Конспект проэкта "Гендерное воспитание детей дошкольного возраста в процессе игровой деятельности"
проект (средняя группа)

Усова Елена Дмитриевна

Предварительный просмотр:

Проект «Гендерное воспитание детей дошкольного возраста в процессе игровой деятельности»

      Проект «Гендерное воспитание детей дошкольного возраста в процессе игровой деятельности» в рамках реализации инновационной деятельности «Гендерное воспитание детей дошкольного возраста на основе культурных традиций родного края».

Актуальность проекта.

     Как известно в детстве происходит становление образа Я мальчика (девочки) и приобретения им (ею) полоролевого опыта как пространства, где ребенок открывает для себя свой пол (физический, социальный, поведенческий, ролевой и т. д.). Важнейшую роль в этом выполняет сюжетно-ролевая игра, в процессе которой каждый ребенок проходит школу общения и взаимодействия с другими детьми, осознает себя и окружающую действительность, осваивает стили и модели поведения – входит в культуру и общество, социализируется.

     Отражение в играх знаний о мире, о людях разных профессий, их взаимоотношениях и способах поведения в различных ситуациях невозможно без соответствующей предметно-пространственной среды, наполненной адекватным игровым материалом. Игровая предметно-пространственная среда позволяет создать в миниатюре общественную жизнь взрослых, помогает детям глубже проникнуть в социальную сущность их деятельности и отношений, поэтому игрушки и игровой материал должны

отражать гендерную идентичность дошкольников.

     Особо важным в педагогической практике является совместное создание детьми и взрослыми (родителями и воспитателями) развивающей предметно-пространственной среды, позволяющей каждому участнику проявить себя в художественном творчестве, показать индивидуальный вкус и мастерство, знания об окружающем мире и отношениях между людьми. Неудивительно, что одной из целей деятельности нашей группы является воспитание у мальчиков и девочек гендерной идентичности в процессе игровой деятельности, которая зависит в первую очередь от отношения родителей к ребенку в семейном воспитании, а также от воспитания его в дошкольном учреждении.

Вид проекта - краткосрочный, групповой, творческий.

Участники проекта: дети среднего дошкольного возраста, родители, педагоги.

Сроки реализации: с 1декабря 2018 г. по 1 апреля 2019 г.

Цель проекта: создание условий РППС с учетом гендерной принадлежности для социализации ребенка в обществе посредством сюжетно-ролевой игры.

Задачи проекта:

• Формировать представления детей о различиях полов (физических, поведенческих и нравственно ценных) посредством ролевых игр.

• Развивать способы взаимодействия, характерные для мужского и женского типов поведения, через знакомство детей с русским фольклором и русскими традициями в семейном воспитании.

• Прививать нравственные качества, характерные для мальчиков и девочек посредством игровой деятельности.

• Повысить активность родителей в совместной деятельности по созданию условий для ролевых игр с учетом гендерного подхода.

Гипотеза реализации проекта

Реализация проекта позволит:

во-первых, объединить усилия воспитателей группы и родителей воспитанников для углубленного погружения ребенка в игровое пространство, позволяющее дошкольнику открывать для себя свой пол

(физический, социальный, поведенческий, ролевой и т. д., формировать ценностное отношение к себе, к противоположному полу, к своей семье;

во-вторых, расширить формы сотрудничества с родителями, повысить компетентность родителей и педагогов в вопросах гендерного воспитания детей дошкольного возраста.

Ожидаемые результаты проекта:

У детей:

- определение гендерной позиции по отношению к окружающему миру и людям через игровую деятельность;

- осознание собственного Я – мальчика (девочки, развитие ребенка как личности в социуме и семье, и пробуждение чувства мужественности (женственности);

- умение налаживать и регулировать контакты в совместной игре, поддерживать дружелюбную атмосферу;

- проявление благодарности, заботливости и внимания по отношению к родителям, повышение значимости семьи в своей жизни.

У родителей:

- активное взаимодействие родителей и педагогов в создании игрового пространства с учетом гендерного подхода;

- повышение компетентности родителей в воспитании гендерной идентичности у дошкольников;

- проявление позиции активных участников воспитательно-образовательного процесса, выход на позицию партнеров.

У педагогов:

- повышение компетентности педагогов в воспитании гендерной идентичности у дошкольников через игру;

- создание в группе дизайнерского проекта развивающей предметно-пространственной среды с учетом гендерного подхода;

- организация клубной деятельности, как одной из форм взаимодействия с семьями своих воспитанников.

Этапы реализации проекта:

Этапы. Цели деятельности.

Деятельность педагогов и детей. Деятельность родителей.

Вводный.

1. Изучить методическую литературу по проблеме гендерного воспитания.

2. Выявить уровень педагогической компетентности родителей по гендерному воспитанию.

3. Выявить уровень гендерной идентичности у детей.

4. Подготовить условия для организации ролевых игр.

1. Накопление и систематизация информации по проблеме:

1. Н. А. Баранникова «О мальчишках и девчонках, а также их родителях»

2. Т. Н. Доронова «Девочки и мальчики 3-4 лет в семье и детском саду»

3. В. Д. Еремеева, Т. П. Хризман «Мальчики и девочки два разных мира»

4. А. М. Щетинина, О. И. Иванова «Полоролевое развитие детей 5- 7 лет»

5. Интернет – ресурсы. Журналы «Обруч», «Дошкольное воспитание».

2. Проведение анкетирования родителей по гендерному воспитанию.

3. Выявление гендерной идентичности у детей: тест-опрос детей «Любимые игры мальчиков (девочек), рисуночный тест для детей «Кем я хочу стать».

4. Анализ РППС для сюжетно-ролевых игр.

