Конспект НОД по нравственно – патриотическому воспитанию в старшей группе на тему: «Путешествие к Марье Искуснице»
план-конспект занятия (старшая группа)
Приобщение детей к народному искусству незаменимо для эстетического и нравственного воспитания, развития уважения к труду, наследству своих предков. Изучение русского народного костюма способствует воспитанию уважения к истории и традициям России. Национальная одежда – это своеобразная книга, научившись читать которую, можно много узнать о традициях, обычаях и истории своего народа.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nod_puteshestvie_k_mare_iskusnitse.docx | 22.1 КБ |
Предварительный просмотр:
НОД по нравственно – патриотическому воспитан в старшей группе на тему: «Путешествие к Марье Искуснице»
Разработала и провела воспитатель высшей кв. категории
Федосеева О В.
Цель: Формировать патриотические чувства у детей посредством ознакомления с народным костюмом, бытом, традициями русского народа.
Задачи:
Формировать знания детей о русской избе, дать представление об основных предметах быта и их значении: печь, чугунок, ухват, самовар.
Расширять кругозор и эрудицию детей за счет обогащения словарного запаса и ознакомления с предметами старины.
Развивать интерес к истории и народному творчеству своего народа, к его традициям и обычаям.
Развивать интерес к устному народному творчеству: поговоркам, загадкам.
Формировать знания о русском народном костюме, особенностями его
внешнего вида.
Развивать умение сравнивать, описывать предметы одежды.
Закрепить умение украшать русский народный костюм (сарафан и рубаху) узорами.
Развивать коммуникативные умения, творческое воображение, умение работать самостоятельно;
Вызвать у детей эмоциональную отзывчивость к русской народной музыке.
Воспитывать бережное отношение к старинным вещам, к русскому народному костюму.
Воспитывать любовь и уважение к культуре и быту русского народа, к народным традициям.
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно – эстетическое развитие, «Социально – коммуникативное развитие, «Физическое развитие».
Форма организационной деятельности детей: групповая
Методы: наглядный, словесный, практический.
Предварительная работа:
Беседы: «Наша Родина – Россия.
«Русские народные праздники», «Русский народный костюм»,
«Из чего плетут лапти», «Русская изба».
Рассказ о народных обычаях и традициях.
Презентация: «Русский народный костюм»
Чтение рассказа К. Д. Ушинского «Как рубашка в поле выросла.»
Рассматривание иллюстраций к русским народным сказкам «Царевна лягушка», «Морозко», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Гуси-лебеди»
Дидактические игры и упражнения: «Части - целое», «Найди отличия»
«Собери картинку», «Оденем куклу в русский народный костюм»
Подвижные игры: «Наш платочек голубой», «Метелка»
Пальчиковая гимнастика: «Наперсток».
Работа с родителями:
Информационная ширма для родителей «Русский народный костюм»
Создание мини -музея «Русская изба»
Материал (демонстрационный и раздаточный):
Демонстрационный материал: Мини – музей «Русская изба», иллюстрации русских народных костюмов, образцы орнамента русских узоров, ширма – терем, деревянные скамейки, метёлка.
Раздаточный материал, на столах: бумажные силуэты сарафанов и рубах, краска гуашь кисть, баночка с водой, подставка под кисть, салфетка.
Фонограмма: Запись диалога с «Машиной времени», русская народная песня «Ах, улица широкая», русские народные мелодии.
Ход занятия.
Звучит фонограмма русской народной мелодии.
Дети заходят в группу.
Воспитатель: Здравствуйте, ребята. Сегодня я вас приглашаю посетить мини- музей «Русская изба…»
Дети подходят к мини – музею. Рассматривают предметы русской избы.
В.: Ребята из чего строили на Руси дома?
О.Д.: Строили дома из деревьев.
В.: Правильно, ребята. Почему на Руси раньше говорили не строить, а рубить?
О.Д.: Потому что избы рубили топорами.
В.: Все верно, молодцы ребята. И жили поживали русские люди в избе. Изба была прочная, такая, чтобы долго стояла, чтобы дети и внуки в ней жили.
В.: Ребята, как называлась комната в такой избе?
О.Д.: Комната в доме называлась горницей.
В.: Правильно, ребята. Посмотрите внимательно на горницу в мини – музее. Какая мебель находилась в горнице?
О.Д.: В горнице находились столы, лавки, сундуки, люльки для малыша. В сундуках находилась одежда. На них спали и на лавках спали.
В.: А сейчас время загадывать загадки.
1. Летом спит, зимой горит, рот открывает, что
дают- глотает (печь).
Дети находят в мини музее отгадки на загадки.
В.: Самым главным предметом в избе была печь. Как вы думаете почему?
О.Д: Печь - это сердце дома. Печь кормила семью, обогревала дом, на ней спали младшие детки и старички, сушили одежду и даже мылись. Печка- деревенская кормилица.
В.: 2 Что хозяйка в печку ставит, кто из вас, ребята. знает?
(чугунок).
Верно, это чугунок. Из чего делали чугуны?
О.Д: Чугунок делали из металла, чугуна.
