Конспект НОД по нравственно – патриотическому воспитанию в старшей группе на тему: «Путешествие к Марье Искуснице»
план-конспект занятия (старшая группа)

Федосеева Ольга Владимировна

Приобщение детей к народному искусству незаменимо для эстетического и нравственного воспитания, развития уважения к труду, наследству своих предков. Изучение русского народного костюма способствует воспитанию уважения к истории и традициям России. Национальная одежда – это своеобразная книга, научившись читать которую, можно много узнать о традициях, обычаях и истории своего народа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_puteshestvie_k_mare_iskusnitse.docx22.1 КБ

Предварительный просмотр:

                              НОД по нравственно – патриотическому воспитан в старшей группе на тему: «Путешествие к Марье Искуснице»

Разработала и провела воспитатель высшей кв. категории

Федосеева О В.

Цель: Формировать патриотические чувства у детей посредством ознакомления с народным костюмом, бытом, традициями русского народа.

Задачи:  

Формировать знания детей о русской избе, дать представление об основных предметах быта и их значении: печь, чугунок, ухват, самовар.

Расширять кругозор и эрудицию детей за счет обогащения словарного запаса и ознакомления с предметами старины.
Развивать интерес к истории и народному творчеству своего народа, к его традициям и обычаям.

Развивать интерес к устному народному творчеству: поговоркам, загадкам.

Формировать знания о русском народном костюме, особенностями его

внешнего вида.

 Развивать умение сравнивать, описывать предметы одежды.

Закрепить умение украшать русский народный костюм (сарафан и рубаху) узорами.

Развивать коммуникативные умения, творческое воображение, умение работать самостоятельно;

Вызвать у детей эмоциональную отзывчивость к русской народной музыке.

Воспитывать бережное отношение к старинным вещам, к русскому народному костюму.  

Воспитывать любовь и уважение к культуре и быту русского народа, к народным традициям.

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно – эстетическое развитие, «Социально – коммуникативное развитие, «Физическое развитие».

Форма организационной деятельности детей: групповая

Методы: наглядный, словесный, практический.

Предварительная работа:

 Беседы: «Наша Родина – Россия.

 «Русские народные праздники», «Русский народный костюм»,

«Из чего плетут лапти», «Русская изба».

Рассказ о народных обычаях и традициях.

Презентация: «Русский народный костюм»

Чтение рассказа К. Д. Ушинского «Как рубашка в поле выросла.»

Рассматривание иллюстраций к русским народным сказкам «Царевна лягушка», «Морозко», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Гуси-лебеди»

Дидактические игры и упражнения: «Части - целое», «Найди отличия»

«Собери картинку», «Оденем куклу в русский народный костюм»

Подвижные игры: «Наш платочек голубой», «Метелка»

Пальчиковая гимнастика: «Наперсток».

Работа с родителями:  

Информационная ширма для родителей «Русский народный костюм»

Создание мини -музея «Русская изба»

Материал (демонстрационный и раздаточный):

Демонстрационный материал: Мини – музей «Русская изба», иллюстрации русских народных костюмов, образцы орнамента русских узоров, ширма – терем, деревянные скамейки, метёлка.

Раздаточный материал, на столах: бумажные силуэты сарафанов и рубах, краска гуашь кисть, баночка с водой, подставка под кисть, салфетка.

Фонограмма: Запись диалога с «Машиной времени», русская народная песня «Ах, улица широкая», русские народные мелодии.

Ход занятия.

Звучит фонограмма русской народной мелодии.

Дети заходят в группу.

Воспитатель: Здравствуйте, ребята. Сегодня я вас приглашаю посетить мини- музей «Русская изба…»

Дети подходят к мини – музею. Рассматривают предметы русской избы.

В.:  Ребята из чего строили на Руси дома?

О.Д.: Строили дома из деревьев.

В.: Правильно, ребята. Почему на Руси раньше говорили не строить, а рубить?

О.Д.: Потому что избы рубили топорами.

В.:  Все верно, молодцы ребята. И жили поживали русские люди в избе. Изба была прочная, такая, чтобы долго стояла, чтобы дети и внуки в ней жили.

В.: Ребята, как называлась комната в такой избе?  

О.Д.:  Комната в доме называлась горницей.

В.:  Правильно, ребята. Посмотрите внимательно на горницу в мини – музее.  Какая мебель находилась в горнице?

О.Д.: В горнице находились столы, лавки, сундуки, люльки для малыша. В сундуках находилась одежда. На них спали и на лавках спали.

В.: А сейчас время загадывать загадки.

1. Летом спит, зимой горит, рот открывает, что

дают- глотает (печь).

Дети находят в мини музее отгадки на загадки.

В.: Самым главным предметом в избе была печь. Как вы думаете почему?

О.Д: Печь - это сердце дома. Печь кормила семью, обогревала дом, на ней спали младшие детки и старички, сушили одежду и даже мылись. Печка- деревенская кормилица.

В.: 2 Что хозяйка в печку ставит, кто из вас, ребята. знает?

 (чугунок).