5. Сбор материала в тематические папки:

- семья,

- ребенок и его сверстники,

- художественная литература о мальчиках и девочках,

-материал о защитниках отечества и профессиях.

1. Анкетирование родителей по теме:

- «Умеем ли мы воспитывать будущих мужчин (женщин)»,

- «Какие мальчики и девочки?».

2. Онлайн консультация для родителей по проблеме полоролевого воспитания детей дошкольного возраста.

3. Участие родителей в подготовке атрибутов к ролевым играм, изготовление нестандартного оборудования для игр: чехлы – трансформеры для ролевых игр.

4. Сбор фотографий на тему «Моя семья».

5. Знакомство с познавательной, художественной литературой, русским фольклором о народных играх для мальчиков и девочек.

Основной 1. Формирование у детей гендерной идентичности в процессе игровой деятельности.

1. Чтение художественной литературы о труде взрослых, о семейных традициях.

2. Продуктивные виды деятельности: - изготовление атрибутов для сюжетно-ролевых игр;

- оформление фотоальбома «Моя семья».

3. Презентация творческих рисунков детей «Папин портрет», «Галстук для папы», «Кружка для папы», «Милой мамочки портрет», «Весенний букет»

4. Круглый стол для детей и родителей «Мальчики и девочки»

5 .Создание альбомов «Я как мама (я как папа)».

6. Моделирование ситуаций: «Я и моя семья», «Кто живет в твоем сердце».

7. Беседы с детьми «- Одежда для девочек и мальчиков»,

- «В чем сила и слабость мальчика»

- «Может ли семья обойтись без мамы»

8. НОД: «Давайте познакомимся»: (Упражнение «волшебная ромашка»; игра «познакомимся  получше»)

Цель:

Выявить и закрепить понятия ребенка о себе как о представителе определенного пола, о некоторых психологических характеристиках мальчиков и девочек, способствовать формированию позитивного отношения к себе.

9. Дидактические игры:

- «Кто знает больше профессий?»

- «Подбери одежду для девочки, мальчика»

- «Где, чьи инструменты»

-«Женская и мужская работа»

- «Подбери головной убор»

10. Проведение праздников и развлечений:

- дни рождения,

- празднование календарных праздников (8 марта, 23 февраля)

11. Подготовка консультаций для родителей и педагогов «Воспитываем мальчиков», «Какой мальчик не любит поиграть, какая девочка не любит поболтать!», «Пять заповедей отцовства».

1. Участие в фотоконкурсе:

-«Мисс шляпка».

2. Оформление творческой работы «Мода», «Наши прически», «Мой любимый герой».

3. Участие в групповом празднике: «Маленькая красавица».

4. Проведение мастер-класса с гендерной направленностью (с девочками): «продукты разные нужны, блюда разные важны».

5. Организация клуба «Мастера»: изготовление деревянных игрушек (машинок, свистулек и др.).

4. Участие семей в мероприятиях и конкурсах группы и МБДОУ.

5. Участие в совместной творческой продуктивной деятельности детей:

- рисунки «Мой папа (мама)»;

- «Моя мама – рукодельница»;

- изготовление кормушек для птиц.

Итоговый:  Получение продукта, результата проектной деятельности.

1. Сбор и обработка материала: сравнение стартовых и полученных результатов, обобщение, выводы.

2. Оформление дизайнерского проекта РППС группы с учетом гендерного подхода.

3. Презентация проекта на уровне МБДОУ д/с

4. Оформление Благодарственных писем родителям за активное участие в проектной деятельности.

Заключение проекта.

      Реализация проекта началась с изучения материала по вопросу «Особенности гендерного развития», которые показали, что формирование половозрастной идентификации связано с развитием самосознания ребенка, воспитания ребенка в гендерной направленности дошкольного возраста важна и актуальна. Ярким примером этого является сюжетно-ролевая игра. В процессе игры дети усваивают социально приемлемые нормы полового поведения и соответствующие их полу ценностные ориентации, был оформлен консультативно-практический материал, направленный на тему гендерного воспитания в семье и детском саду.

      Постановка проблемной ситуации для детей «Каким должен быть папа, какой должна быть мама» подтолкнула детей к размышлению, к поискам ответов в игре и в художественной литературе. Комплексные занятия по теме «Я – мальчик (девочка)», сюжетно-ролевые игры, семейные мероприятия, позволили детям ярко осознать себя по отношению к сверстникам, к противоположному полу, к семье.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие познавательных психических процессов у детей дошкольного возраста в процессе игровой деятельности

Психокоррекционный   комплекс   состоит  из   2 этапов:  установочный  блок  и  коррекционно-развивающий  блок.Цель установочного блока – снятие тревожност...

Качественное обогащение словаря детей дошкольного возраста в процессе игровой деятельности

Игра, несомненно, является ведущим видом деятельности дошкольника. Именно через игру ребёнок познаёт мир, готовится к взрослой жизни. Одновременно, игра является основой творческого развития ребёнка, ...

Качественное обогащение словаря детей дошкольного возраста в процессе игровой деятельности

Игра – ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста.  Наряду с общим влиянием на весь ход психического развития ребенка, игра оказывает специфическое воздействие на становление речи....

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация: Статья посвящена вопросу развития творческих способностей детей в игре, в которой раскрыты различные подходы к пониманию способностей, рассмотрена взаимосвязь развития творческих способност...

собрание на тему развитие коммуникативных умений детей дошкольного возраста в процессе игровой деятельности

Проблема общения и взаимодействия личностей очень важна в современном обществе. Развивать эти функции лучше всего с детсва....

Сенсорное воспитание детей раннего возраста в процессе игровой деятельности

Сенсорное воспитание детей раннего возраста, формирование любых представлений о свойствах предметов, происходит в результате действий восприятия, направленных на обследование формы, цвета, величины и ...