В.: 3. Не бык, а бодает, не ест, а еду хватает, что схватит- отдает, а сам в угол идет
(ухват).
Ребята, для чего нужен был ухват хозяйке в доме?
О.Д.: Хозяйка вынимала из печи горячие чугуны со щами и вкусной кашей.
В.: Верно, ребята. Молодцы!
5. Всех кормлю с охотою, а сама безротая (ложка).
Конечно же, это ложка. Из чего делали ложки в старину?
О.Д.: В крестьянской семье у каждого члена семьи была своя ложка, которую вырезали из дерева. И в гости тоже ходили всегда со своей ложкой. Даже поговорка сложилась
«Запасливый гость без ложки не ходит».
В.: Молодцы, ребята. Отгадайте, что это.
6. Воду дед носил с утра,
Каждый раз по два ведра,
На плечах дугой повисло.
Держит ведра. (коромысло)
Правильно, ребята. Это коромысло.
А для чего нужно было коромысло.
О.Д: Чтобы носить воду на плече двумя ведрами.
В.: Да, это верно, следующая загадка:
7. Выпускает жаркий пар древний чайник… (самовар).
Правильно, ребята. Для чего нужен самовар?
О.Д.: За самоваром собиралась вся большая семья, пили горячий чай с медом, пирогами и блинами.
В.: Верно, дети. Самовар стал символом добра, домашнего уюта и семейного покоя. Русская изба славилась не только углами, но и пирогами!
Есть такая традиция на Руси гостей встречать и угощать.
В: Посмотрите ребята, как красиво одеты куклы. Какая у них необычная, нарядная одежда. Что это одето на кукле?
О.Д: Это сарафан и кокошник.
В.: Очень красивый русский народный костюм. Вот бы нам очутиться на Руси, когда носили такие наряды.
А это что такое?
Стоит маленький ноутбук.
Ребята, это предмет старины?
О.Д.: нет.
Воспитатель, открывает, ноутбук. Как же он сюда попал.
Звучит голос: «Здравствуйте!»
В.: Здравствуйте, а вы кто?
Звучит голос: «Я машина времени! Могу вас отправить в другое время. Куда вы хотите?
В.: Ребята, вы согласны отправиться в древнюю Русь?
О.Д.: да.
В.: Машина времени, мы хотим в древнюю Русь. Узнать, как одевались люди в старину.
Машина времени: Нужно закрыть глаза и повторять слова:
Крутится вертится шар голубой,
Крутится вертится вместе со мной,
Хочется, хочется увидеть мне
Как жили люди в далекой старине.
Дети приседают и закрывают глаза. Повторяют слова.
Перед ними ширма - русский теремок в нем сидит Марья Искусница.
Дети открывают глаза.
В.: Ребята, мы с вами переместились во временив прошлое и оказались в горнице Марьи Искусницы.
М.И: Здравствуйте, гости дорогие! Гости званные и желанные! Хорошим гостям и хозяюшка рада! Откуда вы к нам пожаловали?
О.Д.: Мы прилетели из России.
М.И.: Что же вы желаете?
О.Д.: Расскажите, пожалуйста, нам о русском народном костюме.
М.И.: Хорошо, расскажу и покажу вам русские народные наряды.
Приглашаю вас на наши посиделки!
А вы знаете, что такое посиделки?
О.Д.: Зимними вечерами собирались люди в большой избе - пели, водили хороводы, рассказывали сказки, обменивались шутками- прибаутками и работали: пряли, вязали, вышивали, плели лапти и корзины.
М.И.: Верно, такие вечера называют у нас посиделками.
Ребята, давайте и мы поиграем.
Русская народная игра «Метелка» (пока звучит музыка- дети танцуют, как только музыка остановилась, дети становятся парами, кому не хватило пары танцует с метелкой).
М.И.: Молодцы, ребята, хорошо танцевали, а сейчас присаживайтесь на скамейки. Да слушайте.
Русский народ смышлёный, трудолюбивый, веселый и нарядный! Одежда у
русских не только служит защитой от жары и холода, но и украшением.
- Вся одежда и у мужчин, и у женщин очень красивая.
В ней обязательно присутствуют элементы декора: вышивка, бисер, шитье, шнур, блестки.
Даже цвет в одежде имеет свое значение:
М.И.: ребята, кто догадался, что означает красный цвет?
О.Д: красный- значит очень красивый. Цвет огня.
М.И.: А желтый? Как вы думаете?
О.Д: желтый- тепло и ласка,
синий- радость, черный- богатство
М.И.: Правильно. Молодцы ребята.
Такие красивые наряды делали из материала, который ткали в домашних условиях на станке.
Дети рассматривают русские народные костюмы и на них узоры.
М.И.: Ребята, рассмотрите русский народный женский костюм.
Какие элементы женской одежды вы узнали и можете назвать?
О.Д.: Рубаха, сарафан, кокошник, юбка - понева, лапти.
А какие головные уборы носили девушки?
О.Д: Платки, кокошники
М.И.: Верно, ребята. Молодцы!