  Верно, это чугунок. Из чего делали чугуны?

О.Д: Чугунок делали из металла, чугуна.

В.: 3. Не бык, а бодает, не ест, а еду хватает, что схватит- отдает, а сам в угол идет

(ухват).

Ребята, для чего нужен был ухват хозяйке в доме?

О.Д.: Хозяйка вынимала из печи горячие чугуны со щами и вкусной кашей.

В.: Верно, ребята. Молодцы!

5. Всех кормлю с охотою, а сама безротая (ложка).

Конечно же, это ложка. Из чего делали ложки в старину?

О.Д.: В крестьянской семье у каждого члена семьи была своя ложка, которую вырезали из дерева. И в гости тоже ходили всегда со своей ложкой. Даже поговорка сложилась

«Запасливый гость без ложки не ходит».

В.: Молодцы, ребята.  Отгадайте, что это.

6. Воду дед носил с утра,
Каждый раз по два ведра, 
На плечах дугой повисло. 
Держит ведра
. (коромысло)

Правильно, ребята. Это коромысло.

А для чего нужно было коромысло.

О.Д: Чтобы носить воду на плече двумя ведрами.

В.: Да, это верно, следующая загадка:

7.  Выпускает жаркий пар древний чайник… (самовар).

Правильно, ребята. Для чего нужен самовар?

О.Д.: За самоваром собиралась вся большая семья, пили горячий чай с медом, пирогами и блинами.

В.: Верно, дети. Самовар стал символом добра, домашнего уюта и семейного покоя. Русская изба славилась не только углами, но и пирогами!

Есть такая традиция на Руси гостей встречать и угощать.

В: Посмотрите ребята, как красиво одеты куклы. Какая у них необычная, нарядная одежда. Что это одето на кукле?

О.Д: Это сарафан и кокошник.

В.: Очень красивый русский народный костюм. Вот бы нам очутиться на Руси, когда носили такие наряды.

А это что такое?

 Стоит маленький ноутбук.

Ребята, это предмет старины?

О.Д.: нет.

Воспитатель, открывает, ноутбук. Как же он сюда попал.

Звучит голос: «Здравствуйте!»

В.: Здравствуйте, а вы кто?

Звучит голос: «Я машина времени! Могу вас отправить в другое время. Куда вы хотите?

В.: Ребята, вы согласны отправиться в древнюю Русь?

О.Д.: да.

В.: Машина времени, мы хотим в древнюю Русь. Узнать, как одевались люди в старину.

Машина времени: Нужно закрыть глаза и повторять слова:

Крутится вертится шар голубой,

Крутится вертится вместе со мной,

Хочется, хочется увидеть мне

Как жили люди в далекой старине.

Дети приседают и закрывают глаза. Повторяют слова.

Перед ними ширма - русский теремок в нем сидит Марья Искусница.

Дети открывают глаза.

В.: Ребята, мы с вами переместились во временив прошлое и оказались в горнице  Марьи Искусницы.

М.И: Здравствуйте, гости дорогие! Гости званные и желанные! Хорошим гостям и хозяюшка рада! Откуда вы к нам пожаловали?

О.Д.: Мы прилетели из России.

М.И.: Что же вы желаете?

О.Д.:  Расскажите, пожалуйста, нам о русском народном костюме.

М.И.: Хорошо, расскажу и покажу вам русские народные наряды.

Приглашаю вас на наши посиделки!

А вы знаете, что такое посиделки?

О.Д.: Зимними вечерами собирались люди в большой избе - пели, водили хороводы, рассказывали сказки, обменивались шутками- прибаутками и работали: пряли, вязали, вышивали, плели лапти и корзины.

М.И.: Верно, такие вечера называют у нас посиделками.

Ребята, давайте и мы поиграем.

Русская народная игра «Метелка» (пока звучит музыка- дети танцуют, как только музыка остановилась, дети становятся парами, кому не хватило пары танцует с метелкой).

 М.И.: Молодцы, ребята, хорошо танцевали, а сейчас присаживайтесь на скамейки. Да слушайте.

Русский народ смышлёный, трудолюбивый, веселый и нарядный! Одежда у

русских не только служит защитой от жары и холода, но и украшением.

- Вся одежда и у мужчин, и у женщин очень красивая.

В ней обязательно присутствуют элементы декора: вышивка, бисер, шитье, шнур, блестки.

Даже цвет в одежде имеет свое значение:

М.И.: ребята, кто догадался, что означает красный цвет?

О.Д:   красный- значит очень красивый.  Цвет огня.

М.И.:   А желтый? Как вы думаете?

О.Д: желтый- тепло и ласка,

синий- радость, черный- богатство

 М.И.: Правильно. Молодцы ребята.

Такие красивые наряды делали из материала, который ткали в домашних условиях на станке.

Дети рассматривают русские народные костюмы и на них узоры.

М.И.: Ребята, рассмотрите русский народный женский костюм.

Какие элементы женской одежды вы узнали и можете назвать?

О.Д.: Рубаха, сарафан, кокошник, юбка - понева, лапти.

А какие головные уборы носили девушки? 

