Конспект проэкта "Гендерное воспитание детей дошкольного возраста в процессе игровой деятельности"
проект (средняя группа)
Проэкт
Скачать:
Предварительный просмотр:
Проект «Гендерное воспитание детей дошкольного возраста в процессе игровой деятельности»
Проект «Гендерное воспитание детей дошкольного возраста в процессе игровой деятельности» в рамках реализации инновационной деятельности «Гендерное воспитание детей дошкольного возраста на основе культурных традиций родного края».
Актуальность проекта.
Как известно в детстве происходит становление образа Я мальчика (девочки) и приобретения им (ею) полоролевого опыта как пространства, где ребенок открывает для себя свой пол (физический, социальный, поведенческий, ролевой и т. д.). Важнейшую роль в этом выполняет сюжетно-ролевая игра, в процессе которой каждый ребенок проходит школу общения и взаимодействия с другими детьми, осознает себя и окружающую действительность, осваивает стили и модели поведения – входит в культуру и общество, социализируется.
Отражение в играх знаний о мире, о людях разных профессий, их взаимоотношениях и способах поведения в различных ситуациях невозможно без соответствующей предметно-пространственной среды, наполненной адекватным игровым материалом. Игровая предметно-пространственная среда позволяет создать в миниатюре общественную жизнь взрослых, помогает детям глубже проникнуть в социальную сущность их деятельности и отношений, поэтому игрушки и игровой материал должны
отражать гендерную идентичность дошкольников.
Особо важным в педагогической практике является совместное создание детьми и взрослыми (родителями и воспитателями) развивающей предметно-пространственной среды, позволяющей каждому участнику проявить себя в художественном творчестве, показать индивидуальный вкус и мастерство, знания об окружающем мире и отношениях между людьми. Неудивительно, что одной из целей деятельности нашей группы является воспитание у мальчиков и девочек гендерной идентичности в процессе игровой деятельности, которая зависит в первую очередь от отношения родителей к ребенку в семейном воспитании, а также от воспитания его в дошкольном учреждении.
Вид проекта - краткосрочный, групповой, творческий.
Участники проекта: дети среднего дошкольного возраста, родители, педагоги.
Сроки реализации: с 1декабря 2018 г. по 1 апреля 2019 г.
Цель проекта: создание условий РППС с учетом гендерной принадлежности для социализации ребенка в обществе посредством сюжетно-ролевой игры.
Задачи проекта:
• Формировать представления детей о различиях полов (физических, поведенческих и нравственно ценных) посредством ролевых игр.
• Развивать способы взаимодействия, характерные для мужского и женского типов поведения, через знакомство детей с русским фольклором и русскими традициями в семейном воспитании.
• Прививать нравственные качества, характерные для мальчиков и девочек посредством игровой деятельности.
• Повысить активность родителей в совместной деятельности по созданию условий для ролевых игр с учетом гендерного подхода.
Гипотеза реализации проекта
Реализация проекта позволит:
во-первых, объединить усилия воспитателей группы и родителей воспитанников для углубленного погружения ребенка в игровое пространство, позволяющее дошкольнику открывать для себя свой пол
(физический, социальный, поведенческий, ролевой и т. д., формировать ценностное отношение к себе, к противоположному полу, к своей семье;
во-вторых, расширить формы сотрудничества с родителями, повысить компетентность родителей и педагогов в вопросах гендерного воспитания детей дошкольного возраста.
Ожидаемые результаты проекта:
У детей:
- определение гендерной позиции по отношению к окружающему миру и людям через игровую деятельность;
- осознание собственного Я – мальчика (девочки, развитие ребенка как личности в социуме и семье, и пробуждение чувства мужественности (женственности);
- умение налаживать и регулировать контакты в совместной игре, поддерживать дружелюбную атмосферу;
- проявление благодарности, заботливости и внимания по отношению к родителям, повышение значимости семьи в своей жизни.