Рассмотрите мужской костюм. Какие элементы костюма вы узнали?
О.Д.: Рубаха, кушак, порты, лапти.
М-И.: Кто из вас знает, как называется мужская рубаха?
О.Д.: Рубаха – косоворотка
М.И.: Кто догадался почему так называлась рубаха.
У мужчин - русская рубаха- косоворотка украшена богатой вышивкой.
А что носили на ногах мужчины.
О.Д.: Носили лапти или сапоги.
М-И.: Из чего плели лапти?
О.Д.: Их плели из лыка дерева липы.
М.И.: Молодцы ребята, все знаете.
В.: Марья Искусница расскажи нам о необычных узорах на рубашках и сарафанах.
М.И.: Хорошо, ребята расскажу, но и вы мне помогите, есть у меня в мастерской сарафаны и рубахи, нужно придумать узор для них. Украсите рубахи и сарафаны?
В.: Ребята поможем Марье Искуснице.
О.Д: Да.
Марья Искусница показывает узоры на одежде.
М.И.: А сейчас обратите внимание на узоры, какими мастерицы украшают у нас вороты рубах, рукава, подолы. Знаки на вышивке имеют особое значение. Например, на что похож этот знак? (волнистая линия)
О.Д: на волны, на реку.
М.И.: Верно, ребята. Круг на что похож, как вы думаете?
О.Д.: знак солнца. Он дарит тепло, добро.
М.И.: Молодцы, ребята. А что означает квадрат или ромб, как вы думаете?
О.Д.: Земля, поле. Он приносит счастье и богатство.
М.И.: Верно, все сказали. А крест берег людей от злых сил. Украшая такими знаками одежду люди надеялись, что это им принесет счастье, богатство, достаток. Такой узор называется оберег.
Приглашаю всех в мою мастерскую.
Дети садятся за столы.
М.И.: Чтобы подготовить пальчики поиграем в игру.
Утро настало, солнышко встало.
Эй, братец Федя, разбуди соседей!
Вставай большак, Вставай указка,
Вставай середка! Вставай сиротка!
И крошка Митрошка! Привет, ладошка!
Все проснулись, потянулись, молодцы!
А сейчас приступаем к работе. На столах перед вами лежат образцы вышивки, но вы придумайте каждый свой узор и украсьте одежду по вороту, рукавам, подолу.
Творческая работа детей.
М.И.: Какие вы молодцы. Такие замечательные рубахи и сарафаны получились.
В.: Марья Искусница, большое спасибо за гостеприимство. Нам пора домой.
М.И.: Ребята, вы сегодня отлично потрудились. Я вам дарю сундучок с сюрпризом. Откроите в детском саду. Чтобы не забывали нашу Русь – матушку.
В.: Спасибо большое, Марья Искусница. До свидания.
Дети прощаются с героем.
В.: Дети закрываем глаза и говорим: 1,2,3 - влево, вправо повернись – в нашем времени окажись.
Дети открывают глаза.
- Сегодня мы с вами побывали в прошлом, вспомнили историю русского народного костюма. Что интересного вам запомнилось? (Ответы детей)
Открываю сундучок, вам Марья – Искусница подарила деревянные плоскостные матрешки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по нравственно-патриотическому воспитанию детей старшей группы на тему: «Животный мир средней полосы России».
Конспект занятия по нравственно-патриотическому воспитанию детей старшей группы на тему: «Животный мир средней полосы России» расширяет представлен...
Конспект занятия по нравственно-патриотическому воспитанию в старшей группе на тему «Быт Древней Руси»
Составила воспитатель 1 категории Константинова О. В....
Конспект НОД по нравственно – патриотическому воспитанию в старшей группе по теме «Наша Родина – Россия».
Формировать у детей представление о России, как о родной стране; уважительное отношение к государственной символике; представление о родах войск (лётчик, танкист, моряк, пограничник, об армии, службе ...
Занятие по нравственно-патриотическому воспитанию в старшей группе по теме "Путешествие по родному городу" .
Нравственно-патриотическое воспитание начинается с родного города.ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ:1.Формировать у детей представления о достопримечательностях родного города.2.Развивать память, мышление, внима...
Конспект занятия по нравственно- патриотическому воспитанию в старшей группе на тему "Праздник "Сороки"
Возрождение интереса и уважения к русской культуре, обрядовым народным праздникам, традициям, обычаям.Способствовать духовно – нравственному воспитанию дошкольников.Воспитывать добрые ...
Конспект ООД по нравственно- патриотическому воспитанию в старшей группе по теме: «Путешествие по родному городу »
ТЕМА: «Путешествие по родному городу»ЦЕЛЬ: воспитывать любовь к родному краю, вызвать у детей чувство гордости за свой город ЦЕЛЕВЫЕ ОРИЕНТИРЫ: познакомить детей с дост...
Конспект занятия по нравственно – патриотическому воспитанию в средней группе на тему: «Путешествие по России»
Конспект занятия по нравственно – патриотическому воспитанию в средней группе «Улыбка» на тему:«Путешествие по России» Выполнила: Вашев...