  так, что без моей помощи при организации самостоятельной изобразительной деятельности,  в одном рисунке уже комбинируют разные техники рисования, а в помощь обязательно применяю музыкальное сопровождение. 

 Дети с ОВЗ, рисуя самостоятельно, учатся  думать, придумывать, чтобы тот или иной образ в рисунке получился выразительным.  Можно утверждать, что нетрадиционные техники рисования имеют инновационный характер. Ведь на занятиях используем  различные самодельные инструменты, природные и бросовые материалы.  Рисование напрямую связано  с развитием  таких психических функций как зрение, речь, мышление, двигательная  координация, коммуникабельность.   А использование хорошо знакомых бытовых предметов в качестве оригинальных художественных материалов вызывает у детей радость и множество положительных эмоций, что самоценно для успешной социализации детей с ОВЗ.

В работе с детьми  применяю  разнообразные  нетрадиционные техники. Например, такие  как:                                                                                                                                                                   «Рисование  пальчиковыми красками и гель-красками». Данный вид техники подойдёт для малышей. Краску готовлю  сама из простых и безопасных ингредиентов: крахмал, вода, пищевые красители. Маленькие дети   рисуют  просто руками. Процесс рисования   весьма увлекательный, ведь это так весело и интересно размазывать красящий состав по альбомным листам, наблюдая за волшебством появления разноцветных линий. Шедевров от маленьких детей ждать не приходится, «картины» получаются бессвязные. Но сам процесс  приносит  много пользы: формирует умение различать цвета; стимулирует усидчивость и самоконтроль; заставляет работать центр мышления; развивает мелкую моторику; учит смешивать цвета для получения оттенков.                                                                                                                    «Роспись ткани».  Эта техника очень привлекает детей, но работать с тканью, как я убедилась, оказалось для них не так легко, как с бумагой.  Так как  ткань  имеет способность "поднимается" за кисточкой, ее нужно правильно придерживать,  а это  требует от детей определенных умений и навыков. Да и краска должна быть "сметанообразной" консистенции, чтобы на рисунке не "поплыло" изображение предмета. Всем этим премудростям  учу детей, начиная со средней группы.                                                                                                                           Следующая техника, которую применяю в своей работе «Рисование мелом по бархатной бумаге».  Дети от этой техники просто в восторге! Рисунки получаются яркие и веселые.          Когда дети рисуют  мелом, они делают это увлечённо, с интересом, поэтому, у них сохраняется  высокая активность и  работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания.                                                                                                                            Видя это, ещё раз убедилась, что педагогическая деятельность в направлении эстетического  развития детей,   в моей практике выходит на первый план, возникает  необходимость в пересмотре его идей, поиске новых подходов, техник, позволяющих выстраивать процесс эстетического развития в соответствии с интересами дошкольников,  их потребностями, способностями, мотивами деятельности.                                                                                                  Поэтому, проводимые   с детьми  занятия с применением  нетрадиционных техник   проходят в атмосфере непринужденности, открытости, раскованности, развитии  инициативы, самостоятельности, создания эмоционально положительного настроя к дальнейшей творческой деятельности.                                                                                                                                 «Хе́ппенинг» - форма современного искусства, представляющая собой действия, события или ситуации, происходящие при участии художников, но не контролируемые им полностью. Хэппенинг обычно включает в себя импровизацию и не имеет чёткого сценария.                                                                                                                                                                            «Рисование пальчиками и ладошками» Данный вид рисования хорошо развивает мелкую моторику, что влияет не только на умение ребёнка  использовать свои руки, но и способствует развитию речи.                                                                                                                                      «Рисование (оттиск) пузырьковой пленкой» развивает  фантазию ребёнка , а так же мелкую моторику и пространственное воображение.

«Кляксография»   помогает формировать умение передавать силуэтное изображение, отрабатывает  навыки работы красками и  кистью. Она отлично развивает творчество, фантазию, воображение, воспитывает эстетическое восприятие произведений изобразительного искусства.

«Монотипия»   прекрасно развивает чувство композиции, ритма, тона, цветового контраста и гармонии, линии и пятна. Кроме этого работа над монотипией учит детей аккуратности во время работы, формирует логическое мышление, так как во время ее исполнения  необходимо соблюдать строгую последовательность всех действий.