У родителей:
- активное взаимодействие родителей и педагогов в создании игрового пространства с учетом гендерного подхода;
- повышение компетентности родителей в воспитании гендерной идентичности у дошкольников;
- проявление позиции активных участников воспитательно-образовательного процесса, выход на позицию партнеров.
У педагогов:
- повышение компетентности педагогов в воспитании гендерной идентичности у дошкольников через игру;
- создание в группе дизайнерского проекта развивающей предметно-пространственной среды с учетом гендерного подхода;
- организация клубной деятельности, как одной из форм взаимодействия с семьями своих воспитанников.
Этапы реализации проекта:
Этапы. Цели деятельности.
Деятельность педагогов и детей. Деятельность родителей.
Вводный.
1. Изучить методическую литературу по проблеме гендерного воспитания.
2. Выявить уровень педагогической компетентности родителей по гендерному воспитанию.
3. Выявить уровень гендерной идентичности у детей.
4. Подготовить условия для организации ролевых игр.
1. Накопление и систематизация информации по проблеме:
1. Н. А. Баранникова «О мальчишках и девчонках, а также их родителях»
2. Т. Н. Доронова «Девочки и мальчики 3-4 лет в семье и детском саду»
3. В. Д. Еремеева, Т. П. Хризман «Мальчики и девочки два разных мира»
4. А. М. Щетинина, О. И. Иванова «Полоролевое развитие детей 5- 7 лет»
5. Интернет – ресурсы. Журналы «Обруч», «Дошкольное воспитание».
2. Проведение анкетирования родителей по гендерному воспитанию.
3. Выявление гендерной идентичности у детей: тест-опрос детей «Любимые игры мальчиков (девочек), рисуночный тест для детей «Кем я хочу стать».
4. Анализ РППС для сюжетно-ролевых игр.
5. Сбор материала в тематические папки:
- семья,
- ребенок и его сверстники,
- художественная литература о мальчиках и девочках,
-материал о защитниках отечества и профессиях.
1. Анкетирование родителей по теме:
- «Умеем ли мы воспитывать будущих мужчин (женщин)»,
- «Какие мальчики и девочки?».
2. Онлайн консультация для родителей по проблеме полоролевого воспитания детей дошкольного возраста.
3. Участие родителей в подготовке атрибутов к ролевым играм, изготовление нестандартного оборудования для игр: чехлы – трансформеры для ролевых игр.
4. Сбор фотографий на тему «Моя семья».
5. Знакомство с познавательной, художественной литературой, русским фольклором о народных играх для мальчиков и девочек.
Основной 1. Формирование у детей гендерной идентичности в процессе игровой деятельности.
1. Чтение художественной литературы о труде взрослых, о семейных традициях.
2. Продуктивные виды деятельности: - изготовление атрибутов для сюжетно-ролевых игр;
- оформление фотоальбома «Моя семья».
3. Презентация творческих рисунков детей «Папин портрет», «Галстук для папы», «Кружка для папы», «Милой мамочки портрет», «Весенний букет»
4. Круглый стол для детей и родителей «Мальчики и девочки»
5 .Создание альбомов «Я как мама (я как папа)».
6. Моделирование ситуаций: «Я и моя семья», «Кто живет в твоем сердце».
7. Беседы с детьми «- Одежда для девочек и мальчиков»,
- «В чем сила и слабость мальчика»
- «Может ли семья обойтись без мамы»
8. НОД: «Давайте познакомимся»: (Упражнение «волшебная ромашка»; игра «познакомимся получше»)
Цель:
Выявить и закрепить понятия ребенка о себе как о представителе определенного пола, о некоторых психологических характеристиках мальчиков и девочек, способствовать формированию позитивного отношения к себе.
9. Дидактические игры:
- «Кто знает больше профессий?»