О.Д: Платки, кокошники

М.И.: Верно, ребята. Молодцы!

Рассмотрите мужской костюм. Какие элементы костюма вы узнали?

О.Д.: Рубаха, кушак, порты, лапти.

М-И.: Кто из вас знает, как называется мужская рубаха?

О.Д.: Рубаха – косоворотка

М.И.: Кто догадался почему так называлась рубаха.

У мужчин -  русская рубаха- косоворотка украшена богатой вышивкой.

А что носили на ногах мужчины.

О.Д.: Носили лапти или сапоги.

М-И.: Из чего плели лапти?

О.Д.: Их плели из лыка дерева липы.

М.И.: Молодцы ребята, все знаете.

В.: Марья Искусница расскажи нам о необычных узорах на рубашках и сарафанах.

М.И.: Хорошо, ребята расскажу, но и вы мне помогите, есть у меня в мастерской сарафаны и рубахи, нужно придумать узор для них. Украсите рубахи и сарафаны?

В.: Ребята поможем Марье Искуснице.

О.Д: Да.

Марья Искусница показывает узоры на одежде.

М.И.:  А сейчас обратите внимание на узоры, какими мастерицы украшают у нас вороты рубах, рукава, подолы. Знаки на вышивке имеют особое значение. Например, на что похож этот знак?  (волнистая линия)

О.Д: на волны, на реку.

М.И.: Верно, ребята. Круг на что похож, как вы думаете?

О.Д.: знак солнца. Он дарит тепло, добро.

М.И.: Молодцы, ребята. А что означает квадрат или ромб, как вы думаете?

О.Д.: Земля, поле. Он приносит счастье и богатство.

М.И.: Верно, все сказали. А крест берег людей от злых сил. Украшая такими знаками одежду люди надеялись, что это им принесет счастье, богатство, достаток.  Такой узор называется оберег.

Приглашаю всех в мою мастерскую.

Дети садятся за столы.

 М.И.: Чтобы подготовить пальчики поиграем в игру.

Утро настало, солнышко встало.

Эй, братец Федя, разбуди соседей!

Вставай большак, Вставай указка,

Вставай середка! Вставай сиротка!

И крошка Митрошка! Привет, ладошка!

Все проснулись, потянулись, молодцы!

А сейчас приступаем к работе. На столах перед вами лежат образцы вышивки, но вы придумайте каждый свой узор и украсьте одежду по вороту, рукавам, подолу.

Творческая работа детей.

М.И.: Какие вы молодцы. Такие замечательные рубахи и сарафаны получились.

В.: Марья Искусница, большое спасибо за гостеприимство. Нам пора домой.

 М.И.: Ребята, вы сегодня отлично потрудились.  Я вам дарю сундучок с сюрпризом. Откроите в детском саду. Чтобы не забывали нашу Русь – матушку.

В.: Спасибо большое, Марья Искусница. До свидания.

 Дети прощаются с героем.

В.: Дети закрываем глаза и говорим: 1,2,3 - влево, вправо повернись – в нашем времени окажись.

Дети открывают глаза.

- Сегодня мы с вами побывали в прошлом, вспомнили историю русского народного костюма. Что интересного вам запомнилось? (Ответы детей)

 Открываю сундучок, вам Марья – Искусница подарила деревянные плоскостные матрешки.  

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по нравственно-патриотическому воспитанию детей старшей группы на тему: «Животный мир средней полосы России».

Конспект занятия по  нравственно-патриотическому воспитанию детей  старшей группы на  тему:  «Животный мир  средней  полосы России» расширяет  представлен...

Конспект НОД по нравственно – патриотическому воспитанию в старшей группе по теме «Наша Родина – Россия».

Формировать у детей представление о России, как о родной стране; уважительное отношение к государственной символике; представление о родах войск (лётчик, танкист, моряк, пограничник, об армии, службе ...

Занятие по нравственно-патриотическому воспитанию в старшей группе по теме "Путешествие по родному городу" .

Нравственно-патриотическое воспитание начинается с родного города.ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ:1.Формировать у детей представления о достопримечательностях родного города.2.Развивать память, мышление, внима...

Конспект занятия по нравственно- патриотическому воспитанию в старшей группе на тему "Праздник "Сороки"

Возрождение интереса и уважения к русской культуре, обрядовым народным праздникам, традициям, обычаям.Способствовать духовно – нравственному воспитанию дошкольников.Воспитывать добрые ...

Конспект ООД по нравственно- патриотическому воспитанию в старшей группе по теме: «Путешествие по родному городу »

ТЕМА: «Путешествие по родному городу»ЦЕЛЬ: воспитывать любовь к родному краю, вызвать у детей чувство гордости за свой город ЦЕЛЕВЫЕ ОРИЕНТИРЫ: познакомить детей с дост...

Конспект занятия по нравственно – патриотическому воспитанию в средней группе на тему: «Путешествие по России»

Конспект занятия по нравственно – патриотическому воспитанию в средней группе «Улыбка» на тему:«Путешествие по России»      Выполнила: Вашев...