  «Рисование солью»   не оставит равнодушным ни одного ребёнка. Рисуя в этой технике,  дети   очень удивлены тому, что соль  можно не только употреблять в пищу, но ещё ею можно  и рисовать. Это очень увлекательное и творческое занятие, оно способствует развитию мелкой моторики рук, усидчивости, помогает развить фантазию, творческое мышление и воображение, у ребенка.

 «Рисование листьями деревьев»   направлено на  развитие творческого мышления, воображения, цветовосприятия и  познавательного интереса в процессе рисования, так как дети не только рисуют, но ещё и закрепляют название деревьев.

  «Рисование нитками» (ниткография)   помогает детям не только развивать образное мышление, усидчивость,  но и помогает юным художникам научиться управлять своими пальчиками. А кроме этого, каждый шедевр, созданный ребёнком, становится абсолютно уникальным и неповторимым, ведь включается в работу детская фантазия.

«Рисование пластилином»   не только влияет на развитие  художественного вкуса и пространственного воображения, но и на  влияет на мелкую моторику. Т. е. при работе с пластилином массируются определенные точки на ладонях, которые в свою очередь активизируют работу мозга и развивают интеллект и речь ребенка - логопата.

Каждая из этих техник – это своеобразная игра, в которой дети учатся сопереживать, испытывают радость, получают положительные эмоции.  

Наблюдая за детьми в процессе творчества, увидела, что дети стали создавать своими руками маленькие шедевры, познавая радости, а порой  и разочарования.

Главное в моей работе,   чтобы занятия приносили детям только положительные эмоции, а созданные условия способствовали  успешной социализации детей с ОВЗ.

Подводя итог, можно сделать вывод, что  применение    нетрадиционных техник рисования благоприятно влияет на развитие, обучение и воспитание  детей с тяжелыми нарушениями речи.

Дети  стали более впечатлительны, открыты, эмоционально раскрепощены; взгляд на окружающий мир стал более творческим,  эстетически направленным.  А самое главное, что дети стали   более уверенными в себе.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект. Разработка этапов методического сопровождения педагогов в процессе взаимодействия с семьями воспитанников, способствующих повышению эффективности взаимодействия педагогов с семьями воспитанников.

Разработка  проекта этапов методического сопровождения педагогов, способствующего эффективному взаимодействию ДОУ с семьями воспитанников: 1. Создание пакета диагностик, направленного на выя...

Методическое сопровождение педагогов как способ организации методической деятельности

Решению задач по повышению уровня профессиональной компетенции, поддержке педагога в его профессиональной деятельности в современных условиях способствует комплексное методическое сопровождение педаго...

Методическая разработка по окружающему миру на тему: "Методические рекомендации педагогам дошкольного образования по организации наблюдения и ухода за растениями в уголке природы с детьми младшего возраста"

Методические рекомендации педагогом дошкольного образования по организации наблюдения и ухода за растениями в уголке природы с детьми младшего возраста. Цель: развитие у детей активного познавате...

Курс повышения квалификации для педагогов"Методическое сопровождение педагога в области развития словесного творчества детей"

Программа курса  по теме "Методическое сопровождение педагогав области развития словесного творчества детей", предназначена для педагогов образовательных организаций, содержание программы позволи...

Проект методической деятельности «Методическое сопровождение педагогов по реализации плана - проекта инновационной площадки МДОУ ДС № 202»

Основной целью  инновационной  деятельности является достижение высокой эффективности воспитательно-образовательной работы с детьми на уровне современных требований.  Инновационный прое...

Сборник методических материалов по результатам работы городского методического объединения педагогов, работающих с дошкольниками за 2016 - 2017 учебный год.

В сборнике представлены программно-методические материалы, разработанные с учетом  современных ФГОС дошкольного образования, рекомендации, статьи, конспекты занятий, подготовленные участника...

«Основная документация педагога-психолога ДОУ» (Городское методическое объединение педагогов - психологов)

Важным компонентом профессиональной дельности педагога-психолога в образовательном учреждении является оформление различного рода документации....