- «Подбери одежду для девочки, мальчика»
- «Где, чьи инструменты»
-«Женская и мужская работа»
- «Подбери головной убор»
10. Проведение праздников и развлечений:
- дни рождения,
- празднование календарных праздников (8 марта, 23 февраля)
11. Подготовка консультаций для родителей и педагогов «Воспитываем мальчиков», «Какой мальчик не любит поиграть, какая девочка не любит поболтать!», «Пять заповедей отцовства».
1. Участие в фотоконкурсе:
-«Мисс шляпка».
2. Оформление творческой работы «Мода», «Наши прически», «Мой любимый герой».
3. Участие в групповом празднике: «Маленькая красавица».
4. Проведение мастер-класса с гендерной направленностью (с девочками): «продукты разные нужны, блюда разные важны».
5. Организация клуба «Мастера»: изготовление деревянных игрушек (машинок, свистулек и др.).
4. Участие семей в мероприятиях и конкурсах группы и МБДОУ.
5. Участие в совместной творческой продуктивной деятельности детей:
- рисунки «Мой папа (мама)»;
- «Моя мама – рукодельница»;
- изготовление кормушек для птиц.
Итоговый: Получение продукта, результата проектной деятельности.
1. Сбор и обработка материала: сравнение стартовых и полученных результатов, обобщение, выводы.
2. Оформление дизайнерского проекта РППС группы с учетом гендерного подхода.
3. Презентация проекта на уровне МБДОУ д/с
4. Оформление Благодарственных писем родителям за активное участие в проектной деятельности.
Заключение проекта.
Реализация проекта началась с изучения материала по вопросу «Особенности гендерного развития», которые показали, что формирование половозрастной идентификации связано с развитием самосознания ребенка, воспитания ребенка в гендерной направленности дошкольного возраста важна и актуальна. Ярким примером этого является сюжетно-ролевая игра. В процессе игры дети усваивают социально приемлемые нормы полового поведения и соответствующие их полу ценностные ориентации, был оформлен консультативно-практический материал, направленный на тему гендерного воспитания в семье и детском саду.
Постановка проблемной ситуации для детей «Каким должен быть папа, какой должна быть мама» подтолкнула детей к размышлению, к поискам ответов в игре и в художественной литературе. Комплексные занятия по теме «Я – мальчик (девочка)», сюжетно-ролевые игры, семейные мероприятия, позволили детям ярко осознать себя по отношению к сверстникам, к противоположному полу, к семье.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие познавательных психических процессов у детей дошкольного возраста в процессе игровой деятельности
Психокоррекционный комплекс состоит из 2 этапов: установочный блок и коррекционно-развивающий блок.Цель установочного блока – снятие тревожност...
Качественное обогащение словаря детей дошкольного возраста в процессе игровой деятельности
Игра, несомненно, является ведущим видом деятельности дошкольника. Именно через игру ребёнок познаёт мир, готовится к взрослой жизни. Одновременно, игра является основой творческого развития ребёнка, ...
Качественное обогащение словаря детей дошкольного возраста в процессе игровой деятельности
Игра – ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста. Наряду с общим влиянием на весь ход психического развития ребенка, игра оказывает специфическое воздействие на становление речи....
РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Аннотация: Статья посвящена вопросу развития творческих способностей детей в игре, в которой раскрыты различные подходы к пониманию способностей, рассмотрена взаимосвязь развития творческих способност...
собрание на тему развитие коммуникативных умений детей дошкольного возраста в процессе игровой деятельности
Проблема общения и взаимодействия личностей очень важна в современном обществе. Развивать эти функции лучше всего с детсва....
Перспективный план по теме самообразования "Формирование семейных ценностей у детей дошкольного возраста в процессе игровой деятельности"
От совместной работы родителей и педагогов зависит дальнейшее развитие ребенка....
Сенсорное воспитание детей раннего возраста в процессе игровой деятельности
Сенсорное воспитание детей раннего возраста, формирование любых представлений о свойствах предметов, происходит в результате действий восприятия, направленных на обследование формы, цвета, величины и ...